Программа по обучению детей игре на фортепиано «Волшебные нотки»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

для педагогов
Иконка файла материала Программа Волшебные нотки.docx

 

 

 

 

 

 

 

 Программа

по обучению детей игре на фортепиано

«Волшебные нотки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

музыкальный руководитель

 

 

                                                                                            

 

                                         

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………………… 3

2. Срок реализации программы………………………………………………………… 8

3. Учебно-тематический план…………………………………………………………… 9

4. Содержание курса………………………………………………………………………… 12

5. Методическое обеспечение………………………………………………………… 12

6.  Список литературы…………………………………………………………….………… 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современные научные исследования развития музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально- эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции; сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольное обучение чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания, поэтому словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Умение представит и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
В ребенке важно развивать все самое лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различный природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по – разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма- выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, что свидетельствуют о музыкальности: у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность появляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, так правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления свидетельствуют о том, что в возрасте 5 лет, ребенок проявляет наибольшие способности и интерес к обучению. Обучение будет способствовать умственному развитию детей. Пятилетний возраст – это наиболее подходящий, эффективный возраст для обучения музыки, азов начальной музыкальной грамоты, игры на фортепиано.

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того - музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.

Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки.

Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.

В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

 В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;

3. Раскрепощение инициативы ребенка;

4. Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанника.

Набор в группу обучения игре на фортепиано - свободный. Задача педагога дополнительного образования - учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения.

 В основу программы «Волшебные нотки»   положена концепция развивающего обучения: всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу. Цель данной программы - обучение ребёнка элементарным теоретическим и практическим навыкам игры на фортепиано.

 Данная цель конкретизируется следующими задачами:

Образовательные:  дать воспитанникам необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических знаний (в т.ч. сольфеджио);

Сформировать практические умения и навыки: правильная посадка за инструментом, постановка рук, овладение инструментом, игра в ансамбле.

Развивающие : развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения.

Воспитательные: воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса.

Программа разработана с учётом знаний детской психологии. Занятия построены  в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

При реализации образовательного процесса используются следующие обще дидактические принципы:

1. Принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на фортепиано, использование аудио и видео записей, выступление как известных исполнителей, так и самих обучающихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (название музыкальных термином, портретов композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин).

2.   Принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей.

3. Принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым обучающимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения.

4. Принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции «от простого к сложному», а так же на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий.

5. Принцип сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработки самостоятельного подхода к изучаемому материалу.

6. принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении.

 

 

 

 

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы 1 год. Индивидуальные занятия проходят один раз в неделю по 30 минут. Общее число занятий  в год  34.

Ребёнок, прошедший полный курс программы в конце года должен освоить правильную посадку и постановку рук при игре на музыкальном  инструменте фортепиано, иметь начальные элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать начальные навыки владения инструментом.

По окончании базового обучения по данной программе ребенок будет:

Знать:  о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях, направлениях в музыке; о композиторах разных эпох.

Уметь:  слышать, понимать, анализировать, аккомпанировать и подбирать музыку. Разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений.

Освоит: навыки звукоизвлечения, технические навыки, навыки ансамблевой игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

                           

№ темы

Тема  занятий

Содержание занятий

Количество занятий.

 

1

 

Музыкальные и шумовые звуки

Знакомство с клавиатурой, регистрами, с внутренним устройством фортепиано, педалями, динамикой

 

1

2

Высокие и низкие звуки

Знакомство с высокими и низкими звуками, игра песенок –попевок, состоящих из одного звука.

1

3

Звуки длинные и короткие.

Игра с ритмическим рисунком.

1

4

Клавиши и клавиатура

Знакомство с клавишами и клавиатурой в игровой форме.Игры на развитие чувства ритма, с использованием бубна, барабана, ложек

1

5

Октавы

Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок.

1

6

Ноты и нотоносец

Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. Дать начальное представление о длительности нот.

 

1

7

Скрипичный ключ

Объяснение понятия «скрипичный ключ» («Сказка о мудрой сове»).Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок.

1

8

Ноты и нотоносец.

Объяснение понятия «ноты» (стихотворение «Ноты»).Знакомство с нотами «до»,«ре»,«ми». Игра песенок-попевок.

1

9

Ноты и нотоносец.

Знакомство с нотами «фа», «соль»,«ля», «си». Игра песенок-попевок.

1

10

Играем по нотам.

Закрепление понятия «ноты» («Сказка про петушка»).Исполнение песенок-попевок с нотой До по нотам, нахождение её среди других нот.

1

11

Такт т тактовая черта.

Объяснение понятий «сильные и слабые доли».Исполнение песенок-попевок с нотами Ре и Си по нотам, нахождение их среди других нот.

1

12

Длительности нот

Знакомство с различными длительностями нот. Четвери, Восьмые, Половинные, Целые ноты, их написание, работа с нотной тетрадью.

1

13

Длительности нот

Закрепление темы с помощью игры «Прогулка» и «Кто идет?».Исполнение песенок-попевок с нотами Ля и Ми по нотам, нахождение их среди других нот.

1

14

Размер

Объяснение понятия «размер» по рассказу «Порядок нужен в доме».Закрепление длительностей нот, их счет и написание. Игры с пальчиками.

1

15

Нота с точкой

Объяснение понятия «нота с точкой», использование игр и стихов.Исполнение песенок-попевок с нотами Фа и Соль по нотам, нахождение их среди других нот.

1

16

Паузы.

Объяснение понятия «паузы» ( сказка «Неразлучные друзья»).Закрепление понятия «Размер» (игра «Музыкальное лото»)

1

17

Тон и полутон

Объяснение понятий «тон» и «полутон», уметь находить их на клавиатуре. Разучивание «Этюда» Е.Королевой.

1

18

Знаки альтерации

Объяснение понятия «знаки альтерации» с помощью игровых приемов и стихов. Игра «Прятки». Повторение темы «Тон и полутон»

19

Реприза

Знакомство с понятием «Реприза» и ее обозначением. Разучивание укр.нар.песни «Веселые гуси»

1

20

Затакт

Объяснение понятия «затакт». Разучивание рус.нар.песни «Как у нас-то козел»

1

21

Штрихи

Объяснение понятия «штрихи» (сказка «Путешествие по волнам»).Разучивание по нотам детских песенок, используя 2, 3 и 4 пальцы правой руки.

1

22

Штрихи. Легато

Закрепление приема легато. Разучивание пьесы «Маленький кроковяк».

1

23

Штрихи. Стаккато.

Знакомство со штрихом стаккато. Упражнение «Солнечные зайчики».Разучивание пьесы А.Руббаха «Воробей».

1

24

Штрихи. Закрепление темы.

Стихотворение «Шутка» для закрепления темы. Разучивание по нотам детских песенок, используя1, 2, 3 и 4 пальцы правой руки.

1

25

Динамические оттенки.

Продолжить подробно знакомить с оттенками, обозначением их в нотах, подвижные игры.

1

26

Фермата

Знакомство с понятием «фермата». Разучивание пьесы Е.Королевой «Сон-дрема».

1

27

Басовый ключ.

Объяснение понятия «басовый ключ» («Сказка о мудрой сове»). Разучивание пьесы Е.Королевой «Пастушок».

1

28

Ноты басового ключа

Ознакомление с нотами басового ключа.разучивание рус.нар. песни «Ты, кукушечка лесная».

1

29

Ноты басового ключа

Продолжение изучения нот басового ключа. Разучивание грузинской народной песни «Сулико».

1

30

Ноты басового ключа

Закрепление темы в игровой форме. Разучивание русской нар. песни «Серенький козлик». 

1

31

Хитрые ноты

Объяснить, как переходят ноты из одного ключа в другой. Разучивание «Этюда» Д.Томсона

1

32

Шестнадцатые ноты

Объяснить понятие «шестнадцатые ноты» и посчитать их на распев.Разучивание пьесы И.Х.Баха «Модерато»

1

33

Лады

Объяснение понятия «лады» («Сказка «два брата»). Разучивание пьесы И.Х.Баха «Модерато»

1

34

Тоника. Гамма. Ступени гаммы

Объяснение понятий в игровой форме. Играем любимые муз.пьесы

                                                                                                                                                                    

                   

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА.

Донотный период - освоение упражнений и песенок для игры без нот.

Вторая часть – знакомство с нотной грамотой. Освоение игры на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками. Обучение игре разными штрихами. Знакомство с интервалами, динамическими оттенками, разными ритмическими рисунками, знаками альтерации.

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.Кабинет для проведения индивидуальных занятий.

2. Музыкальный инструмент фортепиано.

3. Нотная литература для начальной ступени обучения.

4. Методические разработки и рекомендации.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей [Текст] / М.Е. Белованова – М.: Феникс, 2010.

2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин – М: Просвещение, 1984.

3. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина – Санкт-Петербург: Союз художников, 2002.

4.Е.А.Королева. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва,2001.

 

                                                                    


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также