Программа по изобразительному искусству кружка «АКВАРЕЛЬКА»
Оценка 5

Программа по изобразительному искусству кружка «АКВАРЕЛЬКА»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
другое
1 кл—4 кл
15.06.2024
Программа по изобразительному искусству кружка «АКВАРЕЛЬКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст учащихся: 6,5 – 10 лет Срок реализации программы: 4 года Уровень освоения - базовый. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Рабочая программа кружка Акварелька 2021 - 2022.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2,

п. Раздольное, Надеждинский район, Приморский край».

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

 

Михайловская А.В.

 

 «___» _________2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по изобразительному искусству

кружка «АКВАРЕЛЬКА»

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественной направленности

 

Возраст учащихся: 6,5 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

 

 

 

Дронина Инесса Валерьевна,

педагог дополнительного     образования 

 

 

 

 

 

 

 

п. Раздольное

2021 год


Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В соответствие с государственной политикой в области дополнительного образования возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения - базовый.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Адресат программы (учащиеся начальной школы МБОУ СОШ № 2, п. Раздольного, Надеждинского района, Приморского края, 1 – 4 классы).

Особенности организации образовательного процесса:

- набор учащихся по желанию, в работе могут участвовать дети, не имеющие предварительной подготовки.

1 год обучения - 1 класс (6,5 – 7 лет)

2 год обучения - 2 класс (7 – 8 лет)

3 год обучения – 3 класс (8 – 9 лет)

4 год обучения – 4 класс (9 – 10 лет)

- занятия в свободное время - 1 час в неделю в каждой возрастной группе;

- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения – по желанию самих обучающихся;

- продолжительность образовательного процесса (1 час в неделю – 34 часа в год) и срок (4 года), определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:  является формирование творческих способностей, воспитание эмоционально-эстетического отношения к действительности учащихся МБОУ СОШ № 2 п. Раздольного, Надеждинского района, Приморского края, 1 – 4 классы, через освоение средствами художественной выразительности (акварель, гуашь) .

Задачи программы:

Воспитательные:

1. формировать  эстетический и художественный вкус;

2. содействовать формированию всесторонне развитой личности;

3. формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;

Развивающие:

1. развивать у детей фантазии, образного мышления;

2. формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

3. формировать интерес к изобразительному искусству;

Обучающие:

1. научить владеть средствами художественной выразительности;

2. научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

3. углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

1

1

 

 

1.1

Введение. Чему я научусь.

1

1

 

 

2

Я не художник, я учусь

3

0,5

2.5

 

2.1

Мастерская художника. Художественные материалы и их выразительные свойства.

1

0,5

0,5

выставка

2.2

Живопись акварелью.

1

 

1

выставка

2.3

Живопись гуашью.

1

 

1

выставка

3

Цветоведение

4

0,5

3,5

 

3.1

Цвет и наши ощущения.

1

0,5

0,5

викторина

3.2

Радуга или цветные нити жизни.

1

 

1

выставка

3.3

Теплая сказка. Холодная сказка.

2

 

2

выставка

4

Природы лёгкое прикосновение

4

1

3

 

4.1

Волшебные краски осени.

2

1

1

выставка

4.2

Первый снег.

1

 

1

выставка

4.3

Зимний пейзаж.

1

 

1

выставка

5

Рождественская зима

3

0,5

2,5

 

5.1

Узоры на стекле.

1

0,5

0,5

выставка

5.2

Новогодняя газета.

1

 

1

выставка

5.3

Мастерская Деда Мороза.

1

 

1

выставка

6

 Декоративно прикладное искусство

2

1

1

 

6.1

Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.

1

1

 

викторина

6.2

Зимний лес. Декоративное рисование.

1

 

1

выставка

7

 Сказочный калейдоскоп

3

0,5

3,5

 

7.1

Реальность и фантазия.

1

0,5

0,5

 

7.2

Слушаем и рисуем сказку.

1

 

1

выставка

7.3

Фантастические деревья.

1

 

1

выставка

8

Моя семья

4

1

3

 

8.1

Художники –портретисты.

1

1

 

викторина

8.2

Моя дружная семья.

1

 

1

выставка

8.3

Портрет  мамы.

1

 

1

выставка

9

Моя маленькая Родина

3

1

2

 

9.1

Моя маленькая Родина. Учимся наблюдать и видеть красоту вокруг себя. Экскурсия.

1

1

 

викторина

9.2

Дом, в котором я живу.

1

 

1

выставка

9.3

Солнечным днём.

1

 

1

выставка

10

Наши верные друзья

2

0,5

1,5

 

10.1

Изображение животных в картинах художников.

1

0,5

0,5

викторина

10.2

Изображать можно пятном.

1

 

1

выставка

11

 Художники и зрители

1

1

 

 

11.1

Выставка детских работ. Подведение итогов.

1

1

 

выставка

 

Итого:

29

8,5

20,5

 

 

 

Содержание программы

Первый год обучения

1. Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Введение. Чему я научусь.

          Теория. Ознакомление обучающихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Правила хранения красок, рисунков. Особенности организации работы художника (рабочая поза, освещение, гигиена труда и отдыха).

2. Раздел: Я не художник, я учусь.

2.1 Тема: Мастерская художника. Художественные материалы и их выразительные свойства.

          Теория. Знакомство с художественными материалами и их выразительными свойствами. Показ техники «Алла прима» в акварели. Техника по - сырому. Техника размывки. Техника губкой. Техника брызг.

Гуашь и её свойства. Гуашь непрозрачная краска, которую разводят водой. При работе с гуашью поверх одного слоя краски можно положить другой. Для более светлого оттенка в гуашь добавляют белила. Работа с материалом и инструментами. Показ техники рисования. Подмалёвок. Техника «Алла прима» в гуаши. Лессировка. Техника нанесения мазков. Пастозная техника. Смешанная техника.

 

          Практика. Ознакомление с вариантами работы художественными материалами.

          2.2 Тема: Живопись акварелью.

          Практика. Ознакомление с приемами работы акварелью.

          2.3 Тема: Живопись гуашью.

          Практика. Ознакомление с приемами работы гуашью.

3. Раздел: Цветоведение.

3.1 Тема: Цвет и наши ощущения.

          Теория. «Цветовой круг»

Три основных цвета: красный, жёлтый и синий. Остальные цвета получают при смешивании их друг с другом. Эмоциональные ассоциации связанные с контрастом цветов.

          Практика. Составление цветового круга, путем смешивания цветов

3.2 Тема: Радуга или цветные нити жизни.

          Практика. Нарисовать картину, где есть цвета из цветового круга. Придумай рассказ к своему рисунку.

3.3 Тема: Теплая сказка. Холодная сказка.

          Практика. Выполнить рисунки в теплой и холодной гамме.

4. Раздел: Природы лёгкое прикосновение

4.1 Тема: Волшебные краски осени.

          Теория. Светлота определяется, когда мы говорим «светлый» или «тёмный» цвет. Насыщенность- это степень яркости цвета. Яркие цвета называются насыщенными, тусклые- слабо насыщенными, приглушенными.

          Практика. Составить картину разнообразными оттенками на основе смешения цветов с белой и чёрной гуашью.

Составить картину из цветов «осени», пейзаж «Осенний лес».

4.2 Тема: Первый снег.

          Практика. Составить картину разнообразными оттенками на основе смешения цветов с белой и чёрной гуашью.

4.3 Тема: Зимний пейзаж.

          Практика. Составить картину разнообразными оттенками на основе смешения цветов с белой и чёрной гуашью.

5. Раздел: Рождественская зима

5.1 Тема: Узоры на стекле.

          Теория. Морозные узоры на стекле напоминают веточки или ледяные цветы. Светлое хорошо заметно на тёмном, а тёмное на светлом. Навыки работы в смешанных техниках (восковые мелки, акварель, гуашь).

          Практика. Рисование на цветной бумаги белой гуашью.

5.2 Тема: Новогодняя газета.

          Практика. Коллективная работа  на новогоднюю тематику. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал, смешивание цветов.

5.3 Тема: Мастерская Деда Мороза.

          Практика. Рисование рисунков на рождественскую тему. Изготовление рождественских открыток.

 

6. Раздел: Декоративно прикладное искусство

6.1 Тема: Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.

          Теория.

6.2 Тема: Зимний лес. Декоративное рисование.

          Практика.

7. Раздел: Сказочный калейдоскоп

7.1 Тема: Реальность и фантазия.

          Теория. Ознакомление с особенностями рисования  тематической композиции, знакомство с общим понятием об иллюстрациях и иллюстрировании. Знакомство с творчеством художников - иллюстраторов.

 

          Практика. Иллюстрирование русских народных сказок: «Маша и медведи», «Волк и семеро козлят»;

7.2 Тема: Слушаем и рисуем сказку.

          Практика. Иллюстрирование сказок К.И. Чуковского «Айболит», «Муха-Цокотуха» и др.

          7.2 Тема: Фантастические деревья.

          Практика. Изображение сказочного леса

          8. Раздел: Моя семья

          Теория.

Определение пропорций, поворота, ракурса головы.

Демонстрация работы цветными мелками, примеры смешения цветов. Рисуя портрет, дети должны стремиться передать самые характерные его черты. Изображение должно быть крупным Поиски характера, передача настроения при помощи определенной гаммы цветов (ограниченная палитра)

         Практика.

Изображение головы человека с передачей основных пропорций.

Изображение сюжетных композиций  Моя дружная семья.  Портрет  мамы.

          9. Раздел. Моя маленькая Родина

          9.1 Тема: Моя маленькая Родина. Учимся наблюдать и видеть красоту вокруг себя. Экскурсия.

          Теория. Экскурсия по окрестностям поселка Раздольное

Тёплые цвета как бы приближаются к зрителю. Предметы, изображённые на картине тёплыми цветами, будут казаться ближе, чем такие же предметы холодных цветов. Первый план на полотне – обычно тёплого цвета.

Линия горизонта в пейзажной живописи. Холодные цвета создают ощущение прохлады. Предметы холодных цветов на картине как бы удаляются от зрителя. Поэтому дальний план изображают, словно в голубой дымке. Воздушная перспектива.

9.2 Тема: Дом, в котором я живу

           Практика. Изображение дома

          9.3 Тема: Солнечным днём.

          Практика. Изображение поселка теплыми цветами

          10. Раздел.  Наши верные друзья.

          10.1. Тема: Изображение животных в картинах художников.

          Теория.

Рассказ о творчестве художников И.С. Ефимова, В.А. Ватагина

Игра «Знай и помни». Дети рассказывают о своих наблюдениях за повадками домашних животных.

          Практика.

Рисование по памяти и представлению птиц, зверей и домашних животных.

          10.2. Тема: Изображать можно пятном.

         Практика.  Изображение животных в движении, передавая особенности внешнего вида и пропорции. Передача фактуры, оттенков средствами живописных и графических материалов.

          Раздел 11. Художники и зрители

11.11. Тема: Выставка детских работ. Подведение итогов.

Теоретические знания обучающихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.

Выставка детских работ. Анализ. Самоанализ. Подведение итогов.

Учебный план 2 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

1

1

 

 

1.1

Особенности организации работы художника.

1

1

 

 

2

Наблюдаем и изображаем осень.

3

0,5

2,5

 

2.1

Гармония и контраст.

1

0.5

0,5

викторина

2.2

Рисование различных состояний природы.

2

 

2

выставка

3

Это интересно.

Композиция

3

0,5

2,5

 

3.1

Принципы  и свойства композиции.

1

0,5

0,5

викторина

3.2

Составление композиции «Движение» «Ритм»

1

 

1

выставка

3.3

Составление композиции  «Покой», «Статика»

1

 

1

выставка

4

Создаём праздник

4

0,5

3,5

 

4.1

Мир открыток.

2

0,5

1,5

выставка

4.2

Эскиз. Сувенир.

1

 

1

выставка

4.3

Выполнение плаката на заданную тему.

1

 

1

выставка

5

Если бы я был волшебником

4

1

3

 

5.1

Изображение сказочных птиц, животных, сказочной природы.

3

1

2

выставка

5.2

Графическая серия «Фантастический город»

1

 

1

выставка

6

Изображаем портрет

2

1

1

 

6.1

Портрет в живописи.

1

0,5

0,5

выставка

6.2

Портрет в графике.

1

0,5

0,5

выставка

7

Волшебная линия

5

0.5

4.5

 

7.1

Волшебная линия. Стилизация.

1

0.5

0.5

викторина

7.2

Стилизация. Цветок.

1

 

1

выставка

7.3

Стилизация. Бабочка.

1

 

1

выставка

7.4

Стилизация. Птица.

1

 

1

выставка

7.6

Стилизация. Дерево.

1

 

1

выставка

8

Родина- моя Россия

4

1

3

 

8.1

Экскурсия. Зарисовки.

1

1

 

викторина

8.2

Графическая серия «Моя маленькая Родина»

1

 

1

выставка

8.3

Графическая серия «Красота родной природы»

1

 

1

выставка

8.4

Рисование на тему «Морской пейзаж».

1

 

1

выставка

9

Что ты знаешь и умеешь?

1

 

 

 

9.1

Итоговое занятие

 

 

 

Выставка+

викторина

 

Итого:

30

8,5

24,5

 

 

Содержание программы

Второй год обучения

1. Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Введение. Чему я научусь.

          Теория. Ознакомление обучающихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Правила хранения красок, рисунков. Особенности организации работы художника (рабочая поза, освещение, гигиена труда и отдыха).

2. Раздел: Наблюдаем и изображаем осень.

2.1 Тема: Гармония и контраст.

          Теория.

Проявление различных настроений человека: как изменяется человек, когда ему грустно, весело, когда у него радость и т.д., как отражается настроение на внешности людей, характере их действий. Затем обсуждение контрастных состояний природы.

А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в творчестве - в музыке, танце, стихотворении, живописном произведении?

          Практика.

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное. Использование различной цветовой гаммы, соответствующей тому или иному настроению.

          2.2 Тема: Рисование различных состояний природы.

          Практика. Ознакомление с приемами работы акварелью.

 

          3. Раздел: Это интересно. Композиция

3.1 Тема: Принципы  и свойства композиции.

          Теория.

Принципы композиции (равновесие, соразмерность, контрастность, последовательность, единство, четкость и простота, выделение пробелами).

Свойства композиции (линия, пятно, ритм, контраст, силуэт, композиция в ритме, движение, многоплановая композиция). Основные законы композиций:

1.Закон простоты, соподчинения.

2.Закон доминанты, пропорциональности.

3.Закон контраста, трехкомпонентности.

          Практика.

Примерные задания: с линией ребята встречались, и определенные навыки работы у них уже есть: более того, они уже представляют себе великое разнообразие линий и умеют видеть, выделять их в окружающей действительности. Теперь им надо осознать выразительные свойства линии, надо осмыслить линию как сильнейшее средство создания настроения, характеристики изображаемого. Предлагается проводить объяснение на примере весенних обнаженных веток. Ребята должны почувствовать и передать в рисунках образ, характер ветки. Они будут импровизировать, стремясь передать настроение, веселый трепет тонких, нежных веточек у березки, корявую, напряженную, суровую мощь старых сучьев.

Составление композиций: ритм, движение, пятно и т.д.

3.2 Тема: Составление композиции «Движение» «Ритм»

          Практика. Составление композиций: ритм, движение, пятно и т.д.

3.3 Тема: Составление композиции  «Покой», «Статика»

          Практика. Изображение веток деревьев

4. Раздел: Создаём праздник

4.1 Тема: Мир открыток.

          Теория.

Правила безопасности при работе. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях.

          Практика. Изготовление открыток к « Новому году».

4.2 Тема: Эскиз. Сувенир.

          Практика. Изготовление Новогоднего сувенира. Символ нового года.

4.3 Тема: Выполнение плаката на заданную тему.

          Практика. Коллективная работа. Рисование стенгазет к праздникам.

5. Раздел: Если бы я был волшебником

5.1 Тема: Изображение сказочных птиц, животных, сказочной природы.

          Теория. Художники изображают не только то,что существует в реальной действительности, что мы видим, но и то, чего нет в реальной жизни. Изображать мы будем сказочных, фантастических зверей и птиц.

У художников, как правило, очень развито воображение они умеют изображать не только сказочных животных, но и сказочную природу, сказочных персонажей и т.д.

          Практика. Изображение сказочных птиц, животных, сказочной природы

5.2 Тема: Графическая серия «Фантастический город»

          Практика. Изображение фантастического города фломастерами

6. Раздел: Изображаем портрет

6.1 Тема: Портрет в живописи.

          Теория.

Ознакомление обучающихся с историей одного из основных видов изобразительного искусства графикой и ее разновидностью (содержание понятия графики, ее виды, их художественно-выразительные средства). На примере репродукций с произведений указанных художников (или художников-графиков родного края) обучающиеся убеждаются в огромных выразительных возможностях средств графики, в том эстетическом наслаждении, которое испытывает зритель при зрительном восприятии произведений графики. На занятиях обучающиеся слушают литературные и музыкальные произведения для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования нравственно-эстетических убеждений.

                    Практика.

Изображение доброго и злого героя, выполняется живописными материалами.

6.2 Тема: Портрет в графике.

          Практика. Изображение портрета графическим материалом.

7. Раздел: Волшебная линия

7.1 Тема: Волшебная линия. Стилизация.

          Теория.

Идея динамичного изменчивого множества созвучна миру линий.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Нужно только уметь видеть в природе образы. Стилизация- это упрощение или усложнение какого- либо предмета или изображения. При стилизации упрощаются или упрощаются рисунок и форма, объемные и цветовые отношения.

          Практика. Стилизация природных объектов.

7.2 Тема: Стилизация. Цветок.

          Практика. Стилизация. Цветок.

          7.3 Тема: Стилизация. Бабочка.

          Практика. Изображение стилизованной бабочки

          7.4 Тема: Стилизация. Птица.

          Практика. Изображение стилизованной птицы.

          7.5 Тема: Стилизация. Дерево.

          Практика. Изображение стилизованного дерева.

          8. Раздел: Родина- моя Россия

          8.1 Тема: Экскурсия. Зарисовки.

          Теория. Акцент внимания обучающихся на цвете, различных его вариантах. Ребята должны заметить, насколько небо может быть разным даже в течение одного дня. Поэтому, чем больше вариантов будет при изображении, тем интереснее будут проходить следующие уроки, на которых дети будут изображать весенние деревья. Желательно показать, что многие художники стремятся изображать природу в движении, а отнюдь незастывшей, пейзажи таких художников дышат,  на них всё находится в движении: деревья,  облака,  трава.

            Практика.                                                  

Изобразить красками на большом листе бумаги  весеннее небо в различных, многочисленных состояниях.

8.2 Тема: «Моя маленькая Родина»

          Практика. Рисуем любимый поселок

          8.3 Тема: «Красота родной природы»

          Практика. Изобразить цветущий сад.

          8.4 Тема: Рисование на тему «Морской пейзаж».

          Практика. Изображение моря.

9. Раздел: Что ты знаешь и умеешь?

9.1 Тема: Итоговое занятие

          Теория. Итоговая проверка и закрепление знаний. Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в изостудии.

          Практика. Выставка детских работ. Обсуждение . Итоги.

Учебный план 3 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

 

 

1.1

Введение. Культура труда.

1

1

 

 

2

Выразительность и своеобразие природы

3

0,5

2,5

 

2.1

Дни и ночи (цветоведение).

2

0.5

1,5

викторина

2.2

Графика. Пейзаж.

1

 

1

выставка

3

Фантазия

3

0,5

2,5

 

3.1

Осенние фантазии. Творческая работа.

2

0,5

1,5

викторина

3.2

Белым по чёрному. Основы силуэта.

1

 

1

выставка

4

Образ красоты человека

3

0,5

3,5

 

4.1

Образ красоты человека в изобразительном искусстве.

1

0,5

0,5

выставка

4.2

Портрет. Рисунок карандашом.

1

 

1

выставка

4.3

Рисуем друзей. Живопись.

1

 

1

выставка

5

Праздник искусств. Заочное посещение музеев мира

4

1

3

 

5.1

Искусство вокруг нас.

1

0.5

0.5

беседа

5.2

Картина- особый мир. Художественный образ- стиль- язык.

1

0.5

0.5

беседа

5.3

Зримая музыка. Пейзаж.

 

 

1

выставка

5.4

Человек в зеркале искусства.

 

 

1

выставка

6

От штриха до Вселенной

4

0.5

3.5

 

6.1

Линия. Штрих. Пятно.

1

0.5

0.5

выставка

6.2

Рисунок карандашом.

1

 

1

выставка

6.3

Чёрное- белое. Натюрморт.

1

 

1

выставка

6.4

Чёрное- белое. Пейзаж.

1

 

1

выставка

7

Дизайн

4

1

3

 

7.1

Дизайн. Основные принципы.

1

1

 

викторина

7.2

Дизайн. Создание эскиза предмета.

2

 

2

выставка

7.3

Дизайн. Проект.

1

 

2

выставка

8

Декоративное рисование

4

1

3

 

8.1

Декоративное панно.

4

1

3

викторина

9

Подведём черту

1

1

 

 

9.1

Итоговое занятие

1

1

 

Выставка+

викторина

 

Итого:

30

7

23

 

 

 

Содержание программы

Третий год обучения

1. Раздел: Введение.

1.1 Тема: Введение. Культура труда.

          Теория. План работы. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с инструментами.

2. Раздел: Выразительность и своеобразие природы

2.1 Тема: Дни и ночи (цветоведение).

          Теория.

Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения.

          Практика.

Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.

          2.2 Тема: Графика. Пейзаж.

          Практика. Изображение пейзажа простым карандашом

          3. Раздел: Фантазия

3.1 Тема: Осенние фантазии. Творческая работа.

          Теория. Абстрактное искусство (от лат. «удаление», «отвлечение»)- беспредметное искусство, т.е. искусство, не изображающее окружающий видимый мир, а стремящееся непосредственно выражать «духовные сущности» (В. Кандинский), общие понятия, неповторимый внутренний мир автора.

          Практика.

Выполнить абстрактную композицию из предлагаемых материалов.

3.2 Тема: Белым по чёрному. Основы силуэта.

          Практика. Выполнение рисунка графическими материалами.

4. Раздел: Образ красоты человека

4.1 Тема: Образ красоты человека в изобразительном искусстве.

          Теория.

Красота фигуры человека видна в пропорциях его тела. Пропорции- одно из выразительных средств в искусстве.

Демонстрация и анализ работ скульпторов. Какими средствами художник- скульптор создает образ. Жест, движение, пластическое решение всей фигуры.

          Практика.

Зарисовка эскизов. Поиск выразительности.

4.2 Тема: Портрет. Рисунок карандашом.

          Практика. Портрет. Рисунок карандашом.

4.3 Тема: Рисуем друзей. Живопись.

          Практика. Рисуем друзей. Живопись.

5. Раздел: Праздник искусств. Заочное посещение музеев мира

          5.1 Тема: Искусство вокруг нас.

          Теория. 

Природа является источником творческой деятельности художников, существует три сферы художественной деятельности, в которых мастера работают различными художественными материалами. В произведениях искусства выражены чувства и мысли художников, их отношение к миру и представление о нем. Знакомство с произведениями художников.

           Практика.

Сочинение - эссе о понравившемся художественном произведении.

5.2 Тема: Картина особый мир. Художественный образ- стиль- язык.-

          Практика. Анализ картин художников

5.3 Тема: Зримая музыка. Пейзаж.

          Практика. Анализ картин художников

5.4 Тема: Человек в зеркале искусства.

          Практика. Анализ картин художников

6. Раздел: От штриха до Вселенной

6.1 Тема: Линия. Штрих. Пятно.

          Теория.

Графика- соотношение черного и белого, плановость, решение пространства с помощью художественных средств в графике. Выразительные средства в графике- линия, штрих, пятно. Градация светотени.

           Практика.

Рисунок тушью.

Рисунок карандашом. Упражнение -  переход от светлого к темному с помощью штриховки.

6.2 Тема: Рисунок карандашом

          Практика. Изображение портрета графическим материалом.

6.3 Тема: Чёрное - белое. Натюрморт.

          Практика. Изображение натюрморта графическим материалом.

6.4 Тема: Чёрное - белое. Пейзаж.

          Практика. Изображение пейзажа графическим материалом.

7. Раздел: Дизайн

7.1 Тема: Дизайн. Основные принципы.

          Теория.

 Дизайн- что это такое? Дизайн (буквально- замысел, чертеж, проект)-  создание предметов определенной формы, цвета, конструкции. Это искусство делать красивые, прочные и полезные вещи. Основные принципы и выразительные средства дизайна. Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна (предметов быта, архитектурных ансамблей, средств передвижения). Форма- формообразование- композиция. Стиль и мода. Разработка эскизов. Техника безопасности, при выполнении практических работ.

           Практика.

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических фигур.

7.2 Тема: Дизайн. Создание эскиза предмета.

          Практика. Выполнение натюрморта в графическом стиле или с помощью бумагопластики.

          7.3 Тема: Дизайн. Проект.

          Практика. Выполнение эскиза на свободную тему.

Мир открыток.

          8. Раздел: Декоративное рисование

          8.1 Тема: Декоративное панно.

          Теория.  Путешествие в историю Дымковской игрушки. История создания и современное состояние старинного вятского дымковского промысла, его связь с праздником прихода весны «Свистунья». Образные системы Дымковской игрушки: животные (сказочные образы), животные, представленные в необычных ситуациях (медведь- музыкант, козел в штанишках), люди. Показ иллюстраций и образов. План работы. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с глиной.

         Практика. Для повторения пройденного ранее материала, учащимся предлагается самостоятельно выбрать тематику и слепить любую фигурку.

Выполнение эскизов по мотивам народных промыслов.

9. Раздел: Подведем черту

          9.1 Тема: Итоговое занятие.

Теоретические знания обучающихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.

При оценке практической работы, обучающиеся по теме, за полугодие и год, а также при оценке отдельных рисунков, педагогу необходимо руководствоваться критериями, определяющими степень усвоения знаний, умений, навыков, в области изобразительного искусства.

          Теория. Итоговая проверка и закрепление знаний. Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в изостудии.

Учебный план 4 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1

 

1

 

1.1

Вводное занятие. Упражнения на творческое воображение.

1

 

1

 

2

Создаём  мультфильм

2

1

1

 

2.1

Рисуем мультфильм

2

1

1

выставка

3

Рисование с натуры (Живопись)

4

 

4

 

3.1

Зарисовки. Композиция.

1

 

1

выставка

3.2

Живопись акварелью.

1

 

1

выставка

3.3

Живопись. Гуашь

1

 

1

выставка

3.4

Живопись. Смешанная техника.

1

 

1

выставка

4

Рисование на тему (Сюжетное)

7

 

7

 

4.1

Школьные будни.

1

 

1

выставка

4.2

Наши верные друзья.

1

 

1

выставка

4.3

Моя мама.

1

 

1

выставка

4.4

Моя семья.

1

 

1

выставка

4.5

Рисуем праздник.

1

 

1

выставка

4.6

Мой лучший друг.

1

 

1

выставка

4.7

Мой любимый край.

1

 

1

выставка

5

Рисование по замыслу

6

 

6

 

5.1

Рисование по замыслу. Стилизация. Цветы.

1

 

1

выставка

5.2

Рисование по замыслу. Стилизация. Птица.

1

 

1

выставка

5.3

Рисование по замыслу. Стилизация. Животное.

1

 

1

выставка

5.4

Рисование по замыслу. Деревья.

1

 

1

выставка

5.5

Рисование по замыслу. Фантазия.

1

 

1

выставка

5.6

Рисование по замыслу. Волшебная линия.

1

 

1

выставка

6

Рисование с натуры (Графика)

3

 

3

 

6.1

Рисунок карандашом. Натюрморт.

1

 

1

выставка

6.2

Рисунок карандашом. Портрет .

1

 

1

выставка

6.3

Рисуем тушью. Натюрморт.

1

 

1

выставка

7

Беседы об искусстве

4

4

 

 

7.1

Изобразительное искусство в жизни человека.

1

1

 

выставка

7.2

Музеи мира.

1

1

 

выставка

7.3

Виды изобразительного искусства.

1

1

 

выставка

7.4

Мой любимый художник.

1

1

 

выставка

8

Я- творчество

2

 

2

 

8.1

Создание панно. Рельеф.

2

 

2

выставка

9

Заключительное занятие

1

 

1

 

9.1

Творческие экзамены. Итоговая выставка

 

 

1

Выставка+

викторина

 

Итого:

30

5

25

 

 

Содержание программы

Четвёртый год обучения.

 1. Раздел.  Введение. Упражнения на творческое воображение .

План работы. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы кружка. Правила безопасности при работе с инструментами.

Упражнения на творческое воображение.

2. Раздел.  Создаем мультфильм

          1.1 Тема: Рисуем мультфильм

          Теория. 

Существует несколько способов самим создать мультфильм без использования технических средств.

Мультфильм – рисунок создается за счет множества рисунков, которые передают эффект движения персонажа.
Пластилиновый мультфильм создаётся за счет фигур, вылепленных из пластилина.
Мультфильм – оригами можно сделать путем оживления героев, сконструированных из бумаги.
В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике.  

          Практика. Рисуем мультфильм.

3. Раздел. Рисование с натуры (Живопись)  

       Эти занятия совершенствуют умения анализировать свойства предметов и окружающей действительности, выделению главных характерных свойств предметов и явлений. Пленерное рисование, зарисовки. Рисование с натуры отдельных предметов и постановок. Приёмы работы живописными художественными материалами.

          4. Раздел. Рисование на тему (Сюжетное)

Эти занятия пробуждают творчество, фантазию, позволяют проявить через рисунок свои замыслы, желания, помогают выявить и понять мировоззрение ребёнка.

            5. Раздел. Рисование по замыслу (творческое)

Занятия развивают творческое начало, изобретательность, что позволяет избежать подражания, шаблонности при помощи творческих заданий. Дети привыкают к неповторимости и ценности своей личности. Главное- придумать, а не изобразить.

            6. Раздел. Рисование с натуры (Графика)

Приёмы рисования графическими материалами- рисунок карандашом, тушью. Выразительные средства графики- линия, штрих, пятно. Рисование карандашом- от светлого к тёмному. Рисование тушью- чёрное и белое, выделение главного в композиции.

            7. Раздел. . Беседы об искусстве.

Знакомство с изобразительным искусством разных времён, богатейшими собраниями всемирно известного фонда музеев. Ознакомление с историческими памятникми культуры. Беседа- это всегда положительное воздействие на ребёнка, побуждающее его к развитию самостоятельной художественной и творческой личности.

            8. Раздел. Я- творчество.

Создание творческих работ, из различных материалов. Повышение творческого потенциала. Формирование навыков коллективно- творческой деятельности. Творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Технология творчества.

            9. Раздел.  Заключительное занятие

Подведение итогов. Итоговая выставка художественной экспозиции из лучших работ обучающихся «Акварелька». Индивидуальные выставки обучающихся.

 

 

1.4 Планируемые результаты

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

 

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.

 Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Способы проверки результативности

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

-        Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

-        Тематические выставки

-        Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

-        Творческий отчет учителя - руководителя кружка.

 

Для проверки результативности занятий и выявления эстетического и культурного  развития учащихся учитель – руководитель кружка может провести как наблюдение, так и диагностику по показателям развития детского творчества.

 

Общие показатели развития детского творчества:

-        компетентность (эстетическая компетентность);

-        творческая активность;

-        эмоциональность (возникновение умных эмоций);

-        креативность (творческость)

-        производительность и свобода поведения;

-        инициативность;

-        самостоятельность и ответственность;

-        способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

-        Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

-        Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

-        Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

-        Индивидуальный «почерк» детской продукции.

-        Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

-        Общая ручная умелость.

 

Ожидаемый результат

-        Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-        Расширение и обогащение художественного опыта.

-        Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-        Овладение простейшими операциями

-        Сформируются навыки художественной изобразительной деятельности

В результате реализации программы дети приобретают умения и навыки:

•        Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).

•        Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.

•        Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

•        Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

•        Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

 

Способ проверки результативности реализации программы.

 В начале и конце года проводится диагностика знаний, умений навыков детей. В ходе диагностики оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения работы (разнообразное использование материала, переданы ли характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы). Учитывается также техника выполнения работы разнообразным художественным материалом и аккуратность выполненной работы, умение дополнять свою работу и производить самоанализ.

При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на занятии я предлагаю оценивать по четырем критериям:

•        готовность к сотрудничеству с учителем;

•        отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;

•        мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;

•        общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.

Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного  задания, поисково-исследовательская деятельность.

Второй критерий   отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

  эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

  волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

  возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

Третий критерий – мастерство (способы творческих действий)   призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

  передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

  сложность замысла   предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

  сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);

  оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.).  В начальной школе оценивается   совместно с учеником, в средней школе – учеником.

Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников   включает в себя:

  соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

  сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ). Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.

                                                                                                    

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

1) столы,

2) стулья,

3) шкаф,

4) доска,

5) стенды,

6) уголок техники безопасности,

7) бумага: цветная, А4,     акварельная,

8) акварельные краски, гуашь,

9) цветные карандаши,

10) трубочки,

11) непроливайка,

12) восковые свечи,

13) ватман,

14) простые карандаши,

15) ластики,

16)зубные щётки,

17)фломастеры,

18)восковые мелки,

19)различные штампы,

20)гербарий,

21)раскраски, трафареты.

К техническим средствам обучения, которые могут  эффективно использоваться на занятиях кружка по  изобразительному  искусству, относятся:

·        мультимедийный проектор

·        компьютеры.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

1. Детские рисунки в различных техниках.

2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.

3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.

4. Образцы работ в различных техниках.

5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий.

Информационное обеспечение:

·        Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

·        Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету


 

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации.

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Знания и умения обучающихся 1-го года обучения

  • К концу первого года обучения, обучающие должны знать:
  • - правила смешивания цветов;
  • - получение холодного и теплого оттенков;
  • - простейшие сведения о композиции;
  • - понятие набросок, симметрия.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • - правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • -правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • - выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
  • - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  • - узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.

Знания и умения обучающихся 2-го года обучения

  • К концу второго года обучающиеся должны получить сведения:
  • - о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  • - об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);
  • - об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.
  • К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
  • - высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • - стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение, цвет предметов;
  • - правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
  • - определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • - передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения;
  • - передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее удаленных предметов;

 

Знания и умения обучающихся 3-го года обучения

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

- отличительные признаки видов жанров изобразительного искусства;

- сведение о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

- особенности симметричной и ассиметричной композиции;

- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:

- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты из 2-3 предметов: доступными графическими или живописными средствами, передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в мяч и т.д.);

- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;

- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

- использовать в рисунках особенности народных традиций изобразительного искусства.

Знания и умения обучающихся 4-го года обучения

 

Выпускники студии «Акварелька» в результате изучения основ художественного изображения

будут знать:

— правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

— свойства и особенности различных  художественных материалов, техники работы с ними;

— смысловую связь элементов;

будут уметь:

— пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;

— умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;

— использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного;

 — использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа;

— применять цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и спокойствия;

— владеть средствами выразительности;

— передавать пространственное положение объектов;

— составлять композиции на заданную тему  художественными материалами;

у них будут развиты:

— образное мышление при создании ярких, выразительных образов;

— воображение, творческая активность, фантазия, метафоричность;

— свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация);

— умение анализировать, давать оценку;

— самостоятельность в создании новых оригинальных образов;

будут обладать следующими качествами:

— самостоятельно мышление, умение отстаивать своё мнение;

 — ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

— владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми; —потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области изобразительного искусства;

 — самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;

— умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.

 

Формы и режим занятий

В основе обучения лежат групповые занятия.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

- Беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

-Демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

- Работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

- Организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

- виртуальные экскурсии в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

- Организация выставок ;

- Создание и развитие детского коллектива;

- Работа с родителями.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

- Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение готовой информации;

- Репродуктивный – воспроизведение полученных знаний и освоение способов деятельности;

- Частично-поисковый - участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

    - Проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

 

(Диагностические методики и материалы, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов, формы проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов (информационные карты, карты учёта достижений обучающихся, бланки анкет, опросов, тестов и т.п.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы:

1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

2.А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.

3.  О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью»,  2007г.

4. О Шматова  «Самоучитель по рисованию гуашью»,  2007г.

5. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами»,  2007г.

           6. Бэтти Эдвардс «Открой в себе художника»


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2, п

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2, п

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Особенности организации образовательного процесса: - набор учащихся по желанию, в работе могут участвовать дети, не имеющие предварительной подготовки

Особенности организации образовательного процесса: - набор учащихся по желанию, в работе могут участвовать дети, не имеющие предварительной подготовки

Обучающие: 1. научить владеть средствами художественной выразительности; 2

Обучающие: 1. научить владеть средствами художественной выразительности; 2

Новогодняя газета. 1 1 выставка 5

Новогодняя газета. 1 1 выставка 5

Тема: Введение. Чему я научусь

Тема: Введение. Чему я научусь

Три основных цвета: красный, жёлтый и синий

Три основных цвета: красный, жёлтый и синий

Тема: Новогодняя газета.

Тема: Новогодняя газета.

Практика. Изображение головы человека с передачей основных пропорций

Практика. Изображение головы человека с передачей основных пропорций

Рисование по памяти и представлению птиц, зверей и домашних животных

Рисование по памяти и представлению птиц, зверей и домашних животных

Если бы я был волшебником 4 1 3 5

Если бы я был волшебником 4 1 3 5

Теория. Ознакомление обучающихся с курсом обучения

Теория. Ознакомление обучающихся с курсом обучения

Свойства композиции (линия, пятно, ритм, контраст, силуэт, композиция в ритме, движение, многоплановая композиция)

Свойства композиции (линия, пятно, ритм, контраст, силуэт, композиция в ритме, движение, многоплановая композиция)

Тема: Выполнение плаката на заданную тему

Тема: Выполнение плаката на заданную тему

Изображение доброго и злого героя, выполняется живописными материалами

Изображение доброго и злого героя, выполняется живописными материалами

Практика.

Практика.

Портрет. Рисунок карандашом

Портрет. Рисунок карандашом

Теория. План работы. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места

Теория. План работы. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места

Практика. Зарисовка эскизов.

Практика. Зарисовка эскизов.

Рисунок тушью. Рисунок карандашом

Рисунок тушью. Рисунок карандашом

Теория. Путешествие в историю

Теория. Путешествие в историю

Создаём мультфильм 2 1 1 2

Создаём мультфильм 2 1 1 2

Изобразительное искусство в жизни человека

Изобразительное искусство в жизни человека

В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике

В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике

Создание творческих работ, из различных материалов

Создание творческих работ, из различных материалов

Коммуникативные универсальные учебные действия: -

Коммуникативные универсальные учебные действия: -

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности: -

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности: -

Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга

Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга

И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества

И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества

Составляющими являются: передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя…

Составляющими являются: передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя…

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках

К техническим средствам обучения , которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся: · мультимедийный проектор · компьютеры

К техническим средствам обучения , которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся: · мультимедийный проектор · компьютеры

Оценочные материалы и формы аттестации

Оценочные материалы и формы аттестации

Знания и умения обучающихся 3-го года обучения

Знания и умения обучающихся 3-го года обучения

Знания и умения обучающихся 4-го года обучения

Знания и умения обучающихся 4-го года обучения

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы: 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2024