МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
Комитет по делам образования города Челябинска
МБОУ "Гимназия № 10 г. Челябинска"
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
|
Кафедра гуманитаризации |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ "Гимназии №10 г. |
|
естественно-математического |
______________Герасименко О.Н. |
Челябинска" |
|
образования |
|||
______________Осипова И.В. |
|||
Протокол № |
|||
Руководитель МО |
|||
Приказ № |
|||
______________Тарасова Е.А. |
от "" г. |
от "" г. |
Протокол № от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курсов внеурочной деятельности
«Физика в твоей будущей профессии»
для 9 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Петрякова Лариса Леонидовна
учитель физики и астрономии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности по физике «Физика в твоей будущей профессии» предназначен для учащихся 9 класса. Выбор темы «Физика в твоей будущей профессии» обусловлен возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Обучающиеся получат возможность ответственно отнестись к выбору будущей профессии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В связи с вышесказанным определяются цели данного курса:
– способствовать осознанному и успешному выбору профиля или вида будущей профессиональной деятельности;
– развить систему ранее приобретённых программных знаний и умений, дополнить её для успешного изучения физики в профильной школе.
Задачами курса являются:
– реализация учеником интереса к выбранному предмету;
– поддержание мотивации к профильному изучению предмета;
– уточнение готовности и способности ученика осваивать предмет на повышенном уровне;
– создание основы для последующего обучения в профильном классе;
– развитие мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе в значительной мере средств современных информационных технологий.
При выборе форм и методов работы приоритеты методики таковы: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность ( имитационное моделирование, тренинги, метод проектов).
Планируемые результаты: сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения; развитие системы программных знаний и умений по физике; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ученика на основе опыта приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; получение представления о широком использовании предметных знаний в деятельности специалистов данного профиля и способах их деятельности; приобретение опыта поиска информации по выбранной теме и представление её в виде проекта.
МЕСТО КУРСА «Физика в твоей будущей профессии» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности «Физика в твоей будущей профессии» рассчитан на 1 год обучения. Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Форма контроля – защита проекта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. ФИЗИКА И ФИЗИКИ (2 ч). Основные этапы истории физики и их представители. Физики – Нобелевские лауреаты. О выпускниках школ города, чья профессия – физик. Постановка целей и задач курса. Планирование заданий. Место физики в современном обществе.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Формы организации внеурочной деятельности: лекция, тематический диспут.
II. ФИЗИКА И ПРИРОДА (5ч)
1. Физика и живая природа. Электрические явления в живой природе, электрические рыбы, живые ткани. Проявление законов механики и тепловой физики в поведении животных.
2. Особенности зрения в живой природе. Различия в строения органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных. Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, зрительные иллюзии. Дефекты зрения и их коррекция оптическими приборами. Гигиена глаз. Глазная гимнастика.
3. Физика и погода . Погода и значение её прогноза для человека. Приборы для определения параметров атмосферы. Особенности работы метеорологов и синоптиков. Капризы природы.
III. ФИЗИКА И ТЕХНИКА (12 ч)
1. Физика – космонавтике. Физические основы космонавтики. Освоение космоса: основные этапы и первые успехи СССР. Современные достижения космонавтики.
2. Физика и электротехника. Познание природы электрических явлений – величайшее достижение человечества. Творцы электродинамики. Основной количественный закон для электрических цепей, его применение для решения экспериментальных и практических задач.
3. Физика и военное дело. Зарождение военной техники, изобретения Архимеда. Использование законов физики в военном деле – в артиллерии, авиации, морском флоте.
4. Физика и автомобиль. Автомобиль – чудо техники. Физические явления, используемые при движении автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания в автомобилях. Безопасность участников движения и пешеходов.
5. Физика и сельское хозяйство. Физика – основа развития сельскохозяйственной техники. Использование законов физики в доильных установках, автопоилках для птиц, гидравлических подъёмниках.
Промышленность. Представления о современных методах обработки материалов (электроискровой и электродуговой). Применение лазера в промышленности. Использование различных автоматов, манипуляторов. Представление о дистанционных измерениях, различных датчиков.
Сельское хозяйство. Представление об использовании физики в животноводстве, птицеводстве (инкубаторы, фотореле, электропоилки, терморегуляторы). Растениеводство (очистка зерна, радиоселекция, различные виды вспашки).
Транспорт. Различные виды двигателей и их использование. Пути повышения КПД двигателя. Устройство и принцип работы спидометра, счетчика пройденного пути, коробки передач. Значение качества покрытия дорог.
Энергетика. Получение электроэнергии (генераторы переменного тока), ее передача и пользование. Роль трансформаторов.
Строительство и архитектура. Необходимость знаний о равновесии, правиле моментов, устойчивости. Значение фундамента. Исследование законов статики в старинных постройках и современных зданиях. Физика арок и куполов. Действие сил на опоры различных типов мостов. Действие подъемного крана (устойчивость, равнодействие всех сил, грузоподъемность).
Экскурсия. Практическое применение законов физики на выбранном объекте (промышленные предприятия, строительная площадка, автомастерская).
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Формы организации внеурочной деятельности: лекция, тематический диспут, экскурсия.
IV. ФИЗИКА И МЕДИЦИНА (12ч). Современные способы диагностики и лечения заболеваний, основанные на использовании физических законов. Измерение давления, электрокардиография. Использование в медицине оптических, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, ультразвука.
Медицина. Физические основы устройства простейших мединструментов (шприц, пипетка, стерилизатор, термометр, электрогрелка, банки). Использование физических знаний при диагностике и лечении (кардиограммы, рентгеновские снимки, счетчик Гейгера, лазер, плазменный скальпель, импульсный ток).
V. ФИЗИКА И МУЗЫКА (2ч). Музыкальные звуки и шумы. Основные характеристики звука. Благозвучие и диссонанс. Электромузыкальные инструменты, компьютерная музыка.
Театр и кино. Механические и электрические приспособлении в оформлении спектаклей. Роль световых эффектов. Светомузыка. Эффект движения в кино. Звуковое кино.
Живопись, музыка и литература. Разложение света в спектре. Законы отражения и преломления света в живописи. Влияние освещенности на восприятие. Громкость и частота звука. Камертон. Музыкальные инструменты. Акустика.
Экскурсия. Практические применения законов физики на выбранном объекте (музей, концентратный зал, спортивный зал).
VI. ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ (2 ч). Охрана природы – глобальная проблема современности. Земля – наш общий дом. Экологические проблемы и научно-техническая революция. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экология жилища. Использование мобильных и радиотелефонов, микроволновых печей, других бытовых приборов и экология быта.
VII. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (7 ч)
Подведение итогов курса. Защита проектов.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Формы организации внеурочной деятельности: лекция, тематический диспут, экскурсия, создание проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У ученика будет сформировано:
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Ученик получит возможность для формирования:
- познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- развивать мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструмен-тальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учите-лем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуни-кации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- приводить примеры использования физических знаний в промышленности, медицине, искусстве и кулинарии;
- объяснять принцип действия простейших технических устройств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на свое мнение;
- приемам действий в нестандартных ситуациях, овладению эвристическими методами решения проблем;
- наблюдать и описывать физические явления, приводить примеры физических явлений, используемых в приборах и устройствах в медицине, кулинарии и пищевой промышленности, теле и радиосвязи, промышленности.
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
ФИЗИКА И ФИЗИКИ |
2 |
2 |
ФИЗИКА И ПРИРОДА |
5 |
3 |
ФИЗИКА И ТЕХНИКА |
12 |
4 |
ФИЗИКА И МЕДИЦИНА |
2 |
5 |
ФИЗИКА И МУЗЫКА |
2 |
6 |
ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ |
4 |
7 |
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ |
7 |
Итого |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1.1-1.2 |
Из истории физики и жизни её творцов |
2 |
|
|
|
|
Итого по разделу |
2 |
|
||||
2.1-2.2 |
Физика и живая природа |
2 |
|
|
|
Агрегатные
состояния вещества |
2.3 |
Особенности зрения в живой природе |
1 |
|
|
|
Отражение
и преломление |
|
2.4 |
Особенности зрения человека |
1 |
|
|
|
Спектры
|
|
2.5 |
Физика и погода (физика – метеорологам и синоптикам) |
1 |
|
|
|
Температура
|
|
Итого по разделу |
5 |
|
|||||
3.1-3.2. |
Физика – космонавтике |
2 |
|
|
|
Механическое
движение |
|
3.3-3.4. |
Физика и электротехника (теор. аспект) |
2 |
|
|
|
Электрическая
цепь |
|
3.5-3.6 |
Физика и электротехника (прикл. аспект) |
2 |
|
|
|
Принципы
радиосвязи |
|
3.7-3.8 |
Физика и военное дело |
2 |
|
|
|
Механическое
движение |
|
3.9-3.10 |
Физика и автомобиль |
2 |
|
|
|
Механическое
движение |
|
3.11-3.12 |
Физика и сельское хозяйство |
2 |
|
|
|
Работа
|
|
Итого по разделу |
12 |
|
|||||
4.1-4.2 |
. Физика – медицине |
2 |
|
|
|
;
|
|
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
|
5.1-5.2 |
Физика в музыке |
2 |
|
|
|
Волны |
|
|
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
6.6.2 |
Земля – наш общий дом
|
2 |
|
|
|
Атмосферное давление |
|
6.3-6.4 |
Экология жилища и быта (нужна ли физика домохозяйке?) |
2 |
|
|
|
Простые механизмы |
|
Итого по разделу |
4 |
|
|
|
|
|
|
7.1-7.7 |
Защита проектов |
7 |
|
|
|
Итоговый контроль |
|
Итого по разделу |
7 |
|
|||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.