Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 13.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

программа элективного курса " Основы финансовой грамотности" для 11 класса
Иконка файла материала финансовая грамотность 10 Неверовой Е.pdf

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

                                              фИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

10                  класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Статус документа:

 Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов: 1) Закон РФ «Об образовании»; 

2)              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 

3)              Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской  Федерации». 

4)              Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В.  Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015   Место предмета в базисном учебном плане:

Рабочая программа по финансовой грамотности для 10 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного

образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из  расчета 1 часа в неделю.

УМК:

            Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А.  Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

            Структура программы:

Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематический план и календарно-тематическое  планирование; перечень литературы и средств обучения; требования к уровню подготовки учащихся.

Тип программы: модифицированная адаптированная программа. Программа модифицирована на основе примерной программы

 и программы Е.А. Вигдорчик «Финансовая грамотность»

Модификация выражается в следующем: поскольку для изучения этого предмета в школе выделено 35 часов, а программа

 предусматривает 17 часов, то количество уроков на изучение тем увеличено.

Адаптация отражена в учебно-методическом сопровождении: возможности при обучении использовать мультимедийное

 оборудование, электронные обучающие программы.

             Общая характеристика учебного предмета:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10-11 классов в сфере

экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

-               Деньги, их история, виды, функции;  

-               Семейный бюджет;  

-               Экономические отношения семьи и государства;  

-               Семья и финансовый бизнес;  -          Собственный бизнес.  

 Освоение  содержания  опирается  на  межпредметные  связи  с  курсами  математики,  истории,  географии,  обществознания  и  литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных  выступлений.

            Цели:

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие

экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики  семьи. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Планируемые результаты:

            Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

-               осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;     

-               овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;    

-               развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;  

-               развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;   -                участие в принятии решений о семейном бюджете.  

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:  

-               освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  

-               использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет    -сайтах и проведение простых опросов и интервью;  

-               формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект      -карты);  

-               овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;                 -            овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.  

Регулятивные:

-               понимание цели своих действий;  

-               планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;  

-               проявление познавательной и творческой инициативы;  

-               оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;  


-               адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:  

-               составление текстов в устной и письменной формах;  

-               готовность слушать собеседника и вести диалог;  

-               готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  

-               умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;  

-               определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществля ть взаимный контроль в совместной деятельности,  

-               адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными                результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:  

-               понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;  -         понимание и правильное использование экономических терминов;  

-               освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.  -                приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;             

-               развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;                 

-               развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к  изучению общественных дисциплин.  

                  Формы организации и методы обучения:

Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их

сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы элективного курса

 

       личностным, включающими формирование мотивации к грамотному финансовому поведению, формированию ценностносмысловых установок, отражающих личную экономически грамотную позицию в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье

       метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами семьи, взрослыми людьми и сверстниками

       предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии семейного бюджета с

обязательным использованием и пониманием специфических терминов по финансовой грамотности

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

Доходы и расходы семьи (10 часов)

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

       Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(6 часов) Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». Семья и государство: как они взаимодействуют(6 часов) Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

       Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов) Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Что такое финансовая грамотность(1 час)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов, тем

 

Всего часов

 

Формы контроля

 

всего

теория

практика

1. Доходы и расходы

10

4

6

Составление семейного

семьи

 

 

 

бюджета

2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

Ролевая игра

 

 

 

3. Семья и государство:

как они взаимодействуют

6

 

2

 

4

 

Мини-исследование

 

4. Финансовый бизнес:

12

5

7

Составление личного

чем он может помочь семье

 

 

 

 

 

 

финансового плана

 

5. Что такое финансовая грамотность

1

 

0

 

1

 

Тестирование  

Итого

35

13

22

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

Тема/ Тема урока

 

 

 

Кол- во часо в

Дата

 

 

 

Стандарт/Содержание

 

 

 

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС             

                                 

                                 

 

 

 

 

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

 

Доходы и расходы семьи

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

1

 

Почему так важно

Познакомиться с

Коммуникативные:

Формирование

 

 

 

 

изучать финансовую

понятием

самостоятельно организовывать

стартовой моти-

 

 

 

 

грамотность? Чему вы

финансовой

учебное взаимодействие в

вации к изучению

 

 

 

 

можете научиться на

грамотности

группе; определять собственное

нового материала

 

 

 

 

уроках финансовой

 

отношение к явлениям совре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грамотности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-

Деньги

2

 

Люди обмениваются

Объяснять

Коммуникативные:

Формирование

3

 

 

 

товарами и услугами.

проблемы

самостоятельно организовывать

осознанного

 

 

 

 

Прямой обмен неудобен

бартерного

учебное взаимодействие в

понимания

 

 

 

 

из-за несовпадения

обмена, описывать

группе; определять собственное

значения денег в

 

 

 

 

интересов и

свойства предмета,

отношение к явлениям совре-

жизни общества и

 

 

 

 

определения ценности.

играющего роль

менной жизни, формулировать

человека

 

 

 

 

Товарные деньги

денег, перечислять

свою точку зрения.

 

 

 

 

 

обслуживают обмен, но

виды денег,

Регулятивные: самостоятельно

 

 

 

 

 

имеют собственную

приводить

обнаруживать и формулировать

 

 

 

 

 

ценность. Драгоценные

примеры товарных

учебную проблему; выбирать

 

 

 

 

 

металлы и монеты из

денег, сравнивать

средства достижения цели из

 

 

 

 

 

них являются

преимущества и

предложенных, а также искать их

 

 

 

 

 

товарными деньгами.

недостатки разных

самостоятельно.

 

 

 

 

 

Металлические монеты

видов денег,

Познавательные: давать

 

 

 

 

 

сложно изготавливать и

составлять задачи

определения понятиям;

 

 

 

 

 

опасно перевозить.

с денежными

анализировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

Бумажные деньги явля-

расчетами,

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

ются символическими

объяснять, почему

факты и явления

 

 

 

 

 

деньгами. Безналичные

бумажные деньги

 

 

 

 

 

 

деньги представляют

могут

 

 

 

 

 

 

собой информацию.

обесцениваться,

 

 

 

 

 

 

Денежной системой

знать, что

 

 

 

 

 

 

страны управляет

денежной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

центральный банк.

 

 

 

 

 

 

системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег- преступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-

Доходы семьи

2

 

Доходами семьи

Описывать и

Коммуникативные:

формирование

5

 

 

 

являются: заработная

сравнивать

самостоятельно организовывать

ответственного

 

 

 

 

плата, доходы от

источники доходов

учебное взаимодействие в

отношения к

 

 

 

 

владения

семьи, виды

группе; определять собственное

учению,

 

 

 

 

собственностью,

заработной платы,

отношение к явлениям совре-

готовности и

 

 

 

 

социальные выплаты и

знать особенности

менной жизни, формулировать

способности

 

 

 

 

заёмные средства.

труда

свою точку зрения.

обучающихся к

 

 

 

 

Размер заработной

несовершеннолетн

Регулятивные: самостоятельно

саморазвитию и

 

 

 

 

платы зависит от

их, объяснять, как

обнаруживать и формулировать

самообразованию

 

 

 

 

образования,

связаны

учебную проблему; искать и

на основе

 

 

 

 

профессии,

профессии и

выделять необходимую

мотивации к

 

 

 

 

квалификации. Вла-

образование,

информацию. Познавательные:

обучению и

 

 

 

 

дение недвижимостью

объяснять, чем

осуществлять расширенный

познанию

 

 

 

 

(квартирой, домом,

руководствуется

поиск информации; ана-

 

 

 

 

 

гаражом, участком

человек при

лизировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

земли) может приносить

выборе профессии,

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

арендную плату.

объяснять

факты и явления; давать

 

 

 

 

 

 

 

Деньги, положенные в

причины различий

определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

в заработной плате

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-

Расходы семьи

2

 

Семьи тратят деньги на

Объяснять

Коммуникативные:

формирование

7

 

 

 

товары и услуги.

причины, по

самостоятельно организовывать

ответственного

 

 

 

 

Расходы можно

которым люди

учебное взаимодействие в

отношения к

 

 

 

 

разделить на три

делают покупки,

группе; определять собственное

учению,

 

 

 

 

группы: обязательные,

описывать

отношение к явлениям совре-

готовности и

 

 

 

 

желательные и лишние.

направления

менной жизни, формулировать

способности

 

 

 

 

Коммунальные услуги

расходов семьи,

свою точку зрения.

обучающихся к

 

 

 

 

должны оплачиваться

классифицировать

Регулятивные: самостоятельно

саморазвитию и

 

 

 

 

ежемесячно. На

виды благ,

обнаруживать и формулировать

самообразованию

 

 

 

 

крупные покупки

рассчитывать доли

учебную проблему; искать и

на основе

 

 

 

 

деньги можно накопить

расходов на

выделять необходимую

мотивации к

 

 

 

 

или занять. Долги надо

разные товары и

информацию. Познавательные:

обучению и

 

 

 

 

отдавать в назначенный

услуги

осуществлять расширенный

познанию

 

 

 

 

срок. В разных

 

поиск информации; ана-

 

 

 

 

 

магазинах цены на одни

 

лизировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

и те же товары

 

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

различаются. Расходы

 

факты и явления; давать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

 

 

 

 

 

определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-

Семейный

2

 

Доходы и расходы

Составлять

Коммуникативные:

формирование

9

бюджет

 

 

следует планировать.

семейный бюджет

самостоятельно организовывать

ответственного

 

 

 

 

План доходов и

на условных

учебное взаимодействие в

отношения к

 

 

 

 

расходов называется

примерах,

группе; определять собственное

учению,

 

 

 

 

бюджетом. Превышение

сравнивать доходы

отношение к явлениям совре-

готовности и

 

 

 

 

доходов над расходами

и расходы и

менной жизни, формулировать

способности

 

 

 

 

позволяет делать

принимать

свою точку зрения.

обучающихся к

 

 

 

 

сбережения.

решения,

Регулятивные: самостоятельно

саморазвитию и

 

 

 

 

Сбережения обычно

объяснять

обнаруживать и формулировать

самообразованию

 

 

 

 

хранятся в банке.

причины, по

учебную проблему; искать и

на основе

 

 

 

 

Превышение расходов

которым люди

выделять необходимую

мотивации к

 

 

 

 

над доходами сокращает

делают

информацию. Познавательные:

обучению и

 

 

 

 

сбережения или

сбережения,

осуществлять расширенный

познанию

 

 

 

 

приводит к образованию

описывать формы

поиск информации; ана-

 

 

 

 

 

долгов.

сбережений,

лизировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

 

описывать

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

 

последствия

факты и явления; давать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

превышения расходов над доходами

определения понятиям

 

 

 

 

 

10

Доходы и расходы

1

 

 

Научиться

Коммуникативные:

Формирование

 

семьи

 

 

 

систематизировать

самостоятельно организовывать

ценностных ори-

 

 

 

 

 

обществовед-

учебное взаимодействие в

ентиров, осно-

 

 

 

 

 

ческую

группе; определять собственное

ванных на идеях

 

 

 

 

 

информацию и

отношение к явлениям совре-

убежденности и

 

 

 

 

 

представлять ее в

менной жизни, формулировать

важности ответ-

 

 

 

 

 

виде семейного

свою точку зрения.

ственного и взрос-

 

 

 

 

 

бюджета; по-

Регулятивные: определять

лого поведения

 

 

 

 

 

нимать роль

последовательность

 

 

 

 

 

 

нравственных

промежуточных целей с учетом

 

 

 

 

 

 

норм как

конечного результата, составлять

 

 

 

 

 

 

решающих

план последовательности

 

 

 

 

 

 

регуляторов

действий.

 

 

 

 

 

 

общественной

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

жизни, уметь

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

применять эти

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

нормы и правила

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

при анализе и

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценке реальных социальных ситуаций;

давать определения понятиям

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понимать значение коммуникации в межличностном общении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Особые

2

 

Экономические

Описывать

Коммуникативные:

Формирование

-

жизненные

 

 

последствия

события,

самостоятельно организовывать

ответственного

12

ситуации и как с

 

 

непредвиденных

существенно

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

ними справиться

 

 

событий: болезней,

влияющие на

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

аварий, природных

жизнь семьи,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

катаклизмов. Расходы,

определять

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

связанные с рождением

последствия таких

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

детей.

событий для

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

бюджета семьи,

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

различать

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

обязательное и

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

добровольное

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

страхование,

действий.

 

 

 

 

 

 

объяснять, почему

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

существует

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

обязательное

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

страхование,

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

почему

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

давать определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Страхование

2

 

Страхование

Описывать

Коммуникативные:

Формирование

-

 

 

 

имущества, здоровья,

события,

самостоятельно организовывать

ответственного

14

 

 

 

жизни. Принципы

существенно

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

работы страховой

влияющие на

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

компании.

жизнь семьи,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

определять

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

последствия таких

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

событий для

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

бюджета семьи,

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

различать

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

обязательное и

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

добровольное

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

страхование,

действий.

 

 

 

 

 

 

объяснять, почему

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

существует

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

обязательное

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

страхование,

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

почему

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

давать определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

«Семейный

2

 

 

Научиться

Коммуникативные:

Формирование

-

бюджет»

 

 

 

систематизировать

самостоятельно организовывать

ответственного

16

 

 

 

 

обществовед-

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

ческую

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

информацию и

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

представлять ее в

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

виде семейного

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

бюджета; по-

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

нимать роль

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

нравственных

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

норм как

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

решающих

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

регуляторов

действий.

 

 

 

 

 

 

общественной

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

жизни, уметь

расширенный поиск

 


 

 

 

 

 

 

 

 

применять эти

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

нормы и правила

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

при анализе и

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении

давать определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья и государство: как они

взаимодействуют

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Налоги

2

 

Налоги - обязательные

Объяснять, почему

Коммуникативные:

Формирование

-

 

 

 

платежи, собираемые

государство

самостоятельно организовывать

ответственного

18

 

 

 

государством. На-

собирает налоги,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

правления

приводить

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

государственных

примеры налогов,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

расходов. Виды

описывать, как и

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

налогов. Организация

когда платятся

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

сбора налогов. Налог.

налоги, объяснять,

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

Налоговая инспекция.

почему вводятся

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

Подоходный налог.

акцизные налоги,

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

Налоговая ставка. Налог

описывать

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

на прибыль. Физические

последствия

план последовательности

траектории

 

 

 

 

лица. Пеня. Налоговые

невыплаты

действий.

 

 

 

 

 

льготы. Налог на

налогов для

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

добавленную стоимость.

граждан,

расширенный поиск

 

 

 

 

 

Акциз.

приводить

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

приметы уплаты

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налогов в семье

 

обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

 

19

Социальные

2

 

Государство

Объяснять, почему

Коммуникативные:

Формирование

-

пособия

 

 

поддерживает

существуют

самостоятельно организовывать

ответственного

20

 

 

 

некоторые категории

социальные

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

людей: инвалидов,

выплаты,

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

стариков, семьи с

приводить

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

детьми, безработных.

примеры

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

социальных

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

выплат, находить

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

информацию о

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

социальных

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

выплатах

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

21

Государство – это

2

 

 

Как принять

Коммуникативные:

Формирование

-

мы

 

 

 

решение о налогах

самостоятельно организовывать

ответственного

22

 

 

 

 

и сборах

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

 

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

 

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

 

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

 

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

23

Как спасти деньги

2

 

Понятие инфляции. Как

Объяснять понятие

Коммуникативные:

Формирование

-

от инфляции

 

 

спасти деньги от

инфляции,

самостоятельно организовывать

ответственного

24

 

 

 

инфляции

причины

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

обесценивания

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

денег, приводить

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

примеры способов

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

сохранить деньги

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

от инфляции

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

25

Банковские

2

 

Банки принимают

Приводить

Коммуникативные:

Формирование

-

услуги

 

 

вклады и выдают

примеры

самостоятельно организовывать

ответственного

26

 

 

 

кредиты. Процентная

банковских услуг,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

ставка по вкладам

описывать условия

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

зависит от размера

вкладов и

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

вклада и его срока. При

кредитов,

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

прекращении дея-

находить

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

тельности банка

информацию о

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

вкладчикам

вкладах и

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

гарантируется возврат

кредитах,

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

средств. Процентная

объяснять

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

ставка по кредитам

причины и

план последовательности

траектории

 

 

 

 

выше процентной

последствия

действий.

 

 

 

 

 

ставки по вкладам.

решений о взятии

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кредита

 

 

 

 

расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

 

 

 

 

27

Собственный

2

 

Организация бизнеса.

Сравнивать

Коммуникативные:

Формирование

-

бизнес

 

 

Разработка бизнес-

возможности

самостоятельно организовывать

ответственного

28

 

 

 

плана. Стартовый капи-

работы по найму и

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

тал. Организации по

собственного

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

поддержке малого

бизнеса,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

бизнеса.

объяснять, почему

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

государство

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

поддерживает

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

малый бизнес,

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

объяснять, что

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

такое бизнес-план,

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

приводить

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

примеры бизнеса,

действий.

 

 

 

 

 

 

которым

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

занимаются

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подростки

 

 

 

информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

 

 

 

29

Валюта в

2

 

Валюта — денежная

Приводить

Коммуникативные:

Формирование

-

современном мире

 

 

единица страны. Разные

примеры валют

самостоятельно организовывать

ответственного

30

 

 

 

страны имеют разные

разных стран,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

валюты. Цена одной

объяснять, что

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

валюты, выраженная в

такое валютный

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

другой валюте,

курс, находить

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

называется валютным

информацию о

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

курсом. Процентные

валютных курсах,

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

ставки по валютным

проводить расчеты

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

вкладам отличаются от

с валютными

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

ставок по вкладам в

курсами

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

национальной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

траектории

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

давать определения понятиям

 

31

Благотворительно

2

 

Что такое

Объяснять

Коммуникативные:

Формирование

-

сть

 

 

благотворительность?

причины и виды

самостоятельно организовывать

ответственного

32

 

 

 

Значение помощи

благотворительнос

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

людям

ти, роль

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

благотворительнос

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

ти для общества и

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

человека

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

33

Личный

2

 

Финансовые цели. Как

Объяснять, что

Коммуникативные:

Формирование

-

финансовый план

 

 

найти дорогу к своей

такое финансовый

самостоятельно организовывать

ответственного

34

 

 

 

мечте

план, перечислять

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

основные

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

компоненты

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

финансового

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

плана, объяснять

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

значение

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

финансового плана

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

для человека

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

35

Что такое

1

 

 

Объяснять понятие

Коммуникативные:

Формирование

 

финансовая

 

 

 

финансовой

самостоятельно организовывать

ответственного

 

грамотность

 

 

 

грамотности,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

значение ее для

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

человека и

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

общества

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

 

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ      УМК:

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

 

     Дополнительные пособия для учителя: Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 10—11 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-  ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 10—11классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.

Интернет-ресурсы:

1.                   Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

2.                   Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»

      —  http://www.dostatok.ru;  

3.                   Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota    -i-zarplata; 

Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php 

Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585