Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» |
«Принята» |
«Утверждена» |
протокол № 1 |
педагогическим советом |
приказом от «_30_» августа 2019 г. |
от « _28__» августа 2019 г. |
|
№ _42__ |
Руководитель ШМО |
Протокол № 1 |
Директор |
_____________ /__Сауткина И.А. |
от «_30__» августа 2019г. |
___________/Силина Н.В. |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по физике «Юный физик»
Уровень образования основное общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс 7 а, б
Количество часов 34
Составитель:
Филипенко Ирина Валерьевна
высшая квалификационная категория
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / _______________
«___» августа 2019 г.
1.Пояснительная записка
Программа кружка «Юный физик» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Целью изучения предмета «Юный физик» является:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;
- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1.
Образовательные: способствовать самореализации
кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать
познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с
последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными
методами, развитие
познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
2.Место учебного предмета в учебном плане.
По учебному плану МБОУ «Кардымовская СШ» на изучение предмета «Юный физик» в 7 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
3.Содержание учебного предмета
Научные методы познания (3 часа)
Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент.
Методы теоретического познания: измерения, сравнения, анализ явлений, синтезирование (обобщение) фактов, установление причинно-следственных связей. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
Учимся измерять (5 часов)
Цена деления измерительного прибора. Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.
Демонстрации:
1. Измерение масштабной линейкой длины карандаша.
Лабораторные работы:
Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (6 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. Взаимодействие молекул. Диффузия.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
Механическое движение и его характеристики. Виды движения. Траектория и путь. Система отсчёта. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
Выявляем закономерности (5 часов)
Вес тела. Сила трения. Сила тяжести. Действие на тело нескольких сил.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
Занимательные опыты по физике (5 часов)
Методика проведения опытов в домашних условиях. Анкетирование учащихся
«Насколько понравилось вам работать в кружке?»
Демонстрации: занимательные опыты, опыты в домашних условиях
Формы организации учебных занятий:
· Беседа;
· Практикум;
· Вечера физики;
· Экскурсии;
· Выпуск стенгазет;
· Проектная работа;
· Школьная олимпиада;
Основные виды учебной деятельности:
· Решение разных типов задач;
· Занимательные опыты по разным разделам физики;
· Применение ИКТ;
· Занимательные экскурсии в область истории физики;
· Применение физики в практической жизни;
· Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса отражают:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· смысловое чтение;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Занимательная физика», должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
5.Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. Научные методы познания (3 часа ) |
||
1 |
Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания. |
5.09 |
2 |
Физические величины и их измерение. Измерительные приборы. |
12.09 |
3 |
Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов». |
19.09 |
2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа) |
||
4 |
Измерительные приборы и использование их в жизни человека. |
26.09 |
5 |
Лабораторная работа «Изготовление масштабной линейки». |
3.10 |
6 |
Лабораторная работа «Изготовление кубического сантиметра». |
10.10 |
7 |
Лабораторная работа «Изготовление и градуирование мензурки». |
17.10 |
3. Учимся измерять (5 часов) |
||
8 |
Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность. |
24.10 |
9 |
Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы». |
7.11 |
10 |
Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы». |
14.11 |
11 |
Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости». |
21.11 |
12 |
Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа». |
28.11 |
4.Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (6 часов) |
||
13 |
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. |
5.12 |
14 |
Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода». |
12.12 |
15 |
Движение молекул. Диффузия. |
19.12 |
16 |
Взаимодействие молекул. Явление смачивания. |
26.12 |
17 |
Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии». |
16.01 |
18 |
Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии». |
23.01 |
5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов) |
||
19 |
Механическое движение и его характеристики. Виды движений. |
30.01 |
20 |
Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения». |
6.02 |
21 |
Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения». |
13.02 |
22 |
Масса. Плотность. |
20.02 |
23 |
Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода». |
27.02 |
24 |
Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока». |
6.03 |
6. Выясняем закономерности (5 часов) |
||
25 |
Сила. Вес тела. |
13.03 |
26 |
Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела». |
20.03 |
27 |
Сила трения. Действие на тело нескольких сил. |
3.04 |
28 |
Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей». |
10.04 |
29 |
Терминологическая игра «Путь прокладывает логика». |
17.04 |
7. Занимательные опыты по физике (5 часов) |
||
30-31 |
Весёлые опыты в домашних условиях. |
24.04, 8.05 |
32-33 |
Защита проектов по выбранным темам. |
15.05, 20.05 |
34 |
Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». |
22.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.