Программа
по обучению детей игре на фортепиано
«Волшебные нотки»
|
Составитель: музыкальный руководитель
|
1. Пояснительная записка………………………………………………………………… 3
2. Срок реализации программы………………………………………………………… 8
3. Учебно-тематический план…………………………………………………………… 9
4. Содержание курса………………………………………………………………………… 12
5. Методическое обеспечение………………………………………………………… 12
6. Список литературы…………………………………………………………….………… 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современные
научные исследования развития музыкальных способностей, формирование основ
музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие
оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к
красоте в искусстве и в жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка,
можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный
возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если
в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально- эстетическое
сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его
общего духовного становления. Музыкальная деятельность включает в себя не
только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на
опыте восприятия, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально –
ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно
развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести
высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает
умственные операции; сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким
образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление,
воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольное обучение
чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке,
имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику
эмоционально – образного содержания, поэтому словарный запас детей обогащается
образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Умение представит и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает
умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также
влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
В ребенке важно развивать все самое лучшее, что заложено в нем от природы:
учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе
различный природных задатков формировать специальные музыкальные способности,
способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по – разному. У некоторых
уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство,
музыкально – слуховые представления и чувство ритма- выражаются достаточно
ярко, быстро и легко развиваются, что свидетельствуют о музыкальности: у других
позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления
– способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее интонируя, или подбирать
ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность
появляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, не
является показателем слабости или способностей. Большое значение имеет то
окружение, в котором растет ребенок. Раннее проявление музыкальных способностей
наблюдается, так правило, именно у детей, получающих достаточно богатые
музыкальные впечатления свидетельствуют о том, что в возрасте 5 лет, ребенок
проявляет наибольшие способности и интерес к обучению. Обучение будет
способствовать умственному развитию детей. Пятилетний возраст – это наиболее
подходящий, эффективный возраст для обучения музыки, азов начальной музыкальной
грамоты, игры на фортепиано.
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того - музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.
Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки.
Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.
В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
3. Раскрепощение инициативы ребенка;
4. Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанника.
Набор в группу обучения игре на фортепиано - свободный. Задача педагога дополнительного образования - учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения.
В основу программы «Волшебные нотки» положена концепция развивающего обучения: всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу. Цель данной программы - обучение ребёнка элементарным теоретическим и практическим навыкам игры на фортепиано.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
Образовательные: дать воспитанникам необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических знаний (в т.ч. сольфеджио);
Сформировать практические умения и навыки: правильная посадка за инструментом, постановка рук, овладение инструментом, игра в ансамбле.
Развивающие : развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения.
Воспитательные: воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса.
Программа разработана с учётом знаний детской психологии. Занятия построены в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
При реализации образовательного процесса используются следующие обще дидактические принципы:
1. Принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на фортепиано, использование аудио и видео записей, выступление как известных исполнителей, так и самих обучающихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (название музыкальных термином, портретов композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин).
2. Принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей.
3. Принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым обучающимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения.
4. Принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции «от простого к сложному», а так же на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий.
5. Принцип сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработки самостоятельного подхода к изучаемому материалу.
6. принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы 1 год. Индивидуальные занятия проходят один раз в неделю по 30 минут. Общее число занятий в год 34.
Ребёнок, прошедший полный курс программы в конце года должен освоить правильную посадку и постановку рук при игре на музыкальном инструменте фортепиано, иметь начальные элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать начальные навыки владения инструментом.
По окончании базового обучения по данной программе ребенок будет:
Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях, направлениях в музыке; о композиторах разных эпох.
Уметь: слышать, понимать, анализировать, аккомпанировать и подбирать музыку. Разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений.
Освоит: навыки звукоизвлечения, технические навыки, навыки ансамблевой игры.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ темы |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество занятий. |
1 |
Музыкальные и шумовые звуки |
Знакомство с клавиатурой, регистрами, с внутренним устройством фортепиано, педалями, динамикой |
1 |
2 |
Высокие и низкие звуки |
Знакомство с высокими и низкими звуками, игра песенок –попевок, состоящих из одного звука. |
1 |
3 |
Звуки длинные и короткие. |
Игра с ритмическим рисунком. |
1 |
4 |
Клавиши и клавиатура |
Знакомство с клавишами и клавиатурой в игровой форме.Игры на развитие чувства ритма, с использованием бубна, барабана, ложек |
1 |
5 |
Октавы |
Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. |
1 |
6 |
Ноты и нотоносец |
Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. Дать начальное представление о длительности нот.
|
1 |
7 |
Скрипичный ключ |
Объяснение понятия «скрипичный ключ» («Сказка о мудрой сове»).Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. |
1 |
8 |
Ноты и нотоносец. |
Объяснение понятия «ноты» (стихотворение «Ноты»).Знакомство с нотами «до»,«ре»,«ми». Игра песенок-попевок. |
1 |
9 |
Ноты и нотоносец. |
Знакомство с нотами «фа», «соль»,«ля», «си». Игра песенок-попевок. |
1 |
10 |
Играем по нотам. |
Закрепление понятия «ноты» («Сказка про петушка»).Исполнение песенок-попевок с нотой До по нотам, нахождение её среди других нот. |
1 |
11 |
Такт т тактовая черта. |
Объяснение понятий «сильные и слабые доли».Исполнение песенок-попевок с нотами Ре и Си по нотам, нахождение их среди других нот. |
1 |
12 |
Длительности нот |
Знакомство с различными длительностями нот. Четвери, Восьмые, Половинные, Целые ноты, их написание, работа с нотной тетрадью. |
1 |
13 |
Длительности нот |
Закрепление темы с помощью игры «Прогулка» и «Кто идет?».Исполнение песенок-попевок с нотами Ля и Ми по нотам, нахождение их среди других нот. |
1 |
14 |
Размер |
Объяснение понятия «размер» по рассказу «Порядок нужен в доме».Закрепление длительностей нот, их счет и написание. Игры с пальчиками. |
1 |
15 |
Нота с точкой |
Объяснение понятия «нота с точкой», использование игр и стихов.Исполнение песенок-попевок с нотами Фа и Соль по нотам, нахождение их среди других нот. |
1 |
16 |
Паузы. |
Объяснение понятия «паузы» ( сказка «Неразлучные друзья»).Закрепление понятия «Размер» (игра «Музыкальное лото») |
1 |
17 |
Тон и полутон |
Объяснение понятий «тон» и «полутон», уметь находить их на клавиатуре. Разучивание «Этюда» Е.Королевой. |
1 |
18 |
Знаки альтерации |
Объяснение понятия «знаки альтерации» с помощью игровых приемов и стихов. Игра «Прятки». Повторение темы «Тон и полутон» |
|
19 |
Реприза |
Знакомство с понятием «Реприза» и ее обозначением. Разучивание укр.нар.песни «Веселые гуси» |
1 |
20 |
Затакт |
Объяснение понятия «затакт». Разучивание рус.нар.песни «Как у нас-то козел» |
1 |
21 |
Штрихи |
Объяснение понятия «штрихи» (сказка «Путешествие по волнам»).Разучивание по нотам детских песенок, используя 2, 3 и 4 пальцы правой руки. |
1 |
22 |
Штрихи. Легато |
Закрепление приема легато. Разучивание пьесы «Маленький кроковяк». |
1 |
23 |
Штрихи. Стаккато. |
Знакомство со штрихом стаккато. Упражнение «Солнечные зайчики».Разучивание пьесы А.Руббаха «Воробей». |
1 |
24 |
Штрихи. Закрепление темы. |
Стихотворение «Шутка» для закрепления темы. Разучивание по нотам детских песенок, используя1, 2, 3 и 4 пальцы правой руки. |
1 |
25 |
Динамические оттенки. |
Продолжить подробно знакомить с оттенками, обозначением их в нотах, подвижные игры. |
1 |
26 |
Фермата |
Знакомство с понятием «фермата». Разучивание пьесы Е.Королевой «Сон-дрема». |
1 |
27 |
Басовый ключ. |
Объяснение понятия «басовый ключ» («Сказка о мудрой сове»). Разучивание пьесы Е.Королевой «Пастушок». |
1 |
28 |
Ноты басового ключа |
Ознакомление с нотами басового ключа.разучивание рус.нар. песни «Ты, кукушечка лесная». |
1 |
29 |
Ноты басового ключа |
Продолжение изучения нот басового ключа. Разучивание грузинской народной песни «Сулико». |
1 |
30 |
Ноты басового ключа |
Закрепление темы в игровой форме. Разучивание русской нар. песни «Серенький козлик». |
1 |
31 |
Хитрые ноты |
Объяснить, как переходят ноты из одного ключа в другой. Разучивание «Этюда» Д.Томсона |
1 |
32 |
Шестнадцатые ноты |
Объяснить понятие «шестнадцатые ноты» и посчитать их на распев.Разучивание пьесы И.Х.Баха «Модерато» |
1 |
33 |
Лады |
Объяснение понятия «лады» («Сказка «два брата»). Разучивание пьесы И.Х.Баха «Модерато» |
1 |
34 |
Тоника. Гамма. Ступени гаммы |
Объяснение понятий в игровой форме. Играем любимые муз.пьесы |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Донотный период - освоение упражнений и песенок для игры без нот.
Вторая часть – знакомство с нотной грамотой. Освоение игры на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками. Обучение игре разными штрихами. Знакомство с интервалами, динамическими оттенками, разными ритмическими рисунками, знаками альтерации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Кабинет для проведения индивидуальных занятий.
2. Музыкальный инструмент фортепиано.
3. Нотная литература для начальной ступени обучения.
4. Методические разработки и рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей [Текст] / М.Е. Белованова – М.: Феникс, 2010.
2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин – М: Просвещение, 1984.
3. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина – Санкт-Петербург: Союз художников, 2002.
4.Е.А.Королева. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва,2001.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.