Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования.
Приказ №353 от 31.08.2020г.
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Секреты русского языка»
Направление интеллектуальное
Возраст детей, на который рассчитана программа 9-11 лет.
Срок реализации программы 1 год
Разработала и составила:
Ценекова Г.В.,
руководитель детского объединения
г.Нягань
2020г
Пояснительная записка
«Секреты русского языка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
Актуальность программы заключается, в том, что создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Связь и сущность программы с предметами литературное чтение (данная Программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует выработке гармоничного мировосприятия.)
Программа может быть реализована в дистанционном формате, на образовательных платформах: Учи.ру, Яндекс Учебник, ZOOM.
Цель программы – создание условий для формирования нравственной системы ценностей и осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
Задачи:
Обучающие:
· формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
· формирование представлений о языке как универсальной ценности;
· изучение исторических фактов, отражающих отношение народа;
· формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
· развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
· включение учащихся в практическую деятельность по изучению и
· сохранению чистоты русского языка;
· формирование у школьников правильной выразительной речи;
·
Воспитательные:
· воспитывать красоту внутреннего мира ребенка;
· воспитывать ответственность за свои слова и поступки;
· воспитывать любовь к красоте русской речи;
· воспитывать любовь к Родине;
·
Развивающие:
· развивать нравственные качества;
· развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
· развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;
· развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;
· развивать наблюдательность, внимание, воображение, воображение;
· развивать коммуникативные компетенции.
Возраст детей 9-11 лет
Набор в данную группу для обучения – свободный, по желанию детей и родителей (законных представителей) на основании заявления.
Режим занятий: 34 часа в год (1 раз в неделю по1 часу)
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки
Первый уровень результатов
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Будут иметь:
• твёрдые убеждения о значении нравственной системы ценностей;
• общий уровень речевого развития, словарного запаса, грамматической и фонетической сторон речи;
• культуру общения и конструктивность взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• стремление к самовыражению речевыми и коммуникативными средствами, коммуникативные способности.
Второй уровень результатов
• сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д.)
Будут знать:
• требования к структуре и оформлению письменного текста, в зависимости от жанра;
Третий уровень результатов
• опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий
Будут знать:
• как и где собрать нужную информацию;
Средства контроля
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Срок реализации - 1 год
Форма подачи – игровая.
Формы подведения итогов реализации программы – олимпиада.
Классификация программы
Общеразвивающая ориентирована на формирование целостного представления о мире, который поможет ребенку понять свое место в обществе. Формирование естественнонаучного и социально-философского мировоззрения. Формирование социального опыта и расширение информированности.
Профессионалъно-ориентированная знакомит с профессией журналиста, корреспондента, даёт первоначальные знания основ журналистики, практические навыки и умения работы в детском печатном издании.
Коммуникативно-поведенческая позволяет освоить социальные роли: журналиста, корреспондента, читателя, автора, корректора малой детской прессы и правильно выстроить взаимоотношения участников процесса.
Организационно-деятелъностная осуществляет работу по овладению навыками самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, учит принимать решения и доводить их до выполнения, представлять себя, свой класс, детские объединения в печатных изданиях, мероприятиях, программах.
Принципы программы
Личностный - готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
Принцип творчества - формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста.
Принцип ответственности -развитие ответственности за порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело.
Принцип системности и последовательности - обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Материал программы разделён на образовательные модули - от простого к сложному. Каждый материал несёт и развивает основную тему курса.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
• развитие нравственных качеств детей,
• развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;
• развитие творческих и литературных способностей;
• формирование межличностных отношений;
Познавательные УУД:
• развитие знаний об истории русского языка;
• изучение памятников древней письменности;
• знакомство с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка;
• осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц;
Регулятивные УУД:
• обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности;
• обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников;
Коммуникативные УУД:
• организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
• обучение владению диалогической и монологической речью.
• отработка умения слушать и вступать в диалог;
• обучение постановки вопросов;
• обучение поиску и сбору информации;
• отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
• участие в коллективных творческих делах;
• доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ |
Тема |
Кол-во часов |
План |
Факт |
Корректировка |
|
теория |
практика |
|
|
|
||
|
Поиграем со звуками, словами и предложениями |
3 |
6 |
|
|
|
1 |
Фонетические и графические правила и закономерности. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
07.09 14.09 |
|
|
2 |
Слово, его значение и лексические нормы. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
21.09 28.09 |
|
|
3 |
Морфемный и словообразовательный анализ слова. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
05.10 12.10 |
|
|
|
Пора действовать! |
7 |
14 |
|
|
|
4 |
Особенности текста-повествования и текста-описания. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
19.10 09.11 |
|
|
5 |
Видовые пары глаголов, их значение. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
16.11 23.11 |
|
|
6 |
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
30.11 07.12 |
|
|
7 |
О чём может рассказать личная форма глагола. (онлайн или офлайн) |
1 |
2 |
14.12 21.12 |
|
|
8 |
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. |
1 |
2 |
11.01 18.01 |
|
|
9 |
Использование глаголов в прямом и переносном значении. |
1 |
2 |
25.01 01.02 |
|
|
10 |
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. |
1 |
2 |
08.02 15.02 |
|
|
|
Числа и слова |
2 |
4 |
|
|
|
11 |
Как используются числительные в речи. |
1 |
2 |
22.02 27.02 |
|
|
12 |
Числительные во фразеологизмах и пословицах. |
1 |
2 |
01.03 13.03 |
|
|
|
Прочные связи |
4 |
10 |
|
|
|
13 |
Как связаны слова в словосочетании. |
1 |
2 |
15.03 03.04 |
|
|
14 |
Словосочетания с типом связи согласование. |
1 |
2 |
05.04 12.04 |
|
|
15 |
Сочетаемость слов. |
1 |
2 |
19.04 26.04 |
|
|
16 |
Слова, каких частей речи имеют «способность управлять». |
1 |
2 |
03.05 15.05 |
|
|
17 |
Предлоги и приставки |
1 |
2 |
17.05 24.05 |
|
|
|
ВСЕГО |
17 |
34 |
|
|
|
Содержание программы
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).
Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
• обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
• уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли- чать универсальные (всеобщие) ценности;
• использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
1 год обучения (68 часа)
Поиграем со звуками, словами и предложениями (15 ч)
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность: фонетические и графические задачи;
• игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»; решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
• игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
• шутливые лингвистические вопросы;
• отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Пора действовать! (27ч)
Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
• сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
• наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
• проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
• соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
• составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
• осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
• осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
• лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
• игра «Меняемся ролями»;
• творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»; — ролевая игра «Просить или приказывать?»;
• составление загадок с помощью глаголов;
• игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова (8 ч)
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
• наблюдать использование числительных в речи;
• воспринимать на слух, понимать информационные тексты и нахо- дить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
• находить необходимую информацию в различных источниках и соз- давать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
• выступать перед одноклассниками;
• соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собствен- ной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
• проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
• викторина «Числа в названиях художественных произведений, ки- нофильмов, мультфильмов».
Прочные связи (18 ч)
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование. Слова, каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова, каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
• наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
• проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; — наблюдать особенности различных словосочетаний;
• сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
• создавать устное высказывание на предложенную тему;
• осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
• игра «Словосочетания в пазлах»;
• ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
• конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
• творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
• итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Список использованной литературы
3. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка.— Санкт-Петербург: Наука, 2009.—621 с.
4. Неусылова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова. - М.: Дрофа, 2004.-304 с.
7. Русский язык в начальной школе. Л.А. Ефросинина.-М.: Вентана-Граф,2008.
Список литературы, рекомендованный для учителя
1. Агапова И.Д. Весёлая литература в начальной школе.- М.: Сфера, 2004.— 224 с.
2. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка.— Санкт-Петербург: Наука, 2009.—621 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 2007.—872 с.
Список литературы, рекомендованный для родителей
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 1-4. — М.: Русский язык, 1994.
2. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре Слова, тайнах Звука и загадках Буквы. - Санкт-Петербург: Вертикаль ДНК, 2002.- 210 с
3. Разумовская. Игры со словами в школе и дома.- М.: Сфера, 2002.-224 с
Список литературы, рекомендованный для детей
1. Гуркова И.В. Выбери ответ. Что такое родственные слова? - М.: Дрофа, 2004.- 156 с.
2. Гуркова И. В. Выбери ответ Слово и слог. Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004-62 с.
3. Курочкина И. В., Сдобнова А. П. Учусь правильно образовывать слова. Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010.-144 с.
4. ,Неусылова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова. - М.: Дрофа, 2004.-304 с.
5. Русские эпические песни-сказания.- М.: Стрекоза-пресс, 2005.- 188 с.
6. Семёнов А. В. Словарь этимологический. Русский язык от А до Я. - М: Юнвес, 2002,- 428 с.
7. Ставская Г. М. Учусь понимать образные выражения. - М.: Дрофа, 2000.- 68 с.
8. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1982.-176 с.
9. ТарабаринаТ.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра; русский язык.-Ярославль: Академия Развития, 1997.- 210с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.