«Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр»
коррекционно-развивающая программа
Содержание программы
Пояснительная записка;
- Перспективный план реализации комплекса дидактических игр,
направленных на формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи;
- Список литературы.
- Приложение №1 . Игровые упражнения по закреплению словообразования существительных с суффиксом — ик – ;
- Приложение №2 . Игровые упражнения по закреплению словообразования существительных с суффиксом -оньк-, -ышек -, - еньк-;
- Приложение №3 Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных с суффиксом - ниц-;
- Приложение №4 Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных на логопедических занятиях
- Приложение № 5 Игры и упражнения для формирования навыков словообразования
- Приложение № 6 Конспекты занятий по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Приложение № 7 Результаты исследований навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка
Актуальность исследования - сложность формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Адресная направленность:
Тип программы: коррекционно-развивающая
Статус программы: дополнительная рабочая программа по коррекции речи
Назначение программы: настоящая программа предназначена для занятий по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МКДОУ детский сад «Солнышко» с. Топчиха»
Сроки освоения программы: 8 месяцев.
Объем учебного времени: 30 часов.
Форма обучения: занятие.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
«Исследование способности словообразования»
(Алексеева М.М., Лямина В.И.):
употребление названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах.
употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
употребление наименований предметов посуды.
проверку языкового чутья, восприятия и словообразовательных форм.
проверку умения критически оценивать речь, находить ошибки в употреблении способов словообразования.
проверку умения образовывать слова: с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ), путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
Цель: исследование уровня навыков словообразования у дошкольников.
Материал исследования: предметные картинки и речевая инструкция.
Результаты диагностического исследования до начала реализации программы и после реализации программы приведены в
Приложении 1 .
Методика диагностического исследования
Цель - создание условий для формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр.
Задачи:
• Учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Учить детей образовывать относительные и притяжательные прилагательные по лексическим темам.
• Учить детей образовывать сложные слова с помощью словосложения.
• Учить детей использовать слова различных лексико-грамматических категорий в самостоятельной речи.
Этапы работы:
Теоретико – методологическую основу исследования составили положения общей и специальной педагогики и психологии:
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина).
О единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.).
О понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова и др.).
О коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи (М.И. Лисина, Т.Б. Филичева).
Методы:
Комплекс дидактических игр реализован в 3 этапа.
1-й этап. Подготовительный (4 занятия по 2–3 игры в каждом)
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- к -, - ик–
2-й этап. Основной (22 занятия по 2–3 игры в каждом).
Цель: активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, - ик -, формирование навыков словообразования существительных с суффиксом –ниц - (сахарница), относительных прилагательных с суффиксом –оньк-, -ышек-, -еньк-, притяжательных прилагательных, образование сложных слов путем слияния двух простых
3-й этап. Закрепительный (4 занятия по 2–3 игры в каждом)
Цель: закрепление в связной речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксом –ниц-, относительных прилагательных, сложных словоформ
Формирование навыков словообразования осуществлялось на логопедических занятиях посредством дидактических игр
Материал реализации программы представлен в Приложении 2
Перспективный план реализации комплекса дидактических игр, направленных на формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Этапы | Лексические темы | Грамматический строй | Связная речь | Игры |
| | | | |
Занятия в старшей группе № 5 по теме: «ОВОЩИ» (подготовительный этап)
Игра «Скажи ласково» Игра «Услышь ласковое слово»
| | | | |
Занятия в старшей группе № 5 по теме: «ИГРУШКИ» (основной этап)Игра «Помоги Незнайке» Игра «Дюймовочка»
| | | | |
Занятия в старшей группе № 3 по теме: «ЛЕТО» (закрепительный этап)
Игра «Один-много» Игра «Я начну, а ты закончи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.