Программа кружка "Волшебная кисть"
Оценка 5

Программа кружка "Волшебная кисть"

Оценка 5
Документация
doc
изобразительное искусство
5 кл
03.03.2024
Программа кружка "Волшебная кисть"
Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут. Под практикой имеется в виду работа с кистью, бумагой и карандашом. Программа кружка в школе рассчитана для работы с ребятами 5 и 7 классов. Творческая работа находит широкое применение не только на плановых занятиях, но и в свободное время в одноименном кружке «Волшебная кисть». Эта работа с детьми является одной из форм по эстетическому воспитанию и приобщению к народным истокам, к творчеству салдинских хдожников. В ходе кружковой работы стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - изобразительной, художественному конструированию, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Интерес к творческой работе получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление на занятиях ребят в кружке. Организация занятий во 2-ой половине дня с группой ребят из 15 человек позволяет учитывать интересы и индивидуальность каждого кружковца, здесь ребенок наиболее полно приобщается к миру прекрасного, овладевает новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Изобразительная деятельность на занятиях кружка направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно способствует формированию социально активной личности.
Программа кружка Волшебная кисть.doc

ПРОГРАММА КРУЖКА

 

«Волшебная кисть»

для учащихся 5, 7  классов

 

Содержание

 

1.      Пояснительная записка

2.      Программа

3.      Содержание программы

4.      Основные требования к знаниям и умениям

5.      Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

   Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут. Под практикой имеется в виду работа с кистью, бумагой и карандашом. 

   Программа кружка  в школе рассчитана для работы с ребятами 5 и 7 классов.

    Творческая работа находит широкое применение не только на плановых занятиях, но и в свободное время в одноименном кружке «Волшебная кисть». Эта работа с детьми является одной из форм по эстетическому воспитанию и приобщению к народным истокам, к творчеству салдинских хдожников.   В ходе кружковой работы стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - изобразительной, художественному конструированию, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Интерес к творческой работе получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление на занятиях ребят в кружке. Организация занятий во 2-ой половине дня с группой ребят из 15 человек позволяет учитывать интересы и индивидуальность каждого кружковца, здесь ребенок наиболее полно приобщается к миру прекрасного, овладевает новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.

    Изобразительная деятельность на занятиях кружка направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно способствует формированию социально активной личности.

                Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся с помощью красок постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», - утверждают психологи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет учащимся чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности, в окружающем его мире взрослых, а ведь вера в себя, чувство собственного достоинства – это капитал, который всегда будет служить ребенку.

Успешность творческой деятельности определяется увлечённостью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определённым положительным результатам.

Стремление к прекрасному свойственно каждому человеку. Создавая какую-либо вещь, он пытается показать не только её практическую необходимость, но и эстетическую ценность. В этом и есть суть декоративно-прикладного искусства – гармония в сочетании практичности и красоты.

Занятия по прикладному творчеству носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

Занятия художественным творчеством эффективно содействуют физическому и психическому развитию школьников, тренируют мелкую мускулатуру рук, точность движений. Нельзя забывать и о психологической, психотерапевтической стороне занятий художественной деятельностью, которые обеспечивают свободу самовыражения, разрядку накопленных впечатлений, эмоциональных переживаний.

Курс «Волшебная кисть» взаимосвязан с другими видами искусства, что позволяет говорить о межпредметных связях в процессе занятий. Русские, белорусские и сказки народов мира дают богатый материал для поиска образов и осмысления народных традиций, музыка, звучащая на занятиях, эмоционально заряжает учащихся, а свои работы они могут использовать на уроках отечественной и мировой художественной культуры в качестве наглядных пособий при изучении различных тем. Таким образом, очерчивается круг межпредметных связей: литература, музыка, изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура, сюда же можно добавить и историю, и трудовое обучение.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности. Творчество – это сложная деятельность человека, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому занятия построены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявить свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие профессиональных техник и художественных приемов на занятиях помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, т.е. проявить свое я, открыть себя как личность.

Главная цель курса

·        формирование системы знаний, развитие практических умений и навыков в области живописи и рисунка;

·        развитие художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, воспитание творчески активной личности.

Для реализации цели необходимо последовательное решение следующих задач:

·        научить создавать художественные образы в своих работах на основе, полученных знаний, умений и навыков;

·        научить детей видеть эстетически окружающий мир, уметь наблюдать, развивать наблюдательность, развивать эмоциональное восприятие;

·        развитие художественного вкуса, воспитание трудолюбия, аккуратности, творческого подхода к любой работе;

·        формирование уважительного отношения к национальной культуре своего народа и культуре других стран.

Содержание программы рассчитано на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, от упражнений к тематической композиции, развитие у них не только навыков технического мастерства, но и творческого начала. Заканчивается курс выполнением творческой работы, где необходимо самостоятельно выбрать, разработать и выполнить тематическую композицию, используя изученные виды и приёмы живописи.

Формы работы по программе: индивидуальная, групповая, коллективная под руководством учителя.

Индивидуальный подход – основа занятий по этой программе. Занятия построены в виде диалога между педагогом и учащимися: урок-беседа, демонстрация образцов изделий и репродукций, технических упражнений, приёмов, практическая работа самостоятельно и с помощью педагога. Учащимися ведется поисковая деятельность по заданной теме.

Занятия курса должны быть оснащены необходимыми материалами и инструментами.

Программа занятий состоит из двух основных разделов: восприятия действительности и искусства и практической художественной деятельности.

Целью раздела восприятия действительности и искусства является систематическое развитие у детей способности воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимать значение искусства в жизни людей и общества.    

На практических занятиях одна из основных задач – воспитание чувства радости от художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умение самостоятельно выбрать сюжет и выполнить его на практике. Это раскрывает учащимся множество возможностей художественного решения, особенностей техники и материалов.

Условием эффективности курса является интерес к работе и увлечение ею. Каждая работа – это обязательно авторское и оригинальное решение темы. Мастерство и знания, полученные на занятиях курса, открывают путь дальнейшего развития личности, позволяют самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

Творческую результативность освоения программы учащиеся реализуют через участие в конкурсах, выставках. Выставочная и конкурсная деятельность стимулирует творческую активность личности, помогает уяснить роль искусства в жизни, воспитывает созидательные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 

 

 

Тема

 

 

Теор.

 

Практ.

 

Общее кол-во часов

1

Ведение. История возникновения и развития живописи

2

 

2

 

2

Материалы и инструменты. Обеспечение правил безопасного поведения на занятиях.

2

 

2

3

Подготовка материалов к работе.

 

2

2

4

Виды живописи.

2

 

2

5

Композиционное построение и цветовое сочетание.

2

6

8

6

Выполнение открытки в технике лессировки.

 

4

4

7

 Определение грязных цветов.

 

2

2

8

Выполнение эскиза композиции “Цветочная фантазия”.

 

4

4

9

Композиция на ткани: “Цветочная фантазия” в технике аппликации.

2

8

10

10

Цветные резервы.Прием лиссировки. Выполнение композиции на тему “Волшебный мир сказок”.

2

12

14

11

 Итоговое творческое задание.

 

16

16

12

Итоговая  выставка работ учащихся. 

2

 

1

Всего часов

14

54

68

 

 

 

 

 

Содержание программы

68 часов ( 2часа в неделю)

 

Тема 1. Введение. История возникновения и развития живописи  2 часа.

Познакомить с историей возникновения техники росписи и письма: древнее и вечно юное искусство. Назначение изделий. Беседа с демонстрацией наглядных пособий.

Материалы: иллюстрации работ старинных индийских, китайских, японских живописи, а также образцы работ учащихся.

 

Тема 2. Материалы и инструменты. Обеспечение правил безопасного поведения на занятиях (2часа)

Знакомство с материалами и рабочим инструментом, используемыми в работе над живописным полотном. Краски, контурные составы и др. вещества необходимые для получения рисунка. Виды кистей: размеры, их качества и свойства. Материалы используемые в оформлении работы.

Требования безопасности труда на рабочих местах. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их выполнение.

Материалы: ткань, красители, краски, резерв, стеклянная трубочка с резервуаром , кисти, палитра, рамы.

 

Тема 3. Подготовка  к работе. (2часа)

Виды бумаги: их особенности при взаимодействии с краской. Технология подготовки бумаги и красок к письму. Способы закрепления ткани на раме, натяжение ткани на раму.

Воспитание усидчивасти, аккуратности при выполнении работы с материалом.

Материалы: подрамники, кнопки, искусственный шёлк.

 

 

 

Тема 4. Виды живописи. (2часа)

Познакомить учащихся с видами живописи. Особенности в исполнениии и получениии изображения. Беседа с демонстрацией наглядных пособий.

Материалы: образцы работ с различными видами живописи.

 

Тема 5. Композиционное построение и цветовое сочетание (8часов).

Основы композиционного построения. Выбор наиболее подходящего формата. Использование возможностей композиции для передачи отношения к изображаемым предметам, событиям. Формирование идейно-эстетической концепции работы.

Гармоническое сочетание цветов. Цветовая гамма (тёплая, холодная). Нахождение тональной и цветовой градации при передаче предметов несложной формы. Особенности получения цвета.

Выполнение зарисовок растительных форм и их стилизация, используя средства художественной выразительности: цвет, линия, объём, светотональность, формы и пропорции. Создание эскиза работы.

Материалы: бумага, краски акварельные, кисти, карандаши.

 

Тема 6. Выполнение открытки. (4часа)

Приёмы живописи по цветной и тонированной бумаге.

Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ.

 

Тема 7. Ошибки, встречающиеся в живописи. (2часа).

Работа с резервом, нанесение контурных линий, затекание краски. Демонстрация примеров.

Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ.

 

Тема 8. Выполнение эскиза композиции “Цветочная фантазия”. (4часа).

Составление цветочной композиции в рисунке, цвете на бумаге. Развитие навыков самостоятельной, творческой  работы, создание выразительного образа. Развитие чувства цвета, колорита, гармонии цветовой гаммы.

Материалы: бумага, краски акварельные, кисти, карандаши.

 

Тема 9. Композиция на ткани - “Цветочная фантазия”. (12 часов).

Развитие навыков и приёмов живописи. Использование дополнительных эффектов: соли и др веществ.

Материалы: бумага, краск, резерв, трубочки для контурной линии, соль.

 

Тема 10. Цветные резервы. Прием лиссировки. Выполнение композиции на тему “Волшебный мир сказок”. (16часов).

Использование цветного резерва. Смешивание красок. Выполнение композиции на сюжеты и образы сказок. Создание выразительного образа в работе. Развитие навыков и приемов живописи. Воспитание аккуратности в выполнении творческих работ.

Материалы: бумага, краски, резерв, трубочки для контурной линии, соль, мочевина.

 

Тема 11. Итоговое творческое задание (16 часов).

Выполнение композиции на свободную тему, используя изученные виды и приёмы письма.

Материалы: материал на выбор, холст, краски масляные, резерв, трубочки для контурной линии, соль, мочевина.

 

Тема 12. Итоговая выставка работ учащихся. (2часа).

Подведение итогов по изучению программы “Волшебная кисть”.

Материалы: итоговые работы учащихся.

       

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать:

·        историю возникновения и развития живописи;

·        необходимые материалы для работы;

·        основные приемы составления композиции с использованием сочетания цветов и их свойств;

·        способы и основные приемы письма;

·        дополнительные приемы письма.

                  

Учащиеся должны уметь:

·        выражать свои эстетические чувства восприятия прекрасного;

·        смешивать краски на палитре, добиваясь необходимого оттенка цвета;

·        воплощать приобретенные знания в практике;

·        применять виды и приемы письма на практике;

·        владеть навыками работы красками, резервом, конструктивными подручными материалами;

·        участвовать в обсуждении работ учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Для учащихся:

1.      Ситцевый букет/ Альбом для раскрашивания. - М.: Малыш,1985.

2.      Сузи Стоку. Батик. Практическое руководство. - М.: Ниола 21 век.

 

Для учителя:

1.      Алексеев С.С. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1964.- 53 с.: ил.

2.      Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.

3.      Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1965.- 216 с.: ил.

4.      Голубов В.Н. Пигменты и краски в живописи: Уч. пособие. - М., 1989.

5.      Громов Е.С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

6.      Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 176 с.: ил.

7.      Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебная кисть» для учащихся 5, 7 классов

ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебная кисть» для учащихся 5, 7 классов

Пояснительная записка Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут

Пояснительная записка Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть занятий 30 минут и практика 60 минут

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом,

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом,

Нельзя забывать и о психологической, психотерапевтической стороне занятий художественной деятельностью, которые обеспечивают свободу самовыражения, разрядку накопленных впечатлений, эмоциональных переживаний

Нельзя забывать и о психологической, психотерапевтической стороне занятий художественной деятельностью, которые обеспечивают свободу самовыражения, разрядку накопленных впечатлений, эмоциональных переживаний

Содержание программы рассчитано на 68 часов

Содержание программы рассчитано на 68 часов

На практических занятиях одна из основных задач – воспитание чувства радости от художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умение самостоятельно выбрать сюжет и выполнить…

На практических занятиях одна из основных задач – воспитание чувства радости от художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умение самостоятельно выбрать сюжет и выполнить…

Программа №

Программа №

Содержание программы 68 часов ( 2часа в неделю )

Содержание программы 68 часов ( 2часа в неделю )

Воспитание усидчивасти, аккуратности при выполнении работы с материалом

Воспитание усидчивасти, аккуратности при выполнении работы с материалом

Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ

Материалы: ткань, краски, резерв, трубочки для контурной линии, образцы работ

Основные требования к знаниям и умениям

Основные требования к знаниям и умениям

Литература Для учащихся: 1

Литература Для учащихся: 1

Программа кружка "Волшебная кисть"

Программа кружка "Волшебная кисть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024