Программа на сплочение коллектива и снижение конфликтности среди учащихся «Навстречу друг другу»

  • docx
  • 28.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Навстречу друг другу.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа на сплочение коллектива

и снижение конфликтности среди учащихся

«Навстречу друг другу»

 

 

 

 

 

 

                                 Составители:

Липовка Валентина Андреевна,

                             педагог-психолог высшей категории МБУ «ЦППМСП» г. Перми

Харина Наталья Владимировна,

                             педагог-психолог высшей категории МБУ «ЦППМСП» г. Перми

 

 

 

 

 

Пермь, 2024

 

 

 

Пояснительная записка.

Проанализируем факторы эмоционального благополучия и эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте.

Эмоциональное благополучие – это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности и возникающие в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении (К.Н.Вентцель)

Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.

Признаки эмоционального благополучия:

      личностная адаптивность,

      жизнерадостность,

      активность,

      высокая самооценка,

      идентичность с семьей,

      отсутствие страха и тревожности.

Компоненты эмоционального благополучия и факторы, влияющие на него:

v Обеспечение развития вида деятельности и способы общения, соответствующие возрасту

v Равномерное развитие психических процессов, соответствующих возрасту

v Социальная ситуация развития, определяющая особенности воспитания и обучения в каждой возрастной группе

v Взаимодействие взрослого и ребенка

 

Нарушения эмоционального развития в детском и подростковом возрасте

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик.

Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и другие.

Эмоциональное неблагополучие проявляется в затяжных негативных эмоциях, страхах и напряжении. А также эмоциональное неблагополучие порождает защитные реакции, выражающиеся в агрессивности, провоцирующей в свою очередь, деликвентность поведения.

 

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей:

Первый тип – неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению.

Третий тип поведения. Основной чертой поведения детей является наличие у них многочисленных страхов.

Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина

Возрастной период

 

Ведущая деятельность

 

Новообразования возраста

 

 

Подросток 

(11-15 лет)

 

Интимно-личностное  общение

 

1)              стремление к «взрослости»;

2)              потребность в самоуважении;

3)              самооценка;

4)              критическое   отношение окружающим.

к

 

Эмоциональное благополучие младших подростков

Это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие подростка в школе, основой которого является удовлетворение его возрастных, социальных потребностей (позитивная Я – концепция, успешность в сфере общения и учебной деятельности).

 

Показатели эмоционального благополучия подростков:

         общее эмоциональное состояние ученика в школе;

         удовлетворенность учебной деятельностью;

         возможность достигать успеха и положительных учебных результатов;

         отношение к результатам проверки знаний;

         ожидание оценок со стороны значимых других;

         самооценка;

         удовлетворенность отношениями с учителем;

         удовлетворенность взаимоотношениями в первичном коллективе.

 

Формирование эмоционального благополучия младших подростков целесообразно, поскольку для них характерны: неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений, повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость; склонность к риску, агрессивности, поиск приемов самоутверждения; формирование самосознания своего «Я», эгоидентичности.

 

Общая характеристика клиента.       

        Рассмотрим отрочество, подростковый возраст – период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11 - 12 до 14 - 15 лет).

        Другое определение, подросткового возраста – это период онтогенеза, который является переходным этапом, чертой между детством и юностью. 

        В этот самый короткий по астрономическому времени период, подросток проходит великий путь в своем развитии. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако, раскрывающееся его сознанию, общество жестоко инициирует его.          В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная.  Поэтому, в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство взрослой неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира, как ценности человеческого бытия, благодаря тому, что входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущее время и возрасту знаковые системы, в состав которых попадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности и независимости.

          Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя от всех, кто привычно, из года в год, оказывал на него влияние, и в первую очередь, это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме. Стремление противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.

          Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

          Отрочество – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать себя и другого.

         Л. С. Выготский перечислил несколько основных наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоистическая доминанта» интерес подростка к собственной личности. «Доминанта дали» установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние. «Доминанта усилия» тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях. «Доминанта романтики» стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

                Отрочество – возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексией, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух, захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока.

       В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно, если возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.

Подросток стремится понять себя самого «Кто Я?» – основной вопрос возраста.          Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому эффективно подросток соединяет эго позицию «Не путайте меня с другими» и комфортную позицию «Мы – группа сверстников» – ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.

         Отрочество – возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самих простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

 

С учетом особенностей подросткового возраста были разработаны занятия, направленные на профилактику эмоционального неблагополучия подростков.

Цели, задачи, принципы программы.

Цель программы: сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков и конструктивных способов разрешения конфликтов.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Помочь подростку в овладении приемами социально-психологического анализа общения, повышение уровня коммуникативной компетентности 2. Способствовать развитию умения детей лучше выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;

3.          Создать условия для осознания влияния индивидуальных особенностей на характер общения.

4.          Создать условия для формирования чувства уверенности в себе, развития чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

 

Принципы построения программы.

1.   Ориентация на возрастные особенности – актуальность психологической информации, доступность изложения.

2.   Принцип личностно-ориентированного подхода в реализации программы, т.е. учет потребностей и возможностей детей данной группы, создание зон ближайшего развития.

3.   Реализация образовательной, профилактической и коррекционной функций.

4.   Принцип последовательности в построении и реализации занятий. Каждое занятие базируется на предыдущем и является основой следующего за ним.

 

 

Наблюдение за ребятами позволяет говорить о доступности и привлекательности подобных тренингов для подростков. Занятия находили эмоциональный отклик у ребят, подростки были заинтересованы в процессе и активны на занятиях

 

Особенности организации и проведения занятий по курсу.

Для реализации данной программы необходимо изолированное помещение, рассчитанное на группу численностью 10-15 человек. Для создания особой психологической атмосферы на занятиях комната должна как можно меньше походить на школьный класс. Стулья или кресла должны быть достаточно подвижными, чтобы можно было менять их расположение. Кроме этого, для выполнения некоторых упражнений нужно музыкальное сопровождение – необходим магнитофон, а для письменных упражнений потребуются специальные досочки, которые можно положить на колени.

Занятия по программе проводятся среди подростков 12-15 лет 1 раз в неделю по 2 академических часа. Такое проведение более приемлемо в организационном плане. Занятие предполагает групповую работу с учащимися в виде социально-психологического тренинга.

В структуре занятия можно выделить три этапа: 

      вводный, основные задачи которого — определить актуальное состояние детей, организовать ребят, подвести их к теме занятия; 

      основной этап, который включает основное содержание занятия, 

      и заключительный этап, позволяющий определить степень понимания рассматриваемых вопросов ребятами, создать условия для выражения личного отношения к проблематике и ситуации занятия.

Целесообразно ведущему в работе использовать разминки. Разминка оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей и уровень их активности; в ходе занятия она предусмотрена в водном и заключительном этапах. Однако психолог может проводить разминку и между отдельными упражнениями, если видит необходимость изменить актуальное состояние детей. При подборе разминочных игр и упражнений ведущему важно учитывать цель и задачи занятия.

Тематический план.

Занятие 1. Знакомство.

Занятие 2. Ценность общения.

Занятие 3. Барьеры в общении.

Занятие 4. Я в общении.

Занятие 5. Я глазами других.

Занятие 6.Средства понимания друг друга

Занятие 7-8. Слушаю и слышу (девочки – мальчики отдельно).

Занятие 9. Наш класс.

Занятие 10. Итоговое занятие.

 

 

1. Занятие «Знакомство» (1 час)

Цель: Знакомство участников друг с другом и с целями и задачами программы.

Задачи: 

1.   Создать условия непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

2.   Создать условия, способствующие повышению внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;

3.   Познакомить участников группы с целями и задачами программы.

 Вводная часть.

1.               Знакомство. Игра «3 слова о себе» (10 минут)

Цель: знакомство участников группы между собой, создание доверительной атмосферы.

Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается. 

2.               Игра «Трям-здравствуйте!» (5 минут)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями.

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. 

 Основная часть.

1.     Анкета «Мое мнение о классе» (5 минут)

Цель: знакомство участников группы с целями и задачами программы.

Познакомить ребят с целями и задачами занятий. Выход на задачу сплочения класса, разговор о том, насколько комфортно каждый из вас чувствует себя в данном коллективе, данном классе. Очень часто возникает ситуация, когда ученики одного класса мало что знают друг о друге.

 

2.     Принятие правил (5 минут)

Цель: регламентация работы, выработка правил поведения на занятиях.

Для удобства работы группы ведущий предлагает ввести некоторые правила.

1)    Обращаться друг к другу только по имени;

2)    Возможность свободно высказывать свои соображения, мнения, ощущения, как позитивного, так и негативного характера;

3)    Активность в работе: обязательное выполнение всеми всех упражнений;

4)    Теплая дружеская атмосфера взаимоотношений в группе: каждый участник может рассчитывать на помощь и сочувствие окружающих.

Рефлексия. Приятны ли вам предложенные мной правила? С чем вы не согласны? Что хотели бы дополнить?

 

3.     Упражнение «Переправа через болото» (15 минут)

Цель: размышление подростков о том, как можно достичь цели индивидуально и в группе.

Ребята делятся на 2-3 команды (по 4-6 человек). Каждой команде предлагается взять вдвое меньше стульев, чем количество участников в группе. Дальше участникам сообщается, что им предстоит испытание – «переправа через болото». Задача группы – используя стулья, переместиться всей группой на другой конец комнаты и обратно, не потеряв никого из членов группы (т.е. не коснувшись пола).

Рефлексия: «Как вы себя чувствовали? Что было трудно? Что вам помогало пройти в этом упражнении? На что, как вы думаете, направлено данное упражнение? И т.п.

4.     Игра «Досчитать до 33» (15 минут)

Цель: выработка слаженности, сплоченности группы, выявление лидеров в данной группе.

Задача участников – досчитать до 33. Ведущий начинает счет, называя первое число, его сосед – следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два правила: числа, в записи которых есть три (например, 13 или 30) и числа, которые делятся на три (3, 6, 9 и т.д.) вслух не произносятся. Вместо этого участник, которому достается число, в записи которого есть число 3, должен хлопнуть. Участник, которому достается число, которое делится на 3, должен присесть. А участник, которому достается число, которое и содержит в себе 3 и делится на 3, должен повернуться вокруг себя. Если кто-то ошибается, счет начинается заново, начиная с того человека, который ошибся. Обычно группе не удаётся досчитать до 33 с первого раза.

Рефлексия: Что было трудно? Достигла группа цели или нет? Что помогало группе достигнуть цели? Что мешало?

Заключительная часть. Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 

 2. Занятие «Ценность общения» (1 час)

Цель: помощь участникам в понимании понятия общения, сокращение коммуникативной дистанции между участниками общения.

Задачи:

1.     Способствовать сокращению коммуникативной дистанции между членами группы.

2.     Формировать доброе, внимательное отношение друг к другу, развитие тактильного восприятия.

3.     Способствовать индивидуальному пониманию участниками понятия общения

 

Вводная часть.

1.   Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями,

2.   Разминка «Встреча глазами» (10 мин.)

Цель: активизация участников группы; актуализация темы занятия.

Ребята садятся в круг, водящий стоит в кругу. Задача всех сидящих - без слов встретиться с кем-то взглядом, т.е. найти партнера по общению. Те, кто договорился, перебегают на стул друг друга. Причем пересаживаться можно только на стул того человека, с которым ты встретился взглядом и который понял тебя. Задача водящего успеть сесть на чей-нибудь стул. Тот, кто остается без стула становится водящим.

При обсуждении водящий обращает внимание учащихся на их активность в процессе игры (сравнение с процессом общения), их чувства, трудности, с которыми они сталкивались и качества, которые помогают в установлении контакта – инициатива, уверенность, внимательность, доброжелательность и т.п.

 

Основная часть.

1. Дискуссия «Что такое общение?» (10 мин.)

Цель: помощь участникам в понимании понятия общения.

«Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации, мы независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. 

В 1969 году американский исследователь Дэнс насчитал 96 определений общения. Если учесть, что он просматривал лишь издания, вышедшие на английском языке, да прибавить те, которые появились за прошедшие годы, то сегодня мы насчитали бы значительно больше.  Однако каждый из нас безошибочно знает, что есть общение, и что – не-общение. Давайте попробуем дать свое понимание этому понятию».

Каждый индивидуально на листочках отвечает на вопрос, что такое общение. Затем проходит обсуждение ответов в кругу.

 2.Разминка «Счет до…» (10 мин.)

Цель: развитие умений понимания других людей себя, а также взаимоотношений между людьми.

 Участники группы, сидя в кругу должны не договариваясь, не по порядку сосчитать до числа, равного количеству людей в группе. Каждый участник может назвать цифру только один раз. В случае если два участника называют одну цифру одновременно, счет начинается заново

Рефлексия: Было легко или трудно достигнуть цели? Что помогало? Что мешало?

 

1. Упражнение «Мы с тобой одной крови» (15 минут) Цель: эмоциональное сближение участников тренинга.

Упражнение выполняется в парах. Задача каждого учащегося найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Например, «Мы оба тактичные», «Мы оба любим слушать музыку» и т.п.

Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 минут. 

После того как перечисление сходств закончено, подростки передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если какая-то часть партнера не устраивает ребенка, то он должен ее вычеркнуть.

После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.

Рефлексия: при обсуждении выйти на то, что при определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале встречи. Такая установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.

 

2.     Упражнение «Улитка» (5 минут)

Цель: сокращение коммуникативной дистанции в общении

Ребятам предлагается встать друг за дружкой, обхватить друг друга за талию. И дальше завернуться в клубочек (как улитка). В таком положении выполнить следующие команды: шагнуть прямо, шагнуть направо, шагнуть налево, присесть, подпрыгнуть и т.п.

Рефлексия: поделитесь своим настроением после этого упражнения.

 

Заключительная часть. Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 

3.     Занятие «Барьеры в общении»(1 час)

Цель: осознание факторов, затрудняющих процесс общения. 

Задачи: 

1.     Создать условия для осознания факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.

2.     Способствовать развитию качеств и умений, помогающих в процессе передачи и восприятия информации.

3.     Расширить репертуар способов взаимопонимания.

  Материал: листы бумаги для каждого участника группы, ручки, рисунок для упражнения «Нарисуй как у меня», клубок.

 

Вводная часть.

1.   Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями,

2.   Упражнение «Глаза в глаза» (5 мин.)

Цель: преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному общению, преодоление неуверенности в себе.

Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри поворачиваются к центру спиной, лицом к каждому из них становится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты молча смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримасничая и не смеясь, пытаясь понять мысли и чувства собеседника. Затем участники из внешнего круга переходят по часовой стрелке к следующему партнеру, и процедура повторяется. Упражнение повторяется с тремя партнерами.

Рефлексия: Свое состояние в начале и в конце упражнения. Какие мысли приходили в момент разглядывания другого человека? Удалось ли кому-то понять мысли и чувства другого человека? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

 

Основная часть.

1.       Упражнение «Повтори за мной» (15 мин.) Цель: развитие факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.

Ребята встают в круг. Ведущий предлагает им потанцевать под веселую музыку. Но делается это следующим образом: вначале каждый выполняет какое-нибудь движение, а по хлопку ведущего надо выполнять движение соседа справа. Если все будут внимательны, то движения каждого, пройдя по кругу, вернется к своему автору.

Рефлексия: Какое у вас настроение? К кому вернулось его движение? Изменилось оно или нет? Покажите, какое движение было первоначальным. Как вы думаете, почему произошло искажение?

 

2.       Беседа «Помехи общения. Помощники и враги коммуникации» (5 минут)

Цель: осознание факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.

Ведущий задает вопросы: «Какие факторы являются помехами в общении. Почему часто происходит недопонимание между людьми? Что влияет на понимание сообщения, поступающего от человека. Почему часто происходит искажение информации? Что помогает без искажений принимать и передавать информацию? и т.п.»

Ведущий выслушивает ответы ребят. Как правило учащиеся затрудняются ответить на вопросы, поэтому им предлагается выполнить следующее упражнение. После чего ведущий возвращает их к обсуждению.

 

3.       Упражнение «Сплетня» (20 минут)

Цель: развитие качеств и умений, помогающих в процессе передачи и восприятия информации.

В упражнении участвуют 6 человек. Пять человек выходят, шестой остается в комнате. Ведущий рассказывает участнику сообщение, которое он должен как можно точнее запомнить и передать потом следующему игроку из выходивших. И т.д. информация передается «из уст в уста» остальные наблюдают, что происходит с информацией.

Например: Сообщение «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас. Очень огорчился, что не смог переговорить с вами лично и просит передать вам, что если он не вернется к обеду (а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещание в министерстве), совещание в 15.30 проводите без него. Кстати, на совещание будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще на совещание надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти собеседование у психологов, которые будут работать в 20 комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Рефлексия: Как вы себя чувствовали? Что было трудно? Что происходило с информацией?

 

4. Продолжение беседы «Помощники и враги коммуникации» (5 мин.)

Психологом дается информация о том, что когда на пути передачи информации вдруг появляются какие-нибудь затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов: 

1)    барьеры понимания (невыразительная речь говорящего, быстрая речь, словапаразиты, участники общения используют различные значения слов, непонимание стиля речи говорящего, сложная логика рассуждения говорящего, противоречивая логика и т.п., невнимательность слушающего и т.п.);

2)    барьеры социально-культурного различия (между людьми разных национальностей, разных профессий, разных политических или религиозных убеждений и т.п.;

3)    барьеры отношения (по разному воспринимается информация от разных людей: от друга, отца, директора школы, незнакомого человека – чем больше авторитет человека и доверие к нему, тем меньше преград на пути усвоения информации).

Психолог вместе с ребятами приходят к выводу, что понимание партнера, представление о его целях, точке зрения, индивидуальных особенностей – главное условие для преодоления всех барьеров. Следовательно развивать навыки понимания важно для эффективного общения с другими. Психолог актуализирует тему следующих занятий: развитие умений понимания и использования невербальных средств общения и развитие умения слушать.

  5. Разминка «Кувырки». (5 мин.)

Цель: снятие эмоционального напряжения, уменьшение дистанции в общении.

Ребята ложатся на живот - в ряд, как можно теснее друг к другу. Первый человек начинает катиться по спинам участников, переворачиваясь боком. Как только он закончил, присоединяется к другим в конце ряда, в это время второй участник начинает движение и т.д.

Рефлексия: Что ты сейчас чувствуешь?

 

Заключительная часть. Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 4. Занятие «Я в общении»(1 час)

Цель: осознание влияния индивидуальных особенностей на характер общения. 

Задачи: 

1.   Способствовать индивидуальному пониманию участниками понятия общения.

2.   Создать условия для возможности осознания тех качеств и особенностей поведения, которые помогают  и тех, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

3.   Способствовать осознанию участниками характера выраженности этих качеств у себя и определению области возможного совершенствования

 

 Материал: листы бумаги для каждого участника группы, ручки, конверты с индивидуальным заданием для упражнения «Кругосветное путешествие», клубок.

 

Вводная часть.

1.   Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями.

2.   Разминка «Мячики»(5 мин.)

Цель: активизация участников группы.

Упражнение «Мячики» тренирует ловкость и внимание. Для ее проведения потребуется несколько мячиков. Чем больше мячиков используется в игре, тем сложнее она становится.

Проходит разминка в несколько этапов. Сначала ведущий просит всех участников перекидывать друг другу мячики, стараясь, чтобы ни один не упал. Когда темп игры будет достаточно высоким, тренер вводит новую инструкцию. Теперь каждый должен выбрать себе двух партнеров: одного — того, кто ему будет бросать мяч; второго — того, кому он будет бросать мяч. Партнеры должны быть распределены, так чтобы все участники были задействованы в игре. Если группа большая, то игрокам потребуется время, чтобы правильно распределить роли. По команде ведущего участники начинают перекидывать мячики. После того как все запомнили, кому они бросают мяч и кто бросает им, ведущий предлагает поменяться местами и начать упражнение заново.

 

Основная часть

1. Упражнение "Скалолаз" (25 минут)

Цель: взаимодействие участников группы через телесный контакт, развитие групповой взаимоподдержки.

 "Представьте себе, что вы пошли все вместе в поход, но на вашем пути появляется препятствие – огромная отвесная скала с глубоким ущельем, дна которого даже не видно! Ваша задача – пройти вдоль него, не потеряв при этом ни одного участника вашей команды.

 На полу по кругу наклеена лента. Все участники, крепко сцепившись локтями, стоят по кругу вдоль линии. При этом руками и локтями образуя «выступы»скалы. Один из участников должен пройти вдоль скалы держась только за других членов команды, а они должны его удержать. Пройдя весь круг, участник встает в общую линию, а в роли «скалолаза» выступает следующий. Таким образом, все участники должны попробовать себя в роли скалолаза.

Рефлексия: При выполнении упражнения психолог ничего не говорит и целиком следует за группой. После выполнения упражнения, при обсуждении ведущий спрашивает подростков, получилось им всем перебраться или нет. При этом она обращает внимание на то, что достигнуть цели они могли только при условии, что группа не потеряла ни одного человека.

Возможные вопросы: Что было трудно? Как вы себя чувствовали? Что вам помогало пройти в этом упражнении? На что, как вы думаете, направлено данное упражнение?

2. Работа в группах и индивидуально «Качества и умения, важные в общении». (15 мин.)

Цель: выделение  качеств и умений, важных в общении.

1)    Ребята, работая в группе, выделяют качества человека, с которым приятно общаться, качества, которые помогают человеку бесконфликтно общаться с окружающими. 

2)    Дальше ребят просят оценить степень выраженности у себя данных качеств по 10-ти бальной шкале.

3)    Учитывая оценку своих качеств, написать рекомендации для себя «Как стать приятным человеком в общении»

 

3.    Разминка «Массаж». (5 мин.)

Цель: Снятие эмоционального напряжения, подъем настроения.

Ребята встают друг за другом в круг, как можно теснее. Дается задание делать массаж человеку, стоящему перед тобой, чередуя следующие движения 1) растирания ладошками; 2) похлопывание ладошками; 3) постукивание «клювиками». Причем массаж делается с головы до ног. Массаж делается 1-2 минуты. Затем ребят просят развернуться и делать массаж человеку, который до этого делал его тебе.

Рефлексия: Что ты сейчас чувствуешь?

 

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 5. Занятие «Я глазами других»

Цель: формирование представления об общении как о возможности познания себя. 

Задачи: 

1.     Раскрыть значимость общения для процесса самопознания.

2.     Создать возможность увидеть себя глазами других людей.

3.     Создать условия, способствующие осознанию индивидуальности другого как ценности.

 Материал: клубок.

 Вводная часть.

1.   Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями.

2.   Разминка «Послание самому себе» (5 мин.) Цель: актуализация темы занятия.

Ребята встают в круг. Каждый по очереди посылает себе послание. Для этого он на ухо своему соседу справа говорит то, что он хочет услышать (пожелания, добрые слова и т.п.). Дальше, как в игре «глухие телефоны», надо передавать послание, пока оно не дойдет до адресата.

 Основная часть. 1. Беседа «Я в глазах других». (5 мин.)

Цель: создание условий, способствующих осознанию значимости общения для процесса самопознания.

Как вы думаете, как появляется, возникает у нас представление о себе? Мы узнаем о себе от других людей, анализируя собственные наблюдения и размышления, анализируя успех и неуспех в делах. Человека интересует мнение о нем других людей, порой мы считаем себя такими, какими нас видят окружающие. Всегда ли наше представление о себе созвучно представлениям окружающих? Что дает нам мнение других о нас?

 Упражнение «Ассоциации». (20 мин.)

Цель: создание возможности увидеть себя глазами других людей.

Ведущий должен отгадать загаданного человека, задавая группе вопросы, вызывающие ассоциации. Например: «Если бы это был цветок (дерево, посуда, животное и т.д.), то какой?»

Рефлексия: Было ли ассоциации, которые вас удивили? С чем вы не согласны? Почему? Как вы видите себя?

 Упражнение «Я в лучах солнца» (10 минут)

Цель: развитие умения мыслить о себе в позитивном ключе.

Каждому выдается листок, в центре которого находится желтый круг, это – солнце. Ребятам предлагается написать внутри круга свое имя или «Я». Их задача дорисовать как можно больше лучей, а вдоль каждого луча написать какое-то свое достоинство, то, что им самим в себе нравится, то хорошее, что каждый о себе знает, за что любит и ценит себя. Возможен другой вариант, когда лучики дорисовывают другие участники группы.

 Упражнение «Сколько ног?»  (10 минут)

Цель: взаимодействие участников группы через телесный контакт, развитие групповой взаимоподдержки.

Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n/2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.

 Заключительная часть. Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 6. Занятие «Средства понимания друг друга»

Цель:формирование установки на взаимопонимание и распознавание вербальных и невербальных компонентов общения. 

Задачи: 

1.     Способствовать осознанию «языка» собственного тела и телодвижений.

2.     Помочь в овладении навыками использования невербальных средств общения.

3.     Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности.

  Материал: листы бумаги для каждого участника группы, ручки, клубок.

 Вводная часть.

1.   Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями,

2.   Разминка «Островок» (5-10 мин.)

Цель: сокращение дистанции между детьми посредством тесного физического контакта.

Ребятам предлагается посмотреть на остров, составленный из газеты (можно взять стул). Всем вместе предлагается разместиться на этом островке.

 Основная часть.

1.     Упражнение «Через стекло» (15 мин.)

Цель: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Каждый участник придумывает текст сообщения и записывает его на бумагу.

Участники разбиваются на пары. Сначала один передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами, другой называет понятое, затем они меняются ролями.

Рефлексия: Поделитесь своими впечатлениями о данном упражнении. С какими трудностями вы столкнулись? Легко ли вам было понимать сообщение вашего товарища без слов? На что вы ориентировались, чтобы понять своего собеседника?

 Знакомство с невербальными средствами общения (5 мин.)

-         глаза и контакт с помощью взгляда;

-         мимика (выражение лица);

-         жесты;

-         позы;

-         тактильные ощущения;

-         дистанция во время общения.

Ведущий может задать ребятам вопрос: «Как мы можем передавать информацию, с помощью чего?»

 

3.  Игра «Встреча Штирлица с  резидентом» (15 мин.)

Цель: обратить внимание участников на важность контакта глаз в общении и показать разные способы демонстрации своего желания или нежелания вступать в контакт

(взгляд, поза, мимика, движения и т.п.)

1)        Из ребят выбирается «Штирлиц», который приходит на встречу с «резидентом». «Штирлиц ненадолго выходит из комнаты, а все остальные в это время решают, кто будет «резидентом». Когда «Штирлиц» войдет, «резидент» будет без слов показывать «Штирлицу» свое желание вступать в контакт. «Штирлицу» нужно определить, кто из участников – «резидент».

Если «Штирлиц» называет «резидента» неправильно, ведущий предлагает ему попробовать еще раз, а когда «резидент» найден ведущий спрашивает по каким признакам он определял «резидента». В некоторых группах «Штирлиц» правильно определяет «резидента», но не может объяснить, по каким признакам. Участники группы обращают внимание на контакт глаз.

2)        Затем из комнаты выходит другой «Штирлиц», а ведущий говорит всем остальным, что теперь будет три «резидента», которые будут строить глазки «Штирлицу», посылать короткие импульсы глазами, взглядывая «Штирлицу» в глаза и тут же отводя взгляд. Остальные участники будут показывать «Штирлицу» нежелание вступать с ним в контакт. Когда «Штирлиц» входит, ему сообщают, что «резидентов» теперь трое.

3)        Комнату покидает следующий «Штирлиц», а ведущий сообщает участникам, что теперь каждый сам, не говоря ничего другим, решит, кем он будет: «резидентом» или «не резидентом» и каким способом он будет показывать «Штирлицу» свое желание или нежелание вступать в контакт. Когда «Штирлиц» входит, ведущий объясняет, что ему необходимо о каждом из членов группы сказать, «резидент» он или «не резидент», и назвать те признаки, по которым он это определил.

4)        Очередной «Штирлиц» выходит, а тренер предлагает группе выбрать одного «резидента». Когда «Штирлиц» войдет, все будут устанавливать с ним контакт глаз и сразу переводить взгляд на «резидента», указывая на него глазами (но, не поворачивая голову), «Штирлицу» нужно догадаться, кто же «резидент».

 

4.  Упражнение «Объединение в пары» (5-7 мин.)

Цель: тренировка умения устанавливать контакт, освоение навыков подстройки и присоединения.

Дети стоят лицом в круг, психолог тоже участвует, если в этой группе – нечетное число детей. Психолог сообщает о том, что сейчас каждый молча будет искать себе пару. Когда он убедится, что другой человек его понял и тоже хочет объединиться с ним, они вдвоем начинают делать одно и то же движение, любое. Главное, чтобы пара делала одно и то же движение. Когда ведущий видит, что все (или почти все) нашли себе пару и делают свое движение, останавливает игру. 

Рефлексия: Ведущий спрашивает, как ребята искали себе пару, как они понимали, что другой согласен объединиться в пару, как удавалось без слов договориться, какое они будут делать движение, бывает, что двое, или реже, четверо участников во время игры стоят неподвижно, они не нашли себе пару. Ведущий спрашивает у них, как это получилось.  

 

5.  Упражнение «Рисунок на спине» (5 мин.)

Цель: тренировка невербальных форм коммуникации (тактильных ощущений).

Упражнение выполняется в парах (деление в предыдущем упражнении). Дети поочередно  молча рисуют или пишут друг другу послания на спине и отгадывают, что написал или нарисовал товарищ.

 

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

                        7-8       Занятие «Слушаю и слышу» - девочки (мальчики отдельно) (1 час)

Цель: овладение навыками эффективного слушания. 

Задачи: 

1.     Способствовать осознанию необходимости умения слушать в общении.

2.     Познакомить с техниками слушания, позволяющими нейтрализовать барьеры коммуникации.

3.     Способствовать формированию навыков эффективного слушания.

4.     Дать возможность высказаться о возможных обидах и упреках по поводу противоположного пола и найти достоинства мальчиков (девочек) своего класса.

  Материал: листы бумаги для каждого участника группы, ручки, карточки для работы в группе «Знакомство с приемами эффективного слушания», карандаш и губка (для игры «Пчелы и змеи»), клубок.

 

Вводная часть.

1.     Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями,

2.     Разминка «Неваляшка» (5 минут)

Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы.

Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Основная часть.

1.   Упражнение «Кто как слушает?» (10 мин.)

Цель: осознание важности слушания в общении между людьми.

Выбирается ребенок, который будет рассказывать свою любимую сказку. Он выходит из класса, чтобы подготовиться. В это время психолог договаривается с остальными детьми, что левая половина класса будет изо всех сил показывать рассказчику, что им сказка совершенно неинтересна, и изображать смертельную скуку, а        правая        половина,   наоборот,   будет          демонстрировать          крайнюю заинтересованность.

Рефлексия: После того как ребенок завершить рассказ, обсуждается, что он заметил, какие у него возникли чувства, к какой половине класса он обращался и т.д.

 

2.   Работа в группах «Знакомство с типичными приемами слушания» (20 мин.)

Цель: знакомство с техниками слушания, позволяющими нейтрализовать барьеры коммуникации.

Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдается задание: приемы слушания на одной карточке и таблица с названием и целью на другой. Задача ребят распределить основные приемы слушания в таблицу в зависимости от их предназначения.

Карточка.1 «Приемы слушания»

1)    глухое молчание

2)    угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.) 3) эхо- повторение последних слов собеседника.

4)    зеркало – повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5)    парафраз – передача содержания высказывания партнера другими словами.

6)    побуждение– междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и…», «Ну и что дальше?», «Давай-давай» и т.п.) 7) уточняющие вопросы – вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический»

8)                наводящие вопросы – вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9)                оценки, советы

10)           комментарии

11)           продолжения – когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова»

12)           эмоции – «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну», «скорбная мина» и пр.

13)           высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати о музыке…» и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

Карточка 2.

номер

Название

Основная цель

Уместные реакции

1.

Поддержка

Дать возможность говорящему выразить свою позицию.

 

2.

Уяснение

Убедиться, что Вы правильно поняли собеседника

 

3.

Комментирован

ие

Высказывание совей точки зрения

 

4. 

Помеха слушанию

Реакции, которые могут мешать пониманию между собеседниками.

 

После работы в группах идет обсуждение в общем кругу. Если необходимо ведущий дает свои комментарии.

 

3. Беседа «Наши мальчики» (наши девочки) (15 минут)

Цель:  возможность высказаться о возможных обидах и упреках по поводу противоположного пола и найти достоинства мальчиков (девочек) своего класса.

Итогом становится «похвала» мальчикам (девочкам), написанная на листочке.

 

Заключительная часть. Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 9. Занятие «Наш класс»(1 час)

Цель: развитие у подростков представлений о ценностях класса и своей ответственности за атмосферу в коллективе.

Задачи: 

1.     Сформировать доверительные отношения в коллективе.

2.     Создать условия для осознания ответственности каждого из учеников за атмосферу в классном коллективе.

3.     Сформировать благоприятный психологический климат в группе.

 

Вводная часть.

1.     Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 мин.)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями,

2.     Упражнение «Ветер дует на того, кто» (5 мин.)

Цель: разрядка, сплочение, знакомство друг с другом.

Ребята садятся в круг, водящий стоит в кругу. Водящий называет любой признак, например, «ветер дует на того, кто любит мороженое» и т.п. Те ребята, кому подходит данный признак, т.е. те, кто любит мороженое, должны поменять свое место. Задача водящего успеть сесть на чей-нибудь стул.

 

Основная часть.

1.     Круги ценностей

Цель: создание условий для осознания своей ответственности за атмосферу в коллективе.

Круг 1 (10 минут)

Ответить каждому по кругу на вопрос «Каким я вижу свой класс?»

Круг 2 (10 минут)

Ответить по кругу каждому на вопрос « Что я хотел бы изменить?»

Круг 3 (10 минут)

Ответ на вопрос «Что я готов сделать для этого?»

 

2.     «Карусель комплиментов» (15 минут)

    Цель: устанавливать контакт с другими людьми.

    Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком. Затем внутренний и внешний круги меняются.

Рефлексия:    -как  вы сейчас себя чувствуете;

    -что  изменилось в вашем состоянии;     -трудно  и было выполнять упражнение.

Заключительная часть. Цель: подведение итогов занятия.

Продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» и «Мое настроение похоже на…» (5 мин.)

 

10. Занятие «Итоговое»(1 час)

Цель: актуализация и закрепление знаний, полученных на занятии.

Задачи:                                                                     

1.     Способствовать актуализации и закреплению у учащихся знаний и навыков, полученных на занятиях.

2.     Найти ресурсное состояние, состояние удовольствия и радости группы.

3.     Организовать ситуацию, дающую возможность получения обратной связи.

 

Вводная часть.

1.     Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 минут)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями,

2.     Упражнение «Путаница» (5 минут)

Цель: сплочение, выработка бережного отношения друг к другу.

Перед началом игры рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого члена группы. Каждый участник берет за руки двух других, желательно находящихся не рядом. Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг

 Основная часть.

1.     Работа в группах. Коллаж «Остров счастья» (20 минут).

Цель: поиск ресурсного состояния, состояния удовольствия и радости группы.

 Данная работа выполняется в группах (2-3 группы). Ребятам даются ватманы, журналы, ножницы, фломастеры. Им предлагают создать на бумаге, используя картинки из журналов, фломастеры и т.п. остров счастья.

После того как учащиеся закончат свои работы, ведущий организует обсуждение того, что ребята вкладывали в свою работу. Таким образом, актуализируется опыт прошлых занятий, подводится итог работы по программе.

2.     Упражнение «Паутина» (20 минут).

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Ребятам предлагают завершить занятия, сказав друг другу приятные слова и почувствовать себя единым целом. Первый человек берет в руки клубок ниток, наматывает на палец нить клубка и после этого бросает клубок другому человеку, при этом говоря ему комплимент. Второй человек действует аналогично. В итоге все оказываются частью одной паутины.

Ведущий в конце упражнения обращает внимание на то, что все являются единым целым, единым коллективом. И оставляет пожелание оставаться дружной командой, неразделимой и нерушимой. 

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов занятия.

1.     Отзывы (5 минут)

Учащихся просят написать свое мнение о занятиях, поделиться своими чувствами и мыслями: что понравилось, запомнилось, удивило, чего не хватило на занятиях.

2.     «Напоследок» (5 минут)

Цель:          дать   возможность       участникам          проговорить        свои мысли,          пожелания, попрощаться с ведущими и другими участниками группы.

Ведущие предлагают желающим сказать слова на прощанье любому из участников группы или ведущим.

 

 

                Литература.

1.     Прутченков А.С. «Трудное восхождение к себе», М. 1995.

2.     «Подросток на перекрестке эпох», М., 1997, стр. 232

3.     «Социальная психология в трудах отечественных психологов», хрестоматия, ПИТЕР 2000, стр.338

4.     Фанталова Е. Б. «Диагностика и психология внутреннего конфликта», Самара, 2001.

5.     Кравченко С.А., Мцакаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997

6.     Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991

7.     Куприянов Б. В. «Организация и методика проведения игр с подростками». – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – 215 с.

8.     Маклаков А.Г. «Общая психология» – СПб : И.Ц. Питер , 2005 – 583 с.

9.     Мухина  В.С. , Хвостов  А.А. «Возрастная психология: Детство, отрочество , юность» . Хрестоматия . – М : Т.Ц. Academa , 2000-624 с.

10. Постонова С.В. Отдых в летнем лагере. – Ярославль: Академия  развития, 2007. – 224 с.

11. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – С.-Пб, 2002.

12. Бишоп Сью Тренинг ассертивности. – С-Пб, 2001.

13. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – С-Пб., 1994.

14. Бояринцева Г.Н. Приобретение уверенности в себе. Программа тренинга общение. -  Пермь, центр «Социум», 1995.

15. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. - С-Пб, 2001.

16. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1997.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru