Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г.»
Согласовано и
утверждено Введено в действие
на педсовете приказом директора школы
пр.№ 1 Пр. № 336
от 28.08.2017 г. от 30. 08.2017 г.
Директор школы ________________Т.Г.Наумова
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию целенаправленного внимания и целенаправленной учебной деятельности
1-4 класс
Разработчик программы:
Наумова Т.Г.
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа
составлена на основе:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Приказа МОН РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
· Приказа МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
· Письма МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
· Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов» Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников:, 2012 г.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Недостаточный уровень развития внимания часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: как отмечают многие психологи, оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы. Благодаря вниманию выражаются интересы, определяется направленность личности. Внимание выступает как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Внимание является одним из компонентов ориентировочно - исследовательской деятельности, оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли и других явлений. Оно играет огромную роль в регуляции интеллектуальной активности, кроме того не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Учитывая все это необходимо развивать внимание обучающихся на коррекционных занятиях, а так же целесообразно включать в урок разнообразные виды деятельности, чередуя упражнения и игры, для развития различных видов внимания.
Цель программы: развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности ребенка; развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема).
Задачи:
· 1.Развитие произвольного внимания и его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
· 2.Развитие способности запоминать любой объем материала через игровую деятельность.
· 3.Развитие способности к установлению связей и отношений между предметами логическим путем, умения выделять существенные признаки предмета; синтезировать различные признаки в целое представление о предмете; сравнивать предметы и выявлять различия в них и т.д.
· Требования к реализации программы
· Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими низкий уровень развития свойств внимания. Система занятий предназначена для коррекции внимания у детей с особенностями психофизического развития.
· Предлагаемая программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения программного материала ребенком.
· Каждое занятие программы включает в себя графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.
· Предполагаемые результаты:
· Внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к норме.
· Календарно-тематическое планирование программы (6 часов)
№ занятия |
Задачи |
Содержание |
Дата проведения |
· 1. |
Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развивать внимательность, переключение внимания. |
Упражнение «Приветствие» «Мы самые внимательные!» Упражнение «Муха» «Что изменилось? » «Найди различия». |
|
· 2. |
Развитие переключаемости произвольного внимания. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Будь внимательным» Упражнение "Что слышно?" Игра «Запретное слово» Упражнение «Корректурная проба» |
|
· 3. |
Развитие умения копировать образец. Развитие концентрации внимания. Развитие наблюдательности |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Найди отличия» Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение «Корректурная проба» |
|
· 4. |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. |
Упражнение «Приветствие» Игра «Запретная цифра» Упражнение «Муха» Упражнение «Корректурная проба» Игра «Перепуганные линии». Графический диктант |
|
· 5. |
Развитие наблюдательности. Развитие произвольного внимания |
Упражнение «Приветствие» Упражнение "Найди отличие". Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Закрась фигуры» |
|
· 6. |
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант Упражнение «Муха» Упражнение «Художник» (раскрашивание половин рисунка правой и левой рукой) Упражнение
«Найди отличия»
Диагностика уровня сформированности внимания (Графический диктант,
корректурная проба и др.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.