Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Теремок»
Ягодненского сельского поселения
Программа кружка
по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования
во второй младшей группе
«Цветные ладошки»
Руководитель: Вашикеева Е.А.
Содержание:
1. Цели, задачи……………………………………………………3
2. Введение ……………………………………………………… .4- 5
3. Нетрадиционные художественные техники………………….6
4. Тематический план ……………………………………………7 - 11
5. Содержание программы……………………………………….12 - 17
6. Литература ……………………………………………………..18
Цель:
формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники.
Задачи:
1. Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира,
3. Развитие у детей мелкой моторики, развитие фантазии, воображения и творческих способностей
4. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
5. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Введение
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника. Оно располагает многообразием материалов и техник. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому необходимо дать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Под рукой ребенка возникают сказочные деревья, красные горы, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Занятия по программе «Разноцветные ладошки» направлены на то, чтобы создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях, помочь ребенку открыть себя наиболее полно.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий:
- тематическая совместная деятельность педагога и детей в форме кружковой работы.
Форма работы:
- Возраст детей 3-4 года, количество детей 8 человек, время занятий 15 мин.
- Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.
- Общее количество занятий в год -32 занятия
- Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов и родителей
-проектная деятельность
Нетрадиционные художественные техники
Рисование пальчиками:
ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой:
ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками:
Ребенок опускает в краску ватную палочку и проводи прямые или волнистые линии. Для изображения ягод, звездочек, снежных хлопьев просто прикасается палочкой к листу. Для изображения другим цветом берется чистая ватная палочка
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Оборудование |
1. |
«Божьи коровки на лужайке» |
Рисование пальчиками |
-Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребенка, -черная гуашь в тарелочках, -салфетки. |
2. |
«Ласковый котенок»
|
Тычок жесткой полусухой кистью: |
-Листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка; -игрушка котенок; -гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; -салфетки. |
3. |
«Веселый мухомор» |
Рисование пальчиками |
-Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, -гуашь красная, алая, - кисточки; -белая гуашь в тарелочке, -салфетки, -муляжи мухоморов. |
4. |
«Компоты и варенье в баночках»
|
Рисование пальчиками
|
-Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; - гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках; - салфетки; - банки с вареньем; - чайные ложки. |
5. |
«В нашем саду листопад» |
Рисование пальчиками |
-Ветки с листьями; -тонированные альбомные листья с нарисованными деревьями; -салфетки. |
6. |
«Мой любимый дождик» |
Рисование пальчиками |
-листы А-4 на каждого ребенка, с наклейными тучками разной величины, -синяя гуашь в тарелочках -салфетки, -зонтик для игры. |
7. |
«Рябина» |
Рисование пальчиками |
-Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, -зеленая и желтая, красная гуашь в тарелочках, -салфетки, -ветка рябины. |
8. |
«Разноцветные полоски» |
Техника рисования ватными палочками |
-Листы бумаги А-4 белого цвета, -красная, желтая, зеленая, синяя гуашь в тарелочках. -ватные палочки -салфетки |
9 |
«Полосатые полотенца»
|
Техника рисования ватными палочками
|
-Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, -красная, желтая, зеленая, синяя гуашь в тарелочках. -ватные палочки -салфетки |
10 |
«Ладошки»
|
Техника. Рисование ладонями. |
-Краски различных цветов -бумага большого формата для группового рисунка - вода в миске для споласкивания -тряпочки, салфетки. |
11 |
«Аленький цветочек» |
Рисование ладошками
|
-Листы бумаги белого цвета; -гуашь алого и зеленого цветов в чашечках; -салфетки. |
12 |
Солнышко |
Рисование ладошкой |
Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, -гуашь алого, желтого, оранжевого цветов, -тарелочки с краской. -салфетки. |
13 |
Зайка
|
Рисование «Тычок жесткой полусухой кистью» |
-листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; -гуашь белого цвета; -чашечки; -салфетки. |
14 |
«В лесу роди-лась елочка».
|
Рисование методом «Тычок жесткой полусухой кистью» |
-Листы белого, цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска зеленого цвета; -стаканы с водой -салфетки. |
15 |
«Украсим елочку»
|
Рисование пальчиками
|
-Заготовки - елочки сделанные на предыдущем занятии; -краски разных цветов в мисочках; -салфетки. |
16 |
«Дед Мороз» |
Рисование ладошками
|
-Листы светло-голубого цвета, с изображением головы Деда Мороза -белая гуашь в тарелочках, салфетки. |
17 |
«Снеговик»
|
Тампони- рование
|
-Лист бумаги синего цвета с силуэтом снеговика; -краска синего цвета в чашечке; -тампон; -салфетки. |
18 |
«Бусы для куклы Кати»
|
Рисование пальчиками
|
-Листы бумаги с нарисованной линией нитка для бус; -кукла Катя; -гуашь разноцветная; -чашечки для краски; -салфетки. |
19 |
«Снегопад за оком»
|
Рисование пальчиками
|
-листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»; -гуашь белого цвета; чашки для краски; -салфетки. |
20 |
«Звездочки на небе»
|
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации с ночным звездным небом. |
21 |
«Снежинки на рукавичке» |
Техника рисования ватными палочками
|
-Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и цвета -белая гуашь в тарелочках. -ватные палочки -салфетки |
22 |
«Ежик» |
Рисование ладошкой |
листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика; гуашь черного цвета в чашечках; - салфетки. |
23 |
«Жили у бабуси два веселых гуся» |
Рисование ладошкой |
Листы бумаги А4 синего цвета, -белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке. -салфетки |
24 |
«Веточка мимозы» |
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги белого цвета с зелеными листочками; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки. |
25 |
«Щенок»
|
Рисование методом «Тычок жесткой полусухой кистью» |
-листы белого цвета с силуэтом щенка; -кисть с жестким ворсом; - краска коричневого цвета; -стаканы с водой -салфетки. |
26 |
«Цыпленок»
|
Рисование методом «Тычок жесткой полусухой кистью» |
-Белый лист бумаги с силуэтом цыпленка на каждого ребенка; - каски желтого цвета -кисти. |
27 |
«Веселые осьминожки» (коллективная работа) |
Рисование ладошками
|
-Лист ватмана голубого цвета – «море»; - гуашь разноцветная в плошках; - салфетки. |
28 |
«Наряды для наших кукол»
|
Рисование пальчиками
|
- вырезанные из бумаги силуэты платьев; - куклы; - гуашь разноцветная в чашечках; - салфетки. |
29 |
«Пусть всегда будет солнце» (коллективная работа) |
Рисование ладошками
|
-Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом; - гуашь жёлтого цвета в плошке; - салфетки. |
30 |
«Золотая рыбка»
|
Рисование пальчиками
|
-Вырезанные из белой бумаги силуэты рыб; -мама-рыбка (образец); -гуашь желтого цвета; - чашечки для краски; - салфетки |
31 |
«Петушок-золотой гребешок»
|
Рисование ладошкой
|
-Белый лист бумаги на каждого ребенка; -мисочки с красками желтого, синего, красного, зеленого цветов. -салфетки |
32 |
«Ласковый тигренок»
|
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги с нарисованным силуэтом тигренка; - игрушка котенок; -гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; - салфетки. |
33 |
«Салют в небе в честь праздника Победы» |
Рисование методом «Тычок жесткой полусухой кистью» |
-Иллюстрации с изображением салюта; -листы бумаги синего цвета; -гуашь разных цветов в чашечках; - салфетки. |
34 |
«Весеннее дерево»
|
Рисование ладошкой
|
Лист ватмана с изображенным на нем стволом дерева; -пальчиковая краска светло-зеленого цвета, салфетки, |
35 |
«Травка»
|
Рисование ладошкой, рисование пальчиками |
-Листы А-4, - гуашь темно- и светло-зеленая гуашь в тарелочке, -салфетки, |
36 |
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» |
Рисование пальчиками
|
-Работы детей с прошлого занятия; -гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки. |
Содержание программы
1.Тема: «Божьи коровки на лужайке» Задачи: - Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; - Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.
2. Тема: «Ласковый котенок» Задачи: - Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. – Воспитывать любовь к животным.
3. Тема: «Веселый мухомор» Задачи: - Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. - Учить наносить точки ритмично и равномерно на всю поверхность гриба.
4. Тема: «Компоты и варенье в баночках» Задачи: - Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. -Учить детей создавать ритмические композиции. - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствам выразительности изображать фрукты и ягоды.
5. Тема: «В нашем саду листопад» Задачи: - Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. - Учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый; - Вызывать эмоциональный отклик от рисования; - Воспитывать аккуратность.
6. Тема: «Мой любимый дождик» Задачи: - Упражнять в нетрадиционной технике рисования ватными палочками. - Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, сильный, ливень), используя точку и линию как средство выразительности (проводя линию сверху-вниз) 7. Тема: «Рябина» Задачи: - Закреплять умение нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, - Закреплять умение равномерно наносить точку (ягодки) и примакивать пальчик к листу бумаги (листочек)
8. Тема: «Разноцветные полоски» Задачи: - Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ватными палочками» . - Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. - Развивать ритм и цветовосприятие. - Показать варианты чередования линий по цвету и конфигурации (прямые, волнистые)
9. Тема: «Полосатые полотенца» Задачи: - Упражнять в технике рисования ватной палочкой. - Развивать чувство цвета и ритма. - Воспитывать интерес к рисованию. - Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. - Воспитывать аккуратность. 10. Тема: «Ладошки» Задачи: - Учить детей рисовать ладошками. - Формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать чувство цвета.
11. Тема: «Аленький цветочек» Задачи: - Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. - Учить ребёнка воображать и фантазировать. - Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. - Знакомить с цветом. - Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
12. Тема: «Солнышко» Задачи: - Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. - Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. - Развивать цветовосприятие.
13. Тема: «Зайка» Задачи: - Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - тычок жесткой полусухой кистью. - Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.
14. Тема: «В лесу родилась елочка» Задачи: - Учить детей рисовать методом тычка. - Закреплять умение правильно держать кисть. - Закреплять представления о цвете. - Прививать аккуратность при работе с краской. - Воспитывать интерес к рисованию.
15. Тема: «Украсим елочку» Задачи: - Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году. - Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
16. Тема: «Дед Мороз» Задачи: - Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. - Развивать внимание, мышление, память, речь.
17. Тема «Снеговик» Задачи: - Познакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. - Учить аккуратно набирать краску. - Продолжать знакомить с цветом. - Развивать эстетический вкус.
18. Тема «Бусы для куклы Кати» Задачи: - Упражнять в технике рисования пальчиками. - Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. - Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.
19. Тема «Снегопад за оком» Задачи: - Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. - Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. - Развивать чувство ритма и композиции. - Воспитывать интерес к природе.
20. Тема «Звездочки на небе» Задачи: - Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.
21. Тема: «Снежинки на рукавичке» Задачи: - Упражнять в технике рисования ватной палочкой. - Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. - Воспитывать аккуратность.
22. Тема: «Ежик» Задачи: - Дать детям возможность самим поэкспериментировать с изобразительными средствами. - Учить воображать и фантазировать. - Совершенствовать работу руки. - Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
23. Тема: «Жили у бабуси два веселых гуся» Задачи: - Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). - Закреплять умение дополнять изображение деталями.
24. Тема: «Веточка мимозы» Задачи: - Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.
25. Тема: «Щенок» Задачи: - Продолжать учить рисовать методом тычка полусухой кистью. - Закреплять умение правильно держать кисть. - Закреплять представления о цвете. - Прививать аккуратность при работе с краской. - Воспитывать интерес к рисованию.
26. Тема: «Цыпленок» Задачи: - Упражнять детей в рисовании методом тычка полусухой кистью. - Закреплять умение правильно держать кисть. - Закреплять представления о цвете. - Прививать аккуратность при работе с краской. - Воспитывать интерес к рисованию
27. Тема: «Веселые осьминожки» (коллективная работа) Задачи: - Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. - Закрепить умение дополнять изображение деталями. - Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
28. Тема: «Наряды для наших кукол» Задачи: - Учить детей создавать ритмические композиции. - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе.
29. Тема: «Пусть всегда будет солнце» (коллективная работа) Задачи: - Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. - Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. - Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
30. Тема: «Золотая рыбка» Задачи: - Упражнять в технике рисования пальчиками. - Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. - Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Вызвать желание помочь маме-рыбке.
31. Тема: «Петушок-золотой гребешок» Задачи: - Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. - Закрепить умение дополнять изображение деталями. - Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
32. Тема: «Ласковый тигренок» Задачи: - Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Вызвать у детей желание помочь котенку.
33. Тема: «Салют в небе в честь праздника Победы» Задачи: - Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. - Упражнять детей в рисовании методом тычка. - Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
34. Тема: «Весеннее дерево» Задачи: - Совершенствовать рисование техникой - «рисование ладошкой» . - Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. - Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности
35. Тема: «Травка» Задачи: - Упражнять в технике печатания ладошкой. - Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. - Развивать цветовосприятие. - Упражнять в технике рис
35. Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Задачи: - Упражнять в технике рисования пальчиками. - Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. - Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
- Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.
Список использованной литературы
1. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.