РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 11 КЛАСС
I. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Личностные:
• воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование гражданской позиции ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
• формирование уважительного отношения к труду и отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем, владение этикой трудовых отношений;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие этического подхода и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, формирование ответственного и заботливого отношения к членам своей семьи, нравственного сознания и поведения в семье;
• формирование способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановкефинансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
Метапредметные:
: • способность организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов их достижения, определённых руководителем (ОК-2);
• умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3);
• готовность осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач (ОК-4);
• способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);
• умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК-6);
• способность определять назначение и функции финансовых институтов, использовать различные финансовые инструменты для повышения благосостояния семьи; • способность оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы;
• умение определять приоритетные расходы, составлять бюджет семьи, осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений;
• умение соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках, оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
• способность учитывать финансовые риски в процессе принятия решений, связанных с расходами и сбережениями, на основе информации об инфляции, изменении валютного курса, экономических кризисах.
Предметные:
В результате освоения курса учащиеся должны знать, как:
• рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов; • читать диаграммы, таблицы и графики; • контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
• достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом; • рассчитывать ожидаемую стоимость сберегательного вклада при различных условиях договора;
• выбирать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитывать процентный доход по вкладу; • оценивать, что предпочтительнее в данный момент — сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни;
• правильно выбирать ПИФ для размещения денежных средств;
• рассчитывать ожидаемую стоимость инвестиционного проекта; • оценивать стоимость и риск ипотечного кредита;
• находить информацию об изменениях курсов валют, защищать свои сбережения от колебаний обменных курсов;
• различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
• делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбирать НПФ;
• уметь оценить ожидаемую стоимость ценной бумаги;
• рассчитывать ожидаемую рыночную стоимость и доходность акции;
• рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определять, может ли семья позволить себе кредит;
• воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита; • сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции и защищать их от резкого падения курса рубля;
• распознавать разные виды финансового мошенничества и отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• рассчитывать выручку от продажи товара и издержки производства товара, различать постоянные и переменные издержки;
• рассчитывать прибыль и налог на прибыль, оценивать варианты использования прибыли; • различать организационно-правовые формы предприятия и оценивать предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Тема 1. Типы депозитов (вкладов) и их размер. Простые (арифмети-
ческие) и сложные проценты по вкладу
Простые (арифметические) проценты по вкладу. Увеличение величины
вклада при простых процентах. Сложные проценты по вкладу. Увеличение вели-
чины вклада при сложных процентах.
Тема 2. Сложно-простые проценты
Рост величины вклада при разном числе начислений в течение года. Эф-
фективный процент. Экономический смысл числа e. Темп прироста размера
вклада при различных способах начисления процентов.
Тема 3. Сравнение денежных сумм в разные моменты времени.
Дисконтирование
Текущая стоимость денег (present value). Будущая стоимость денег (future
value). Анализ инвестиционных проектов. Чистая текущая стоимость (NPV). Вну-
тренняя норма доходности проекта (IRR). Ипотечный кредит. Аннуитет.
Тема 4. Ценные бумаги
Ценная бумага, как договор (контракт) о платежах. Облигации. Бескупон-
ные облигации. Стоимость бескупонной облигации. Купонные облигации. Стои-
мость купонной облигации. Фиксированный и плавающий купон. Продажа об-
лигаций с дисконтом и с премией.
Тема 5. Фондовый рынок: как его использовать для получения
доходов
Акции. Открытые и закрытые акционерные общества. Биржи. Дивиденды.
Виды акций. Обыкновенные и привилегированные акции. Стоимость акции. Но-
минальная, рыночная и ликвидационная стоимость акции. Доходность акции.
Тема 6. Риски финансовых решений
Инфляция, экономический кризис, банкротство финансовой организа-
ции, финансовое мошенничество, финансовая пирамида.БНАЯ ПРОГРАММА
Тема 7. Основные понятия теории вероятностей
Случайные события. Пространство элементарных событий. Вероятность и
её свойства. Равновероятные события.
Тема 8. Условная вероятность. Случайные величины
Объединение и пересечение случайных событий. Несовместные события.
Совместная вероятность. Условная вероятность. Распределение дискретной слу-
чайной величины.
Тема 9. Непрерывные случайные величины
Плотность вероятности и функция распределения случайной величины.
Равномерное и нормальное распределение.
Тема 10. Совместное распределение нескольких случайных
величин
Совместное распределение дискретных случайных величин. Совместная
плотность распределения. Условное распределение случайной величины.
Условная плотность распределения. Независимые в совокупности случайные ве-
личины.
Тема 11. Характеристики распределения случайной величины — ма-
тематическое ожидание и дисперсия. Ковариация и коэффициент корре-
ляции
Математическое ожидание случайной величины. Свойства математиче-
ского ожидания. Дисперсия случайной величины, как мера её разброса. Свойст-
ва дисперсии. Ковариация и корреляция двух случайных величин. Дисперсия
суммы и разности случайных величин.
Тема 12. Основные понятия математической статистики
Генеральная совокупность и выборка. Оценивание параметров гене-
ральной совокупности по выборке. Выборочная функция распределения и
гистограмма. Выборочное среднее. Выборочное среднее по группированным
данным. Выборочная дисперсия и стандартная ошибка. Коэффициент вариа-
ции. Выборочная дисперсия.
Тема 13. Свойства статистических оценок
Линейные оценки. Несмещённые оценки. Эффективность несмещённых
оценок. Выборочное среднее как линейная несмещённая эффективная оценка
математического ожидания. Оценка дисперсии. Понятие о состоятельности
оценок.
14
Тема 14. Статистические выводы
Формулировка статистических гипотез. Прямая и альтернативная гипоте-
зы. Ошибки первого и второго рода. Мощность статистического критерия. Кри-
тическое множество. Уровень значимости.
Тема 15. Распределения, связанные с нормальным распределением
Понятие о распределениях хи-квадрат, Стьюдента и Фишера. Их связь с
нормальным распределением.
Тема 16. Проверка гипотез, базирующихся на нормальном распре-
делении
Проверка гипотезы о математическом ожидании выборки из нормального
распределения. Проверка гипотезы о значении дисперсии по выборке из нор-
мального распределения.
Тема 17. Доверительные интервалы
Понятие доверительного интервала. Уровень доверия. Доверительные
интервалы как средство проверки статистических гипотез. Критический уровень
доверия (p-value).
Тема 18. Измерение риска и доходности ценной бумаги на финансо-
вых рынках
Выборочное среднее как мера ожидаемой доходности. Выборочная ди-
сперсия как мера риска. Волатильность. Инвесторы, склонные к риску. Инвесто-
ры, избегающие риска.
Тема 19. Портфельный риск
Понятие портфеля ценных бумаг. Систематический и несистемати ческий
риск. Безрисковые активы. Разные типы инвесторов по отношению к риску.__
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/ п |
Тема |
Часы |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 |
Простые и сложные проценты по вкладу |
2 |
Запоминают формулы для расчёта простых и сложных процентов, понимание динами- ки показателя как основной характеристики в отличие от его статической вели- чины. приучать школьников проводить расчеты с помощью компьютера.
|
2 |
Сложно-простые проценты |
2 |
Запоминают формулы для расчёта сложно-простых процентов, понимание зависимости динамики величины вклада от основных параметров закона начисления процентов, |
3 |
Сравнение денежных сумм в разные моменты времени. Дисконтирование |
2 |
Понимают связи динамики размера вклада и условий его начисления. использование понятия и навыков математической темы «Пределы» в задаче из области финансовой грамотности |
4 |
Ценные бумаги |
2 |
Понимают, что ценность денег не совпадает с их номинальным значением, что сравнение денежных сумм, относящихся к разным моментам времени напрямую, невозможно, приводить денежные суммы к сопоставимым условиям проводить расчёты с помощью компьютера.
|
5 |
Фондовый рынок: как его использовать для получения доходов |
2 |
Сравнивают между собой различные инвести- ционные проекты, знакомятся с понятием чистой приведённой стоимости и показателем внутренней доходности проекта, расчет доходности/убыточности проекта по показателям его чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности. |
6 |
Контрольная работа |
1 |
|
7 |
Риски финансовых решений |
1 |
Понимают, что многие финансовые решения базируются на знании будущих значений многих экономических параметров |
8 |
Основные понятия теории вероятностей |
3 |
Знакомятся с понятием распределения случайной величины, его основных свойства использование понятия распределение дискретной случайной величины для расчёта простейших случайных событий. |
9 |
Условная вероятность. Случайные величины |
1 |
Знакомятся с понятием распределения непрерыв- ной случайной величины, его основные свойства и уметь использовать функции распределения и плотности вероятности для расчёта простейших случайных событий, связанных со случайной величиной. |
10 |
Непрерывные случайные величины |
1 |
Знакомятся со свойствам важнейших характеристик случайных величин и способу их вычисления. |
11 |
Совместное распределение нескольких случайных величин |
1 |
Знакомятся с понятием совместное распределение дискретных случайных величин. Совместная плотность распределения. |
12 |
Характеристики распределения случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия. Ковариация и коэффициент корреляции |
1 |
Знакомятся с определением и свойствами важнейших характеристик совместного распределения случайных величин и способ их вычисления. |
13 |
Основные понятия математической статистики |
2-1 |
Знакомятся с основными свойствами оценок параметров по наблюдаемой выборке. |
14 |
Свойства статистических оценок |
1 |
Знакомятся с основными понятиями классической схемы принятия решений в условиях неопределённости. |
15 |
Контрольная работа |
1 |
|
16 |
Статистические выводы |
2 |
Знакомятся с качественными свойствами распределения хи-квадрат, и его связь со стандартным нормальным распределением. |
17 |
Распределения, связанные с нормальным распределением |
2-1 |
Знакомятся с качественными свойствами распределения хи-квадрат, и его связь со стандартным нормальным распределением. |
18 |
Проверка гипотез, базирующихся на нормальном распределении |
2-1 |
Проверяют гипотезу о математическом ожидании выборки из нормального распределения, о значении дисперсии по выборке из нормального распределения. |
19 |
Доверительные интервалы |
1 |
Знакомятся с понятием доверительного интервала, уровнем доверия, критическим уровнем доверия (p-value). |
20 |
Контрольная работа |
1 |
|
21 |
Измерение риска и доходности ценной бумаги на финансовых рынках |
2 |
Знакомятся с выборочным средним как мера ожидаемой доходности, выборочной дисперсией как мера риска. |
22 |
Портфельный риск |
1 |
Знакомятся с понятием портфеля ценных бумаг, систематическим и несистематическим риском. |
23 |
Зачётная работа |
1-1 |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.