Программа обучения "Социальная психология"
Оценка 4.8

Программа обучения "Социальная психология"

Оценка 4.8
docx
06.06.2023
Программа обучения "Социальная психология"
Программа Социальная психология.docx

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

среднего профессионального образования

           

 

 

 

Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии

 

 

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                                    номер

 

 

 

 

 

 

© СНТ – филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»

 

© Мансурова С.А.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

стр.

 

4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины

7

3. условия реализации учебной дисциплины

 

11

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

13

 

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины

 

социальная психология

 

1.1. Область применения программы

 

Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

 

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

·        характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;

·        анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую  феноменологию на макро- и микро- уровне;

·        объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);

·        раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;

·        осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·        оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;

·        формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·        подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;

·        применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;

·         организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;

·        принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;

·        осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

·        использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

·        работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

·        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

·        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

·        Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

·        Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;

·        Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

·        Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;

·        Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.  СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

практические занятия

16

контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

 

Реферат

Творческая работа

Проектная деятельность

Подготовка к семинарскому занятию

2

4

6

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Социальная психология

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

 

4

Введение

 

 

 

 

 

 

1

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии

 

 

Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1.

Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

 

 

2.

Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками.

 

3.

Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии.

 

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Раздел 2. Социальная психология личности

 

 

 

 

Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1

 

1.

Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности.

 

 

2.

Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда.

 

 

3.

Введение понятий направленность, мотивация, потребность.

 

 

Практические занятия

«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

 

 

Тема 2.2 Личность в группе

Содержание учебного материала

 

2

1

1.

Социальная установка. Явление конформизма в группе.

 

 

2.

Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную  среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

 

3.

Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации.

 

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Личность в группе».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей.

 

 

 

 

 

 

Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.

Содержание учебного материала

 

2

1

1.

Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия.

 

 

2.

Определение межличностного общения. Типы межличностного общения.

 

 

 

 

 

3

3.

Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения».

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

 

1

Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.

Содержание учебного материала

2

 

1.

Общение как обмен информацией.

 

2.

3.

Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.

Интерактивная сторона общения

 

 

4.

Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами.

 

 

5.

Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

 

6.

Перцептивная сторона общения.

 

 

7.

Общение как восприятие друг друга партнерами по общению.

 

8.

Средства общения: вербальные и невербальные.

 

 

9.

Невербальное поведение человека и невербальные средства общения

Практические занятия.

Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения.

2

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

Раздел 4. Психология социальных сообществ.

 

 

 

 

 

 

1

Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп.

Содержание учебного материала

2

1.

Определение малой группы.

 

 

2.

Возникновение и развитие группы.

 

 

 

3.

Принципы классификации и виды групп.

 

 

4.

Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

 

5.

Динамические процессы в малой группе.

 

 

6.

Феномен группового давления.

 

 

7.

Явление конформизма в группе.

8.

Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.

 

 

9.

Группа как социально-психологический феномен.

 

 

10.

Роль социальной группы в воздействии общества на личность.

 

 

11.

Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.

 

 

12.

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

 

 

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

 

4

3

 

 

 

 

Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии

 

 

 

Тема 5.1. Социальная психология конфликта

 

Содержание учебного материала

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации.

 

2.

Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.

 

3.

Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.

 

Практические занятия.

Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.

 

 

2

2

 

 

 

 

1

Тема 5.2. Социальная психология  агрессии

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии.

2.

Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности.

 

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

 

Итого:

48

 

 

 


3. условия реализации учебной дисциплины

 

3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:

       - рабочее место преподавателя;

       - посадочные места студентов;

- дидактический и раздаточный материал;

- комплект бланков психологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (плакаты).

 

3.2  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Литература:

Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста.  Новосибирск,2009.

Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М.: Инфра-М, 2010.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 – Москва, 2006.

Кон И.С. Социология личности. – М.: Высш. шк., 2008.

Киршева Н.В. Психология личности. – М.: Высш. шк., 2009.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 2009.

 

2.Справочники:

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Л.: Лениздат, 2002.

Прихожан А. Психологический справочник. – М., 2004.

 

Дополнительные источники:

1.     Учебники и учебные пособия:

Анастази А.  Психологическое  тестирование. – М.: Высш. школа, 2000.

Найк Анита Практическая психология. – М., 2007.

Леви В. Искусство быть собой. – М., 2001.

Платонов К.К.  Занимательная психология. – М., 2004.

2.     Отечественные журналы:

«Мир психологии»

«Психология в образовании»

«Психологический вестник»

 

Интернет-ресурсы:

1.http://www.altshuller.ru/

 

2.http://lib.ru/

 

3.http://azps.ru/

4. http://www.psylist.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

·        характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;

·        анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую  феноменологию на макро- и микро- уровне;

·        объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);

·        раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;

·        осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·        оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;

·        формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·        подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;

·        применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;

·        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;

·         организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;

·        принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;

·        осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

·        использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

·        работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

·        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

·        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

·        Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Должен знать:

·        Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;

·        Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

·        Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;

·        Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

 

 

 

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

 

 

 

 

Семинарское занятие на тему:

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

Практическая работа:

Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения

 

 

Текущий контроль, оценочный

 

 

Бинарная лекция:

«Теоретико-методологические основы социальной психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

Социально-психологические механизмы социализации.

 

 

Написание творческих работ по индивидуальным темам

 

 

Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения»

 

 

Социально-психологический тренинг

 

 

 

 

 

 

 

Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности

 

 

Дифференцированные задания

 

 

 

Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.

 

 

 

 

 

Написание творческих рефератов

 

 

Практическое  занятие:

Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.

 

 

 

 

Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента

 

 

 

 

 

Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».

 

 

 

 

Практические занятия:

Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров.

 

 

 

 

Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа учебной дисциплины разработана на основе

Программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины стр

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины стр

ПРОГРАММЫ учебной дисциплины социальная психология 1

ПРОГРАММЫ учебной дисциплины социальная психология 1

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ·

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ·

Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе…

Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе…

СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины 2

СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины 2

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Социальная установка. Явление конформизма в группе

Социальная установка. Явление конформизма в группе

Практические занятия. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров

Практические занятия. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Мир психологии» «Психология в образовании» «Психологический вестник»

Мир психологии» «Психология в образовании» «Психологический вестник»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ·

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ·

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ·

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ·

Должен уметь: · характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности; · анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и…

Должен уметь: · характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности; · анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023