Программа курса

  • doc
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Прогр. Права человека.doc

 

 

Средняя общеобразовательная школа № 33 – экспериментальная площадка г. Бишкек

 

 

 

 

 

                                         

 

 

Модифицированная  программа

спецкурса «Права человека»

для учащихся 10 классов

 

 

 

Тип программы: модифицированная

 

Где используется: элективный профильный курс

 

 

 

Прокушкин А.В., учитель высшей категории, автор-тренер по интерактивным методикам обучения, стаж 8 лет.

 

 

 

«Утверждена»

на заседании НМС СШ № 33

                                                                   протокол №   от «__» ______ 2009 г.

 

 

 

БИШКЕК 2009

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данный  предмет является элективным спец. курсом для учащихся профильных 10-х классов правовой направленности. Планируемое количество часов – 1 час в неделю, 34 часа в год.

 

Данный спецкурс направлен на изучение прав человека, в первую очередь Конвенции ООН о правах ребенка и развитие у молодых людей понимания прав, входящих в эту Конвенцию, и того, как эти права связаны с их повседневной жизнью.

С помощью этих уроков молодые люди могут узнать о правах, которыми они обладают, о том, где и как эти права нарушаются, а также о своей ответственности в связи с правами других людей.

Изучение спецкурса «Права человека» дает возможность учащимся поразмышлять о том, как должно выглядеть более справедливое общество, в котором люди обладают чувством собственного достоинства и с уважением относятся друг к другу.

Программа данного спецкурса состоит из двух больших разделов 1 «Права человека» и 2 «Права ребенка»

В первом даются общие  понятия о правах человека, теории прав, международных документах и организациях защищающих права человека и многом другом.

Во втором более подробно рассматриваются Конвенция о правах ребенка и сами права ребенка, в контексте прав человека.

При проведении занятий по «Правам человека» используются прежде всего интерактивные методы обучения, которые основаны на сотрудничестве учителя и учеников, активизации интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала учащихся. Результаты такой совместной работы намного выше, чем при использовании традиционной методики, которая ориентированна на воспроизведение (элементарное запоминание информации).

Интерактивные методы обучения через самостоятельную деятельность, способствуют глубокому пониманию предмета, усвоению знаний, формированию умений и ценностей.

 

Знание и понимание. Понимание моральных аспектов прав человека. Знания об основных правах человека, правах ребенка, закрепленных в международных документах. Знания о том, что дети имеют особые права на развитие и защиту. Понимание того, почему они имеют эти права. Понимание последствий нарушений прав ребенка. Знания о способах защиты своих прав.

 

Умения. Уметь анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения прав человека. Уметь различать нарушения прав человека. Уметь защищать свои права. Уметь работать в группе: сотрудничать, помогать, договариваться друг с другом. Уметь вести дискуссию, публично выступать, слушать, организовывать совместную деятельность.

 

Ценности. Уважать других людей, относиться терпимо к иным взглядам, интересам, традициям. Почувствовать достоинство в каждом человеке. Сострадать, сочувствовать другому человеку, видеть хорошее в нем и желать ему добра. Чувствовать свою ответственность перед другими людьми.

 

Данная программа прошла 5 летнюю апробацию в качестве экспериментальной в рамках экспериментальной площадки «Профильное социально-экономическое образование» СШ № 33.

Содержание курса

Тема

Результаты обучения

Примерное планирование занятий

Знания

Навыки

Отношения

1. Права человека

Понятие права человека. Теория прав человека. ООН. Международные документы по правам человека. Международные механизмы защиты прав человека. Конституция КР и права человека

Самостоятельно пользоваться международными документами. Возможность обратиться с письмом о нарушении прав

 человека в соответствующий комитет ООН. Пользование Конституцией.

Уважительное отношение к таким понятиям как достоинство человека, его права и свободы. Осознание того, что твои права всегда могут быть защищены ООН.

1.      Что такое права человека?

2.      Теория прав человека.

3-4. Международ-ные документы и права человека.

5. Смертная казнь.

6. Конституция КР и права человека.

7-8. Международ-ные механизмы защиты прав чел-ка

2. Права в повседнев-ной жизни

Кто такие беженцы. Права беженцев. Как избежать насилия. Семья и государство. Где ты можешь трудиться. Свобода слова. Правозащитные организации.

Защитить себя в случае насилия. Защитить свои права при трудоустройстве. Обратиться в правозащитную организацию.

Ценность ненасильственного решения конфликтов. Отношение к свободному высказыванию своего мнения. Уважение к мнению и убеждению других.

1.      Беженцы.

2.      Насилие.

3.      Семья и государство.

4.      Детский труд.

5.      Свобода слова.

6.      Правозащитные организации.

3. Права детей.

Что такое права ребенка. Категории прав детей.

Защитить свои права. Разграничивать группы прав.

Значение различных групп прав для нормального развития ребенка. Права одного заканчиваются там где начинаются права другого.

1.      Что такое права?

2.      Разные категории прав.

3.      Аукцион ваших прав.

4.      Вести себя в соответствии с правами.

4. Права на выживание

Потребности человека.  Знания о неравномерном распределении пищи на земле. Как неравенство возможностей отражается на правах.

Отделять потребности от желаний. Что делать для того чтобы не голодать.

Отношение к людям с ограниченными возможностями.

Размышление о том, что права на выживание зависят от правительства страны.

1.      Потребности и желания.

2.      Пища, чудесная пища!

3.      Живущие без дома.

4.      Правда или ложь.

5. Права на развитие.

Какие права необходимы молодым  для роста и развития. Различные пути развития. Как условия жизни детей влияют на их право на развитие.

Самостоятельно выбрать свой путь. Сравнивать различные варианты развития будущего мира.

Уважение к выбору другого человека. Ваша роль в достижении предпочтительного будущего.

1.      Линия жизни.

2.      Различные, разные, другие.

3.      Гигантские шаги.

4.      Победа.

6. Права на защиту.

Формы насилия. Детский труд. Дискриминация. Роль государства в соблюдении прав ребенка.

Как избежать насилия. Что делать если ты почувствовал дискриминацию на себе.

Позитивное отношение к выполнению домашних обязанностей в семье. Воспитывать в себе не дискриминацион-ное отношение к людям.

1.      Что такое насилие?

2.      Баз и Соня.

3.      Игра в отстранение от жизни.

4.      Слушания в Комитете по правам человека.

7. Права на участие.

Проблемы беженцев. Гендерная дискриминация. Другие формы дискриминации.

Отстаивать свои права независимо от пола. Как бороться с дискриминацией в обществе.

Подумать о том, что каждый из нас может стать беженцем. Задуматься о правах на участие всех детей. Активизировать участие учащихся в жизни общества.

1.      Поговорим на чистоту.

2.      Права девочек.

3.      Дискриминация- проверим на себе.

4.      Займемся делом.

 

 
 
ИТОГО: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение курса:

 

1.     Что говорит закон.  Пособие для учителя. М., 1995

 

2.     Права человека «Методическое пособие по преподаванию в старших классах. Б., 2000

 

3.     Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе. М.,1995

 

4.     Про нашу Конвенцию. Методическое пособие по преподаванию прав ребенка для среднего и старшего школьного возраста.