Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 4 класс а

  • Образовательные программы
  • doc
  • 23.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 4 класс а для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Иконка файла материала изо 4 класс.doc

ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат»

 

 

«Рассмотрено»

 на заседании

__________________________        

Протокол № ___

от «____»___________2018 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

__________________________

 

«____»____________2018 г

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор школы      ___________________________  

 

от «____»____________2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

для 4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варгаши, 2018г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»    составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;

3.     Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528);

4.     Устав образовательного учреждения;

5.     Учебный план образовательного учреждения;

6.     Используемый учебно – методический комплект:

·   Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.

 

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.          Изучение курса «Изобразительное искусство»  направлено на достижение следующих целей: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширять художественно-эстетический кругозор;

- развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности, эстетическое чувство и понимание красоты окружающего мира;

- раскрыть значение изобразительного искусства в жизни человека;

       - обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

- обучать       разным       видам         изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

       - обучать правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности; 

       - формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; 

       - развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции;

        - воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

 

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: 

         - коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

          - развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

           - коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. 

            - развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

 

Особенности организации учебного процесса по учебному предмету

Принципы реализации программы: индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;  коллективизм;  креативность (творчество); ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  научность; сознательность и активность учащихся;

наглядность.

Формы уроков: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.

        Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.

         Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, классные часы, тематические недели, посещение музеев,  конкурсы рисунков, школьные газеты по ИЗО.

Формы контроля уровня обученности: викторины, отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

 

Общая характеристика учебного предмета

          Для решения  задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

- декоративное рисование;

- рисование с натуры;

- рисование на темы;

- беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

Подготовительные занятия.

             Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

             В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

             Так же формируются организационные умения: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Параллельно идёт работа по сенсорному воспитанию: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

         Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Формируется умение правильного удержания карандаша и кисточки; умение владеть карандашом; навык произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Приёмы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); 

- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);

- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий;

- рисование предметов несложных форм (по образцу);

- штрихование внутри контурного изображения, правила штрихования, приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

- приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

- приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; 

 - приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;  рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

             Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

            Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

            После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

             На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

            Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

           Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры

           Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

           Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

          Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

          На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы

          Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

           В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

          В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

           Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве

          Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

          В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока.

          В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

          Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

          В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы.

          Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

          На всех уроках изобразительного искусства развивается восприятие цвета предмета и формируется умение передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись»  и т.д.  Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.  Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.   

 

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне начального  общего образования в качестве обязательного предмета. Программа по изобразительному искусству  рассчитана на:

4 класс – 1 ч. в неделю  (34 учебных недели) – 34 часа.

 

Описание ценностных ориентиров

Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как идентичного и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно- прикладного искусства как носителей культурно- исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастность и гордости за свою Родину, народ и историю.

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику. Готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно- смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического  чувства и формированию художественного вкуса.

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно творческой деятельности- созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественно выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов. Формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармони, ученик переполняется чувством собственного достоинства,  он сам смог. Сам сделал, сам достиг выразительного решении образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы… Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

         Реализация ценностных ориентиров образования  на уроках  изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.

 

   Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»

4 класс

 

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

- передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

 

Содержание  программы по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

4 класс

 Общее количество часов - 34 часов

 

Программой предусматриваются следующие виды работы:

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

- рисование по памяти, представлению и воображению;

- рисование на свободную и заданную тему;

- декоративное рисование;

- беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

- человек и изобразительное искусство;

- правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;

- правила организации рабочего места;

- материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности,  правила их хранения.

Декоративное рисование

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование с натуры

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.

Рисование на темы

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об изобразительном искусстве

 

I четверть

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.

II четверть

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

III четверть

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъёмный кран, экскаватор и т. п.).

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

IV четверть

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

 

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

 

4 класс

Общее количество - 34 часов

 

 

№ п/п

 

Тема, раздел

 

Основные виды учебной деятельности

 

Кол-во часов

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4 – 6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Деление листа на части. Рисование предметов круглой и овальной формы. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

2

Рисование с натуры листа дерева: берёза.

Рисование предмета с деталями (общая форма с зубчиками). Сравнивание работы с натуры. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

3

Рисование с натуры ветки рябины.

Рассматривание ветки рябины. Рисование ветки и расположение листьев на ней. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рассматривание образцов орнаментов. Построение квадрата. Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

5

Беседа на тему «Мы растём на смену старшим» по картинам.

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассказывание по вопросам. Беседа на тему по картинам. Узнавание и правильное название изображенных предметов.

1

6

Рисование  геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы.

Анализ орнамента. Планирование работы. Построение квадрата. Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

7

Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

Рассматривание предметов с картин. Описание игрушки (на выбор). Беседа на тему. Беседа по картинам. Описание предметов с опорой на вопрос. Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов.

1

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставень).

Построение домика из геометрической фигуры. Рассматривание образца рисунка. Планирование работы. Выполнение рисунка. Сравнивание рисунка с образцом.  Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

9

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.

Анализ модели. Показ выполнения операций. Построение прямоугольника. Рисование верхнего и нижнего основания – овал (сокращённые дуги). Раскрашивание. Анализ и сравнение рисунка с рисунком товарища (по вопросам учителя). Беседа о правилах перспективного сокращения круга. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

10

Беседа на тему «Золотая Хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого объекта. Беседа на тему.

1

11

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащегося).

Выбор игрушки. Рассказывание о своей любимой игрушке. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

12

Рисование с натуры игрушки: автобуса.

Конструирование игрушки из геометрических фигур. Сравнивание рисунка с натурой. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

13

Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).

Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

14

Рисование на тему «Городской транспорт».

Беседа о видах транспорта и ПДД. Композиционное оформление рисунка (показ учителя). Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

15

Рисование образца геометрического орнамента в квадрате.

Анализ образца. Планирование работы (коллективно). Подбор цветов. Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

16

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Беседа о применении узоров в быту. Рисование тарелки (обвести трафарет круга). Выбор рисунка. Беседа о применении узора в быту. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

17

Рисование на тему «Новогодняя ёлка».

Беседа о новогодних праздниках. Беседа по картинам «Новый год». Анализ образца. План работы. Сравнивание рисунка с рисунком товарища. Передача основной формы, цвета, строения предмета, расположение на листе бумаги, объединение предметов в одном рисунке. Принцип чередования элементов в узоре.  Раскрашивание. Рисование по памяти. Словарная работа: праздник, Новый год, ёлочные украшения, шар, хлопушка.

1

18

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Анализ строения снежинок. Рисование панно. Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

19

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»)

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассказывание по вопросам. Составление небольшого рассказа (с помощью учителя). Беседа по картине. Узнавание и правильное название изображенных предметов.

1

20

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с                    изображением  ракеты).

Беседа  о дне Космонавтики. Анализ рисунка. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

21

Рисование с натуры раскладной пирамиды.

Сбор пирамидки из колец. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Составление плана выполнения рисунка. Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

22

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Построение осевых линий и на них отметить точки для боковых линий. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

23

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (ракета на машине, подъёмный кран, экскаватор, бульдозер по выбору учителя).

Рассказ  о значении ракет в развитии науки. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Анализ модели: убираются ракета, рельсы, подставка, мотор, кабина,  остаётся тележка на колёсах. Рисунок  выполняется в обратной последовательности  с опорой   на показ (сборка игрушки). Сравнение рисунка с образцом. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

24

Декоративное  рисование листка   отрывного   календаря  к празднику 8 Марта.

Совместная беседа  о празднике 8 Марта. Рассматривание листка календаря. Планирование работы: уточнение пространственного расположения предметов относительно друг друга. Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

25

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рассказ учителя о наступлении весны и прилёте птиц. Уточнение знаний учащихся с опорой на их опыт. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

26

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце»)

Рассматривание репродукций художественных произведений. Беседа о весне. Беседа о художниках. Беседа по картинам.  Планирование работы. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

 

1

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Анализ постройки через её расчленение на части. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

28

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

ТБ при работе с циркулем. Составление узора из ягод и листьев на парте. Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

29

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

Рассказ учителя о космических кораблях и спутниках. Показ учителем  порядка выполнения рисунка кораблей, ракет спутников. Самостоятельное рисование. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

1

30

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы настольные, напольные, настенные и т. п.).

Уточнение знаний о назначении часов. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

31

Рисование с натуры в виде набросков (3 – 4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Загадки об инструментах. Деление листа на глаз на 4 равные части. Рисование каждого инструмента в определённой части листа. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

1

32

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт).

Рассматривание предмета и анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнение рисунка с образцом.

1

33

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. Рассказывание об особенностях рассматриваемого изделия. Отношение к этим изделиям (нравятся ли?) Беседа на тему.

1

34

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

1

 

Описание материально - технического обеспечения

 

Учебно – методический комплекс:

1.     Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.

 

 

 

 

Учебно – методическая литература для учителя:

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный,  1 – 4 классы, Воронкова В. В. Москва «Просвещение».

2.     Е.В.Калмыкова. Игровые технологии обучения в начальной школе М.: АРКТИ, 2007.

3.     В.Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум»,  2006.

4.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений Б.П.Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 272 с.

5.     Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов  дефект. ф-ов.  пед. ин-ов  Под ред. В. В. Воронковой –М.: Школа.

6.     Солнцева В. А. 200 упражнений  для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов В.А.Солнцева, Т. В. Белова -М.: АСТ: Астрель. 2007 - 93с. ил.

7.     Ткаченко Т.А.Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;-М.:Эксмо,2001

8.     Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.

9.     Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.

10. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.

11.  И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.:    Просвещение, 1993. – 175с.

12. Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.

13. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208.

14.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

15.  Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.

16. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.  

17. С. Кожохина  «Батик » Ярославль 1997  И. Г. Мосин «Рисование» 1часть Екатеринбург 1997 

18. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.

19. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

20. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

21. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.

22. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. 

 

Учебно – методическая литература для обучающихся:

1.     Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.

 

Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:

1.     http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования

2.     http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.

3.     http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.

4.     http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».

5.     http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);

6.     http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

7.     http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;

8.     http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

9.     http://vipbook.info/ - Электронная библиотека

10. Презентации:

·        Деревья осенью

·        Гжельская роспись

·        Интерактивный альбом «Осень в картинках И. И. Левитана»

·        Богородская игрушка

·        Сказочная избушка

 

Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:

1.     Компьютер

2.     Проектор

3.     Экран

 

Экранно -  звуковые пособия и дидактический материал:

1.     Пособия для развития мелкой моторики:

·       Пуговицы, мелкие предметы и игрушки

·       Пособия для шнурования: «Обувь», «Ботинок», «Пуговица», «Зайчик»

·       Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики

·       Пластилин

·       Цветные карандаши и краски

·       Трафареты (по лексическим  темам)

·       Картинки для раскрашивания и штрихования

·       Мозаики

·       Бусы

·       «Волшебные» прищепки

4. Раздаточный материал:

·       Кисти

·       Краски

·       Альбомы

·       Простые карандаши

·       Цветные карандаши

·       Ластики

·       Фломастеры

·       Ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.)

·       Стеки

·       Индивидуальные доски

5. Наглядные пособия

·       Макеты «Грибы», «Фрукты», «Овощи»

·       Предметные картинки «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Транспорт», «Посуда», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Школьные принадлежности», «Рыбы», «Цветы»

·       Трафареты «Геометрические фигуры»

·       Игрушки

·       Строительные кубики

·       Учимся рисовать Полх – майданская роспись (дидактический демонстрационный материал)

·       Учимся рисовать Гжель (демонстрационный материал)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также