ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Автор (ФИО): |
Валькова Галина Николаевна |
Место работы: |
МБОУ «Агинская СОШ № 1» |
Должность: |
учитель географии |
E-mail: |
valkovagn@mail.ru |
Задание
Разработать методическую концепцию программы мероприятий по финансовой грамотности с учащимися 5-8 классов (далее – Программа мероприятий) с использованием сценариев мероприятий Программы школьного лагеря.
Цель задания
Помочь педагогам выбрать и запланировать к проведению мероприятия по сценариям Программы школьного лагеря, тематически и содержательно встроить их в текущий образовательный процесс (реализуемую педагогом программу урочной /внеурочной деятельности), с учетом уровня подготовки учащихся, а также организационных возможностей.
Требования к Программе мероприятий
1. Программа должна содержать не менее 3 мероприятий по сценариям Программы школьного лагеря.
2. Программа может включать как мероприятия по сценариям Программы школьного лагеря, так и другие мероприятия (в т.ч. не по темам финансовой грамотности).
3. Программа может быть реализована в форме:
a. программы школьного лагеря / кружка / факультатива / фестиваля / тематической недели
ИЛИ
b. программы по предмету (обществознание / экономика / математика / информатика и т.п.)
4. Программа должна быть практически реализуемой и актуальной для выбранной вами группы учащихся, с учетом их возраста, уровня подготовки, особенностей региона проживания, ваших технических и организационных возможностей.
Концепция Программы мероприятий
1. Образовательная цель и задачи Программы мероприятий
Образовательная цель: повышение финансовой грамотности обучающихся 5-8 классов – участников школьных лагерей.
Задачи:
1) повысить мотивацию обучающихся к освоению финансовой грамотности;
2) сформировать у школьников знания по финансовой грамотности;
3) развить у обучаемых умения пользоваться полученными знаниями в процессе принятия финансовых решений;
4) сформировать установки на ответственное принятие финансовых решений;
5) развивать финансовую культуру детей.
Образовательная цель и задачи будут достигнуты через проведение занятий для ребят по программе для 5-6 классов и по программе для 7-8 классов. Практико-ориентированный подход и игровая форма занятий, позволят развить у обучающихся финансовые компетенции. В ходе проведения запланированных мероприятий школьники научатся принимать решения и испытать на себе последствия этих решений, получат возможность «пережить» определенные трудности выбора и выхода из конкретных ситуаций. Для учеников 5-6 классов мероприятия по финансовой грамотности организуются впервые, а ученики 7-8 классов уже знакомы с некоторыми понятиями финансовой грамотности из учебного курса, который был реализован в 2019-2020 учебном году. Выполнение задач возможно при проведении в течение недели цикла мероприятий для 5-6 и 7-8 классов. Мероприятия были выбраны из электронного издания Образовательная программа «Модульная образовательная программа интерактивных мероприятий по финансовой грамотности» для школьных лагерей и проведения мероприятий в рамках программы общего и/или дополнительного образования (авторы составители: Финогенов В.К., Туренок В.А., Гридасова Д.В.), Москва, 2019г.
2. Формат реализации Программы мероприятий
В августе 2020 года на базе МБОУ «Агинская СОШ № 1» планируется организация летнего отдыха детей в пришкольном летнем лагере. Для групп обучающихся 5-8 классов в программу лагеря включаются мероприятия по повышению финансовой грамотности школьников в рамках тематической недели. Формат пришкольного лагеря отлично подходит для активизации игровых установок детей и проведения мероприятий, направленных на коммуникацию, решение интерактивных заданий, имитацию реальных жизненных ситуаций.
Программа мероприятий для 5-6 классов (возраст участников 10-12 лет)
День недели |
Название мероприятия |
Кол-во часов/ Режим занятий |
Понедельник |
МК «Потребности и ресурсы» |
1/1000 – 1045 |
Вторник |
ДИ «Производство книг» |
2/1000 – 1130 |
Среда |
ДИ «Вернуть тотем» |
2/1000 – 1130 |
Четверг |
ПР «Совершенно секретно» |
1/1000 – 1045 |
Пятница |
СИ «Евротур» |
2/1000 – 1130 |
Суббота |
ИШ «Финансовый гений» |
2/1000 – 1130 |
Программа мероприятий для 7-8 классов (возраст участников 13-14 лет)
День недели |
Название мероприятия |
Режим занятий |
Понедельник |
СИ «Реклама в нашей жизни» |
2/1000 – 1130 |
Вторник |
МК «Выбор профессии» |
1/1000 – 1045 |
Среда |
МК «Банковские карты» |
1/1000 – 1045 |
Четверг |
ДИ «Цифровой двойник» |
1/1000 – 1045 |
Пятница |
ПР «Празднование дня рождения» |
1/1000 – 1045 |
Суббота |
ПР «Дискуссионный клуб» |
2/1000 – 1130 |
3. Примерный план мероприятий для 5-6 классов
Тема / тематический блок |
Перечень мероприятий (наименования и форматы) |
Ключевые образовательные результаты |
Потребности и расходы |
Мастер-класс «Потребности и ресурсы» |
1. Знать основные виды и свойства потребностей 2. Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов 3. Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить 4. Уметь определять и формулировать актуальные потребности 5. Уметь формулировать способы удовлетворения потребности |
Доходы |
Деловая игра «Производство книг» |
1. Понимать основные принципы разделения труда 2. Понимать преимущества и ограничения разделения труда 3. Уметь определять, как навыки отдельного работника влияют на конечный результат деятельности и как эффективно использовать эти навыки 4. Понимать, как эффективно использовать ресурсы в рамках трудового процесса 5. Понимать, что на результат труда влияет не только скорость выполнения задач, но и качество |
Платежные средства |
Деловая игра «Вернуть тотем» |
1. Понимать, что деньги упрощают и ускоряют обмен товарами и услугами (универсальное средство обмена) 2. Понимать, что деньги являются «непортящимся» ресурсом, пригодным для обмена в будущем (средство сбережения) |
Мошенничество |
Пактикум «Совершенно секретно» |
1. Знать, какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли 2. Знать, какая информация является личной 3. Понимать, что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег |
Управление финансами |
Станционная игра «Евротур» |
1. Понимать необходимость планирования бюджета и учета фактических расходов и доходов 2. Уметь планировать (и корректировать) бюджет 3. Уметь распознавать ситуации/события, требующие корректировки бюджета 4. Уметь составлять план (смету) расходов (путем сложения сумм расходов по разным статьям) 5. Знать, какие расходы являются обязательными (не могут быть отложены, сокращены) 6. Уметь определять приоритеты расходов (ранжировать по «важности») в заданной ситуации 7. Уметь принимать решения о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации |
Окружающий финансовый мир |
Интеллектуальное шоу «Финансовый гений» |
1. Повторение и закрепление знаний по темам: a. «Потребности и расходы» b. «Доходы» c. «Платежные средства» d. «Мошенничество» e. «Управление финансами» |
Примерный план мероприятий для 7-8 классов
Тема / тематический блок |
Перечень мероприятий (наименования и форматы) |
Ключевые образовательные результаты |
Потребности и расходы |
Станционная игра «Реклама в нашей жизни» |
1. Понимать, что основная функция рекламы – убедить купить товар/услугу 2. Понимать, что реклама может формировать ложные потребности (заставлять желать того, что человеку в действительности не нужно) 3. Понимать и уметь распознавать основные приемы рекламы: исключительность товара/услуги, обещание большего (вы покупаете не просто товар, но и возможность изменить свою жизнь, себя) и т.п. 4. Уметь различать факты и оценочные суждения |
Доходы |
Мастер-класс «Выбор профессии» |
1. Осознавать необходимость обеспечивать постоянное поступление дохода 2. Понимать, что заработная плата / предпринимательский доход является основным источником дохода человека в трудоспособном возрасте 3. Понимать, что заработная плата является вознаграждением за труд (за вложенные ресурсы) |
Платежные средства |
Мастер-класс «Банковские карты» |
1. Знать и понимать возможности, ограничения и особенности наличных и безналичных платежей 2. Понимать, что способ / форму платежа необходимо выбирать для конкретной ситуации, с учетом возможностей, ограничений и особенностей разных способов платежа 3. Знать основные особенности использования платежных терминалов 4. Знать основные особенности пользования электронными платежными системами (электронными кошельками) 5. Знать основные особенности пользования бесконтактными средствами платежа 6. Уметь выбирать способ / форму платежа для конкретной ситуации, с учетом возможностей, ограничений и особенностей разных способов платежа |
Мошенничество |
Деловая игра «Цифровой двойник» |
1. Знать, какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли 2. Знать, какая информация является личной 3. Понимать, что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег 4. Знать и уметь применять порядок действий при обнаружении кражи и/или использования злоумышленниками секретной и /или личной информации: заблокировать карты, сменить пароли, сообщить о краже/взломе родителям и знакомым |
Управление финансами |
Практикум «Празднование дня рождения» |
1. Понимать необходимость выбора, какие расходы совершать, а какие отложить или исключить 2. Уметь определять приоритеты расходов (ранжировать по «важности») в заданной ситуации 3. Уметь принимать решения о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации |
Окружающий финансовый мир |
Практикум «Дискуссионный клуб» |
1. Уметь формулировать тезис (позицию) 2. Уметь формулировать аргументы в защиту своих тезисов (позиции) 3. Уметь выслушать тезис (позицию) собеседника (оппонента) |
4. Какие сценарии Программы школьного лагеря вы включили в свою Программу мероприятий? Почему вы выбрали именно эти сценарии?
В программу мероприятий пришкольного лагеря по финансовой грамотности школьников включила разные мероприятия для 5-6 и 7-8 классов с учётом уровня подготовки по финансовой грамотности, интересов детей, а также возрастных особенностей детей.
Запланированные мероприятия для проведения представлены ниже в таблице:
Сценарии мероприятий для 5-6 классов |
Сценарии мероприятий для 7-8 классов |
Модуль 1 «Потребности и расходы» |
|
МК «Потребности и ресурсы» |
СИ «Реклама в нашей жизни» |
Модуль 2 «Доходы» |
|
ДИ «Производство книг» |
МК «Выбор профессии» |
Модуль 3 «Платежные средства» |
|
ДИ «Вернуть тотем» |
МК «Банковские карты» |
Модуль 4 «Мошенничество» |
|
ПР «Совершенно секретно» |
ДИ «Цифровой двойник» |
Модуль 5 «Управление финансами» |
|
СИ «Евротур» |
ПР «Празднование дня рождения» |
Модуль 6 «Окружающий финансовый мир» |
|
ИШ «Финансовый гений» |
ПР «Дискуссионный клуб |
Сценарии выбраны с учетом имеющихся организационных и технических возможностей пришкольного летнего лагеря.
Расписание мероприятий с 10 по 15 августа 2020 года
Дата: 10 августа (понедельник)
Классы |
5 – 6 |
7 – 8 |
Название мероприятия |
МК «Потребности и ресурсы» |
СИ «Реклама в нашей жизни» |
Время проведения (продолжительность) |
1000 – 1045 (45 мин) |
1000 – 1130 (90 мин) |
Количество ведущих |
1 |
4 |
Реквизиты |
Компьютер, кликер, проектор, раздаточный материал |
Бумага (12шт.), ручки (12шт.), фломастеры (4 набора), цветной мел/маркеры (4 набора) |
Дата: 11 августа (вторник)
Классы |
5 – 6 |
7 – 8 |
Название мероприятия |
ДИ «Производство книг» |
МК «Выбор профессии» |
Время проведения (продолжительность) |
1000 – 1130 (90 мин) |
1000 – 1045 (45 мин) |
Количество ведущих |
1 (1 помощник) |
1 (1 ассистент) |
Реквизиты |
Флипчарт, канцелярские принадлежности, мебель (столы, стулья) |
Компьютер, проектор, раздаточный материал, ручки, бумага, мяч |
Дата: 12 августа (среда)
Классы |
5 – 6 |
7 – 8 |
Название мероприятия |
ДИ «Вернуть тотем» |
МК «Банковские карты» |
Время проведения (продолжительность) |
1000 – 1130 (90 мин) |
1000 – 1045 (45 мин) |
Количество ведущих |
1 |
1 (1 ассистент) |
Реквизиты |
Мебель (6 столов, 30 стульев), 5 упаковок стикеров разных цветов, набор ручек, 1 экземпляр раздаточного материала, 1 экземпляр тотемов |
Компьютер, проектор, раздаточный материал, ручки, бумага, мебель |
Дата: 13 августа (четверг)
Классы |
5 – 6 |
7 – 8 |
Название мероприятия |
ПР «Совершенно секретно» |
ДИ «Цифровой двойник» |
Время проведения (продолжительность) |
1000 – 1045 (45 мин) |
1000 – 1045 (45 мин) |
Количество ведущих |
1 модератор на команду в 15 человек |
1 |
Реквизиты |
Стулья, карточки для участников, карточки для шпионов |
Мебель (6 столов, 30 стульев), 1 ноутбук, 1 проектор, 1 экран, актовый зал |
Дата: 14 августа (пятница)
Классы |
5 – 6 |
7 – 8 |
Название мероприятия |
СИ «Евротур» |
ПР «Празднование дня рождения» |
Время проведения (продолжительность) |
1000 – 1130 (90 мин) |
1000 – 1045 (45 мин) |
Количество ведущих |
4 |
1 (1 ассистент) |
Реквизиты |
Актовый зал, мебель, музыкальное оборудование, микрофон |
Компьютер, проектор, раздаточный материал, ручки, бумага, парты, стулья |
Дата: 15 августа (суббота)
Классы |
5 – 6 |
7 – 8 |
Название мероприятия |
ИШ «Финансовый гений» |
ПР «Дискуссионный клуб» |
Время проведения (продолжительность) |
1000 – 1130 (90 мин) |
1000 – 1130 (90 мин) |
Количество ведущих |
1 |
1 |
Реквизиты |
Актовый зал, мебель, музыкальное оборудование, 2 компьютера, проектор, микрофон, реквизиты для раундов |
1 флипчарт, мебель (4 стола), 2 площадки |
В пришкольном лагере будет организовано 6 отрядов по 20 человек (отряды разновозрастные от 7 до 14 лет). Одновременно будет возможность в течение недели проводить ежедневно мероприятия среди 5-6 и 7-8 классов согласно режима работы лагеря. Представленные мероприятия согласованы и одобрены директором пришкольного летнего лагеря.
5. Место каждого мероприятия по сценарию Программы школьного лагеря в Программе мероприятий
Программа мероприятий для 5-6 классов (возраст участников 10-12 лет)
Название мероприятия |
Обучающиеся владеют к началу мероприятия (понятия) |
Образовательные результаты будут достигнуты |
МК «Потребности и ресурсы» |
набор потребностей, удовлетворение потребностей, ресурсы, выбор |
Будут знать основные виды и свойства потребностей, основные виды и свойства доступных человеку ресурсов. Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить |
ДИ «Производство книг» |
необходимо обладать знаниями и умениями |
Будут понимать основные принципы разделения труда, преимущества и ограничения разделения труда
|
ДИ «Вернуть тотем» |
Деньги, обмен, сбережения – первичные представления |
Будут понимать, что деньги упрощают и ускоряют обмен товарами и услугами (универсальное средство обмена), деньги являются «непортящимся» ресурсом, пригодным для обмена в будущем (средство сбережения) |
ПР «Совершенно секретно» |
Злоумышленники, секретные данные |
Будут знать какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли, какая информация является личной Понимать: что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег |
СИ «Евротур» |
Планировать, копить деньги, рассчитывать |
Будут понимать необходимость планирования бюджета и учета фактических расходов и доходов |
ИШ «Финансовый гений» |
Первичные знания по финансовой грамотности |
Повторение и закрепление знаний по темам: «Потребности и расходы» «Доходы» «Платежные средства» «Мошенничество» «Управление финансами» |
Программа мероприятий для 7-8 классов (возраст участников 13-14 лет)
Название мероприятия |
Обучающиеся владеют к началу мероприятия |
Образовательные результаты будут достигнуты |
СИ «Реклама в нашей жизни» |
Первичные знания о рекламе |
Будут понимать, что основная функция рекламы – убедить купить товар/услуг, что реклама может формировать ложные потребности (заставлять желать того, что человеку в действительности не нужно) |
МК «Выбор профессии» |
Профессия, многообразие профессий |
Будут осознавать необходимость обеспечивать постоянное поступление дохода и понимать, что заработная плата / предпринимательский доход является основным источником дохода человека в трудоспособном возрасте, что заработная плата является вознаграждением за труд (за вложенные ресурсы) |
МК «Банковские карты» |
Банковская карта, виды, функции |
Будут понимать, что основная функция банковской карты – возможность быстро и удобно распоряжаться средствами на банковском счете (для создания сбережений нужно пользоваться вкладом, на кэшбэке нельзя заработать), в чем состоит различие между дебетовыми и кредитными картами Знать как поступить при потере/краже банковской карты, секретной информации для совершения платежей (ПИН и CVV-код карты, логинов и паролей) |
ДИ «Цифровой двойник» |
Персональные данные |
Будут знать, какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли Знать, какая информация является личной |
ПР «Празднование дня рождения» |
Выбор, расходы |
Будут понимать необходимость выбора, какие расходы совершать, а какие отложить или исключить Уметь определять приоритеты расходов (ранжировать по «важности») в заданной ситуации |
ПР «Дискуссионный клуб» |
Дискуссия |
Будут уметь формулировать тезис (позицию), формулировать аргументы в защиту своих тезисов (позиции), выслушать тезис (позицию) собеседника (оппонента) |
Запланированные мероприятия позволят сформировать у обучающихся предметные и личностные образовательные результаты. Форма проведения мероприятий повысит мотивацию и интерес к финансовой грамотности.
Приложение 1. Список сценариев мероприятий Программы школьного лагеря, которые могут быть использованы при подготовке практического задания «Программа мероприятий по финансовой грамотности»
Сценарии мероприятий для 5-6 классов |
Сценарии мероприятий для 7-8 классов |
Модуль 1 «Потребности и расходы» |
|
МК «Потребности и ресурсы» |
ДИ «Приключения Робинзона» |
ПР «Потребности и ресурсы» |
СИ «Реклама в нашей жизни» |
ПР «Удачная покупка» |
|
СИ «Распродажа» |
|
Модуль 2 «Доходы» |
|
ДИ «Биржа труда» |
ДИ «Биржа труда» / ДИ «Производство книг» |
МК «Выбор профессии» |
МК «Выбор профессии» |
ДИ «Производство книг» |
МК «Работа с 14 лет» |
|
МК «Предпринимательство» |
Модуль 3 «Платежные средства» |
|
ДИ «Вернуть тотем» |
МК «Наличные и электронные деньги» |
МК «Наличные деньги» |
МК «Банковские карты» |
МК «Безналичные деньги» |
ДИ «Платежный экстрим» |
Модуль 4 «Мошенничество» |
|
ДИ «Цифровой двойник» |
ДИ «Цифровой двойник» |
ПР «Совершенно секретно» |
ПР «Совершенно секретно» |
ПР «Манимафия» |
ПР «Манимафия» ДИ «Тайна банковской карты» |
|
ДИ «Тайна банковской карты» |
Модуль 5 «Управление финансами» |
|
СИ «Евротур» |
СИ «Побег из долговой ямы» |
ДИ «Погоня из Кортикура» |
ДИ «Погоня из Кортикура» / СИ «Евротур» |
ПР «Празднование дня рождения» |
ПР «Празднование дня рождения» |
ПР «Бюджет Колобковых» |
ПР «Бюджет Колобковых» |
Модуль 6 «Окружающий финансовый мир» |
|
ПР «Сломанный телефон» |
ПР «Сломанный телефон» |
ПР «Работа с информацией» |
ПР «Работа с информацией» |
ПР «Дискуссионный клуб |
ПР «Дискуссионный клуб |
ИШ «Финансовый гений» |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.