Программа кружка "Волшебная кисть"

  • Документация
  • doc
  • 03.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут. Под практикой имеется в виду работа с кистью, бумагой и карандашом. Программа кружка в школе рассчитана для работы с ребятами 5 и 7 классов. Творческая работа находит широкое применение не только на плановых занятиях, но и в свободное время в одноименном кружке «Волшебная кисть». Эта работа с детьми является одной из форм по эстетическому воспитанию и приобщению к народным истокам, к творчеству салдинских хдожников. В ходе кружковой работы стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - изобразительной, художественному конструированию, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Интерес к творческой работе получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление на занятиях ребят в кружке. Организация занятий во 2-ой половине дня с группой ребят из 15 человек позволяет учитывать интересы и индивидуальность каждого кружковца, здесь ребенок наиболее полно приобщается к миру прекрасного, овладевает новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Изобразительная деятельность на занятиях кружка направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно способствует формированию социально активной личности.
Иконка файла материала Программа кружка Волшебная кисть.doc

ПРОГРАММА КРУЖКА

 

«Волшебная кисть»

для учащихся 5, 7  классов

 

Содержание

 

1.      Пояснительная записка

2.      Программа

3.      Содержание программы

4.      Основные требования к знаниям и умениям

5.      Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

   Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут. Под практикой имеется в виду работа с кистью, бумагой и карандашом. 

   Программа кружка  в школе рассчитана для работы с ребятами 5 и 7 классов.

    Творческая работа находит широкое применение не только на плановых занятиях, но и в свободное время в одноименном кружке «Волшебная кисть». Эта работа с детьми является одной из форм по эстетическому воспитанию и приобщению к народным истокам, к творчеству салдинских хдожников.   В ходе кружковой работы стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - изобразительной, художественному конструированию, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Интерес к творческой работе получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление на занятиях ребят в кружке. Организация занятий во 2-ой половине дня с группой ребят из 15 человек позволяет учитывать интересы и индивидуальность каждого кружковца, здесь ребенок наиболее полно приобщается к миру прекрасного, овладевает новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.

    Изобразительная деятельность на занятиях кружка направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно способствует формированию социально активной личности.

                Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся с помощью красок постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», - утверждают психологи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет учащимся чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности, в окружающем его мире взрослых, а ведь вера в себя, чувство собственного достоинства – это капитал, который всегда будет служить ребенку.

Успешность творческой деятельности определяется увлечённостью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определённым положительным результатам.

Стремление к прекрасному свойственно каждому человеку. Создавая какую-либо вещь, он пытается показать не только её практическую необходимость, но и эстетическую ценность. В этом и есть суть декоративно-прикладного искусства – гармония в сочетании практичности и красоты.

Занятия по прикладному творчеству носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

Занятия художественным творчеством эффективно содействуют физическому и психическому развитию школьников, тренируют мелкую мускулатуру рук, точность движений. Нельзя забывать и о психологической, психотерапевтической стороне занятий художественной деятельностью, которые обеспечивают свободу самовыражения, разрядку накопленных впечатлений, эмоциональных переживаний.

Курс «Волшебная кисть» взаимосвязан с другими видами искусства, что позволяет говорить о межпредметных связях в процессе занятий. Русские, белорусские и сказки народов мира дают богатый материал для поиска образов и осмысления народных традиций, музыка, звучащая на занятиях, эмоционально заряжает учащихся, а свои работы они могут использовать на уроках отечественной и мировой художественной культуры в качестве наглядных пособий при изучении различных тем. Таким образом, очерчивается круг межпредметных связей: литература, музыка, изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура, сюда же можно добавить и историю, и трудовое обучение.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности. Творчество – это сложная деятельность человека, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому занятия построены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявить свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие профессиональных техник и художественных приемов на занятиях помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, т.е. проявить свое я, открыть себя как личность.

Главная цель курса

·        формирование системы знаний, развитие практических умений и навыков в области живописи и рисунка;

·        развитие художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, воспитание творчески активной личности.

Для реализации цели необходимо последовательное решение следующих задач:

·        научить создавать художественные образы в своих работах на основе, полученных знаний, умений и навыков;

·        научить детей видеть эстетически окружающий мир, уметь наблюдать, развивать наблюдательность, развивать эмоциональное восприятие;

·        развитие художественного вкуса, воспитание трудолюбия, аккуратности, творческого подхода к любой работе;

·        формирование уважительного отношения к национальной культуре своего народа и культуре других стран.

Содержание программы рассчитано на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, от упражнений к тематической композиции, развитие у них не только навыков технического мастерства, но и творческого начала. Заканчивается курс выполнением творческой работы, где необходимо самостоятельно выбрать, разработать и выполнить тематическую композицию, используя изученные виды и приёмы живописи.

Формы работы по программе: индивидуальная, групповая, коллективная под руководством учителя.

Индивидуальный подход – основа занятий по этой программе. Занятия построены в виде диалога между педагогом и учащимися: урок-беседа, демонстрация образцов изделий и репродукций, технических упражнений, приёмов, практическая работа самостоятельно и с помощью педагога. Учащимися ведется поисковая деятельность по заданной теме.

Занятия курса должны быть оснащены необходимыми материалами и инструментами.

Программа занятий состоит из двух основных разделов: восприятия действительности и искусства и практической художественной деятельности.

Целью раздела восприятия действительности и искусства является систематическое развитие у детей способности воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимать значение искусства в жизни людей и общества.    

На практических занятиях одна из основных задач – воспитание чувства радости от художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умение самостоятельно выбрать сюжет и выполнить его на практике. Это раскрывает учащимся множество возможностей художественного решения, особенностей техники и материалов.

Условием эффективности курса является интерес к работе и увлечение ею. Каждая работа – это обязательно авторское и оригинальное решение темы. Мастерство и знания, полученные на занятиях курса, открывают путь дальнейшего развития личности, позволяют самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

Творческую результативность освоения программы учащиеся реализуют через участие в конкурсах, выставках. Выставочная и конкурсная деятельность стимулирует творческую активность личности, помогает уяснить роль искусства в жизни, воспитывает созидательные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 

 

 

Тема

 

 

Теор.

 

Практ.

 

Общее кол-во часов

1

Ведение. История возникновения и развития живописи

2

 

2

 

2

Материалы и инструменты. Обеспечение правил безопасного поведения на занятиях.

2

 

2

3

Подготовка материалов к работе.

 

2

2

4

Виды живописи.

2

 

2

5

Композиционное построение и цветовое сочетание.

2

6

8

6

Выполнение открытки в технике лессировки.

 

4

4

7

 Определение грязных цветов.

 

2

2

8

Выполнение эскиза композиции “Цветочная фантазия”.

 

4

4

9

Композиция на ткани: “Цветочная фантазия” в технике аппликации.

2

8

10

10

Цветные резервы.Прием лиссировки. Выполнение композиции на тему “Волшебный мир сказок”.

2

12

14

11

 Итоговое творческое задание.

 

16

16

12

Итоговая  выставка работ учащихся. 

2

 

1

Всего часов

14

54

68

 

 

 

 

 

Содержание программы

68 часов ( 2часа в неделю)

 

Тема 1. Введение. История возникновения и развития живописи  2 часа.

Познакомить с историей возникновения техники росписи и письма: древнее и вечно юное искусство. Назначение изделий. Беседа с демонстрацией наглядных пособий.

Материалы: иллюстрации работ старинных индийских, китайских, японских живописи, а также образцы работ учащихся.

 

Тема 2. Материалы и инструменты. Обеспечение правил безопасного поведения на занятиях (2часа)

Знакомство с материалами и рабочим инструментом, используемыми в работе над живописным полотном. Краски, контурные составы и др. вещества необходимые для получения рисунка. Виды кистей: размеры, их качества и свойства. Материалы используемые в оформлении работы.

Требования безопасности труда на рабочих местах. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их выполнение.

Материалы: ткань, красители, краски, резерв, стеклянная трубочка с резервуаром , кисти, палитра, рамы.

 

Тема 3. Подготовка  к работе. (2часа)

Виды бумаги: их особенности при взаимодействии с краской. Технология подготовки бумаги и красок к письму. Способы закрепления ткани на раме, натяжение ткани на раму.

Воспитание усидчивасти, аккуратности при выполнении работы с материалом.

Материалы: подрамники, кнопки, искусственный шёлк.

 

 

 

Тема 4. Виды живописи. (2часа)

Познакомить учащихся с видами живописи. Особенности в исполнениии и получениии изображения. Беседа с демонстрацией наглядных пособий.

Материалы: образцы работ с различными видами живописи.

 

Тема 5. Композиционное построение и цветовое сочетание (8часов).

Основы композиционного построения. Выбор наиболее подходящего формата. Использование возможностей композиции для передачи отношения к изображаемым предметам, событиям. Формирование идейно-эстетической концепции работы.

Гармоническое сочетание цветов. Цветовая гамма (тёплая, холодная). Нахождение тональной и цветовой градации при передаче предметов несложной формы. Особенности получения цвета.

Выполнение зарисовок растительных форм и их стилизация, используя средства художественной выразительности: цвет, линия, объём, светотональность, формы и пропорции. Создание эскиза работы.

Материалы: бумага, краски акварельные, кисти, карандаши.

 

Тема 6. Выполнение открытки. (4часа)

Приёмы живописи по цветной и тонированной бумаге.

Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ.

 

Тема 7. Ошибки, встречающиеся в живописи. (2часа).

Работа с резервом, нанесение контурных линий, затекание краски. Демонстрация примеров.

Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ.

 

Тема 8. Выполнение эскиза композиции “Цветочная фантазия”. (4часа).

Составление цветочной композиции в рисунке, цвете на бумаге. Развитие навыков самостоятельной, творческой  работы, создание выразительного образа. Развитие чувства цвета, колорита, гармонии цветовой гаммы.

Материалы: бумага, краски акварельные, кисти, карандаши.

 

Тема 9. Композиция на ткани - “Цветочная фантазия”. (12 часов).

Развитие навыков и приёмов живописи. Использование дополнительных эффектов: соли и др веществ.

Материалы: бумага, краск, резерв, трубочки для контурной линии, соль.

 

Тема 10. Цветные резервы. Прием лиссировки. Выполнение композиции на тему “Волшебный мир сказок”. (16часов).

Использование цветного резерва. Смешивание красок. Выполнение композиции на сюжеты и образы сказок. Создание выразительного образа в работе. Развитие навыков и приемов живописи. Воспитание аккуратности в выполнении творческих работ.

Материалы: бумага, краски, резерв, трубочки для контурной линии, соль, мочевина.

 

Тема 11. Итоговое творческое задание (16 часов).

Выполнение композиции на свободную тему, используя изученные виды и приёмы письма.

Материалы: материал на выбор, холст, краски масляные, резерв, трубочки для контурной линии, соль, мочевина.

 

Тема 12. Итоговая выставка работ учащихся. (2часа).

Подведение итогов по изучению программы “Волшебная кисть”.

Материалы: итоговые работы учащихся.

       

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать:

·        историю возникновения и развития живописи;

·        необходимые материалы для работы;

·        основные приемы составления композиции с использованием сочетания цветов и их свойств;

·        способы и основные приемы письма;

·        дополнительные приемы письма.

                  

Учащиеся должны уметь:

·        выражать свои эстетические чувства восприятия прекрасного;

·        смешивать краски на палитре, добиваясь необходимого оттенка цвета;

·        воплощать приобретенные знания в практике;

·        применять виды и приемы письма на практике;

·        владеть навыками работы красками, резервом, конструктивными подручными материалами;

·        участвовать в обсуждении работ учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Для учащихся:

1.      Ситцевый букет/ Альбом для раскрашивания. - М.: Малыш,1985.

2.      Сузи Стоку. Батик. Практическое руководство. - М.: Ниола 21 век.

 

Для учителя:

1.      Алексеев С.С. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1964.- 53 с.: ил.

2.      Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.

3.      Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1965.- 216 с.: ил.

4.      Голубов В.Н. Пигменты и краски в живописи: Уч. пособие. - М., 1989.

5.      Громов Е.С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

6.      Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 176 с.: ил.

7.      Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также