ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 1 - 3 классов общеобразовательной школы
начального общего образования
(направление: общекультурное)
Срок реализации - 3 года
Разработчик:
Боброва Светлана Геннадиевна Педагог дополнительного образования Аннотация
Актуальность программы в том, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является благоприятной для творческого развития способностей обучающихся, развитие и активизация словарного запаса, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.
Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает обучающемуся познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности обучающихся, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Обучающемуся предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у обучающегося есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. Задачи:
ü Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
ü Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
ü Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ. ü Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
ü Развивать творческое воображение, фантазию, мышление через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования, а также таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность. Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные-практические-игровые.
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1.1. Личностные результаты обучающихся (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
у обучающегося будут сформированы:
ü эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям, традициям);
ü толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
ü художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
ü способность к художественному познанию мира;
ü умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
ü навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
ü стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
ü умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
ü умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования
Регулятивные универсальные учебные действия:
ü принимать и сохранять учебную задачу;
ü учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
ü планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
ü оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
ü осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
ü проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
ü строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
ü осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ü адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
ü допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
ü формулировать собственное мнение и позицию;
ü задавать вопросы;
ü внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
ü широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
ü учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ü способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки» рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся по 2 часа один раз в неделю, общее количество в год составляет 66 часов для первого года обучения. Для второго и третьего года обучения 68 часов, по 2 часа в неделю.
Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приемами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие. Расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых направлений.
В работе используются нетрадиционные техники рисования и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты: природные и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Печать листьями. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.
Рисование пальчиками. Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками. После лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
Фотокопия – рисование свечой. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается, как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. Проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Раскрашивается лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Единственный цвет, который нельзя использовать – черный. В том случае, если нет восковых мелков используется акварельная краска. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина. В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуни, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью. Дайте краске хорошенько просохнуть. Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Тиснение. Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.
Рисование манкой. Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Рисование на мятой бумаге. На мятую бумагу наносится задуманный рисунок. Техника интересна тем, что при закрашивании в местах сгиба краска приобретает более темный цвет.
Набрызг. Краска набирается на ворс зубной щетки. Затем разбрызгивается быстрым движением палочкой по ворсу по направлению к себе.
Рисование нитками (ниткография). Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.
Программа открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные.
Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд. На выставке выставляются работы всех детей.
1 год обучения (1
№ |
Тема занятия |
Количеств о часов |
1,2 |
Введение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки». Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
3,4 |
Печать листьями. |
2 |
5-8 |
Рисование пальчиками. |
4 |
9-12 |
Рисование методом тычка. |
4 |
13-16 |
Кляксография. |
4 |
17-20 |
Раздувание краски. |
4 |
21,22 |
Монотипия. |
2 |
23-26 |
Фотокопия – рисование свечой. |
4 |
27-30 |
Рисование по мокрой бумаге. |
4 |
31-34 |
Техника выполнения витражей – клеевые картинки. |
4 |
35-38 |
Граттаж. |
4 |
39-42 |
Пластилинография. |
4 |
43-46 |
Тиснение. |
4 |
47-50 |
Рисование манкой. |
4 |
51-54 |
Рисование на мятой бумаге. |
4 |
55-58 |
Набрызг. |
4 |
59-62 |
Рисование нитками (ниткография). |
4 |
63-66 |
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год. |
4 |
|
Итого: |
66 |
1,2 Введение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки». Инструктаж по технике безопасности.
3,4 Печать листьями. «Цвета осенней листвы», «Лес», «Цветы на клумбе». Работа тремя основными цветами и составление новых сочетаний красок. Равномерное заполнение листа. Изображение на листе бумаги яркой осенней листвы. Работа тремя основными цветами (синим, желтым, красным).
5-8 Рисование пальчиками. Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». Рисование на темы: «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда».
9-12 Рисование методом тычка. Рисование на темы: «Ёжики на опушке», «Морские ежи».
13-16 Кляксография. Метод растекания. «Чудесные превращения кляксы».
17-20 Раздувание краски. Капельный метод. «Космос».
21,22 Монотипия. “Страна симметрия”. Загадки о животных и насекомых. Определение симметричных и несимметричных изображений. Получение симметрии способом монотипии. Выполнение коллективного панно.
23-26 Фотокопия – рисование свечой. Закрепление навыка работы со свечой. Рисование на темы: «Узоры на окнах», «Снежинки», «Снеговик». 27-30 Рисование по мокрой бумаге.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Ветка ели», «Новогодняя ёлка» (групповая работа).
31-34 Техника выполнения витражей – клеевые картинки. «Подводный мир».
35-38 Граттаж. Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «натюрморт». Рисование на темы «Лесной натюрморт», «Космос». 39-42 Пластилинография. «Фигуристка», «Лыжник».
43-46 Тиснение по фольге. Рельефное изображение на фольге. 47-50 исование манкой. «Чудеса из манной крупы».
51-54 Рисование на мятой бумаге. «Весенние цветы».
55-58 Набрызг. Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Моё имя», «Зимний пейзаж».
59-62 Рисование нитками (ниткография). Цветы.
63-66 Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год.
2 год обучения (2
№ |
Тема занятия |
Количеств о часов |
1,2 |
Введение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки». Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
3,4 |
Печать листьями. |
2 |
5-8 |
Рисование пальчиками. |
4 |
9-12 |
Рисование методом тычка. |
4 |
13-16 |
Кляксография. |
4 |
17-20 |
Раздувание краски. |
4 |
21,22 |
Монотипия. |
2 |
23-26 |
Фотокопия – рисование свечой. |
4 |
27-30 |
Рисование по мокрой бумаге. |
4 |
31-34 |
Техника выполнения витражей – клеевые картинки. |
4 |
35-38 |
Граттаж. |
4 |
39-42 |
Пластилинография. |
4 |
43-46 |
Тиснение. |
4 |
47-50 |
Рисование манкой. |
4 |
51-54 |
Рисование на мятой бумаге. |
4 |
55-58 |
Набрызг. |
4 |
59-62 |
Рисование нитками (ниткография). |
4 |
63-66 |
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год. |
4 |
|
Итого: |
68 |
1,2 Введение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки». Инструктаж по технике безопасности.
3,4 Печать листьями. «Цвета осенней листвы», «Лес», «Цветы на клумбе». Работа тремя основными цветами и составление новых сочетаний красок. Равномерное заполнение листа. Изображение на листе бумаги яркой осенней листвы. Работа тремя основными цветами (синим, желтым, красным).
5-8 Рисование пальчиками. Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». Рисование на темы: «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда».
9-12 Рисование методом тычка. Рисование на темы: «Ёжики на опушке», «Морские ежи».
13-16 Кляксография. Метод растекания. «Чудесные превращения кляксы».
17-20 Раздувание краски. Капельный метод. «Космос».
21,22 Монотипия. “Страна симметрия”. Загадки о животных и насекомых. Определение симметричных и несимметричных изображений. Получение симметрии способом монотипии. Выполнение коллективного панно.
23-26 Фотокопия – рисование свечой. Закрепление навыка работы со свечой. Рисование на темы: «Узоры на окнах», «Снежинки», «Снеговик». 27-30 Рисование по мокрой бумаге.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Ветка ели», «Новогодняя ёлка» (групповая работа).
31-34 Техника выполнения витражей – клеевые картинки. «Подводный мир».
35-38 Граттаж. Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «натюрморт». Рисование на темы «Лесной натюрморт», «Космос». 39-42 Пластилинография. «Фигуристка», «Лыжник».
43-46 Тиснение по фольге. Рельефное изображение на фольге. 47-50 исование манкой. «Чудеса из манной крупы».
51-54 Рисование на мятой бумаге. «Весенние цветы».
55-58 Набрызг. Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Моё имя», «Зимний пейзаж».
59-62 Рисование нитками (ниткография). Цветы.
63-66 Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год.
3 год обучения (3
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1,2 |
Введение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки». Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
3,4 |
Способы тонирования бумаги. Тонирование солью. |
2 |
5,6 |
Способы тонирования бумаги. Тампонирование (сугробы, облака). |
2 |
7,8 |
Печатание. «Осенний букет». |
2 |
9-12 |
Рисование мазками. «Осень». |
4 |
13,14 |
Силуэтное рисование. «Хозяйка медной горы». |
2 |
15,16 |
Силуэтное рисование. Животные Урала. |
2 |
17,18 |
Рисование ватными палочками. «Одуванчики» |
2 |
19,20 |
Рисование ватными палочками. «Цветы на клумбе». |
2 |
21,22 |
Ниткография. «Гладиолусы». |
2 |
23,24 |
Монотипия. «Цветы на клумбе». |
2 |
25,26 |
Монотипия. «Ветка рябины. Кисть винограда» |
2 |
27,28 |
Рисование по мокрой бумаге. «Закат» |
2 |
29,30 |
Рисование по мокрой бумаге. Ветка ели. |
2 |
31,32 |
Рисование набрызгом. «Зимний пейзаж». |
2 |
33,34 |
Рисование набрызгом. «Мое имя». |
2 |
35,36 |
Рисование свечой. «Узоры на окнах». |
2 |
37-40 |
Рисование свечой. «Снежинки». |
4 |
41,42 |
Кляксография. «Подводный мир». |
2 |
43,44 |
Кляксография. «Павлиин». |
2 |
45-48 |
Граттаж. «Космос». |
4 |
49-52 |
Пластилинография. «День Победы». |
4 |
53,54 |
Мраморные краски. «Волшебный цветок». |
2 |
55,56 |
Мраморные краски. Натюрморт. |
2 |
57,58 |
Рисование мелом на тонированной бумаге. «Стрекозы». |
2 |
59,60 |
Рисование мелом на асфальте. |
2 |
61-64 |
Совмещение техник. Творческая работа. |
4 |
65-68 |
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год. |
4 |
|
Итого: |
68 |
1,2 |
Введение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки». Инструктаж по технике безопасности. |
3,4 |
Способы тонирования бумаги. Тонирование солью. Использование соли или гранул кофе для создания фактуры. Очень распространенный способ для создания фактуры, одновременно простой и эффектный. На влажную бумагу сыпем соль или гранулы кофе - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много в одно место лучше не сыпать, так как при высыхании гранулы, особенно соль, кристаллизуются, и от бумаги их потом не отлепить. Но если использовать небольшое количество гранул, то после высыхания они легко смахивается. Из соли получаются светлые маленькие медузы с темной окантовкой, из кофе тоже самое, но с более насыщенным цветом. Важный совет! Экспериментировать лучше с крупной солью. |
5,6 |
Способы тонирования бумаги. Тампонирование (сугробы, облака). |
Тампонирование - увлекательная техника! Надо только сделать тампон из марли, |
|
внутри которой вата или поролон. Штампельная подушечка будет палитрой. |
|
Процесс рисования: ребёнок лёгким прикосновением к бумаге, после того как |
|
набрали краску на тампон, рисуют что–нибудь пушистое, легкое, воздушное, |
|
(облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из |
|
мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при |
|
нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, |
|
и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных |
|
деревьев |
. |
7,8 Печатание. «Осенний букет». Учить детей работать с разными материалами (листьями). Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Материал: Опавшие листья, краска, кисти, бумага. Рассмотреть опавшие листья Покрасить их и отпечатать на листе бумаги.
9-12 Рисование мазками. «Осень». Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию интереса к рисованию. Развивать художественное восприятие. Материал: бумага, гуашь. Рассмотреть репродукции картин художников-пейзажистов. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину. Объяснить последовательность работы.
13,14 Силуэтное рисование. «Хозяйка медной горы». Нарисованный силуэт или вырезанный на бумаге, а затем приклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, темное или светлое пятно на контрастном фоне. В силуэтном рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть выразительны. Излюбленными жанрами силуэтного рисования стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты, пейзажи.
С помощью красок и кисти нанести на бумагу фон. Дать краске подсохнуть. Приложить трафарет к полученному фону. Затушевать изображение трафарета с помощью черной краски или черного маркера. Снять трафарет, просмотреть четкость контуров. При необходимости выровнять изображение.
15,16 Силуэтное рисование. Животные Урала. С помощью красок и кисти нанести на бумагу фон. Дать краске подсохнуть. Приложить трафарет к полученному фону. Затушевать изображение трафарета с помощью черной краски или черного маркера. Снять трафарет, просмотреть четкость контуров. При необходимости выровнять изображение.
17,18 Рисование ватными палочками. «Одуванчики». Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. Занятие это очень увлекательное, интересное. И очень красиво получается на бумаге. Материал: бумага, краска, ватные палочки.
19,20 Рисование ватными палочками. «Цветы на клумбе». Материал: бумага, краска, ватные палочки.
21,22 Ниткография. «Гладиолусы». Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Материал: нитки, цветная тушь или гуашь, белая бумага. Альбомный лист сложить пополам. Нитки окунуть в тушь, вложить внутрь и вытягивать их, прижимая верхнюю половинку листа. Объяснить детям, что узоры получатся загадочнее, если нитки вытягивать не прямо, а «волной», полукругом и т. д. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом.
23,24 Монотипия. «Цветы на клумбе». Продолжение знакомства с техникой монотипия, отработка на практике навыков работы в данной технике, развитие творческого мышления, создание оригинальной, гармоничной композиции.
Материалы и оборудование: мелованная бумага ФА4, карандаш, гуашь, акварель, акрил, оргстекло, кисти, зубочистка, чёрная тушь, ванночка с водой, салфетки. Задание: выполнить упражнения на эффект «неожиданного результата», используя перечисленные техники, используя способ дорисовывания (любой материал графики или живописи), завершить наиболее удачное упражнение, придумав название работе.
25,26 Монотипия. «Ветка рябины. Кисть винограда». Продолжение знакомства с техникой монотипия, отработка на практике навыков работы в данной технике, развитие творческого мышления, создание оригинальной, гармоничной композиции.
Материалы и оборудование: мелованная бумага ФА4, карандаш, гуашь, акварель, акрил, оргстекло, кисти, зубочистка, чёрная тушь, ванночка с водой, салфетки.
Задание: выполнить упражнения на эффект «неожиданного результата», используя перечисленные техники, используя способ дорисовывания (любой материал графики или живописи), завершить наиболее удачное упражнение, придумав название работе.
27,28 Рисование по мокрой бумаге. «Закат». Материал: краски, поролон или большая кисточка, бумага для акварели. Рассмотреть рисунки закатов, переход цвета.
29,30 Рисование по мокрой бумаге. Ветка ели. Учить детей видеть красоту окружающего мира. Развивать воображение, воспитывать аккуратность. Материал: краски, поролон или большая кисточка, бумага для акварели. Рассмотреть рисунок ели, направление иголок. Объяснить порядок выполнения работы. При работе с мокрой бумагой очень важно «поймать» нужный момент. Если бумага будет слишком сырой, рисунок расплывётся. В то же время, если бумага пересохнет, не получится эффекта «пушистости».
31,32 Рисование набрызгом. «Зимний пейзаж». Развивать воображение, координацию движения. Развивать интерес к рисованию. Развивать мускулатуру пальцев, глазомер. Дать детям возможность испытать положительные эмоции при выполнении рисунка. Материал: бумага, зубная щетка, расческа, силуэты: дерево, пень, солнце, белка
33,34 Рисование набрызгом. «Мое имя». Материал: трафареты букв, зубная щётка, краски. На листе бумаги дети выкладывают из букв своё имя (прямо, «волной», «зигзагом»). Украшают методом «набрызга» (краска наносится на зубную щётку и с помощью зубочистки разбрызгивается поверх трафаретов) 35,36 Рисование свечой. «Узоры на окнах». Закрепить умение составлять простые узоры. Развивать чувство композиции. Материал: краски, бумага, кусочки свечки. Прорисовать свечой узоры на окнах, покрыть сверху синей или фиолетовой акварелью. 37-40 Рисование свечой. «Снежинки». Материал: краски, бумага, кусочки свечки. Прорисовать свечой линии снежинок, покрыть сверху синей или фиолетовой акварелью.
41,42 Кляксография. «Подводный мир». Изучение и практическое применение техники, стимулирование положительной мотивации изобразительной деятельности, работа в данной технике вызывает радостное настроение, снимает страх перед художественными материалами, боязнь не справиться с процессом рисования. Работа способствует установлению близких доверительных отношений, созданию полноценного сотрудничества, основанного на равных, партнерских началах. Результат работы устраняет чувство страха, повышает чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе учащихся.
Материалы и оборудование: бумага – альбомный лист, мелованная бумага, цветная и фактурная бумага для ксерокса, картон (допускается цветной и фактурный) ФА4, тушь и чернила цветные, трубочка для сока, кисти, нитки разные по фактуре, зубная щётка, ватные палочки, карандаш (обратная сторона).
Задание: выполнить упражнения в технике кляксография на тему «Подводный мир».
43,44 Кляксография. «Павлин». Материалы и оборудование: бумага – альбомный лист, мелованная бумага, цветная и фактурная бумага для ксерокса, картон (допускается цветной и фактурный) ФА4, тушь и чернила цветные, трубочка для сока, кисти, нитки разные по фактуре, зубная щётка, ватные палочки, карандаш (обратная сторона).
Задание: выполнить упражнения в технике кляксография на тему «Павлин».
45-48 Граттаж «Космос». Продолжение знакомства с граттажом. Развитие воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления. Овладение обучающихся понятий формы, цвета, колористических оттенков, размеров и их соотношений. В процессе рисования, обучающиеся активно формируют словарный запас, необходимый ему для того чтобы описать, что он рисует и какие образы переносит на бумагу.
Материалы и оборудование: мелованная бумага ФА4, восковые мелки, утюг, салфетка, ватман ФА4, карандаш, резинка, свеча, чёрная тушь и гуашь, мыло, акварель, зубочистка, маркер, цветные карандаши, карандашный клей. Задание: выполнить композицию в технике граттаж на тему «Космос».
49-52 Пластилинография. «День Победы». Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем: нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений; затем перенести маркером рисунок на основу; выполнить работу в пластилине; оформить итог работы — сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом. Приемы: рисование мазками, рисование шариками из пластилина, скатывание пластилиновых колбасок.
53,54 Мраморные краски. «Волшебный цветок». Показать детям, что при смешивании крема с красками рисунок получается «мраморным». Развивать фантазию, интерес
к рисованию. Материал: бумага, гуашь, крем. Смешать крем (для бритья, для рук) с разноцветными красками. Рисовать цветок.
55,56 Мраморные краски. Натюрморт. Материал: бумага, гуашь, крем. Смешать крем (для бритья, для рук) с разноцветными красками. Нарисовать натюрморт.
57,58 Рисование мелом на тонированной бумаге. «Стрекозы». Учить детей рисовать мелом на тонированной бумаге. Учить составлять композицию, дополняя основные компоненты рисунка своими деталями. Материал: тонированная бумага (синяя), белый мел. Раздать листы бумаги. Показать последовательность прорисовывания основных компонентов рисунка (стрекозы, кувшинки, волны озера, облака). Предложить дополнить рисунок своими элементами.
59,60 Рисование мелом на асфальте. Учить детей рисовать мелом на асфальте. Учить составлять композицию, дополняя основные компоненты рисунка своими деталями.
61-64 Совмещение техник. Творческая работа. Выявление знаний, умений, навыков, полученных по курсу внеурочной деятельности.
Материалы и оборудование: бумага либо картон (на выбор) ФА4, карандаш, техники и инструменты на выбор обучающихся.
Задание: выполнить творческую работу на тему «Настроение», используя материалы, техники и инструменты на выбор обучающихся.
65-68 Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы за учебный год.
Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок// Начальная школа. -1992.-№4.-С.75-76 Алексеева Н.М. Озорной карандаш. Москва: Лист. 2006 - 194с. Белобрыкина Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед. Институт. 2007 - 593с
Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2008 - 381с.
Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий / под ред.
Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования
Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр академия 2011
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет.
– М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.