Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 4 класс а
Оценка 4.8

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 4 класс а

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
4 кл
23.10.2022
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 4 класс а
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 4 класс а для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
изо 4 класс.doc

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат»

 

 

«Рассмотрено»

 на заседании

__________________________        

Протокол № ___

от «____»___________2018 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

__________________________

 

«____»____________2018 г

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор школы      ___________________________  

 

от «____»____________2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

для 4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варгаши, 2018г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»    составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;

3.     Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528);

4.     Устав образовательного учреждения;

5.     Учебный план образовательного учреждения;

6.     Используемый учебно – методический комплект:

·   Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.

 

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.          Изучение курса «Изобразительное искусство»  направлено на достижение следующих целей: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширять художественно-эстетический кругозор;

- развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности, эстетическое чувство и понимание красоты окружающего мира;

- раскрыть значение изобразительного искусства в жизни человека;

       - обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

- обучать       разным       видам         изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

       - обучать правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности; 

       - формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; 

       - развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции;

        - воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

 

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: 

         - коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

          - развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

           - коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. 

            - развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

 

Особенности организации учебного процесса по учебному предмету

Принципы реализации программы: индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;  коллективизм;  креативность (творчество); ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  научность; сознательность и активность учащихся;

наглядность.

Формы уроков: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.

        Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.

         Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, классные часы, тематические недели, посещение музеев,  конкурсы рисунков, школьные газеты по ИЗО.

Формы контроля уровня обученности: викторины, отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

 

Общая характеристика учебного предмета

          Для решения  задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

- декоративное рисование;

- рисование с натуры;

- рисование на темы;

- беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

Подготовительные занятия.

             Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

             В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

             Так же формируются организационные умения: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Параллельно идёт работа по сенсорному воспитанию: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

         Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Формируется умение правильного удержания карандаша и кисточки; умение владеть карандашом; навык произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Приёмы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); 

- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);

- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий;

- рисование предметов несложных форм (по образцу);

- штрихование внутри контурного изображения, правила штрихования, приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

- приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

- приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; 

 - приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;  рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

             Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

            Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

            После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

             На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

            Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

           Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры

           Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

           Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

          Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

          На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы

          Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

           В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

          В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

           Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве

          Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

          В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока.

          В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

          Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

          В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы.

          Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

          На всех уроках изобразительного искусства развивается восприятие цвета предмета и формируется умение передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись»  и т.д.  Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.  Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.   

 

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне начального  общего образования в качестве обязательного предмета. Программа по изобразительному искусству  рассчитана на:

4 класс – 1 ч. в неделю  (34 учебных недели) – 34 часа.

 

Описание ценностных ориентиров

Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как идентичного и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно- прикладного искусства как носителей культурно- исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастность и гордости за свою Родину, народ и историю.

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику. Готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно- смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического  чувства и формированию художественного вкуса.

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно творческой деятельности- созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественно выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов. Формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармони, ученик переполняется чувством собственного достоинства,  он сам смог. Сам сделал, сам достиг выразительного решении образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы… Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

         Реализация ценностных ориентиров образования  на уроках  изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.

 

   Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»

4 класс

 

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

- передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

 

Содержание  программы по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

4 класс

 Общее количество часов - 34 часов

 

Программой предусматриваются следующие виды работы:

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

- рисование по памяти, представлению и воображению;

- рисование на свободную и заданную тему;

- декоративное рисование;

- беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

- человек и изобразительное искусство;

- правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;

- правила организации рабочего места;

- материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности,  правила их хранения.

Декоративное рисование

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование с натуры

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.

Рисование на темы

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об изобразительном искусстве

 

I четверть

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.

II четверть

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

III четверть

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъёмный кран, экскаватор и т. п.).

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

IV четверть

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

 

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

 

4 класс

Общее количество - 34 часов

 

 

№ п/п

 

Тема, раздел

 

Основные виды учебной деятельности

 

Кол-во часов

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4 – 6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Деление листа на части. Рисование предметов круглой и овальной формы. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

2

Рисование с натуры листа дерева: берёза.

Рисование предмета с деталями (общая форма с зубчиками). Сравнивание работы с натуры. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

3

Рисование с натуры ветки рябины.

Рассматривание ветки рябины. Рисование ветки и расположение листьев на ней. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рассматривание образцов орнаментов. Построение квадрата. Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

5

Беседа на тему «Мы растём на смену старшим» по картинам.

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассказывание по вопросам. Беседа на тему по картинам. Узнавание и правильное название изображенных предметов.

1

6

Рисование  геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы.

Анализ орнамента. Планирование работы. Построение квадрата. Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

7

Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

Рассматривание предметов с картин. Описание игрушки (на выбор). Беседа на тему. Беседа по картинам. Описание предметов с опорой на вопрос. Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов.

1

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставень).

Построение домика из геометрической фигуры. Рассматривание образца рисунка. Планирование работы. Выполнение рисунка. Сравнивание рисунка с образцом.  Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

9

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.

Анализ модели. Показ выполнения операций. Построение прямоугольника. Рисование верхнего и нижнего основания – овал (сокращённые дуги). Раскрашивание. Анализ и сравнение рисунка с рисунком товарища (по вопросам учителя). Беседа о правилах перспективного сокращения круга. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

10

Беседа на тему «Золотая Хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого объекта. Беседа на тему.

1

11

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащегося).

Выбор игрушки. Рассказывание о своей любимой игрушке. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

12

Рисование с натуры игрушки: автобуса.

Конструирование игрушки из геометрических фигур. Сравнивание рисунка с натурой. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

13

Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).

Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

14

Рисование на тему «Городской транспорт».

Беседа о видах транспорта и ПДД. Композиционное оформление рисунка (показ учителя). Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

15

Рисование образца геометрического орнамента в квадрате.

Анализ образца. Планирование работы (коллективно). Подбор цветов. Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

16

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Беседа о применении узоров в быту. Рисование тарелки (обвести трафарет круга). Выбор рисунка. Беседа о применении узора в быту. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

17

Рисование на тему «Новогодняя ёлка».

Беседа о новогодних праздниках. Беседа по картинам «Новый год». Анализ образца. План работы. Сравнивание рисунка с рисунком товарища. Передача основной формы, цвета, строения предмета, расположение на листе бумаги, объединение предметов в одном рисунке. Принцип чередования элементов в узоре.  Раскрашивание. Рисование по памяти. Словарная работа: праздник, Новый год, ёлочные украшения, шар, хлопушка.

1

18

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Анализ строения снежинок. Рисование панно. Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

19

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»)

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассказывание по вопросам. Составление небольшого рассказа (с помощью учителя). Беседа по картине. Узнавание и правильное название изображенных предметов.

1

20

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с                    изображением  ракеты).

Беседа  о дне Космонавтики. Анализ рисунка. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

21

Рисование с натуры раскладной пирамиды.

Сбор пирамидки из колец. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Составление плана выполнения рисунка. Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

22

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Построение осевых линий и на них отметить точки для боковых линий. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

23

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (ракета на машине, подъёмный кран, экскаватор, бульдозер по выбору учителя).

Рассказ  о значении ракет в развитии науки. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Анализ модели: убираются ракета, рельсы, подставка, мотор, кабина,  остаётся тележка на колёсах. Рисунок  выполняется в обратной последовательности  с опорой   на показ (сборка игрушки). Сравнение рисунка с образцом. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

24

Декоративное  рисование листка   отрывного   календаря  к празднику 8 Марта.

Совместная беседа  о празднике 8 Марта. Рассматривание листка календаря. Планирование работы: уточнение пространственного расположения предметов относительно друг друга. Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

25

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рассказ учителя о наступлении весны и прилёте птиц. Уточнение знаний учащихся с опорой на их опыт. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

26

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце»)

Рассматривание репродукций художественных произведений. Беседа о весне. Беседа о художниках. Беседа по картинам.  Планирование работы. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

 

1

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Анализ постройки через её расчленение на части. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

28

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

ТБ при работе с циркулем. Составление узора из ягод и листьев на парте. Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

29

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

Рассказ учителя о космических кораблях и спутниках. Показ учителем  порядка выполнения рисунка кораблей, ракет спутников. Самостоятельное рисование. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

30

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы настольные, напольные, настенные и т. п.).

Уточнение знаний о назначении часов. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

31

Рисование с натуры в виде набросков (3 – 4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Загадки об инструментах. Деление листа на глаз на 4 равные части. Рисование каждого инструмента в определённой части листа. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

32

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт).

Рассматривание предмета и анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнение рисунка с образцом.

1

33

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. Рассказывание об особенностях рассматриваемого изделия. Отношение к этим изделиям (нравятся ли?) Беседа на тему.

1

34

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

 

Описание материально - технического обеспечения

 

Учебно – методический комплекс:

1.     Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.

 

 

 

 

Учебно – методическая литература для учителя:

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный,  1 – 4 классы, Воронкова В. В. Москва «Просвещение».

2.     Е.В.Калмыкова. Игровые технологии обучения в начальной школе М.: АРКТИ, 2007.

3.     В.Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум»,  2006.

4.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений Б.П.Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 272 с.

5.     Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов  дефект. ф-ов.  пед. ин-ов  Под ред. В. В. Воронковой –М.: Школа.

6.     Солнцева В. А. 200 упражнений  для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов В.А.Солнцева, Т. В. Белова -М.: АСТ: Астрель. 2007 - 93с. ил.

7.     Ткаченко Т.А.Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;-М.:Эксмо,2001

8.     Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.

9.     Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.

10. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.

11.  И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.:    Просвещение, 1993. – 175с.

12. Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.

13. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208.

14.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

15.  Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.

16. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.  

17. С. Кожохина  «Батик » Ярославль 1997  И. Г. Мосин «Рисование» 1часть Екатеринбург 1997 

18. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.

19. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

20. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

21. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.

22. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. 

 

Учебно – методическая литература для обучающихся:

1.     Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.

 

Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:

1.     http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования

2.     http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.

3.     http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.

4.     http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».

5.     http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);

6.     http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

7.     http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;

8.     http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

9.     http://vipbook.info/ - Электронная библиотека

10. Презентации:

·        Деревья осенью

·        Гжельская роспись

·        Интерактивный альбом «Осень в картинках И. И. Левитана»

·        Богородская игрушка

·        Сказочная избушка

 

Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:

1.     Компьютер

2.     Проектор

3.     Экран

 

Экранно -  звуковые пособия и дидактический материал:

1.     Пособия для развития мелкой моторики:

·       Пуговицы, мелкие предметы и игрушки

·       Пособия для шнурования: «Обувь», «Ботинок», «Пуговица», «Зайчик»

·       Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики

·       Пластилин

·       Цветные карандаши и краски

·       Трафареты (по лексическим  темам)

·       Картинки для раскрашивания и штрихования

·       Мозаики

·       Бусы

·       «Волшебные» прищепки

4. Раздаточный материал:

·       Кисти

·       Краски

·       Альбомы

·       Простые карандаши

·       Цветные карандаши

·       Ластики

·       Фломастеры

·       Ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.)

·       Стеки

·       Индивидуальные доски

5. Наглядные пособия

·       Макеты «Грибы», «Фрукты», «Овощи»

·       Предметные картинки «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Транспорт», «Посуда», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Школьные принадлежности», «Рыбы», «Цветы»

·       Трафареты «Геометрические фигуры»

·       Игрушки

·       Строительные кубики

·       Учимся рисовать Полх – майданская роспись (дидактический демонстрационный материал)

·       Учимся рисовать Гжель (демонстрационный материал)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат» «Рассмотрено» на заседании __________________________

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат» «Рассмотрено» на заседании __________________________

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1

Расширять художественно-эстетический кругозор; - развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них; - развивать у учащихся речь, художественный…

Расширять художественно-эстетический кругозор; - развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них; - развивать у учащихся речь, художественный…

Особенности организации учебного процесса по учебному предмету

Особенности организации учебного процесса по учебному предмету

При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке

При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке

В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой…

В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой…

Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока

Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания…

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания…

Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим…

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим…

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов

Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью

Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью

Анализ модели. Показ выполнения операций

Анализ модели. Показ выполнения операций

Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью

Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью

С. Григорьев. «Вратарь») Рассматривание репродукций художественных произведений

С. Григорьев. «Вратарь») Рассматривание репродукций художественных произведений

Рисунок выполняется в обратной последовательности с опорой на показ (сборка игрушки)

Рисунок выполняется в обратной последовательности с опорой на показ (сборка игрушки)

Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги

Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги

Рисование с натуры в виде набросков (3 – 4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов

Рисование с натуры в виде набросков (3 – 4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов

Учебно – методическая литература для учителя: 1

Учебно – методическая литература для учителя: 1

Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания

Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания

Волшебные» прищепки 4.

Волшебные» прищепки 4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022