Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55
имени дважды Героя
Советского Союза Г.Ф. Сивкова» города Перми
Программа медиа-центра
«МЕДИА 55»
Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 1 год
Разработчик: Никитина Анна Владиславовна,
Советник директора по воспитанию
Пермь, 2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиа55» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа рассчитана на детей, интересующихся телевидением и кино, желающих получить знания и навыки ключевых особенностей профессий видеоиндустрии, а также применить их на практике.
Роль масс-медиа в современной действительности переоценить трудно. Программа «Медиа55» позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал, научиться взаимодействию в коллективе, выработать личные качества, необходимые любому человеку: трудолюбие, ответственность, умение слушать другого, понимать точку зрения оппонента. Также она способствует развитию фантазии и воображения, формирует нравственные приоритеты и профессиональные ценности, позволяет проявить индивидуальность. Программа реализует новый подход – обучение синтезу разных видов экранного искусства: тележурналистики, неигрового кино и затрагивает интерактивный формат, реализуемый с помощью сети Интернет – видеоролики, опубликованные в социальной сети Вконтакте, предполагающие активное комментирование пользователей-зрителей. Детская интернет журналистика, как и телевизионная, имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. Автор использует в программе принцип движения по «Лабиринту» - решение проблемных творческих задач, что является главным способом осмысления жизни.
Особенностью программы является то, что в процессе ее освоения, учащиеся получат начальные знания и умения смежных профессий: режиссер, фото- и видеооператор, монтажер, ведущий, радиоведущий. Особое значение имеет практическая составляющая занятий. Учащиеся, опираясь на интуицию, предлагают варианты решений поставленных педагогом задач, педагог анализирует и комментирует ответ, отмечая плюсы и исправляя минусы, подкрепляя видеопримерами. Затем учащиеся реализуют придуманный план (съемка). После этого происходит просмотр и разбор материала с последующим обсуждением. Удачные кадры затем будут смонтированы. Такой подход позволит стать автором видеопроизведения в первую очередь учащимся, второстепенно – педагогу. Такой практический опыт дает максимальную эффективность в освоении базы. Понимая свои способности и заинтересованность, учащиеся смогут определиться с ролями и в последствие углубить свои знания по конкретному направлению.
Общеразвивающая программа «Медиа55» - это еще и расширение знаний в сферах культуры и истории, повышение интеллектуального уровня, тренировка аналитических способностей и умения формулировать свои мысли, основы взаимодействия в коллективе. Все эти пункты важны человеку вне зависимости от выбранной сферы деятельности.
Уровень освоения программы – общекультурный. Программа обладает широкими возможностями для формирования у детей фундамента гуманитарной и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений находить информационный повод, обрабатывать информацию и подавать ее людям.
Общекультурный уровень предполагает формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности (в самостоятельных действиях в социальной среде) и представлять свои работы зрителям, обсуждать их результаты. Поэтому данная программа играет значительную роль в воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностной ориентации детей в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Программа разработана в соответствии с современными требованиями и следующими документами:
– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный Закон №304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся;
– Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р (ред. от 30.03.2020);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 №533 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196" (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2020 № 60590);
– Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226);
– Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
– Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 №2 Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
– Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы "Петербургские перспективы".
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р
– Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».
– Инструктивно-методическое письмо Комитета образования Санкт-Петербурга от 16.03.2020 «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие способностей учащихся, на применение полученных навыков в практической деятельности. Это имеет большое воспитательное значение, непосредственно воздействуя на чувства учащегося, формирует его личностные качества, активизирует умственные способности.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей.
В этом возрасте подростки много времени уделяют различным гаджетам, социальным сетям и различным платформам в Интернете. Подготовленный ролик для видеоблога является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления. Видеосюжеты по результатам практик и позволяют оценить эффективность и степень освоения материала. Представление работ допускается в форме демонстрации самостоятельно изготовленного видеоролика.
Обучение по программе способствует формированию у учащихся ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения заинтересовать аудиторию, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую терминологию (используемую работниками СМИ), корректно и грамотно вести дискуссию. При этом растущий человек получает уникальную возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, радостный эмоциональный подъем. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Программа направлена на развитие индивидуальных способностей детей, накопление опыта, расширение кругозора, формирование личностных интересов учащегося. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности каждого.
Занятия по программе «Медиа55» способствуют осознанному выбору будущей профессии, формированию правильной речи. Сотворчество педагога и детей способствует их заинтересованности в творческой деятельности, проявлению самостоятельности, активности. Общение со сверстниками воспитывает коллективизм и ответственность за общее дело, оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений учащихся друг с другом.
Адресат программы
Данная программа разработана для учащихся 7-11 классов, желающих получить знания в области журналистики и других СМИ, без ограничений - независимо от уровня способностей.
Срок реализации программы 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.3648-20.
Содействовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, самореализации и профессиональной ориентации, а также содействие в приобретении учащимися начальных навыков профессии в медиаиндустрии, в развитии творческих способностей учащихся.
· познакомить с основами написания сценария;
· выработать умения планировать и проводить съемку;
освоить азы управления необходимой техникой (камерой, микрофоном, штативом);
· научить эстетично держаться и говорить в кадре;
· объяснить правила съемки интервью;
· дать представление о современных монтажных программах
· развивать образное и аналитическое мышления;
· развивать художественные, писательские и организаторские способности;
· сформировать навыки самостоятельной работы.
· выработать активную жизненную позицию;
· пробудить интерес к сфере экранных искусств;
· воспитать культуру поведения и речи.
Набор детей в группу осуществляется на основании результатов предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях.
· актуальность, научность, наглядность;
· доступность для учащихся;
· целостность, объективность, вариативность;
· систематичность содержания;
· практическая направленность;
· реалистичность - с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.
Программа построена таким образом, что:
· Каждое занятие делится на логически завершенные части (вопросы темы), последовательно реализуемые в ходе занятия.
· Каждая тема опирается на необходимость знания для реализации практического задания.
· Каждое занятие строится по схеме:
а) установление объекта изучения,
б) изложение основания теории вопроса,
в) раскрытие инструментария изучения вопроса,
г) объяснение и обсуждение следствия вопроса,
д) определение границ применения данного знания или навыка.
· В конце каждого раздела предусмотрены занятия обобщения и систематизации.
· Уровень программных требований может быть уменьшен или расширен в зависимости от интересов и возможностей учащихся.
Основная форма организации учебной деятельности школьников - групповая форма работы.
Для повышения общего творческого потенциала учащихся, стимулирования их деятельности, важным моментом является публикация готовых материалов обучающихся на страничке школы в группе Вконтакте, организация выставок, участие в конкурсах и прочее.
Кадровое обеспечение:
· создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся;
· умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
· систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень
квалификации по специальности.
Техническое и материальное обеспечение:
· Наличие учебного кабинета.
· Наличие столов, стульев соответствующей высоты, доска.
· Блокноты, ручки, смартфоны.
· Демонстрационные материалы.
· Компьютер с выходом в Интернет.
· Wi-fi.
· Диагностические материалы, разработанные педагогом.
· стремление к саморазвитию,
· мотивация к обучению,
· дружелюбный настрой в условиях командной работы,
· пунктуальность и ответственность,
· расширение культурной среды
· формирование организационных навыков,
· развитие логического мышления,
· тренировка аналитических способностей,
· интерес к исследовательской деятельности,
· осуществление самоконтроля,
· адекватные самооценка и объективная оценка деятельности других учащихся
· самостоятельное планирование и проведение съемки на мероприятиях,
· знания в области настройки техники,
· умение брать интервью,
· навыки создания из отснятого материала видео определенного жанра,
· знания монтажной программы AdobePremiere,
· анализ существующих телепередач, фильмов и интернет-роликов
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел 1. Знакомство с предметом. |
||||
1.1 |
Тема 1. Вводное занятие. |
4 |
2 |
2 |
Собеседование. |
1.2 |
Тема 2. Состав съемочной группы. |
14 |
5 |
9 |
Обсуждение. Работа в группе. |
1.3 |
Тема 3. Этапы производства видео. |
26 |
8 |
18 |
Обсуждение. Работа в группе. |
2 |
Раздел 2. Жанры. История. Техника. |
||||
2.1 |
Тема 1. Жанры ТВ и документального кино. |
24 |
8 |
16 |
|
2.2 |
Тема 2. История телевидения и документального кино. |
26 |
10 |
16 |
Обсуждение. Работа в группе. |
2.3 |
Тема 3. Техническое сопровождение. |
34 |
14 |
20 |
Обсуждение. Работа в группе. |
3 |
Раздел 3. Экскурсии. |
||||
3.1 |
Тема 1. Выездные мероприятия. |
14 |
5 |
9 |
Обсуждение. Практическая работа. |
|
Раздел 4. Контрольное занятие. |
||||
4.1 |
Тема 1. Демонстрация своих публикаций и видеороликов, подготовленных за учебный год. Подведение итогов года. |
2 |
1 |
1 |
Просмотр и защита индивидуальных и коллективных видеоработ. |
Итого: |
144 |
53 |
91 |
|
Календарный учебный график
Год |
Дата |
Дата |
Всего |
Количество |
Режим занятий |
обучения |
начала обучения по программе |
окончания обучения по программе |
учебных недель |
учебных часов |
|
1 |
01.09.20 |
Май 2022 |
36 |
144 |
Группа 2 раза в неделю по 2 часа |
Рабочая программа
Программа обладает широкими возможностями для формирования у детей культурологической грамотности, своего, возможно отдельного от других людей, мнения.
Общекультурный уровень предполагает формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности: в самостоятельных действиях в социальной среде. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления жизни.
· познакомить с основами написания сценария;
· выработать умения планировать и проводить съемку;
освоить азы управления необходимой техникой (камерой, микрофоном, штативом);
· научить эстетично держаться и говорить в кадре;
· объяснить правила съемки интервью;
· дать представление о современных монтажных программах
· развивать образное и аналитическое мышления;
· развивать художественные, писательские и организаторские способности;
· сформировать навыки самостоятельной работы.
· выработать активную жизненную позицию;
· пробудить интерес к сфере экранных искусств;
· воспитать культуру поведения и речи.
После обучения по программе ребенок должен
· Что такое СМИ, журналистика
· Как создать свой канал
· Как снять видеоролик для канала
· Какие бывают видеоролики
· Как выбрать тему, фон, стиль
· Как выбрать программу для монтажа и как ей пользоваться
· необходимость приобретения знаний, чтобы быть интересным для других людей
· влияние правильной и грамотной речи
· ответственность за сделанный материал
· влияние СМИ на слушателей и зрителей
· уметь придумать сюжет
Воспитательная работа и массовые мероприятия
Мероприятие |
Сроки |
Участие, проведение и посещение массовых мероприятий школы, района, города, края. |
В течение года. |
Участие в программах школы, района, города, края. |
В течение года. |
Отчётные видеоролики, посты, фото. |
В течение года. |
Программа построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципов обучения:
· принцип сознательности и активности учащихся;
· принцип наглядности обучения;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип прочности обучения: в современном обучении мышление главенствует над памятью;
· принцип доступности;
· принцип научности;
·
принцип связи теории с практикой.
Принцип непосредственного участия -воспитание гуманного отношения к природе на основе формирования практических навыков и умений
в разнообразной деятельности в природе.
Преподавание материала соблюдает принцип постепенного усложнения материала, иными словами, обучение идет от простого к сложному.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Предпочтение отдаётся занятиям:
· теоретическим: беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; лекция (часто проблемная лекция), дискуссия;
· практическим: а) в помещении: тренировка речи, наблюдения, ролевые игры, дидактические игры и т.д.; б) на местности: выездные съемки на улице, наблюдения и т.д.
Теоретическая часть занятия проводятся в формах рассказа, лекции и беседы с выделением главного материала в тезисах, в формах видео-занятия с обсуждением увиденного материала.
Закрепление учебного материала проводится с помощью тематических и ситуативных игр, а также выполнение конкретных заданий.
Курс программы, построен на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах.
Содержание программы отражает систему понятий СМИ, их место в современном мире, а структура соответствует закономерностям развития познавательных возможностей учащихся.
Методические материалы программы направлены на устранение некоторых пробелов у учащегося в социальном представлении об окружающем мире. Методические материалы позволяют проводить изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами практического применения знаний учащиеся овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в ролевой игре, и особенно в практической исследовательской деятельности.
Для успешного освоения программного материала педагогом используются следующие
технологии:
· коллективного творчества;
· развивающего обучения;
· личностно – ориентированного обучения;
· индивидуального обучения;
· игровая технология.
Сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы – обязательное условие организации учебного процесса на занятии по данной программе.
Многофункциональность методов обязывает педагога использовать их таким образом, чтобы они обеспечивали не только усвоение учащимися знаний, но и научили их приобретать самостоятельно новые знания, чтобы при этом познавательная деятельность развивалась, усложнялись умения и способы деятельности, формировались мировоззрение.
Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Учащимся предлагается много разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего творческого потенциала.
Методы работы необходимо варьировать и сочетать друг с другом, учитывая при этом интересы, склонности, общее развитие детей. К тому же, каждый из этих методов должен применяться в проблемной форме, с нарастанием проблемности.
Еще одна важная деталь в процессе обучения. "Нестандартные занятия" – отличная находка для преподавателя, поскольку они вызывают живой интерес в учащихся, а интерес, как известно, есть стимул познания, мотивирует процесс обучения, превращает скучное занятие в радостное обучение.
Педагогические методики и технологии, в том числе дистанционные образовательные
Информационные источники
1. Богданова Р.У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация ОДОД в школе» :Методические материалы. СПб.: информатизация образования, 2002.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
3. «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2006.
4. «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
5. Есин Б.И., Кузнецов И.В.Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). М.:2002
6. Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб., 2003
7. Ожегов В. Словарь русского языка. М.: 2007.
8. «Профессия? Увлечение? Судьба!» Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2004.
1. «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2006.
2. «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
3. Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб.: 2003 .
4. Ожегов В. Словарь русского языка.
5. «Поиск и творчество в педагогическом общении». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
6. «Путь ребенка в творчестве». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2005
7. Сборник «История русской журналистики». М.: 1986.
8. Справочник журналиста. М.: 1995.
9. Энциклопедия этикета. М.: «МиМ», 1997.
1. http://www.feb-web.ru - Литературная энциклопедия.
2. http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.
3. http://www.rusyaz.ru - Справочная служба русского языка.
4. http://1001.vdv.ru - «Учимся говорить публично».
5. http://business.peterlife.ru - «Пресс-киты».
6. http://graphis.nursat.kz - «Подписи к иллюстрациям».
7. http://html.find-info.ru - «Подрисуночная подпись».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.