Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"
Оценка 5

Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"

Оценка 5
docx
30.01.2023
Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"
программа коррекция эмоционально-волевой сферы.docx

 

Актуальность

Развитие эмоциональноволевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма - это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья - отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.

Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психологопедагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания и обучения, но и предотвратить их.

Анализ обращений к психологу показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы (около 70%).

Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:

- нарушение социальной адаптации


- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

- агрессивность

- гиперактивность

- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи

- нарушения в развитии личностной сферы

- нарушение детско-родительских отношений

Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т.е. помимо эмоциональных трудностей у ребенка может быть задержка психического развития, общее недоразвитие речи и т.д. Все это требует от специалистов комплексного подхода к вопросам психолого-педагогического сопровождения такой категории детей.

Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития. Для проведения программы могут использоваться как кабинет педагога-психолога, так и сенсорная комната.

Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта педагога-психолога, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы школьников. В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.

Методологические и теоретические основы программы

В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

1.     Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.

2.         Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту школьников в виде деятельности - учебе, насыщенной переживаниями.

В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.

Основной подход, используемый в программе - поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно­педагогической деятельности:

1.                       Ведущим в системе целенаправленной коррекционно­педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.

2.                       Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.

3.                       Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.

4.                       Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического

5.                       Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.

6.                 Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во- первых, использование  всего психолого-педагогического и  коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в- третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.

7.                 Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.

8.                 Принцип Динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.

Характеристика программы

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Программа направлена на помощь детям 7-15 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Основная цель программы — коррекция нарушений эмоционально­волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоцио­нальных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

-      способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

-      формировать у детей адекватную самооценку;

-      помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

-      развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.

-      учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

-      вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ­ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

-      развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.

Организация, формы и методы работы

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.

Эмоционально-символические методы - групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы - в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Коммуникативные игры - это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:

-      развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

-      упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

-      этюды;

-      рассматривание рисунков и фотографий;

-      чтение художественных произведений;

-      рассказ психолога и рассказы детей;

-      беседы;

-      моделирование и анализ заданных ситуаций;

-      слушание музыки;

-      рисование;

-      мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

Условия формирования коррекционно-развивающей группы

Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:

      нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;

                    особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;

      проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;

      нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;

      проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

       ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;

       психосоматические проблемы: частые «простудные заболевания» и т.д.;

       нарушение детско-родительских отношений

Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста

Структура программы и занятий

Программа включает в себя следующие блоки

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

       формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

       развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности

      обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений

      осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

      осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье

Блок 2. «Я и другие»

      обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии

       развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы

      обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций

      формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;

      развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;

      формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;

      освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;

      развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Блок 3. «Я и мои черты характера»

                    ознакомление детей с нравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека

       осознание ребенком собственных черт характера

     формирование умения определять особенности характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях

       выработка навыков уверенного поведения

       Блок 4. «Я общаюсь»

      освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека

       помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми

      совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания

      овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

Блок 5. «Я и мои эмоции»

       обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

      снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков

      ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состоянийчерез мимику и пантомимику, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций

       развитие эмоциональной произвольности

Блок 6 «Я учусь владеть собой»

       отреагирование негативных эмоций, переживаний

      обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, выработка социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях

       формирование конструктивных форм поведения

      обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

1.                 Приветствие

2.                 Разминка

3.                 Основная часть

4.                 Рефлексия занятия

5.                 Прощание

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

Эффективность использования программы

Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:

1.                                    На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.

2.                                    На основе диагностического обследования эмоционально - волевой сферы ребенка

Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально­волевой сферы от начала к концу совместной работы.

При оценке результативности программы основным методом диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования родителей, смежных специалистов. Педагог-психолог самостоятельно разрабатывает программу диагностического обследования ребенка по окончании программы (3­4 методики) в соответствии с диагностическими показателями, на основании которых ребенок был зачислен на занятия. Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоционально­волевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

2.      Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. - М.:Просвещение, 1990. с. 12-20, 74, 77, 82, 92, 96.

3.      Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.

4.      УльенковаУ. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. :Владос, 2002.

5.      Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.: «Речь»,2011

6.      Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. - СПб.: «Речь», 2011

7.      Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У -Фрактория, 2006. с. 18, 57-64.

8.      Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010

Тематическое планирование

 

Блок

Темы

1

Я и Я

«Тайна моего имени»

«Мой внутренний мир. «Автопортрет»

«Мой любимый герой»

«Моя семья»

2

Я и мои эмоции

«Радость»

«Гнев»

«Удивление»

«Страх»

«Грусть»

«Наши эмоции»

3

Я и мои черты характера

«Смелость» «Честность»

«Обида» «Жадность»

«Доброта» «Вежливость»

3

Я общаюсь

«Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация)

«Правила знакомства»

«Правила общения»

3

Я и другие

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»

«Мальчики и девочки»

«Давайте жить дружно»

4

Я учусь владеть собой

Я умею слушать других

Я умею

Я умею быть доброжелательным

Я учусь решать конфликты

«Я знаю, я умею, я могу!»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"

Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"

Актуальность Развитие эмоциональноволевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности

Актуальность Развитие эмоциональноволевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности

Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т

Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т

В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов

В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

Организация, формы и методы работы

Организация, формы и методы работы

Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста

Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста

Блок 3. «Я и мои черты характера» • ознакомление детей с нравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека • осознание ребенком собственных черт…

Блок 3. «Я и мои черты характера» • ознакомление детей с нравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека • осознание ребенком собственных черт…

Разминка 2.

Разминка 2.

Эффективность использования программы

Эффективность использования программы

Тематическое планирование

Тематическое планирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023