Образовательная программа
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательных программ дополнительного
образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации
свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования
может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и
осуществляться в различных формах.
Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание,
организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного
общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных
способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения
предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации
образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации
своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в
определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков
учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Устав школы.
Инструкции по технике безопасности.
Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в
основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и
направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической
подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и
освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся
о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и
оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и
эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее
практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический
опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в
изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор
делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и
с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и
графическими техниками с использованием основ программного материала, его
углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два
главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность
необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его
индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций
благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в
форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного
образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка
по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует
формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме
осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных
ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса
рассчитана на 140 часов в год, 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в
неделю.
Целью
данной программы является: Развитие индивидуальности каждого
ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного
образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным
выбором.
Основными задачами являются:
Структура программы состоит из 10 образовательных блоков
(теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического
опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли.
Дети 9-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые
задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом
образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных
принципов:
1.
Многообразия.
разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2.
Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает
воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно
включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды
деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с
другими образовательными программами. Именно открытость позволяет
образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании
образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном
процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
создание проектов;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа;
экскурсии.
В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:
понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
навыки в оформительской деятельности;
первичные навыки работы пером и тушью;
Ожидаемые результаты:
Методическое обеспечение.
Набор нормативно-правовых документов:
- Конвенция о правах ребёнка
-Конституция РФ
-Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»
-Устав ДЮЦ
-Программа развития на 2005-2010 уч. годы
2. Наличие программы:
- Образовательная программа «Оформитель».
3. Методические разработки:
-Оформление папки с информационным и дидактическим материалом по всем учебным темам
-Оформлены наглядные пособия
-Подборка информационной и справочной литературы, иллюстрированные альбомы
- Планы проведения занятий
-Набор дидактического материала для проведения занятий по каждой теме программы (таблицы, слайды, карточки)
Материально-техническое обеспечение.
Помещение: наличие класса для занятий.
Учебное оборудование и приспособления:
- кисти №2, №3, 34, 35;
- карандаши цветные;
-карандаши простые;
-палитра;
-баночки для воды;
-стеки.
3. Аппаратура:
-диапроектор;
-магнитофон.
4. Материалы для работы:
-бумага цветная;
-бумага белая;
-картон;
-лак бесцветный;
- глина;
-пластилин;
-акварель;
-гуашь;
-водоэмульсионная краска;
-мука;
-деревянные заготовки;
-фольга;
-нитки;
-ткань;
-иголки.
Организационное обеспечение.
Контингент детей.
Расписание занятий.
Привлечение специалистов краеведческого музея.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Тема занятий |
К. ч. всего |
Теорет. |
Практ. |
1. |
Набор детей в кружок |
Набор детей в кружок |
2 |
2 |
|
2. |
Вводное занятие |
1. Рабочее место. |
6 |
2 |
4 |
3. |
Оформительская деятельность |
1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к
празднику «День учителя». |
10 |
4 |
6 |
4. |
Иллюстрация |
1. Правила, приемы и средства композиции. |
6 |
2 |
4 |
5. |
Художественное конструирование |
1. Открытки. |
10 |
3 |
7 |
6.
|
Шрифт |
1. Краткий очерк истории развития шрифта. |
21 |
7 |
14 |
7. |
Полиграфический дизайн. |
1. Многообразие видов. |
25 |
5 |
20 |
8. |
Плакат. |
1. Виды плакатов. |
25 |
5 |
20 |
9. |
Орнамент. |
1. Краткие исторические сведения. |
12 |
3 |
9 |
10. |
Природа, ребенок, творчество и дизайн. |
1. Стилизация природных форм. |
23 |
5 |
18 |
|
|
Итого: |
140 ч. |
38ч. |
98 ч. |
Краткое содержание учебных тем
№ |
Раздел |
Теоретическое описание |
Практическое |
1. |
Набор детей в кружок |
Набор детей в кружок |
|
2. |
Вводное занятие |
Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя. |
Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. |
3. |
Оформительская деятельность |
Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. |
Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. |
4. |
Иллюстрация |
Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. |
Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек». |
5. |
Художественное конструирование |
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. |
1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних
костюмов, масок. |
6.
|
Шрифт. |
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. |
1. Создание композиции из произвольного количества букв. |
7. |
Полиграфический дизайн. |
Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. |
1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». |
8. |
Плакат. |
Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. |
1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др. |
9. |
Орнамент. |
Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. |
1. Зарисовка мотивов. |
10. |
Природа, ребе нок, творчество и дизайн. |
Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. |
Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. |
Литература.
Для педагога:
Для детей:
1.Светлана Вохринцева, Раскраски. Издательство «Страна фантазий», г. Екатеренбург, 2004г.
2. Г.П.Шалаева, «Учимся рисовать», М., 2002г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.