Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
АСТРОНОМИЯ.
10 класс.
Составитель: Ершов А.А.
Учитель физики
СОШ №1, г. Белоярский
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:
Количество часов, отводимых на изучение предмета: 35.
Модель преподавания: 1 ч в неделю в 10 или 11 классах.
Планируемы результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
1.1 Личностные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Астрономия» являются следующие качества:
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
1.2 Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
1.3. Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место астрономии в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
− описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд ипроисхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
− характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
− находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числеБольшую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
− использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
− использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
− для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
− для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность астрономии, различать границы ее применимости и место в ряду других теорий;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих закономерностей и законов;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: астероиды, метеоры, солнечный ветер, радиация, переселение человечества на другую планету – и роль астрономии в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные задачи, используя несколько законов или формул, связывающих известные величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики телескопов, спутников, приборов и технических устройств.
2.Содержание предмета «Астрономия»
1. Введение в астрономию (6 ч)
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет.
Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
2. Строение Солнечной системы (5 ч)
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.
Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
4. Солнце и звезды (10ч)
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и
обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
5. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и
бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной.
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программы |
Итого часов |
1. |
Введение в астрономию |
6 ч |
2. |
Строение Солнечной системы |
5 ч |
3. |
Физическая природа тел Солнечной системы |
7 ч |
4. |
Солнце и звезды |
10ч |
5. |
Строение и эволюция Вселенной |
7ч |
Средства контроля
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения
самостоятельной работы по теме «Астрометрия»
1. Цель самостоятельной работы: Определение степени освоения обучающимися основной образовательной программы среднегообщего образования по теме «Астрометрия»
2. Продолжительность выполнения работы.
На выполнение всей самостоятельной работы отводится 45 минут.
3. План самостоятельной работы.
Номер задания |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Тип задания |
Максимальный балл |
1 |
Телескоп |
Б |
РО |
1 |
2 |
Созвездие |
Б |
РО |
1 |
3 |
Созвездие |
Б |
РО |
1 |
4 |
Созвездие |
Б |
РО |
1 |
5 |
Телескоп |
Б |
РО |
1 |
6 |
Созвездие. Звездная карта неба |
Б |
РО |
1 |
7 |
Звездная карта неба. Эклиптика |
Б |
РО |
1 |
8 |
Звездная карта неба. Созвездия |
Б |
РО |
1 |
9 |
Луна. Фазы луны |
Б |
РО |
1 |
10 |
Луна. Фазы луны |
Б |
РО |
1 |
11 |
Луна. Фазы луны |
Б |
РО |
1 |
12 |
Солнечные и лунные затмения |
Б |
РО |
1 |
13 |
Календарь |
Б |
РО |
1 |
4. Система оценивания
Номер задания |
Знания, умения, навыки |
Правильный ответ |
Критерии оценивания |
1 |
Телескоп |
Телескоп - это прибор построенный на основе системы линз, увеличивающий объекты, расположенные на большом расстоянии, в том числе звезды. |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
2 |
Созвездие |
Созвездие - это определенная группа звезд, ограниченная на звездной карте неба |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
3 |
Созвездие |
Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, все созвездия знаков зодиака, Орион и т.д. |
0 баллов – перечислено одно или ни одного созвездия 1 балл – перечислено несколько созвездий |
4 |
Созвездие |
Малыми буквами греческого алфавита, начиная с самой яркой звезды созвездия (α) и по уменьшению |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
5 |
Телескоп |
Имеет значение способность человеческого глаза |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
6 |
Созвездие. Звездная карта неба |
|
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
7 |
Звездная карта неба. Эклиптика |
Овен, Рыбы, Водолей, Козерог, Стрелец, Змееносец, Скорпион, Весы, Дева, Лев, Рак, Близнецы, Телец |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
8 |
Звездная карта неба. Созвездия |
Малая Медведица, Андромеда, Ящерица, Кассиопея, Цефей, Дракон, Жираф, Персей, Возничий, Близнецы, Рысь, Большая Медведица, Гончие Псы, Волосы Вероники, Волопас, Лев, Чаша, Ворон, Единорог, Малый Пес, Гидра, Малый Лев, Секстант, Дева, Змея, Северная Корона, Лира, Геркулес, Лебедь. |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
9 |
Луна. Фазы луны |
|
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
10 |
Луна. Фазы луны |
Если серп в левой части Луны - завтра он будет меньше, если в правой части - завтра он будет больше |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
11 |
Луна. Фазы луны |
Будет освещена левая половина Луны (третья четверть) |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
12 |
Солнечные и лунные затмения |
При полном или кольцеобразном солнечном затмении (Луна проходит от Земли на расстоянии, чуть большем обычного, и ее угловой (видимый) размер меньше видимого размера солнечного диска) |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
13 |
Календарь |
1200,1600 |
0 баллов – неверный ответ 1 балл – верный ответ |
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Шкала перевода баллов в отметку
Баллы |
0-4 |
5-7 |
8-10 |
11-13 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Самостоятельная работа по теме «Астрометрия»
1. Почему используют телескоп?
2. Что называется созвездием?
3. Перечислите известные Вам созвездия
4. Как обозначаются звезды в созвездиях?
5. Как Вы думаете, почему на фотографии, полученной с помощью телескопа, видны более слабые звезды, чем те, которые можно увидеть, глядя непосредственно в тот же телескоп?
6. Зарисуйте созвездие «Большой Пес».
7. Найдите на звездной карте эклиптику и запишите по каким звездам она проходит
8. Установите звездную карту на полночь того числа, когда выполняете задание. Запишите несколько созвездий (5 и более), которые будут видны в это время над горизонтом.
9. Нарисуйте вид Луны между первой четвертью и полнолунием
10. Утром перед восходом Солнца виден серп Луны. Увеличится или уменьшится его ширина на следующие сутки?
11. Сегодня была видна полная Луна. Как она будет выглядеть через неделю?
12. В каком случае при солнечном затмении мы увидим солнечное кольцо вокруг Луны?
13. Приведите примеры столетий, считающихся високосными от 1000 до 2000 годов.
Нормы оценок
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Оценка тестовых работ учащихся
«5» - 85% - 100%
«4» - 65% - 84%
«3» - 41% - 64%
«2» - 21% - 40%
«1» - 0% - 20%
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
· Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
· Неумение выделять в ответе главное.
· Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
· Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
· Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
· Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
· Неумение определить показания измерительного прибора.
· Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
· Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
· Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
· Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
· Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
· Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
· Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
· Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
· Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
· Орфографические и пунктуационные ошибки
Учебно-методическое обеспечение программы
Основная учебная литература
Учебные и справочные пособия
Учебно-методическая литература
Перечень рекомендуемых технических средств обучения
Компьютер, проектор, интерактивная доска, устройство для вывода звуковой информации, принтер, сканер.
Электронные образовательные ресурсы
Материалы сайтов
· http://www.astro.websib.ru/,
· http://class-fizika.narod.ru
· http://www.myastronomy.ru,
· демонстрационные таблицы по астрономии в электронном формате (https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty),
· программа Stellarium, презентации, созданные учениками, учителем.
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол от 28.08.2021 г. № 1 |
УТВЕРЖДЕНО Зам.директора ___________Т.Г.Ефименко Приказ № 934 от 28.08.2021 г. |
|
Календарно-тематическое планирование
по курсу астрономия
10 класс
Составитель: Ершов А.А.
Учитель физики
СОШ №1, г. Белоярский
2021 г.
Календарно - тематическое планирование
по астрономии 10 класс
Всего п/п |
Название раздела, темы урока |
Дата |
Дом. задание |
Примечание |
I |
Введение в астрономию (6) |
|
|
|
1/1 |
Предмет астрономии. |
|
§1 |
|
2/2 |
Звездное небо. |
|
§2 |
|
3/3 |
Изменение звездного неба в течение суток, года. |
|
§3,4 |
|
4/4 |
Способы определения географической широты. |
|
§5 |
|
5/5 |
Основы измерения времени. |
|
§6 |
|
6/6 |
Самостоятельная работа. Введение в астрономию. |
|
|
|
II |
Строение солнечной системы (5) |
|
|
|
7/1 |
Видимое движение планет. |
|
§7 |
|
8/2 |
Развитие представлений о Солнечной системе. |
|
§8 |
|
9/3 |
Законы Кеплера. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. |
|
§9,10 |
|
10/4 |
Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. |
|
§11 |
|
11/5 |
Самостоятельная работа. Строение Солнечной системы. |
|
|
|
III |
Физическая природа тел Солнечной системы (7) |
|
|
|
12/1 |
Система "Земля - Луна". Природа Луны. |
|
§12,13 |
|
13/2 |
Планеты земной группы. |
|
§14 |
|
14/3 |
Планеты - гиганты. |
|
§15 |
|
15/4 |
Астероиды и метеориты. |
|
§16 |
|
16/5 |
Кометы и метеоры. |
|
§17 |
|
17/6 |
Повторение. Физическая природа тел Солнечной системы |
|
|
|
18/7 |
Контрольная работа №1. Строение Солнечной системы. |
|
|
|
IV |
Солнце и звезды (10) |
|
|
|
19/1 |
Общие сведения о Солнце. |
|
§18 |
|
20/2 |
Строение атмосферы солнца. |
|
§19 |
|
21/3 |
Источники энергии и внутреннее строение Солнца. |
|
§20 |
|
22/4 |
Солнце и жизнь Земли. |
|
§21 |
|
23/5 |
Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. |
|
§22,23 |
|
24/6 |
Физическая природа звезд. |
|
§24 |
|
25/7 |
Связь между физическими характеристиками звезд. |
|
§25 |
|
26/8 |
Двойные звезды. |
|
§26 |
|
27/9 |
Физические переменные, новые и сверхновые звезды. |
|
§27 |
|
28/10 |
Самостоятельная работа. Солнце и звезды |
|
|
|
V |
Строение и эволюция Вселенной (6) |
|
|
|
29/1 |
Наша галактика. Другие галактики. |
|
§28,29 |
|
30/2 |
Метагалактика. |
|
§30 |
|
31/3 |
Происхождение и эволюция галактик, звезд. |
|
§31 |
|
32/4 |
Происхождение планет. |
|
§32 |
|
33/5 |
Контрольная работа №2. Солнце и звезды. |
|
|
|
34/6 |
Жизнь и разум во вселенной. |
|
§33 |
|
35/7 |
Повторение и обобщение |
|
|
|
|
Всего часов |
35 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.