ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка»
Оценка 5

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
05.11.2020
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка»
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» предназначена для учащихся 4 классов.
СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.doc

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

 

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования.

Приказ №353 от 31.08.2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Секреты русского языка»

Направление интеллектуальное

Возраст детей, на который рассчитана программа 9-11 лет.

Срок реализации программы 1 год

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Разработала и составила:

Ценекова Г.В.,

руководитель детского объединения

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нягань

2020г

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

«Секреты русского языка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.

Актуальность программы заключается, в том, что создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

 

Связь и сущность программы с предметами литературное чтение (данная Программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует выработке гармоничного мировосприятия.)

 Программа может быть реализована в дистанционном формате, на образовательных платформах: Учи.ру, Яндекс Учебник, ZOOM.

 

Цель программы – создание условий для формирования нравственной системы ценностей и осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

 

Задачи:

Обучающие:

·           формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

·           формирование представлений о языке как универсальной ценности;            

·           изучение исторических фактов, отражающих отношение народа;

·           формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

·           развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; 

·           включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

·           сохранению чистоты русского языка;

·           формирование у школьников правильной выразительной речи;

·            

Воспитательные:

·           воспитывать красоту внутреннего мира ребенка;

·           воспитывать ответственность за свои слова и поступки;

·           воспитывать любовь к красоте русской речи;

·           воспитывать любовь к Родине;

·            

Развивающие:

·           развивать нравственные качества;

·           развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;

·           развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;

·           развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;

·           развивать наблюдательность, внимание, воображение, воображение;

·           развивать коммуникативные компетенции.

 

Возраст детей 9-11 лет

 

Набор в данную группу для обучения – свободный, по желанию детей и родителей (законных представителей) на основании заявления.

 

Режим занятий: 34 часа в год (1 раз в неделю по1 часу)

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки

 

Первый уровень результатов 

           овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

           овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Будут иметь:

           твёрдые убеждения о значении нравственной системы ценностей;

           общий уровень речевого развития, словарного запаса, грамматической и фонетической сторон речи;

           культуру общения и конструктивность взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

           стремление к самовыражению речевыми и коммуникативными средствами, коммуникативные способности.

 

Второй уровень результатов 

           сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д.)

 

Будут знать:

           требования к структуре и оформлению письменного текста, в зависимости от жанра;

 

Третий уровень результатов 

            опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий 

Будут знать:

           как и где собрать нужную информацию;

 

Средства контроля

 

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

Срок реализации - 1 год

 

Форма подачи – игровая.

 

Формы подведения итогов реализации программы – олимпиада.

 

Классификация программы

 

Общеразвивающая ориентирована на формирование целостного представления о мире, который поможет ребенку понять свое место в обществе. Формирование естественнонаучного и социально-философского мировоззрения. Формирование социального опыта и расширение информированности.

Профессионалъно-ориентированная знакомит с профессией журналиста, корреспондента, даёт первоначальные знания основ журналистики, практические навыки и умения работы в детском печатном издании.

Коммуникативно-поведенческая позволяет освоить социальные роли: журналиста, корреспондента, читателя, автора, корректора малой детской прессы и правильно выстроить взаимоотношения участников процесса.

Организационно-деятелъностная осуществляет работу по овладению навыками самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, учит принимать решения и доводить их до выполнения, представлять себя, свой класс, детские объединения в печатных изданиях, мероприятиях, программах.

 

Принципы программы

 

Личностный - готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

Принцип творчества - формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста.

Принцип ответственности -развитие ответственности за порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело.

Принцип системности и последовательности - обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Материал программы разделён на образовательные модули - от простого к сложному. Каждый материал несёт и развивает основную тему курса.

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Личностные УУД:

           развитие нравственных качеств детей,

           развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

           развитие творческих и литературных способностей;

           формирование межличностных отношений;

 

Познавательные УУД:

           развитие знаний об истории русского языка;

           изучение памятников древней письменности;

           знакомство с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка;

           осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц;

 

Регулятивные УУД:

           обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности;

           обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников;

 

Коммуникативные УУД:

           организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

           обучение владению диалогической и монологической речью.

           отработка умения слушать и вступать в диалог;

           обучение постановки вопросов;

           обучение поиску и сбору информации;

           отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

           участие в коллективных творческих делах;

           доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми.

 

Учебно-тематический план

 

1 год обучения

 

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Корректировка

теория

практика

 

 

 

 

Поиграем со звуками, словами и предложениями

3

6

 

 

 

1

Фонетические и графические правила и закономерности. (онлайн или офлайн)

1

2

07.09

14.09

 

 

2

Слово, его значение и лексические нормы. (онлайн или офлайн)

1

2

21.09

28.09

 

 

3

Морфемный и словообразовательный анализ слова. (онлайн или офлайн)

1

2

05.10

12.10

 

 

 

Пора действовать!

7

14

 

 

 

4

Особенности текста-повествования и текста-описания.  (онлайн или офлайн)

1

2

19.10    09.11

 

 

5

Видовые пары глаголов, их значение. (онлайн или офлайн)

1

2

16.11

23.11

 

 

6

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.  (онлайн или офлайн)

1

2

 30.11

07.12

 

 

7

О чём может рассказать личная форма глагола. (онлайн или офлайн)

1

2

14.12

21.12

 

 

8

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

1

2

11.01

18.01

 

 

9

Использование глаголов в прямом и переносном значении. 

1

2

25.01

01.02

 

 

10

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. 

1

2

08.02

15.02

 

 

 

Числа и слова

2

4

 

 

 

11

Как используются числительные в речи.

1

2

22.02

27.02

 

 

12

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

1

2

01.03

13.03

 

 

 

Прочные связи

4

10

 

 

 

13

Как связаны слова в словосочетании.

1

2

15.03

03.04

 

 

14

Словосочетания с типом связи согласование. 

1

2

05.04

12.04

 

 

15

Сочетаемость слов.

1

2

19.04

26.04

 

 

16

Слова, каких частей речи имеют «способность управлять».           

1

2

03.05

15.05

 

 

17

Предлоги и приставки   

1

2

17.05

24.05

 

 

 

ВСЕГО

17

34

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные,        исследовательские   задания,         ролевые          и          дидактические  игры, работа над проектами, экскурсии).

Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

 

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

           обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками       суждений       художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

           уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли-  чать универсальные (всеобщие) ценности;

           использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

       Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

       Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

 

1 год обучения (68 часа)

 

Поиграем со звуками, словами и предложениями (15 ч)

Фонетические и графические правила и закономерности.  Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

 

Практическая и игровая деятельность: фонетические и графические задачи;

           игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»; решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

           игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

           шутливые лингвистические вопросы;

           отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

 

Пора действовать!  (27ч)                     

Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания.  Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.         О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении.         Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.  Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

      

Универсальные учебные действия:

           сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

           наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

           проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

           соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

           составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

            осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

           осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

 

Практическая и игровая деятельность:

            лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

            игра «Меняемся ролями»;

            творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;  — ролевая игра «Просить или приказывать?»;

            составление загадок с помощью глаголов;

            игра-соревнование «Орфографический поединок».

 

Числа и слова (8 ч)       

 

Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных.  Числительные во фразеологизмах и пословицах.       Нормы употребления имён числительных.  Исправление речевых ошибок.

      

Универсальные учебные действия:

            наблюдать использование числительных в речи;

            воспринимать на слух, понимать информационные тексты и нахо-  дить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

           находить необходимую информацию в различных источниках и соз-  давать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

           выступать перед одноклассниками;

           соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собствен-  ной речи и в речи собеседника.

 

Практическая и игровая деятельность:

           проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

           викторина «Числа в названиях художественных произведений, ки-  нофильмов, мультфильмов».

 

Прочные связи (18 ч)   

 

Как связаны слова в словосочетании.  Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.             Слова, каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова, каких частей речи имеют «способность управлять».          Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.    Словосочетания с типом связи примыкание.

      

Универсальные учебные действия:

           наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

            проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; — наблюдать особенности различных словосочетаний;

           сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

            создавать устное высказывание на предложенную тему;

           осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

 

Практическая и игровая деятельность:

           игра «Словосочетания в пазлах»;

           ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

           конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

            творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

           итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова И.Д. Весёлая литература в начальной школе.-М.: Сфера, 2004.— 224 с.
  2. Александрова Г. В. «Занимательный русский язык» (серия «Нескучный учебник). – Санкт-Перербург, 2008

3.        Горбачевич К. С,  Хабло Е. П. Словарь  эпитетов  русского   литературного   языка.—   Санкт-Петербург:   Наука, 2009.—621 с.

4.        Неусылова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова. - М.: Дрофа, 2004.-304 с.

  1. Русские эпические песни-сказания.-М.: Стрекоза-пресс, 2005.- 188 с.
  2. Семёнов А. В. Словарь    этимологический.     Русский язык от А до Я. - М: Юнвес, 2002,- 428 с.

7.        Русский язык в начальной школе. Л.А. Ефросинина.-М.: Вентана-Граф,2008.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, рекомендованный для учителя

 

1.        Агапова И.Д. Весёлая литература в начальной школе.- М.: Сфера, 2004.— 224 с.

2.        Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского   литературного  языка.—  Санкт-Петербург:   Наука, 2009.—621 с.

3.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь рус­ского языка. — М.: Азбуковник, 2007.—872 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, рекомендованный для родителей

 

1.        Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 1-4. — М.: Русский язык, 1994.

2.        Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре Слова, тайнах Звука и загадках Буквы. - Санкт-Петербург: Вертикаль ДНК, 2002.- 210 с

3.        Разумовская. Игры со словами в школе и дома.- М.: Сфера, 2002.-224 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, рекомендованный для детей

 

1.        Гуркова И.В. Выбери ответ. Что такое родственные слова? - М.: Дрофа, 2004.- 156 с.

2.        Гуркова И. В. Выбери ответ Слово и слог. Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004-62 с.

3.        Курочкина И. В., Сдобнова А. П. Учусь правильно образовывать слова. Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010.-144 с.

4.        ,Неусылова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова. - М.: Дрофа, 2004.-304 с.

5.        Русские эпические песни-сказания.- М.: Стрекоза-пресс, 2005.- 188 с.

6.        Семёнов А. В. Словарь    этимологический.     Русский язык от А до Я. - М: Юнвес, 2002,- 428 с.

7.        Ставская Г. М. Учусь    понимать    образные    выражения. - М.: Дрофа, 2000.- 68 с.

8.        Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1982.-176 с.

9.        ТарабаринаТ.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра; русский язык.-Ярославль: Академия Развития, 1997.- 210с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ханты-Мансийский автономный округ -

Ханты-Мансийский автономный округ -

Пояснительная записка «Секреты русского языка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути…

Пояснительная записка «Секреты русского языка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути…

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки

Общеразвивающая ориентирована на формирование целостного представления о мире, который поможет ребенку понять свое место в обществе

Общеразвивающая ориентирована на формирование целостного представления о мире, который поможет ребенку понять свое место в обществе

Учебно-тематический план 1 год обучения №

Учебно-тематический план 1 год обучения №

Слова, каких частей речи имеют «способность управлять»

Слова, каких частей речи имеют «способность управлять»

Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; • шутливые лингвистические вопросы; • отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов

Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; • шутливые лингвистические вопросы; • отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов

Как используются числительные в речи

Как используются числительные в речи

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Список литературы, рекомендованный для учителя 1

Список литературы, рекомендованный для учителя 1

Список литературы, рекомендованный для родителей 1

Список литературы, рекомендованный для родителей 1

Список литературы, рекомендованный для детей 1

Список литературы, рекомендованный для детей 1

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка»

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020