ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат»
«Рассмотрено» на заседании _________________________ Протокол № ___ от «____»___________2017 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________________
«____»____________2017 г
|
«Утверждаю» Директор школы __________________________
от «____»____________2017 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 3 класса
Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
Варгаши, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;
3. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528);
4. Устав образовательного учреждения;
5. Учебный план образовательного учреждения.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширять художественно-эстетический кругозор;
- развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности, эстетическое чувство и понимание красоты окружающего мира;
- раскрыть значение изобразительного искусства в жизни человека;
- обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
- обучать разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
- развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Особенности организации учебного процесса по учебному предмету
Принципы реализации программы: индивидуально - личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; креативность (творчество); ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; научность; сознательность и активность учащихся;
наглядность.
Формы уроков: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.
Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, классные часы, тематические недели, посещение музеев, конкурсы рисунков, школьные газеты по ИЗО.
Формы контроля уровня обученности: викторины, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Общая характеристика учебного предмета
Для решения задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
- декоративное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Подготовительные занятия.
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Так же формируются организационные умения: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Параллельно идёт работа по сенсорному воспитанию: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Формируется умение правильного удержания карандаша и кисточки; умение владеть карандашом; навык произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Приёмы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий;
- рисование предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения, правила штрихования, приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
- приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
На всех уроках изобразительного искусства развивается восприятие цвета предмета и формируется умение передавать его в рисунке с помощью красок.
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета. Программа по изобразительному искусству рассчитана на:
3 класс – 1 ч. в неделю (34 учебных недели) – 34часа.
Описание ценностных ориентиров
Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как идентичного и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно- прикладного искусства как носителей культурно- исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастность и гордости за свою Родину, народ и историю.
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику. Готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно- смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно творческой деятельности- созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественно выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов. Формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармони, ученик переполняется чувством собственного достоинства, он сам смог. Сам сделал, сам достиг выразительного решении образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы… Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 класс
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; - делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше;
- изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
3 класс
Общее количество часов – 34 часа
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
- рисование по памяти, представлению и воображению;
- рисование на свободную и заданную тему;
- декоративное рисование;
- беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
- человек и изобразительное искусство;
- правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;
- правила организации рабочего места;
- материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности, правила их хранения.
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве (2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
I четверть
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.
Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишнёвого дерева).
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Рисование шахматного узора в квадрате.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
II четверть
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного мяча.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).
Рисование на тему «Нарядная ёлка».
III четверть
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма).
Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу».
Рисование с натуры молотка.
Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
Рисование с натуры теннисной ракетки.
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к празднику 8 Марта.
Рисование по образцу орнамента из квадратов.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры игрушки-вертолёта (изготавливается из картона).
IV четверть
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.).
Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
Рисование с натуры куста земляники с цветами.
Рисование с натуры цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Берёзовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
3 класс
Общее число часов – 34 часа
№ п/п |
Тема, раздел |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Рисование с натуры осенних листьев ивы и берёзы. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. |
1 |
Правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Передача формы и цвета предметов в рисунках. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Сравнение работы с натурой. Словарная работа: листья берёзы, ивы; жёлтый, зелёный, оранжевый. Беседа по картине. |
2 |
Рисование в полосе узора цветок с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. |
1 |
Развитие умения чередовать элементы орнамента по форме. Деление полосы на части с помощью мерки. Дидактическая игра «Закончи узор». Узнавание в иллюстрациях книг характерных признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Передача формы и цвета предметов в рисунках. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Словарная работа: узор, полоса, листочек, цветок, зелёный, красный, жёлтый. |
3 |
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). |
1 |
Обучение элементарным правилам изображения деревьев после устного описания строения дерева и показ приёмов изображения деревьев на доске. Беседа по картинам. Узнавание в иллюстрациях характерных признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Передача формы и цвета предметов в рисунках. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Словарная работа: золотая осень, парк. |
4 |
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). |
1 |
Передача формы и цвета предметов в рисунках. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Формы предметов: круглые, овальные. Словарная работа: фрукты, овощи, груша, огурец, морковь, яблоко, круглое, красное, зелёное, жёлтое, оранжевое, листок, веточка, фруктовый сад. |
5 |
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе). |
1 |
Передача формы, цвета и деталей флажков. Анализ и сравнение формы предметов. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Формы предметов: прямоугольные, квадратные. Словарная работа: прямоугольник, квадрат, флажок, сигнал. |
6 |
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. |
1 |
Передача основной формы, цвета и строения предметов после наблюдения и обсуждения в беседе с учителем. Анализ и сравнение формы предметов. Развитие умения чередовать элементы орнамента по форме. Словарная работа: узор, полоса. |
7 |
Рисование шахматного узора в квадрате. |
1 |
Совершенствование умения рисовать в квадрате линии и чередовать элементы орнамента по цвету. Раскрашивание, не выходя за контуры фигур. Деление листа на глаз на две и четыре равные части. Словарная работа: квадрат, шахматы, узор. |
8 |
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем («Чудесные цветы» К. Чуковского). |
1 |
Передача в одном сюжетном рисунке основных форм хорошо знакомых предметов, объединяя их общим содержанием. Расположение изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Беседа по рассказу К. Чуковского «Чудесные цветы». |
9 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика. |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры. Построение осевых линий в квадрате, раскрашивание полученных треугольников цветными карандашами. Словарная работа: квадрат, орнамент, углы, центр, наклонные и прямые линии. |
10 |
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем («Утро» Никитин). |
1 |
Передача в одном сюжетном рисунке основных форм хорошо знакомых предметов, объединяя их общим содержанием. Расположение изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Передача формы, цвета и деталей предметов. Беседа по рассказу Никитина «Утро». |
11 |
Знакомство с работой гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма) |
1 |
Беседа на тему «Гжельская роспись». Составление узоров. Рисование орнамента в круге, чередование элементов по цвету. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: орнамент, круг. |
12 |
Рисование с натуры будильника круглой формы. |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры. Анализ образца. Рисование будильника, варианты расположения элементов в круге. Раскрашивание. Загадки. Игра «Назови предмет такой же формы». Словарная работа: круг, центр, осевые линии, будильник, часы, располагать, чередовать. |
13 |
Рисование с натуры двухцветного мяча. |
1 |
Беседа на тему: геометрические фигуры, цвета. Рисование мяча, деление круга на две равные части. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: круг, центр, осевые линии, располагать. |
14 |
Рисование узора в полосе (снежинка и веточка ели.) Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.). |
1 |
Беседа по картинам на тему «Зима пришла». Передача основной формы, цвета, строения предмета, расположение на листе бумаги, объединение предметов в одном рисунке. Принцип чередования элементов в узоре. Раскрашивание. Рисование по памяти. Словарная работа: зима, снежинка, ель, ветка, узор, чередование. |
15 |
Рисование на тему «Нарядная ёлка». |
1 |
Беседа по картинам «Новый год». Передача основной формы, цвета, строения предмета, расположение на листе бумаги, объединение предметов в одном рисунке. Принцип чередования элементов в узоре. Раскрашивание. Рисование по памяти. Словарная работа: праздник, Новый год, ёлочные украшения, шар, хлопушка. |
16 |
Рисование узора на рукавичках (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу. |
1 |
Рассматривание образца рисунка. Планирование работы. Развитие умения чередовать элементы узора, рисование легкой гибкой линией. Раскрашивание рисунка. Дидактическая игра «Закончи узор», «Назови предмет такой же формы». Словарная работа: узор, чередование, повторение узора, симметричность. |
17 |
Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» |
1 |
Беседа о зиме. Рассматривание картин. Планирование работы. Отработка техники рисования коротких штрихов. Передача особенностей строения ветки ели. Словарная работа: ель, ёлка, ветка, иголки, хвоя, зелёный, коричневый, колючая, пушистая. |
18 |
Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры теннисной ракетки. |
1 |
Беседа об инструментах и их назначении, о спортивном инвентаре. Сравнение предмета с натурой. Рисование предмета с деталями. Развитие умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета; соотношение ширины, длины, высоты, соблюдая конструкцию. Словарная работа: молоток, ракетка, теннис. |
19 |
Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). |
1 |
Беседа об инструментах и их назначении. Загадки об инструментах. Анализ предмета. Рисование предмета с деталями. Сравнение предмета с натурой. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: инструменты, шпатель, напильник, вилы, расположение. |
20 |
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. |
1 |
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Развитие умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета; соотношение ширины, длины, высоты, соблюдая конструкцию. |
21 |
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». |
1 |
Беседа по сказкам. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Развитие умения изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине. |
22 |
Декоративное рисование - оформление поздравительной открытки к 8 марта. |
1 |
Совместная беседа о празднике 8 марта. Рассматривание открыток. Планирование работы: уточнение пространственного расположения предметов относительно друг друга. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме. |
23 |
Рисование по образцу орнамента из квадратов. |
1 |
Выкладывание орнамента из квадратов, используя наборы геометрических фигур. Планирование работы. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: орнамент, узор, повторение, чередование. |
24 |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. |
1 |
Беседа по теме: стройка. Передача строения предмета, взаимного расположения его частей. Раскрашивание. Словарная работа: постройка, кубики, крыша, кирпичи, внизу, вверху, рядом. |
25 |
Рисование с натуры игрушки вертолёта (изготавливается из картона). |
1 |
Беседа «Игрушки». Рассказывание о своей любимой игрушке. Анализ образца. Планирование работы. Сравнение рисунка с натурой. Развитие умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища. Словарная работа: транспорт, игрушки, вертолёт, акварель, гуашь. |
26 |
Рисование узора из растительных форм в полосе. |
1 |
Развитие умения чередовать элементы узора, рисование легкой гибкой линией, размещать рисунки растительных форм в полосе. Деление листа на глаз на две и четыре равные части. Словарная работа: узор, полоса, растительные формы. |
27 |
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). |
1 |
Беседа по картинам о весне: Левитан «Март», Т. Яблонская «Весна», А. Саврасов «Грачи прилетели». Узнавание в репродукциях художественных картин характерных признаков времён года. Развитие умения передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь). Словарная работа: весна, грачи, весенние месяца, гуашь, цветные карандаши, насыщенность и яркость цвета. |
28 |
Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». |
1 |
Беседа о деревьях. Рассматривание и анализ иллюстраций различных деревьев. Элементарные приемы рисования деревьев, рисование листвы разными приемами: тычок и примакивание. Изображение от руки предметов разной формы, передавая их характерные особенности. Узнавание в иллюстрациях книг характерных признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Словарная работа: середина, линии, располагать, чередовать, слева, справа, выше, ниже, около, листья, зелёный. |
29 |
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) |
1 |
Выкладывание орнамента из квадратов, используя наборы геометрических фигур. Планирование работы. Раскрашивание предметов, не выходя за линии. Словарная работа: орнамент, узор, повторение, чередование, квадрат. |
30 |
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). |
1 |
Беседа на тему «9 Мая». Составление композиции, передача в рисунке образов, расположение на листе бумаги изображаемых предметов в определённом порядке. Анализ с помощью учителя строения предмета. Словарная работа: геометрические фигуры, красный, жёлтый, синий, зелёный. |
31 |
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат – готовая форма). |
1 |
Беседа о рисовании различных узоров в геометрических формах. Выкладывание узора на квадрате, используя трафареты. Развитие умения делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета; пользоваться осью симметрии. Словарная работа: ось симметрии, квадрат, трафарет. |
32 |
Рисование с натуры куста земляники с цветами. |
1 |
Последовательное выполнение и размещение элементов рисунка. Развитие умения анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. Рисование с натуры. Словарная работа: середина, линии, располагать, слева, справа, выше, ниже, около. |
33 |
Рисование с натуры цветов. |
1 |
Знакомство с репродукциями, передача в рисунке особенностей строения, цветовой окраски цветов. Рисование с натуры. Словарная работа: весна, солнышко, цветы, мать – и – мачеха, стебелёк, листочки, цветок, одуванчик. |
34 |
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Берёзовая роща», А. Пластов «Сенокос» или др.). |
1 |
Беседа по картинам: А. Куинджи «Берёзовая роща», А. Пластов «Сенокос». Узнавание в репродукциях художественных картин признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Развитие умения передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь, акварель). |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно – методическая литература для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы, Воронкова В. В. Москва «Просвещение».
2. Е.В.Калмыкова. Игровые технологии обучения в начальной школе М.: АРКТИ, 2007.
3. В.Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум», 2006.
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений Б.П.Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 272 с.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефект. ф-ов. пед. ин-ов Под ред. В. В. Воронковой –М.: Школа.
6. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов В.А.Солнцева, Т. В. Белова -М.: АСТ: Астрель. 2007 - 93с. ил.
7. Ткаченко Т.А.Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;-М.:Эксмо,2001
8. Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
9. Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
10. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
11. И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1993. – 175с.
12. Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
13. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208.
14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
16. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
17. С. Кожохина «Батик » Ярославль 1997 И. Г. Мосин «Рисование» 1часть Екатеринбург 1997
18. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
19. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
20. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
21. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
22. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М.
Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:
1. http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования
2. http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
3. http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.
4. http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».
5. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
6. http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
7. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;
8. http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.
9. http://vipbook.info/ - Электронная библиотека
10. Презентации:
· Деревья осенью
· Гжельская роспись
· Интерактивный альбом «Осень в картинках И. И. Левитана»
Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
Экранно - звуковые пособия и дидактический материал:
1. Пособия для развития мелкой моторики:
· Пуговицы, мелкие предметы и игрушки |
· Пособия для шнурования: «Обувь», «Ботинок», «Пуговица», «Зайчик» |
· Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики |
· Пластилин |
· Цветные карандаши и краски |
· Трафареты (по лексическим темам) |
· Картинки для раскрашивания и штрихования |
· Мозаики |
· Бусы |
· «Волшебные» прищепки |
4. Раздаточный материал:
· Кисти
· Краски
· Альбомы
· Простые карандаши
· Цветные карандаши
· Ластики
· Фломастеры
· Ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.)
· Стеки
5. Наглядные пособия
· Макеты «Грибы», «Фрукты», «Овощи»
· Предметные картинки «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Транспорт», «Посуда», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Школьные принадлежности», «Рыбы», «Цветы»
· Трафареты «Геометрические фигуры»
· Игрушки
· Строительные кубики
· Учимся рисовать Полх – майданская роспись (дидактический демонстрационный материал)
· Учимся рисовать Гжель (демонстрационный материал)
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.