МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Еврейской автономной области
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Программа общешкольного проекта
научного общества любознательных «Границ.net»
на 2023-2024 учебный год
г. Биробиджан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального раз[1]вития человека.
Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, что[1]бы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности. Программа будет востребована в первую очередь школьника[1]ми, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимо[1]го опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
1. навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо ре[1]шить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
2. навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;
3. навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности;
4. навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
5. навык работы со специализированными компьютерными про[1]граммами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника .
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
1. приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Примерной программе воспитания;
2. возможности комплектования разновозрастных групп для организации проектно-исследовательской деятельности школьников (воспитательное значение таких групп отмечается в Примерной программе воспитания);
3. высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
4. ориентации школьников на подчеркиваемую Примерной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований;
5. интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Примерной программой воспитания.
Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одарённых детей и детей с повышенной мотивацией к обучению.
Задачи:
1.Выявление и поддержка обучающихся, мотивированных к исследовательской деятельности.
2.Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности.
3.Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
4.Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5.Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся с целью совершенствования процесса обучения и профориентации.
6. Развитие общественной активности, инициативы.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Направления работы:
1. Аналитическая деятельность:
- анализ деятельности за 2022/2023 учебный год и планирование на 2023/2024 учебный год.
2. Информационная деятельность:
- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности по направлению «Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»;
- обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;
- рецензирование научных работ учащегося при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
3. Консультативная деятельность:
- консультирование педагогов по вопросам организации исследований и оформлению проектов;
- организация индивидуальных занятий, консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научного исследования учащихся.
Организационные формы работы
1.Включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями.
2.Заседания участников НОЛ и руководителей проектных работ.
3. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований обучающихся.
4.Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, олимпиад, турниров.
5. Рецензирование работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах, конференциях.
6.Подготовка, организация выставок, экскурсий.
7.Организация обучающих семинаров (мастер-классов) для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школь[1]ном самоуправлении; готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта; активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поли[1]культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально[1]этических принципов в деятельности исследования; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельно[1]сти, к традициям и творчеству своего и других народов, пони[1]мание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования куль[1]туры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых проектов; интерес к практическому изучению профессий и труда раз[1]личного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия .
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I: Организационно - педагогическая деятельность
Задачи:
1.Повысить профессиональную культуру учителей и их воспитанников через участие в реализации работы НОЛ.
2.Создать условия для повышения мотивации обучающихся к проектно-исследовательской деятельности
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Заседания участников НОЛ |
Октябрь - май ( 5 заседаний) |
Руководитель НОЛ |
2 |
Участие в методических семинарах, заседаниях научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. |
В течение года |
Руководители проектов (учителя-предметники) |
3 |
Консультации (индивидуальные, групповые) |
В течение года |
Руководитель НОЛ Руководители проектов (учителя-предметники) |
4 |
Организация выставок, экскурсий |
В течение года |
Руководитель НОЛ Руководители проектов (учителя-предметники) |
План заседаний НОЛ ( 5 часов)
1 полугодие ( 2 часа)
№ |
Кол-во час |
Тема заседания
|
Ответственный |
Дата |
Заседание №1: «Основные направления работы НОЛ в 2023 -2024 учебном году» Цель: обеспечение условий для выявления и поддержания учащихся, склонных к занятиям исследовательской деятельностью, одарённых и талантливых детей |
||||
1 |
1 |
Утверждение плана работы НОЛ |
Руководитель НОЛ |
25.09.23 225.09.23 |
2 |
Создание банка данных членов НОЛ |
Учителя-предметники |
||
3 |
Формирование предметных секций НОУ.
|
Руководители ШМО |
||
4 |
Выбор тем учебно-исследовательский и проектно-исследовательских работ. |
Учителя-предметники |
||
5 |
Ознакомление с перечнем мероприятий для детей и молодежи на 2023 -2024 учебный год (федеральные проекты, всероссийские программы, акции, проекты, игры, конкурсы) |
Руководитель НОЛ |
||
Заседание №2: «Способы представления результатов исследовательских работ» Цель: обмен опытом работы по подготовке исследовательских работ |
||||
1 |
1 |
Практический семинар «Организация проектной деятельности во внеклассной деятельности» (предметные недели, школьные и региональные акции и тп) |
|
04.12.23 |
2 |
Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. |
|
||
3 |
Методические консультации и рекомендации для руководителей проектов. |
|
2 полугодие ( 3 часа)
№ |
|
Тема заседания |
Ответственный |
Дата |
Заседание № 3 Мастер — класс «Через инновации к качеству образования» Цель: систематизация знаний по ведению проектной и исследовательской деятельности |
|
|||
1 |
1 |
Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности |
Учителя ШМО |
16.01.23 |
2 |
Практическое занятие «Визитная карточка проекта» |
Номоконова А.А. |
||
3 |
Подготовка научных работ к участию в школьной научно-практической конференции |
Руководители проектов |
||
Заседание № 4 Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку» Цель: развитие рефлексивного мышления учащихся, повышение мотивации учения, стимулирование мыслительных, познавательных процессов |
||||
1 |
1 |
Открытие конференции, приветствие участников и гостей |
Заместитель директора УВР |
Апрель |
2 |
Организация работы секций |
Руководитель НОЛ |
||
3 |
Защита проектов |
Руководители проектов |
||
4 |
Награждение участников конференции |
|
|
|
Заседание №5 Анализ работы НОЛ Цель: анализ результатов работы за 2023 -2024 |
||||
1 |
1 |
Анализ работы НОЛ |
Руководитель НОЛ |
Май |
2 |
Составление перспективного планирования на следующий учебный год |
Межсекционная работа (30 часов)
1 полугодие — 17 часов
№ |
Кол-во час |
Мероприятие |
Ответственный |
Сентябрь – декабрь |
|||
1 |
1 |
1. Формирование состава НОЛ 2. Работа экомастеской «ЭКОВОЛНА». Изготовление открыток-аппликаций к Дню учителя |
Номоконова А.А., руководитель НОЛ |
2 |
1 |
1. Работа экомастерской «ЭКОВОЛНА». Изготовление листовок «Не оставайтесь в стороне!» к дню защиты животных |
Номоконова А.А., руководитель НОЛ и обучающиеся 11 класса |
3 |
2 |
4 октября Всемирный день защиты животных Мероприятия: 2. Урок биологии «Ветеринария в жизни животных» в ветлечебнице «Ласка» 3. Акция добрых дел «Хвостики нуждаются в помощи» 4. Экожурнал «Мы в ответе!» 5. Работа экомастерской «ЭКОВОЛНА» изготовление листовок «Не оставайтесь в стороне!» к дню защиты животных |
Номоконова А.А. , руководитель НОЛ, учителя биологии |
4 |
2 |
12 октября Всемирный день водорослей Мероприятия проводятся с 11.10.23 по 13.10.23:: 1. Обучающая интерактивная игра «ВОДОРОСЛИ» 2. Лабораторная работа «Строение водорослей» 3. Экосчас «Путешествие в мир водорослей» |
Номоконова А.А.
руководитель НОЛ |
5 |
2 |
14 октября День работников заповедного дела Мероприятия с 16.10.23 по 20.10.23 1.Экскурсия «Грибы-трутовики в биоценозах ЕАО» 2. Видеоурок «Профессии леса. Лесник» 3. Лабораторная работа «Строение грибов-трутовиков» |
Номоконова А.А. руководитель НОЛ |
6 |
1 |
12 ноября Синичкин день Мероприятия: 1. Интеллектуальная игра по теме «Всё о синичках» 2. Выставка рисунков и аппликаций «Парад зимующих птиц» |
Номоконова А.А. руководитель НОЛ, лекторская группа НОЛ |
7 |
1 |
11 декабря Международный день гор Мероприятия: 1. Экочас «Международный день гор» (6-11 кл) 2. Выставка рисунков (аппликаций, фотографий, открыток) «Лучше гор могут быть только горы» (1-11 кл) 3. Викторина «Знатоки гор» ( 6 - 11 кл) |
Номоконова А.А., руководитель НОЛ, члены ШМО ЕНЦ |
№ |
Кол-во час |
Мероприятие |
Ответственный |
Ноябрь -декабрь (8 час) |
|||
1 |
1 |
Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта. Оформление исследовательской работы |
Руководитель НОЛ |
2 |
1 |
Организация участия учащихся в дистанционных конкурсах (на выбор учителя). |
Учителя–предметники, руководители проектов |
3 |
1 |
Контроль и корректирование работы НОЛ над проектами. |
Руководитель НОЛ |
4 |
1 |
Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ |
Руководители проектов
|
5 |
1 |
Участие в дистанционных конкурсах, мероприятиях научно – исследовательской направленности (на выбор руководителя секций). |
Учителя–предметники, руководители проектов |
6 |
1 |
Проведение установочных семинаров с учащимися, объяснение основных понятий, встречающихся при написании проектно-исследовательских работ. |
|
7 |
1 |
Выставка информационных листов «Школьные страницы. Новости НОЛ» |
Руководитель НОЛ |
2 полугодие - 12 часов
№ |
Кол-во час |
Мероприятие |
Ответственный |
Январь — март (9 час) |
|||
1 |
5 |
Проведение недели РОССИЙСКОЙ НАУКИ (05.02.24 — 09.02.24) (выставки, экскурсии, устные журналы, виртуальные путешествия) |
Руководитель НОЛ Руководители ШМО |
2 |
1 |
Подготовка к школьной научно-практической конференции |
Руководитель НОЛ Руководители проектов Зам директора УВР |
3 |
1 |
Просмотр представленных работ и степень их готовности к участию в школьной научно-практической конференции |
Руководители проектов |
4 |
1 |
Участие в конкурсах различного уровня |
|
5 |
1 |
Работа в предметных секциях с научными руководителями |
№ |
Кол-во час |
Мероприятие |
Ответственный |
Апрель - май (3 час) |
|||
1 |
1 |
Выставка информационных листов «Школьные страницы. Новости НОЛ» |
Руководитель НОЛ |
2 |
1 |
Участие в конкурсах различного уровня |
Учителя-предметники |
3 |
1 |
Экоакция «День Земли» |
Руководитель НОЛ, лекторская группа НОЛ |
Раздел II: Учебно-методическая деятельность
Задача: формирование банка данных педагогической информации: научно-методическая, методическая.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Изучение нормативных документов, методических рекомендации о проектной деятельности на уроках и во внеклассной деятельности |
В течение года |
Члены НОЛ, руководители проектов, |
2 |
Изучение и систематизация методического обеспечения. |
В течение года |
Руководитель НОЛ |
3 |
Подборка дидактического обеспечения для выполнения исследовательских работ. |
В течение года |
Члены ШМО |
4 |
Выбор и работа над темами исследовательски , конкурсных работ учащихся |
Октябрь |
Члены НОЛ |
5 |
Мастер - класс |
Ноябрь |
Руководитель НОЛ |
6 |
Анализ результатов работы НОЛ |
Июнь |
Руководитель НОЛ |
Раздел III: Организация внеурочной деятельности
Задача: создание комфортных условий для мотивированных учащихся, развития их творческих способностей.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий, консультаций |
В течение года |
Руководители проектов |
2 |
Проведение всероссийских экоуроков, акций, субботников, экологических десантов. |
В течение года |
Руководитель НОЛ |
3 |
Участие в областных, всероссийских, международных конкурсах, конференциях. |
В течение года |
Учителя-предметники, руководители проектов |
4 |
Организация школьных выставок «Школьные страницы. Новости НОЛ» |
В течение года
|
Руководитель НОЛ |
5 |
Организация и проведение экскурсий |
||
6 |
Организация и проведение открытого школьного заседания НОЛ |
Апрель |
Руководитель НОЛ, руководители проектов |
7 |
Школьная эконеделя «Экология — дело каждого» |
Апрель |
Руководитель НОЛ, учителя ШМО ЕНЦ |
Раздел IV : Информационное обеспечение работы НОЛ
1 |
Создание банка данных о членах НОЛ |
Октябрь |
Руководитель НОЛ, руководители проектов |
2 |
Размещение информации о работе НОЛ на сайте школы |
Раз в месяц |
Руководитель НОЛ |
3 |
Информация о наиболее значимых достижениях учащихся |
По мере поступления информации |
|
4 |
Информация о деятельности НОЛ на педсоветах |
По плану работы школы |
Заместитель директора по ВР |
5 |
Награждение участников НОЛ на итоговом заседании |
Апрель |
Заместитель директора по ВР |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.