Программа курса по социализации обучающихся
«Социализация без проблем»
Разработал:
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №8»
Байдакова В.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает на первый план такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность быть открытым, способным свободно выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
В то же время негативные изменения, происходящие в современном обществе: агрессивное влияние СМИ, разрушение традиционного семейного уклада (увеличивающееся растущее количество неполных и возникновение однополых семей), расслоение общества, тенденция к акцентуации человека на себе, размывающиеся с каждым годом стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения) - все это искажает, затрудняет процесс социализации у детей и подростков. Пропаганда стиля «унисекс», освоение профессий противоположного пола, а также абсолютное преобладание педагогов женского пола в сфере образования становится причиной искажения половой идентичности у подростков, Парадокс, который мы имеем в итоге - юноши с феминными чертами личности и девушки-подростки с высоким уровнем маскулинности.
В связи с этим особого внимания требуют вопросы социализации детей и подростков, а также повышения психологической компетентности родителей и педагогов в этой области.
В условиях реформ российского общества существенно меняются содержание, механизмы и критерии социализации. Приоритетными становятся такие аспекты социализации как адаптация к школе как в начальном звене, так и при переходе на новое звено, профилактика детских страхов, развитие межличностного общения между сверстниками, формирование полоролевых стереотипов.
Программа «Социализация без проблем» может выступить вспомогательным звеном, опорой для формирования успешной социализации у детей и подростков, испытывающих трудности в данной области.
Методологической основой программы стали философские теории социализации личности. Анализ изученной нами литературы показал, что теоретическая разработка проблем социализации впервые стала осуществляться в рамках западной социологии. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было введено в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.
С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.
В российской социальной философии значимый вклад в теорию развития личности внес Л. Выготский, который подчёркивал социальный характер воспитания личности. Современными российскими учеными, занимающимися проблемами социализации, являются Г. Андреева, Е. Ануфриев, В. Добреньков, И. Кон, А. Мудрик, В. Ядов и другие. В их интерпретации социализация определяется как процесс становления личности, интеграции индивида в общество и различные типы социальных общностей.
Теоретические разработки, касающиеся проблем идентификации «Я» в становлении личности, многочисленны; среди них можно выделить работы А. Адлера, У.Джеймса, Д. Парфита, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса, М. Хайдегтера, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга, в отечественной - В. Абраменковой, М. Бахтина, В. Мухиной, Л. Поповой.
При составлении программы также делался упор на теоретические и практические исследования зарубежных и отечественных авторов в области возрастной и гендерной психологии. Так концепция С.Холла о подростковом периоде, который он назвал «периодом «бури и натиска», раскрывает представления о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных аспектах этого возраста. В теориях Э. Эриксона, Ж. Пиаже подчеркнута роль социальных факторов в развитии личности подростка.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его последователей Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович мы подчеркнули главные новообразования дошкольного, младшего школьного и подросткового периодов.
В области гендерной психологии ключевыми являются труды почетного профессора Стенфордского университета, члена Национальной академии наук США Элинор Маккоби. В ее трудах («Развитие половых различий, 1966; «Два пола: растущие отдельно и потом сходящиеся», 1998 г.) сформулированы основные теоретические выводы по данной проблеме. В последние десятилетия эта область знаний сильно разрослась и специализировалась как на Западе, так и в России. Социально-ориентированные гендерные исследования описаны в трудах И. Кона («Мальчик - отец мужчины», 2009 г.; «Два разных мира»), В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман (Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителя, школьным психологам, 2005).
Итак, понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем является все же детство и юность. Именно этот возраст охватывает программа «Социализация без проблем». Поскольку благоприятной средой для социализации являются семья и школа, программа предполагает блоки для родителей и педагогов.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - расширение теоретической и практической компетентности всех участников образовательного процесса по вопросу успешной социализации учащихся.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Способствовать:
- личностному развитию детей и подростков: формированию ценностных идеалов,
развитию навыков самоконтроля и самоанализа, позитивной самооценки, укрепление смелости и самостоятельности в достижении цели, ответственности за свои поступки;
- повышению коммуникативной компетентности, освоению гендерных стереотипов поведения у подростков;
- актуализации позитивного личного опыта родителей и педагогов в области преодоления страхов, в формировании межличностного общения;
- повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу социализации детей и подростков.
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
Программа «Социализация без проблем» направлена на три целевые группы:
- Учащиеся школ среднего звена, испытывающие потребность в помощи по преодолению страхов или подростки 11-16 лет, испытывающие трудности в межличностном общении со сверстниками, в том числе противоположного пола;
- Родители детей, испытывающих трудности в преодолении страхов, в межличностном общении
- Педагоги, участвующих в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в преодолении страхов, в межличностном общении.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа «Социализация без проблем» является блочно-модульной. Она включает в себя три содержательных блока, разработанных для трех целевых групп.
Блок для детей направлен на актуализацию их способностей к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию. Он включает в себя 63 учебных часов занятий, которые содержательно объединены в 4 модуля. Этот же блок предполагает дополнительных 9 учебных часов для оценки продуктов деятельности детей. Минимальный объем модуля составляет 16 учебных часов, максимальный - 22 учебных чесов.
Блоки для родителей и педагогов ориентированы на актуализацию их личностных ресурсов, позитивного жизненного опыта с целью выстраивания конструктивных отношений с детьми. Эти блоки предусматривают по 18 учебных часов, которые распределены на 4 модуля. Направления работы блоков для последних групп схожи и перекликаются с содержанием блока для детей.
Количество участников в каждом модуле индивидуально, но не превышает 10-12 человек.
Порядок формирования групп: группы формируются педагогом-психологом или администрацией школы на основании предварительной диагностики.
Форма обучения: очная; занятия для детей проходят в тренинговом режиме, встречи со взрослыми - в форме мини-лекций и практических занятий. В отдельных модулях предполагаются домашние задания. Для всех целевых групп разработаны диагностические сессии на начальном и конечном этапах модуля.
Сроки реализации программы: количество встреч рассчитано на учебный год.
Режим проведения занятий зависит от модуля. В целях достижения эффективных результатов работы занятия с детьми проводятся не реже 1 раза в неделю.
Встречи с родителями и педагогами осуществляются 1-2 раза в месяц.
СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
Каждый блок состоит из четырех тематически самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих модулей. Каждый модуль имеет самостоятельные цели, поэтому они могут использоваться самостоятельно или в составе других модулей в зависимости от запроса целевой группы.
1. БЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ПОМОГУ СЕБЕ САМ»
Модуль 1. «Детские страхи: как помочь себе с ними справиться»
Цель: снятие состояния тревожности, страха, переключение энергии тревоги и страха в конструктивное русло.
Задачи:
- диагностика и отслеживание в динамике текущих состояний ребенка;
- снятие барьеров общения у детей через коррекцию самооценки и повышение уверенности в себе;
- развитие самоконтроля и самоанализа;
- экстравертирование глубинного потенциала, нахождение путей самовыражения интровертной натуры.
Модуль 2. «Я - младший подросток: курс самопознания»
Содержание модуля разработано на основе программы Л.Ф. Анн. «Психологический тренинг с подростками»
Цель: актуализировать способности младших подростков к самопознанию.
Задачи:
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- раскрытие в себе качеств важных для эффективного межличностного общения.
Модуль 3. «Я - старший подросток: курс саморазвития»
Цель: актуализировать способности к самопознанию и саморазвитию
Задачи:
- познакомить с факторами социализации, подвести детей к осознанию влияния каждого фактора на формирование их личности;
- формирование навыков активного самоанализа, понимания и осознания своих чувств и мотивов поступков;
- укрепление чувства взрослости, содействие осознанию ответственности за свою жизнь и поступки, развитие навыков самоорганизации;
- содействие укреплению устойчивого положения и статуса среди сверстников, поиску единства со сверстниками по интересам.
Модуль 4. «Девочка. Девушка. Женщина. - Мальчик. Юноша. Мужчина»
Содержание модуля разработано на основе программы Ю.В. Васильковой «Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков»
Цель: формирование адекватных стереотипов мужского и женского поведения, развитие полового сознания, разрешение внутриличностных проблем.
Задачи:
- уточнение представлений подростков о стереотипах мужского и женского характера, поведения;
- осознание необходимости мужчинам и женщинам учитывать особенности друг друга при общении;
- содействие осознанию своих проблем в межполовом общении и необходимости их решения;
- развитие черт мужественности у юношей, женственности у девушек.
2. БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОМОГУ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЕЕ»
Модуль 1. «Психология о детских страхах»
Цель: актуализация позитивного личного опыта родителей для оказания профилактической помощи детям в преодолении страхов
- помочь родителям актуализировать личный опыт преодоления состояний тревоги, страха;
- познакомить их с возможными причинами и способами преодоления страхов у детей.
Модуль 2. «Родителям о младшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности об особенностях младшего подросткового возраста.
Задачи:
- познакомить с психологическими особенностями, характерными для данного возраста;
- способствовать осознанию роли семьи в успешной социализации подростка;
- познакомить со способами выстраивания конструктивных отношений с подростком.
Модуль 3. «Родителям о старшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности родителей об особенностях и потребностях старшего подросткового возраста
Задачи:
- познакомить с психологическими особенностями и потребностями, характерными для старшего подросткового возраста;
- способствовать осознанию и принятию родителями нового статуса подростка, как самостоятельной личности, необходимости оказания эмоциональной и информационной поддержки детей;
- формировать навыки конструктивного общения, учитывая особенности возраста.
Модуль 4. «Родителям об особенностях воспитания мальчиков и девочек»
Цель: развитие навыков эффективного родительства.
Задачи:
- познакомить с особенностями развития мальчиков и девочек;
- уточнить представления о специфике влияния пап и мам на детей противоположного пола;
- информировать об особенностях воспитания в неполных семьях с учетом пола ребенка.
3. БЛОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПОМОГУ УЧЕНИКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ»
Модуль 1. «Психология о детских страхах»
Цель: повышение профессиональной компетентности в области оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в преодолении страхов.
Задачи:
- помочь актуализировать личный опыт преодоления состояний тревоги, страха;
- познакомить с возможными причинами и способами преодоления страхов у детей.
Модуль 2. «Педагогам о младшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности об особенностях младшего подросткового возраста.
Задачи:
- познакомить с основными новообразованиями и задачами младшего подросткового возраста;
- познакомить со способами выстраивания конструктивных отношений с подростком;
- способствовать эффективному взаимодействию с младшим подростком в успешной социализации подростка.
Модуль 3. «Педагогам о старшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности об особенностях и потребностях старшего подросткового возраста
- познакомить с основными новообразованиями и задачами старшего подросткового возраста;
- способствовать осознанию и принятию нового статуса подростка, как самостоятельной личности, необходимости оказания эмоциональной и информационной поддержки;
- формировать навыки конструктивного общения, учитывая особенности возраста.
Модуль 4. «Педагогам об особенностях воспитания мальчиков и девочек»
Цель: формирование этики отношений педагога с учащимися разного пола.
Задачи:
- познакомить с психологическими особенностями гендерного обучения;
- уточнить представления о специфике воспитательных воздействий на мальчика и девочку.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы дополнительного образования «Социализация без проблем» предполагается достичь результатов в области личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития учащихся:
- в личностном развитии происходит формирование образа мира, его влияния на личность, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- социальное развитие предполагает освоение основных социальных и гендерных ролей, норм и правил;
- в познавательном плане - развитие логического и творческого мышления;
- в коммуникативной сфере у детей и подростков формируется компетентность в общении, сознательная ориентация на позиции других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками (своего и противоположного пола) и взрослыми.
В отношении родителей и педагогов, освоивших тот или иной модуль, ожидается:
- понимание причин особенностей в поведении детей, сильных и уязвимых сторон изучаемого возраста детей;
- умение конструктивно выстраивать отношения с подростками;
- возможность использовать личный опыт в оказании помощи детям, испытывающим проблемы в преодолении страхов, в межличностном общении;
- применение в профессиональной практике полученный теоретический и практический опыт.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
№ бл-ов |
Наименование модулей |
Кол-во часов |
|||||
Диагностические сессии |
Мини-лекции |
Практические занятия |
Тренинги |
Оценка работ |
Всего |
||
1. |
Модуль 1. «Детские страхи: как помочь себе с ними справиться» |
2 |
3 |
|
10 |
3 |
18 |
Модуль 2. «Я - младший подросток: курс самопознания» |
2 |
|
|
12 |
2 |
16 |
|
Модуль 3. «Я - старший подросток: курс саморазвития» |
2 |
|
|
12 |
2 |
16 |
|
Модуль 4. «Девочка. Девушка. Женщина. Мальчик. Юноша. Мужчина» |
2 |
|
|
18 |
2 |
22 |
|
2. |
Модуль 1. «Психология о детских страхах» |
|
|
2 |
|
|
|
|
Модуль 2. «Родителям о младшем подростке» |
1 |
|
2 |
|
|
|
|
Модуль 3. «Родителям о старшем подростке» |
1 |
|
2 |
|
|
|
|
Модуль 4. «Родителям об особенностях воспитания мальчиков и девочек» |
1 |
|
2 |
|
|
|
3. |
Модуль 1. «Психология о детских страхах» |
|
1 |
2 |
|
|
3 |
|
Модуль 2. «Педагогам о младшем подростке» |
1 |
2 |
2 |
|
|
5 |
|
Модуль 3. «Педагогам о старшем подростке» |
1 |
2 |
2 |
|
|
5 |
|
Модуль 4. «Педагогам об особенностях развития мальчиков и девочек» |
|
1 |
4 |
|
|
5 |
|
Итого: |
13 |
16 |
18 |
52 |
9 |
108 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего учебных часов |
Из них |
|||||
Диагностичес -кие сессии |
Минилекции |
Практические занятия |
Тренинг |
Оценка работ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
БЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ПОМОГУ СЕБЕ САМ» |
|||||||
1.1 |
Модуль 1. «Детские страхи: как помочь себе с ними справиться» |
18 |
2 |
3 |
|
10 |
3 |
|
1.1.1 |
Диагностика детских страхов |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
1.1.2 |
«Мир животных» |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.1.3 |
«Страх, страх, не пугай! Лучше заходи на чай» (страх темноты) |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.1.4 |
«Семья» |
2 |
|
|
|
1 |
1 |
|
1.1.5 |
«Сверстники и друзья» |
2 |
|
|
|
1 |
1 |
|
1.1.6 |
«У страха глаза велики» (страх сказочных героев) |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.1.7 |
«Я и моя школа» |
2 |
|
|
|
1 |
1 |
|
1.1.8 |
«Люди вокруг тебя» |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.1.9 |
«Позы и жесты» |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.1.10 |
«Чувства, эмоции, мимика» |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.1.11 |
«Разговор, общение» |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1.2 |
Модуль 2. «Я - младший подросток: курс самопознания» |
16 |
2 |
|
|
12 |
2 |
|
1.2.1 |
Анкетирование |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
1.2.2 |
Каков я на самом деле? |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
1.2.3 |
Кто Я? Моя индивидуальность |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
1.2.4 |
Чувство собственного достоинства |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
1.2.5 |
Мои права и права других людей |
3 |
|
|
|
2 |
1 |
1.2.6 |
Я в своих глазах и в глазах других людей |
3 |
|
|
|
2 |
1 |
1.2.7 |
Подростки глазами взрослых |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.3 |
Модуль 3. «Я - старший подросток: курс саморазвития» |
16 |
2 |
|
|
12 |
2 |
1.3.1 |
Анкетирование |
2 |
2 |
|
|
|
|
1.3.2 |
Факторы социализации и их влияние на тебя |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.3.3 |
Мои слабости. Мои проблемы |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.3.4 |
Тайм-менеджмент |
3 |
|
|
|
2 |
1 |
1.3.5 |
Стресс-менеджмент |
3 |
|
|
|
2 |
1 |
1.3.6 |
Самоменеджмент |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4 |
Модуль 4. «Девочка. Девушка. Женщина. Мальчик. Юноша. Мужчина» |
22 |
2 |
|
|
18 |
2 |
1.4.1 |
Анкетирование на выявление представлений о критериях поведения мужчин и женщин |
2 |
2 |
|
|
|
|
1.4.2 |
Он и она: характер, поведение, образ жизни |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4.3 |
Настоящий мужчина |
3 |
|
|
|
2 |
1 |
1.4.4 |
Настоящая женщина |
3 |
|
|
|
2 |
1 |
1.4.5 |
Уметь принять |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4.6 |
Мы такие разные |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4.7 |
Стратегия взаимоотношений |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4.8 |
Наши разногласия |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4.9 |
Давайте говорить друг другу комплименты |
2 |
|
|
|
2 |
|
1.4.10 |
Мужественность и женственность |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОМОГУ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЕЕ» |
||||||
2.1 |
Модуль 1. «Родителям о детских страхах» |
3 |
|
|
2 |
|
|
2.1.1 |
Знакомство с причинами детских страхов |
1 |
|
|
|
|
|
2.1.2 |
Знакомство со способами преодоления детских страхов |
2 |
|
|
2 |
|
|
2.2 |
Модуль 2. «Родителям о младшем подростке» |
5 |
1 |
|
2 |
|
|
2.2.1 |
Анкетирование |
1 |
1 |
|
|
|
|
2.2.2 |
Психология младшего подростка. Личные трудности и проблемы подростков. |
2 |
|
|
|
|
|
2.2.3 |
Родители и подростки. Роль семьи в успешной социализации подростка |
2 |
|
|
2 |
|
|
2.3 |
Модуль 3. «Родителям о старшем подростке» |
5 |
1 |
|
2 |
|
|
2.3.1 |
Анкетирование |
1 |
1 |
|
|
|
|
2.3.2 |
Психология старшего подростка: Сфера - родственных отношений; межличностных отношений; -социально-ролевых отношений; самоотношения |
2 |
|
|
|
|
|
2.3.3 |
Родители и подростки: как строить отношения? |
2 |
|
|
2 |
|
|
||
2.4 |
Модуль 4. «Родителям об особенностях развития мальчиков и девочек» |
5 |
|
|
14 |
|
|
||
2.4.1 |
Психологические аспекты гендерного обучения |
1 |
|
|
|
|
|
||
2.4.2 |
Папа-проводник для дочери в мир мужчин |
1 |
|
|
1 |
|
|
||
2.4.3 |
Роль отца в воспитании сына как успешного мужчины 21 века |
1 |
|
|
1 |
|
|
||
2.4.4 |
Эффективное материнство: как строить отношения с мальчиком |
1 |
|
|
1 |
|
|
||
2.4.5 |
Эффективное материнство: как строить отношения с девочкой |
1 |
|
|
1 |
|
|
||
3 |
БЛОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «П |
ЮМОГУ УЧЕНИКУ АДАПТИРО] |
ВАТЬСЯ К ШКОЛЕ» |
||||||
3.1 |
Модуль 1. «Педагогам о детских страхах» |
3 |
|
|
1 2 |
|
|
||
3.1.1 |
Знакомство с причинами детских страхов |
1 |
|
|
|
|
|
||
3.1.2 |
Знакомство со способами преодоления детских страхов |
2 |
|
|
2 |
|
|
||
3.2 |
Модуль 2. «Педагогам о младшем подростке» |
5 |
1 |
|
22 |
|
|
||
3.2.1 |
Анкетирование |
1 |
1 |
|
|
|
|
||
3.2.2 |
Психология младшего подростка. Личные трудности и проблемы подростков. |
2 |
|
|
|
|
|
||
3.2.3 |
Этика отношений педагога с подростками |
2 |
|
|
2 |
|
|
||
3.3 |
Модуль 3. «Педагогам о старшем подростке» |
5 |
1 |
|
22 |
|
|
||
3.3.1 |
Анкетирование |
1 |
1 |
|
|
|
|
||
3.3.2 |
Психология старшего подростка: сфера -родственных отношений; -межличностных отношений; -социально-ролевых отношений; -самоотношения |
2 |
|
|
|
|
|
||
3.3.3 |
Этика отношений педагога со старшими подростками |
2 |
|
|
2 |
|
|
||
3.4 |
|
5 |
|
|
23 |
|
|
||
3.4.1. |
Мальчики и девочки учатся по-разному: психологические |
2 |
|
|
|
|
|
||
|
аспекты гендерного обучения |
|
|
|
|
|
|
||
3.4.2 |
Этика отношений педагога с детьми разного пола |
3 |
|
|
3 |
|
|
||
|
ИТОГО: |
108 |
13 |
6 |
18 |
52 |
9 |
||
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В, Лобанова Л.Б, Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь/ Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2007
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2004. - 271 с.
3. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: Тренинг - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 288 с.
4. Василькова Ю.В. «Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 126 с.
5. Гариен М. «Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Перевод с англ. / М. Гариен. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 301 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: «ЧеРо», 2002
7. Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
8. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. - М.: Интерпракс, 1994, 128 с
9. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2010.
10. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителя, школьным психологам. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. - 160 с
11. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение , 1993
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009
13. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время 2009
14. Костяк Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей/ Т.В. Костяк. - М.: Изд.центр «Академия», 2008.
15. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». - СПб.: Издательство «Речь», 2006
16. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (Я-Ты-Мы): методическое пособие для учителя начальной школы. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998
17. Мамонтов С.Ю. Страх. Практика преодоления. - СПб.: Питер, 2002
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с.
19. Психология подростка. Учебник.// Под ред. Члена-кор. РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 480 с.
20. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003.
21. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.- 218 с.
22. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психологопедагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М: ВАКО, 2006
23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001.- 160 с.
24. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000.
25. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.
26. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). - М.: Генезис, 2005. - 207 с.
27. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). - М.: Генезис, 2005. -167 с.
28. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.: Интерпракс, 1994. - 160 с.
29. Шишова Т.Л. «Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». - М.: «Искатель», 1997.
30. Я - ты - мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. - М: Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.