Программа мотивации педагогов через эффективное личностное общение
Оценка 4.7

Программа мотивации педагогов через эффективное личностное общение

Оценка 4.7
docx
20.03.2020
Программа мотивации педагогов через эффективное личностное общение
МОТИВАЦИЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ (1).docx

ПРОГРАММА

мотивации педагогов

через эффективное личностное общение

 

Готовность и желание педагога эффективно выполнять свою работу – один из ключевых факторов успеха функционирования организации образования. В связи с этим руководителю важно знать, что побуждает педагогический коллектив к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий.

Коллектив – это своего рода команда, в которой формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, а так же самоопределением личности, коллективной идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Практика показала, что успешной будет та организация, в которой действует хороший сплоченный актив, то есть команда единомышленников. Как раз эта задача одна из непростых.

Мы, как и большинство других коллективов, столкнулись с проблемами в данной сфере: это, во-первых, разновозрастной коллектив. Во-вторых, коллектив можно разделить на тех, кто работает в ОДО всю жизнь в должности воспитателя и тех, кто решил сменить свою профессию на профессию воспитателя только недавно. В-третьих, даже в одну категорию входят педагоги с совершенно разными интересами, потребностями, разным уровнем коммуникабельности и творческой активности, и т.д.

Поэтому не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Мы обратили внимание на эмоционально-личностное взаимодействие сотрудников, так как без взаимопонимания и взаимопомощи в педагогическом коллективе очень затруднительно обеспечить эффективную деятельность организации дошкольного образования, особенно в условиях введения ГОС ДО. Исходя из вышесказанного, работа администрации  с педагогическим коллективом ориентирована на сплочение, развитие  коммуникативных навыков и навыков продуктивного взаимодействия педагогов через вовлечение их в творческие и социально направленные внеделовые формы мероприятий.

Для этого нами разработана программа мотивации педагогов через эффективное личностное общение.

Программа мотивации – это систематизированный комплекс мероприятий, стимулирующих кадры не столько к работе, за которую производится оплата, но, прежде всего, к особому отношению в плане педагогической деятельности, желанию работать именно в данной организации, к достижению видимых результатов в своей деятельности на основе эффективного личностного взаимодействия с коллегами.

Цель данной программы – создание условий, при которых в результате активного и творческого внеделового взаимодействия каждый педагог будет замотивирован трудиться более эффективно и более производительно для развития своей организации дошкольного образования.  Задачи мотивации при этом – не только побудить педагога выполнять свои профессиональные обязанности, а стимулировать его работать лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Таким образом, мотивация через личностное общение как функция менеджмента обеспечивает заинтересованность педагога в достижении высокой эффективности работы всей организации дошкольного образования.

При этом необходимо учитывать специфические требования к организации мотивирования труда, присущие именно личностному взаимодействию:

¾   добровольность,

¾   дифференцированность,

¾   гибкость,

¾   оперативность,

¾   доступность,

¾   ощутимость.

Добровольность подразумевает, что в отличие от большинства деловых форм взаимодействия, в мероприятиях личностной направленности имеет право участвовать любой педагог по его желанию. Равно как и то, что никто не может принудить педагога к участию в каком-либо мероприятии программы против его воли.

Дифференцированность означает индивидуальный подход к мотивации разных групп педагогических работников. Различными могут быть не только подходы к педагогам в зависимости от стажа работы, образования и т.п., но и от личных интересов, склонностей и возможностей.

Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре мотивирующих мероприятий в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

Доступность предполагает, что каждый вид и форма взаимодействия должны быть доступны для всех педагогических работников. Условия участия в любом мероприятии должны быть демократичными и понятными.

Ощутимость основывается на показаниях практики работы о том, что существует некий порог действенности мотива. В разных коллективах он существенно различается. Для одних работников значимым мотивирующим к сотрудничеству мероприятие может быть и простое чаепитие в совместном кругу, а для других и проведенные выходные в совместном турпоходе не является поводом к дальнейшему личностному общению. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога мотивационного стимула в организуемых формах внеделового взаимодействия.

 

Включенные в Программу мотивации педагогов через эффективное личностное общение мероприятия распределены на три цикла:

¾   Мероприятия по адаптации начинающих педагогов;

¾   Разовые мероприятия, проводимые с учетом интересов и запросов педагогов;

¾   Постоянные систематические мероприятия на основе традиций ОДО.

Значимость разработки мероприятий по адаптации начинающего педагога в педагогический коллектив отличается напряженностью, важностью данного периода не только для профессионального, но и для личностного развития человека. От того, как пройдет процесс налаживания взаимоотношений с коллегами зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Практика показывает, что иногда начинающий педагог, зарекомендовавший себя как грамотный профессионал, но не сумевший наладить контакт с коллегами, не нашедший у них понимание и поддержку, просто уходит, так как не может постоянно работать без социальных контактов с окружающими.

К мероприятиям данного цикла, направленным на личностное взаимодействие, отнесены:

¾   Вручение на стадии знакомства «Набора новичка» в качестве приятного бонуса. В него включены небольшие подарки от коллег с учетом их мнения о необходимости на начальном этапе (ручки, карандаши, линейки, блокнот, экстракт валерианы и т.п., зависящее от творческой фантазии педагогов). Носит личностный характер и позволяет, с одной стороны, педагогам почувствовать свою сопричастность к успешности адаптации новичка, с другой стороны – новому педагогу ощутить поддержку коллег и их заинтересованность;

¾   Предоставление «Дневника организации дошкольного образования». Содержит приветственное слово от администрации, краткую историю и план-схему ОДО, фотографии всех педагогов с краткой характеристикой (ФИО, возраст, семейное положение, дети / внуки, интересующая область образовательной деятельности, интересы и хобби вне работы). Позволяет быстрее и легче наладить контакт – так, обнаружив общности в личном (дети одного возраста, общее хобби и т.п.), начинающему педагогу легче обратиться с профессиональным вопросом или проблемой;

¾   Небольшая презентационная (возможно юмористическая) программа от коллег с последующей экскурсией по организации. Не только знакомит с организацией и коллегами как педагогами, но и раскрывает их творческий потенциал, отношение к профессии и друг другу;

¾   Активное включение в мероприятия других циклов программы как в организации, так и за ее пределами (выезды, экскурсии, походы и т.д.). Иногда, в силу личностных особенностей, молодой педагог стесняется включаться в какую-либо деятельность и боится высказать свои пожелания по организации внеделового мероприятия.

Большая часть разовых мероприятий, проводимых с учетом интересов и запросов педагогов, основана на теории тимбилдинга – это корпоративные праздники, основанные на командных играх и приключениях, психологических игровых тренингах, обучающих педагогический коллектив совместной активной деятельности и направленных на сплочение команды. При этом необходимо помнить, что при создании команд недопустимо организовывать их по принципу одного возраста, высокого уровня физического или интеллектуального развития и т.п. Чаще всего команды организуются по группам или корпусам организации (например: команда администрации и специалистов, команда педагогов первого этажа и команда педагогов второго этажа).

В качестве таких мероприятий запланированы:

¾   Спортивный тимбилдинг «Мы со спортом дружим – никогда не тужим!»;

¾   Творческие игровые тимбилдинги «Что нам стоит сад построить?», «Город мастеров», «Волшебные камни»;

¾   Игровые сюжетные тимбилдинги «Кругосветное путешествие на «Черной жемчужине»», «Школа Деда Мороза», «Весна идет – весне дорога!»;

¾   Кулинарный тимбилдинг «Вкусные истории»;

¾   Экологический и социальный тимбилдинг «Зеленый патруль»;

¾   Интеллектуальный тимбилдинг «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»;

¾   Тренинговые мероприятия «Вместе не страшно!», «Я+ ТЫ + МЫ», «Если друг оказался вдруг…».

На базе организации дошкольного образования по инициативе педагогов планируются и другие мероприятия:

¾   Литературные и музыкальные вечера;

¾   Мастер-классы (кулинарные, бисероплетения, по изготовлению новогодних игрушек и декораций);

¾   Шуточные конкурсы: «Мода из народа» (изготовление нарядов из газет, журналов, полиэтиленовых пакетов и других бросовых материалов), «Похвалилки» (самопрезентация, на которой нужно доказать, что ты – самая лучшая не только в организации, но и в городе, республике, мире), «Министерство по связям с инопланетной общественностью» (создание проекта такого министерства и коллективное распределение в нем должностей) и т.п.

Кроме этих мероприятий, которые проходят на базе ОДО (некоторые из них с приглашением родителей воспитанников), запланированы:

¾   выездные программы в Приднестровский государственный театр драмы и комедии      им. Н.С. Аронецкой, Краеведческий и Художественный музеи, Парк им. Александра Невского и Исторический Военно-мемориальный комплекс «Бендерская крепость»;

¾   веселые выходные (походы и выезды в выходной день на природу).

Традиционные мероприятия, проводимые ежегодно в ОДО, направлены, прежде всего, на сплочение педагогов, стремление их объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимыми событиями, с памятью о добрых делах.

В данном цикле запланированы мероприятия:

¾   Совместное празднование Дней рождения педагогов, с вручением подарков и с подготовленной коллегами небольшой концертной программой;

¾   Взаимопоздравления с Днем дошкольного работника и организация сладкого стола из фирменных блюд и выпечки педагогов;

¾   Чествование пенсионеров и ветеранов педагогического труда;

¾   Конкурс «Алло, мы ищем таланты» с участием всех педагогов, позволяющий затем привлекать наиболее отличившихся к городским конкурсам художественной самодеятельности, КВН и т.п.;

¾   Почтовый ящик «С любовью…» на 14 февраля, куда каждый желающий может опустить анонимное «сердечко» для любого коллеги (позволяет, помимо прочего, администрации и психологу отследить сложности во взаимоотношениях с коллективом у отдельных педагогов);

¾   Посиделки по очереди в каждой группе после ремонта «Веселье в новоселье» (как замена смотру готовности групп к новому учебному году);

¾   День студента, когда педагоги готовят коллегам-студентам подарки, а те рассказывают о своих успехах в получении образования;

¾   Изготовление памятных сюрпризов, газет, коллажей и т.д. к значимым для отдельного сотрудника датам (серебряная свадьба, рождение внука, приобретение квартиры или машины и т.п.).

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия, не имеющие прямого отношения к профессиональной деятельности, тем не менее за счет эффективного личностного общения способствуют мотивации педагогов к работе в данном коллективе, в стремлении к участию в совместной деятельности на развитие имиджа ОДО, содействуют сплочению и единению педагогов в команду единомышленников.

Работа по мотивации педагогов через эффективное личностное общение, по сплочению коллектива некоторым сотрудникам дала возможность раскрыть свой творческий потенциал, другим стать более терпимым, научиться находить компромиссы, договариваться друг с другом. Члены педагогического коллектива становятся более активными и в профессиональной, и во внеделовой деятельности, сами предлагают новые совместные мероприятия и помощь в их организации.


 

ПРОГРАММА мотивации педагогов через эффективное личностное общение

ПРОГРАММА мотивации педагогов через эффективное личностное общение

Программа мотивации – это систематизированный комплекс мероприятий, стимулирующих кадры не столько к работе, за которую производится оплата, но, прежде всего, к особому отношению в плане…

Программа мотивации – это систематизированный комплекс мероприятий, стимулирующих кадры не столько к работе, за которую производится оплата, но, прежде всего, к особому отношению в плане…

Доступность предполагает, что каждый вид и форма взаимодействия должны быть доступны для всех педагогических работников

Доступность предполагает, что каждый вид и форма взаимодействия должны быть доступны для всех педагогических работников

Предоставление «Дневника организации дошкольного образования»

Предоставление «Дневника организации дошкольного образования»

Игровые сюжетные тимбилдинги «Кругосветное путешествие на «Черной жемчужине»», «Школа

Игровые сюжетные тимбилдинги «Кругосветное путешествие на «Черной жемчужине»», «Школа

Взаимопоздравления с Днем дошкольного работника и организация сладкого стола из фирменных блюд и выпечки педагогов; ¾

Взаимопоздравления с Днем дошкольного работника и организация сладкого стола из фирменных блюд и выпечки педагогов; ¾
Скачать файл