Смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ярцевский индустриальный техникум»
|
директор СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» _____________ /Н.А. Новикова/ «___»________2023г
|
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
обучающихся техникума «Россия –
родная страна!»
г. Ярцево
2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………….................…3 2. Принципы патриотического воспитания ………………………. 4 3. Направления патриотического воспитания ………………….. 5 4. Ожидаемые результаты реализации программы. ............... 7
|
|
1. ПОяснительная записка
1.1
Основанием
разработки программы гражданско-патриотического воспитания является концепция
патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В
Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной
выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана
обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободу личности и
обладающих высокой нравственностью…». Программа разработана на 2023-2025 г.
Патриотическое
воспитание в условиях современной России объективно является и
признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического,
социально-экономического развития и национальной безопасности
Российской Федерации.
Патриотическое
воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер
воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие
мировоззренческие
ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых
личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина
в условиях современного российского демократического общества.
Патриотическое
воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность
по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание
патриотизма предполагает формирование активной гражданской позиции личности,
гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и
ответственности за собственный политический и моральный выбор.
Все
это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как:
гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности
и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации
российского общества приобретают большую значимость такие свойства
личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать,
или принимать другую точку зрения.
Программа
ориентирована на все возрастные группы студентов техникума, коллектив
педагогов и родителей студентов. При разработке Программы
учитывался
опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная
ситуация и тенденции развития техникума. Программа отражает необходимый
обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей
Родины, патриота с активной жизненной позицией.
1.2 Цель и задачи программы
Цель настоящей программы: - совершенствование системы
патриотического воспитания студентов техникума;
-
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с
присущими
ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности
и поведения;
-
подготовка студентов к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в
демократическом
правовом государстве, гражданском обществе.
Основными задачами программы являются:
- создать условия для усвоения обучающимися основных ценностей
и понятий гражданского общества;
- изучить нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие,
и деятельность общественных институтов;
- познакомить с нравственными и правовыми нормами,
регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
- воспитать качества патриота, ответственность, уважение к
другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
- расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую
культуру и
гражданскую грамотность.
2.
Основополагающие
принципы патриотического воспитания.
К числу определяющих принципов, которые
являются важным условием
реализации
целей и задач патриотического и правового воспитания относятся
признание
высокой социальной значимости патриотизма.
Патриотическое
воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то
есть
охватывает своим воздействием все возрастные категории студентов, все
стороны
жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди
основополагающих принципов патриотического воспитания,
представляющих
собой исходные руководящие положения при осуществлении практической
деятельности в этой сфере выделяются:
-
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей
и традиций;
-
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности
воспитания;
-
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой
личности
на основе индивидуального подхода
- тесная и непрерывная связь с другими видами
воспитания.
3. Основные направления патриотического воспитания
Духовно-нравственное – воспитание чувства прекрасного ;воспитание любви
к
Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе
религиозным);
формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности,
формирование высоконравственных, профессионально-этических норм
поведения, беззаветную любовь и преданность
Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь
и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и
государству, качеств ответственности и коллективизма. Гражданско-патриотическое
– формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к
народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому
страны, воспитание у детей
патриотизма, формирование гражданских позиций.
Историко-краеведческое
– познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с
ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и
современников и
исторической ответственности за происходящее в обществе.
Социально-патриотическое
–формирование добросовестного отношения
к обучению; формирование терпимости к чужой вере
(религиозные отношения);
формирование культуры межличностных отношений (в том числе
межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи;
формирование
взаимопонимания между семьей и студентом.
Оно включает ознакомление с основами человеческого общения:
(коммуникация – обмен информацией между людьми, интеракция – это взаимодействие с собеседником, перцепция – это восприятие собеседника);
развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки,
понимание и восприятие различных религиозных культур,
способность результативно и с высокой
эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать
планы своего профессионального роста.
Военно-спортивное
– направлено на развитие морально-волевых
качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости,
стойкости, мужества,
дисциплинированности в процессе занятий физической
культурой и спортом,
формирование опыта служения отечеству и готовности к защите
Родины.
Военно-патриотическое
– ориентировано на формирование у
студентов высокого патриотического сознания, идей служения
Отечеству,
способности к его вооруженной защите, изучение русской
военной истории,
воинских традиций, пропаганда героических профессий, а
также знаменательных героических и
исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции.
Героико-патриотическое
– ориентирует процесс воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных
героических дат отечественной истории.
Координация и контроль за реализацией Программы
Оценка качества и уровня патриотического
воспитания объективно является
комплексной
задачей, что обуславливает необходимость привлечения к мониторингу
разных
специалистов техникума: зам. директора по учебно-воспитательной работе,
педагога-психолога,
кураторов групп, членов студенческого Совета техникума, преподавателей
колледжа; социальных партнеров и всех заинтересованных лиц.
В
планы работы педагогического совета, семинара классных руководителей в
обязательном
порядке вносятся вопросы оценки и прогноза состояния
патриотического
воспитания студентов техникума, а также обобщение опыта работы в данном
направлении. Разрабатываются и реализуются совместные планы работы с
библиотеками,
читальными залами, музеем, Советом ветеранов, Центром патриотического
воспитания и другими социальными и общественными институтами.
Администрация
техникума координирует взаимодействие всех структурных
подразделений,
участвующих в организации патриотического воспитания студентов.
4. Прогнозируемый результат реализации Программы
Реализация
программы патриотического воспитания позволит обеспечить:
-
поиск новых форм и методов работы по патриотическому воспитанию
студентов;
-
формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну;
-
воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению;
-
формирование сознательного и ответственного отношения к личной и
общественной
безопасности;
-
формирование у студентов гуманистического отношения к окружающим,
культуры
речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.