Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
среднего профессионального образования
Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
© СНТ – филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»
© Мансурова С.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины
|
стр.
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины |
7 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
11 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
13 |
|
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
социальная психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
· анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;
· объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
· осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
· формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
· применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
· организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
· принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
· осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
· использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
· работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
· Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
· Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
· Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
· Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
· Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
Реферат Творческая работа Проектная деятельность Подготовка к семинарскому занятию |
2 4 6 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
Социальная психология
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||||||
1 |
2 |
|
4 |
||||||||||
Введение |
|
|
1
|
||||||||||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии |
|
|
|||||||||||
Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||||||
1. |
Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. |
|
|||||||||||
|
|||||||||||||
2. |
Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками. |
|
|||||||||||
3. |
Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии. |
|
|||||||||||
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии». |
2 |
3 |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
2 |
3 |
|||||||||||
Раздел 2. Социальная психология личности |
|
|
|
||||||||||
Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
||||||||||
|
|||||||||||||
1. |
Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности. |
|
|
||||||||||
2. |
Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда. |
|
|
||||||||||
3. |
Введение понятий направленность, мотивация, потребность. |
|
|
||||||||||
Практические занятия «Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус» |
2 |
2 |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
2 |
3 |
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Тема 2.2 Личность в группе |
Содержание учебного материала
|
2 |
1 |
||||||||||
1. |
Социальная установка. Явление конформизма в группе. |
|
|
||||||||||
2. |
Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». |
|
|||||||||||
3. |
Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации. |
|
|||||||||||
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Личность в группе». |
2 |
3 |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
2 |
3 |
|||||||||||
Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей. |
|
|
|
||||||||||
Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. |
Содержание учебного материала
|
2 |
1 |
||||||||||
1. |
Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия. |
|
|
||||||||||
2. |
Определение межличностного общения. Типы межличностного общения. |
|
3 |
||||||||||
3. |
Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения. |
||||||||||||
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения». |
2 |
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
2 |
3
1 |
|||||||||||
Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. |
Содержание учебного материала |
2
|
|||||||||||
1. |
Общение как обмен информацией. |
|
|||||||||||
2. 3. |
Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Интерактивная сторона общения |
|
|||||||||||
|
|||||||||||||
4. |
Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами. |
|
|
||||||||||
5. |
Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. |
|
|||||||||||
6. |
Перцептивная сторона общения. |
|
|
||||||||||
7. |
Общение как восприятие друг друга партнерами по общению. |
|
|||||||||||
8. |
Средства общения: вербальные и невербальные. |
|
|
||||||||||
9. |
Невербальное поведение человека и невербальные средства общения |
||||||||||||
Практические занятия. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения. |
2
2 |
2
3 |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
|||||||||||||
Раздел 4. Психология социальных сообществ. |
|
|
1 |
||||||||||
Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||||||
1. |
Определение малой группы. |
|
|
||||||||||
2. |
Возникновение и развитие группы. |
|
|
||||||||||
|
|||||||||||||
3. |
Принципы классификации и виды групп. |
|
|
||||||||||
4. |
Общие проблемы малой группы в социальной психологии. |
|
|||||||||||
5. |
Динамические процессы в малой группе. |
|
|
||||||||||
6. |
Феномен группового давления. |
|
|
||||||||||
7. |
Явление конформизма в группе. |
||||||||||||
8. |
Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы. |
|
|
||||||||||
9. |
Группа как социально-психологический феномен. |
|
|
||||||||||
10. |
Роль социальной группы в воздействии общества на личность. |
|
|
||||||||||
11. |
Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. |
|
|
||||||||||
12. |
Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. |
|
|
||||||||||
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп». |
2 |
3 |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа.
|
4 |
3 |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии |
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
Тема 5.1. Социальная психология конфликта |
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
1. |
Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации. |
|
|||||||||||
2. |
Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта. |
|
|||||||||||
3. |
Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации. |
|
|||||||||||
Практические занятия. Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.
|
2 |
2
1 |
|||||||||||
Тема 5.2. Социальная психология агрессии |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||||||
1. |
Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии. |
||||||||||||
2. |
Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности. |
|
|||||||||||
Практические занятия. Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии». |
2 |
3 |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов. Творческая работа. |
2 |
3 |
|||||||||||
|
Итого: |
48 |
|
||||||||||
|
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- дидактический и раздаточный материал;
- комплект бланков психологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты).
Основные источники:
1. Литература:
Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста. Новосибирск,2009.
Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М.: Инфра-М, 2010.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 – Москва, 2006.
Кон И.С. Социология личности. – М.: Высш. шк., 2008.
Киршева Н.В. Психология личности. – М.: Высш. шк., 2009.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 2009.
2.Справочники:
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Л.: Лениздат, 2002.
Прихожан А. Психологический справочник. – М., 2004.
Дополнительные источники:
1. Учебники и учебные пособия:
Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Высш. школа, 2000.
Найк Анита Практическая психология. – М., 2007.
Леви В. Искусство быть собой. – М., 2001.
Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2004.
2. Отечественные журналы:
Интернет-ресурсы:
1.http://www.altshuller.ru/
2.http://lib.ru/ |
|
3.http://azps.ru/
4. http://www.psylist.net/
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: · характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности; · анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне; · объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения); · раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук; · осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; · оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм; · формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; · подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике; · применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; · организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества; · принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность; · осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; · использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности · работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями · Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий · Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации · Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Должен знать: · Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»; · Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека; · Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе; · Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
|
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Семинарское занятие на тему: Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Практическая работа: Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения
Текущий контроль, оценочный
Бинарная лекция: «Теоретико-методологические основы социальной психологии»
Практическое занятие: Социально-психологические механизмы социализации.
Написание творческих работ по индивидуальным темам
Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения»
Социально-психологический тренинг
Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности
Дифференцированные задания
Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.
Написание творческих рефератов
Практическое занятие: Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.
Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента
Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».
Практические занятия: Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров.
Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».
Практические занятия «Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.