Программа медиацентра

  • docx
  • 03.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа МЕДИА 55 для сайта.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55

имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова» города Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа медиа-центра

«МЕДИА 55»

 

Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Никитина Анна Владиславовна,

Советник директора по воспитанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2024


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиа55» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа рассчитана на детей, интересующихся телевидением и кино, желающих получить знания и навыки ключевых особенностей профессий видеоиндустрии, а также применить их на практике.

 

Актуальность программы.

Роль масс-медиа в современной действительности переоценить трудно.  Программа «Медиа55» позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал, научиться взаимодействию в коллективе, выработать личные качества, необходимые любому человеку: трудолюбие, ответственность, умение слушать другого, понимать точку зрения оппонента. Также она способствует развитию фантазии и воображения, формирует нравственные приоритеты и профессиональные ценности, позволяет проявить индивидуальность. Программа реализует новый подход – обучение синтезу разных видов экранного искусства: тележурналистики, неигрового кино и затрагивает интерактивный формат, реализуемый с помощью сети Интернет – видеоролики, опубликованные в социальной сети Вконтакте, предполагающие активное комментирование пользователей-зрителей. Детская интернет журналистика, как и телевизионная, имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. Автор использует в программе принцип движения по «Лабиринту» - решение проблемных творческих задач, что является главным способом осмысления жизни.

Особенностью программы является то, что в процессе ее освоения, учащиеся получат начальные знания и умения смежных профессий: режиссер, фото- и видеооператор, монтажер, ведущий, радиоведущий. Особое значение имеет практическая составляющая занятий. Учащиеся, опираясь на интуицию, предлагают варианты решений поставленных педагогом задач, педагог анализирует и комментирует ответ, отмечая плюсы и исправляя минусы, подкрепляя видеопримерами. Затем учащиеся реализуют придуманный план (съемка). После этого происходит просмотр и разбор материала с последующим обсуждением. Удачные кадры затем будут смонтированы. Такой подход позволит стать автором видеопроизведения в первую очередь учащимся, второстепенно педагогу. Такой практический опыт дает максимальную эффективность в освоении базы. Понимая свои способности и заинтересованность, учащиеся смогут определиться с ролями и в последствие углубить свои знания по конкретному направлению.

Общеразвивающая программа «Медиа55» - это еще и расширение знаний в сферах культуры и истории, повышение интеллектуального уровня, тренировка аналитических способностей и умения формулировать свои мысли, основы взаимодействия в коллективе. Все эти пункты важны человеку вне зависимости от выбранной сферы деятельности.

 

Уровень освоения программы – общекультурный. Программа обладает широкими возможностями для формирования у детей фундамента гуманитарной и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений находить информационный повод, обрабатывать информацию и подавать ее людям.

Общекультурный уровень предполагает формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности (в самостоятельных действиях в социальной среде) и представлять свои работы зрителям, обсуждать их результаты. Поэтому данная программа играет значительную роль в воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностной ориентации детей в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Программа разработана в соответствии с современными требованиями и следующими документами:

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


Федеральный Закон №304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся;

Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р (ред. от 30.03.2020);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 №533 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196" (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2020 № 60590);

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226);

Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 №2 Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы "Петербургские перспективы".

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».

Инструктивно-методическое письмо Комитета образования Санкт-Петербурга от 16.03.2020 «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

 

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие способностей учащихся, на применение полученных навыков в практической деятельности. Это имеет большое воспитательное значение, непосредственно воздействуя на чувства учащегося, формирует его личностные качества, активизирует умственные способности.

Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей.

В этом возрасте подростки много времени уделяют различным гаджетам, социальным сетям и различным платформам в Интернете. Подготовленный ролик для видеоблога является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления. Видеосюжеты по результатам практик и позволяют оценить эффективность и степень освоения материала. Представление работ допускается в форме демонстрации самостоятельно изготовленного видеоролика.

Обучение по программе способствует формированию у учащихся ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения заинтересовать аудиторию, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую терминологию (используемую работниками СМИ), корректно и грамотно вести дискуссию. При этом растущий человек получает уникальную возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, радостный эмоциональный подъем. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.


Программа направлена на развитие индивидуальных способностей детей, накопление опыта, расширение кругозора, формирование личностных интересов учащегося. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности каждого.

Занятия по программе «Медиа55» способствуют осознанному выбору будущей профессии, формированию правильной речи. Сотворчество педагога и детей способствует их заинтересованности в творческой деятельности, проявлению самостоятельности, активности. Общение со сверстниками воспитывает коллективизм и ответственность за общее дело, оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений учащихся друг с другом.

Адресат программы

Данная программа разработана для учащихся 7-11 классов, желающих получить знания в области журналистики и других СМИ, без ограничений - независимо от уровня способностей.

Срок реализации программы 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.3648-20.

Цель программы:

Содействовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, самореализации и профессиональной ориентации, а также содействие в приобретении учащимися начальных навыков профессии в медиаиндустрии, в развитии творческих способностей учащихся.

 

Задачи:

Обучающие задачи:

·                        познакомить с основами написания сценария;

·                        выработать умения планировать и проводить съемку;

освоить азы управления необходимой техникой (камерой, микрофоном, штативом);

·                        научить эстетично держаться и говорить в кадре;

·                        объяснить правила съемки интервью;

·                        дать представление о современных монтажных программах

Развивающие задачи:

·                        развивать образное и аналитическое мышления;

·                        развивать художественные, писательские и организаторские способности;

·                        сформировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные задачи:

·                        выработать активную жизненную позицию;

·                        пробудить интерес к сфере экранных искусств;

·                        воспитать культуру поведения и речи.

 

Условия реализации программы

Набор детей в группу осуществляется на основании результатов предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях.

 

Общие принципы отбора материала программы:

·      актуальность, научность, наглядность;

·      доступность для учащихся;


·      целостность, объективность, вариативность;

·      систематичность содержания;

·      практическая направленность;

·      реалистичность - с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

 

Особенности организации образовательного процесса:

Программа построена таким образом, что:

·           Каждое занятие делится на логически завершенные части (вопросы темы), последовательно реализуемые в ходе занятия.

·           Каждая тема опирается на необходимость знания для реализации практического задания.

·           Каждое занятие строится по схеме:

а) установление объекта изучения,

б) изложение основания теории вопроса,

в) раскрытие инструментария изучения вопроса,

г) объяснение и обсуждение следствия вопроса,

д) определение границ применения данного знания или навыка.

·           В конце каждого раздела предусмотрены занятия обобщения и систематизации.

·           Уровень программных требований может быть уменьшен или расширен в зависимости от интересов и возможностей учащихся.

 

Формы проведения занятий:

Основная форма организации учебной деятельности школьников - групповая форма работы.

Для повышения общего творческого потенциала учащихся, стимулирования их деятельности, важным моментом является публикация готовых материалов обучающихся на страничке школы в группе Вконтакте, организация выставок, участие в конкурсах и прочее.

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение программы:

Кадровое обеспечение:

·                                   создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся;

·                                   умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;

·                                   систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень

квалификации по специальности.

Техническое и материальное обеспечение:

·                                   Наличие учебного кабинета.

·                                   Наличие столов, стульев соответствующей высоты, доска.

·                                   Блокноты, ручки, смартфоны.

·                                   Демонстрационные материалы.

·                                   Компьютер с выходом в Интернет.

·                                   Wi-fi.

·                                   Диагностические материалы, разработанные педагогом.

Планируемые результаты:

 

Личностные результаты:

·                                   стремление к саморазвитию,

·                                   мотивация к обучению,

·                                   дружелюбный настрой в условиях командной работы,

·                                   пунктуальность и ответственность,

·                                   расширение культурной среды

 

Метапредметные результаты:

·                                   формирование организационных навыков,

·                                   развитие логического мышления,


·                                   тренировка аналитических способностей,

·                                   интерес к исследовательской деятельности,

·                                     осуществление самоконтроля,

·                                   адекватные самооценка и объективная оценка деятельности других учащихся

 

Предметные результаты:

·                                   самостоятельное планирование и проведение съемки на мероприятиях,

·                                   знания в области настройки техники,

·                                   умение брать интервью,

·                                   навыки создания из отснятого материала видео определенного жанра,

·                                   знания монтажной программы AdobePremiere,

·                                   анализ существующих телепередач, фильмов и интернет-роликов

 

 

Учебный план

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Знакомство с предметом.

1.1

Тема 1. Вводное занятие.

4

2

2

Собеседование.

1.2

Тема 2.

Состав съемочной группы.

14

5

9

Обсуждение.

Работа в группе.

1.3

Тема 3.

Этапы производства видео.

26

8

18

Обсуждение.

Работа в группе.

2

Раздел 2. Жанры. История. Техника.

2.1

Тема 1.

Жанры ТВ и документального кино.

24

8

16

 

2.2

Тема 2.

История телевидения и документального кино.

26

10

16

Обсуждение. Работа в группе.

2.3

Тема 3.

Техническое сопровождение.

34

14

20

Обсуждение.

Работа в группе.

3

Раздел 3. Экскурсии.

3.1

Тема 1.

Выездные мероприятия.

14

5

9

Обсуждение. Практическая

работа.

 

Раздел 4. Контрольное занятие.

4.1

Тема 1.

Демонстрация своих публикаций и видеороликов, подготовленных за учебный год. Подведение итогов года.

2

1

1

Просмотр и защита индивидуальных и коллективных

видеоработ.

Итого:

144

53

91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

Год

Дата

Дата

Всего

Количество

Режим занятий


обучения

начала обучения по

программе

окончания обучения по программе

учебных недель

учебных часов

 

1

01.09.20

Май 2022

36

144

Группа 2 раза в неделю по 2 часа

 

 

Рабочая программа

Программа обладает широкими возможностями для формирования у детей культурологической грамотности, своего, возможно отдельного от других людей, мнения.

Общекультурный уровень предполагает формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности: в самостоятельных действиях в социальной среде. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления жизни.

 

Задачи:

Обучающие задачи:

·                     познакомить с основами написания сценария;

·                     выработать умения планировать и проводить съемку;

освоить азы управления необходимой техникой (камерой, микрофоном, штативом);

·                     научить эстетично держаться и говорить в кадре;

·                     объяснить правила съемки интервью;

·                     дать представление о современных монтажных программах

Развивающие задачи:

·                     развивать образное и аналитическое мышления;

·                     развивать художественные, писательские и организаторские способности;

·                     сформировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные задачи:

·                     выработать активную жизненную позицию;

·                     пробудить интерес к сфере экранных искусств;

·                     воспитать культуру поведения и речи.

 

 

Планируемые результаты:

После обучения по программе ребенок должен

знать:

·         Что такое СМИ, журналистика

·         Как создать свой канал

·         Как снять видеоролик для канала

·         Какие бывают видеоролики

·         Как выбрать тему, фон, стиль

·         Как выбрать программу для монтажа и как ей пользоваться

 

понимать:

·         необходимость приобретения знаний, чтобы быть интересным для других людей

·         влияние правильной и грамотной речи

·         ответственность за сделанный материал

·         влияние СМИ на слушателей и зрителей

·         уметь придумать сюжет


 

 

Воспитательная работа и массовые мероприятия

 

Мероприятие

Сроки

Участие, проведение и посещение массовых мероприятий школы, района,

города, края.

В течение года.

Участие в программах школы, района, города, края.

В течение года.

Отчётные видеоролики, посты, фото.

В течение года.

 

Методические материалы

 

Принципы обучения

Программа       построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципов обучения:

·         принцип сознательности и активности учащихся;

·         принцип наглядности обучения;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип прочности обучения: в современном обучении мышление главенствует над памятью;

·         принцип доступности;

·         принцип научности;

·         принцип связи теории с практикой. Принцип непосредственного участия -воспитание гуманного отношения к природе на основе формирования практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

 

Особенности методики обучения

Преподавание материала соблюдает принцип постепенного усложнения материала, иными словами, обучение идет от простого к сложному.

 

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является занятие. Предпочтение отдаётся занятиям:

·         теоретическим: беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; лекция (часто проблемная лекция), дискуссия;

·         практическим: а) в помещении: тренировка речи, наблюдения, ролевые игры, дидактические игры и т.д.; б) на местности: выездные съемки на улице, наблюдения и т.д.

Теоретическая часть занятия проводятся в формах рассказа, лекции и беседы с выделением главного материала в тезисах, в формах видео-занятия с обсуждением увиденного материала.

Закрепление учебного материала проводится с помощью тематических и ситуативных игр, а также выполнение конкретных заданий.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Курс программы, построен  на  основе  принципов  систематичности  воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах.

Содержание программы отражает систему понятий СМИ, их место в современном мире, а структура соответствует закономерностям развития познавательных возможностей учащихся.

Методические материалы программы направлены на устранение некоторых пробелов у учащегося в социальном представлении об окружающем мире. Методические материалы позволяют проводить изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами практического применения знаний учащиеся овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в ролевой игре, и особенно в практической исследовательской деятельности.

Для успешного освоения программного материала педагогом используются следующие

технологии:

·         коллективного творчества;

·         развивающего обучения;

·         личностно ориентированного обучения;

·         индивидуального обучения;

·         игровая технология.

Сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы – обязательное условие организации учебного процесса на занятии по данной программе.

Многофункциональность методов обязывает педагога использовать их таким образом, чтобы они обеспечивали не только усвоение учащимися знаний, но и научили их приобретать самостоятельно новые знания, чтобы при этом познавательная деятельность развивалась, усложнялись умения и способы деятельности, формировались мировоззрение.

Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Учащимся предлагается много разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего творческого потенциала.

Методы работы необходимо варьировать и сочетать друг с другом, учитывая при этом интересы, склонности, общее развитие детей. К тому же, каждый из этих методов должен применяться в проблемной форме, с нарастанием проблемности.

Еще одна важная деталь в процессе обучения. "Нестандартные занятия" – отличная находка для преподавателя, поскольку они вызывают живой интерес в учащихся, а интерес, как известно, есть стимул познания, мотивирует процесс обучения, превращает скучное занятие в радостное обучение.

 

Педагогические методики и технологии, в том числе дистанционные образовательные

 


 

Информационные источники

 

Литература для педагога:

1.                    Богданова Р.У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация ОДОД в школе» :Методические материалы. СПб.: информатизация образования, 2002.

2.                    Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.

3.                    «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2006.

4.                    «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.

5.  Есин Б.И., Кузнецов И.В.Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). М.:2002

6.     Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб., 2003

7.  Ожегов В. Словарь русского языка. М.: 2007.

8.  «Профессия? Увлечение? Судьба!» Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2004.

Для детей и родителей:

1.                    «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2006.

2.                    «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.

3.                    Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб.: 2003 .

4.                    Ожегов В. Словарь русского языка.

5.                    «Поиск и творчество в педагогическом общении». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.

6.                    «Путь ребенка в творчестве». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2005

7.                    Сборник «История русской журналистики». М.: 1986.

8.                    Справочник журналиста. М.: 1995.

9.                    Энциклопедия этикета. М.: «МиМ», 1997.

 

Интернет ресурсы

1.                   http://www.feb-web.ru - Литературная энциклопедия.

2.  http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.

3.  http://www.rusyaz.ru - Справочная служба русского языка.

4.                   http://1001.vdv.ru - «Учимся говорить публично».

5.  http://business.peterlife.ru - «Пресс-киты».

6.  http://graphis.nursat.kz - «Подписи к иллюстрациям».

7.  http://html.find-info.ru - «Подрисуночная подпись».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также