Пояснительная записка.
Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах и специализированных школах-интернатах, которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в школе-интернате, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.
Была разработана программа по кулинарии для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа кружка по кулинарии направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам школы-интерната адаптации в современном мире. Она играет важную роль в воспитании детей-сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников. Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, расширяют общий кругозор, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд разных народов и их эстетического оформления.
Цели программы:
· развитие навыков в приготовлении блюд;
· знакомство с кухнями народов мира;
· формирование культуры общения;
· формирование и развитие творческих способностей обучающихся в кулинарии;
· развитие эстетического вкуса обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие:
· познакомить обучающихся с кухнями народов мира;
· научить обучающихся владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
· развить навыки в приготовлении блюд;
· сформировать развитие творческих способностей обучающихся в кулинарии.
Воспитательные:
· способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
· воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
· развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
· способствовать развитию творческого мышления.
Развивающие:
· способствовать развитию умений организации собственной деятельности и организации контроля за ней.
Мотивационные:
· создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Коррекционные:
· формирование процессов зрительного и слухового запоминания и элементарного логического мышления;
· развитие речи и обогащение словарного запаса.
· коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
Программа не дублирует работы детей в школе, имеет свою специфику. В результате занятий, в данном кружке дети должны получить на только знания и умения, отвечающих стандарту общего образования, но и закрепить свои практические навыки в условиях дома.
Участники программы
Программа ориентирована на обучающихся8-9 классов. Практика показала, что старшеклассники успешно и с интересом занимаются на уроках домоводства по теме «Питание».На уроках географии они изучают страны, народы и их обычаи. И приобретенные на этих урокахзнания, умения и навыки будут дополняться занятиями кружковой деятельностью.Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.Занятия проводит учитель географии и домоводства.
Сроки реализации программы
Программа кружка по кулинарии рассчитана на 1 год. Основными формами образовательного процесса являются: практико - ориентированные учебные занятия, творческие мастерские (45 минут). На курс отведено 60 часов в год или 2 часа в неделю.
Основные направления и содержание деятельности.
Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.
Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение нового материала, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.
На занятиях применяется широкий арсенал методов:
· словесные (объяснения, рассказ, беседа);
· наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
· проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
· исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
· метод практического сотворчества;
· метод коллективных и групповых работ;
· метод творческого показа.
Предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
· индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности);
· фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема);
· групповая (разделение на мини группы для выполнение определенной работы);
Подростки отстраненно воспринимают теоретические и лекционные занятия, не влекущие действия с их стороны, но требующие их внимания, поэтому теоретическая часть курса проводится в форме живых бесед, где все время поддерживается обратная связь с учениками. Уже в ходе занятия можно делать заключение по степени усвояемости учащимися материала.
Механизм оценки получаемых результатов.
Прямыми критериями оценки получаемых результатов обучения являются достижения учащихся: приготовление блюд данной страны, выполненных в соответствии с технологией приготовления.
Кружок организуется в кабинете домоводства, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. В кабинете имеются необходимое оборудование и инвентарь.
Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.
Предполагаемый результат:
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса.
знать:
· виды национальных блюд;
· способы приготовления и оформления блюд;
· правила подачи блюд;
· пищевую ценность овощей;
· правила поведения за столом;
· правила по техники безопасности во время кулинарных работ;
· санитарно-гигиенические требования.
уметь:
· правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда;
· приемы тепловой кулинарной обработки;
· готовить холодные блюда;
· украшать готовое блюдо;
· готовить изделия из теста;
· витаминизировать пищу;
· сервировать стол;
· соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;
· соблюдать правила по техники безопасности;
· правильно вести себя за столом.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Часы Предполагаемые виды деятельности |
Методы |
|||||
|
|
Тео- рия |
Прак-тика |
Всего |
Дата |
Содержание
|
|
|
1. |
Введение |
1 ч. |
__ |
2 ч. |
5.10 |
1.
Цели и задачи кружка, содержание курса, правила безопасности. |
Объяснительно-иллюстративный |
|
2. |
Культура, обычаи и традиции России, Белоруссии, Украины. |
1 ч. |
11 ч |
12 ч. |
12.10 19.10 26.10
16.11
23.1130.11
|
1. Особенности русской, белорусской и украинской кухни. · Уха – рыбный суп. · Блины · Пожарские котлеты · Драники – оладьи из картофеля · Вареники с капустой. · Сырники. |
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный |
|
3. |
Национальные блюда Кавказа |
1 ч. |
5 ч. |
6 ч. |
7.12 14.12 |
1.Особенности грузинской и армянской кухни. · Хинкали, · Чахохбили
|
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный |
|
44. |
Национальные блюда Балканского полуострова. Болгария. Венгрия. |
1 ч. |
5 ч. |
6 ч. |
21.12 18.01 25.01 |
1. Особенности балканской кухни · Шопский салат · Фаршированная · Мясо по-Будапешт-ски. |
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный |
|
5 |
Национальные блюда Юго-Восточной Азии. |
1ч |
9 ч. |
10 ч. |
1.02 8.02
15.02 22.02 29.2 |
1. 1. Особенности китайской и японской кухни. 2. Мясо с ананасом 3. Кальмары в чесночном соусе 4. Мясо в кисло-сладком соусе. 5. Роллы 6. Фунчоза с курицей.
|
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный |
|
6 |
Национальные блюда Италии, Испании. |
1 ч. |
9 ч. |
10 ч. |
7.03 14.03 21.03 4.04 11.04 |
1.Особенности итальянской и испанской кухни. · Паста с сырным соусом · Пицца · Салат «Цезарь» · Фрикадельки по-Мадридски · Паэлья с курицей. |
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный |
|
7. |
Национальные блюда Франции. |
1ч. |
3ч. |
4ч. |
18.04 25.04
|
1.Особенности французской кухни. · Картофель по-французски · Печень по-Лионски. |
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный |
|
8. |
Творческий проект. |
|
4 ч. |
4 ч. |
16.05 23.05 |
|
Метод проекта |
|
Количество детей: 11 чел.
Проводится: суббота с 11-00 до 13-00
Список литературы.
1. Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
2. Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
3. Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
4. Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
5. Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
6. Похлебкин В.В Национальная и зарубежная кухня.
7. Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
8. Райченок Ж.Е.“Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
9. Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
10. Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.
11. Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998
12. Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.
13. Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд: Обществ.питание.
14. Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.
15. Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996.
16. Интернет ресурсы
Технические средства обучения:
17. - мультимедиапроектор;,
18. - буфер
19. - компьютер.
Цифровые образовательные ресурсы:
20. - презентации, подготовленные учителем;
21. - видеоуроки, видеорецепты
22. - раздаточный материал (опорные карты, кроссворды, тесты и т.п.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.