Программа курса "Занимательная математика" для школьного лагеря
Оценка 4.9

Программа курса "Занимательная математика" для школьного лагеря

Оценка 4.9
docx
20.08.2021
Программа курса "Занимательная математика" для школьного лагеря
Рабочая программа для школьного лагеря - Занимательная математика - 5, 6 класс.docx

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный курс программы «ДАР»

 

 

«Занимательная математика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Автор: Лобанова Н.О.,

учитель математики

  1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

г. Павлово.

                      

 

  Учебный курс «Занимательная математика».

Пояснительная записка.

Одной из задач школьного образования является развитие мыслительной деятельности учащихся. Математика может рассматриваться как наука о мышлении. Точность причинно-следственных математических отношений является практической основой для освоения логики. Но математика обладает потенциалом и для формирования таких видов мышления, как конструкторское, пространственное, творческое. Этот потенциал математики используется в данной программе с целью интеллектуального развития и активизации мышления.

Острота ума, быстрота ориентировки, выбор рациональных вариантов достижения цели – ценнейшие человеческие качества, которые можно развивать так же, как умение быстро бегать, хорошо играть в теннис, метко стрелять по мишеням. Но для этого необходимо тренироваться. Если спортсмену надо выполнять физические упражнения, танцору – много танцевать, музыканту – играть на музыкальных инструментах, то для развития умственных способностей нужны упражнения другого сорта. Пищу для ума дают математические задачи. Не случайно математику называют гимнастикой для ума. Где бы ученик ни работал в дальнейшем, чем бы он не занимался - ему всюду пригодятся комбинационные умения. Расставлять, располагать, размещать числа и предметы, разменивать купюры или монеты, переливать жидкости, перемещать, передвигать что-либо, перебирать возможные варианты – всему этому можно научиться, выполняя математические упражнения. При решении подобных математических задач формируются практические умения и навыки. В любой творческой деятельности (в учебе, в труде, в игре) внимание, смекалка, умение логически и неформально мыслить, необходимы человеку, ибо помогают находить выход из сложных ситуаций.

Содержание занятий, а также используемые формы и методы работы носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения, формирует познавательную мотивацию. Применяется метод проблемных задач, то есть способ обучения школьника самостоятельному решению задач, методы решения которых ему еще не известны, а также метод коллективного взаимообучения. Учитывая возрастные особенности учащихся, на занятиях чередуются различные виды творческой деятельности. Такие занятия дают возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, а следовательно, желание заниматься ею и приобретать новые знания по этому предмету, но и способствуют развитию личности, ее мыслительной деятельности -  умению выделять главное в проблеме: формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда учащийся способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.

Программа курса «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 5 – 6 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (8 занятий), длительность каждого -  35 минут.

 

Цель:

  • способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
  •  развитие мыслительной деятельности учащихся.

Задачи:

· способствовать формированию интереса к математике, учебно-познавательной деятельности;

·  заложить основы уверенности в собственных  интеллектуальных возможностях;

· развивать познавательные и творческие способностей детей, прививать вкус к размышлению

и рассуждению;

·     развивать сообразительность, фантазию, математическую интуицию, логическое мышление,

память, вычислительные навыки.

 

 

Ожидаемые результаты:

Учащиеся

1.       Владеют приемами быстрого и рационального счета.

2.       Умеют решать логические задачи, задачи – шутки, геометрические задачи на разрезание.

3.       Умеют вычерчивать фигуры одним росчерком, выполнять упражнения со спичками.

4.       Научились разгадывать и составлять ребусы.

5.       Научились изображать пространственные фигуры на плоскости, изготавливать развертки и модели

  геометрических тел.

 

Необходимое оборудование и пособия:

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в Power Point;

«Волшебный» круг;

 Часы (большая модель).

 Раздаточный материал:

Счетные палочки (спички), карандаши,

фломастеры, ножницы, ручки, карточка, тетрадь в клетку, ватман, клей.

 

Тематическое планирование занятий.

Тема

Содержание

1

Математические фокусы.

Угадывание задуманных чисел, суммы чисел. Фокус с часами, с кругом.

2

Занимательный счет. Числовые головоломки.

Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Числовые головоломки: расшифровать равенство, восстановить запись, продолжить ряд.

3

В Царстве Смекалки.

Составление магических квадратов. Задачи-шутки, задачи-загадки.  Разгадывание и составление ребусов. Викторина.

4

Логические задачи.

Задачи на взвешивание, переливание. Решение логических задач с помощью таблиц.

 

5

Упражнения со спичками.

Преобразование фигур, числовых равенств, составленных из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек.

6

Геометрия вокруг нас.

Вычерчивание фигуры одним росчерком. Геометрические задачи на разрезание.

7

Тела в пространстве.

Изображение пространственных фигур на плоскости. Упражнения, связанные с развертками геометрических тел.

8

Выпуск газеты «Занимательная математика».

Повторение и обобщение пройденного материала. Подбор материала для математической газеты.

 

Разработка занятий:

Занятие № 1.

Тема: «Математические фокусы».

Задачи: Продемонстрировать математические фокусы, развивать интерес к математической деятельности.

1.Приветствие.

2.Математические фокусы: «Костюмированная встреча с волшебниками» - помогают учащиеся старших классов.

1)    Фокус феи Бабочки (угадывание задуманного числа)

2)    Фокус человека-молнии (угадывание суммы шести четырехзначных чисел)

3)    Фокус с «волшебным» кругом (угадывание фамилии ученого-математика)

4)    Фокус с часами (угадать задуманный час).

5)    Групповая работа: «Разоблачение» - разгадывание фокусов.

Фокус 1.- отгадать зачеркнутые цифры. Любому желающему предлагается написать число, используя все цифры. Затем в этом числе зачеркивается одна цифра, а отгадывающему сообщается сумма оставшихся цифр.

Фокус 2. – отгадать число, ничего не спрашивая. Желающему предлагается:

a)   загадать двузначное число  (х – у ≥2, у ≠ 0);

b)    переставить цифры в обратном порядке;

c)    вычесть из большего числа меньшее;

d)    сложить полученную разность с числом, записанным теми же цифрами, что и разность, но в обратном порядке.

Ничего не спрашивая у загадавшего, вы сообщаете ему, что у него получилось 99.

3. Рефлексия.

 

 

 

Занятие № 2.

Тема: «Занимательный счет. Числовые головоломки».

Задачи: Познакомить учащихся с приемами быстрого и рационального счета. Развивать сообразительность и логику.

 1. Приветствие

 2. Работа в микрогруппах с опорой на образец. Приемы быстрого счета. Упражнение: «Вычислить».

Умножение на 11; возведение двузначного числа, заканчивающегося «5» в квадрат; умножение на 4, на 10, на 11, на 25, на 9, на 99 и т.д. Использование сочетательного свойства сложения и распределительного свойства умножения, выбор удобного порядка действий.

Задания вида: 352 = 1225 (т.к. 3 · 4 = 12, а 52 = 25);

                        26 · 11 = 286 (т.к. 2 + 6 = 8 – вставить между 2 и 6);

                        75 · 95 = ((9 + 1) · 7 + (9 – 7) : 2) · 100 + 25 = 7125;

          6·25+15·70+25·36.

3. Динамическая пауза: «Беглый счет».

4. «Числовые головоломки» - групповая работа.

Задания вида:

;

б) продолжи ряд: 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, …

5. Рефлексия.

 

Занятие № 3.

Тема: «В Царстве Смекалки».

Задачи: Научить решать задачи-шутки на основе логического мышления. Развивать нестандартное мышление, смекалку, фантазию.

1.Приветствие.

 2. Историческая справка - знакомство с «магическими квадратами».

 3. Индивидуальная работа: «Новый квадрат».

 Построение квадратов 3х3; 5х5. Принцип быстрого построения таких квадратов.

4. Физкультминутка.

5. Презентация: «Ребусы» - групповая работа по разгадыванию ребусов.

Задания вида:     Ребус восьмой    Ребус шестой

6. Работа в микрогруппах: «Зашифруй слово» - составляют ребусы.

7.Викторина: «Задачи – шутки. Задачи – загадки!».

Задания вида:

 1). 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 кур за 6 дней?

2). Наполненный доверху сосуд весит 5 кг, а заполненный наполовину – 3 кг. Сколько весит пустой сосуд?

3). Яйцо варят 5 минут, сколько надо варить 3 яйца? 

 4). Что больше: 1+2+3+4+0 или 1·2·3·4·0?

 5). Первое – цифра – она в середине,
          Буква сначала и буква с конца.
          В целом – леса, города и равнины,
          К целому – полны любовью сердца. (Родина)

8. Рефлексия.

 

Занятие № 4.

Задачи: Познакомить учащихся с решением задач на взвешивание, переливание. Научить решать логические задачи, используя таблицы. Развивать логическое мышление.

 

 

Тема: «Логические задачи».

1.Приветствие.

2. Практическая часть.

Задания вида:

1). Как, имея лишь два сосуда емкостью 5л и 7л налить из водопроводного крана 6л воды? – решение записывается в идее таблицы.

2). Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу? – решение рассматривается в виде «дерева» ходов.

3) В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.

Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи.

3. Физкультминутка.

4. Игра: «Битва чисел».

 На столе лежат три кучки камешков. В одной кучке один камешек, в другой – два, в третьей – три.    Двое играющих берут поочередно камешки, причем за один раз можно взять любое число камешков из одной кучки. Выигрывает тот, кто берет последний камешек. Докажите, что начинающий игру наверняка проиграет.

6.Рефлексия.

 

Занятие № 5.

 Задачи: Развивать сообразительность и находчивость, умение придумывать остроумные забавные задачи, решаемые с помощью спичек.

 

 Тема: «Упражнения со спичками».

1.Приветствие.

 2. Девиз: «Спички детям не игрушка!» Упражнения со спичками (счетные палочки) - коллективная работа.

 3. Физкультминутка.

 4. «Разминка ума» - индивидуальная работа.

Задания вида:

1). «Дом»- переложите спичку так, чтобы дом повернулся другой стороной.

 2). Как из 6 спичек сложить четыре равных треугольника?

 3). «Квадраты» - убери 2 спички так, чтобы осталось 2 неравных квадрата.  

 4). Переложи одну палочку, чтобы равенство стало верным: V│ - │V = │X

5. Рефлексия.

 

 

Занятие № 6.

Тема: «Геометрия вокруг нас».

Задачи: Способствовать формированию у учащихся воображения, графической культуры, аккуратности, упорства в достижении цели.

1. Приветствие.

2. Практическое занятие: «Одним росчерком»

Задания вида:

 

 

3. Работа в парах. Упражнения на разрезание.

Задания вида:

1). Перекроите прямоугольник в параллелограмм.

2). Как разрезать фигуру на 4 равные части?

 

 4. Физкультминутка.

5.  «Порисуем – отдохнем!». Закончить рисунок по образцу.

Рисунок выполняется простым карандашом по линейке в формате 10х10 клеток обычного тетрадного листа по принципу раскраски в шахматном порядке. Пример готового рисунка.                                                                                                                                               чертим для души 002

6. Рефлексия.

 

Занятие № 7.

Тема: «Тела в пространстве».

Задачи: Развивать пространственное воображение, расширение круга знаний о телах в пространстве; развитие навыков изображения пространственных фигур на плоскости, изготовления развертки геометрических тел и их модели.

1.Приветствие.

2.Презентация: «Многогранники».

 3. Иллюстрационная игра: «Чья это развертка?»

4. Самостоятельная работа: «Изображение пространственных фигур».

6. Физкультминутка.

7. Практическое занятие: «Изготовление развертки и модели геометрического тела».

7. Рефлексия.

Занятие № 8.

Тема: Выпуск газеты «Занимательная математика».

Задачи: Разработать и выпустить математическую газету.

1.Приветствие

2.Презентации учеников по изученному материалу

3. Коллективная работа.

4. Физкультминутка.

7. Рефлексия

 

 

 

 

Индикаторы курса:

    У 85% детей -  сформирован начальный интерес к математике.

    У  80% -  сформированы первичные  математические представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

                                                                                                                                                       


 

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г

Учебный курс «Занимательная математика»

Учебный курс «Занимательная математика»

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в

Занятие № 2. Тема: «Занимательный счет

Занятие № 2. Тема: «Занимательный счет

Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу? – решение рассматривается…

Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу? – решение рассматривается…

Занятие № 7. Тема: «Тела в пространстве»

Занятие № 7. Тема: «Тела в пространстве»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2021