Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса
Оценка 4.6

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
обществознание
11 кл +1
13.01.2022
Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса
программа элективного курса " Основы финансовой грамотности" для 11 класса
финансовая грамотность 10 Неверовой Е.pdf

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

                                              фИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

10                  класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Статус документа:

 Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов: 1) Закон РФ «Об образовании»; 

2)              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 

3)              Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской  Федерации». 

4)              Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В.  Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015   Место предмета в базисном учебном плане:

Рабочая программа по финансовой грамотности для 10 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного

образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из  расчета 1 часа в неделю.

УМК:

            Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А.  Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

            Структура программы:

Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематический план и календарно-тематическое  планирование; перечень литературы и средств обучения; требования к уровню подготовки учащихся.

Тип программы: модифицированная адаптированная программа. Программа модифицирована на основе примерной программы

 и программы Е.А. Вигдорчик «Финансовая грамотность»

Модификация выражается в следующем: поскольку для изучения этого предмета в школе выделено 35 часов, а программа

 предусматривает 17 часов, то количество уроков на изучение тем увеличено.

Адаптация отражена в учебно-методическом сопровождении: возможности при обучении использовать мультимедийное

 оборудование, электронные обучающие программы.

             Общая характеристика учебного предмета:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10-11 классов в сфере

экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

-               Деньги, их история, виды, функции;  

-               Семейный бюджет;  

-               Экономические отношения семьи и государства;  

-               Семья и финансовый бизнес;  -          Собственный бизнес.  

 Освоение  содержания  опирается  на  межпредметные  связи  с  курсами  математики,  истории,  географии,  обществознания  и  литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных  выступлений.

            Цели:

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие

экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики  семьи. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Планируемые результаты:

            Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

-               осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;     

-               овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;    

-               развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;  

-               развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;   -                участие в принятии решений о семейном бюджете.  

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:  

-               освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  

-               использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет    -сайтах и проведение простых опросов и интервью;  

-               формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект      -карты);  

-               овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;                 -            овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.  

Регулятивные:

-               понимание цели своих действий;  

-               планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;  

-               проявление познавательной и творческой инициативы;  

-               оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;  


-               адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:  

-               составление текстов в устной и письменной формах;  

-               готовность слушать собеседника и вести диалог;  

-               готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  

-               умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;  

-               определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществля ть взаимный контроль в совместной деятельности,  

-               адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными                результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:  

-               понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;  -         понимание и правильное использование экономических терминов;  

-               освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.  -                приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;             

-               развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;                 

-               развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к  изучению общественных дисциплин.  

                  Формы организации и методы обучения:

Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их

сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы элективного курса

 

       личностным, включающими формирование мотивации к грамотному финансовому поведению, формированию ценностносмысловых установок, отражающих личную экономически грамотную позицию в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье

       метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами семьи, взрослыми людьми и сверстниками

       предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии семейного бюджета с

обязательным использованием и пониманием специфических терминов по финансовой грамотности

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

Доходы и расходы семьи (10 часов)

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

       Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(6 часов) Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». Семья и государство: как они взаимодействуют(6 часов) Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

       Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов) Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Что такое финансовая грамотность(1 час)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов, тем

 

Всего часов

 

Формы контроля

 

всего

теория

практика

1. Доходы и расходы

10

4

6

Составление семейного

семьи

 

 

 

бюджета

2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

Ролевая игра

 

 

 

3. Семья и государство:

как они взаимодействуют

6

 

2

 

4

 

Мини-исследование

 

4. Финансовый бизнес:

12

5

7

Составление личного

чем он может помочь семье

 

 

 

 

 

 

финансового плана

 

5. Что такое финансовая грамотность

1

 

0

 

1

 

Тестирование  

Итого

35

13

22

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

Тема/ Тема урока

 

 

 

Кол- во часо в

Дата

 

 

 

Стандарт/Содержание

 

 

 

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС             

                                 

                                 

 

 

 

 

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

 

Доходы и расходы семьи

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

1

 

Почему так важно

Познакомиться с

Коммуникативные:

Формирование

 

 

 

 

изучать финансовую

понятием

самостоятельно организовывать

стартовой моти-

 

 

 

 

грамотность? Чему вы

финансовой

учебное взаимодействие в

вации к изучению

 

 

 

 

можете научиться на

грамотности

группе; определять собственное

нового материала

 

 

 

 

уроках финансовой

 

отношение к явлениям совре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грамотности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-

Деньги

2

 

Люди обмениваются

Объяснять

Коммуникативные:

Формирование

3

 

 

 

товарами и услугами.

проблемы

самостоятельно организовывать

осознанного

 

 

 

 

Прямой обмен неудобен

бартерного

учебное взаимодействие в

понимания

 

 

 

 

из-за несовпадения

обмена, описывать

группе; определять собственное

значения денег в

 

 

 

 

интересов и

свойства предмета,

отношение к явлениям совре-

жизни общества и

 

 

 

 

определения ценности.

играющего роль

менной жизни, формулировать

человека

 

 

 

 

Товарные деньги

денег, перечислять

свою точку зрения.

 

 

 

 

 

обслуживают обмен, но

виды денег,

Регулятивные: самостоятельно

 

 

 

 

 

имеют собственную

приводить

обнаруживать и формулировать

 

 

 

 

 

ценность. Драгоценные

примеры товарных

учебную проблему; выбирать

 

 

 

 

 

металлы и монеты из

денег, сравнивать

средства достижения цели из

 

 

 

 

 

них являются

преимущества и

предложенных, а также искать их

 

 

 

 

 

товарными деньгами.

недостатки разных

самостоятельно.

 

 

 

 

 

Металлические монеты

видов денег,

Познавательные: давать

 

 

 

 

 

сложно изготавливать и

составлять задачи

определения понятиям;

 

 

 

 

 

опасно перевозить.

с денежными

анализировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

Бумажные деньги явля-

расчетами,

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

ются символическими

объяснять, почему

факты и явления

 

 

 

 

 

деньгами. Безналичные

бумажные деньги

 

 

 

 

 

 

деньги представляют

могут

 

 

 

 

 

 

собой информацию.

обесцениваться,

 

 

 

 

 

 

Денежной системой

знать, что

 

 

 

 

 

 

страны управляет

денежной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

центральный банк.

 

 

 

 

 

 

системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег- преступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-

Доходы семьи

2

 

Доходами семьи

Описывать и

Коммуникативные:

формирование

5

 

 

 

являются: заработная

сравнивать

самостоятельно организовывать

ответственного

 

 

 

 

плата, доходы от

источники доходов

учебное взаимодействие в

отношения к

 

 

 

 

владения

семьи, виды

группе; определять собственное

учению,

 

 

 

 

собственностью,

заработной платы,

отношение к явлениям совре-

готовности и

 

 

 

 

социальные выплаты и

знать особенности

менной жизни, формулировать

способности

 

 

 

 

заёмные средства.

труда

свою точку зрения.

обучающихся к

 

 

 

 

Размер заработной

несовершеннолетн

Регулятивные: самостоятельно

саморазвитию и

 

 

 

 

платы зависит от

их, объяснять, как

обнаруживать и формулировать

самообразованию

 

 

 

 

образования,

связаны

учебную проблему; искать и

на основе

 

 

 

 

профессии,

профессии и

выделять необходимую

мотивации к

 

 

 

 

квалификации. Вла-

образование,

информацию. Познавательные:

обучению и

 

 

 

 

дение недвижимостью

объяснять, чем

осуществлять расширенный

познанию

 

 

 

 

(квартирой, домом,

руководствуется

поиск информации; ана-

 

 

 

 

 

гаражом, участком

человек при

лизировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

земли) может приносить

выборе профессии,

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

арендную плату.

объяснять

факты и явления; давать

 

 

 

 

 

 

 

Деньги, положенные в

причины различий

определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

в заработной плате

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-

Расходы семьи

2

 

Семьи тратят деньги на

Объяснять

Коммуникативные:

формирование

7

 

 

 

товары и услуги.

причины, по

самостоятельно организовывать

ответственного

 

 

 

 

Расходы можно

которым люди

учебное взаимодействие в

отношения к

 

 

 

 

разделить на три

делают покупки,

группе; определять собственное

учению,

 

 

 

 

группы: обязательные,

описывать

отношение к явлениям совре-

готовности и

 

 

 

 

желательные и лишние.

направления

менной жизни, формулировать

способности

 

 

 

 

Коммунальные услуги

расходов семьи,

свою точку зрения.

обучающихся к

 

 

 

 

должны оплачиваться

классифицировать

Регулятивные: самостоятельно

саморазвитию и

 

 

 

 

ежемесячно. На

виды благ,

обнаруживать и формулировать

самообразованию

 

 

 

 

крупные покупки

рассчитывать доли

учебную проблему; искать и

на основе

 

 

 

 

деньги можно накопить

расходов на

выделять необходимую

мотивации к

 

 

 

 

или занять. Долги надо

разные товары и

информацию. Познавательные:

обучению и

 

 

 

 

отдавать в назначенный

услуги

осуществлять расширенный

познанию

 

 

 

 

срок. В разных

 

поиск информации; ана-

 

 

 

 

 

магазинах цены на одни

 

лизировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

и те же товары

 

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

различаются. Расходы

 

факты и явления; давать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

 

 

 

 

 

определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-

Семейный

2

 

Доходы и расходы

Составлять

Коммуникативные:

формирование

9

бюджет

 

 

следует планировать.

семейный бюджет

самостоятельно организовывать

ответственного

 

 

 

 

План доходов и

на условных

учебное взаимодействие в

отношения к

 

 

 

 

расходов называется

примерах,

группе; определять собственное

учению,

 

 

 

 

бюджетом. Превышение

сравнивать доходы

отношение к явлениям совре-

готовности и

 

 

 

 

доходов над расходами

и расходы и

менной жизни, формулировать

способности

 

 

 

 

позволяет делать

принимать

свою точку зрения.

обучающихся к

 

 

 

 

сбережения.

решения,

Регулятивные: самостоятельно

саморазвитию и

 

 

 

 

Сбережения обычно

объяснять

обнаруживать и формулировать

самообразованию

 

 

 

 

хранятся в банке.

причины, по

учебную проблему; искать и

на основе

 

 

 

 

Превышение расходов

которым люди

выделять необходимую

мотивации к

 

 

 

 

над доходами сокращает

делают

информацию. Познавательные:

обучению и

 

 

 

 

сбережения или

сбережения,

осуществлять расширенный

познанию

 

 

 

 

приводит к образованию

описывать формы

поиск информации; ана-

 

 

 

 

 

долгов.

сбережений,

лизировать, сравнивать,

 

 

 

 

 

 

описывать

классифицировать и обобщать

 

 

 

 

 

 

последствия

факты и явления; давать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

превышения расходов над доходами

определения понятиям

 

 

 

 

 

10

Доходы и расходы

1

 

 

Научиться

Коммуникативные:

Формирование

 

семьи

 

 

 

систематизировать

самостоятельно организовывать

ценностных ори-

 

 

 

 

 

обществовед-

учебное взаимодействие в

ентиров, осно-

 

 

 

 

 

ческую

группе; определять собственное

ванных на идеях

 

 

 

 

 

информацию и

отношение к явлениям совре-

убежденности и

 

 

 

 

 

представлять ее в

менной жизни, формулировать

важности ответ-

 

 

 

 

 

виде семейного

свою точку зрения.

ственного и взрос-

 

 

 

 

 

бюджета; по-

Регулятивные: определять

лого поведения

 

 

 

 

 

нимать роль

последовательность

 

 

 

 

 

 

нравственных

промежуточных целей с учетом

 

 

 

 

 

 

норм как

конечного результата, составлять

 

 

 

 

 

 

решающих

план последовательности

 

 

 

 

 

 

регуляторов

действий.

 

 

 

 

 

 

общественной

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

жизни, уметь

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

применять эти

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

нормы и правила

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

при анализе и

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценке реальных социальных ситуаций;

давать определения понятиям

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понимать значение коммуникации в межличностном общении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Особые

2

 

Экономические

Описывать

Коммуникативные:

Формирование

-

жизненные

 

 

последствия

события,

самостоятельно организовывать

ответственного

12

ситуации и как с

 

 

непредвиденных

существенно

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

ними справиться

 

 

событий: болезней,

влияющие на

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

аварий, природных

жизнь семьи,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

катаклизмов. Расходы,

определять

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

связанные с рождением

последствия таких

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

детей.

событий для

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

бюджета семьи,

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

различать

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

обязательное и

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

добровольное

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

страхование,

действий.

 

 

 

 

 

 

объяснять, почему

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

существует

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

обязательное

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

страхование,

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

почему

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

давать определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Страхование

2

 

Страхование

Описывать

Коммуникативные:

Формирование

-

 

 

 

имущества, здоровья,

события,

самостоятельно организовывать

ответственного

14

 

 

 

жизни. Принципы

существенно

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

работы страховой

влияющие на

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

компании.

жизнь семьи,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

определять

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

последствия таких

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

событий для

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

бюджета семьи,

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

различать

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

обязательное и

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

добровольное

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

страхование,

действий.

 

 

 

 

 

 

объяснять, почему

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

существует

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

обязательное

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

страхование,

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

почему

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

давать определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

«Семейный

2

 

 

Научиться

Коммуникативные:

Формирование

-

бюджет»

 

 

 

систематизировать

самостоятельно организовывать

ответственного

16

 

 

 

 

обществовед-

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

ческую

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

информацию и

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

представлять ее в

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

виде семейного

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

бюджета; по-

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

нимать роль

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

нравственных

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

норм как

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

решающих

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

регуляторов

действий.

 

 

 

 

 

 

общественной

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

жизни, уметь

расширенный поиск

 


 

 

 

 

 

 

 

 

применять эти

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

нормы и правила

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

при анализе и

обобщать факты и явления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении

давать определения понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья и государство: как они

взаимодействуют

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Налоги

2

 

Налоги - обязательные

Объяснять, почему

Коммуникативные:

Формирование

-

 

 

 

платежи, собираемые

государство

самостоятельно организовывать

ответственного

18

 

 

 

государством. На-

собирает налоги,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

правления

приводить

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

государственных

примеры налогов,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

расходов. Виды

описывать, как и

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

налогов. Организация

когда платятся

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

сбора налогов. Налог.

налоги, объяснять,

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

Налоговая инспекция.

почему вводятся

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

Подоходный налог.

акцизные налоги,

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

Налоговая ставка. Налог

описывать

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

на прибыль. Физические

последствия

план последовательности

траектории

 

 

 

 

лица. Пеня. Налоговые

невыплаты

действий.

 

 

 

 

 

льготы. Налог на

налогов для

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

добавленную стоимость.

граждан,

расширенный поиск

 

 

 

 

 

Акциз.

приводить

информации; анализировать,

 

 

 

 

 

 

приметы уплаты

сравнивать, классифицировать и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налогов в семье

 

обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

 

19

Социальные

2

 

Государство

Объяснять, почему

Коммуникативные:

Формирование

-

пособия

 

 

поддерживает

существуют

самостоятельно организовывать

ответственного

20

 

 

 

некоторые категории

социальные

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

людей: инвалидов,

выплаты,

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

стариков, семьи с

приводить

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

детьми, безработных.

примеры

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

социальных

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

выплат, находить

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

информацию о

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

социальных

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

выплатах

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

21

Государство – это

2

 

 

Как принять

Коммуникативные:

Формирование

-

мы

 

 

 

решение о налогах

самостоятельно организовывать

ответственного

22

 

 

 

 

и сборах

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

 

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

 

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

 

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

 

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

23

Как спасти деньги

2

 

Понятие инфляции. Как

Объяснять понятие

Коммуникативные:

Формирование

-

от инфляции

 

 

спасти деньги от

инфляции,

самостоятельно организовывать

ответственного

24

 

 

 

инфляции

причины

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

обесценивания

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

денег, приводить

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

примеры способов

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

сохранить деньги

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

от инфляции

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

25

Банковские

2

 

Банки принимают

Приводить

Коммуникативные:

Формирование

-

услуги

 

 

вклады и выдают

примеры

самостоятельно организовывать

ответственного

26

 

 

 

кредиты. Процентная

банковских услуг,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

ставка по вкладам

описывать условия

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

зависит от размера

вкладов и

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

вклада и его срока. При

кредитов,

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

прекращении дея-

находить

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

тельности банка

информацию о

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

вкладчикам

вкладах и

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

гарантируется возврат

кредитах,

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

средств. Процентная

объяснять

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

ставка по кредитам

причины и

план последовательности

траектории

 

 

 

 

выше процентной

последствия

действий.

 

 

 

 

 

ставки по вкладам.

решений о взятии

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кредита

 

 

 

 

расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

 

 

 

 

27

Собственный

2

 

Организация бизнеса.

Сравнивать

Коммуникативные:

Формирование

-

бизнес

 

 

Разработка бизнес-

возможности

самостоятельно организовывать

ответственного

28

 

 

 

плана. Стартовый капи-

работы по найму и

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

тал. Организации по

собственного

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

поддержке малого

бизнеса,

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

бизнеса.

объяснять, почему

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

государство

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

поддерживает

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

малый бизнес,

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

объяснять, что

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

такое бизнес-план,

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

приводить

план последовательности

траектории

 

 

 

 

 

примеры бизнеса,

действий.

 

 

 

 

 

 

которым

Познавательные: осуществлять

 

 

 

 

 

 

занимаются

расширенный поиск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подростки

 

 

 

информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

 

 

 

29

Валюта в

2

 

Валюта — денежная

Приводить

Коммуникативные:

Формирование

-

современном мире

 

 

единица страны. Разные

примеры валют

самостоятельно организовывать

ответственного

30

 

 

 

страны имеют разные

разных стран,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

валюты. Цена одной

объяснять, что

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

валюты, выраженная в

такое валютный

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

другой валюте,

курс, находить

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

называется валютным

информацию о

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

курсом. Процентные

валютных курсах,

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

ставки по валютным

проводить расчеты

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

вкладам отличаются от

с валютными

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

ставок по вкладам в

курсами

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

национальной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

траектории

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

давать определения понятиям

 

31

Благотворительно

2

 

Что такое

Объяснять

Коммуникативные:

Формирование

-

сть

 

 

благотворительность?

причины и виды

самостоятельно организовывать

ответственного

32

 

 

 

Значение помощи

благотворительнос

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

людям

ти, роль

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

благотворительнос

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

ти для общества и

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

человека

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

33

Личный

2

 

Финансовые цели. Как

Объяснять, что

Коммуникативные:

Формирование

-

финансовый план

 

 

найти дорогу к своей

такое финансовый

самостоятельно организовывать

ответственного

34

 

 

 

мечте

план, перечислять

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

основные

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

компоненты

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

финансового

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

плана, объяснять

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

значение

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

финансового плана

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

для человека

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 

35

Что такое

1

 

 

Объяснять понятие

Коммуникативные:

Формирование

 

финансовая

 

 

 

финансовой

самостоятельно организовывать

ответственного

 

грамотность

 

 

 

грамотности,

учебное взаимодействие в

отношения к са-

 

 

 

 

 

значение ее для

группе; определять собственное

моразвитию и са-

 

 

 

 

 

человека и

отношение к явлениям совре-

мообразованию на

 

 

 

 

 

общества

менной жизни, формулировать

основе мотивации

 

 

 

 

 

 

свою точку зрения.

к познанию,

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определять

осознанному

 

 

 

 

 

 

последовательность

выбору и построе-

 

 

 

 

 

 

промежуточных целей с учетом

нию дальнейшей

 

 

 

 

 

 

конечного результата, составлять

индивидуальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

траектории

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ      УМК:

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

 

     Дополнительные пособия для учителя: Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 10—11 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-  ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 10—11классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.

Интернет-ресурсы:

1.                   Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

2.                   Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»

      —  http://www.dostatok.ru;  

3.                   Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota    -i-zarplata; 

Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php 

Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 

 

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО

Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий;…

Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий;…

Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и…

Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и…

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 6 2 4

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 6 2 4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Вла- образование, информацию

Вла- образование, информацию

Деньги, положенные в причины различий определения понятиям банк, приносят проценты

Деньги, положенные в причины различий определения понятиям банк, приносят проценты

жизни, уметь расширенный поиск применять эти информации; анализировать, нормы и правила сравнивать, классифицировать и при анализе и обобщать факты и явления; оценке реальных социальных ситуаций;…

жизни, уметь расширенный поиск применять эти информации; анализировать, нормы и правила сравнивать, классифицировать и при анализе и обобщать факты и явления; оценке реальных социальных ситуаций;…

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 6 11

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 6 11

Регулятивные: определять осознанному нимать роль последовательность выбору и построе- нравственных промежуточных целей с учетом нию дальнейшей норм как конечного результата, составлять индивидуальной решающих план последовательности…

Регулятивные: определять осознанному нимать роль последовательность выбору и построе- нравственных промежуточных целей с учетом нию дальнейшей норм как конечного результата, составлять индивидуальной решающих план последовательности…

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Семья и государство: как они взаимодействуют 6 17

Семья и государство: как они взаимодействуют 6 17

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям траектории

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям траектории

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Как спасти деньги 2

Как спасти деньги 2

Процентные валютных курсах,

Процентные валютных курсах,

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Благотворительно 2

Благотворительно 2

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

Программа "Основы финансовой грамотности" для 11 класса

ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022