Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
Средняя общеобразовательная школа Перспектива
Утверждено
Директором МБОУ СОШ
«Перспектива»_________
Т.В. Воронецкой
Программа курса внеурочной деятельности
«Мой первый проект» на 2019-2023 уч.год
Автор-составитель:
Учитель первой квалификационной категории
Ламм Н.В.
Новосибирск 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мой первый проект» разработана на основе авторской программы к учебному комплекту «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов:
· постановку проблемы,
· изучение теории, посвященной данной проблематике,
· подбор методик исследования и практическое овладение ими,
· сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
· научный комментарий,
· собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий по проектной деятельности, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Мой первый проект» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, способностях.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
· соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
· содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· системность организации учебно-воспитательного процесса;
· раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа «Мой первый проект» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Она включает в себя 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2, 3, 4 классах
Формы занятий
· по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
· по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий
Продолжительность занятий: 1 класс – в первом полугодии - 35 минут, во втором полугодии - 40 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
· умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
· воспитание целеустремленности и настойчивости;
· формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
· формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
· формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Описание ценностных ориентиров курса «Проектная деятельность»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ожидаемы результаты и способы определения их результативности
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
2. Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
3. Итоговый контроль в формах:
· тестирование;
· практические работы;
· творческие работы;
· самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении проекта;
· поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивающие положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
· умение осуществить анализ результатов;
· умение выделить проблему, поставить цель проекта или исследования, определить предполагаемы продукт проекта;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по разным школьным дисциплинам.
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса
1 класс (33 часа)
Знакомство со способами передачи информации. Составление небольшое сообщение о себе и своих близких, родственниках.
Лексическое значение слова «Хобби», различение хобби от других занятий. «Проект». Главное составляющее проекта – тема. Выбор темы. Источники получения информации по теме проекта. Понятие «Этап проекта».
Определение этапов при выполнении заданий. Поиск необходимой информации. Выбор помощников.
Понятие «Проблема». Решение проблемы. Обозначение проблемы проекта. Пути решения проблемы.
Понятия «Гипотеза» и «Предположение». Использование слов для предположения: может быть, допустим, возможно, что, если…, предположим. Понятие «Цель». Цель проекта. Постановка цели. Понятие «Задача проекта». Формулирование задач проекта.
Правило отбора информации. Опора на основную мысль проекта.
Познакомить с разными профессиями, предприятиями, на которых можно встретить людей этих профессий.
Понятие «Продукт проекта». Выбор продукта для проекта. Знакомство с видами продукта: аппликация, оригами, мозаика, поделка, рисунок. Макет как вид продукта. Составление плана для изготовления макета.
Понятия «Визитка» или «Визитная карточка». Поэтапное составление визитки. Составление визитки к проекту. Понятие «Мини-сообщение». Выбор основного содержания проекта. Подготовка выступления на 7 минут. Мини-сообщение по проекту. Пожелание другу-проектанту. Рисунок-подарок проектанту. Проведение опыта по окрашиванию белых цветов в два цвета. Записи при проведении опытов.
Грамотное, правильно построенное и уверенное выступление перед незнакомой аудиторией. Получение электричества с помощью волос и воздушного шарика. Беседа о необходимости соблюдения водного режима для цветов. Изготовление поилки для цветов
2 класс (34 часа)
Знакомство со значением понятия «хобби». Формирование умения работать с информацией.
Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема», «формулировка», «помощник», «этап». Обсуждение советов по выбору темы исследования. Формулирование темы своего проекта. Работа с текстом (словарём), нахождение нужной информации. Составление вопросов помощнику проектанта. Составление плана проекта. Рассмотрение темы проекта с позиции актуальности. Повторение правила подбора материала для проекта. Повторение понятия «хобби», «формулировка», «этап».
Работа над исследованием проблемы, нахождением способов ее решения. Знакомиться с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». Формирование умения строить гипотезы и предполагать способы проверки своих гипотез. Работа над понятием «задачи проекта». Формулировка задач своего проекта.
Знакомство с понятиями «сбор», «информация», «интервью», «интервьюер». Знакомство с требованиями к составлению интервью для проекта. Формирование умения брать интервью. Развитие коммуникативной компетентности.
Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». Формирование умения выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные.
Знакомство с понятием «продукт проекта» «выступление», формами продукта проектной деятельности, составление мини – сообщения по плану. Составление презентации на бумаге.
Знакомство с понятием «визитная карточка», требованиями к составлению титульного листа визитки. Формировать умение создавать визитку проекта. Коллективная работа.
Знакомство с понятием «самоанализ». Формирование умения оценивать свою работу определять в ней область знания и незнания.
Проведение опыта, наблюдение, анализ.
3 класс ( 34 часа)
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Задания на выявление общих интересов
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Знакомство с методами и предметами исследования. Определение предмета исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Знакомство с понятием «паспорт проекта». Составление паспорта проекта на примере образца. Составление по плану паспорта своего проекта
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составление рассказа по готовой концовке. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Знакомство с понятием «постер», условиями размещения материала на постере.
4 класс ( 34 часа)
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналоги. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Эксперимент с магнитом и металлом. Игры на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Знакомство с новым видом проекта - практико-ориентированным проектом и с его деление на две группы
Обсуждение творческого мини-проекта«Мой завтрак».Обучение самостоятельно ставить цель, определять пути её достижения, находить нужную информацию, анализировать и делать выводы при выполнении ролево-игрового проекта. Разыгрывание басни вместе с друзьями «Как кот в собаки нанимался».
Обсуждение продуктов творческого проекта (театр, спектакль, спортивные игры, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и мн. другое); создание мини-проект «Мой завтрак». Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тематическое
планирование
1
год курса
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Кто я? Моя семья. |
1 |
2 |
Чем я люблю заниматься. Хобби. |
1 |
3 |
О чём я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. |
1 |
4 |
Как собирать материал. Твои помощники. Этап. |
1 |
5 |
Повторение. Давай вспомним. |
1 |
6 |
Проблема. |
1 |
7 |
Проблема. Решение проблемы. |
1 |
8,9 |
Гипотеза. Предположение. |
2 |
10 |
Цель проекта. |
1 |
11 |
Задача проекта. |
1 |
12 |
Выбор нужной информации. |
1 |
13 |
Интересные люди – твои помощники. |
1 |
14 |
Продукт проекта. |
1 |
15 |
Виды продукта. Макет. |
1 |
16 |
Повторение пройденных проектных понятий.
|
1 |
17, 18 |
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. |
2 |
19, 20 |
Мини-сообщение. Семиминутное выступление. |
2 |
21 |
Выступление перед знакомой аудиторией. |
1 |
22, 23 |
Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. |
2 |
24 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. |
1 |
25, 26 |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией |
2 |
27 |
Повторение. Давай вспомним |
1 |
28 |
Играем в учёных. «Мобильные телефоны». |
1 |
29 |
Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. |
1 |
30 |
Играем в учёных. Поилка для цветов. |
1 |
31 |
Чему ты научился. |
1 |
32, 33 |
Памятка для учащегося-проектанта. Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. |
2 |
Итого |
33 |
2год курса
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. |
1 |
2 |
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. |
1 |
3 |
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. |
1 |
4 |
Выбор помощников в работе над проектом. |
1 |
5 |
Этапы работы над проектом.
|
1 |
6 |
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». |
1 |
7 |
Проблема. Решение проблемы. |
1 |
8 |
Выработка гипотезы – предположения. |
1 |
9 |
Цель проекта. |
1 |
10 |
Задачи проекта. |
1 |
11 |
Сбор информации для проекта. |
1 |
12 |
Знакомство с интересными людьми. Интервью. |
1 |
13 |
Обработка информации. Отбор значимой информации. |
1 |
14 |
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». |
1 |
15 |
Играем в учёных. Это интересно. Тестирование. |
1 |
16 |
Отбор информации для выступления. Мини – сообщение. |
1 |
17 |
Творческая работа. Презентация. |
1 |
18 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. |
1 |
19 |
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого дельфина». |
1 |
20 |
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. |
1 |
21 |
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». |
1 |
22 |
Играем в учёных. Это интересно. |
1 |
23 |
Различные конкурсы проектно – исследовательской деятельности. |
1 |
24 |
Памятка жюри конкурсов. |
1 |
25 |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. |
1 |
26 |
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. |
1 |
27 |
Играем в учёных. Это интересно. |
1 |
28 |
Что такое эксперимент. |
1 |
29, 30 |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
2 |
31 |
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. |
1 |
32,33 |
Благодарственные рисунки – открытки помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам. |
2 |
34 |
Советы на лето от Мудрого Дельфина |
1 |
Итого |
34 |
3 год курса
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
1 |
2-3 |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
2 |
4,5 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
2 |
6, 7 |
Какими могут быть проекты? |
2 |
8, 9 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
2 |
10, 11 |
Планирование работы. |
2 |
12, 13 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
2 |
14, 15 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
2 |
16, 17 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
2 |
18, 19 |
Анализ прочитанной литературы. |
2 |
20, 21 |
Исследование объектов. |
2 |
22, 23 |
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практическое занятие. |
2 |
24, 25 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
2 |
26, 27 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
2 |
28 |
Как сделать сообщение о результатах исследования
|
1 |
29, 30 |
Оформление работы. |
2 |
31,32 |
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
|
2 |
33 |
Мини конференция по итогам собственных исследований
|
1 |
34 |
Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
Итого |
34 |
4 год курса
№ |
Тема |
Количество часов |
1,2 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. |
2 |
3,4 |
Культура мышления. |
2 |
5,6 |
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
2 |
7,8 |
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
2 |
9,10 |
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. |
2 |
11,12 |
Предмет и объект исследования. |
2 |
13 |
Отбор литературы по теме исследования. |
1 |
14,15 |
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
2 |
16,17 |
Наблюдение и экспериментирование. |
2 |
18,19 |
Техника экспериментирования |
2 |
20,21 |
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. |
2 |
22,23,24 |
Правильное мышление и логика. |
3 |
25,26 |
Что такое парадоксы |
2 |
27 |
Ролево-игровой проект |
1 |
28,29 |
Творческий проект |
2 |
30 |
Межпредметный проект. |
1 |
31 |
Монопредметный проект |
1 |
32 |
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой |
1 |
33 |
Защита исследования перед одноклассниками. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
Итого |
34 |
№ |
Материально-техническое обеспечение |
количество |
Технические средства обучения. |
||
1. |
Интерактивная доска. |
1 |
2. |
Мультимедийный комплекс. |
1 |
3. |
Принтер. |
1 |
4. |
Сканер. |
1 |
Экранно-звуковые пособия. |
||
1. |
Презентации к занятиям. |
|
Материалы и инструменты |
||
1. |
Наборы цветной бумаги, картона. |
|
2. |
Пластилин. |
|
3. |
Гафрированная бумага |
|
4. |
Ткань |
|
5. |
Ножницы, клей. |
|
6. |
Магнит, железные изделия |
|
Оборудование класса. |
||
1. |
Учительский стол, стул. |
1 |
2. |
Ученические столы, стулья. |
9 |
3. |
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. |
1 |
Список литературы
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления./О.Ю.Нежинская –Волгоград, 2004г.
5. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса
(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).
6. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем: Рабочие тетради 1,2,3,4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова,
«РОСТкнига», 2011г.).
7.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.