Программа курса внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Оценка 4.8

Программа курса внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
другое
2 кл
01.06.2023
Программа курса внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Программа общеинтеллектуальной направленности «Я - исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
программа.doc

 

                                                                  Пояснительная записка.

 

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.   Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

                                              Актуальность программы

        Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

·                    Связь урочной и внеурочной деятельности как механизма полноты и целостности образования в целом;

·                    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·                    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

·                    Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

 

Программа общеинтеллектуальной направленности «Я -  исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

 

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

·        формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

·         обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

·        формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

·        развивать познавательные потребности и способности, креативность.

 

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

 

Программа  «Я -  исследователь» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 7-9 лет. Набор в группу для проведения занятий свободный, по выбору обучающихся, их родителей (законных представителей) на основании заявления.

Данный курс включает 34 занятия в год, 1 занятие в неделю. 

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 40 минут.

Формы занятий:

·        по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая;

·        по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Предполагаемые результаты освоения курса «Я - исследователь»

 

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов  

предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, в научно-практической конференции на школьном и муниципальном уровнях.

 Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

            • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;  

            • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих      работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;    

            • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

    

       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  

Личностные   и   метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения 

Средства формирования

личностные

·             формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

·             развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•       планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

·             добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

·     осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

·             осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

·                  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

·      учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·      умение координировать свои усилия с усилиями других.

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

· задавать вопросы;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

·     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·     понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

·     аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

·     продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·     с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

·        иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

·        знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

·        уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

·        уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

·        владеть планированием и постановкой эксперимент.

 

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

 

  • альбом
  • газета
  • журнал, книжка-раскладушка
  • коллаж
  • коллекция
  • макет
  • модель
  • паспарту
  • плакат
  • план
  • серия иллюстраций
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • фотоальбом,
  • экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

 

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе теория

В том числе практика

1

Что такое исследование?

1

1

 

 

2-3

Как задавать вопросы?

2

1

1

 

4

Как выбрать тему исследования?

1

 

1

 

5-6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

2

1

1

 

7-8

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

 

2

 

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

 

2

 

11-13

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

3

1

2

 

14-15

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

1

1

 

16-17

Постановка вопроса. Формулировка предположения (гипотезы)

2

 

2

 

18-20

 Развитие умения выдвигать гипотезы и задавать вопросы.

3

1

2

 

21-22

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

2

 

2

 

23

Обоснованный выбор способа выполнения задания

1

1

 

 

 

 

24

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

1

 

1

 

25-26

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

1

1

 

27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

1

1

 

 

28-29

 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

 

2

 

30-31

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

 

2

 

32

Анализ исследовательской деятельности.

1

 

1

 

33-34

 

 

Защита проектов.

 

             2    

 

1

 

 

 

34 ч

10

24

 

 

 


                                                                 Содержание программы

 

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

·         вести устный диалог на заданную тему;

·         участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

·         участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

 

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

 

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

 

 

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

 

                                                            Содержание занятий.

Тема 1. Что такое исследование? -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как задавать вопросы?– 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Придумывание вопросов на интересующую тему. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 4. Как выбрать тему?– 1ч.

Групповая работа.

Тема 5-6. Учимся выбирать дополнительную литературу– 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Тема 11-13. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания – 3ч.

Тема 14-15. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.– 2ч.

Тема 16-17. Постановка вопроса. Формулировка предположения (гипотезы)– 2ч.

Тема 18-20.  Развитие умения выдвигать гипотезы и задавать вопросы.– 3ч.

Тема 21-22. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.– 2ч.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 23. Обоснованный выбор способа выполнения задания.– 1ч. Практическое занятие на групповое выполнение заданий.

Тема 24. Составление аннотации к прочитанной книге, картотеке.– 1ч.

 

 

Тема 25-26. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?– 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 27. Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.– 1ч.

Составление плана работы.

Тема 28-29. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.– 2ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 30-31. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.– 2ч.

Тема 32. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Тема 33-34. Защита проектов. -2ч.

Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

        Кадровое обеспечение: занятия проводит учитель начальных классов.

       Оборудование: для реализации программы «Юный исследователь» необходимы:


·         подборка видеофрагментов;

·         подборка печатных изданий и материалов СМИ, доступ к сети Интернет;

·         компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы   

 

1.      Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

2.      М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список    литературы, рекомендованной   для учителя

 

 

1.      Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  1. Интернет  - ресурсы.
  2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Раздаточный материал из тетради для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы, рекомендованной   для обучающихся

 

1.      Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Список  литературы, рекомендованной   для  родителей

 

1.      Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  1. Интернет  - ресурсы.
  2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Раздаточный материал из тетради для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008.

Пояснительная записка. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося…

Пояснительная записка. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося…

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности

Предполагаемые результаты освоения курса «Я - исследователь»

Предполагаемые результаты освоения курса «Я - исследователь»

Интернета коммуникативные · учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Интернета коммуникативные · учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

журнал, книжка-раскладушка коллаж коллекция макет модель паспарту плакат план серия иллюстраций сувенир-поделка, сценарий праздника, фотоальбом, экскурсия

журнал, книжка-раскладушка коллаж коллекция макет модель паспарту плакат план серия иллюстраций сувенир-поделка, сценарий праздника, фотоальбом, экскурсия

Учебно-тематическое планирование 1 год обучения № п / п

Учебно-тематическое планирование 1 год обучения № п / п

Содержание программы Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и…

Содержание программы Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и…

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Тема 25-26. Учимся выделять главное и второстепенное

Тема 25-26. Учимся выделять главное и второстепенное

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Список литературы, рекомендованной для учителя 1

Список литературы, рекомендованной для учителя 1

Список литературы, рекомендованной для обучающихся 1

Список литературы, рекомендованной для обучающихся 1

Список литературы, рекомендованной для родителей 1

Список литературы, рекомендованной для родителей 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023