МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Новоарбанский детский сад «Радуга»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «Страна оригами»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: : ознакомительная
Категория и возраст обучающихся: 5 -7лет
Срок освоения программы: 2 года
Объем часов: 36 часа, по 16 часов в год
Разработчик программы: Изотова Марина Эриковна ,
Воспитатель МДОБУ «Новоарбанский детский сад "Радуга"»
п. Новый,
РАЗДЕЛ I.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Пояснительная записка.
Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Складывая фигурки из бумаги, ребёнок непроизвольно концентрирует своё внимание на этом процессе. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, направляя внимание ребенка на творческую работу. Оригами повышает активность, требуя контроля обеих полушарий головного мозга, над движением обоих рук.
Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей. Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Одним из основных условий реализации программы «Оригами» является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе.
Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Содержание программы направлено на достижение цели ознакомления детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе
знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.
Адресат программы: Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 год обучения. Обучение по программе начинается 01 октября и заканчивается 31 мая, во второй половине дня
Форма обучения – очная.
Уровень реализации программы – ознакомительный
Особенности организации образовательного процесса:
ООД проводятся 10 детьми Состав детей – постоянный. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями из бумаги.
Режим работы: кружка «Страна оригами»
Старшая группа - количество занятий один раз в 2 недели, в месяц - 2 занятия. В год проводится 16 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Подготовительная группа - - количество занятий один раз в 2 недели, в месяц - 2 занятия. В год проводится 16 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Обучать различным приемам работы с бумагой.
3. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
4. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
2. Расширять коммуникативные способностей детей.
1.3.Объём программы
Программа рассчитана на 2 год ( всего в год 32 занятий).
1.4.Содержание программы
Раздел 1 Вводное занятие «Давайте поиграем».
Теория. Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры, заинтересовать работой с бумагой
Практика. Викторина
Форма контроля устный опрос
Раздел 2. Технология работы с бумагой
Тема 2.1. Особенности работы с бумагой
Теория. Виды бумаги. Основные схемы с работой бумагой.
(Приложения №1)
Практика. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Форма контроля. Практическая работа.
2 Основные этапы изготовления поделок из бумаги.
Теория. Бумага — универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из этого материала имеет несколько направлений, которые тесно связаны между собой. Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге, при этом присутствует частичный объем — некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.
Практика. Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом пригодится любая тонкая и прочная бумага.
Форма контроля. Практическая работа.
Поделки выполнение из бумаги (5-6 лет)
3.Бабочка»
Теория. Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры, заинтересовать работой с бумагой
Практика. Складываем квадрат по диагонали, получаем треугольник. Линию сгиба хорошо проглаживаем. Раскрываем заготовку, расправляем линию сгиба. Переворачиваем листок и снова складываем по диагонали.
Разворачиваем лист и складываем внутрь два боковых треугольника.
Теперь подгибаем верхние уголки вверх. Уголки должны сомкнуться в верхней части заготовки. Переворачиваем заготовку и заворачиваем нижний угол вверх. Опять переворачиваем и загибаем вверх выступающий уголок. Перевернув бабочку, мы видим готовые крылышки, немного сгибаем их к центру. Бабочка готова, осталось подогнуть кончики крыльев.
Форма контроля. Практическая работа
4. «Лягушка
Теория. Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера.
Практика. Берём прямоугольник, переворачиваем. Вот эту сторону подгибаем к этой линии. Получается у нас изгиб по диагонали. Разворачиваем его. И подгибаем эту сторону к этой линии. Снова будет диагональ. Вот получились две диагонали. Переворачиваем листок. Вот смотрите, наша бумага выложилась. Делаем складочку. Смотрите, у нас получились два свободных уголка. Вот один и второй. Каждый уголок мы подогнем вверх. Один уголок и второй уголок. Подогнули. Где ромб у нас будет лапки лягушки. Вот эту сторону складываем к этой линии, а эту сторону подогнуть центральной линии. Мы складываем вот так. И вторую точно также это сторона к этой линии, а это к центральной. Закладываем бумагу гармошкой. Раз отогнул и второй раз.
Форма контроля. Практическая работа
5. «Отгадай загадку»
Теория. Учить изготавливать птицу в технике оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали;
Практика. Чтобы сделать птичку, надо вместо усиков вклеить головку. (Показ сначала изготовления головы птицы, а затем способа составления фигурки.)
Форма контроля. Практическая работа
6.«Заяц»
Теория. Учить изготавливать зайца в технике оригами.
Практика. Возьмите свои квадраты и согните по диагонали. Чтобы получился треугольник. Разогните. Опустите верхние стороны к линии перегиба. Посмотрите у вас получилось «мороженое» Теперь верхний уголок опустите вниз к вершинам двух углов. Затем отогните угол так, чтобы он немного выходил за верхнюю сторону. Боковые уголки загибаем наискосок. Переворачиваем фигуру. Сгибаем угол до противоположной линии. Складываем пополам от себя Выдвигаем «уши» Надрезаем ножницами. Отгибаем наискосок. Расширьте «ушко». Расправьте и загните «ушко», придайте зайцу объём. Делаем второе «ушко».
Форма контроля. Практическая работа
7.«Лиса»
Теория. Учить изготавливать фигуру лисы.
Практика. Прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. Берем оранжевого цвета бумагу и вырезаем маленький квадрат это будет голова. Кладем квадрат так, чтобы уголок смотрел нам в живот. Складываем квадрат по диагонали к себе. Получился треугольник. Теперь стороны треугольника сгибаем к центру с одной и другой стороны. Хорошо прогладить линию сгиба. Получилась мордочка лисы, приклеиваем глазки и нос.
Туловище: Складываем бумагу оранжевого цвета и вырезаем большой квадрат. Складываем квадрат по диагонали к себе получится треугольник. Один конец треугольника загибаем чтобы получился маленький треугольник, это будет хвост (получилось туловище). Берём туловище лисы и голову, приклеиваем голову к туловищу – получилась лиса.
Форма контроля. Практическая работа
8. Забавные зверушки: «Мышка»
Теория. Учить детей делать маску мышки для театрального уголка
Практика. Вырежем квадрат (из прямоугольника). Обратим внимание на обратную сторону, где расположен текст. Это поможет провести вертикальную и горизонтальную линии для получения прямоугольника. Вырежем квадрат (из прямоугольника). Обратим внимание на обратную сторону, где расположен текст. Это поможет провести вертикальную и горизонтальную линии для получения прямоугольника.
Форма контроля. Практическая работа
9. Забавные зверушки: «Зайчик»
Теория. Учить мастерить маску зайца
Практика. Для этого простого оригами берем квадрат бумаги.
Складываем квадрат бумаги пополам по диагонали — намечаем центральную складку. Разворачиваем обратно листок. Сворачиваем рядом лежащие стороны листка бумаги к центральной линии. Делаем хвостик зайцу оригами. Заворачиваем прямой угол заготовки к центру.
Форма контроля. Практическая работа
10. Забавные зверушки: «Медведь».
Теория. Учить мастерить маску медведя.
Практика. Сложите квадрат по диагонали. Положите полученный треугольник широкой стороной к себе и сложите эту сторону пополам, сжав сгиб лишь внизу - так вы обозначите середину широкой стороны. Два нижних угла треугольника, надо загнуть вверх, начиная их отгибать от намеченной середины, и ножницами закруглить острые ушки. Это будет изнаночная сторона поделки. Внимательно смотрим на пооперационные карты. Осталось на изнаночную сторону загнуть внизу верхний угол, чтобы голова медведя не была столь остроконечной.
Переверните поделку и посмотрите на нее с обратной стороны- практически она голова, два медвежьих ушка выступают по бокам из-за головы. Вам осталось оформить мордочку медведя, нарисуйте ему глаза и носик.
Форма контроля. Практическая работа
11. Забавные зверушки: «Лиса».
Теория. Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами
Практика. Соедините уголки так чтобы они встретились и получился треугольник. Раскройте треугольник у нас появилась середина. К середине мы возьмем правый угол и выровняем его к середине чтобы линии встретились. Так же проделываем и с левым углом. Теперь нижний оставшиеся угол подгибаем.
Форма контроля. Практическая работа
12. Забавные зверушки: «Волк».
Теория. Помогать, каждому ребенку добиваться желаемого результата.
Практика. Возьмите маленький квадрат бумаги и положите белой плоскостью к себе. Согните его по диагонали. Отогните один из углов кверху наискосок и переверните деталь. Получилась голова волка. Туловище попробуйте сделать сами. У всех на столах лежат схемы. Рассмотрите их внимательно и приступайте к работе. Для того чтобы нарисовать нос и глаза, используйте фломастеры (дети рисуют глаз, нос, язык).
Форма контроля. Практическая работа
13.«Колобок»
Теория. Учить мастерить маску колобка.
Практика. Положите прямоугольник белой плоскостью к себе, перегните его дважды пополам. Согните все углы (равномерно).Согните деталь пополам. Опустите верхние углы по сторонам сгиба (так же как в верхней части).Переверните деталь - сделаем рот. Положите красный квадрат, углом вниз, повернув белой плоскостью на себя. Согните квадрат пополам «косынкой». Поднимите нижний угол треугольника к верхней стороне. Переверните деталь. Сделаем нос. Положите оранжевый квадрат уголком вниз. Согните его пополам «косынкой». Согните уголки к себе и переверните фигурку. Приклейте к основной фигурке кружочки – щёчки о сложенные детали- нос и рот, нарисуйте или приклейте глаза.
Форма контроля. Практическая работа
14.«Рыбка»
Теория. Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки.
Практика. Сегодня мы с вами будем делать вот такую рыбку оригами. (Воспитатель напоминает о правилах работы, технике безопасности и обращает на них внимание в ходе всей работы ). Берём квадратный лист бумаги. Складываем квадрат пополам по диагонали, чтобы получился треугольник. Из получившегося треугольника, сделать маленький треугольник и обратно развернуть. Сложить квадрат пополам так, чтобы получился прямоугольник с линиями сгиба от середины к краям – противоположным углам, разогнуть. Боковые стороны вогнуть во внутрь по линиям сгиба так, чтобы получился треугольник. Загибаем один угол верхнего слоя треугольника, затем загибаем второй угол с противоположной стороны. Перевернуть поделку и нарисовать глаза и рот. Посмотрите, ребята, произошло чудо! Наши рыбки ожили. Скорее несите, мы приклеим их лист бумаги, на котором изображён аквариум.
Форма контроля. Практическая работа
15.«Воздушный змей»
Теория. Научить мастерить воздушного змея пооперационной карте
Практика. Квадрат бумаги складывается по диагонали, т. е. совмещая противоположные углы. Сгиб хорошо проглаживается и вновь разворачивается. Затем каждый угол загибается так, чтобы его край совместился с линией сгиба. После этого небольшие уголки отгибаются в противоположную сторону. При помощи клея приклеим хвостик нашему змею и ниточку. Пусть наш змей будет веселый и красивый. Для этого наклеим ему глазки, ротик.
Форма контроля. Практическая работа
16. «Итоговое занятие».
Теория развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Практика. Оформление детских работ за период обучения
Форма контроля. Практическая работа
Поделки выполнение из бумаги (6-7 лет)
1. «Азбука Оригами»
Теория. ознакомить детей с «Азбукой оригами», изучить условные обозначения.
Практика. Для того, что бы прочитать схему даже самого сложного изделия, достаточно запомнить небольшой набор условных обозначений. Большая их часть была введена в практику еще в середине ХХ века известным мастером Акирой Йошизавой. Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую, даже самую сложную работу. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. Для записывания того или иного приема могут быть использованы различные их комбинации. В данном файле дополнительно приведены англоязычные термины, которые используют для описания процесса складывания в посвященной оригами англоязычной литературе. Они уже давно установились и являются столь же общепризнанными, как и условные обозначения.
Форма контроля. Практическая работа
2. «Осенний урожай» (изделия: яблоко, груша)
Теория. Учить сгибать углы по направлению к центру. Учить четко выполнять инструкции педагога
Практика. Складываем квадрат пополам с двух сторон. Сгибаем одну диагональ. Переворачиваем и складываем вторую диагональ. Переворачиваем и нажимаем на центр, чтобы вывернуть складки. Тянем за уголки вниз и складываем ромб. Сгибаем одну левую сторону направо. Складываем верхнюю и нижнюю сторону к центру. Отгибаем уголок обратно направо. Сгибаем направо левую сторону и повторяем. Складываем правый уголок к согнутому углу и повторяем с левым. Отгибаем углы и заворачиваем по складкам внутрь. Переворачиваем заготовку и складываем верхний угол вниз, а нижний наверх и приклеиваем. Отрезаем хвостик яблочка (2-2,5см). Подрезаем один уголок, чтобы хвостик с одной стороны был уже и приклеива
Форма контроля. Практическая работа
3. «Лесная полянка» (изделия: мухомор, подберёзовик)
Теория. Продолжать учить делать поделки из двух деталей. Учить четко выполнять инструкции педагога.
Практика. Шляпка: положите прямоугольник белой стороной к себе, перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. опустите верхние углы к линии перегиба. Ножка: положите квадрат белой стороной к себе, отогните снизу полоску, переверните деталь.перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.опустите боковые стороны к линии перегиба, ножка готова.
Форма контроля. Практическая работа
4. «Колосок»
Теория. Продолжать учить работать по схеме. Развивать внимание и интерес к окружающему миру.
Практика. Размечаем лист жёлтой бумаги на квадратики, я брала квадратики размером 6х6 см. Размеры выбираете в зависимости от размера готового изделия (чем больше квадратик, тем больше размер готового колоска). Разрезаем на квадраты. Приступаем к складыванию колоска : Из квадрат сложите базовую форму «треугольник». Перегните пополам. Разверните. К полученной средней линии согните боковые стороны.Переверните заготовку. Согните на себя верхние острые углы, образуя вверху два прямых угла. Сложите 5-6 таких деталей. У одного модуля загните нижний острый угол. - это будет нижний модуль. Ещё один модуль согните пополам - это верхний модуль. Начинаем собирать: в нижний модуль карманчик вставляем наши модули-заготовки. Модули колоска можно наклонить, как вам больше понравится. Добавляем стебелек из узкой полоски картона желтого цвета. Приклеиваем его к колоску. Мы приклеивали стебелёк ко всем модулям сзади, а можно склеивать модули между собой.
Форма контроля. Практическая работа
5. Зимующие птицы «Снегирь»
Теория. Закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, учить детей загибать углы разной величины и делать складку.
Практика. согнуть квадрат двухцветной бумаги по диагонали так, чтобы черный цвет оказался снаружи, а красный внутри. Хорошо прогладить место сгиба. Загните нижний угол верхнего треугольника вверх, при этом немного отступив от диагонали. Хорошо прогладить место сгиба. Поверните заготовку вправо.Согните заготовку пополам сверху вниз. Еще раз четко прогладьте место сгиба . Поднимите углы - крылья вверх сначала с одной стороны, хорошо прогладьте место сгиба; затем повернем заготовку на другую сторону и сделаем аналогичные наши действия, а именно поднимем угол вверх, как предыдущий угол и четко прогладим место сгиба. На маленьком треугольнике вогните угол так, чтобы он был виден. Четко прогладить сгиб. Возьмите, пожалуйста, простой карандаш и наметьте линию хвоста. Вырежьте хвост по намеченной линии соблюдаем технику безопасности при работе с ножницами. (аккуратно от себя вырезаем). Приклеивание глаз. Берем раннее заготовленные нами глазки для птицы. Берем клей карандаш и приклеиваем
Форма контроля. Практическая работа
6. Герои сказки «Заюшкина избушка»
Теория. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях, закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки.
Практика. Вы сейчас мне и поможете сделать по схеме героев этой сказки.
Форма контроля. Практическая работа
7.«Лесная красавица»
Теория. Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги способом оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях.
Практика. А для того, чтобы она у вас получилась нужно внимательно меня слушать и выполнять все действия за мной. Положите квадратик перед собой, и складываем его пополам. Внимательно смотрим, чтобы все уголочки совпали, потому что от этого зависит итог. Какая базовая форма получилась? (это базовая форма-книжка). Проглаживаем линию сгиба пальчиком очень хорошо, чтобы линия была видна. Разворачиваем квадратик, так чтобы линия сгиба смотрела на ваш животик и еще раз складываем его пополам, проглаживая линию сгиба. Разворачиваем квадратик, переворачиваем и складываем по диагонали. Какая базовая форма получилась? (базовая форма - треугольник). Развернули и еще раз сложим по диагонали. А теперь раскрываем квадратик, центр продавливаем вверх, вот он уголочек и бумага сама собирается у нас в двойной квадрат. Показываю еще раз. Давайте посчитаем, сколько уголочков у нас получилось? (4).-Теперь берем уголочек и сгибаем его к центральной линии. Открываем кармашек, просовываем в него пальчик и продавливаем его, посмотрите если загнуть нижнюю часть заготовки, то получится треугольник, складываем его пополам. То же самое проделываем со вторым уголочком. Переворачиваем заготовку и делаем то же самое (помогаю тем, кто затрудняется).
Форма контроля. Практическая работа
8. «Дед мороз»
Теория. закреплять умение детей делать фигурки в технике оригами вызвать у детей интерес и желание конструировать поделки из бумаги
Практика. Шаг Квадратная заготовка. Сгибаем верхний угол. Сгибаем угол от центра. Отгибаем согнутый угол. Загибаем угол от центра. Загибаем край по линии изгиба. Загибаем край еще раз наверх. Загибаем нижний край наверх. Проглаживаем линию изба. Загибаем угол к нижней кромке. Проглаживаем линию изгиба. Заготовку перевлрачиваем. Загибаем край внутрь на 10 мм. Загибаем второй край. Загибаем левую грань к центру. Загибаем правую грань к центру. Загибаем правую грань внутрь. Загибаем левую грань внутрь. Формируем руки Деда Мороза. Заправляем верхний угол. Заготовку переворачиваем. Приклеиваем или рисуем нос и глазки. Загибаем внутрь вершину шапки
Форма контроля. Практическая работа
9.«Рождественский ангел»
Теория. закрепить знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами; умение работать по схемам; развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;
Практика. Складываем лист вдоль длинной стороны «гармошкой» с шагом 1,5 – 2 см. Лучше предварительно нанести линии карандашом, чтобы игрушка получилась аккуратной; Верхнюю часть «гофрированного» листа сгибаем на 1/3 в сторону. Делаемещё одну такую же заготовку. Места сгибов фиксируем клеем.
Из нитки скручиваем петлю. Свободные концы закладываем между двумя половинами тела ангела. Все детали склеиваем.
В помощь у каждого ребенка лежит схема с этапами последовательного выполнения.
Форма контроля. Практическая работа
10 «Белый зайчишка»
Теория. Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус
Практика. уловище: сложите квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник.Загните узкую полоску с нижней части треугольника. Это будет хвостик.Голова: сложите квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник.Положите треугольник так, чтобы острые углы смотрели влево и вправо, а третий уголок смотрел вверх. Загните верхний уголок. Загните нижнюю полоску. Поднимите острые углы вверх к середине квадрата. Загните нижний уголок. И вот у нас получилась голова зайчика.
Форма контроля. Практическая работа
11. «Самолет»
Теория.продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую моторику рук
Практика. Сейчас, слушая сказку, мы изготовим с вами самолет .Жил на свете листок и лежал он без дела. Нечего ему было делать. Решил он делом заняться. Возьмите листок, положите его перед собой. Решил листок сложиться пополам. Сложи лист бумаги в длину пополам, так чтобы правые углы листа сошлись с левыми. Разгладь линию сгиба.Не понравилось листку быть сложенным пополам, решил в прежний вид вернуться. Разверни лист бумаги. Полежал листок немного и свернул свои уголки. Согните 2 верхних угла к линии сгиба. Опять устал листок. Долго ли, коротко ли лежал листок и решил опять делом заняться. Согнулся листок. Согните острый конец так, чтобы у вас получился прямоугольник. Но в этот раз не понравилось листку форма прямоугольника, решил он свернуть свои уголки еще раз. Согните 2 верхних угла к красной точке .Интересно стало листку, что с ним будет дальше. Согните маленький уголок расположенный ниже красной точки вверх. Еще интересней стало самолету. Решил он продолжить свое дело.Согните заготовку пополам. Переверните заготовку. Согните фигуру по линиям сгиба.Посмотрел листок и понял, что его призвание быть самолетом.
Форма контроля. Практическая работа
12. «Открытка к празднику»
Теория. Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивать глазомер
Практика.Бумагу можно использовать: обычную офисную, белую, цветную одностороннюю, цветную двустороннюю, даже можно и из газеты. Для изготовления платья нужно взять лист бумаги и сделать квадрат и далее по схеме на фото.(приложение 1)Платье готово и можно его приклеить на картон. Картон взять формат А4, сложить пополам сделать открытку, и на первую страницу приклеить платье. Платье дополнительно можно украсить приклеить цветы, стразы или раскрасить фломастерами.К мужскому празднику можно сделать рубашку с галстуком.(приложение 2, приложение 3) Для рубашки нужна заготовка из бумаги прямоугольная, в данном случае А4. А для галстука заготовка из квадрата 9*9, 8*8. Рубашка готова и на ней можно нарисовать карман, пуговицы по вашему желанию. Рубашку тоже приклеить на картон, а можно и не приклеивать. На обратной стороне подписать.
Форма контроля. Практическая работа
13. «Цветы для мамы»
Теория. Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, учить составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук;
Практика. «Жил когда – то квадратный листок, с одной стороны он был жёлтого цвета, а с другой белого (показываю заготовку). Однажды увидел он необычный цветок, который назывался калла. Нашему квадратику очень захотелось превратиться в такой же. Он долго думал, как это сделать, и сложился пополам, уголок к уголку, жёлтой стороной внутрь (перегните квадрат по диагонали) И стал похож…» «Посмотрел бывший квадратик на себя: нет, не похож я на цветок. И развернулся (разверните полученный треугольник). А когда развернулся – обнаружил, что у него появилась морщинка. Он разозлился, поставил руки на пояс (согните боковые углы к диагонали) и отвернулся (переверните). Стоял он так, стоял, чувствует - стал замерзать, на улице то – зима. Поставил он одну ножку на мысочек, затем другую (нижние стороны согните к диагонали). Посмотрел на себя и обрадовался – он стал похож на лепесток! Он так радовался, что подпрыгнул (цветной треугольник поднимите наверх) и захлопал в ладоши (нижние углы согните к диагонали). Вот теперь я превратился в цветок – сказал наш бывший квадратик!»
Форма контроля. Практическая работа
14. «Бабочки»
Теория. Научить ребят изготавливать бабочку в технике оригами. Воспитывать интерес, творческую активность, аккуратность и внимательность в работе. Развивать мелкую моторику кистей рук
Практика. Нижнюю сторону соединяем с верхней стороной, линию сгиба проглаживаем, получаем прямоугольник, затем разворачиваем прямоугольник обратно в квадрат. Правую сторону соединяем с левой стороной, линию сгиба проглаживаем, затем разворачиваем прямоугольник обратно в квадрат. Переворачиваем заготовку. Сгибаем по диагонали левый нижний угол соединяем с правым верхним, получаем треугольник, линию сгиба проглаживаем. Разворачиваем. Сгибаем по диагонали правый нижний угол соединяем с левым верхним, получаем треугольник, линию сгиба проглаживаем .Края горизонтальной складки пригибаем к нижней части вертикальной складки Должен получиться двойной треугольник. Двойной треугольник кладем основанием к себе.
Работаем с верхним треугольником правый и левый угол соединяем с вершиной и проглаживаем. Переворачиваем заготовку на обратную сторону, вершина смотрит вниз. Работаем с верхней частью, вершину тянем к основанию так, чтобы она выходила за пределы основания. Маленький треугольник, который образовался у основания, загибаем на обратную сторону и проглаживаем – это будут усики или голова у бабочки. Заготовку переворачиваем на обратную сторону Сгибаем крылышки.
Форма контроля. Практическая работа
15. «Подснежники»
Теория. Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления, развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов, отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», и «воздушный змей».
Практика. - Для изготовления цветка подснежника нам понадобятся 3 квадрата белой бумаги, которые лежат у вас на столах.У вас на столах есть технологическая карта, посмотрите порядок выполнения цветка.(см. технологическую карту подснежника). Лист бумаги белого или голубого цвета ,квадратной формы складываем в треугольник по диагонали . Углы на месте сгиба поднимаются к вершине треугольника. Перевернули нашу модель. Боковые углы сгибаются к средней линии. Снова перевернуть нашу модель. Аккуратно отогнуть лепестки. Получился подснежник
Форма контроля. Практическая работа
16. Итоговое занятие
Практика. Открытое занятие. Викторина. Итоговая выставка творческих работ. Подведение итогов.
Форма контроля выставка.
1.5.Планируемые результаты
Обучающиеся к концу обучения по программе должны:
Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики;
Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять поделки своими руками;
Научатся ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги) ;
Дошкольники будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности;
Целевые ориентиры на этапе
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
Старшая группа 5-6 лет
№ п/п |
Название разделов/тем |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
|
||||||||||
Всего |
из них |
|
||||||||||||
теоретические занятия |
практические занятия |
|
||||||||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0.2 |
0.8 |
Педагогическое наблюдение, устный опрос |
|
||||||||
2 |
Бабочка» |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
|
«Лягушка»
|
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
4 |
«Отгадай загадку»
|
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
5 |
«Заяц»
|
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
6 |
«Лиса» |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
7 |
Забавные зверушки: «Мышка» |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
8 |
Забавные зверушки: «Зайчик» |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
9 |
Забавные зверушки: «Медведь». |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
10 |
Забавные зверушки: «Лиса». |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы. Праздник. |
|
||||||||
11 |
Забавные зверушки: «Волк». |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
12 |
«Колобок» |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
13 |
«Рыбка» |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
14 |
«Воздушный змей» |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
15 |
«Волшебное превращение стрелы» |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
16 |
Итоговое занятие
|
|
0,2
|
0,8 |
Выполнение диагностических заданий |
|
||||||||
|
Всего:
|
16 |
3,2 |
14 |
|
|
||||||||
Подготовительная группа 6-7 лет |
|
|||||||||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
2 |
Бабочка» |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
3 |
«Лягушка»
|
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
4 |
«Отгадай загадку»
|
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
5 |
«Заяц»
|
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
6 |
«Лиса» |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
7 |
Забавные зверушки: «Мышка» |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
8 |
Забавные зверушки: «Зайчик» |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
9 |
Забавные зверушки: «Медведь». |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
10 |
Забавные зверушки: «Лиса». |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
11 |
Забавные зверушки: «Волк». |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
12 |
«Колобок» |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
13 |
«Рыбка» |
1 |
0.2 |
0.8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
14 |
«Воздушный змей» |
1 |
0,2 |
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
.15 |
«Волшебное превращение стрелы» |
1 |
0,2
|
0,8 |
Выполнение практической работы |
|
||||||||
16 |
Итоговое занятие
|
1 |
0,2
|
0,8 |
Открытое занятие. Викторина. Выставка работ |
|
||||||||
|
Всего: |
16 |
3,2 |
14 |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2.2.Календарный учебный график 5 -6 лет
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время провед. занятия |
Форма занятия |
Кол. минут |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|||||||
1. |
октябрь |
8.09.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Вводное занятие |
группа |
Педагог.наблюд. |
|
|||||||
2. |
|
22.09.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Бабочка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
3. |
ноябрь |
6.10.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
«Лесная полянка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
4. |
|
20.10.22 |
15:30-15:55 |
очная
|
25 |
«Лягушка»
|
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
5. |
декабрь |
10.11.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
«Отгадай загадку»
|
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
6. |
|
24.10.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
«Заяц»
|
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
7. |
январь |
8.121.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
«Лиса» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
8. |
|
22.12.22 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Забавные зверушки: «Мышка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
9. |
февраль |
12.01.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Забавные зверушки: «Зайчик» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
10. |
|
26.01.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Забавные зверушки: «Медведь». |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
11. |
март |
9.02.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Забавные зверушки: «Лиса». |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
12. |
|
23.02.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Забавные зверушки: «Волк». |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
13. |
апрель |
9.03.23 |
15:30-15:55
|
очная |
25 |
«Колобок» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
14. |
|
23.03.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
«Рыбка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
15. |
май |
6.04.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
«Воздушный змей» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
16. |
|
20.04.23 |
15:30-15:55 |
очная |
25 |
Итоговое занятие
|
группа |
Выполнение диагностических заданий |
|
|||||||
Календарный учебный график 6 -7 лет |
|
|
|
|
|
«Моя любимая игрушка!» |
группа |
|||||||||
17 |
октябрь |
12.10.23 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Азбука оригами» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
18. |
|
26.10.23 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Осенний урожай» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
19 |
ноябрь |
9.11.23 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Лесная полянка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
20. |
|
23.11.23 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Колосок» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
21. |
декабрь |
7.12.23 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
Зимующие птицы «Снегирь» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
22. |
|
21.10.23 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
Герои сказки «Заюшкина избушка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
23. |
январь |
11.01.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Лесная красавица» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
24. |
|
25,01.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Дед мороз» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
25. |
февраль |
8.02.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Рождественский ангел» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
26. |
|
22.02.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
. «Белый зайчишка» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
27. |
март |
7.03.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Самолет» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
28 |
|
21.03.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Открытка к празднику» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
29. |
Апрель |
04.04.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Цветы для мамы» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
30 |
|
18.04.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Бабочки» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
31. |
Май |
16.05.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
«Подснежники» |
группа |
Выполн. практич. работы |
|
|||||||
32 |
|
30.05.24 |
15:30-16:00 |
очная |
30 |
Итоговое занятие |
группа |
Открытое занятие. Викторина. Выставка работ |
|
|||||||
2.4. Условия реализации программы
Для реализации программы «Страна оригами» необходимы следующие условия:
1. Материально-технические обеспечение:
Для реализации программы изостудии «Радуга»необходимы следующие условия:
Материально-техническая база:
- групповая комната (учебная доска, столы).
- альбомы с образцами и схемами
- рабочий материал.
Перечень используемого рабочего материала:
- Бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман и т.д.
- клей ПВА,
- цветные карандаши, фломастеры.
- кисточки для клея;
-ножницы
Дидактические материалы: технологические карты, образцы изделий, книги, журналы, видео и др.
Наглядные пособия:
-Образцы изделий оригами, выполненные педагогом;
-Демонстрационные плакаты «Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний».
- Альбом лучших работ детей. 2. Медиапособия:
- Учебный видеофильм «Искусство оригами».
Медиапрезентации
-«Самолеты», «Водный транспорт», «Цветы из бумаги», «Оригами - головные уборы», «Оригами игрушки», «Делаем украшения своими руками», «Веселые маски», «Оригами: мир птиц и животных», «Модульное оригами, бумажные поделки из модулей оригами».
. Дидактические раздаточные материалы:
- инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;
-инструкционные карты сборки изделий; 3.3. схемы создания изделий оригами.
- Карточки-задания группам на этапах по проекту;
- Памятка по оформлению отчета по проекту (пояснительной записки);
- Буклеты по оригами
2. Информационное обеспечение.
1.От рождения до школы [текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
2.Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст] : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт. -сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
3. Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru
http://www.origami-do.ru/
http://www.bestreferat.ru/
http://stranamasterov.ru/
http://oriart.ru/
http://origamiflora.blogspot.ru/
http://proeco.visti.net/origami/
Кадровое обеспечение
Программу разработал и реализует педагог высшей квалификационной категории, владеющий знаниями по профилю объединения.
2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на этапах обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
- предварительный контроль проводится в начале учебного года в форме устного опроса, для определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по программе;
- текущий контроль проводится на каждом занятии в виде педагогического наблюдения за правильностью выполнения эскизов, изделий; успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ вначале самими детьми, затем педагогом;
- промежуточный контроль проводится в декабре в форме выстави и защиты творческих работ учащихся; прежде всего учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их личный творческий рост. Детям предоставляется возможность сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с работами своих товарищей, проявить «зрительское» умение оценить художественный труд;
- итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме викторины, итоговой выставки творческих работ; позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
Для мониторинга обучения по Программе используются разнообразные формы и средства контроля:
· выставки и защита творческих работ;
· викторины;
· праздники;
· выставки и конкурсы по профилю обучения, проводимые сторонними организациями.
Способы фиксирования результатов
Контрольно-диагностические материалы для проведения итоговой аттестации обучающихся (второй год обучения) Форма проведения итоговой аттестации: защита учебного проекта и проведение итоговой выставки «Увлекательный мир оригами». Порядок проведения и содержание аттестации. На занятии проводится защита учебного проекта, где обучающиеся презентуют свои изделия. Педагог оценивает итоговую работу детей по следующим показателям и критериям: (Приложение № 2).
2.6. Оценочные материалы
В конце учебного года проводится комплексный анализ достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах.
Результат аттестации. При проведении аттестации оценивание знаний, умений и навыков фиксируется на трех уровнях:
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
2.7. Методические материалы
Образовательный процесс проводится в виде очной формы обучения.
Методы обучения:
· словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
· наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
· практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная.
Формы организации учебного занятия:
-Беседа, игра, физминутка, пальчиковая гимнастика, рассматривание готовой работы воспитателя, самостоятельная деятельность детей по заранее обговоренным действиям.
Педагогические технологии.
В процессе реализации программы «Лепка» используются следующие технологии:
· технологию личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта.
· технологию индивидуализации обучения основанную на осознании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ребёнка;
· игровые технологии цель, которых активизация деятельности обучающихся.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
3. Повторение полученных знаний.
4. Объяснение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Подведение итогов.
Дидактические материалы: картотека пальчиковых игр, картотека дидактических игр, физкультминуток, речевых гимнастик, тематические иллюстрации.
2.9. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с
14. http://www.maam.ru
15. http://www.origami-do.ru/
16. http://www.bestreferat.ru/
17. http://stranamasterov.ru/
18. http://oriart.ru/
19. http://origamiflora.blogspot.ru/
20. http://proeco.visti.net/origami/
Список литературы для обучающихся:
1. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие / Е.Ф.Черенкова. – СПб. : Дом XXI век. Рипол Классик, 2007. - 154с. 2. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М. : Мой мир, 2008. – 96 с. - (Мастерим с мамой).
Приложения №1
Доступность бумаги и работа с ней привлекают детей. Дети овладевают различными способами и методами работы с бумагой:
способствует детей работать руками и развивает мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивает глазомер.
способствует сосредоточению внимания,
активизирует мыслительные процессы.
повышает мастерство ребенка.
способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игровую деятельность по знакомой сказке.
По мере складывания фигур дошкольники закрепляют основы (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), также увеличивают словарный запас при помощи терминов в оригами. Дошкольники могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Приложение № 2
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Страна оригами начало года сентябрь) |
||||||||||||
№ |
Ф.И.Ребенка |
Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно изготовить |
Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами |
Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу |
Точность и аккуратность выполнении работы |
Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечныйи результат своей работы |
Развитие мелкой моторику рук и глазомер |
эстетически относится к окружающему миру и самому себе |
Общее количество балов |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Общее количество балов |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
||||||||||||
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Страна оригами» (конец года май) |
||||||||||||
№
Ф.И.Ребенка |
Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно изготовить изготовить |
Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами |
Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу |
Точность и аккуратность выполнении работы |
Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечныйи результат своей работы |
Развитие мелкой моторику рук и глазомер |
эстетически относится к окружающему миру и самому себе |
Общее количество балов |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Общее количество балов |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Приложение № 3
Календарный план воспитательной работы 5-6 лет
№ |
Мероприятие |
Задачи |
Форма проведения |
Дата |
|
День Республики Марий Эл |
Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. |
Беседа, выполнение поделки «Бабочка» |
Ноябрь |
|
День Матери |
Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям. |
Беседа, рассматривание иллюстраций |
Ноябрь |
|
Дикие животные. Красная книга. |
Учить изготавливать зайца в технике оригами. |
Беседа, выполнение поделки «Заяц» |
Декабрь |
|
День защитника Отечества |
Воспитание гражданско-патриотических начал в детях |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Февраль |
|
Международный Женский День 8 Марта |
расширять представления детей о весеннем празднике - 8 Марта! |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Март |
|
1 апреля – Международный день птиц
|
Формирование экологических традиций Формировать широкое экологическое мировоззрение дошкольников |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Апрель
|
|
Космос |
сформировать у детей понятия «космос», «вселенная»; выяснить, что представляет собой Вселенная; ввести понятия «астероид», «комета», «метеорит». |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Апрель
|
|
День Победы |
Воспитание гражданско-патриотических начал в детях, уважение к ветеранам |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Май |
Календарный план воспитательной работы 6-7 лет
№ |
Мероприятие |
Задачи |
Форма проведения |
Дата |
|
День Республики Марий Эл |
Продолжать учить делать поделки из двух деталей. Учить четко выполнять инструкции педагога |
Беседа, выполнение поделки «Лесная полянка» |
Ноябрь |
|
День Матери |
Воспитывать доброе, уважительное внимательного отношения к маме, стремление заботиться и помогать во всем. |
Беседа, рассматривание иллюстраций |
Ноябрь |
|
Новый год |
Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги способом оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях. |
Беседа, выполнение поделки «Лесная красавица» |
Декабрь |
|
День защитника Отечества |
продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую моторику рук
|
Беседа, выполнение поделки «Самолет» |
Февраль |
|
Международный Женский День 8 Марта |
Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, учить составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук; |
Беседа, выполнение поделки«Цветы для мамы» |
Март |
|
1 апреля – Международный день птиц
|
Формирование экологических традиций Формировать широкое экологическое мировоззрение дошкольников |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Апрель
|
|
Космос |
обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством развития моторики и тактильной чувствительности детей. |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Апрель
|
|
День Победы |
Воспитание гражданско-патриотических начал в детях, уважение к ветеранам |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Май |
Приложение №4
Сотрудничество с родителями
Месяц |
Мероприятия |
Сентябрь |
Анкетирование родителей на тему: «Значение оригами на развитие творческих способностей детей» |
Октябрь |
Родительское собрание |
Ноябрь |
Консультация для родителей: «Значение оригами для развития ребенка» |
Декабрь |
Оформление папки-передвижки для родителей: «Оригами в развитии ребёнка дошкольного возраста» |
Январь |
Буклет для родителей: «Оригами с детьми». |
Февраль |
Работа в консультационном центре |
Март |
Консультация для родителей: «Оригами как средство всестороннего развития ребёнка» |
Апрель |
Памятка для родителей ««Удивительные занятия оригами» |
Май |
Совместная творческая выставка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.