Программа по ИЗО "Оформитель"
Оценка 5

Программа по ИЗО "Оформитель"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
06.05.2020
Программа по ИЗО "Оформитель"
Программа по ИЗО "Оформитель"
прграмма по изо оформитель.doc

 

 

 

 

Образовательная программа

 

 

"Оформитель"

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.
Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

Закон российской Федерации «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.

Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».

Конвенция ООН о правах ребенка.

Устав школы.

Инструкции по технике безопасности.

Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 140 часов в год, 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

 

 

Основными задачами являются:

 

  • Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
  • Развитие стремления к углублению знаний.
  • Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
  • Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
  • Формирование чувства коллективизма.
  • Создание комфортной обстановки на занятиях.
  • Развитие аккуратности, опрятности.

 

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 9-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.

разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

 

Формы занятий:

беседы;

практические занятия;

создание проектов;

индивидуальные и групповые занятия;

коллективная работа;

экскурсии.

В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:

понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.

овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

должны уметь:

умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

навыки работы с бумагой (бумажная пластика);

навыки в оформительской деятельности;

первичные навыки работы пером и тушью;

Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
    2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
    3. Создавать прекрасное своими руками.
    4. Ценить свой труд, уважать чужой.
    5. Уметь применять теоретические знания на практике.
    6. Уметь пользоваться художественным материалом.

 

Методическое обеспечение.

 

Набор нормативно-правовых документов:

- Конвенция о правах ребёнка

-Конституция РФ

-Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»

-Устав ДЮЦ

-Программа развития на 2005-2010 уч. годы

 

2. Наличие программы:

- Образовательная программа «Оформитель».

 

3. Методические разработки:

-Оформление папки с информационным и дидактическим материалом по всем учебным темам

-Оформлены наглядные пособия

-Подборка информационной и справочной литературы, иллюстрированные альбомы

- Планы проведения занятий

-Набор дидактического материала для проведения занятий по каждой теме программы (таблицы, слайды, карточки)

 

 

 

Материально-техническое обеспечение.

 

Помещение: наличие класса для занятий.

Учебное оборудование и приспособления:

- кисти №2, №3, 34, 35;

- карандаши цветные;

-карандаши простые;

-палитра;

-баночки для воды;

-стеки.

3. Аппаратура:

-диапроектор;

-магнитофон.

4. Материалы для работы:

-бумага цветная;

-бумага белая;

-картон;

-лак бесцветный;

- глина;

-пластилин;

-акварель;

-гуашь;

-водоэмульсионная краска;

-мука;

-деревянные заготовки;

-фольга;

-нитки;

-ткань;

-иголки.

 

Организационное обеспечение.

Контингент детей.

Расписание занятий.

Привлечение специалистов краеведческого музея.

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

Теорет.

Практ.

1.

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

2

2

 

2.

Вводное занятие

1. Рабочее место.
2. Разновидности декоративно-оформительских работ.
3. Материалы, инструменты, приспособления.
4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

6

2

4

3.

Оформительская деятельность

1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя».
2. «Наш край Новгородский…» (Региональный компонент).

10

 4

 6

4.

Иллюстрация

1. Правила, приемы и средства композиции.
2. Сказочная тема в ИЗО.
3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

 6

 2

 4

5.

Художественное конструирование

1. Открытки.
2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».
3. Бумажные ангелочки.
4. Рождественские елочные игрушки.

 10

 3

 7

6.

 

 

 

Шрифт

1. Краткий очерк истории развития шрифта.
2. Виды шрифта.
3. Классификация шрифтов:
а) рекламные шрифты;
б) стилизованные под письменность;
в) рубленные шрифты.

 21

 7

 14

7.

Полиграфический дизайн.

1. Многообразие видов.
2. От визитки до книги.
3. Соединение текста и изображения.
4. Шрифтовая композиция текста:
а) Обложка книги.
б) Титульный лист.
в) Буквица.
г) Концовка.

 25

 5

 20

8.

Плакат.

1. Виды плакатов.
2. Афиша.
3. Пригласительный билет.
4. Эмблема.

 25

 5

 20

9.

Орнамент.

1. Краткие исторические сведения.
2. Виды орнамента.
3. Построение орнамента.

 12

 3

 9

10.

Природа, ребенок, творчество и дизайн.

1. Стилизация природных форм.
2. Работа с природным материалом.
3. Декоративно-оформительская работа в школе.

 23

 5

 18

 

 

Итого:

140 ч.

 38ч.

98 ч.

 

 

 

Краткое содержание учебных тем

 

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

1.

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

 

2.

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

3.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

4.

Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

5.

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.
2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.
3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

6.

 

 

 

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

1. Создание композиции из произвольного количества букв.
2. Создание композиции из линии строкового текста.
3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.

7.

Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».
2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

8.

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов.
2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.

10.

Природа, ребе нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.

Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки.

 

Литература.

Для педагога:

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  6. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  7. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  8. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  9. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
  10. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
  11. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
  12. Народное искусство и детское творчество. Учебно-метод. Пособие под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской/ М., 2000г.
  13. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я., «Русская народная игрушка». Альбом с методическими рекомендациями./ М., 1988г.
  14. Жеганова Е.К. «Русская народная живопись»./ М., 1984г.
  15. Круглова О.В. «Народная резьба и роспись по дереву»./ М., 1984г.
  16. Богоуславская И.Я. «Русское народное искусство»./Л., 1968г.
  17. Жеганова Е.К. «Росписи хохломы»./М., 1991г.
  18. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство»./ М., 1995г.
  19. Рогов А.П. «Кладовая радости. Юному читателю о народном искусстве и его творцах., М., 1982г.
  20. Наина Величко. Роспись. Техниеа. Приемы. Изделия. (200 подарков на любой вкус). М., «Аст-Пресс», 1999г.
  21. Бетти Эдвардс Открой в себе художника (Лучший курс обучения рисованию) Минск, 2000г.
  22. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество .Под редакцией Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской, М., Гуманитарный издательский центр, 2000г.

 

Для детей:

1.Светлана Вохринцева, Раскраски. Издательство «Страна фантазий», г. Екатеренбург, 2004г.

2. Г.П.Шалаева, «Учимся рисовать», М., 2002г.


Образовательная программа

Образовательная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей

Это и вызвало к жизни образовательную программу

Это и вызвало к жизни образовательную программу

В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать: понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике

В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать: понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Оформительская деятельность 1

Оформительская деятельность 1

Краткое содержание учебных тем №

Краткое содержание учебных тем №

Полиграфический дизайн. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами

Полиграфический дизайн. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами

Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество

Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020