ПРОГРАММА КРУЖКА
«Волшебная кисть»
для учащихся 5, 7 классов
Пояснительная записка
Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут. Под практикой имеется в виду работа с кистью, бумагой и карандашом.
Программа кружка в школе рассчитана для работы с ребятами 5 и 7 классов.
Творческая работа находит широкое применение не только на плановых занятиях, но и в свободное время в одноименном кружке «Волшебная кисть». Эта работа с детьми является одной из форм по эстетическому воспитанию и приобщению к народным истокам, к творчеству салдинских хдожников. В ходе кружковой работы стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - изобразительной, художественному конструированию, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Интерес к творческой работе получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление на занятиях ребят в кружке. Организация занятий во 2-ой половине дня с группой ребят из 15 человек позволяет учитывать интересы и индивидуальность каждого кружковца, здесь ребенок наиболее полно приобщается к миру прекрасного, овладевает новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.
Изобразительная деятельность на занятиях кружка направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно способствует формированию социально активной личности.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся с помощью красок постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», - утверждают психологи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет учащимся чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности, в окружающем его мире взрослых, а ведь вера в себя, чувство собственного достоинства – это капитал, который всегда будет служить ребенку.
Успешность творческой деятельности определяется увлечённостью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определённым положительным результатам.
Стремление к прекрасному свойственно каждому человеку. Создавая какую-либо вещь, он пытается показать не только её практическую необходимость, но и эстетическую ценность. В этом и есть суть декоративно-прикладного искусства – гармония в сочетании практичности и красоты.
Занятия по прикладному творчеству носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.
Занятия художественным творчеством эффективно содействуют физическому и психическому развитию школьников, тренируют мелкую мускулатуру рук, точность движений. Нельзя забывать и о психологической, психотерапевтической стороне занятий художественной деятельностью, которые обеспечивают свободу самовыражения, разрядку накопленных впечатлений, эмоциональных переживаний.
Курс «Волшебная кисть» взаимосвязан с другими видами искусства, что позволяет говорить о межпредметных связях в процессе занятий. Русские, белорусские и сказки народов мира дают богатый материал для поиска образов и осмысления народных традиций, музыка, звучащая на занятиях, эмоционально заряжает учащихся, а свои работы они могут использовать на уроках отечественной и мировой художественной культуры в качестве наглядных пособий при изучении различных тем. Таким образом, очерчивается круг межпредметных связей: литература, музыка, изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура, сюда же можно добавить и историю, и трудовое обучение.
Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности. Творчество – это сложная деятельность человека, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому занятия построены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявить свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие профессиональных техник и художественных приемов на занятиях помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, т.е. проявить свое я, открыть себя как личность.
Главная цель курса –
· формирование системы знаний, развитие практических умений и навыков в области живописи и рисунка;
· развитие художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, воспитание творчески активной личности.
Для реализации цели необходимо последовательное решение следующих задач:
· научить создавать художественные образы в своих работах на основе, полученных знаний, умений и навыков;
· научить детей видеть эстетически окружающий мир, уметь наблюдать, развивать наблюдательность, развивать эмоциональное восприятие;
· развитие художественного вкуса, воспитание трудолюбия, аккуратности, творческого подхода к любой работе;
· формирование уважительного отношения к национальной культуре своего народа и культуре других стран.
Содержание программы рассчитано на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, от упражнений к тематической композиции, развитие у них не только навыков технического мастерства, но и творческого начала. Заканчивается курс выполнением творческой работы, где необходимо самостоятельно выбрать, разработать и выполнить тематическую композицию, используя изученные виды и приёмы живописи.
Формы работы по программе: индивидуальная, групповая, коллективная под руководством учителя.
Индивидуальный подход – основа занятий по этой программе. Занятия построены в виде диалога между педагогом и учащимися: урок-беседа, демонстрация образцов изделий и репродукций, технических упражнений, приёмов, практическая работа самостоятельно и с помощью педагога. Учащимися ведется поисковая деятельность по заданной теме.
Занятия курса должны быть оснащены необходимыми материалами и инструментами.
Программа занятий состоит из двух основных разделов: восприятия действительности и искусства и практической художественной деятельности.
Целью раздела восприятия действительности и искусства является систематическое развитие у детей способности воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимать значение искусства в жизни людей и общества.
На практических занятиях одна из основных задач – воспитание чувства радости от художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умение самостоятельно выбрать сюжет и выполнить его на практике. Это раскрывает учащимся множество возможностей художественного решения, особенностей техники и материалов.
Условием эффективности курса является интерес к работе и увлечение ею. Каждая работа – это обязательно авторское и оригинальное решение темы. Мастерство и знания, полученные на занятиях курса, открывают путь дальнейшего развития личности, позволяют самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Творческую результативность освоения программы учащиеся реализуют через участие в конкурсах, выставках. Выставочная и конкурсная деятельность стимулирует творческую активность личности, помогает уяснить роль искусства в жизни, воспитывает созидательные качества.
Программа
№ |
Тема
|
Теор.
|
Практ. |
Общее кол-во часов |
1 |
Ведение. История возникновения и развития живописи |
2 |
|
2
|
2 |
Материалы и инструменты. Обеспечение правил безопасного поведения на занятиях. |
2 |
|
2 |
3 |
Подготовка материалов к работе. |
|
2 |
2 |
4 |
Виды живописи. |
2 |
|
2 |
5 |
Композиционное построение и цветовое сочетание. |
2 |
6 |
8 |
6 |
Выполнение открытки в технике лессировки. |
|
4 |
4 |
7 |
Определение грязных цветов. |
|
2 |
2 |
8 |
Выполнение эскиза композиции “Цветочная фантазия”. |
|
4 |
4 |
9 |
Композиция на ткани: “Цветочная фантазия” в технике аппликации. |
2 |
8 |
10 |
10 |
Цветные резервы.Прием лиссировки. Выполнение композиции на тему “Волшебный мир сказок”. |
2 |
12 |
14 |
11 |
Итоговое творческое задание. |
|
16 |
16 |
12 |
Итоговая выставка работ учащихся. |
2 |
|
1 |
Всего часов |
14 |
54 |
68 |
Содержание программы
68 часов ( 2часа в неделю)
Тема 1. Введение. История возникновения и развития живописи 2 часа.
Познакомить с историей возникновения техники росписи и письма: древнее и вечно юное искусство. Назначение изделий. Беседа с демонстрацией наглядных пособий.
Материалы: иллюстрации работ старинных индийских, китайских, японских живописи, а также образцы работ учащихся.
Тема 2. Материалы и инструменты. Обеспечение правил безопасного поведения на занятиях (2часа)
Знакомство с материалами и рабочим инструментом, используемыми в работе над живописным полотном. Краски, контурные составы и др. вещества необходимые для получения рисунка. Виды кистей: размеры, их качества и свойства. Материалы используемые в оформлении работы.
Требования безопасности труда на рабочих местах. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их выполнение.
Материалы: ткань, красители, краски, резерв, стеклянная трубочка с резервуаром , кисти, палитра, рамы.
Тема 3. Подготовка к работе. (2часа)
Виды бумаги: их особенности при взаимодействии с краской. Технология подготовки бумаги и красок к письму. Способы закрепления ткани на раме, натяжение ткани на раму.
Воспитание усидчивасти, аккуратности при выполнении работы с материалом.
Материалы: подрамники, кнопки, искусственный шёлк.
Тема 4. Виды живописи. (2часа)
Познакомить учащихся с видами живописи. Особенности в исполнениии и получениии изображения. Беседа с демонстрацией наглядных пособий.
Материалы: образцы работ с различными видами живописи.
Тема 5. Композиционное построение и цветовое сочетание (8часов).
Основы композиционного построения. Выбор наиболее подходящего формата. Использование возможностей композиции для передачи отношения к изображаемым предметам, событиям. Формирование идейно-эстетической концепции работы.
Гармоническое сочетание цветов. Цветовая гамма (тёплая, холодная). Нахождение тональной и цветовой градации при передаче предметов несложной формы. Особенности получения цвета.
Выполнение зарисовок растительных форм и их стилизация, используя средства художественной выразительности: цвет, линия, объём, светотональность, формы и пропорции. Создание эскиза работы.
Материалы: бумага, краски акварельные, кисти, карандаши.
Тема 6. Выполнение открытки. (4часа)
Приёмы живописи по цветной и тонированной бумаге.
Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ.
Тема 7. Ошибки, встречающиеся в живописи. (2часа).
Работа с резервом, нанесение контурных линий, затекание краски. Демонстрация примеров.
Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ.
Тема 8. Выполнение эскиза композиции “Цветочная фантазия”. (4часа).
Составление цветочной композиции в рисунке, цвете на бумаге. Развитие навыков самостоятельной, творческой работы, создание выразительного образа. Развитие чувства цвета, колорита, гармонии цветовой гаммы.
Материалы: бумага, краски акварельные, кисти, карандаши.
Тема 9. Композиция на ткани - “Цветочная фантазия”. (12 часов).
Развитие навыков и приёмов живописи. Использование дополнительных эффектов: соли и др веществ.
Материалы: бумага, краск, резерв, трубочки для контурной линии, соль.
Тема 10. Цветные резервы. Прием лиссировки. Выполнение композиции на тему “Волшебный мир сказок”. (16часов).
Использование цветного резерва. Смешивание красок. Выполнение композиции на сюжеты и образы сказок. Создание выразительного образа в работе. Развитие навыков и приемов живописи. Воспитание аккуратности в выполнении творческих работ.
Материалы: бумага, краски, резерв, трубочки для контурной линии, соль, мочевина.
Тема 11. Итоговое творческое задание (16 часов).
Выполнение композиции на свободную тему, используя изученные виды и приёмы письма.
Материалы: материал на выбор, холст, краски масляные, резерв, трубочки для контурной линии, соль, мочевина.
Тема 12. Итоговая выставка работ учащихся. (2часа).
Подведение итогов по изучению программы “Волшебная кисть”.
Материалы: итоговые работы учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
· историю возникновения и развития живописи;
· необходимые материалы для работы;
· основные приемы составления композиции с использованием сочетания цветов и их свойств;
· способы и основные приемы письма;
· дополнительные приемы письма.
Учащиеся должны уметь:
· выражать свои эстетические чувства восприятия прекрасного;
· смешивать краски на палитре, добиваясь необходимого оттенка цвета;
· воплощать приобретенные знания в практике;
· применять виды и приемы письма на практике;
· владеть навыками работы красками, резервом, конструктивными подручными материалами;
· участвовать в обсуждении работ учащихся.
Литература
Для учащихся:
1. Ситцевый букет/ Альбом для раскрашивания. - М.: Малыш,1985.
2. Сузи Стоку. Батик. Практическое руководство. - М.: Ниола 21 век.
Для учителя:
1. Алексеев С.С. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1964.- 53 с.: ил.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.
3. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1965.- 216 с.: ил.
4. Голубов В.Н. Пигменты и краски в живописи: Уч. пособие. - М., 1989.
5. Громов Е.С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 176 с.: ил.
7. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.