Рабочая программа по геометрии для обучающихся 9 класса разработана на основе:
Основными целями курса геометрии основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются:систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости; формирование пространственных представлений; развитие логического мышления; подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Для достижения поставленных целей изучения геометрии в основной школе необходимо решение практических задач:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку в современном обществе, формирование и развитие средствами математики интеллектуальных качеств личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование коммуникативной компетентности и общении, и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
· умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
· способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
· умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
· умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
· понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
· умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
· умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
· осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
· умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
· формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
· умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
· умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
· умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
· слушать партнера;
· формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Предметные результаты:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений
· пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
· распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
· в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
· проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
· вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
· решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
· между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
· решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· описания реальных ситуаций на языке геометрии;
· расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
· решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
· решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
· построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
· распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
· распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
· определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
· вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
· пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
· распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
· находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
· оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
· решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
· решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
· решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
· использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
· вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
· вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
· вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
· решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
· решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
· вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
· использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
· оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
· находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
· вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Обучающийся получит возможность научиться:
· вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
· углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
· применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
· овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
· приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
· овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
· научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
· приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
· приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
· вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
· вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
· приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
· овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
· приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
· приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
· овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
· приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Форма организации учебных занятий в 9 классе: классно-урочная система с применением уровневой дифференциации, проблемного обучения; информационно-коммунальных технологий, здоровьесберегающих технологий; коллективных способов обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) и др.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование
В авторской программе Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдиной на изучение геометрии в 9 классе отведено 70 часов (2 часа в неделю).В учебном плане школы на 2020-2021 учебный год в 9 классе на изучение геометрии отведено 3 недельных часа, а в учебном году 34 недель, всего 102 часа за год. Увеличение на 1 недельный час произведено за счет школьного компонента. Основанием выделения дополнительных часов из школьного компонента послужили невысокие результаты сдачи ОГЭ по математике в 9-ых классах за последние годы, в частности. Целью увеличения часов является повышение качества подготовки, учащихся к государственной итоговой аттестации по математике, поэтому увеличено количество часов на изучение таких разделов «Векторы. Метод координат» (3 часа), «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (7 часов), «Длина окружности и площадь круга» (7 часов), «Движения» (3 часа), «Повторение. Решение задач» (12 часов).
Перечень изучаемых тем по предмету, число контрольных работ, в полном объеме совпадают с авторской программой, увеличено количество часов за счет уроков повторения, отработки практических навыков, анализа выполненных контрольных работ и уроков закрепления материала.
Перераспределение часов, отводимое на изучение отдельных тем, обусловлено невысоким уровнем подготовки учащихся к восприятию нового и позволяет учитывать реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Всего часов |
Контрольные работы |
1 |
Векторы. Метод координат. |
21 |
1 |
2 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
18 |
1 |
3 |
Длина окружности и площадь круга. |
19 |
1 |
4 |
Движения. |
11 |
1 |
5 |
Об аксиомах геометрии. |
2 |
|
6 |
Начальные сведения из стереометрии. |
8 |
|
7 |
Повторение. Решение задач. |
23 |
|
|
итого |
102 |
4 |
3. Календарно-тематическое планирование в 9 Б классе:
Раздел 1.Векторы. Метод координат. (21 час)
№ п/п |
Тема урока |
Дата по плану 9Б |
Дата корректировки |
Примечание |
1 |
Понятие вектора. Равенство векторов. |
01.09 |
|
|
2 |
Откладывание вектора от данной точки. |
03.09 |
|
|
3 |
Сумма двух векторов. |
04.09 |
|
|
4 |
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. |
08.09 |
|
|
5 |
Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. |
10.09 |
|
|
6 |
Произведение вектора на число. |
11.09 |
|
|
7 |
Применение векторов к решению задач. |
15.09 |
|
|
8 |
Средняя линия трапеции. |
17.09 |
|
|
9 |
Средняя линия трапеции. |
18.09 |
|
Для корректировки знаний |
10 |
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора |
22.09 |
|
|
11 |
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора |
24.09 |
|
|
12 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. |
25.09 |
|
|
13 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. |
29.09 |
|
Для корректировки знаний |
14 |
Простейшие задачи в координатах. |
01.10 |
|
|
15 |
Уравнение линии на плоскости. |
02.10 |
|
|
16 |
Уравнение окружности. |
06.10 |
|
|
17 |
Уравнение прямой. |
08.10 |
|
|
18 |
Решение задач по теме: «Метод координат». |
09.10 |
|
|
19 |
Решение задач по теме: «Метод координат». |
13.10 |
|
|
20 |
Решение задач по теме: «Метод координат». |
15.10 |
|
Для расширения и систематизации знаний |
21 |
Контрольная работа№ 1 по теме « Метод координат». |
16.10 |
|
|
Раздел 2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (18 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Дата
|
Дата корректировки |
Примечание |
22 |
Синус, косинус и тангенс. Основное тригонометрическое тождество. |
20.10 |
|
|
23 |
Синус, косинус и тангенс. Основное тригонометрическое тождество. |
22.10 |
|
Для корректировки знаний |
24 |
Формулы для вычисления координат точки. |
23.10 |
|
|
25 |
Формулы для вычисления координат точки. |
27.10 |
|
Для корректировки знаний |
26 |
Теорема о площади треугольника. |
29.10 |
|
|
27 |
Теорема о площади треугольника. |
30.10 |
|
Для корректировки знаний |
28 |
Теорема синусов. |
10.11 |
|
|
29 |
Теорема синусов. |
12.11 |
|
Для корректировки знаний |
30 |
Теорема косинусов. |
13.11 |
|
|
31 |
Теорема косинусов. |
17.11 |
|
Для корректировки знаний |
32 |
Решение треугольников. |
19.11 |
|
|
33 |
Решение треугольников. |
20.11 |
|
Для корректировки знаний |
34 |
Измерительные работы. |
24.11 |
|
|
35 |
Скалярное произведение в координатах. |
26.11 |
|
|
36 |
Скалярное произведение в координатах. |
27.11 |
|
|
37 |
Решение задач. |
01.12 |
|
|
38 |
Решение задач. |
03.12 |
|
Для расширения и систематизации знаний |
39 |
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». |
04.12 |
|
|
Раздел 3. Длина окружности и площадь круга. (19 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Дата
|
Дата корректировки |
Примечание |
40 |
Правильный многоугольник. |
08.12 |
|
|
41 |
Правильный многоугольник |
10.12 |
|
Для корректировки знаний |
42 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника. |
11.12 |
|
|
43 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника. |
15.12 |
|
Для корректировки знаний |
44 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
17.12 |
|
|
45 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
18.12 |
|
Для корректировки знаний |
46 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
22.12 |
|
|
47 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
24.12 |
|
Для корректировки знаний |
48 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
25.12 |
|
Для расширения и систематизации знаний |
49 |
Построение правильных многоугольников. |
29.12 |
|
|
50 |
Длина окружности и дуги окружности. |
12.01 |
|
|
51 |
Длина окружности и дуги окружности. |
14.01 |
|
Для корректировки знаний |
52 |
Площадь круга и площадь кругового сектора. |
15.01 |
|
|
53 |
Площадь круга и площадь кругового сектора. |
19.01 |
|
|
54 |
Площадь круга и площадь кругового сектора. |
21.01 |
|
|
55 |
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». |
22.01 |
|
|
56 |
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». |
26.01 |
|
|
57 |
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». |
28.01 |
|
Для корректировки знаний |
58 |
Контрольная работа №3 по теме«Длина окружности, площадь круга». |
29.01 |
|
|
Раздел 4. Движения. (11 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Дата
|
Дата корректировки |
Примечание |
59 |
Отображение плоскости на себя. |
02.02 |
|
|
60 |
Понятие движения. |
04.02 |
|
|
61 |
Наложения и движения. |
05.02 |
|
|
62 |
Параллельный перенос. |
09.02 |
|
|
63 |
Параллельный перенос. |
11.02 |
|
Для корректировки знаний |
64 |
Поворот. |
12.02 |
|
|
65 |
Поворот. |
16.02 |
|
Для корректировки знаний |
66 |
Решение задач по теме: «Движения». |
18.02 |
|
|
67 |
Решение задач по теме: «Движения». |
19.02 |
|
Для корректировки знаний |
68 |
Решение задач по теме: «Движения». |
23.02 |
|
|
69 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Движения». |
25.02 |
|
|
Раздел 5. Об аксиомах геометрии. (2 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Дата
|
Дата корректировки |
Примечание |
70 |
Об аксиомах планиметрии. |
26.02 |
|
|
71 |
Об аксиомах планиметрии. |
02.03 |
|
|
Раздел 6. Начальные сведения из стереометрии. (8 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Дата
|
Дата корректировки |
Примечание |
72 |
Предмет стереометрии. |
04.03 |
|
|
73 |
Многогранник. |
05.03 |
|
|
44 |
Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда. |
09.03 |
|
|
75 |
Объём тела. |
11.03 |
|
|
66 |
Цилиндр. |
12.03 |
|
|
77 |
Конус. |
16.03 |
|
|
78 |
Сфера. Шар. |
18.03 |
|
|
79 |
Решение задач по теме: «Многогранники. Тела и поверхности вращения». |
19.03 |
|
|
Раздел 7. Повторение. Решение задач. (23 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Дата
|
Дата корректировки |
Примечание |
80 |
Начальные геометрические сведения. |
23.03 |
|
|
81 |
Параллельные прямые. |
25.03 |
|
|
82 |
Параллельные прямые. |
26.03 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
83 |
Треугольники. |
06.04 |
|
|
84 |
Треугольники. |
08.04 |
|
|
85 |
Треугольники. |
09.04 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
86 |
Треугольники. |
13.04 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
87 |
Окружность. |
15.04 |
|
|
88 |
Окружность. |
16.04 |
|
|
89 |
Окружность. |
20.04 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
90 |
Окружность. |
22.04 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
91 |
Четырехугольники и многоугольники. |
23.04 |
|
|
92 |
Четырехугольники и многоугольники. |
27.04 |
|
|
93 |
Четырехугольники и многоугольники. |
29.04 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
94 |
Четырехугольники и многоугольники. |
30.04 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
95 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. |
04.05 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
96 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. |
06.05 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
97 |
Векторы. Метод координат. |
07.05 |
|
|
98 |
Векторы. Метод координат. |
11.05 |
|
|
99 |
Площади фигур. |
13.05 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
100 |
Площади фигур. |
14.05 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
101 |
Решение задач. |
18.05 |
|
|
102 |
Решение задач. |
20.05 |
|
Для обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Поспелов А. М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.