Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матурская средняя общеобразовательная школа
им. Героя Советского Союза Г. Т. Зорина
Согласовано: |
Утверждено: |
Начальник лагеря дневного пребывания ___________ Н.В. Кызынгашева
|
Директор МБОУ «Матурская СОШ» ___________ О. А.Иванова «___» ____________ 2020 г. |
ПРОГРАММА
«ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ»
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
«БЕСПОКОЙННЫЕ СЕРДЦА»
Программа рассчитана на детей
в возрасте 7 – 16 лет
срок реализации программы:
1 – 21 июня 2020 г.
село Матур
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ………………………………… |
3 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… |
5 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………… |
7 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………………… |
7 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………… |
13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….. |
14 |
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. |
Наименование ОУ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матурская средняя общеобразовательная школа» им. Героя Советского Союза Г. Т. Зорина |
2. |
Адрес организации |
655744, Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Матур, ул. Сухой Лог, д. 7 А. |
3. |
Телефон |
8 (390) 462 – 28 - 06 |
4. |
Ф.И.О., должность автора программы |
Бозыкова Наталья Вячеславовна, педагог - организатор |
5. |
Полное название программы |
Программа «Дорогами Победы» лагеря с дневным пребыванием «Беспокойные сердца». |
6. |
Направление деятельности, направленность программы |
- гражданско-патриотическое; - художественно-эстетическое; - интеллектуально-познавательное; - физкультурно-оздоровительное. |
7. |
Возраст, количество участников |
125 учащихся, с 7 до 16 лет |
8. |
Условия участия в программе |
Заявление родителей участников программы |
9. |
Цель программы |
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей и их оздоровление, а также воспитание патриотического, нравственного отношения к своей Родине. |
10. |
Задачи |
- организовать отдых детей в летний период и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка; - формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной позиции; - создать условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей; - способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории своей Родины; историческое прошлое России; - проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы; - преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью; - создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления. |
11. |
Ожидаемые результаты |
- развитие лидерских и организаторских качеств у детей, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. - получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности; - повышение духовной культуры детей и подростков, расширение знаний в области истории родного края и страны; - сохранение и укреплению здоровья детей и подростков, привитие отрицательного отношения к вредным привычкам; - формирование навыков адекватного поведения в экстремальных ситуациях, приобретение жизненного опыта; - повышение уровня гражданско-патриотического воспитанию детей; - формирование бережного отношения к природе, а также навыков природоохранной деятельности. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Ведь школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В последние годы во многих странах мира идет бурное обсуждение о Второй мировой войне, а именно, Великая Отечественная война и роль Советского Союза в ней. Западные страны Европы фальсифицируют историю о Великой Отечественной войны и её итогов. Действуя по принципу «И если нельзя историю повернуть вспять, то её можно переписать». Данное переписывание истории никак не должно отразится на наших детях. Молодое поколение обязано знать и чтить память о подвиги «советского солдата» во время Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать историю нашей страны, а наоборот, обязаны воспитать уважения и любовь к Родине.
Актуальность программы
В этом году исполняется 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это всемирно – значимое событие. В каждой семье есть свой герой, которого война не обошла стороной. И сейчас, во время фальсификации информации о роль СССР во время войны, необходимо провести просветительскую деятельность в этом направлении.
Программа ориентирована на детей 7 – 16 лет, обучающихся в МБОУ «Матурская СОШ». Обязательным является вовлечение в летний лагерь дневного пребывания детей «группы риска» и СОП, детей – сирот, детей-инвалидов, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.03 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон от 7.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснобжении и водоотведении»;
- СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»;
- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. №197-ФЗ;
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. №2688;
- Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха приказ министерства образования Российской Федерации от 13 июля 2001 года №2688; - Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Программа летнего лагеря дневного пребывания «Цветущий город детства» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип сотрудничества: совместная развивающая деятельность взрослого и ребёнка, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей и их оздоровление, а также воспитание патриотического, нравственного отношения к своей Родине.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- организовать отдых детей в летний период и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;
- формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной позиции;
- создать условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей;
- способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории своей Родины; историческое прошлое России;
- проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы;
- преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью;
- создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на воспитание чувства сопричастности ребенком себя к своей Родине, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, на развитие морально — волевых качеств личности, путем общего оздоровления их организма.
Основные направления деятельности лагеря:
- гражданско-патриотическое;
- художественно-эстетическое;
- интеллектуально-познавательное;
- физкультурно-оздоровительное.
Гражданско-патриотическое:
- воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, родного края;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений в области гражданско-патриотического направления;
- приобщение к духовным ценностям российской истории.
Художественно-эстетическое:
- формировать художественно -эстетический вкус, способность самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд;
- обогащать духовный мир детей.
Интеллектуально-познавательное:
- проведение интеллектуальных игр, посещение школьного музея;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных часов (по плану сельской библиотеки);
Физкультурно-оздоровительное:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- совершенствование их физического развития;
- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
- улучшение физической и умственной работоспособности;
- формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (апрель - май)
·
Проведение
совещаний при директоре и заместителе директора по
воспитательной работе по подготовке к летнему сезону;
·
Разработка
программы деятельности летнего лагеря
дневного пребывания;
· Подготовка методического материала для работников лагеря дневного пребывания;
· Отбор кадров для работы в лагере дневного пребывания;
· Составление необходимой документации для деятельности лагеря дневного пребывания (должностные инструкции, инструкции по охране труда);
· Подготовка информации о лагере дневного пребывания для родителей, детей, включая наглядную и словесную;
· Прием заявлений.
Организационный этап ( 1-2дня)
Цель периода: знакомство детей с лагерем дневного пребывания, его традициями, воспитателями, друг с другом, создание доброжелательной, радостной атмосферы, условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, планирование совместной жизнедеятельности.
· Встреча детей, формирование детских отрядов.
· Презентация предстоящей деятельности: запуск игровой модели, знакомство с законами, традициями, правилами жизнедеятельности лагеря дневного пребывания, изучение патриотических установок и гражданской позиции.
· Проведение конкурсов, игр, мероприятий, тренинговых занятий, направленных на раскрытие интересов и потребностей детей.
· Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей.
· Выборы органов детского самоуправления в отряде, создание, оформление отряда.
Итог периода: у ребят должно сложиться мнение о том, что их отряд и воспитатели – самые лучшие, что им будет интересно. Организационный период заканчивается открытием смены.
Основной этап – реализация программы:
Цель периода: обеспечить разнообразную деятельность на основе общих интересов и совместного творчества; научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день; создать и укрепить традиции внутри отряда.
· Реализация основной идеи программы;
· Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.
Итог периода: дети начинают жить по традициям лагеря и отряда. Весь коллектив лагеря дневного пребывания подчиняется общим законам и любит собираться вместе.
Заключительный этап – подведение итогов смены
Цель периода: создать атмосферу дружеского прощания; найти добрые слова для каждого ребёнка в отряде; отметить вклад каждого ребёнка в жизни отряда, подготовить прощальные сюрпризы друг другу, подведение итогов работы, анализ деятельности:
· Подведение итогов работы органов детского самоуправления;
· Награждение участников смены, вручение благодарственных писем родителям, грамот;
· Проведение прощальных отрядных мероприятий;
· Проведение анкетирования;
· Закрытие смены.
Режим работы лагеря с дневным пребыванием «Беспокойные сердца»
08:30 – 08:45 - Сбор детей в школе
08:45 – 09:00 - Проведение зарядки
09:00 – 09:10 - Утренняя линейка
09:10 – 09:40 - Завтрак
09:40 – 12:30 - Работа по плану отрядов, просмотр видео – роликов о ВОВ, мультфильмы. Общелагерные мероприятия.
12:30 – 13:00 - Обед
13:00 – 14:15 - Общелагерные мероприятия. Игры на свежем воздухе
14:15 – 14:30 - Подведение итогов. Минутки безопасности. Уход домой
Календарно – тематический план
1 День «Здравствуй, друг!» - оформление отрядных уголков; - конкурс рисунков «Мир детства – мир чудес». - Спектакль от театра «Читiген» |
2 День «Мы начинаем путешествие!» - знакомство с легендой и построение маршрута путешествия - конкурс рисунков по ПДД «В стране дорожных знаков» - квест – игра «Я – участник движения» |
3 День «Здравствуй, Сталинград» - музейный урок «Оборона Сталинграда» - конкурс чтецов «Я о войне сегодня говорю» - спартакиада «Вмести мы сила!» |
4 День «Мы с тобой Ленинград» - посещение сельской библиотеки - конкурс рисунков «Ленинград – блокадный город» - поэтический вечер «Мы помним подвиг Ленинграда» |
5 День «Москва – операция «Тайфун» - виртуальное путешествие по мемориальным памятникам Москвы - конкурс стенгазеты «Битва за Москву» - эстафета «Армейские будни» |
6 День «День молодого бойца» - инструктаж по пожарной безопасности - соревнование «Лучший пожарный» - конкурсная развлекательная программа «Юный пожарный»
|
7 День «Непобежденный город - Одесса» - конкурс стенгазеты «Оборона Одессы» - музыкальный конкурс «Во весь голос»
|
8 День «Лица Победы» - Викторина «Герои нашей страны» - конкурсная развлекательная программа «Лучше всех» - соревнование по волейболу |
9 День «Оборона Севастополя» - соревнование по разборки и сборки АК – 47 - викторина по истории Вооруженных сил России - соревнование по мини - футболу |
10 День «Заполярье – Мурманск» - виртуальное путешествие по г. Мурманск. - конкурс сочинений «Письмо на фронт» - конкурс эрудитов «Великая, священная война!» |
11 День «Мы едины» - посещение школьной библиотеки - конкурс рисунков «Лето без ДТП» - строевой смотр «Хорош в строю, силен в бою» |
12 День «День России» - викторина «Государственная символика» - Конкурс рисунков «Моя страна огромная» - спортивная игра «Вперед, к победе!» |
13 День «Брестская крепость» - литературный час «Знание – сила» - соревнование «Метание гранаты» - интеллектуальная игра «Брест» |
14 День «Город-герой Керчь» - виртуальное путешествие по мемориальным памятникам г. Керчь - мастер – класс «Азбука первой помощи» - эстафета «Готов? Да» |
15 День «Страница истории моего села» - посещение музея «Фронтовики моего села» - соревнования по пулевой стрельбе - акция «Трудовой десант» уборка обелиска |
16 День «День самоуправления» - эстафета «Беги, к финишу» - фестиваль «Я – самый, самый» |
17 День «Новороссийск – «голубая линия» фронта» - конкурс рисунков «Подвиг советского солдата» - виртуальное путешествие «Город-герой – Новоросийск» - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» |
18 День «День здоровья» - урок здоровья «Я и гигиена» - сдача нормативов по ГТО - викторина «Личная гигиена» - квест – игра «Спасатели»
|
19 День «Освобождение Смоленска» - викторина «Смоленщина в годы ВОВ» - веселые старты «Быстрей, сильней, выше» - интеллектуальная игра КВН «Гордимся, помним, чтим» |
20 день «Мы – патриоты страны» - акция «Сотвори добро» уборка пришкольного участка. - конкурс эссе «Война для меня – это…» - военно – спортивная игра «Рубеж». |
21 день «Прощайте, до новых встреч!» - акции Свеча памяти «А завтра была война». - конкурс рисунков «Мы помни ваш подвиг» - подведение итогов, закрытие смены. |
Программа «Дорогою Победы» представляет собой путешествие по городам – героям России с помощью телепорта. Дети – исследователи-путешественники, воспитатели – проводники. Начальник лагеря – руководитель корпорации «Служба времени», зам. директора по ВР и педагог организатор – сотрудники отдела безопасности несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану.
Сюжетная идея: Существует корпорация «Служба времени», которая имеет возможность перемещать людей во времени и пространстве, она занимается сопровождением исследований ученых, историков, искусствоведов и т.д. Однажды они решила провести операцию по спасению исторических данных о ВОВ и разослали пригласительные детям, чтобы они стали участниками данной операции. Ребята, согласившиеся участвовать в операции, собрались сегодня здесь в корпорации «Служба времени». Вы посетите города – герои России, а также у вас появится возможность поучаствовать в великих сражениях тех времен. Но самое важная часть вашей миссии – восстановить хронологию ВОВ. По окончанию операции Вы будете хранителями достоверной информации, которую необходимо донести до каждого человека.
Материально-техническое обеспечение:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий: - актовый и спортивный залы;
- спортивная площадка;
- школьный музей.
2. Аудиоматериалы и видеотехника:
- мультимедийный проектор с проекционным экраном;
- фонограммы и тексты детских песен;
- музыкальная аппаратура.
3. Канцелярские принадлежности.
- бумага, карандаши, фломастеры, краски, природный материал, пластилин.
- карты, для проведения маршрута.
- ватманы.
4. Материалы для игровой деятельности и творчества детей.
- настольные игры;
- спортивный инвентарь (мячи (футбольный, волейбольный), скакалки, обручи, шашки, шахматы, дартс, теннис, бадминтон);
- сценические костюмы и аксессуары.
5. Призы и награды для стимулирования детей.
Кадровые условия
В реализации программы участвуют учителя и педагоги дополнительного образования МБОУ «Матурская СОШ»:
Руководитель ЛДП определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели (педагоги дополнительного образования) проводят воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря.
Обязанности обслуживающего персонала определяются руководителем ЛДП.
Педагогические условия:
1. Организация различных видов деятельности.
2. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
3. Создание ситуации успеха.
4. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
5. Организация различных видов стимулирования (поощрение, награждение, экран личностного роста и др.).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации данной программы ожидается:
- развитие лидерских и организаторских качеств у детей, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности;
- повышение духовной культуры детей и подростков, расширение знаний в области истории родного края и страны;
- сохранение и укреплению здоровья детей и подростков, привитие отрицательного отношения к вредным привычкам;
- формирование навыков адекватного поведения в экстремальных ситуациях, приобретение жизненного опыта;
- повышение уровня гражданско-патриотического воспитанию детей;
- формирование бережного отношения к природе, а также навыков природоохранной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Социальная сеть работников образования nsportal/ru [Электронный ресурс]: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ // https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sostavleniyu-programm-letnih-lagerey-1652083.html
2. Социальная сеть работников образования nsportal/ru [Электронный ресурс]: . Программа летнего лагеря «По страницам боевой славы»
// https://infourok.ru/programma-lagerya-po-stranicam-boevoj-slavy-gorodov-geroev-4047317.html
3. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]: Города – герои // https://ru.wikipedia.org/wiki/Города-герои
4. Военно – спортивные игры // https://olppatriot51.jimdofree.com/военно-спортивные-игры-рубеж-зарница-победа-пожарно-прикладной-спорт-и-т-п/
5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.