Пояснительная записка к учебному курсу «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 – 4 классов составлена на основе:
· Дополнений к основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева 2019-2020 уч. г.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Программа рассчитана на 17 учебных часов в год, количество часов в неделю – 1 час.
1 четверть – 0 часов
2 четверть – 0 часов
3 четверть – 9 часов
4 четверть – 8 часов
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Программа предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» рассчитана на 4 учебных года. Общее количество часов за уровень начального общего образования составляет 67 часов, со следующим распределением часов по классам: 1-й класс – 16 часов; 2 класс – 17 часов; 3 класс – 17 часов; 4 класс – 17 часов.
Цели курса.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
2. Знакомство учащихся с детской литературой и книгой на родном языке (русском), обеспечение литературного развития младших школьников, раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработка художественного вкуса, формирование культуру чувств, общения.
Задачи курса.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
Регулятивные умения:
Познавательные учебные умения:
Коммуникативные учебные умения:
Универсальные учебные действия:
1 класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
Метапредметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Регулятивные:
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
2 класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
Метапредметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Регулятивные:
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
3 класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
Метапредметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
· владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
2) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
4 класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
Метапредметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
говорение и письмо:
2) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
В результате изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
В результате изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность научиться:
1) Виды речевой и читательской деятельности.
Выпускник научится:
ü осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
ü прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
ü читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
ü различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
ü читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
ü использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ü ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): 1) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 2) для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
ü использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: 1) для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; 2) для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
ü использовать различные формы интерпретации содержания текстов: 1) для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; 2) для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ü ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
ü различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
ü передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
ü участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
ü осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
ü осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
ü высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
ü устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
ü составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
2) Круг детского чтения (для всех видов текстов).
Выпускник научится:
ü осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
ü вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
ü составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
ü работать с тематическим каталогом;
ü работать с детской периодикой;
ü самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
3) Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов).
Выпускник научится:
ü распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
ü отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
ü различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
ü находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
ü воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
ü сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
ü определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
4) Творческая деятельность (только для художественных текстов).
Выпускник научится:
ü создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
ü восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
ü составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
ü составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
ü вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
ü писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
ü создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
ü создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
ü работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Формы и средства контроля результатов курса
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.
Система оценки достижений учащихся проводится по системе «Зачёт», «Незачёт»:
Инструментарий для оценивания результатов:
Содержание предмета и основные виды учебной деятельности обучающихся.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Говорение (культура речевого общения).
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников.
Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Основные виды деятельности и предполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога: занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная, литературный ринг и т. д.
1 класс (16 часов)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Предлагаемая к использованию литература |
1 |
Лес не школа, а всему учит. |
1 |
Н.Сладков «Лесные шорохи» (серия рассказов) М.Пришвин «Ёж». |
2 |
Сказки о животных. |
1 |
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок» С.Михалков «Как медведь трубку нашёл» |
3 |
Стихи и загадки. «Подскажи словечко». |
1 |
Стихи и загадки Е.Серова |
4 |
Друзья детства. |
1 |
К.Чуковский «Бармалей» К.Чуковский «Краденое солнце» |
5 |
Из серии «Мои первые книжки». |
1 |
К.Чуковский «Доктор Айболит» |
6 |
Ступеньки мастерства. |
1 |
А.Томилин «Сказка о Весёлом мастере на все руки» Я.Аким «Неумейка» |
7 |
О наших сверстниках. |
2 |
Н.Носов «Метро» Н.Носов «Телефон» Н.Носов «Леденец» А.Соколовский «Бабушкина вешалка» Е.Благинина «Бабушка-забота» |
8 |
Русские народные и литературные сказки. |
2 |
Русские народные и литературные сказки |
9 |
Стихи о родном крае. |
1 |
И.Суриков «Вот моя деревня» А.Блок «На лугу» |
10 |
Сказки и рассказы о героях. |
1 |
А.Митяев «Богатыри» |
11 |
Сказки и рассказы доброте. |
1 |
В.Осеева «Добрая хозяюшка» В.Осеева «Синие листья» |
12 |
Поговорим о наших мамах. |
1 |
Е.Благинина «Посидим в тишине» Е.Благтнина «Вот какая мама!» А.Барто «Разлука» |
13 |
В стране Вообразилии. |
1 |
Б.Заходер «Детям» Э.Успенский «Над нашей квартирой» |
14 |
Знакомые незнакомцы |
1 |
Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» Б.Заходер «Русачок» |
2 класс (17 часов)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Предлагаемая к использованию литература |
1 |
На ярмарке. Малые фольклорные жанры русского народа. |
1 |
Малые фольклорные жанры русского народа: пословицы, поговорки, загадки и т.д. |
2 |
Сказки о животных. Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. |
1 |
В.Сутеев «Палочка - выручалочка» В.Сутеев «Мешок яблок» В.Сутеев «Яблоко» |
3 |
Рассказы о животных. «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни...» |
1 |
М.Пришвин «Лисичкин хлеб» М.Пришвин «Гаечки» М.Пришвин «Этажи леса» К.Ушинский «Орел» |
4 |
Забавные стихи. Не любо – не смейся, а другим не мешай. |
1 |
А.Барто «Дом переехал» Д.Хармс «12 поваров» Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар» Д.Хармс «Иван Торопышкин» Э.Мошковская «Хитрые старушки» |
5 |
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь. |
1 |
Е.Благинина «Чудесные часы» Е.Благинина «Стихи о ёлке» Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» |
6 |
Рассказы и стихи о подвигах. |
1 |
М.Зощенко «Самое главное» Б.Емельянов «Храбрая девочка» |
7 |
Тебе смешно, а мне до сердца дошло. |
1 |
Е.Чарушин «Кошка Маруська» В.Осеева «Кто всех глупее» |
8 |
Сказки о настоящей дружбе. |
1 |
Русская народная сказка «Как собака друга искала» Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
9 |
О героизме и трусости. Слава греет - позор жжет. |
1 |
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак «Пожар» Н.Артюхова «Трусиха» С.Михалков «Прививка» К.Ушинский «Трусливый Ваня» |
10 |
Жизнь дана на добрые дела. |
1 |
Б.Житков «Помощь идёт» Е.Пермяк «Пичугин мост» |
11 |
Произведения о ребятах - сверстниках. |
1 |
Э.Киселёва «Мальчик Огонек» С.Михалков «Про мимозу» Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» |
12 |
Родину-мать учись защищать. |
1 |
А.Гайдар «Поход» А.Гайдар «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» |
13 |
Нет лучше дружка, чем родимая матушка. |
1 |
Е.Благинина «Вот какая мама» Е.Благинина «Бабушка-Забота» Б.Емельянов «Рассказы о маме» И.Ф.Панькин «Легенда о матерях» Е.Трутнева «Проталинки» |
14 |
Книги о ребятах и их делах. |
1 |
А.Барто «Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» |
15 |
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. |
1 |
А.Н.Толстой «Мудрец» Русская народная сказка «Мудрая дева» |
16 |
Басни дедушки Крылова. |
1 |
И.А.Крылов «Квартет» И.А.Крылов «Волк и журавль» |
17 |
Весна, весна на улице, весенние деньки! |
1 |
Б.Заходер «Товарищам детям» Э.Шим «Чем встречают весну?» Э.Шим «Чем пахнет весна» И.С.Соколов-Микитов «Весна в лесу» В.Бианки «Разговор птиц весной» |
3 класс (17 часов)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Предлагаемая к использованию литература |
1 |
Устная народная словесность. |
1 |
Русская народная сказка «Лиса и рак» Русская народная сказка «Каша из топора» Русская народная сказка «Горшеня» |
2 |
Детские энциклопедии. |
1 |
Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. |
3 |
Стихи о природе. Страницы русской классики. |
1 |
Стихи о природе Ф.Тютчева, И.Сурикова, А.Блока, И.Бунина, С.Есенина, А.Плещеева |
4 |
Рассказы современных писателей о детях. |
1 |
В.Драгунский «Сестра моя Ксения» В.Драгунский «Что я люблю» В.Драгунский «…И чего не люблю!» В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано» |
5 |
Волшебный мир сказок Бажова. |
1 |
П.Бажов «Огневушка-поскакушка» П.Бажов «Змейка» П.Бажов «Каменный цветок» |
6 |
Труд всему голова. |
1 |
В.Осеева «Простое дело» В.Сухомлинский «Бабушка и Петрик» |
7 |
О природе и человеке. |
1 |
М.Пришвин «Гаечки» Б.Житков «Мангуста» |
8 |
В мире животных. |
1 |
Л.Толстой «Как волки учат своих детей» К.Паустовский «Барсучий нос» Л.Н.Андреев «Кусака» |
9 |
О ребятах и их делах. |
1 |
А.Гайдар «Тимур и его команда» |
10 |
О долге и храбрости. |
1 |
И.Тургенев «Капля жизни» |
11 |
О мамах и их детях. |
1 |
Б.Емельянов «Рассказы о маме» («Надо и не хочется», «Мамины руки») |
12 |
Весёлые истории. |
1 |
М.Зощенко «Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» |
13 |
О дружбе и взаимопомощи. |
1 |
Ю.Куклачев «Мои друзья кошки» В.Дуров «Наша Жучка» |
14 |
Писатели-художники. Иллюстрации писателей к своим произведениям. |
1 |
Е.Чарушин «Что за зверь?» В.Голявкин «И мы помогали» |
15 |
Как рождаются герои. |
1 |
Б.Заходер «История гусеницы» Ю.Мориц «Жора Кошкин» Л.Яхнин «Лесные жуки» |
16 |
Люби живое вокруг. |
1 |
М.Пришвин «Рождение кастрюльки» Д.Мамин-Сибиряк «Емеля – Охотник» |
17 |
По страницам детских журналов. |
1 |
Ю.Ермолаев «Соседка по парте» Журнал «Мурзилка» Журнал «Весёлые уроки» |
4 класс (17 часов)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Предлагаемая к использованию литература |
1 |
О чём рассказывают журналы? |
1 |
Детская периодическая печать: Журнал «Музрилка» Журнал «Юный натуралист» Журнал «Весёлый затейник» |
2 |
Где, что, как и почему? |
1 |
Книги-справочники Большая детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» |
3 |
Вчера, сегодня. завтра. |
1 |
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. Е.Велтистов «Приключения Электроника» (отрывки из повести) А.Семёнов «Путешествие Мурзилки. Научно-фантастические сны» (отрывки) |
4 |
Подвиги моих ровесников в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
Произведения о ребятах-сверстниках участниках ВОВ Т.Кудрявцева «Маленьких у войны не бывает» (Рассказ «Детсикй дом. Лёка…») |
5 |
Из истории нашей Родины. |
1 |
Книги о далёких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. С.Алексеев «Сто рассказов о войне» (Рассказы: «Дерзость», «Колючее слово») |
6 |
В путь, друзья! |
1 |
Произведения о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. Ф.Конюхов «Как я стал путешественником» (отрывки из повести) В.Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина» (отрывки из повести) |
7-8 |
Обыкновенная биография в необыкновенное время. |
2 |
Б.Емельянов «Рассказы о Гайдаре» (Рассказы: «Военная тайна», «Гайдар и его команда», «Игра») Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре |
9-10 |
Родные поэты. |
2 |
Стихи поэтов-классиков 19 – начала 20 века для детей: В.Жуковский, К.Рылеев, Е.Баратынский, А.Кольцов, М.Лермонтов, Н.Огарев, Н.Некрасов, С.Дрожжин. |
11-12 |
Творцы книг и слова. Рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. |
2 |
К.Паустовский «Далёкие годы» (повесть о детстве и юности) Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (повесть о детстве) |
13-14 |
Бороться и искать, найти и не сдаваться! |
2 |
Кир Булычов «Гостья из будущего» (отрывки из повести) В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» (отрывки из повести) |
15-16 |
Ступеньки мудрости. |
1 |
Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» Л.Н.Толстой «Избушка и дворец» |
17 |
С моей книжной полки. |
2 |
Д.Мамин-Сибиряк «Умнее всех» (сказка) из сборника «Алёнушкины сказки» |
Учебно-тематический план для __ класса:
№ |
Название темы и раздела |
Всего |
Практические работы |
Экскурсии |
Проекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
17 часов |
|
|
|
Тематическое планирование 2класс.
№ |
Дата |
Тема урока |
Вид контроля |
Работа с терминами |
Планируемые результаты обучения (УУД) |
ЦОР |
III четверть (9 часов) |
||||||
1 |
12.09 |
На ярмарке. Малые фольклорные жанры русского . Виртуальная экскурсия в Музей русской игрушки народа: пословицы, поговорки, загадки |
|
|
Личностные УУД: -Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -эстетические потребности, ценности и чувства. -этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. |
Видеофильм «Музей русской игрушки» |
2 |
26.09 |
Сказки о животных. Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце на материале произведений В.Сутеева «Палочка - выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко». |
|
Автор произведение Сказка Зачин сюжет |
CD Мультфильм «Мешок яблок» |
|
3 |
|
Рассказы о животных. «Живой живому удивись: они ж тебе сродни...». Формирование бережного отношения к природе на материале произведений М.Пришвина «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский «Орел». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема |
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» |
|
4 |
|
Не любо – не смейся, а другим не мешай. Забавные и весёлые стихи А.Барто «Дом переехал», Д.Хармса «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин», Э.Мошковской «Хитрые старушки». |
|
парная рифма рифма смысл стихотворение ритм |
Личностные УУД: -Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -эстетические потребности, ценности и чувства. -этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
|
диск CD Толковый словарь для начальной школы. |
5 |
|
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь на материале произведений Е.Благининой «Чудесные часы», «Стихи о ёлке», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». |
|
парная рифма рифма смысл стихотворение ритм |
диск CD Толковый словарь для начальной школы. |
|
6 |
|
Рассказы и стихи о подвигах на материале произведений М.Зощенко «Самое главное» и Б.Емельянова «Храбрая девочка». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема |
Презентация по теме урока. |
|
7 |
|
Тебе смешно, а мне до сердца дошло на материале произведений Е.Чарушина «Кошка Маруська», В.Осеевой «Кто всех глупее». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема |
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» |
|
8 |
|
Сказки о настоящей дружбе. Понятие дружбы у разных народов на материале русских народных сказок «Как собака друга искала» и «Лиса и журавль». Проект «Дружба в русских народных сказках». |
|
Автор произведение Сказка Зачин сюжет |
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» |
|
9 |
|
О героизме и трусости. Слава греет - позор жжет. Подвиг в произведениях С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». Слабости человека в произведениях Н.Артюховой «Трусиха», С.Михалкова «Прививка», К.Ушинского «Трусливый Ваня». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема |
Личностные УУД: -Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -эстетические потребности, ценности и чувства. -этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по литературе. |
10 |
|
Жизнь дана на добрые дела на материале произведений Б.Житкова «Помощь идёт» и Е.Пермяка «Пичугин мост». |
|
|
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» |
|
11 |
|
Произведения о ребятах - сверстниках. Разные поступки детей в произведениях Э.Киселевой «Мальчик Огонек», С.Михалкова «Про мимозу», Н.Г.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по литературе. |
|
12 |
|
Родину-мать учись защищать. Отвага и смелость в произведениях А.Гайдара «Поход», «Сказка о военной тайне», С.Могилевской «Рассказ о смелом барабанщике». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема |
Презентация по теме урока. |
|
13 |
|
Нет лучше дружка, чем родимая матушка на материале произведений Е.Благининой «Вот какая мама», «Бабушка – забота», Б.Емельянова «Рассказы о маме», И.Ф.Панькина «Легенда о матерях» Е.Трутневой «Проталинки». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема Ситуация Нравственность мораль |
Личностные УУД: -Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -эстетические потребности, ценности и чувства. -этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. |
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» Презентация «Вот такие наши мамы» |
14 |
|
Книги о ребятах и их делах. Поступки детей в произведениях А.Барто «Было у бабушки 40 внучат» и С.Маршака «Чижи». Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Ум и мудрость в произведениях А.Н.Толстой «Мудрец» и русской народной сказки «Мудрая дева». |
|
Фрагмент Главная мысль Тема Ситуация |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по литературе. |
|
15 |
|
Басни дедушки Крылова. Главная мысль и мораль в баснях И.А.Крылова «Квартет», «Волк и журавль». Практическая работа: Учимся сочинять басни. |
|
Контраст Олицетворение Ассоциация Мораль иносказание |
Презентация «Книги И.А. Крылова» |
|
16 |
|
Весна, весна на улице, весенние деньки! Такая разная весна в произведениях Б.Заходера «Товарищам детям», Э Шима «Чем встречают весну?», «Чем пахнет весна», И.С.Соколова-Микитова «Весна в лесу», В.Бианки «Разговор птиц весной». |
|
Контраст Олицетворение Ассоциация |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по литературе. |
|
17 |
|
Экскурсия в городскую библиотеку «О чем рассказывают книги» |
|
|
|
Список литературы:
Дополнительная литература:
Справочная литература:
Дидактический материал:
ЦОРы:
- диск CD Толковый словарь для начальной школы.
- диск CD Литературные произведения классиков.
- диск CD Литературные произведения детских писателей.
- диск CD Литературные сказки.
- диск DVD Сборник детских художественных фильмов.
- диск CD Презентации о детских писателях.
Таблицы:
Оборудование и приборы:
- компьютер;
- медиапроектор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.