Программа по пластилинографии
Оценка 5

Программа по пластилинографии

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
5 кл—7 кл
02.05.2024
Программа по пластилинографии
всестороннее развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам пластилинографии
моя программа пластилинография.doc

  

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

 

 

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…

                                                                                             В.А. Сухомлинский

 

             Актуальность темы.

     В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

   Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была  разработана  программа художественного развития  «Мы рисуем пластилином»– основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография.

   Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать,  рисовать,  а первая половина слова  «пластилин»  подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

   Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных  объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям  дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

   Занятия пластилинографией,  представляют  большую  возможность  для развития и обучения детей.

   Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

   Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

   Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

    Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.

 

 

 

Цель:  всестороннее развитие  детей  дошкольного возраста  с задержкой  психического развития  посредствам  пластилинографии.

Задачи:

-1.Научить  передавать  образ предметов, явлений окружающего мира посредством  пластилинографии.

 

2.Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному  указанию.

 

3.Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций  и разным расположением  изображения на листе бумаги.

 

4.Формировать  умения  детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

 

5.Развивать умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

6.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

   Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Принципы  реализации программы:

1. Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития.  Тогда оно пробуждает  и вызывает к жизни целый ряд функций,  находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по световосприятию,  развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора. Представляется,  детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребёнка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуальный  подход к детям.

5. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видам изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно – прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей  (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

 

 

 

 

                            

Этапы реализации программы.

 

1.     Подготовительный

-Освоить прием надавливания.

-Освоить прием вдавливания.

-Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

-Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания  маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

 

2.Основной

-Научиться не выходить за контур рисунка

-Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

-Использовать несколько цветов пластилина

-Научиться  доводить дело до конца

-Научиться аккуратно, выполнять свои работы

-Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться действовать по образцу воспитателя

-Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

 

3.Итоговый

-Самостоятельно решать творческие задачи.

-Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Продолжительность занятий 30 минут.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно.  В вечернее время в блоке совместной  деятельности с детьми.

При разработке  данной  программы отбирались наиболее интересные доступные  темы, сюжеты, которые, смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобранны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, развивает творческое воображение, образное мышление.

 

 

                                            Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

Наглядные – наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

 

 

                                                   Ожидаемые результаты

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

 

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активации словаря, пониманию ребёнка речи окружающих.

 

Знакомство с  художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

 

Появление первых элементарных математических представлений о счёте, размере, величине.

 

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 

Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопление опыта ребёнка.

 

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях  происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

 

Развитие мелкой моторики  рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной;  ; по времени реализации -         годичной.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

          Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

          

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы «Пластилинография»  объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

 

 

 

 

 

 


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития…

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития…

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться

Принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы,…

Принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы,…

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые, смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые, смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми

Программа разработана на основе методических разработок автора

Программа разработана на основе методических разработок автора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2024