ПРОГРАММА
объединения по интересам «Юный математик»
Пояснительная записка
Программа объединения по интересам «Юный математик» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи естественно-математического профиля.
Программа ориентирована на развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству; обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся через проектно-исследовательскую деятельность в математической области; формирование культуры использования свободного времени учащихся.
Программа предназначена для учащихся 8 лет.
Занятия проводятся по 45 мин 1 раз в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 35 недель.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Образовательная область "Математика"
Цель - создание условий для овладения учащимися системой математических знаний, познавательных умений и навыков, развития их творческих способностей.
Задачи:
развитие математических представлений;
расширение и обобщение знаний учащихся по математике;
формирование умений осмысленно применять знания на практике;
формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
формирование культуры исследовательской и проектной деятельности;
воспитание устойчивого интереса к изучению математики.
Учебно-тематический план
N |
Название разделов, тем |
Количество часов |
||
всего часов |
в том числе |
|||
теоретические |
практические |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Разделы математики: -Числа и вычисления. -Текстовые задачи. -Геометрический материал. - Логические задачи. Комбинаторика. |
19 |
4 |
15 |
3 |
Методы исследовательского творчества |
10 |
3 |
7 |
4 |
Подготовка и участие в конференциях, конкурсах и др. |
4 |
1 |
3 |
5 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Всего |
|
35 |
9 |
26 |
Содержание программы
1. Вводное занятие
Роль и значение математики в жизни человека. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях.
2. Разделы математики
Содержание раздела «Числа и вычисления» направлено на расширение представлений об истории возникновения числа, о величинах и единицах их измерения, на обучение учащихся рациональным приемам устных и письменных вычислений.
Изучение раздела «Текстовые задачи» направлено на совершенствование навыков решения задач. В раздел включаются разные задачи: в стихах, сказочными сюжетами, старинные задачи и др.
В разделе «Геометрический материал» большое место отведено практическим заданиям творческого характера.
В разделе «Логические задачи. Комбинаторика» рассматриваются различные методы решения логических и комбинаторных задач.
3. Методы исследовательского творчества
Основные понятия исследовательского творчества. Введение в исследовательскую работу: гипотеза, идея, научная дисциплина, научная тема, проект. Теория, научное исследование, научное познание, научный факт. Обзор, объект, предмет исследования, принцип, проблема, умозаключение, вывод и др.
Общая схема исследования: выбор темы исследования; обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методик проведения; описание процесса, обсуждение результатов исследования, формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ и синтез. Применение логических законов и правил: законы тождества, противоречия, исключение третьего, правила построения логических определений.
4. Подготовка и участие в конференциях, конкурсах
Положения о конкурсах, конференциях, выставках. Подготовка тезисов, презентации, заявки на участие. Подготовка к выступлению. Защита исследовательского проекта.
5. Заключительное занятие
Подведение итогов работы в соответствии со сроками реализации программы. Итоговое занятие в форме математического праздника.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны:
- владеть специальными теоретическими знаниями по математике;
-владеть умениями и навыками исследовательской деятельности;
-уметь публично предъявлять собственные результаты на конференциях, конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговое занятие в форме праздника «Час занимательной математики».
Формы и методы реализации программы
Форма обучения: индивидуально-групповая
Методы обучения (общие):
-объяснительно-иллюстративный метод (беседа, игра, тренинг, инструктаж, обсуждение);
-репродуктивный метод обучения (решение подобных заданий);
-проблемный метод обучения (создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов);
-эвристический метод обучения (эвристическая беседа, метод вживания, метод придумывания, мозговой штурм, метод эвристических вопросов);
-исследовательский метод обучения (организация поисковой, познавательной деятельности).
Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
Литература и информационные ресурсы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 400 с.
2. Волина, В.В. Мир математики (для родителей, учителей и милых детей) / В.В.Волина. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
3. Гин С.И. и др. Математическая радуга. 3 класс. Рабочая тетрадь. - Минск : Аверсэв, 2016.
4. Гин С.И. и др. Математическая радуга. 3 класс : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : Аверсэв, 2016.
5. Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман.- Екатеринбург : Лектон, 1995.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.