Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
с.Арылах Мирнинский район Республика Саха (Якутия)
Программа курса «На Земле Олонхо»
для учащихся 4-х классов в русскоязычных школах
Составитель: Михайлова В.К.,
учитель 1 категории
2022 год
Цель курса "На земле Олонхо" в начальных классах русскоязычных школ является:
· Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире;
· Приобщение младших школьников к духовной культуре народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
· Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
· Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
· Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;
· Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
· Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
· Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;
· Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
Особенность данной дополнительной образовательной программы курса "На Земле Олонхо" в том, что она направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Обеспечивает приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям формирования идентичности гражданина России. Направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к своей малой Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Программа курса "На Земле Олонхо" рассчитана для учащихся 4-х классов.
Реализуется в течение одного учебного года (сентябрь - май), занятия проводятся 1 раз в неделю по расписанию.
Прогнозируемые результаты
1. Личностные:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов.
2. Метапредметные:
- Знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я);
- Находить средства художественной выразительности в тексте произведений;
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в том числе социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
3. Предметные:
- Уметь применять полученные знания на практике и в жизни;
- Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах;
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Портрет Патриота современной России:
-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой Родине.
-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.
-Обладает гражданской ответственностью.
-Проявляет духовную твердость.
-Отзывается на социальные проблемы окружающих.
-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.
-Ведет активный образ жизни.
-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.
-Заботится об окружающей природе.
-Осознанно трудится во славу России.
-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.
-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.
-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.
-Отстаивает национальные интересы России.
Формы и методы организации учебного процесса:
Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.
Программа рассчитана на 35 занятий – 1 час в неделю.
По источникам знаний:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
По степени взаимодействие учителя и учащихся:
- беседа
- самостоятельная работа
В зависимости от конкретных дидактических задач:
- подготовка к восприятию
- объяснение
- закрепление материала
По характеру познавательной деятельности:
- Объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- частично-поисковый
-исследовательский
По принципу расчленения или соединения знаний:
- аналитический
-синтетический
-сравнительный
-обобщающий
-классификационный
По характеру движения мысли от незнания к знанию:
-индуктивный
-дедуктивный
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тестирование, выставки, участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее", проведение предметной недели, выпуск стенгазеты.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Содержание изучаемого курса:
I Раздел. Моя малая родина. Государственное устройство Республики Саха (Якутия): Что такое Родина? Символы нашего государства. Президент, правительство. Понимание важности Родины для человека, уточняются знания о символах государства. Алдан – мой родной город.
Выставка творческих работ: мини-сочинения, рисунки, поделки из пластилина.
II Раздел. Якутия в прошлом. Древняя Якутия: мир динозавров, мамонтов и древних людей. Открытие и освоение Якутской земли. Присоединение Якутии к России. Якутские ссылки.
III Раздел. География Якутии. Земля, закованная в лед и снег. Почему в Якутии холодно? Отчего светится воздух? Северный Ледовитый океан и арктические льды. Что называют "Ледяным сфинксом Якутии"? Природные зоны Якутии: тундра, лесотундра, тайга, леса, степные ландшафты и горы Якутии. Реки и озера.
IV Раздел. Уникальная природа Земли Олонхо. Растительный и животный мир. Охрана природы. Лекарственные растения. Природные уникумы. Ленские столбы – царство каменных скал. Мамонтовая гора. Тулуканы - северные пустыни. Священные места Якутии.
V Раздел. Устное народное творчество. Героический эпос. Сказки, пословицы и поговорки коренных народов Якутии. Исторические предания. Исторические рассказы. Легенды. Олонхо и олонхосуты.
VI Раздел. Земля Олонхо и ее люди. Коренные народы. Основной вид занятий, быт. Юкагиры, эвены, эвенки, чукчи, якуты - их прошлое и настоящее. Население современной Якутии.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
· умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
· умение принимать и защищать свои решения;
· готовность к участию в общественных делах;
· готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· патриотизм и любовь к Родине;
· права и свобода человека и гражданина;
· символика Российской Федерации;
· национальное самосознание;
· уважение чести и достоинства других граждан;
· гражданственность.
Количественные параметры:
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
· в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
· в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
В содержание курса интегрированы знания и умения из различных областей истории, географии, этнографии, ИЗО, трудового обучения. Интегрирование способствует всестороннему развитию личности.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
1) словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
2) наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
3) практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
4) репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
5) индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности.
Материальное обеспечение программы курса:
· компьютер
· проектор
· принтер
· хомус
· национальные узоры, поделки.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы курса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Учебно – тематический план курса
рассчитано на 1 час в неделю.
Учебных недель в году – 35
Итого учебный план курса обучения – 35 часов в году.
Содержательный материал |
Программа курса «На Земле Олонхо" Целями данного курса являются: · развитие ценностных ориентаций ребёнка; · воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире; · формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию. |
Виды деятельности |
· Работа со справочной и энциклопедической литературой, · работа с картой, · слушание, запоминание · наблюдения, · формулирование вопросов и ответов, · выдвижение гипотез и предположений, · ИЗО-деятельность, · проектная групповая и индивидуальная деятельность |
Образовательный продукт
|
· написание и защита рефератов, · выставки рисунков, поделок. · защита проектов |
Критерии успешности |
· выступление с сообщением · умение защитить свою точку зрения · составление кроссвордов и заданий для викторин. |
Динамика интереса |
· анкетирование, · активность в выполнении творческих работ. |
Форма итоговой отчётности |
· участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее", · проведение предметной недели. |
№ |
Тема |
Вид деятельности |
Результативность |
I Раздел. Моя малая родина |
|||
1 |
Уникальность северной земли Якутии. Государственное устройство. Конституция республики Саха (Якутия). |
Беседа |
Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. Знать: герб, гимн, флаг РС(Я). |
2 |
Моя малая родина |
Интегрированное занятие |
|
3 |
Город, где мы живём |
Беседа |
|
4 |
"Мой край родной"
|
Проект |
|
II Раздел. Якутия в прошлом |
|||
5 |
Древняя Якутия: мир мамонтов и древних людей. |
Беседа |
Знать: основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности. |
6 |
Открытие и освоение Якутской земли. |
Сообщения |
|
7 |
Якутия в составе Российского государства |
Устный журнал |
|
III Раздел. География Якутии |
|||
8 |
Земля, закованная в лед и снег. |
Литературная гостиная |
Знать: природные зоны Якутии, иметь представления о растительном и животном мире, называть полезные ископаемые и места их добычи. Уметь: показывать на карте расположение природных зон, места добычи полезные ископаемых
|
9 |
Северный ледовитый океан. Острова. |
Защита рефератов |
|
10 |
Игра-путешествие «Три мира в олонхо» Верхний, средний, нижний мир в олонхо |
Игра |
|
11 |
Тундра. Стерх – птица счастья. |
Викторина |
|
12 |
Лесотундра. |
Игра "Счастливый случай" |
|
13 |
Тайга. |
Викторина |
|
14 |
Аал луук мас – священное дерево. |
Защита рефератов |
|
15 |
Горная Якутия. Чубук – хозяин гор. |
Беседа |
|
16 |
Реки и озера Якутии. |
Защита рефератов |
|
17 |
Кладовая сокровищ. Полезные ископаемые. |
Защита рефератов |
|
IV Раздел. Уникальная природа Земли Олонхо |
|||
18 |
Растительный и животный мир Якутии |
Сообщения. Викторина |
Знать: растения и животные, занесенные в Красную Книгу. Иметь представления об уникальных объектах Якутии. |
19 |
Игра "Лесные заморочки" |
Игра |
|
20 |
Загадки, тайны, чудеса земли Олонхо. |
Беседа |
|
21 |
Природные уникумы. |
Сообщения |
|
22 |
Ленские столбы – царство каменных скал. |
Сообщения |
|
23 |
Тулуканы – северные пустыни. |
Беседа |
|
V Раздел. Устное народное творчество |
|||
24 |
Героический эпос.
|
Круглый стол "По страницам якутского эпоса" |
Знать: творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги; Уметь: находить средства художественной выразительности в тексте произведений. |
25 |
Устное народное творчество. Сказки. |
Литературная гостиная |
|
26 |
Клубок загадок |
Круглый стол |
|
27 |
Ысыах – национальный праздник якутов. |
Беседа |
|
28 |
Алгыс, осуохай, тойук, хомус, игры предков |
Рисунки, игры, беседа |
|
VI Раздел. Земля Олонхо и ее люди |
|||
29 |
Герои Олонхо: богатырь, помощники богатыря, девушка, враги |
Защита рефератов, рисунки |
Знать: способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов, знать значение национальных орнаментов; творчество ярких якутских мастеров. Уметь: назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я). |
30 |
Конь богатыря. |
Рисунки, поделки из пластилина |
|
31 |
Якутская лайка – самая древняя домашняя собака. |
Сообщения |
|
32 |
Якутские мастера. |
Поделки из пластилина |
|
33 |
Правила таежного этикета. |
Беседа с элементами ролевой игры. |
|
34 |
Волшебные узоры. Рисование по национальным мотивам. |
Поделки из бумаги, аппликация. |
|
35 |
"У камелька" |
Интегрированное занятие |
Методическое обеспечение программы курса:
Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
· комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
· использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
· активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.