ГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат»
«Рассмотрено» на заседании __________________________ Протокол № ___ от «____»___________2018 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________________
«____»____________2018 г
|
«Утверждаю» Директор школы ___________________________
от «____»____________2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 4 класса
Автор составитель: Кузнецова Алёна Михайловна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
Варгаши, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой;
3. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528);
4. Устав образовательного учреждения;
5. Учебный план образовательного учреждения;
6. Используемый учебно – методический комплект:
· Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширять художественно-эстетический кругозор;
- развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности, эстетическое чувство и понимание красоты окружающего мира;
- раскрыть значение изобразительного искусства в жизни человека;
- обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
- обучать разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
- развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Особенности организации учебного процесса по учебному предмету
Принципы реализации программы: индивидуально - личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; креативность (творчество); ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; научность; сознательность и активность учащихся;
наглядность.
Формы уроков: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.
Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, классные часы, тематические недели, посещение музеев, конкурсы рисунков, школьные газеты по ИЗО.
Формы контроля уровня обученности: викторины, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Общая характеристика учебного предмета
Для решения задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
- декоративное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Подготовительные занятия.
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Так же формируются организационные умения: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Параллельно идёт работа по сенсорному воспитанию: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Формируется умение правильного удержания карандаша и кисточки; умение владеть карандашом; навык произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Приёмы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий;
- рисование предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения, правила штрихования, приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
- приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
На всех уроках изобразительного искусства развивается восприятие цвета предмета и формируется умение передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета. Программа по изобразительному искусству рассчитана на:
4 класс – 1 ч. в неделю (34 учебных недели) – 34 часа.
Описание ценностных ориентиров
Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как идентичного и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно- прикладного искусства как носителей культурно- исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастность и гордости за свою Родину, народ и историю.
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику. Готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно- смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно творческой деятельности- созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественно выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов. Формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармони, ученик переполняется чувством собственного достоинства, он сам смог. Сам сделал, сам достиг выразительного решении образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы… Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
4 класс
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
4 класс
Общее количество часов - 34 часов
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
- рисование по памяти, представлению и воображению;
- рисование на свободную и заданную тему;
- декоративное рисование;
- беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
- человек и изобразительное искусство;
- правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;
- правила организации рабочего места;
- материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности, правила их хранения.
Декоративное рисование
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.
Рисование на темы
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве
I четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.
II четверть
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
III четверть
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъёмный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
IV четверть
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему «Космические корабли в полёте».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
4 класс
Общее количество - 34 часов
№ п/п |
Тема, раздел |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4 – 6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. |
Деление листа на части. Рисование предметов круглой и овальной формы. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
2 |
Рисование с натуры листа дерева: берёза. |
Рисование предмета с деталями (общая форма с зубчиками). Сравнивание работы с натуры. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
3 |
Рисование с натуры ветки рябины. |
Рассматривание ветки рябины. Рисование ветки и расположение листьев на ней. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
4 |
Составление узора в квадрате из растительных форм. |
Рассматривание образцов орнаментов. Построение квадрата. Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
5 |
Беседа на тему «Мы растём на смену старшим» по картинам. |
Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассказывание по вопросам. Беседа на тему по картинам. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
1 |
6 |
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы. |
Анализ орнамента. Планирование работы. Построение квадрата. Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
7 |
Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). |
Рассматривание предметов с картин. Описание игрушки (на выбор). Беседа на тему. Беседа по картинам. Описание предметов с опорой на вопрос. Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
1 |
8 |
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставень). |
Построение домика из геометрической фигуры. Рассматривание образца рисунка. Планирование работы. Выполнение рисунка. Сравнивание рисунка с образцом. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
1 |
9 |
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью. |
Анализ модели. Показ выполнения операций. Построение прямоугольника. Рисование верхнего и нижнего основания – овал (сокращённые дуги). Раскрашивание. Анализ и сравнение рисунка с рисунком товарища (по вопросам учителя). Беседа о правилах перспективного сокращения круга. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
10 |
Беседа на тему «Золотая Хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). |
Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого объекта. Беседа на тему. |
1 |
11 |
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащегося). |
Выбор игрушки. Рассказывание о своей любимой игрушке. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
1 |
12 |
Рисование с натуры игрушки: автобуса. |
Конструирование игрушки из геометрических фигур. Сравнивание рисунка с натурой. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
13 |
Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). |
Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
14 |
Рисование на тему «Городской транспорт». |
Беседа о видах транспорта и ПДД. Композиционное оформление рисунка (показ учителя). Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
1 |
15 |
Рисование образца геометрического орнамента в квадрате. |
Анализ образца. Планирование работы (коллективно). Подбор цветов. Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
16 |
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). |
Беседа о применении узоров в быту. Рисование тарелки (обвести трафарет круга). Выбор рисунка. Беседа о применении узора в быту. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
17 |
Рисование на тему «Новогодняя ёлка». |
Беседа о новогодних праздниках. Беседа по картинам «Новый год». Анализ образца. План работы. Сравнивание рисунка с рисунком товарища. Передача основной формы, цвета, строения предмета, расположение на листе бумаги, объединение предметов в одном рисунке. Принцип чередования элементов в узоре. Раскрашивание. Рисование по памяти. Словарная работа: праздник, Новый год, ёлочные украшения, шар, хлопушка. |
1 |
18 |
Декоративное рисование панно «Снежинки». |
Анализ строения снежинок. Рисование панно. Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
19 |
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь») |
Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассказывание по вопросам. Составление небольшого рассказа (с помощью учителя). Беседа по картине. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
1 |
20 |
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). |
Беседа о дне Космонавтики. Анализ рисунка. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
1 |
21 |
Рисование с натуры раскладной пирамиды. |
Сбор пирамидки из колец. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Составление плана выполнения рисунка. Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
22 |
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). |
Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Построение осевых линий и на них отметить точки для боковых линий. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
23 |
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (ракета на машине, подъёмный кран, экскаватор, бульдозер по выбору учителя). |
Рассказ о значении ракет в развитии науки. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Анализ модели: убираются ракета, рельсы, подставка, мотор, кабина, остаётся тележка на колёсах. Рисунок выполняется в обратной последовательности с опорой на показ (сборка игрушки). Сравнение рисунка с образцом. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
24 |
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. |
Совместная беседа о празднике 8 Марта. Рассматривание листка календаря. Планирование работы: уточнение пространственного расположения предметов относительно друг друга. Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
25 |
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). |
Рассказ учителя о наступлении весны и прилёте птиц. Уточнение знаний учащихся с опорой на их опыт. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
26 |
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце») |
Рассматривание репродукций художественных произведений. Беседа о весне. Беседа о художниках. Беседа по картинам. Планирование работы. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
|
1 |
27 |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. |
Анализ постройки через её расчленение на части. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
28 |
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) |
ТБ при работе с циркулем. Составление узора из ягод и листьев на парте. Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
29 |
Рисование на тему «Космические корабли в полёте». |
Рассказ учителя о космических кораблях и спутниках. Показ учителем порядка выполнения рисунка кораблей, ракет спутников. Самостоятельное рисование. Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
1 |
30 |
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы настольные, напольные, настенные и т. п.). |
Уточнение знаний о назначении часов. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
31 |
Рисование с натуры в виде набросков (3 – 4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. |
Загадки об инструментах. Деление листа на глаз на 4 равные части. Рисование каждого инструмента в определённой части листа. Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
1 |
32 |
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт). |
Рассматривание предмета и анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнение рисунка с образцом. |
1 |
33 |
Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). |
Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. Рассказывание об особенностях рассматриваемого изделия. Отношение к этим изделиям (нравятся ли?) Беседа на тему. |
1 |
34 |
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки). |
Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
1 |
Описание материально - технического обеспечения
Учебно – методический комплекс:
1. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.
Учебно – методическая литература для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы, Воронкова В. В. Москва «Просвещение».
2. Е.В.Калмыкова. Игровые технологии обучения в начальной школе М.: АРКТИ, 2007.
3. В.Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум», 2006.
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений Б.П.Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 272 с.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефект. ф-ов. пед. ин-ов Под ред. В. В. Воронковой –М.: Школа.
6. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов В.А.Солнцева, Т. В. Белова -М.: АСТ: Астрель. 2007 - 93с. ил.
7. Ткаченко Т.А.Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;-М.:Эксмо,2001
8. Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
9. Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
10. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
11. И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1993. – 175с.
12. Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
13. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208.
14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
16. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
17. С. Кожохина «Батик » Ярославль 1997 И. Г. Мосин «Рисование» 1часть Екатеринбург 1997
18. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
19. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
20. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
21. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
22. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М.
Учебно – методическая литература для обучающихся:
1. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.: ил.
Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:
1. http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования
2. http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
3. http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.
4. http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».
5. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
6. http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
7. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;
8. http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.
9. http://vipbook.info/ - Электронная библиотека
10. Презентации:
· Деревья осенью
· Гжельская роспись
· Интерактивный альбом «Осень в картинках И. И. Левитана»
· Богородская игрушка
· Сказочная избушка
Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
Экранно - звуковые пособия и дидактический материал:
1. Пособия для развития мелкой моторики:
· Пуговицы, мелкие предметы и игрушки |
· Пособия для шнурования: «Обувь», «Ботинок», «Пуговица», «Зайчик» |
· Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики |
· Пластилин |
· Цветные карандаши и краски |
· Трафареты (по лексическим темам) |
· Картинки для раскрашивания и штрихования |
· Мозаики |
· Бусы |
· «Волшебные» прищепки |
4. Раздаточный материал:
· Кисти
· Краски
· Альбомы
· Простые карандаши
· Цветные карандаши
· Ластики
· Фломастеры
· Ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.)
· Стеки
· Индивидуальные доски
5. Наглядные пособия
· Макеты «Грибы», «Фрукты», «Овощи»
· Предметные картинки «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Транспорт», «Посуда», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Школьные принадлежности», «Рыбы», «Цветы»
· Трафареты «Геометрические фигуры»
· Игрушки
· Строительные кубики
· Учимся рисовать Полх – майданская роспись (дидактический демонстрационный материал)
· Учимся рисовать Гжель (демонстрационный материал)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.