Программа КВД - Основы финансовой грамотности
Оценка 4.6

Программа КВД - Основы финансовой грамотности

Оценка 4.6
docx
02.06.2022
Программа КВД - Основы финансовой грамотности
КВД Основы финансовой грамотности Шереметьева.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 11 КЛАСС

 

I. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Личностные:

 • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование гражданской позиции ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

• формирование уважительного отношения к труду и отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем, владение этикой трудовых отношений;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

 • развитие этического подхода и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, формирование ответственного и заботливого отношения к членам своей семьи, нравственного сознания и поведения в семье;

• формирование способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановкефинансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.

 Метапредметные:

: • способность организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов их достижения, определённых руководителем (ОК-2);

 • умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3);

 • готовность осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач (ОК-4);

• способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);

• умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК-6);

 • способность определять назначение и функции финансовых институтов, использовать различные финансовые инструменты для повышения благосостояния семьи; • способность оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы;

 • умение определять приоритетные расходы, составлять бюджет семьи, осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений;

• умение соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках, оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

• способность учитывать финансовые риски в процессе принятия решений, связанных с расходами и сбережениями, на основе информации об инфляции, изменении валютного курса, экономических кризисах.

Предметные:

 В результате освоения курса учащиеся должны знать, как:

 • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов; • читать диаграммы, таблицы и графики; • контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;

• достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом; • рассчитывать ожидаемую стоимость сберегательного вклада при различных условиях договора;

• выбирать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитывать процентный доход по вкладу; • оценивать, что предпочтительнее в данный момент — сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни;

 • правильно выбирать ПИФ для размещения денежных средств;

• рассчитывать ожидаемую стоимость инвестиционного проекта; • оценивать стоимость и риск ипотечного кредита;

• находить информацию об изменениях курсов валют, защищать свои сбережения от колебаний обменных курсов;

 • различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;

• делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбирать НПФ;

 • уметь оценить ожидаемую стоимость ценной бумаги;

 • рассчитывать ожидаемую рыночную стоимость и доходность акции;

• рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определять, может ли семья позволить себе кредит;

• воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита; • сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции и защищать их от резкого падения курса рубля;

 • распознавать разные виды финансового мошенничества и отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

• рассчитывать выручку от продажи товара и издержки производства товара, различать постоянные и переменные издержки;

 • рассчитывать прибыль и налог на прибыль, оценивать варианты использования прибыли; • различать организационно-правовые формы предприятия и оценивать предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения

 

 

 

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Тема 1. Типы депозитов (вкладов) и их размер. Простые (арифмети-

ческие) и сложные проценты по вкладу

Простые (арифметические) проценты по вкладу. Увеличение величины

вклада при простых процентах. Сложные проценты по вкладу. Увеличение вели-

чины вклада при сложных процентах.

Тема 2. Сложно-простые проценты

Рост величины вклада при разном числе начислений в течение года. Эф-

фективный процент. Экономический смысл числа e. Темп прироста размера

вклада при различных способах начисления процентов.

Тема 3. Сравнение денежных сумм в разные моменты времени.

Дисконтирование

Текущая стоимость денег (present value). Будущая стоимость денег (future

value). Анализ инвестиционных проектов. Чистая текущая стоимость (NPV). Вну-

тренняя норма доходности проекта (IRR). Ипотечный кредит. Аннуитет.

Тема 4. Ценные бумаги

Ценная бумага, как договор (контракт) о платежах. Облигации. Бескупон-

ные облигации. Стоимость бескупонной облигации. Купонные облигации. Стои-

мость купонной облигации. Фиксированный и плавающий купон. Продажа об-

лигаций с дисконтом и с премией.

Тема 5. Фондовый рынок: как его использовать для получения

доходов

Акции. Открытые и закрытые акционерные общества. Биржи. Дивиденды.

Виды акций. Обыкновенные и привилегированные акции. Стоимость акции. Но-

минальная, рыночная и ликвидационная стоимость акции. Доходность акции.

Тема 6. Риски финансовых решений

Инфляция, экономический кризис, банкротство финансовой организа-

ции, финансовое мошенничество, финансовая пирамида.БНАЯ ПРОГРАММА

Тема 7. Основные понятия теории вероятностей

Случайные события. Пространство элементарных событий. Вероятность и

её свойства. Равновероятные события.

Тема 8. Условная вероятность. Случайные величины

Объединение и пересечение случайных событий. Несовместные события.

Совместная вероятность. Условная вероятность. Распределение дискретной слу-

чайной величины.

Тема 9. Непрерывные случайные величины

Плотность вероятности и функция распределения случайной величины.

Равномерное и нормальное распределение.

Тема 10. Совместное распределение нескольких случайных

величин

Совместное распределение дискретных случайных величин. Совместная

плотность распределения. Условное распределение случайной величины.

Условная плотность распределения. Независимые в совокупности случайные ве-

личины.

Тема 11. Характеристики распределения случайной величины — ма-

тематическое ожидание и дисперсия. Ковариация и коэффициент корре-

ляции

Математическое ожидание случайной величины. Свойства математиче-

ского ожидания. Дисперсия случайной величины, как мера её разброса. Свойст-

ва дисперсии. Ковариация и корреляция двух случайных величин. Дисперсия

суммы и разности случайных величин.

Тема 12. Основные понятия математической статистики

Генеральная совокупность и выборка. Оценивание параметров гене-

ральной совокупности по выборке. Выборочная функция распределения и

гистограмма. Выборочное среднее. Выборочное среднее по группированным

данным. Выборочная дисперсия и стандартная ошибка. Коэффициент вариа-

ции. Выборочная дисперсия.

Тема 13. Свойства статистических оценок

Линейные оценки. Несмещённые оценки. Эффективность несмещённых

оценок. Выборочное среднее как линейная несмещённая эффективная оценка

математического ожидания. Оценка дисперсии. Понятие о состоятельности

оценок.

14

Тема 14. Статистические выводы

Формулировка статистических гипотез. Прямая и альтернативная гипоте-

зы. Ошибки первого и второго рода. Мощность статистического критерия. Кри-

тическое множество. Уровень значимости.

Тема 15. Распределения, связанные с нормальным распределением

Понятие о распределениях хи-квадрат, Стьюдента и Фишера. Их связь с

нормальным распределением.

Тема 16. Проверка гипотез, базирующихся на нормальном распре-

делении

Проверка гипотезы о математическом ожидании выборки из нормального

распределения. Проверка гипотезы о значении дисперсии по выборке из нор-

мального распределения.

Тема 17. Доверительные интервалы

Понятие доверительного интервала. Уровень доверия. Доверительные

интервалы как средство проверки статистических гипотез. Критический уровень

доверия (p-value).

Тема 18. Измерение риска и доходности ценной бумаги на финансо-

вых рынках

Выборочное среднее как мера ожидаемой доходности. Выборочная ди-

сперсия как мера риска. Волатильность. Инвесторы, склонные к риску. Инвесто-

ры, избегающие риска.

Тема 19. Портфельный риск

Понятие портфеля ценных бумаг. Систематический и несистемати ческий

риск. Безрисковые активы. Разные типы инвесторов по отношению к риску.__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

 

п/

п

Тема

Часы

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Простые и сложные  проценты по вкладу

2

Запоминают формулы для расчёта простых и сложных процентов, понимание динами-

ки показателя как основной характеристики в отличие от его статической вели-

чины. приучать школьников проводить расчеты

с помощью компьютера.

 

2

Сложно-простые проценты

2

Запоминают формулы для расчёта сложно-простых процентов, понимание зависимости динамики величины вклада от основных параметров закона начисления процентов,

3

Сравнение денежных сумм в разные моменты времени. Дисконтирование

2

Понимают связи динамики размера вклада и условий его начисления. использование понятия и навыков математической темы «Пределы» в задаче из области финансовой грамотности

4

Ценные бумаги

2

Понимают, что ценность денег не совпадает с их номинальным значением, что сравнение денежных сумм, относящихся к разным моментам времени напрямую, невозможно, приводить денежные суммы к сопоставимым условиям проводить расчёты с помощью компьютера.

 

5

Фондовый рынок: как его использовать для получения доходов

2

Сравнивают  между собой различные инвести-

ционные проекты, знакомятся с понятием чистой приведённой стоимости и показателем внутренней доходности проекта,  расчет доходности/убыточности проекта по показателям его чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности.

6

Контрольная работа

1

 

7

Риски финансовых решений

1

Понимают, что многие финансовые решения базируются на знании будущих значений многих

экономических параметров

8

Основные понятия теории вероятностей

3

 Знакомятся с понятием распределения

случайной величины, его основных свойства использование понятия распределение

дискретной случайной величины для расчёта простейших случайных событий.

9

Условная вероятность. Случайные величины

1

Знакомятся с понятием распределения непрерыв-

ной случайной величины, его основные свойства и уметь использовать функции распределения и плотности вероятности для расчёта простейших случайных событий,

связанных со случайной величиной.

10

Непрерывные случайные  величины

1

Знакомятся со свойствам важнейших

характеристик случайных величин и способу их вычисления.

11

Совместное распределение нескольких случайных величин

1

Знакомятся с понятием совместное распределение дискретных случайных величин. Совместная плотность распределения.

12

Характеристики распределения случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия. Ковариация и коэффициент корреляции

1

Знакомятся с определением и свойствами важнейших характеристик совместного распределения случайных величин и способ их вычисления.

13

Основные понятия математической статистики

2-1

Знакомятся с основными свойствами оценок параметров по наблюдаемой выборке.

14

Свойства статистических оценок

1

Знакомятся с  основными понятиями классической схемы принятия решений в условиях неопределённости.

15

Контрольная работа

1

 

16

Статистические выводы

2

Знакомятся с качественными свойствами  распределения хи-квадрат, и его связь со стандартным нормальным распределением.

17

Распределения, связанные с нормальным распределением

2-1

 Знакомятся с качественными свойствами  распределения хи-квадрат, и его связь со стандартным нормальным распределением.

18

Проверка гипотез, базирующихся на нормальном распределении

2-1

Проверяют гипотезу о математическом ожидании выборки из нормального распределения, о значении дисперсии по выборке из нормального распределения.

19

Доверительные интервалы

1

Знакомятся с понятием доверительного интервала, уровнем доверия, критическим уровнем доверия (p-value).

20

Контрольная работа

1

 

21

Измерение риска и доходности ценной бумаги на финансовых рынках

2

Знакомятся с выборочным средним как мера ожидаемой доходности, выборочной дисперсией как мера риска.

22

Портфельный риск

1

Знакомятся с понятием портфеля ценных бумаг, систематическим и несистематическим риском.

23

Зачётная работа

1-1

 

 

 

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Предметные: В результате освоения курса учащиеся должны знать, как: • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов; • читать…

Предметные: В результате освоения курса учащиеся должны знать, как: • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов; • читать…

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Тема 12. Основные понятия математической статистики

Тема 12. Основные понятия математической статистики

III . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

III . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условная вероятность. Случайные величины 1

Условная вероятность. Случайные величины 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022