ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕКАТЕРИНБУРГУ»
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
«ПАРУСНАЯ РЕГАТА»
Информационная карта программы
|
|
|
|
Название программы лагеря |
|
|
Цель программы |
Организация отдыха детей и подростков школы в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их творческое, культурно-эстетическое, гражданско-патриотическое развитие в рамках программы «Путешествие по Екатеринбургу».
|
|
Направление деятельности |
|
|
Автор программы |
|
|
Место реализации |
|
|
Адрес, телефон |
|
|
Сроки реализации, количество смен |
|
|
Количество, возраст детей и подростков. |
|
Содержание программы:
Пояснительная записка…………………………………………………….4
Цель и задачи программы………………………………………...………..7
Содержание программы……………………………………………………9
Кадровое обеспечение ……………………………………………...……..20
Нормативная база……………………………………………………….....25
Критерии эффективности реализации программы……………………....27
Список литературы ………………………………………………………..31
Приложения………………………………………………………...………32
Пояснительная записка
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого, патриотического развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей и подростков.
Ежегодно, вот уже 18 лет, для ребят проводится летняя смена в лагере дневного пребывания «Парусная регата» при МАОУ СОШ. Основной состав воспитанников лагеря – это дети и подростки нашей школы и ребята из других школ, ранее посещавшие лагерь. Многим нравится быть в нашем лагере, и они приходят к нам вновь и вновь.
На протяжении многих лет придерживаемся морской тематики. Вот и в этом году, мы продолжаем бороздить водные глади. Наше путешествие пройдет по реке Исеть. Нам предстоит исследовать интересные места нашего города - юбиляра - Екатеринбурга.
Сохраняя традиции, ежегодно мы апробируем разные виды деятельности и занятости детей и подростков в нашем лагере. Так, с 2015 года мы реализуем социальный проект «Вожатский отряд» (приложение №3). Вот уже несколько лет в летний период в школе существует отряд вожатых из числа старшеклассников. За эти годы 104 старшеклассника прошли социальную практику в качестве вожатых.
Цель этого проекта: создание условий для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли вожатого при работе с детьми, обучающимися на уровне начального образования.
Это позволяет подросткам проявить свои организаторские способности и лидерские качества, приобрести навыки работы в группе. Этот отряд является профориентационным. Уже несколько подростков, прошедших школу вожатых, поступили в учебные заведения педагогической направленности. В этом году это особо актуально, т.к. год является годом педагога и наставника.
В этом году для привлечения детей к науке и искусству мы создаем профильные отряды для постижения азов театрального мастерства и творчества, а также волонтерского движения и конечно, патриотического воспитания. На протяжении всей смены будет проходить дни науки, где нашим мореплавателям предстоит погрузиться в исследование истории, биологии, химии, финансовой грамотности.
Анализируя итоги анкетирования, которое проводится в конце смены и по итогам весенней смены выяснили, что детям и подросткам интересно проводить время в городском лагере «Парусная регата», они развивают себя в разных направлениях, находят новых друзей.
Наше путешествие находит отражение на страничке сайта школы. Здесь и родители (законные представители), и дети смогут наблюдать за нашими приключениями. Ежедневно наши вожатые выступают в роли корреспондентов и из первых уст передают информацию на берег.
Программа ГОЛ «Парусная регата» разработана в соответствии с трендами 2023 года.
§ 2023 год – это год, когда наш город отмечает 300лет. Особенность программы этого года - мы путешествуем по Екатеринбургу. Знакомимся с нашим городом, открываем его интересные места. Узнаем об удивительных людях нашего Екатеринбурга.
§ В этом году мы продолжим уделять большое внимание науке и технике. В рамках года «Педагога и наставника», исследования пройдут в разных научных областях. Это история, химия, биология. Каждая пятница объявляется Днём науки. В отрядах пройдут практические мастер-классы. Будем сотрудничать с клубом «Лига Роботов», с мультимедийным историческим парком «Россия - моя история».
§ В рамках года «Наставника», мы продолжим наше сотрудничество, которое начали во время весеннего лагеря, с педагогическим колледжом.
§ Продолжим работу по волонтерскому движению, главная задача которого привлечение общественности к проблемам волонтерского движения. Решение этих проблем заложено в программу лагерной смены;
§ Мы любим свой город, заботимся о нем. История основания города, основные вехи в его жизни, изменение облика любимого города на разных этапах жизни страны – всё это станет целью исследовательской работы наших участников.
Цель и задачи
Цель: создать условия для формирования ценностных ориентаций у участников смены посредством игрового сюжета смены.
Задачи:
· организовать систему творческой жизнедеятельности, направленную на получение участниками смены положительного социального опыта;
· создать единое воспитательное пространство, способствующее укреплению и развитию физического и психического здоровья участников смены;
· содействовать формированию у детей и подростков системы ценностных ориентаций, освоению и усвоению общественных ценностей;
· содействовать формированию у детей и подростков склонности к исследовательской деятельности;
Ведущие принципы.
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей и подростков и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей и подростков;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере развивает и реализует свой творческий потенциал.
Содержание программы
Реализация целей и задач смены осуществляется через игру «Путешествие по Екатеринбургу»
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Екатеринбургу» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Игровая легенда «Путешествия по Екатеринбургу».
Ребята и педагоги в течение смены являются участниками экспедиции первооткрывателей. В основе игры – маршрутная карта экспедиции с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 14 пунктов назначения (каждый день смены – новый пункт, исключая день открытия лагеря).
Отряды являются поисковыми партиями со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждой партии – свои знаки отличия. Поисковая партия передвигается на лайнерах.
Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – новички-краеведы. По мере продвижения экспедиции предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание) краевед-любитель краевед-специалист краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за участие в делах лагеря, за работу в творческих объединениях и мастерских он получает стимулирующие жетоны-наклейки.
Структура управления.
Экспедицию возглавляет начальник экспедиции (командор-вожатый). В каждом отряде есть начальник поисковой партии (командир отряда), летописец (ведет дневник путешествия). Воспитатели являются кураторами экспедиционных партий. Начальник экспедиции, начальники партий, летописцы и кураторы входят в состав штаба экспедиции – главного органа самоуправления.
Промежуточные результаты экспедиции подводятся на еженедельных заседаниях штаба экспедиции, окончательные – на итоговом сборе участников экспедиции, где будут подведены итоги путешествия, вручены грамоты участникам экспедиции в зависимости от номинации (личностные результаты), а также вручены вымпелы лучшей партии (коллективные результаты).
Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего лагеря:
§ спортивно-оздоровительное;
§ художественно-эстетическое;
§ гражданско-патриотическое;
§ профилактическое;
§ интеллектуальное;
Спортивно–оздоровительное:
Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности
§ ежедневная утренняя гимнастика различной тематики, включающая в себя специальные физические упражнения, направленные на исправление осанки, и комплексы упражнений на укрепление различных групп мышц;
§ спортивные игры;
§ эстафеты и соревнования;
§ проведение бесед о здоровом образе жизни;
§ проведение инструктажей по технике безопасности в различных жизненных ситуациях;
§ осмотр детей медицинским работником;
§ организация С-витаминизации и здорового питания детей;
§ организация спортивно-массовых мероприятий;
§ подвижные игры на свежем воздухе.
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
§ функционирует спортивный зал;
§ два стадиона (большой и малый);
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
§ полноценное питание детей;
§ витаминизация;
§ гигиена приема пищи;
§ режим дня; /приложение №3/
§ рациональная организация труда и отдыха;
§ утренняя гимнастика на свежем воздухе;
§ организация основной деятельности в лагере на свежем воздухе;
§принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
§организация здорового питания детей и подростков;
Художественно-эстетическое:
§ творческие мастерские (вокальная студия, изобразительное искусство, ручной труд и др.);
§ творческие защиты;
§ театрализованные и музыкальные постановки;
§ коллективные творческие дела;
§ посещение театров;
§ выставки рисунков и поделок;
§ оформление отрядного уголка;
Профилактическое направление:
§ беседы в отрядах по противопожарной безопасности;
§ выпуск стенгазет (листовок) по противопожарной безопасности;
§ профилактические беседы в отрядах по ПДД перед каждым выходом за территорию лагеря; Приглашение инспектора по ПДД
§ «Весёлый светофор» - познавательная игра по правилам дорожного движения с привлечением оборудования «Кабинет Светофор»;
§ создание стенгазет по ПДД;
Гражданско-патриотическое:
§ интерактивная игра «Россия Родина . Отечество»;
§ Посещение мультимедийного парка «Россия –моя история. Свердловская область»
§ мастер-классы с волонтерами;
§ мастер-классы с наставниками из педагогического колледжа;
§ автобусная экскурсии по памятникам города Екатеринбурга;
§ волонтерская помощь в приютах для собак и кошек;
§ посещение спортивной арены на Центральном стадионе;
§ посещение базы ОМОН (старшие дети);
Интеллектуальное:
§ тематические беседы и мастер-классы;
§ выставки, викторины;
§ праздники;
§ интеллектуальные игры;
§ конкурсы;
§ проектная деятельность;
§ сотрудничество с клубом «Лига Роботов»
§ Встреча с интересными людьми
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей и подростков в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования трудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Формы:
§ дежурство в отряде;
§ поддержание чистоты на территории лагеря,
§ бытовое самообслуживание.
Основные педагогические методы реализации программы:
В программе используются методы воспитания на основе структуры личности: методы формирования сознания; методы формирования поведения; методы формирования чувств и отношений.
Основные педагогические методы реализации программы:
§ игровые методы;
§ метод соревнования;
§ метод положительного примера;
§ метод создания «ситуации успеха»;
§ метод проектирования;
§ метод моделирования;
§ метод коллективной творческой деятельности;
§ метод психологического сопровождения;
§ методы формирования команды;
§ методы здоровьесберегающих образовательных технологий.
Наше путешествие является морским. Поэтому, свои новые открытия, экипаж отмечает на экране путешествия в виде кораблей определенного цвета. Задача каждого экипажа – собрать как можно больше кораблей, что поможет выявить лучший экипаж – «Суперэкипаж», который в конце смены получит кубок и приз победителя. Остальные экипажи награждаются по номинациям:
§ «Самый дружный»;
§ «Самый творческий»;
§ «Самый интеллектуальный» и другие номинации.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится игра «Свистать всех наверх!». В ходе нее дети и подростки знакомятся с легендой лагеря.
Вся жизнедеятельность в лагере «Парусная регата» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:
Столовая – камбуз;
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Спальные комнаты – каюты;
Ежедневно в игру добавляются новые слова и термины из морского словаря. Он, эстетично оформленный, вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий».
Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 3 секретным точкам. В путешествии дети, подростки и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Результаты будут публиковаться на сайте лагеря и отражаться на стенде «Парусная регата», что даст возможность родителям (законным представителям) отслеживать, чем заняты их дети.
Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 3 точек (испытаний) путешествия.
Три точки включают в себя
· история Екатеринбурга;
· научные достижения Екатеринбурга;
· культура Екатеринбурга;
Во время исследований, участники экспедиции пойдут разные маршруты
«Архипелаг Вундеркиндов»
(экскурсионно-познавательные мероприятия и умственная деятельность детей и подростков)
Интеллектуальные состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, кроссворды, тесты, головоломки и т.д.
Результат: выявление интеллектуальных лидеров в группах.
· Мероприятия, направленные на воспитание основ экологической культуры, активной личности, способной понимать, знать и любить окружающую природу и бережно к ней относится.
· Мероприятия, направленные на знакомство с историей, культурой: автобусная экскурсия по памятным местам Екатеринбурга, литературные конкурсы и игры, писателям Урала.
Ключевое испытание: игра-квест «Древние раскопки»
Результат: расширение кругозора воспитанников лагеря.
· Мероприятия, направленные на осознание исторической значимости нашего города, развитие спорта в Екатеринбурге, исторической значимости нашего района, морского дела для нашей страны и его становление.
«Остров Здоровячков»
Занятия физическими упражнениями по уровням физического здоровья, профилактически – оздоровительные мероприятия, витаминизация, закаливающие процедуры.
Результат: поднять уровень физической подготовленности и развития детей.
Спортивные соревнования: эстафеты, ежедневная утренняя гимнастика под музыку, специализированные спортивные мероприятия и т.д.
Результат: поддержание своего организма в физической форме разнообразными способами двигательной деятельности.
Открытие «Академии здоровья» и начало занятий в ней. Разговор о правильном питании – одно из направлений академии.
Медико - биологическое обследование детей и подростков.
Ключевое испытание – Малые Олимпийские игры. Чемпионат по футболу между отрядами. Комический футбол, посещение спорт арены
Результат: Расширение знаний о себе и своем здоровье, о спортивных достижениях нашей страны, воспитание здорового образа жизни.
«Мыс Чудес»
Проведение КВН, викторин, посещение театров, экскурсий, проведение творческих конкурсов.
Посещение Фэнтези Града, Центра культуры Верх-Исетский, Театра «Тупгенев»
Занятия по интересам в музыкальном кружке, в библиотеке и кружке прикладного творчества «Умелые руки», робототехника, мастер- класс «Лига роботов»
Проведение гала-концерта конкурса «Шоу звёзд»
Проведение мероприятий, направленных на создание благоприятного психологического климата в группах, выявление коммуникативных проблем ребенка и путей их решения. В этом вопросе мы сотрудничаем с центром «Диалог»
Ежедневное подведение итогов «Встреча в кают-компании», заполнение «бортовых журналов»
Проведение тренингов совместно с центром Диалог.
Ключевое испытание – квест «Тайны Екатеринбурга»
Результат: реализация творческого потенциала каждого, воспитание толерантности, здорового образа жизни.
«Залив Безопасности»
Мероприятия, направленные на профилактику наркомании, табакокурения, алкоголизма, инфекционных заболеваний.
Посещение базы ОМОН
Проведение эстафеты «Юный пожарный» с целью профилактики нарушений ППБ; проведение конкурса плакатов.
Проведение игр «Перекресток», «Азбука города» в отрядах с использованием интерактивных переносных пособий и специального уголка безопасности, организованного в школе.
Выпуск плакатов по ПДД.
Знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи. С привлечением медицинского работника и учителя ОБЖ
Проведение мероприятий по правильному питанию с использованием раздаточного материала «две недели в лагере»
Ключевое испытание – игра «Зарница»
Результат: формирование ответственного отношения к своему здоровью и собственной жизни.
«Пролив Патриотов»
Мероприятия, посвященные Великой Победы.
Викторины по Великой Отечественной войне, возложение цветов к мемориалу «Вечный огонь».
Мероприятия, направленные на знакомство с историей родного района и города: просмотр фильмов о Екатеринбурге, игра-путешествие по значимым местам Екатеринбурга, составление экскурсионного маршрута для гостей Екатеринбурга, конкурсы рисунков «Мой район».
Автобусная экскурсия по памятным местам Екатеринбурга.
Мероприятия, направленные на знакомство с историей развития флота в России, русскими мореплавателями.
Проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание (День России, День Олимпийцев)
Посещение приюта - передержки собак и кошек, оказание им помощи; шефская работа в отрядах.
Результат: формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
Отрядные достижения в виде кораблей разного цвета (в зависимости от цвета отряда) отражены на информационном стенде «Дневник путешествий».
Начисление кораблей проводится за:
§ исследование объектов плавания;
§ трудовой десант;
§ подготовку и участие в мероприятиях;
§ активное участие в жизни лагеря.
Снятие кораблей производится за:
§ опоздание на мероприятие;
§ оскорбление друг друга;
§ нарушение дисциплины и гигиены лагеря.
Всестороннему развитию детей способствуют кружки, которые работают в нашем лагере. Это кружок «Умелые ручки» (технология), «Музыкальная гостиная», «Юный Олимпиец».
Ежедневно в отрядах проходит «Свечка» – подведение итогов дня, где дети и подростки вносят свои предложения по корректировке маршрута судов. Проводят награждение участников. В конце дня проходит свеча с вожатыми, где обсуждается работа за день, планируется дальнейшее плавание.
На каждой игровой располагается свой лайнер с названием экипажа. Здесь же при помощи условных знаков отражается трудовая деятельность экипажа. Знак «Черная метка» показывает, что на палубе этого экипажа беспорядок. За это экипаж штрафуется (снижается количество кораблей).
Профильные кружки ведут исследовательскую работу по своим направлениям. «Волонтерский» в направлении этого движения; «Художественно-эстетический» в области танца и театра; «Творческий» в области рисования и мастерских. Эти кружки в течение смены проводят мероприятия по своей направленности, а на заключительном концерте – итоговый номер.
Реализация программы отражена в план – сетке лагеря /приложение №1/
Кадровое обеспечение:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
1. Начальник лагеря.
2. Заместитель начальника лагеря.
§ организуют, координируют и контролируют работу сотрудников лагеря;
§ обеспечивают безопасность жизни и здоровья детей, подростков и сотрудников лагеря;
§ оформляют необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
§ руководят работой педагогического и вспомогательного персонала.
Кураторы отрядов:
Воспитатели отрядов (из числа педагогов школы):
§ обеспечивают реализацию плана работы;
§ обеспечивают и отвечают за безопасность детей и подростков во время проведения культмассовых мероприятий;
§ несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Руководитель физической культуры:
§ проводит оздоровительную утреннюю зарядку;
§ организовывает и проводит спортивно – массовые мероприятия спартакиады, личные первенства, весёлые старты,
§ проводит отбор лучших спортсменов на районные и городские спортивные мероприятия.
Руководители кружков:
§ обеспечивают реализацию плана работы;
§ обеспечивают и отвечают за безопасность детей и подростков во время работы кружка;
§ несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Медицинский работник
Технические служащие (уборка территории)
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, плана - сетки
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для всех, работающих в течение лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Ø Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
ü Организаторские дела (метод взаимодействия)
ü Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
ü Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
ü Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
ü Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, футбол и др.)
Ø Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Ресурсное обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач;
2. Конкретное планирование деятельности;
3. Нормативно-правовое обеспечение;
4. Кадровое обеспечение программы;
5. Методическое обеспечение программы;
6. Педагогические условия;
7. Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение
Схема социального взаимодействия по реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение
ž Конвенция ООН о правах ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
ž Федеральный закон от 24.07.1998 №124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
ž Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
ž Федеральный закон от 29.12.2010 года № 436-ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
ž Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ž Информационное письмо Министерства образования и науки РФ № 09-613 от 08.04.2014 «О направлении методических рекомендаций по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»
ž Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 N01/7310-1-32 «О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях»
ž Санитарные правила СП 2.4.3648-20 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ от 28.09.2020 г. № 28 .
ž Закон Свердловской области от 15.06.2011г. №38-ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области»
ž Постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 года N 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года"»
ž Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 июня 2018 г. N 327н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха«
ž Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. N 884 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации«
ž Приказ Министерства здравоохранения от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
ž Приказ МО и Н РФ от13 июля 2017 №656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»
ž Письмо МО и Н РФ от 20 июля 2017 года №ПЗ-818/09 Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей
ž Распоряжение ПРФ от 29 мая 2015 г №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
ž Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)
ž Закон Свердловской области от 15.07.2013г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
ž Постановление Администрации города Екатеринбурга 573 от 10.03.2023
Критерии эффективности реализации смены
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
· постановка реальных целей и планирование результатов программы;
· заинтересованность педагогов и детей, подростков в реализации программы, благоприятный психологический климат;
· удовлетворенность детей, подростков и взрослых предложенными формами работы;
· творческое сотрудничество взрослых и детей, подростков.
Чтобы оценить эффективность данной программы проводится постоянный мониторинг воспитанников лагеря. Каждый день ребята заполняют бортовой журнал и экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми и подростками. Разработан механизм обратной связи.
Дополнительно для анализа работает тетрадь откровения. Она служит для того, чтобы получить от детей и подростков или их родителей (законных представителей) отзыв о проведенных мероприятиях, о жизни в лагере. Тетрадь откровений постоянно находится на территории лагеря, висит на видном месте, обновляется, сделать там запись может каждый.
Ожидаемые результаты
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве лагеря, укрепление здоровья детей.
5. Личностный рост участников смены.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
ü лидерские способности;
ü чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив;
ü умение общения с взрослыми;
ü высказывание и отстаивание своей точки зрения;
ü видение ошибок и умение находить пути их исправления;
ü уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Результат вожатского отряда:
§ расширение пространства социального взаимодействия, смена круга общения, проба и освоение социальных ролей;
§ обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми;
§ активная позиция старшеклассника, выраженная в позитивном отклике на деятельность, в активном участии, выдвижении идей, в организаторской деятельности;
§ реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, наличие программы собственного развития;
§ умение анализировать деятельность;
§ знание и понимание требований, предъявляемых к вожатому с точки зрения его безопасности;
§ профориентация.
Методы и способы отслеживания результативности реализации программы
1. Анкетирование: начальное и заключительное.
2. Опрос участников смены.
3. Анализ:
§ анкет (приложение №5);
§ результатов диагностики детей и подростков;
§ отрядных журналов;
§ личностного роста участников смены (отслеживается по индивидуальным знакам);
§ системы соуправления на уровне отряда/лагеря;
§ итоговой таблицы результатов;
§ отрядных стендов;
§ книга отзывов (тетрадь откровений).
4. Наблюдение.
Факторы риска при реализации программы
Факторы риска |
Методы профилактики |
Проблемы межличностных отношений, конфликты, борьба за лидерство |
Индивидуальная и групповая работа педагога-психолога, воспитателя. Организация отрядного времени с целью сплочения коллектива. Использование форм работы, способствующих сплочению и взаимодействию. Психологическое сопровождение решения конфликтов. |
Природно-климатические |
В случае неблагоприятных погодных условий, иметь запасной вариант мероприятий, схожих по тематике и содержанию, которые можно реализовать в закрытых помещениях. Провести интересные, не требующие подготовки игры по отрядам. Усиление отрядной работы. Обработка территории от клещей и комаров. |
Заболеваемость участников смены |
Профилактические процедуры. Медицинское обслуживание и контроль. Витаминизация. |
Несоответствие основной направленности смены интересам участников смены |
Проведение индивидуальной разъяснительной беседы, изучение интересов ребенка. Корректировка программы в процессе реализации. Адаптация программы запросам детей и подростков. Использование методик интенсивного вовлечения в сюжет, мотивация детей. Вовлечение детей и подростков в деятельность. Изучение интересов и потребностей детей и подростков. |
Эмоциональная неуравновешенность участников смены
|
Индивидуальная работа психолога с детьми и подростками. Индивидуальные воспитательные беседы. Контроль здоровья со стороны медицинской службы. Работа с родителями (законными представителями). Организация отрядной работы с учетом рекомендаций. |
Сложная адаптация ребёнка к новому месту, самостоятельности, переживание разлуки с родителями (законными представителями) |
Проведение индивидуальной разъяснительной беседы. Создание ситуаций успеха для ребенка. Консультативная работа с родителями (законными представителями) по вопросу индивидуальных особенностей ребенка. |
Низкая самооценка участников смены |
Создание ситуации успеха. Дополнительная работа педагогов, индивидуальный подход. |
Снижение активности участников смены |
Активизация через интересные внутриотрядные мероприятия и делегирование полномочий со стороны вожатого. Постоянный настрой на активную деятельность. Мотивация детей и подростков. |
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
2. Горизонты лета (программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков). – М., 1997.
3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
5. Лето. Дети. Лагерь: сб. программ загородных лагерей в помощь организаторам летнего отдыха. – Омск, 2002.
6. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2016 г.
7. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.
8. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2009 г.
9. Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016
10. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2011 г.
11. Степанова, Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере / Т.М. Степанова. - М.: Красико-Принт, 2016.
12. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2009 г.
13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.
14. http://yabs.yandex.ru/count/VJh
15. javascript://летний лагерь
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
«План – сетка на 2023 год»
Лагерь «Парусная регата», 1 смена «Наш город - Екатеринбург»
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ 01.06 |
ПТ 02.06 |
СБ 03.06 |
ВС 04.06 |
|
|
|
1.КТД «На борту»
2. Знакомство в отрядах (вожатые)
3. Танцевальное шоу «Навстречу приключениям» 4. 13.30 -Шоу мыльных пузырей. |
1. «Операция «УЮТ»
2. «Альбом путешественника» (кружки)
3.13.20- Спектакль ЕН |
|
|
Неделя истории города. Екатеринбург исторический |
|
|||||
ПН 05.06 |
ВТ 06.06 |
СР 07.06 |
ЧТ 08.06 |
ПТ 09.06 |
СБ 10.06 |
ВС 11.06 |
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2.Открытие лагеря «Екатеринбург – мой город» |
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. Интерактивная игра «Мой город Екатеринбург: вчера, сегодня, завтра». |
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. ЭКСККУРСИИ. ВЫЕЗД «Один день в купеческой лавке» |
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2.ЭКСКУРСИЯ, РЖД |
1.КТД «Альбом путешественника (кружки)
9.30 интерактивная игра «Русь, Родина, Отечество» |
|
|
Неделя культуры и спорта. Екатеринбург культурный |
|
|||||
ПН 12.06 |
ВТ 13.06 |
СР 14.06 |
ЧТ 15.06 |
ПТ 16.06 |
СБ 17.06 |
ВС 18.06 |
|
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. Посещение Фентази Града |
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. Лазерный биатлон
|
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. Екатеринбург кинематографический (КЛИП шоу) |
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. Екатеринбург туристический. Захват пиратами. |
|
|
Неделя наук. Екатеринбург научный |
|
|||||
ПН 19.06 |
ВТ 20.06 |
СР 21.06 |
ЧТ 22.06 |
|
|
|
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки) 2. Танцевальный калейдоскоп
2. Спортивно-туристическое ориентирование
|
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. Музей «Россия – моя история»
|
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2. День наук
|
1.КТД «Альбом путешественника» (кружки)
2.Екатеринбург патриотический. День памяти – линейка
3. Закрытие лагеря «Любимый город» |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПОЛОЖЕНИЕ
о вожатском отряде пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей и подростков
I. Общие положения.
Настоящее Положение определяет основные направления и особенности существовании вожатого в школе.
Необходимость данного положения обусловлена актуальностью вопроса организации в общеобразовательном учреждении не только культурно-досуговой, но и общественно-полезной, социально-значимой деятельности, поддержки детских инициатив, движений, объединений.
Вожатский отряд – это актив и лидеры школьного самоуправления, дети 7-8, 10-х классов, оказывающие регулярную шефскую учащимся 1-4 классов в учебный период, активно включенные в лагерную смену в процесс СОтворчества и СОуправления.
Вожатский отряд создается для решения вопросов организации, содержательной деятельности лагеря, обучения демократическим формам взаимодействия взрослых и детей, обучения основам вожатского мастерства, развития позитивных личностных и лидерских качеств.
II. Основные направления деятельности вожатого.
2.1. Вожатый в школе является организатором общественно-полезной, социально-значимой, творческой деятельности в детском коллективе, способствует развитию самоуправления, поддержке детских инициатив.
2.2. Педагогическая позиция вожатого в лагере по отношению к отдыхающим детям – старший товарищ, друг, лидер детского объединения. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создает дружный сплоченный коллектив.
2.3. Вожатский отряд готовит и проводит коллективно творческие дела и обязательно анализирует дело.
2.4. На вожатский отряд возлагается основная миссия – вовлечение лагерной смены в игровой процесс: игры на свежем воздухе, настольные игры, интеллектуальные игры и конкурсы, сюжетно – ролевые и деловые игры, коллективные творческие дела, утренняя ритмическая гимнастика, веселые старты, оформительская работа, организация и проведение утренней зарядки по музыку.
III. Порядок приема в отряд.
3.1. В состав вожатского отряда входят подростки 13 -16 лет из учащихся нашей школы, обладающий организаторскими способностями и проявляющий интерес к работе с детьми.
3.2. Перед началом смены вожатые проходят обязательное краткосрочное обучение .
IV. Права и обязанности вожатого.
Каждый член вожатского отряда имеет право:
Каждый член вожатского отряда обязан:
§ Ответственно исполнять порученное дело;
§ Соблюдать законы общения и культуры поведения;
Приложение
Рефлексия проведённого мероприятия
1. Расскажите о самом, на ваш взгляд, неудачном мероприятии.
- Какое мероприятие группе не удалось или было сделано кое-как?
- В чём, по-вашему, заключалась причина «провала»?
- Кто из участников группы в наименьшей степени способствовал достижению цели мероприятия?
- Кто оказался «слабым звеном», почему так получилось (какие обстоятельства помешали, в чем была ошибка участника)?
- Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций?
- Могло ли быть хуже, чем получилось?
- Что/ кто способствовал проведению мероприятия, «спасению» ситуации?
2. Расскажите о самом ярком негативном впечатлении от работы.
- Что, когда, как и где произошло?
- Почему это произвело на вас впечатление?
- Почему эта ситуация была для вас неприятной.
- Чего вы на самом деле ожидали от людей/событий, себя самого?
- Как это событие (случай, ситуация) повлияло на вас (ваши мысли, чувства, поступки, отношение к чему-то или кому-то).
3. Расскажите о самом, на ваш взгляд, лучшем, успешном мероприятии.
- Какое мероприятие группе удалось особенно хорошо?
- В чем, по-вашему, заключался залог успеха?
- Кто из участников группы в наибольшей степени способствовал достижению цели мероприятия?
- Можно ли было сделать это мероприятие еще более эффективным? За счет чего?
4. Расскажите о вашем самом ярком позитивном впечатлении от работы.
- Что, когда, как и где произошло?
- Почему это произвело на вас впечатление?
- Как это событие (случай, ситуация) повлияло на вас (ваши мысли, чувства, поступки, отношение к чему-то или кому-то).
5. Появились ли у вас какие-то новые идеи, цели, мечты, идеалы, задачи личностного развития, потребности в связи с работой в вожатском отряде?
6. Оцените свою работу в отряде по 5 балльной шкале.
- По каким критериям вы оцениваете свою работу?
- За что ставите баллы? Как можно увидеть, что уровень достижений соответствует критерию? Как «на глаз» (или по другим признакам – по каким?) определить, успешна ваша работа или нет?
8.40-8.50 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
8,50-9.00 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.00-9.30 Завтрак
Всем за стол!
Узнать пора,
Чем богаты повара!
9.30-12.00 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
И в бассейне искупайся.
12.00-13.00 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.00-13.30 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу
аппетит.
13.45-14.30 Коммуникативные ,подвижные игры на свежем воздухе .
14.45-15.00 Подведение итогов дня
15.00 Уход домой.
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопрос
Твои первые впечатления от лагеря?____________________________
Что ты ждешь от лагеря?_______________________________________
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?________________________________________________
В каких делах ты хочешь участвовать?___________________________
Что тебе нравиться делать?_____________________________________
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?_____________________________________________________
Кто твои друзья в лагере?_______________________________________
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что_______________________________________
Я не хочу, чтобы___________________________________________________
Я хочу, чтобы______________________________________________________
Я боюсь, что _______________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя___________________ Фамилия________________________________
Анкета адаптации детей в условиях лагеря:
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?______________________________________________________________
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?________________________________________________
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?_________________________________________________________
7. Что ты рассказываешь дома о лагере?_________________________________________________________
8. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару:(от «пятёрки» до «двойки»).______________________________________________________
9. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?_________________________________________
10. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?____________________________________
11. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Анкета итогового периода:
1.Как ты думаешь, что стало для тебя самым важным в смене?____________________________________________________________
2.В какой роли ты смог выступить в течение смены?______________________________________________________________________________________________________________________________
3.Улучшилось ли состояние твоего здоровья?__________________________________________________________
4.С какими проблемами ты столкнулся в лагере?____________________________________________________________
5.Кто тебе помогал решать возникшие проблемы?_______________________
6.Назови, пожалуйста, самое яркое событие в смене._____________________________________________________________
7.От чего бы ты отказался в лагере?____________________________________
8.Если у тебя будет желание посещать лагерь еще раз, ты бы:
· Выбрал бы снова свой отряд
· Выбрал бы себе другой отряд
· Ни за что бы сюда больше не пришел.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.