Рабочая программа
по проектно-исследовательской деятельности
«Индивидуальный проект»
(обществознание, право)
для учащихся 10- 11 класса
(1 час в неделю, 34часа в год)
Составитель:
учитель истории и обществознания
Станислович Юлия Адольфовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности (индивидуальный проект) составлена в соответствии с «Положением о проектно-исследовательской деятельности (об итоговом индивидуальном проекте) в МАОУ Гимназии № 18 г. Томска». На основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Приказ № 413 от 17 мая 2012 год.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
· для обучающихся:
- развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение проявлять социальную ответственность;
- формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, работа над развитием интеллекта;
- навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.
· для педагогов:
- создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
· формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
· формирование первичных исследовательских умений и навыков;
· развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
· творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
· формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом;
· формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов;
· приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 классов.
Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.
Место проектно-исследовательской деятельности в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего (полного) общего образования на базовом и углубленном уровне.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Тематика индивидуального проекта определяется учителем совместно с обучающимися и соответствуют планируемым результатам освоения курса.
Формы контроля за результатами освоение программы.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Обучающиеся 10-11 классов обязаны в течение двух лет подготовить, реализовать и защитить один проект (учебный). Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержатся информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта. Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено-незачтено». В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (примерно в январе и в марте), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено-незачтено»).
Защита проекта оценивается по пятибалльной системе при выполнении обязательных условий: наличии рецензии на проект, наличии письменного варианта проекта (или другой формы отчётности), оформленного в соответствии с требованиями, и наличии рабочих материалов (в бумажном, электронном и т.д. виде). При невыполнении условий отметка снижается как минимум на балл.
В качестве формы отчетности в ходе изучения курса проводятся круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников. Формой итоговой отчетности является конференция учащихся.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
Личностные результаты:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
7) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) знание основ осуществления исследовательской и проектной деятельности, структуры и правил оформления исследовательской и проектной работы.
2) формирование навыков формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказательства ее актуальности;
3) умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
4) умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
5) умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
6) формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками (грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме);
7) формирование навыков выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
8) умение оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
9) умение рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
10) умения проводить опыт, измерения в соответствии с задачами, объяснять их результаты, оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
1. Способы получения и переработки информации (7 ч.)
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
2. Проект (7 ч.)
Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
3. Создание индивидуальных проектов (20 ч.)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
11 класс
3. Создание индивидуальных проектов (20 ч.)
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
4. Защита индивидуального проекта (14 ч.)
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта. Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ
НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ ( 10-11 класс)
|
Содержание |
Кол-во часов |
1. |
Способы получения и переработки информации |
7 ч. |
2. |
Проект |
7 ч |
3. |
Создание индивидуальных проектов |
40 ч. |
4. |
Защита индивидуального проекта |
14 ч. |
|
ИТОГО |
68 часов |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Рекомендуемая литература:
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
2. Крылова Н.Т. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2017
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015
Тематический план
№ п/п |
Темы разделов и уроков |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Вид контроля |
Планируемые результаты |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||
Глава I. Способы получения и переработки информации 7 часов |
|||||||
1-2 |
Введение. Цели проектной деятельности
|
2 |
Изучение и первичного закрепления знаний
|
беседа |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; |
уметь анализировать, делать выводы; |
формирование представлений об основах методологии исследовательской и проектной деятельности; |
3-5 |
Виды источников информации.
|
3 |
Закрепление знаний и выработка умений |
беседа |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность |
формирование у обучающихся представлений о работе с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме. |
6-7 |
План информационного текста |
2 |
Закрепление знаний и выработка умений |
Составить план текста |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. |
уметь анализировать, делать выводы, составлять планы к тестам; |
формирование у обучающихся навыков работы с текстовой информацией. |
Глава II. Проект 7 часов |
|||||||
8-11 |
Особенности и структура проекта, критерии оценки.
|
4 |
Закрепление знаний и выработка умений |
практикум |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах работы над проектом и разработке критериев оценивания проекта. |
12-14 |
Виды проектов. Требования, предъявляемые к проекту. |
3 |
Изучение и первичного закрепления знаний
|
беседа |
понимание значения знаний для человека. Оценка собственной деятельности. |
выделение и формулирование цели; ориентировка в учебнике; поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;
|
формирование представлений о видах проектов. |
Глава III. Создание индивидуальных проектов 20 часов |
|||||||
15-17 |
Тема проекта и обоснование актуальности.
|
3 |
Изучение и первичного закрепления знаний
|
Индивидуальная беседа |
умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию |
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения. |
формирование навыков учащихся в формулировке темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
|
18-21 |
Планирование учебного проекта.
|
4 |
Закрепление знаний и выработка умений |
Практическая работа |
мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни. |
участие в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями. |
применение на практике знаний об основах методологии исследовательской и проектной деятельности; |
22-24 |
Основные методы исследования.
|
3 |
Комплексное использование знаний |
беседа |
мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке.
|
удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности.
|
формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. |
25-26 |
Обзор литературы по теме проекта.
|
2 |
Изучение и первичного закрепления знаний
|
Подготовка библиографического списка |
осознание значения науки в жизни человека и общества. |
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; |
27-29 |
Составление индивидуального рабочего плана. |
3 |
Комплексное использование знаний |
практикум |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
|
умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами; Подготовительный этап проектной деятельности. |
формирование навыков составления индивидуального плана исследовательской проектной работы; определения объекта и предмета исследования; определение целей и задач проектной работы. |
30-34 |
Проведение опытно-экспериментальной работы.
|
5 |
Закрепление знаний и выработка умений |
практикум |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
|
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
|
формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов; |
11 класс 34 часа |
|||||||
1-3 |
Представление результатов работы за 10 класс |
3 |
Комплексное использование знаний |
индивидуальная беседа |
анализ и обобщение |
|
|
4-8 |
Продолжение опытно-экспериментальной работы. Анализ результатов. |
5 |
Практикум умений |
практикум |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
|
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
|
формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов; |
9-13 |
Создание компьютерной презентации (продукта исследовательской деятельности)
|
5 |
Комплексное использование знаний |
практикум |
личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию. |
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. |
14-18 |
Подготовка тезисов выступления. Оформление работы. |
5 |
Изучение и первичного закрепления знаний
|
практикум |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
|
способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; |
формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной работы |
19-20 |
Отзыв и рецензия на проект. |
2 |
Комплексное использование знаний |
практикум |
личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию. |
умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; |
формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной работы |
Глава IV. Защита индивидуального проекта 13 ч. |
|||||||
21-24 |
Подведение итогов, анализ выполненной работы. Формулирование выводов |
4 |
Изучение и первичного закрепления знаний
|
практикум
|
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; |
умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; |
формирование навыков учащихся проводить анализ выполненной работы. |
25-27 |
Предзащита проекта. |
3 |
Обобщение и систематизация знаний |
практикум
|
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. |
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
формирование навыков учащихся по представлению результатов проектной деятельности. |
28-34 |
Представление проектов. |
7 |
Проверка, оценка и контроль знаний |
защита проектов |
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. |
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
представление результатов проектной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.