Актуальность
Развитие эмоциональноволевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма - это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья - отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.
Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психологопедагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания и обучения, но и предотвратить их.
Анализ обращений к психологу показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы (около 70%).
Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:
- нарушение социальной адаптации
- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
- агрессивность
- гиперактивность
- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи
- нарушения в развитии личностной сферы
- нарушение детско-родительских отношений
Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т.е. помимо эмоциональных трудностей у ребенка может быть задержка психического развития, общее недоразвитие речи и т.д. Все это требует от специалистов комплексного подхода к вопросам психолого-педагогического сопровождения такой категории детей.
Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития. Для проведения программы могут использоваться как кабинет педагога-психолога, так и сенсорная комната.
Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта педагога-психолога, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы школьников. В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.
Методологические и теоретические основы программы
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту школьников в виде деятельности - учебе, насыщенной переживаниями.
В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.
Основной подход, используемый в программе - поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Программа построена с учетом основных принципов коррекционнопедагогической деятельности:
1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционнопедагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.
3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.
4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического
5. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.
6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во- первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в- третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.
8. Принцип Динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.
Характеристика программы
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Программа направлена на помощь детям 7-15 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Основная цель программы — коррекция нарушений эмоциональноволевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- формировать у детей адекватную самооценку;
- помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Организация, формы и методы работы
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.
Эмоционально-символические методы - групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы - в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Коммуникативные игры - это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
Условия формирования коррекционно-развивающей группы
Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:
• нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;
• особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;
• проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;
• нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;
• проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
• ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;
• психосоматические проблемы: частые «простудные заболевания» и т.д.;
• нарушение детско-родительских отношений
Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста
Структура программы и занятий
Программа включает в себя следующие блоки
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
• формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
• развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности
• обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений
• осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям
• осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье
Блок 2. «Я и другие»
• обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии
• развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы
• обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций
• формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
• развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
• формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
• освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
• развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Блок 3. «Я и мои черты характера»
• ознакомление детей с нравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека
• осознание ребенком собственных черт характера
• формирование умения определять особенности характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях
• выработка навыков уверенного поведения
• Блок 4. «Я общаюсь»
• освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека
• помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми
• совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания
• овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему
Блок 5. «Я и мои эмоции»
• обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
• снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков
• ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состоянийчерез мимику и пантомимику, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций
• развитие эмоциональной произвольности
Блок 6 «Я учусь владеть собой»
• отреагирование негативных эмоций, переживаний
• обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, выработка социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях
• формирование конструктивных форм поведения
• обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1. Приветствие
2. Разминка
3. Основная часть
4. Рефлексия занятия
5. Прощание
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Эффективность использования программы
Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:
1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
2. На основе диагностического обследования эмоционально - волевой сферы ребенка
Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоциональноволевой сферы от начала к концу совместной работы.
При оценке результативности программы основным методом диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования родителей, смежных специалистов. Педагог-психолог самостоятельно разрабатывает программу диагностического обследования ребенка по окончании программы (34 методики) в соответствии с диагностическими показателями, на основании которых ребенок был зачислен на занятия. Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоциональноволевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009
2. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. - М.:Просвещение, 1990. с. 12-20, 74, 77, 82, 92, 96.
3. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.
4. УльенковаУ. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. :Владос, 2002.
5. Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.: «Речь»,2011
6. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. - СПб.: «Речь», 2011
7. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У -Фрактория, 2006. с. 18, 57-64.
8.
Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого
развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010
Тематическое планирование
|
Блок |
Темы |
1 |
Я и Я |
«Тайна моего имени» |
«Мой внутренний мир. «Автопортрет» |
||
«Мой любимый герой» |
||
«Моя семья» |
||
2 |
Я и мои эмоции |
«Радость» |
«Гнев» |
||
«Удивление» |
||
«Страх» |
||
«Грусть» |
||
«Наши эмоции» |
||
3 |
Я и мои черты характера |
«Смелость» «Честность» |
«Обида» «Жадность» |
||
«Доброта» «Вежливость» |
||
3 |
Я общаюсь |
«Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация) |
«Правила знакомства» |
||
«Правила общения» |
||
3 |
Я и другие |
«Мы так похожи» |
«Мы такие разные» |
||
«Мальчики и девочки» |
||
«Давайте жить дружно» |
||
4 |
Я учусь владеть собой |
Я умею слушать других |
Я умею |
||
Я умею быть доброжелательным |
||
Я учусь решать конфликты |
||
«Я знаю, я умею, я могу!» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.