Программа по "Формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр"

  • pptx
  • 03.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа (Словообразование ) — рипкро.pptx

«Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр»

коррекционно-развивающая программа

Содержание программы

Пояснительная записка;
- Перспективный план реализации комплекса дидактических игр,
направленных на формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи;
- Список литературы.


- Приложение №1 . Игровые упражнения по закреплению словообразования существительных с суффиксом — ик – ;
- Приложение №2 . Игровые упражнения по закреплению словообразования существительных с суффиксом -оньк-, -ышек -, - еньк-;
- Приложение №3 Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных с суффиксом - ниц-;
- Приложение №4 Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных на логопедических занятиях
- Приложение № 5 Игры и упражнения для формирования навыков словообразования
- Приложение № 6 Конспекты занятий по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Приложение № 7 Результаты исследований навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка

Актуальность исследования - сложность формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Адресная направленность:
Тип программы: коррекционно-развивающая
Статус программы: дополнительная рабочая программа по коррекции речи
Назначение программы: настоящая программа предназначена для занятий по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МКДОУ детский сад «Солнышко» с. Топчиха»
Сроки освоения программы: 8 месяцев.
Объем учебного времени: 30 часов.
Форма обучения: занятие.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.

«Исследование способности словообразования»
(Алексеева М.М., Лямина В.И.):
употребление названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах.
употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
употребление наименований предметов посуды.
проверку языкового чутья, восприятия и словообразовательных форм.
проверку умения критически оценивать речь, находить ошибки в употреблении способов словообразования.
проверку умения образовывать слова: с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ), путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).

Цель: исследование уровня навыков словообразования у дошкольников.
Материал исследования: предметные картинки и речевая инструкция.

Результаты диагностического исследования до начала реализации программы и после реализации программы приведены в
Приложении 1 .

Методика диагностического исследования

Цель - создание условий для формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр.

Задачи:
• Учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Учить детей образовывать относительные и притяжательные прилагательные по лексическим темам.

• Учить детей образовывать сложные слова с помощью словосложения.

• Учить детей использовать слова различных лексико-грамматических категорий в самостоятельной речи.



Этапы работы:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Провести анализ результативности реализованного комплекса дидактических игр.
6. Оформить материалы исследования в виде коррекционно-развивающей программы.

Теоретико методологическую основу исследования составили положения общей и специальной педагогики и психологии:

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина).
О единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.).
О понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова и др.).
О коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи (М.И. Лисина, Т.Б. Филичева).

Методы:
- теоретический;
- эмпирический ;
- интерпретационный.
Принципы:
Принцип системности направлен на изучение речи, анализ речевого дефекта и построение коррекционного воздействия.

Принцип комплектности состоит из необходимости дополнительного медицинского и психологического обследования, с целью соотношения уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому), а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

Принцип деятельностного подхода заключается в том, что исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (в нашем случае, игровой).



Комплекс дидактических игр реализован в 3 этапа.

1-й этап. Подготовительный (4 занятия по 2–3 игры в каждом)
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- к -, - ик–
2-й этап. Основной (22 занятия по 2–3 игры в каждом).
Цель: активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, - ик -, формирование навыков словообразования существительных с суффиксом –ниц - (сахарница), относительных прилагательных с суффиксом –оньк-, -ышек-, -еньк-, притяжательных прилагательных, образование сложных слов путем слияния двух простых

3-й этап. Закрепительный (4 занятия по 2–3 игры в каждом)
Цель: закрепление в связной речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксом –ниц-, относительных прилагательных, сложных словоформ

Формирование навыков словообразования осуществлялось на логопедических занятиях посредством дидактических игр

Материал реализации программы представлен в Приложении 2

Перспективный план реализации комплекса дидактических игр, направленных на формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Этапы

Лексические темы

Грамматический строй

Связная речь

Игры

 
Подготовительный
(4 занятия)

 
Овощи
Фрукты
Грибы
Деревья

 
Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-.
 
 
 
 
 

 
Учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин с использованием существительных с уменьш.-ласкательными суффиксами. Упражнять в пересказе.
 

 
«Скажи ласково», «Назови правильно», «Услышь ласковое слово», «Волшебник», «Лови и называй»
 
 

Занятия в старшей группе № 5 по теме: «ОВОЩИ» (подготовительный этап)


Игра «Скажи ласково» Игра «Услышь ласковое слово»

 
Основной
(22 занятия)

 
1) Осень
2) Человек
3) Игрушки
4) Посуда
5) Продукты питания
6) Одежда. Обувь
7) Головные уборы
8) Зима. Зимующие птицы
9) Дикие животные
10) Дом. животные
11) Дом. Птицы
12) Мебель.
13) Транспорт
14) Материалы и инструменты
15) Профессии
16) Весна. Весна в природе
17) Перелетные птицы
18) Зоопарк
19) Рыбы

 
Активизировать словарь существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик- ; формирование навыков словообразования существительных с суффиксом –ниц- (сахарница), в ед. и мн.числе, относительных прилагательных с суффиксом –н-,
-ан-,-ян-, притяжательных прилагательных, образование сложных слов путем слияния двух простых.
 

 
Учить составлять рассказы из личного опыта с использованием существительных с суффиксом
–ниц-, относительных прилагательных, сложных слов (самосвал, водовоз и т.д.) Совершенствовать навык пересказа.
 
 
 

 
«Один-много», «Помоги Незнайке», «Дюймовочка», «Чья игрушка», «Из чего – какой?», «Жадина», «Эхо», «Назови сколько», «Два брата ИК и ИЩ», «Угадай, чьи это вещи?», «Чьи перья?», «Скажи одним словом», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Чей хвост?», «Кому нужны эти вещи?», «Гости»
 

Занятия в старшей группе № 5 по теме: «ИГРУШКИ» (основной этап) Игра «Помоги Незнайке» Игра «Дюймовочка»

 
Закрепите-
льный
(4 занятия)

 
1) Лето
2) Цветы
3) Насекомые
4) Школьные принадлежности
 

 
Закрепить употребление в собственной речи существительных в ед. и мн. числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных, образование сложных слов путем слиния двух простых.
 

 
Совершенствовать навык составления рассказа по серии сюжетных картин, из личного опыта, по представлению с использованием слов: огненно-красная, длинноногий, остроносый, победоносный. Совершенствовать навык пересказа.
 

 
«Мастера-умельцы», «Подумай и составь сочетание слов», «Кто такой?», «Полет на луну», «Один-много», «Я начну, а ты закончи», «Вырастай».

Занятия в старшей группе № 3 по теме: «ЛЕТО» (закрепительный этап)

Игра «Один-много» Игра «Я начну, а ты закончи»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2 (продолжение)

Приложение 3

Спасибо за внимание!!!