РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО
фИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Статус документа:
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов: 1) Закон РФ «Об образовании»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3) Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
4) Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015 Место предмета в базисном учебном плане:
Рабочая программа по финансовой грамотности для 10 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.
УМК:
Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Структура программы:
Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематический план и календарно-тематическое планирование; перечень литературы и средств обучения; требования к уровню подготовки учащихся.
Тип программы: модифицированная адаптированная программа. Программа модифицирована на основе примерной программы
и программы Е.А. Вигдорчик «Финансовая грамотность»
Модификация выражается в следующем: поскольку для изучения этого предмета в школе выделено 35 часов, а программа
предусматривает 17 часов, то количество уроков на изучение тем увеличено.
Адаптация отражена в учебно-методическом сопровождении: возможности при обучении использовать мультимедийное
оборудование, электронные обучающие программы.
Общая характеристика учебного предмета:
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10-11 классов в сфере
экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, их история, виды, функции;
- Семейный бюджет;
- Экономические отношения семьи и государства;
- Семья и финансовый бизнес; - Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Цели:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет -сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект -карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществля ть взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их
сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы элективного курса
• личностным, включающими формирование мотивации к грамотному финансовому поведению, формированию ценностносмысловых установок, отражающих личную экономически грамотную позицию в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье
• метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами семьи, взрослыми людьми и сверстниками
• предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии семейного бюджета с
обязательным использованием и пониманием специфических терминов по финансовой грамотности
Доходы и расходы семьи (10 часов)
Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(6 часов) Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». Семья и государство: как они взаимодействуют(6 часов) Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов) Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.
Что такое финансовая грамотность(1 час)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, тем |
|
Всего часов |
|
Формы контроля
|
всего |
теория |
практика |
||
1. Доходы и расходы |
10 |
4 |
6 |
Составление семейного |
семьи |
|
|
|
бюджета |
2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
6
|
2
|
4
|
Ролевая игра
|
3. Семья и государство: как они взаимодействуют |
6
|
2
|
4
|
Мини-исследование
|
4. Финансовый бизнес: |
12 |
5 |
7 |
Составление личного |
чем он может помочь семье |
|
|
|
финансового плана
|
5. Что такое финансовая грамотность |
1
|
0
|
1
|
Тестирование |
Итого |
35 |
13 |
22 |
|
№
|
Тема/ Тема урока
|
Кол- во часо в |
Дата
|
Стандарт/Содержание
|
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
|
||
|
|
|
|
|
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Доходы и расходы семьи |
10
|
|
|
|
|
|
1 |
Введение |
1 |
|
Почему так важно |
Познакомиться с |
Коммуникативные: |
Формирование |
|
|
|
|
изучать финансовую |
понятием |
самостоятельно организовывать |
стартовой моти- |
|
|
|
|
грамотность? Чему вы |
финансовой |
учебное взаимодействие в |
вации к изучению |
|
|
|
|
можете научиться на |
грамотности |
группе; определять собственное |
нового материала |
|
|
|
|
уроках финансовой |
|
отношение к явлениям совре- |
|
|
|
|
|
грамотности?
|
|
менной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
|
2- |
Деньги |
2 |
|
Люди обмениваются |
Объяснять |
Коммуникативные: |
Формирование |
3 |
|
|
|
товарами и услугами. |
проблемы |
самостоятельно организовывать |
осознанного |
|
|
|
|
Прямой обмен неудобен |
бартерного |
учебное взаимодействие в |
понимания |
|
|
|
|
из-за несовпадения |
обмена, описывать |
группе; определять собственное |
значения денег в |
|
|
|
|
интересов и |
свойства предмета, |
отношение к явлениям совре- |
жизни общества и |
|
|
|
|
определения ценности. |
играющего роль |
менной жизни, формулировать |
человека |
|
|
|
|
Товарные деньги |
денег, перечислять |
свою точку зрения. |
|
|
|
|
|
обслуживают обмен, но |
виды денег, |
Регулятивные: самостоятельно |
|
|
|
|
|
имеют собственную |
приводить |
обнаруживать и формулировать |
|
|
|
|
|
ценность. Драгоценные |
примеры товарных |
учебную проблему; выбирать |
|
|
|
|
|
металлы и монеты из |
денег, сравнивать |
средства достижения цели из |
|
|
|
|
|
них являются |
преимущества и |
предложенных, а также искать их |
|
|
|
|
|
товарными деньгами. |
недостатки разных |
самостоятельно. |
|
|
|
|
|
Металлические монеты |
видов денег, |
Познавательные: давать |
|
|
|
|
|
сложно изготавливать и |
составлять задачи |
определения понятиям; |
|
|
|
|
|
опасно перевозить. |
с денежными |
анализировать, сравнивать, |
|
|
|
|
|
Бумажные деньги явля- |
расчетами, |
классифицировать и обобщать |
|
|
|
|
|
ются символическими |
объяснять, почему |
факты и явления |
|
|
|
|
|
деньгами. Безналичные |
бумажные деньги |
|
|
|
|
|
|
деньги представляют |
могут |
|
|
|
|
|
|
собой информацию. |
обесцениваться, |
|
|
|
|
|
|
Денежной системой |
знать, что |
|
|
|
|
|
|
страны управляет |
денежной |
|
|
|
|
|
|
центральный банк.
|
системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег- преступление |
|
|
4- |
Доходы семьи |
2 |
|
Доходами семьи |
Описывать и |
Коммуникативные: |
формирование |
5 |
|
|
|
являются: заработная |
сравнивать |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
|
|
|
|
плата, доходы от |
источники доходов |
учебное взаимодействие в |
отношения к |
|
|
|
|
владения |
семьи, виды |
группе; определять собственное |
учению, |
|
|
|
|
собственностью, |
заработной платы, |
отношение к явлениям совре- |
готовности и |
|
|
|
|
социальные выплаты и |
знать особенности |
менной жизни, формулировать |
способности |
|
|
|
|
заёмные средства. |
труда |
свою точку зрения. |
обучающихся к |
|
|
|
|
Размер заработной |
несовершеннолетн |
Регулятивные: самостоятельно |
саморазвитию и |
|
|
|
|
платы зависит от |
их, объяснять, как |
обнаруживать и формулировать |
самообразованию |
|
|
|
|
образования, |
связаны |
учебную проблему; искать и |
на основе |
|
|
|
|
профессии, |
профессии и |
выделять необходимую |
мотивации к |
|
|
|
|
квалификации. Вла- |
образование, |
информацию. Познавательные: |
обучению и |
|
|
|
|
дение недвижимостью |
объяснять, чем |
осуществлять расширенный |
познанию |
|
|
|
|
(квартирой, домом, |
руководствуется |
поиск информации; ана- |
|
|
|
|
|
гаражом, участком |
человек при |
лизировать, сравнивать, |
|
|
|
|
|
земли) может приносить |
выборе профессии, |
классифицировать и обобщать |
|
|
|
|
|
арендную плату. |
объяснять |
факты и явления; давать |
|
|
|
|
|
Деньги, положенные в |
причины различий |
определения понятиям |
|
|
|
|
|
банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. |
в заработной плате
|
|
|
5- |
Расходы семьи |
2 |
|
Семьи тратят деньги на |
Объяснять |
Коммуникативные: |
формирование |
7 |
|
|
|
товары и услуги. |
причины, по |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
|
|
|
|
Расходы можно |
которым люди |
учебное взаимодействие в |
отношения к |
|
|
|
|
разделить на три |
делают покупки, |
группе; определять собственное |
учению, |
|
|
|
|
группы: обязательные, |
описывать |
отношение к явлениям совре- |
готовности и |
|
|
|
|
желательные и лишние. |
направления |
менной жизни, формулировать |
способности |
|
|
|
|
Коммунальные услуги |
расходов семьи, |
свою точку зрения. |
обучающихся к |
|
|
|
|
должны оплачиваться |
классифицировать |
Регулятивные: самостоятельно |
саморазвитию и |
|
|
|
|
ежемесячно. На |
виды благ, |
обнаруживать и формулировать |
самообразованию |
|
|
|
|
крупные покупки |
рассчитывать доли |
учебную проблему; искать и |
на основе |
|
|
|
|
деньги можно накопить |
расходов на |
выделять необходимую |
мотивации к |
|
|
|
|
или занять. Долги надо |
разные товары и |
информацию. Познавательные: |
обучению и |
|
|
|
|
отдавать в назначенный |
услуги |
осуществлять расширенный |
познанию |
|
|
|
|
срок. В разных |
|
поиск информации; ана- |
|
|
|
|
|
магазинах цены на одни |
|
лизировать, сравнивать, |
|
|
|
|
|
и те же товары |
|
классифицировать и обобщать |
|
|
|
|
|
различаются. Расходы |
|
факты и явления; давать |
|
|
|
|
|
можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. |
|
определения понятиям
|
|
8- |
Семейный |
2 |
|
Доходы и расходы |
Составлять |
Коммуникативные: |
формирование |
9 |
бюджет |
|
|
следует планировать. |
семейный бюджет |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
|
|
|
|
План доходов и |
на условных |
учебное взаимодействие в |
отношения к |
|
|
|
|
расходов называется |
примерах, |
группе; определять собственное |
учению, |
|
|
|
|
бюджетом. Превышение |
сравнивать доходы |
отношение к явлениям совре- |
готовности и |
|
|
|
|
доходов над расходами |
и расходы и |
менной жизни, формулировать |
способности |
|
|
|
|
позволяет делать |
принимать |
свою точку зрения. |
обучающихся к |
|
|
|
|
сбережения. |
решения, |
Регулятивные: самостоятельно |
саморазвитию и |
|
|
|
|
Сбережения обычно |
объяснять |
обнаруживать и формулировать |
самообразованию |
|
|
|
|
хранятся в банке. |
причины, по |
учебную проблему; искать и |
на основе |
|
|
|
|
Превышение расходов |
которым люди |
выделять необходимую |
мотивации к |
|
|
|
|
над доходами сокращает |
делают |
информацию. Познавательные: |
обучению и |
|
|
|
|
сбережения или |
сбережения, |
осуществлять расширенный |
познанию |
|
|
|
|
приводит к образованию |
описывать формы |
поиск информации; ана- |
|
|
|
|
|
долгов. |
сбережений, |
лизировать, сравнивать, |
|
|
|
|
|
|
описывать |
классифицировать и обобщать |
|
|
|
|
|
|
последствия |
факты и явления; давать |
|
|
|
|
|
|
превышения расходов над доходами |
определения понятиям
|
|
10 |
Доходы и расходы |
1 |
|
|
Научиться |
Коммуникативные: |
Формирование |
|
семьи |
|
|
|
систематизировать |
самостоятельно организовывать |
ценностных ори- |
|
|
|
|
|
обществовед- |
учебное взаимодействие в |
ентиров, осно- |
|
|
|
|
|
ческую |
группе; определять собственное |
ванных на идеях |
|
|
|
|
|
информацию и |
отношение к явлениям совре- |
убежденности и |
|
|
|
|
|
представлять ее в |
менной жизни, формулировать |
важности ответ- |
|
|
|
|
|
виде семейного |
свою точку зрения. |
ственного и взрос- |
|
|
|
|
|
бюджета; по- |
Регулятивные: определять |
лого поведения |
|
|
|
|
|
нимать роль |
последовательность |
|
|
|
|
|
|
нравственных |
промежуточных целей с учетом |
|
|
|
|
|
|
норм как |
конечного результата, составлять |
|
|
|
|
|
|
решающих |
план последовательности |
|
|
|
|
|
|
регуляторов |
действий. |
|
|
|
|
|
|
общественной |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
|
жизни, уметь |
расширенный поиск |
|
|
|
|
|
|
применять эти |
информации; анализировать, |
|
|
|
|
|
|
нормы и правила |
сравнивать, классифицировать и |
|
|
|
|
|
|
при анализе и |
обобщать факты и явления; |
|
|
|
|
|
|
оценке реальных социальных ситуаций; |
давать определения понятиям
|
|
|
|
|
|
|
понимать значение коммуникации в межличностном общении |
|
|
|
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
6
|
|
|
|
|
|
11 |
Особые |
2 |
|
Экономические |
Описывать |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
жизненные |
|
|
последствия |
события, |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
12 |
ситуации и как с |
|
|
непредвиденных |
существенно |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
ними справиться |
|
|
событий: болезней, |
влияющие на |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
аварий, природных |
жизнь семьи, |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
катаклизмов. Расходы, |
определять |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
связанные с рождением |
последствия таких |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
детей. |
событий для |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
бюджета семьи, |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
различать |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
обязательное и |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
добровольное |
план последовательности |
траектории |
|
|
|
|
|
страхование, |
действий. |
|
|
|
|
|
|
объяснять, почему |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
|
существует |
расширенный поиск |
|
|
|
|
|
|
обязательное |
информации; анализировать, |
|
|
|
|
|
|
страхование, |
сравнивать, классифицировать и |
|
|
|
|
|
|
почему |
обобщать факты и явления; |
|
|
|
|
|
|
государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования |
давать определения понятиям
|
|
13 |
Страхование |
2 |
|
Страхование |
Описывать |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
|
|
|
имущества, здоровья, |
события, |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
14 |
|
|
|
жизни. Принципы |
существенно |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
работы страховой |
влияющие на |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
компании. |
жизнь семьи, |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
определять |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
последствия таких |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
событий для |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
бюджета семьи, |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
различать |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
обязательное и |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
добровольное |
план последовательности |
траектории |
|
|
|
|
|
страхование, |
действий. |
|
|
|
|
|
|
объяснять, почему |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
|
существует |
расширенный поиск |
|
|
|
|
|
|
обязательное |
информации; анализировать, |
|
|
|
|
|
|
страхование, |
сравнивать, классифицировать и |
|
|
|
|
|
|
почему |
обобщать факты и явления; |
|
|
|
|
|
|
государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования |
давать определения понятиям
|
|
15 |
«Семейный |
2 |
|
|
Научиться |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
бюджет» |
|
|
|
систематизировать |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
16 |
|
|
|
|
обществовед- |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
|
ческую |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
|
информацию и |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
представлять ее в |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
виде семейного |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
бюджета; по- |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
нимать роль |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
нравственных |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
норм как |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
решающих |
план последовательности |
траектории |
|
|
|
|
|
регуляторов |
действий. |
|
|
|
|
|
|
общественной |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
|
жизни, уметь |
расширенный поиск |
|
|
|
|
|
|
применять эти |
информации; анализировать, |
|
|
|
|
|
|
нормы и правила |
сравнивать, классифицировать и |
|
|
|
|
|
|
при анализе и |
обобщать факты и явления; |
|
|
|
|
|
|
оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении |
давать определения понятиям
|
|
|
Семья и государство: как они взаимодействуют |
6
|
|
|
|
|
|
17 |
Налоги |
2 |
|
Налоги - обязательные |
Объяснять, почему |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
|
|
|
платежи, собираемые |
государство |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
18 |
|
|
|
государством. На- |
собирает налоги, |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
правления |
приводить |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
государственных |
примеры налогов, |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
расходов. Виды |
описывать, как и |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
налогов. Организация |
когда платятся |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
сбора налогов. Налог. |
налоги, объяснять, |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
Налоговая инспекция. |
почему вводятся |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
Подоходный налог. |
акцизные налоги, |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
Налоговая ставка. Налог |
описывать |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
на прибыль. Физические |
последствия |
план последовательности |
траектории |
|
|
|
|
лица. Пеня. Налоговые |
невыплаты |
действий. |
|
|
|
|
|
льготы. Налог на |
налогов для |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
добавленную стоимость. |
граждан, |
расширенный поиск |
|
|
|
|
|
Акциз. |
приводить |
информации; анализировать, |
|
|
|
|
|
|
приметы уплаты |
сравнивать, классифицировать и |
|
|
|
|
|
|
налогов в семье
|
обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
|
19 |
Социальные |
2 |
|
Государство |
Объяснять, почему |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
пособия |
|
|
поддерживает |
существуют |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
20 |
|
|
|
некоторые категории |
социальные |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
людей: инвалидов, |
выплаты, |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
стариков, семьи с |
приводить |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
детьми, безработных. |
примеры |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
социальных |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
выплат, находить |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
информацию о |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
социальных |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
выплатах |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
траектории
|
21 |
Государство – это |
2 |
|
|
Как принять |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
мы |
|
|
|
решение о налогах |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
22 |
|
|
|
|
и сборах |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
|
|
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
|
|
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
|
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
|
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
|
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
|
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
|
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
|
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
траектории
|
|
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье |
12
|
|
|
|
|
|
23 |
Как спасти деньги |
2 |
|
Понятие инфляции. Как |
Объяснять понятие |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
от инфляции |
|
|
спасти деньги от |
инфляции, |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
24 |
|
|
|
инфляции |
причины |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
|
обесценивания |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
|
денег, приводить |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
примеры способов |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
сохранить деньги |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
от инфляции |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
|
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
|
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
|
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
траектории
|
25 |
Банковские |
2 |
|
Банки принимают |
Приводить |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
услуги |
|
|
вклады и выдают |
примеры |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
26 |
|
|
|
кредиты. Процентная |
банковских услуг, |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
ставка по вкладам |
описывать условия |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
зависит от размера |
вкладов и |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
вклада и его срока. При |
кредитов, |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
прекращении дея- |
находить |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
тельности банка |
информацию о |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
вкладчикам |
вкладах и |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
гарантируется возврат |
кредитах, |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
средств. Процентная |
объяснять |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
ставка по кредитам |
причины и |
план последовательности |
траектории |
|
|
|
|
выше процентной |
последствия |
действий. |
|
|
|
|
|
ставки по вкладам. |
решений о взятии |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
|
кредита
|
расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
|
27 |
Собственный |
2 |
|
Организация бизнеса. |
Сравнивать |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
бизнес |
|
|
Разработка бизнес- |
возможности |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
28 |
|
|
|
плана. Стартовый капи- |
работы по найму и |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
тал. Организации по |
собственного |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
поддержке малого |
бизнеса, |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
бизнеса. |
объяснять, почему |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
государство |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
поддерживает |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
малый бизнес, |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
объяснять, что |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
такое бизнес-план, |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
приводить |
план последовательности |
траектории |
|
|
|
|
|
примеры бизнеса, |
действий. |
|
|
|
|
|
|
которым |
Познавательные: осуществлять |
|
|
|
|
|
|
занимаются |
расширенный поиск |
|
|
|
|
|
|
подростки
|
информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
|
29 |
Валюта в |
2 |
|
Валюта — денежная |
Приводить |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
современном мире |
|
|
единица страны. Разные |
примеры валют |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
30 |
|
|
|
страны имеют разные |
разных стран, |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
валюты. Цена одной |
объяснять, что |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
валюты, выраженная в |
такое валютный |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
другой валюте, |
курс, находить |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
называется валютным |
информацию о |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
курсом. Процентные |
валютных курсах, |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
ставки по валютным |
проводить расчеты |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
вкладам отличаются от |
с валютными |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
ставок по вкладам в |
курсами |
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
национальной валюте.
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; |
траектории
|
|
|
|
|
|
|
давать определения понятиям |
|
31 |
Благотворительно |
2 |
|
Что такое |
Объяснять |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
сть |
|
|
благотворительность? |
причины и виды |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
32 |
|
|
|
Значение помощи |
благотворительнос |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
людям |
ти, роль |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
|
благотворительнос |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
ти для общества и |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
человека |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
|
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
|
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
|
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
|
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
траектории
|
33 |
Личный |
2 |
|
Финансовые цели. Как |
Объяснять, что |
Коммуникативные: |
Формирование |
- |
финансовый план |
|
|
найти дорогу к своей |
такое финансовый |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
34 |
|
|
|
мечте |
план, перечислять |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
|
основные |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
|
компоненты |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
финансового |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
плана, объяснять |
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
значение |
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
финансового плана |
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
для человека |
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
|
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
траектории
|
35 |
Что такое |
1 |
|
|
Объяснять понятие |
Коммуникативные: |
Формирование |
|
финансовая |
|
|
|
финансовой |
самостоятельно организовывать |
ответственного |
|
грамотность |
|
|
|
грамотности, |
учебное взаимодействие в |
отношения к са- |
|
|
|
|
|
значение ее для |
группе; определять собственное |
моразвитию и са- |
|
|
|
|
|
человека и |
отношение к явлениям совре- |
мообразованию на |
|
|
|
|
|
общества |
менной жизни, формулировать |
основе мотивации |
|
|
|
|
|
|
свою точку зрения. |
к познанию, |
|
|
|
|
|
|
Регулятивные: определять |
осознанному |
|
|
|
|
|
|
последовательность |
выбору и построе- |
|
|
|
|
|
|
промежуточных целей с учетом |
нию дальнейшей |
|
|
|
|
|
|
конечного результата, составлять |
индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
траектории
|
ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УМК:
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Дополнительные пособия для учителя: Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 10—11 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 10—11классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»
— http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota -i-zarplata;
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.