РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру
(базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" разработана на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), «Окружающий мир.2класс», «Окружающий мир.3 класс», «Окружающий мир.4класс».Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки
и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и
др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка
Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-
Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и
в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и
др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
• осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
• этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и
др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и
др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с
помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на
«ленте времени»;
• читать историческую карту;
• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры
России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Книгопечатная продукция
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М. Просвещение Учебники
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. Просвещение 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М. Просвещение
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М. Просвещение
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М. Просвещение
1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение
2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М. Просвещение
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. – М.
Просвещение
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч – М. Просвещение.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.
Просвещение
4. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. – М. Просвещение
Плешаков А.А. Гара Н.Н. Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 1 класс– М.
Просвещение
Плешаков А.А. Гара Н.Н. Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс – М.
Просвещение
Плешаков А.А. Гара Н.Н. Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс – М.
Просвещение
Плешаков А.А. Гара Н.Н. Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс – М. Просвещение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.
Методическая поддержка комплекса осуществляется на сайте издательства http:// school-russia.prosv.ru
Тематическое планирование по окружающему миру с указанием часов.
1 класса
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
|||
1. |
Задавайте вопросы! В гостях у «Почемучки». |
1 |
|||
|
Что и кто? |
||||
2. |
Что такое Родина? Урок-викторина. |
1 |
|||
3. |
Что мы знаем о народах России? Брейн-ринг. |
1 |
|||
4. |
Что мы знаем о Москве? Брейн-ринг. |
1 |
|||
5. |
Проект «Моя малая Родина». Конкурс рисунков. |
1 |
|||
6. |
Что у нас над головой? Урок экскурсия. |
1 |
|||
7. |
Что у нас под ногами? Урок-экскурсия. |
1 |
|||
8. |
Что общего у разных растений? Урок экскурсия. |
1 |
|||
9. |
Что растет на подоконнике? Практикум. |
1 |
|||
10. |
Что растет на клумбе? Урок-экскурсия. |
1 |
|||
11. |
Что это за листья? Урок-экскурсия. |
1 |
|||
12. |
Что такое хвоинки? Урок-экскурсия. |
1 |
|||
13. |
Кто такие насекомые? Видеоэкскурсия. |
1 |
|||
14. |
Кто такие рыбы? Урок-викторина. |
1 |
|||
15. |
Кто такие птицы? Видеоэкскурсия. |
1 |
|||
16. |
Кто такие звери? Урок-викторина. |
1 |
|||
17. |
Кто окружает нас дома? |
1 |
|||
18. |
Что умеет компьютер? |
1 |
|||
19. |
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|||
20. |
На что похожа наша планета? |
1 |
|||
21. |
Проверим себя и свои достижения по разделу «Что и кто?». |
1 |
|||
|
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) |
|
|
||
22. |
Как живет семья? Проект «Моя семья». |
1 |
|||
23. |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
1 |
|||
|
24. |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
1 |
25. |
Как путешествует письмо? |
1 |
26. |
Куда текут реки? |
1 |
27. |
Откуда берутся снег и лед? |
1 |
28. |
Как живут растения? |
1 |
29. |
Как живут животные? |
1 |
30. |
Как зимой помочь птицам? |
1 |
31. |
Откуда берется и куда девается мусор? |
1 |
32. |
Откуда в снежках грязь? |
1 |
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» |
1 |
Раздел «Где и когда?» (11 ч) |
||
34. |
Когда учиться интересно? |
1 |
35. |
Проект «Мой класс и моя школа». |
1 |
36. |
Когда придет суббота? |
1 |
37. |
Когда наступит лето? |
1 |
38. |
Где живут белые медведи? |
1 |
39. |
Где живут слоны? |
1 |
40. |
Где зимуют птицы? |
1 |
41. |
Когда появилась одежда? |
1 |
42. |
Когда изобрели велосипед? |
1 |
43. |
Когда мы станем взрослыми? |
1 |
44. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» |
1 |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) |
||
45. |
Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? |
1 |
46. |
Почему Луна бывает разной? |
1 |
47. |
Почему идет дождь и дует ветер? |
1 |
48. |
Почему звенит звонок? |
1 |
49. |
Почему радуга разноцветная? |
1 |
50. |
Почему мы любим кошек и собак? |
1 |
51. |
Проект «Мои домашние питомцы». |
1 |
52. |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
1 |
53. |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
1 |
54. |
Зачем мы спим ночью? |
1 |
55. |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
56. |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
1 |
57. |
Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
58. |
Зачем нужны автомобили? |
1 |
59. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
60. |
Зачем строят поезда и корабли? |
1 |
61. |
Зачем строят самолеты? |
1 |
62. |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
63. |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
64. |
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
65. |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
1 |
66. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» |
1 |
|
Итого |
66 |
2 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
||
|
Раздел «Где мы живём» (4 ч) |
|
||
1. |
Что такое Родина? Урок-викторина. |
1 |
||
2. |
Город и село. Проект «Родной город». |
1 |
||
3. |
Природа и рукотворный мир. |
1 |
||
4. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». |
1 |
||
|
Раздел «Природа» (20 ч) |
|
||
5. |
Неживая и живая природа. |
1 |
||
6. |
Явления природы. |
1 |
||
7. |
Что такое погода. |
1 |
||
8. |
В гости к осени (экскурсия). |
1 |
||
9. |
В гости к осени (урок). |
1 |
||
10. |
Звёздное небо. |
1 |
||
11. |
Заглянем в кладовые земли. |
1 |
||
12. |
Про воздух… |
1 |
||
13. |
… И про воду. |
1 |
||
14. |
Какие бывают растения. |
1 |
||
15. |
Какие бывают животные. |
1 |
||
16. |
Невидимые нити. |
1 |
||
17. |
Дикорастущие и культурные растения. |
1 |
||
18. |
Дикие и домашние животные. |
1 |
||
19. |
Комнатные растения. |
1 |
||
20. |
Животные живого уголка. |
1 |
||
21. |
Про кошек и собак. |
1 |
||
22. |
Красная книга. |
1 |
||
23. |
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». |
1 |
||
24. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
1 |
||
|
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
|
||
25. |
Что такое экономика. |
1 |
||
26. |
Из чего что сделано. |
1 |
||
|
27. |
Как построить дом. |
1 |
28. |
Какой бывает транспорт. |
1 |
29. |
Культура и образование. |
1 |
30. |
Все профессии важны. Проект «Профессии». |
1 |
31. |
В гости к зиме (экскурсия). |
1 |
32. |
В гости к зиме (урок). |
1 |
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
1 |
34. |
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии». |
1 |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
||
35. |
Строение тела человека. |
1 |
36. |
Если хочешь быть здоров. |
1 |
37. |
Берегись автомобиля! |
1 |
38. |
Школа пешехода. |
1 |
39. |
Домашние опасности. |
1 |
40. |
Пожар! |
1 |
41. |
На воде и в лесу. |
1 |
42. |
Опасные незнакомцы. |
1 |
43. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». |
1 |
Раздел «Общение» (7 ч) |
||
44. |
Наша дружная семья. |
1 |
45. |
Проект «Родословная». |
1 |
46. |
В школе. |
1 |
47. |
Правила вежливости. |
1 |
48. |
Ты и твои друзья. |
1 |
49. |
Мы – зрители и пассажиры. |
1 |
50. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
1 |
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
||
51. |
Посмотри вокруг. |
1 |
52. |
Ориентирование на местности. |
1 |
53. |
Ориентирование на местности. |
1 |
54. |
Формы земной поверхности. |
1 |
55. |
Водные богатства. |
1 |
56. |
В гости к весне (экскурсия). |
1 |
57. |
В гости к весне (урок). |
1 |
58. |
Россия на карте. Проект «Города России». |
1 |
59. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
60. |
Путешествие по Москве. |
1 |
61. |
Московский Кремль. |
1 |
62. |
Город на Неве. |
1 |
63. |
Путешествие по планете. |
1 |
64. |
Путешествие по материкам. |
1 |
65. |
Страны мира. Проект «Страны мира». |
1 |
66. |
Впереди лето. |
1 |
67. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
1 |
68. |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
1 |
|
Итого |
68 |
3 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
||
|
Как устроен мир (6 ч) |
|
||
1. |
Природа. |
1 |
||
2. |
Человек. |
1 |
||
3. |
Проект «Богатства, отданные людям». |
1 |
||
4. |
Общество. |
1 |
||
5. |
Что такое экология. |
1 |
||
6. |
Природа в опасности. |
1 |
||
|
Эта удивительная природа (18 ч) |
|
||
7. |
Тела, вещества, частицы. |
1 |
||
8. |
Разнообразие веществ. |
1 |
||
9. |
Воздух и его охрана. |
1 |
||
10. |
Вода. |
1 |
||
11. |
Превращения и круговорот воды. |
1 |
||
12. |
Берегите воду. |
1 |
||
13. |
Что такое почва. |
1 |
||
14. |
Разнообразие растений. |
1 |
||
15. |
Солнце, растения и мы с вами. |
1 |
||
16. |
Размножение и развитие растений. |
1 |
||
17. |
Охрана растений. |
1 |
||
18. |
Разнообразие животных. |
1 |
||
19. |
Кто что ест. |
1 |
||
20. |
Проект «Разнообразие природы родного края». |
1 |
||
21. |
Размножение и развитие животных. |
1 |
||
22. |
Охрана животных. |
1 |
||
23. |
В царстве грибов |
1 |
||
24. |
Великий круговорот жизни. |
1 |
||
|
Мы и наше здоровье (10 ч) |
|
||
25. |
Организм человека. |
1 |
||
26. |
Органы чувств. |
1 |
||
27. |
Надежная защита организма. |
1 |
||
|
28. |
Опора тела и движение. |
1 |
29. |
Наше питание. |
1 |
30. |
Проект «Школа кулинаров». |
1 |
31. |
Дыхание и кровообращение. |
1 |
32. |
Умей предупреждать болезни. |
1 |
33. |
Здоровый образ жизни. |
1 |
34. |
Проверка знаний. |
1 |
Наша безопасность (7 ч) |
||
35. |
Огонь, вода и газ. |
1 |
36. |
Чтобы путь был счастливым. |
1 |
37. |
Дорожные знаки. |
1 |
38. |
Проект «Кто нас защищает». |
1 |
39. |
Опасные места. |
1 |
40. |
Природа и наша безопасность. |
1 |
41. |
Экологическая безопасность. |
1 |
Чему учит экономика (12 ч) |
||
42. |
Для чего нужна экономика. |
1 |
43. |
Природные богатства и труд людей- основа экономики. |
1 |
44. |
Полезные ископаемые. |
1 |
45. |
Растениеводство. |
1 |
46. |
Животноводство. |
1 |
47. |
Какая бывает промышленность. |
1 |
48. |
Экономика родного края. |
1 |
49. |
Что такое деньги. |
1 |
50. |
Государственный бюджет. |
1 |
51. |
Семейный бюджет. |
1 |
52. |
Экономика и экология. |
2 |
53. |
||
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
||
54. |
Золотое кольцо России. |
3
|
55. |
||
56. |
||
57. |
Проект «Музей путешествий». |
1 |
58. |
Наши ближайшие соседи. |
1 |
59. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
60. |
На севере Европы. |
1 |
61. |
Что такое Бенилюкс. |
1 |
62. |
В центре Европы. |
1 |
63. |
По Франции и Великобритании. |
1 |
64. |
На юге Европы. |
1 |
65. |
По знаменитым местам мира. |
1 |
66. |
Проверка и оценка знаний. |
1 |
67. |
Презентации «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
2
|
68. |
||
|
Итого |
68 |
4 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
||
|
Земля и человечество (9 ч) |
|
||
1. |
Мир глазами астронома. |
1 |
||
2. |
Планеты Солнечной системы. |
1 |
||
3. |
Звёздное небо – Великая книга Природы. |
1 |
||
4. |
Мир глазами географа. |
1 |
||
5. |
Мир глазами историка |
1 |
||
6. |
Когда и где? |
1 |
||
7. |
Мир глазами эколога. |
1 |
||
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
||
9. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
1 |
||
|
Природа России (11 ч) |
|
||
10. |
Равнины и горы России. |
1 |
||
11. |
Моря, озёра и реки России. |
1 |
||
12. |
Природные зоны России. |
1 |
||
13. |
Зона арктических пустынь. |
1 |
||
14. |
Тундра. |
1 |
||
15. |
Леса России. |
1 |
||
16. |
Лес и человек. |
1 |
||
17. |
Зона степей. |
1 |
||
18. |
Пустыни. |
1 |
||
19. |
У Чёрного моря. |
1 |
||
20. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
1 |
||
|
Родной край – часть большой страны (12 ч) |
|
||
21. |
Наш край. |
1 |
||
22. |
Поверхность нашего края. |
1 |
||
23. |
Водные богатства нашего края. |
1 |
||
24. |
Наши подземные богатства. |
1 |
||
25. |
Земля – кормилица. |
1 |
||
|
26. |
Жизнь леса. |
1 |
|
27. |
Жизнь луга. |
1 |
|
28. |
Жизнь в пресных водах. |
1 |
|
29. |
Растениеводство в нашем крае |
1 |
|
30. |
Животноводство в нашем крае. |
1 |
|
31. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
1 |
|
32. |
Презентация проектов (по выбору). |
1 |
|
Страницы всемирной истории (6 ч) |
|||
33. |
Начало истории человечества. |
1 |
|
34. |
Мир древности далёкий и близкий. |
1 |
|
35. |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
|
36. |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
1 |
|
37. |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
1 |
|
38. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
1 |
|
Страницы истории России (21 ч) |
|||
39. |
Жизнь древних славян. Работа с картой. |
1 |
|
40. |
Во времена Древней Руси. |
1 |
|
41. |
Страна городов. |
1 |
|
42. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
|
43. |
Трудные времена на Русской земле. |
1 |
|
44. |
Русь расправляет крылья. |
1 |
|
45. |
Куликовская битва. |
1 |
|
46. |
Иван Третий. |
1 |
|
47. |
Мастера печатных дел. |
1 |
|
48. |
Патриоты России. |
1 |
|
49. |
Пётр Великий. |
1 |
|
50. |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
1 |
|
51. |
Екатерина Великая. |
1 |
|
52. |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
|
53. |
Страницы истории XIX века. |
1 |
|
54. |
Россия вступает в XX век. |
1 |
|
55. |
Страницы истории 1920 – 1930 – х годов. |
1 |
|
56. |
Великая война и Великая победа. |
1 |
|
57. |
|
1 |
|
58. |
Страна, открывшая путь в космос. |
1 |
|
59. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
1 |
|
|
|
Современная Россия (9 ч) |
|
60. |
Основной закон России и права человека. Работа с картой современной России. |
1 |
|
61. |
Мы - граждане России. |
1 |
|
62. |
Славные символы России. |
1 |
|
63. |
Такие разные праздники. |
1 |
|
64. |
Путешествие по России. |
3
|
|
65. |
|||
66. |
|||
67. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
1 |
|
68. |
Презентация проектов (по выбору). |
1 |
|
|
Итого |
68 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.