Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МС Директор МБОУ СОШ №20
___________ М.Н.Одинцова _____________ Н.В.Бауэр
«__» ___________________г. «___»__________________г.
«Грамматика английского языка»
9 класс
РАССМОТРЕНО РУКОВОДИТЕЛИ КУРСА: на заседании МО Мазур И.В., Галимова Х.Г.
Рук. МО__________
«__»__________________20 г.
Пояснительная записка
Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает новые горизонты для развития человека. Английский язык окончательно зарекомендовал себя в качестве международного языка. Знание английского языка сегодня становится неизбежным условием развития успешной карьеры, достижения высоких академических и научных степеней, а также просто получения высокого уровня общего образования. Все это требует дополнительных подходов к изучению английского языка, способствующих развитию навыков и умений в письменной и устной речи.
Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в старшей школе в области грамматики следующие:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных:
Conditional I, II ,III;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth;
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов;
- знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive,
Present Perfect Passive;
- знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
- совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little); количественных и порядковых числительных; - систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).
Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники, к сожалению, их не могут.
Таким образом, налицо явное противоречие между заявленными требованиями федерального стандарта и результатом обучения – недостаточно сформированными грамматическими умениями и навыками. Данным противоречием и обусловлена актуальность данного элективного курса грамматики английского языка.
Цель курса: создание условий для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, способствующих умению работать в группе, вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи курса:
Сформировать положительный интерес к предмету, к странам изучаемого языка, живущим там людям, их традициям, обычаям;
Совершенствовать и развивать умения и навыки в области грамматики; Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, мышление.
Создать условия для самообразования, формирования у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
Общая характеристика курса Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенностей учащихся. В ходе разработки методических приемов систематизации грамматических явлений на среднем этапе обучения английскому языку регулярно применяются тренировочные грамматические упражнения. Это позволяет образовать систему научных понятий и соответствующие им способы действий. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации внеурочной деятельности позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы. Развивая основы теоретического рефлексивного мышления у обучающихся, данный элективный курс способствует переходу от учебной деятельности как умения учиться на начальном этапе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития при постановке целей, поиске информации, осуществлении самоконтроля и оценки деятельности. Он дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные умения и навыки, учитывая уровень мотивации учащихся.
Место курса
Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал, который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих, интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.
Структура и организация обучения.
Курс рассчитан на 18 учебных часов по 1 часу в неделю.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков; последовательное развитие основных речевых умений и навыков; коммуникативная направленность заданий; контекстуальное введение грамматических структур и единиц; применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах; соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой
подготовки учащихся.
Введение данного элективного курса позволяет увеличить количество учебных часов во внеурочное время для реализации индивидуальных потребностей учащихся, что позволит активно участвовать в рамках сетевого взаимодействия и в развитии «Научного общества» гимназии.
Формы проведения занятий
• Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
• Работа в парах.
• Индивидуальные консультации.
• Самостоятельная работа.
• Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Новизна данной программы заключается в следующем:
1. Применение в обучении грамматическим явлениям иностранного языка творческого подхода (написание поздравлений, писем, личных отзывов, проведение дебатов и т.д.) позволяет развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации, без посредства постоянного обращения к правилам грамматики, иными словами – способствовать естественности грамматически верной коммуникации;
2. Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
3. Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами являются:
• Формироваие осознания важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
• Воспитание у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
• Воспитание гражданских и патриотических чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
• Формирование толерантного отношения к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
• Развитие стремления к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
• Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• Формирование основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами являются:
• целеполагание во внеурочной деятельности: умение самостоятельно ставить познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
• умение использовать социолингвистические аспекты формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции);
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
• умение быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
Предметными результатами являются:
- автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
- обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;
- совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в зависимость от ситуаци, коммуникативной задачи, цели общения; в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;
в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;
в учебно-познавательной области – дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка.
Содержание курса
Курс создан на основе «Сборников тренировочных и проверочных заданий по английскому языку». Они позволяют организовать подготовку к ГИА по английскому языку (в новой форме) и составлены с учетом современных требований Стандарта и Примерных программ по английскому языку. Представленный курс является практикоориентированным и дает возможность достичь «допорогового» уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2).
Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ГИА, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений. Задания варьируются по содержанию и формату, и хотя некоторые из заданий имеют уровень повышенной сложности, все они соответствуют требованиям «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».
Учебно-тематический план элективного курса: «Грамматика английского языка»
№ |
Тема |
Содержание |
Цели |
Форма контрол я |
1 |
Насто ящее прост ое время . 2ч. |
Основные формы глагола. Фразовопредложные глаголы. Разделяемые и неразделяемые фразовые глаголы. Вводные глаголы. Роль вспомогательного глагола в эмфатических предложениях |
Развитие грамматических навыков говорения Развитие умений и навыков устной речи, аудирования. |
Устное практич еское задание. Тренинг Задания ГИА.. |
2 |
Насто ящее длите льное время . 2ч. |
Образование времен группы Present. Особенности перевода предложений. Отличие предложений в значении двух времен группы Present Порядок слов в вопросительном предложении. Отрицательные формы вопросов. Переспросы. Передача вопросов различными интонационными средствами в разговорном английском |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений и навыков монологической и диалогической речи. |
Устное практич еское задание.
|
3 |
Насто ящее перфе ктное время 2. |
Образование времен группы Present Perfect. Особенности перевода предложений. Отличие предложений в значении двух времен группы Present Perfect. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Письмен ное тестовое задание. Задания ГИА. |
4 |
Обоб щени е. 1ч. |
Особые случаи употребления настоящего времени. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с извлечением конкретной информации. |
Устное практич еское задание. Задания ГИА. |
5 |
Прош едшее прост ое время глаго ла. 2ч. |
. Образование времен группы Past Simple Особенности перевода предложений Структура I used to в разных значениях. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Устное практич еское задание.
|
6 |
Прош едшее длите |
. Образование времен группы Past Progressive. Особенности перевода |
Развитие грамматических навыков говорения |
Устное практич еское |
|
льное время глаго ла 2ч. |
предложений. Отличие предложений в значении двух времен группы Past Порядок слов в вопросительном предложении. Отрицательные формы вопросов. Переспросы. Передача вопросов различными интонационными средствами в разговорном английском |
(составление всех типов вопросов). |
задание. Устный тестсамокон троль. |
7 |
Прош едшее перфе ктное время глаго ла 2ч. |
Образование времен группы PastPerfect. Особенности перевода предложений. Отличие предложений в значении nht[ времен группы Past Порядок слов в вопросительном предложении. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений восстанавливать текст, употребляя правильную форму глагола. |
Устное тестовое задание. Задания ГИА. |
8 |
Буду щее прост ое время глаго ла 1 ч. |
Формы будущего простого времени в английском языке.
|
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков монологической речи (пересказ в будущем времени). |
Устное тестовое задание. Тренинг. |
9 |
Буду щее длите льное время 1ч. |
Способы выражения длительных действий в будущем.Способы выражения будущих договоренностей. Выражение будущей вероятности или предположений в английском языке. Способы выражения обещаний и угроз, отказов и согласия, решимости и пожелания.
|
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, монологической речи с извлечением конкретной информации. |
Устное тестовое задание. |
10 |
Буду щее перфе ктное время 1 ч. |
Способы выражения завершенности в будущем. Способы выражения повторных и нерегулярно возобновляющихся действий в будущем. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений восстанавливать текст, употребляя правильную форму глагола |
Устное тестовое задание. Задания ГИА. |
11 |
Обоб щени е 2 ч. |
Обобщение и тренировка всех времен английского языка в устной и письменной речи. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений восстанавливать текст, употребляя правильную форму глагола |
Письмен ное тестовое задание. Задания ГИА. |
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1. Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
2. Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).
3. Проектная деятельность.
4. Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
5. Тестовые задания. 6. Зачет в письменной форме.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной образовательной деятельности:
1. книгопечатная продукция: нормативная и методическая литература, методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки по иностранному языку в 8 - 9 классах основной школы, книги для чтения на изучаемых языках, пособия по страноведению, контрольно – измерительные материалы, двуязычные словари;
2. экранно – звуковые пособия;
3. демонстрационные печатные пособия;
4. информационно-коммуникационные средства; 5. рациональная планировка кабинета иностранного языка.
Планируемые результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник получит возможность научиться:
• брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Выпускник получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста,
аргументировать своё отношение к прочит анному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной проектной работы
Аудирование
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Выпускник получит возможность научиться:
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с рус-ским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами)
Орфография
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; • различать на слух британские и американские варианты английского языка.
Лексическая сторона речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
• находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
• распознавать в речи предложения с конструкциями as ... as; not so ... as; either ... or; neither ... nor;
• распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II— If I were you, I would start learning French);
• использовать в речи глаголы во временным формах действительного залога: Past
Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;
• употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.
Литература для учителя и учащихся:
1. «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 -9 классы»: проект. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010г. – (Стандарты второго поколения).
2. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя», Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г. - (Стандарты второго поколения).
3. «Теория обучения в информационном обществе», Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011г. – (Работаем по новым стандартам).
4. ГИА – 2012. Экзамен в новой форме), Английский язык, 9 класс, Москва, «АСТАстрель», 2012г.
5. Raymond Murphy. English grammar in use / Cambridge University Press, 1998.
6. Арцинович Н. К. Английская грамматика в таблицах: справочник. – М.: Астрель, 2006.
7. Ионина А. А., Саакян А. С. Английская грамматика в схемах и таблицах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2006.
8. Игнатова Т. Н. Английский язык для общения: Интенсивный курс: Учеб. – М.: Издат.
дом «РТ-Пресс», 1999.
9. Английский язык: 2770 упражнений и тестов для школьников и поступающих в ВУЗы.
– М.: Дрофа, 1999.
10. Экономакис Э., Жуковский А. Артикли. – СПб.: КАРО, 2001.
11. Бужинский В. В. Учимся понимать английскую речь на слух. 10-11 кл.: пособие по аудированию. – М.: Дрофа, 2004.
12. Поль Ларрея, Клод Ривьер, Робер Асселино, Арно Греми; пер.на рус. О.А. Кутуминой. Вся грамматика английского языка. - М.:Астрель:АСТ, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.