Программа: коррекция детско-родительских взаимоотношений

  • pptx
  • 24.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа.pptx

Программа: коррекция детско-родительских взаимоотношений

Выполнили:
Студентки 3 курса ППО ПиСП
Конакова Ева и Брайцева Анна

Актуальность

Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становления его личности. Отношения с близкими родными людьми на всю жизнь остаются одними из самых эмоционально значимых. Но иногда именно в силу этой эмоциональной насыщенности эти отношения становятся источником напряжения, сложностей и конфликтов.
Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Родители, заботясь о благосостоянии семьи, забывают об эмоциональном благополучии своих детей. Это проявляется в их постоянной занятости, отсутствии совместной деятельности с детьми, обманчивом удовлетворении растущих потребностей ребенка, в слабом представлении о ценностях конкретного возрастного периода. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, часто не осознают их актуальных потребностей, что в дальнейшем приводит к ошибкам в воспитании.
Это не случайность и не закономерность, просто человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Но умению строить конструктивные отношения с ребенком можно учиться. Главное, найти баланс между заботой и гиперопекой, предоставлением свободы и игнорированием, между возросшими потребностями ребенка и его возможностями, важно помочь ребенку научиться осознавать границы и нормы допустимого и выставлять только разумные ограничения. Необходимо создать в семье атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и принятия друг друга.
Работа с родителями - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности психолога в учебном учреждении.

Цель: формирование навыков позитивного, гармоничного взаимодействия родителей и детей.
Задачи:
формирование конструктивного стиля общения между родителем и ребенком;
способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя;
создать условия для принятия внутреннего «Я» и преодоления застенчивости, неуверенности, агрессивности;
предоставить детям и родителям возможность научиться вербально выражать свои чувства и ориентироваться в них;
тренировать навыки социального общения, обучать способам конструктивного взаимодействия в системе родитель – ребенок;
предоставить родителям возможность увидеть своих детей в компании сверстников и научить анализировать особенности их поведения;
способствовать осознанию родителями собственного стиля воспитания, его адекватности и эффективности.

Формы и методы работы.
Основной формой работы считается участие в психокоррекционной группе. Индивидуальные консультации также проводятся по мере необходимости.
Методы групповой психокоррекции достаточно разнообразны и эффективны как для детей, так и для взрослых.
При реализации программы используются следующие приемы:
игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика, психодрама);
элементы дискуссии;
приемы саморегуляции.

Условия и время проведения:
Всего запланировано 9 занятий, продолжительностью по 45 минут - 1 час.
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте 13 – 17 лет и их родителями, испытывающими трудности во взаимоотношениях с взрослеющим ребенком.
Количество участников до 14 человек.
В зависимости от количества участников, их индивидуальных особенностей и потребностей тематика, количество занятий и их методическая насыщенность могут и должны корректироваться.

Структура занятий:
Приветствие.
Разминка: игры и упражнения, направленные на включение в работу.
Информационная часть, направленная на повышение уровня родительской компетенции в воспитании детей (по возможности в виде памятки).
Упражнения и игры на развитие новых умений и навыков общения с детьми.
Рефлексия: подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и ведущим.

Принципы групповой работы:
1. Доверительный стиль общения.
Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, независимо от возраста.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас».
Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими. Это работа механизма психологической защиты.
Но наша основная задача – превратить группу в зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.

3. Персонификация высказываний.
Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа «Большинство людей считает, что…» на «Я думаю …»; «Некоторые из нас думают …» на «Я думаю…» и т.п.

4. Искренность.
Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить откровенно, то мы молчим. Это правила предполагает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность.

5. Конфиденциальность относительно всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.

6. Акцент на сильных сторонах личности.
Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.

8. Активное участие в происходящем.
Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

9. Уважение к говорящему.
Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем и даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека, пока он не закончит говорить. Лишь после этого мы задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Этапы работы по программе:

I этап: диагностический
Цель: диагностика детско-родительских отношений
Предполагает мероприятия по диагностированию детско-родительских отношений, выявлению причин конфликтов между ребенком и родителями.

III этап: заключительный
Цель: анализ проведенной коррекционной работы, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики детско-родительских отношений, анализ проделанной работы.

II этап: коррекционный
Цель: подбор упражнений для коррекционных индивидуальных занятий с семьей, проведение коррекционной работы.
Предполагает осуществление корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детско-родительским парам на данном этапе предполагает широкое использование разных форм взаимодействия, снижение конфликтности и снятию напряжения.

Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы с детско-родительской парой:

Работа с детьми

Работа с
родителями

1 этап: диагностический

1) диагностика по методикам:
- Методика определения самооценки «Лесенка»;
- Методика «Мишкина семья»;
- Методика идентификации детей с родителями;
- Методика Рене Жиля.
 

1) психологическое просвещение:
- пополнение информационной папки в группах «Советы психолога»;
2) диагностика детско-родительских отношений;
3) индивидуальные консультации родителей.

2 этап: коррекционный

1) подбор упражнений для коррекционной работы;
2) проведение индивидуальных коррекционных занятий в паре с родителями.

1) индивидуальное консультирование по запросу;
2) проведение индивидуальных коррекционных занятий в паре с ребенком;
3) обсуждение домашних заданий.

3 этап: заключительный

1) анализ проведенной работы.
 

1) индивидуальные консультации для родителей по итогам коррекционной работы;
2) рекомендации по сохранению теплых отношений в домашних условиях.

Ожидаемые результаты:
осознание деструктивной родительской позиции, выявление негативной установки;
формирование позиции «безусловного принятия» ребенка родителем;
повышение педагогической компетентности у родителя;
овладение техникой «активного слушания» при взаимодействии родителя с ребенком;
формирование навыков аутотренинга, релаксационных технологий;
овладение стилем конструктивного взаимодействия в конфликте в семейных отношениях.

Цикл коррекционных занятий с детско-родительской парой:

Тема занятия

Программное содержание

Дидактический материал

1.

Знакомство

Установление контакта между участниками группы.
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование атмосферы взаимной поддержки.
Выработка правил работы в группе.

1. Упражнение «Клубок»: приветствие участников
2.Упражнение «Какая рука у соседа»
3.Знакомство (родители представляют детей, а дети – родителей).
4. Игра «Молекулы»
5. Упражнение «Баржа» (все слова на букву С)
6. Презентация детских рисунков
7. Упражнение «Игра без правил»: «Мне нравится что ты…»
8. Упражнение «Поймай меня»
9. Рефлексия: «Клубок»
10. Упражнение «Волна»

2.

Мой ребенок – мое солнышко (детский мир)

Воспитание у детей и взрослых положительного эмоционального отношения к сверстникам (детям), самому себе.
Знакомство с особенностями характера детей, подчеркивание индивидуальности каждого.
Формирование адекватного представления об особенностях детского восприятия.

1. Упражнение «Клубок»: «Я хочу…»
2. Упражнение «Сердце»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Упражнение «Баржа» (все связанное с солнцем)
5. Упражнение «Зеркало» (рисунок по зеркалу)
6. Игра «Добрые вести» (играют дети)
7. Сказка
8. Упражнение «Игра без правил»: «Я думаю, что ты любишь…»
9. Упражнение на принятие «Да – Нет»
10. Рефлексия: «Клубок»

3.

Мои замечательные родители (мир взрослый)

Воспитание у детей и взрослых положительного эмоционального отношения к сверстникам (детям), самому себе.
Знакомство с особенностями характера взрослых участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Развитие нравственных взаимоотношений, укрепление позитивного отношения к значимым людям.

1. Упражнение «Клубок»: «Я хотел(а) бы быть…»
2. Упражнение «Что в имени тебе моем?»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Игра «Паутинка»
5. Игра « Папа (мама) может»
6. Анализ детских рисунков «Моя семья».
7. Сказка
8. Игра без правил «Я думаю, что ты не любишь»
9. Упражнение «Да – Нет»
10. Рефлексия «Клубок»
 

4.

Все мы чем-то похожи

Развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
Осознание разницы между миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации.
Формирование умения безоценочно относиться друг к другу.
Развитие умения замечать положительные качества в окружающих людях, и говорить им об этом.
 

1. Упражнение «Клубок»: «У меня хорошо получается…»
2. Игра «Доброе утро»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Упражнение «Тень»
3. Упражнение «Баржа» (все слова, которые объединяют семью)
4. Этюд «Таинственный незнакомец»
5. Презентация детских рисунков
6. Сказка
7. Упражнение «Игра без правил»: «Я думаю, что мы похожи…»
8. Упражнение «Мойка машин»
9. Упражнение «Колокол»
10. Рефлексия

5.

Мы важны и нужны друг другу вместе мы - сила

Развитие взаимодействия, умения почувствовать друг друга.
Осознание своих индивидуальных качеств.
Отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля.
Активизация совместной деятельности.
Формирование умения подчиняться требованиям другого.

1. Упражнение «Клубок»: «Для меня важно, чтобы мои родители (мой ребенок) …»
2. Игра «Волчок кружится»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Рисунок «Герб моей семьи»
5. Упражнение «Сиамские близнецы»
6. Сказка «Репка» (прослушивание, инсценировка, обсуждение)
7. Игра без правил «Я могу научить тебя…»
8. Игра «Головомяч»
9. Упражнение «Колокол»
10. Рефлексия

6.

Мы любимы

Создание атмосферы принятия и понимания друг друга.
Укрепление уверенности детей и родителей, в том, что они любимы, желанны.
Развитие навыков и умений выражать свои чувства.
Повышение самооценки.

1. Упражнение «Клубок»: «Я люблю…»
2. Упражнение «Скажи хорошее о друге» (играют дети)
3. Обсуждение домашнего задания
4. Игра «Веселый паровозик»
5. Упражнение «Мы тебя любим»
6. Упражнение «Налаживание взаимоотношений»
7. Сказка
8. Игра «Коробка радости»
9. Упражнение «Колокол»
10. Рефлексия

7.

Путь доверия друг к другу

Формирование чувства близости между детьми и родителями, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понимать чувства друг друга, доверять друг другу.
Развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого.
Развитие у детей ощущения свободы, автономности при общении с родителями.
Развитие эмпатии.

1. Упражнение «Клубок»: «Я могу…»
2. Игра «Испорченный телефон»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Упражнение «Слепой и поводырь»
5. Игра «Перышко»
6. Сказка
7. Упражнение «Баржа» (все слова, обозначающие красный цвет)
8. Игра без правил «Я могу доверить тебе…»
9. Игра «Ежик»
10. Рефлексия

8.

Душевное равновесие

Преодоление неуверенности в себе, принятие себя, повышение самооценки.
Развитие навыков невербального общения, расширение представлений об окружающем мире

1. Упражнение «Клубок»: «Мое настроение похоже на…»
2. Игра «Передай по кругу»»
3.Обсуждение домашнего задания
4. Игра «Корабль»
5. Игра «Дорисуй картинку»
6. Упражнение «Баржа» (все слова обозначающие погоду)
7. Игра без правил «Я хочу тебя предупредить…»
8. Упражнение «Живые руки»
9. Упражнение «Волна»
10. Рефлексия

9.

Мы – счастливая семья

Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения высказывать свое мнение.
Приобретение навыков равноправного общения
Подведение итогов
 

1. Упражнение «Доброе животное»
2. Упражнение «Цветок распускается»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Рисунок – подарок
5. Общий рисунок
6.Игра без правил «Хочешь я скажу каким ты будешь через 5 лет…»
7. Рефлексия
8.Упражнение «Волна»
Чаепитие

Игры и упражнения для проведения занятий.

Упражнение «Клубок». Работа в кругу. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются связанными одной ниткой. «Слега натяните нитку и почувствуйте, что мы едины».


Упражнение «Какая рука у соседа». Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная). Каждый проговаривает, что он чувствует.

Игры и упражнения для проведения занятий.

«Знакомство». Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка (что он любит, что не любит, какой у него характер). Дети подтверждают слова своих родителей. Затем дети также представляют своих родителей.


Игра «Молекулы». Мы – атомы, согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле разное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы сейчас начинаем быстро двигаться по комнате и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например – три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой (лицом друг к другу, касаясь предплечьями).

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Баржа». Участники становятся в круг и, перебрасывая друг другу мяч, называют слова на определенную букву или выполняют определенное задание, т.е. «грузят баржу».


«Презентации». Каждый ребенок, по очереди, встает в круг и рассказывает о своем рисунке.


Упражнение «Игра без правил». Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы, например: «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Возникает обратная связь.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Что в имени тебе моём?». Психолог: «Произнесите своё имя
- С гордостью;
- С радостью;
- С удивлением;
- С грустью.
Какое звучание вам больше понравилось?»


Игра «Паутинка». Описание: психолог говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети и взрослые встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают её.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Хорошие вести». Психолог: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам о чём-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причём, пока вы говорите, у вас в руках будет находиться мячик. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т. е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас». Проследите за тем, чтобы никто из детей не был пропущен.
Варианты вопросов:
- Кто за последнее время доставил тебе большое удовольствие?
- От кого вы в последнее время слышали что-нибудь интересное?
- Кем ты сейчас восхищаешься?
- Какую проблему тебе удалось недавно решить?

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Пёрышко». Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок. Подбросив вверх пёрышко, дуют так, чтобы оно всё время поддерживалось в воздухе, не падая. Если дунуть слишком сильно, пёрышко удаляется и им трудно управлять; если дуть слабо, пёрышко упадёт и игра остановится. Смысл игры в том, чтобы направить пёрышко на кого-либо из товарищей: если оно упадёт на игрока, он должен платить «фант». Примечание: кружок должен быть небольшим, чтобы дети дули на пёрышко не напрягаясь. Нельзя разнимать руки во время игры.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Сиамские близнецы». Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей и взрослого, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте участникам карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям. Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли играющие сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.
Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных ими. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.

Игры и упражнения для проведения занятий.

«Головомяч». В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку и взрослому придется учитывать темп и характер движений другого. Положите карандаш перед парой. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть помощниками друг другу, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.
Варианты: игроки должны пронести мяч, который нужно донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Задание с мячом можно выполнять втроем или впятером. Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу.
Примечание. Если у ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Этюд «Скажи хорошее о друге». По желанию выбирается ребёнок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребёнке. Психолог обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, даёт образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребёнка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

Игра «Коробка радости». Психолог: «А теперь послушайте, что я вам принесла. (Показывает детям коробочку, закрытую крышкой. Начинает коробочку трясти, а дети должны попытаться отгадать на слух, что там находится). Как вы думаете, что это может быть? На самом деле, это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать взрослым, родителям детям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать … (Ответы детей, например: пусть никогда не болеют; пусть все хорошо живут; пусть все будут счастливы и т. д.). И тогда все люди станут радостными!»

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Таинственный незнакомец». Психолог: «Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идёт речь. Я буду постепенно давать вам всё больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце, которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться…». Подсказки могут быть такие: «У него голубые глаза, светлые волосы и т. д.»


Игра «Волчок кружится». Описание: играющие выбирают себе названия цветов (фруктов, овощей, ягод и т. д.). Кто-то из детей начинает игру – раскручивает волчок. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока волчок не упала, и «подкрутить» его. Он становится водящим, игра продолжается

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Доброе утро!». Психолог: «Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: «Доброе утро!» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома». Примечание: когда вы будете проводить эту игру впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей. Может случиться, что кто-то не захочет ничего говорить. Не настаивайте.


Упражнение «Я – Ты» (принятие себя). Родители и дети садятся спиной друг к другу. Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говори «Я», ребенок – «ты». Затем наоборот. И так по очереди.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Упражнение «Колокол». Дети и взрослые становятся в круг. Поднимают поочередно верх правую и левую руки, соединяя их в центре в виде колокола. Произносят «Бом» и синхронно с силой бросают руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом» и бросают руки. Ведущий задает ритм.


Упражнение «Подари улыбку». Работа в кругу. Участники берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть в глаза. Рефлексии: что вы при этом чувствовали? Какое сейчас настроение?



Упражнение «Какая рука у соседа». Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Зеркало». Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.


Упражнение «Имя». Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя — жизнерадостный, Лена — ласковая, Таня — тихая и т.д. После этого участники по желанию повторяют все имена с характеристиками по кругу.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Тень». Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) — «путник», другой (ребенок) — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями. Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.


Игра «Мойка машин». Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» — родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «маши­ну» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Паровозик». Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек - «паровозик», все остальные - «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».
После игры обязательно обсуждение по вопросам:
- Какая роль понравилась больше и почему?
- Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?

Игры и упражнения для проведения занятий.

Упражнение «Мы тебя любим». Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т.д.)

Упражнение «Налаживание взаимоотношений». Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) — большая, на­дежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди сколько захочется. В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).


Игра «Передай сигнал». Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Игра «Слепой и поводырь». Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников - «слепой», второй - его поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Далее желательно обсудить с участниками ход игры, опросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

Игра «Ежик». Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго - развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.
- Как вы себя чувствуете?
- Какая роль понравилась больше и почему?
- Где можно использовать такие прикосновения?

Игры и упражнения для проведения занятий.

Упражнение «Передай по кругу». Группа образует круг. Участники по очереди изображают передачу какого-либо «загадочного» предмета по кругу, при этом необходимо каким-то образом повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было. Передавать можно все что угодно: мяч, мороженое, ежа, котенка, гирю, печеную картошку.

Игра «Кораблик». Необходимо небольшой платок (парео) - это корабль, красивый парусник. Участники - матросы. Один ребенок - капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана - быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» - качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

Игры и упражнения для проведения занятий.

«Игра без правил». Тема «Хочу тебя предупредить...» (не разговаривай с незнакомыми, мой руки перед едой и т.д.). Ребенок получает возможность с позиции взрослого, знающего человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель - в роли опекаемого. Для ребенка это может стать открытием: мама (папа) тоже живое (да и хрупкое) существо, не всемогущее, ее (его) надо жалеть...


Упражнение «Живые руки». Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Участникам завязывают глаза, взаимодействуют только руки. Они «знакомятся», «дерутся», «мирятся» и «прощаются». После игры желательно обсудить с участниками ее ход, спросить, что они чувствовали, что хотелось сделать на различных этапах, и т.п.

Игры и упражнения для проведения занятий.

Упражнение «Доброе животное». Все участники становятся друг за другом, они «большое доброе животное». Ведущий просит совместно полетать, походить, попрыгать, подышать и т.д. После выполнения упражнения игроки проговаривают свои чувства.


Игра «Найди свою пару». Ведущий раздает карточки, на которых написаны названия животных (эти названия повторяются на двух карточках). Надпись должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные для этого животного звуки. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, проверяется, совпали ли «животные».

Игры и упражнения для проведения занятий.

Упражнение «Комплимент». Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.


Этюд «Распускающийся бутон». Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно, не опуская рук. после чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и катаются на ветру.

Игры и упражнения для проведения занятий.

«Игра без правил». Тема «Хочешь, я скажу тебе, каким ты будешь...» (через пять лет, через год, через день - будешь красивым, уверенным в себе, сильным, добрым, у тебя будут хорошие друзья и т.д.). Родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако, давая позитивную установку, нужно не забывать о том, что слишком часто источник несчастья - в завышенных притязаниях.
Вопросы к родителям по завершении занятий.
- Изменились ли ваши взаимоотношения?
- Что нового в поведении ребенка вы заметили?
- Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?
- Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
Вопросы к детям.
- Попробуйте выразить несколькими словами впечатления от занятий.
- Что вам больше всего понравилось на занятиях?
Общий вопрос: «Что бы вы пожелали друг другу?»

Используемые источники

https://infourok.ru/programma-korrekcii-detsko-roditelskih-otnoshenij-4028490.html?ysclid=lvwuizzvv417421611
https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2022/10/03/programma-korrektsii-detsko-roditelskih-otnosheniy-schastlivy
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2023/09/03/psihokorrektsionnaya-programma-detsko-roditelskih-otnosheniy
https://multiurok.ru/files/programma-korrektsii-detsko-roditelskikh-otnosheni.html?ysclid=lvwuivkv8h445108474

Спасибо за внимание!

Посмотрите также