Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа № 17 г. Бор»
Программа коррекционно – развивающих занятий
«Учимся с радостью»
Выполнила:
Кулагина И.Л.
2017 г.
Пояснительная записка.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
· Ритуал приветствия.
· Рефлексия предыдущего занятия.
· Разминка.
· Основное содержание занятия.
· Рефлексия прошедшего занятия.
· Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
· Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
· Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 4 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
· Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
· Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
· Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
· Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Принципы реализации программы:
1. Доступности, который проявляется в соответствии с возрастом и особенностями данной группы детей.
2. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности ребенка.
4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
5. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с ЗПР. На всех занятиях педагог, психолог, дефектолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
6. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
7. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?
При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.
Тематическое планирование по курсу: «Учимся с радостью»
1 класс
Раздел |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата |
Блок 1 |
Входная диагностика познавательных процессов |
|
|
|
1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (упражнения «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?») |
|
|
|
2. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») |
|
|
|
3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»). |
|
|
Блок 2 |
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика восприятия |
1. Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр – я «Что, где находится?», «Положи верно») |
|
|
|
2. Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр – я «Спрячем и найдем») |
|
|
|
3. Развитие восприятия времени. (упр. «Когда это бывает?», «Календарь», «Что было вчера?») |
|
|
|
4. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки», «Что больше, выше», «Толстый, тонкий»)
|
|
|
|
5. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)
|
|
|
|
6. Диагностика развития пространства, времени, цвета. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика внимания |
1. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Найди и подчеркни», «Поиск предмета») |
|
|
|
2. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй», «Смотри на руки», «Слушай команду») |
|
|
|
3. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета») |
|
|
|
4. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам») |
|
|
|
5. Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика памяти |
1. Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес») |
|
|
|
2. Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат») |
|
|
|
3. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?») |
|
|
|
4. Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»). |
|
|
|
5. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»). |
|
|
|
6. Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика мышления |
1. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»). |
|
|
|
2. Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. |
|
|
|
3. Развитие умения классифицировать. |
|
|
|
4. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что посажено раньше?») |
|
|
|
5.Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку у которой самое короткое платье») |
|
|
|
6. Диагностика развития мышления. |
|
|
Блок 3. |
Диагностика моторной деятельности |
|
|
|
1.Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»). 2. исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я»)
|
|
|
Блок 4. |
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. |
|
|
Развитие мелкой моторики |
1. Пальчиковая гимнастика. |
|
|
|
2. Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего») |
|
|
Развитие сенсорной моторики. Диагностика. |
Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании. Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Колючий человек», «Голоса природы», дыхательная гимнастика) |
|
|
|
2. Диагностика моторной деятельности. |
|
|
Блок 5 |
Заключительная диагностика |
|
|
|
1. Диагностика восприятия |
|
|
|
2.Диагностика внимания |
|
|
|
3. Диагностика памяти |
|
|
|
4. Диагностика мышления |
|
|
Тематическое планирование по курсу: «Учимся с радостью»
2 класс
Раздел |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата |
Блок 1. |
Входная диагностика познавательных процессов |
|
|
|
1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали») |
|
|
|
2. Диагностика развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»). |
|
|
|
3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») |
|
|
|
4. Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное») |
|
|
Блок 2. |
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика восприятия. |
1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.») |
|
|
|
2. Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера») |
|
|
|
3. Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы») |
|
|
|
4. Диагностика развития восприятия. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика внимания. |
1. Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди отличия», «Перепутанные линии», «Зашифрованное слово») |
|
|
|
2. Развитие произвольного внимания. (Упр. «Зеваки», «Буквы алфавита»)
|
|
|
|
3. Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»).
|
|
|
|
4. Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг - крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики») |
|
|
|
5. Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца») |
|
|
|
6. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика памяти. |
1. Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры», методика «Запомни слова»). |
|
|
|
2. Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»). |
|
|
|
3.Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»). |
|
|
|
4.Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»). |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика мышления. |
1.Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»). |
|
|
|
2.Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. |
|
|
|
3.Развитие умения классифицировать. |
|
|
|
4.Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.). |
|
|
|
5.Диагностика развития мышления.
|
|
|
Блок 3. |
Диагностика моторной деятельности.
|
|
|
|
1.Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»). |
|
|
|
2.Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»). |
|
|
Блок 4. |
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. |
|
|
Развитие сенсорной моторики. |
1.Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»). |
|
|
|
2.Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. |
|
|
Развитие мелкой моторики. |
1.Пальчиковая гимнастика. |
|
|
|
2.Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»). |
|
|
Развитие крупной моторики. Диагностика. |
1.Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я», «Игра с волной», «Радость», «Печаль»). |
|
|
|
2.Диагностика развития моторной деятельности. |
|
|
Блок 5. |
Заключительная диагностика. |
|
|
|
1.Диагностика восприятия. |
|
|
|
2.Диагностика внимания. |
|
|
|
3.Диагностика памяти. |
|
|
|
4.Диагностика мышления. |
|
|
Тематическое планирование по курсу : «Учимся с радостью»
3 класс
Раздел. |
Темы занятий. |
Количество часов. |
Дата. |
Блок 1. |
Входная диагностика познавательных процессов. |
|
|
|
1.Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»). |
|
|
|
2.Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»). |
|
|
|
3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). |
|
|
|
4.Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления. |
|
|
Блок 2. |
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. |
|
|
Коррекция и развитие восприятия. |
1.Развитие восприятия пространства. (Упражнения «Перед. За. Между. Рядом», «Угадай, кого загадали»). |
|
|
|
2.Развитие восприятия времени. (Упражнения «Лови, бросай, дни недели называй», «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц). |
|
|
|
3.Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: какой цвет потерялся?», «Геометрические тела», «Что общего между геометрическими фигурами?»). |
|
|
|
4.диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы. |
|
|
Коррекция и развитие внимания. |
1.Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на доске»). |
|
|
|
2.Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найти смыл», «Считай правильно», «Знаковый тест»). |
|
|
|
3. Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни предмет»)
|
|
|
|
4. Развитие произвольного внимания (Игры «Слухачи», «Пишущая машинка») |
|
|
|
5. Диагностика развития внимания. |
|
|
Коррекция и развитие памяти |
1. Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»). |
|
|
|
2. Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. Воспроизведение текста. Мнемический ряд. Гений памяти. |
|
|
|
3. Диагностика развития памяти. |
|
|
Коррекция и развитие мышления. |
1. Развитие словесно – логического мышления: · Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам; · Формирование способности выделять существенные признаки предметов; · Развитие умения классифицировать; · Развитие умения выбирать основание для классификации. |
|
|
|
2. Диагностика развития мышления. |
|
|
Блок 3. |
Диагностика моторной деятельности. |
|
|
|
1. Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой театр», упр. «Обведи»). |
|
|
|
2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость, печаль») |
|
|
Блок 4. |
Коррекции, развитие и диагностика моторной деятельности. |
|
|
Развитие сенсорной моторики |
1. Расслабление по контрасту с напряжением (Упр. «Тяжесть - легкость», «Расслабление и напряжение») |
|
|
|
2. Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная гимнастика.
|
|
|
Развитие мелкой моторики. |
1. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. (Методики «Теневой театр», «Обведи и вырежи», гимнастика для пальчиков).
|
|
|
|
2. Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Холодно – тепло - горячо», «Узнай предмет»)
|
|
|
Развитие крупной моторики. Диагностика. |
1. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела.. (Упр. «Гимнастика для глаз», «Печаль», «Сугробы и солнышко») |
|
|
|
2. Диагностика моторной деятельности. |
|
|
Блок 5. |
Заключительная диагностика. |
|
|
|
1. Диагностика восприятия. |
|
|
|
2.Диагностика внимания. |
|
|
|
3. Диагностика памяти. |
|
|
|
4. Диагностика мышления. |
|
|
Тематическое планирование по курсу: «Учимся с радостью»
4 класс
Раздел |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата |
Блок 1. |
Входная диагностика познавательных процессов. |
|
|
|
1. Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности») |
|
|
|
2. Диагностика внимания: · Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); · Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера). |
|
|
|
3. Диагностика памяти: · Зрительная (Методика «Тренируем память»); · Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.) |
|
|
|
4. Диагностика мышления: · Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); · Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению). |
|
|
Блок 2 |
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика восприятия |
1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «Запомни и найди», «Что нарисовано») |
|
|
|
2. Развитие восприятия времени. (Упражнения «Быстро-долго», «Кто старше?»). |
|
|
|
3. Развитие восприятия цвета. (Упражнения «Нарисуй цвет», «Найди такой же цвет»). |
|
|
|
4. Развитие восприятия величины. (Упражнения «Спрячь игрушку»). |
|
|
|
5.Диагностика развития восприятия. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика внимания. |
1. Развитие устойчивости внимания. (Тест Бурдона, упражнения «Найди и вычеркни», «Запомни предмет», «Лабиринт»). |
|
|
|
2.Совершенствование развития устойчивости и концентрации внимания. (Упражнения «Знаковый тест», «Что получилось?»). |
|
|
|
3. Развитие переключаемости, распределяемости внимания. (Упражнения «Красно-чёрная таблица», «Подчеркни»). |
|
|
|
4.Совершенствование развития умения распределять внимание. (Упражнение «Найди одинаковые предметы»). |
|
|
|
5. Диагностика развития внимания. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика памяти. |
1.Развитие зрительной памяти. (Упражнения «Запомни», «Чего не хватает?»). |
|
|
|
2.Совершенствование развития зрительной памяти. (Игра «Фанты»). |
|
|
|
3.Развитие слуховой памяти. (Упражнения «Запоминание слов и чисел», «Испорченный телефон»). |
|
|
|
4.Совершенствование развития слуховой памяти. (Упражнение «Запомни своё место»). |
|
|
|
5. Обобщённое занятие на развитие памяти. Повторение изученных упражнений.
|
|
|
|
5. Диагностика развития памяти. 6. |
|
|
Коррекция, развитие и диагностика мышления. |
1.Развитие наглядно-действенного мышления. (Упражнения «Помоги найти портрет», «Сделай самолёт»). |
|
|
|
2. Развитие словесно-логического мышления. (Упражнения «Что находится справа от шкафа?», «Найди самое маленькое дерево»).
|
|
|
|
3. Развитие словесно-логического мышления. Определение существенных признаков и несущественных. (Упражнения «Покажи одинаковые картинки», «Кто, где живёт?»). |
|
|
|
4. Развитие операции сравнения. (Упражнение «Сравни»). |
|
|
|
5.Развитие операции обобщения, анализа. (Упражнения «Что лишнее?», «Чего не хватает?»). |
|
|
|
6. Диагностика развития мышления. |
|
|
Блок 3. |
Диагностика моторной деятельности. |
|
|
|
1. Исследование развития пластичности и выразительности движений пальцев рук, оценка тактильных ощущений. (Методика «Обведи», М. Монтессори) |
|
|
|
2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Методика «Радость», «Печаль») |
|
|
Блок 4. |
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. |
|
|
Развитие мелкой моторики |
1. Развитие пластичности, выразительности движений пальцев рук. (Упр. «Моя семья», «Вырежи», «Нарисуй», пальчиковая гимнастика). |
|
|
|
2.Развитие тонких тактильных ощущений. (Упражнения «Ощупай и слепи», «Узнай предмет на ощупь»). |
|
|
Развитие крупной моторики. |
1. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. (Упражнения «Гимнастика для глаз», «Колючий человек»). |
|
|
Развитие сенсорной моторики. Диагностика. |
1. Развитие расслабления по контрасту с напряжением, расслабление с фиксацией на дыхание. (Упражнения «Тяжесть-лёгкость», «Море», дыхательная гимнастика). |
|
|
|
2. Управление мышцами тела. (Упражнения «Зима и лето», «Солнышко»). |
|
|
|
3.диагностика моторной деятельности. |
|
|
Блок 5. |
Заключительная диагностика. |
|
|
|
1. Диагностика восприятия. |
|
|
|
2. Диагностика внимания. |
|
|
|
3. Диагностика памяти. |
|
|
|
4. Диагностика мышления. |
|
|
Список литературы
1. Диагностический комплект для начальной школы.
2. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
3. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006
4. Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001
5. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005
6. М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995
7. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
8. И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003
9. Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
10. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
11. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.