ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»
Оценка 4.9

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

Оценка 4.9
docx
17.08.2023
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»
ПДД детский сад Радуга.docx

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение 

 "Детский сад комбинированного вида "Радуга" 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

«Школа маленького пешехода»

 

 

Автор:

Белогорцева Н.Н

воспитатель

 

 

 

 

 

Югорск 2023

 

 

 


Оглавление

Паспорт программы

2

Пояснительная записка

6

Цели и задачи программы «Школа маленького пешехода»

8

Условия реализации программы

10

Содержание программы

11

Блок 1. Работа с педагогами

13

 Блок 2. Работа с дошкольниками.

18

 Блок 3. Взаимодействие с семьей.

22

Мониторинг усвоения содержания программы

23

Предполагаемые результаты

27

Используемая литература

28

Приложения

29

 


 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

«Школа маленького пешехода».

Основание для разработки программы

Программа разработана на основе ФГОС ДО, с учетом концептуальных положений примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

Основные разработчики программы

Воспитатель Белогорцева Н.Н

 

Общие цели и задачи программы

Цель: подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правильного и безопасного поведения на дороге с учѐтом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использованием инновационных компьютерных технологий.

Обучающие задачи:

- формирование у дошкольников устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения;

- формирование у дошкольников самоконтроля и самоорганизации поведения в условиях дорожной среды;

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- формирование знаний о регулировании движения пешеходов, велосипедистов и транспортных средств на дорогах;

- формирование оптимального для дошкольного возраста набора терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного

поведения на дорогах;

- обучение детей правильному  и безопасному поведению на дорогах и в транспорте.

Воспитательные задачи:

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения;

- формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своей безопасности на дороге.

Развивающие задачи:

- развитие навыков безопасного поведения на дорогах;

- формирование умений прогнозировать своѐ поведение как участника дорожного движения;

- развитие логического мышления;

- развитие у детей познавательных психических процессов.

Срок реализации

 2018-2019 у.г (2 года)

Выполнение программы

Осуществляется педагогическим коллективом дошкольных групп Лицея совместно с воспитанниками и родителями и социальными партёрами. Результаты поэтапного выполнения программы рассматриваются на заседаниях педагогического и методического совета.

Источники финансирования программы

Бюджетные средства, привлечение внебюджетных средств.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды. 

Дошкольные образовательные учреждения являются одним из

основных звеньев системы обучения и воспитания детей, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Однако «Правила дорожного движения» (ПДД) написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Понятие «дети» употребляется в ПДД только в пунктах, где речь идѐт о движении организованных групп детей и их перевозке. Поэтому применительно к детям дошкольного возраста обязанности пешеходов и пассажиров должны быть изложены доступно и понятно.

Место данной программы в системе воспитательной деятельности педагогического коллектива: приоритетное. Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.

Специфические характеристики социокультурного пространства образовательного учреждения, обусловившие особенности программы:

Дошкольное учреждение находится около дороги.

Бесконечный поток машин движется по дороге.

Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой дорога и автомобиль.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребѐнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Разговаривать с детьми о безопасности следует серьѐзно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. 

Безопасность  -  это не  просто сумма усвоенных знаний, но и

умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности. 

Организация мероприятий по правилам дорожного движения с детьми является основой приобретения теоретических знаний и формирования  устойчивых   навыков   безопасного   поведения   на   улице   и  дорогах.

Новизна данной программы состоит в том, что воспитанникам

предлагается в развивающих игровых формах с использованием инновационных компьютерных технологий изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде.

Данная образовательная программа носит социально-педагогическую направленность.

Концептуальные основы программы: 

Ø Сохранение жизни и здоровья дошкольника в транспортной среде, на дорогах;

Ø Снижение уровня транспортного травматизма;

Ø Формирование личностной компетентности  участника дорожного движения, подготовка к безопасной жизни и деятельности в этой среде.

Ø Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правильного и безопасного поведения на дороге с учѐтом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использование инновационных компьютерных технологий.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Обучающие задачи:

Ø формирование у дошкольников устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения;

Ø формирование у детей самоконтроля и самоорганизации поведения в условиях дорожной среды;

Ø расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

Ø формирование знаний о регулировании движения пешеходов,

велосипедистов и транспортных средств на дорогах;

Ø формирование оптимального для дошкольного возраста набора

терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих   дальнейшему   успешному  усвоению  основ безопасного поведения на дорогах;

Ø обучение детей правильному и безопасному поведению на дорогах и в транспорте.


 

Воспитательные задачи:

Ø формирование культуры участника дорожного движения;

Ø воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения;

Ø формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своей безопасности на дороге.

Развивающие задачи:

Ø развитие навыков безопасного поведения на дорогах;

Ø формирование умений прогнозировать своѐ поведение как участника дорожного движения;

Ø развитие логического мышления;

Ø развитие   у   детей   познавательных   психических   процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).


 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Интегрированный подход к формированию у ребенка представлений о правилах дорожного движения.

Ø Соблюдение следующих принципов: систематичности, последовательности, доступности, наглядности, а также принцип сезонности и учета городской местности;

Ø Учет особенностей психических процессов ребенка:

восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции;

Ø Объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на детей в ходе ознакомления с правилами дорожного движения;

Ø Максимальное использование игрового метода с использованием ИКТ, как одного из основных методов в формировании знаний о правилах дорожного движения;

Ø Подготовленность воспитателей и родителей в решении данной проблемы.

Ø Тесное сотрудничество с родительской общественностью, школьными учреждениями (имеющими оборудованные площадки по ПДД), социальными партнёрами (сотрудниками ГИБДД, библиотекой, музеем).


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Школа маленького пешехода» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы 2 года.

Все направления содержания образовательной работы в программе являются взаимосвязанными и взаимопроникающими. Задачи формирования представлений о правилах дорожного движения решаются комплексно во всех используемых формах ее организации.

Технологии обучения:

Ø технология индивидуализации обучения;  

Ø групповые технологии; 

Ø игровые технологии;  

Ø технология исследовательского (проблемного) обучения; 

Ø информационно-коммуникационные технологии.

Формы работы выбираются с учѐтом возрастных особенностей детей, поэтому в программе используются разнообразные формы  (беседа, рассказ, объяснение,   индивидуальная и совместная работа в группе, игра, экскурсия, соревнование, развлечения) и методы.

Методы, используемые при реализации программы.

 В обучении:

Ø метод познавательной игры;

Ø практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов); 

Ø наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением  транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); 

Ø словесный (беседы, разъяснения, инструктирование); 

Ø работа с книгой (в основном чтение, изучение, рассматривание);

Ø метод контроля (ведение индивидуальной карты ребенка)

 

 

В  воспитании:

Ø методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); 

Ø методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

Ø методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Виды внеурочной деятельности. 

Ø Игровая деятельность.

Ø Познавательная  деятельность.

Ø Досугово-развлекательная деятельность.

Ø Художественное творчество.

Ø Трудовая деятельность.

Ø Способы проверки знаний детей:  собеседование, мониторинг, участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.

Формы подведения итогов:  соревнования, викторины, конкурсы, КВН и др. массовые мероприятия.

 

Программа разработана по трем блокам.

Блок 1. Работа с педагогами

Блок 2. Работа с дошкольниками.

Блок 3. Взаимодействие с семьей.

 

 

 

 

 


 

БЛОК 1

Работа с педагогами

Эффективная система по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма предполагает работу с педагогическим коллективом, так как педагог – это «главный герой» в системе работы с детьми и родителями.

Решение задач, связанных по обучению детей и родителей Правилам дорожного движения, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Формы работы с педагогами:

Ø Анкетирование, опрос.

Ø Семинары, деловые игры, семинары – практикумы, лектории, заседания «круглых столов»,  консультации, беседы.

Ø Обучение педагогов методам изучения Правил дорожного движения и формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Темы для изучения:

Ø Безопасность ребенка – это основная проблема общества.

Ø Причины детского дорожно – транспортного травматизма. Анализ детского дорожного травматизма в России, в ХМАО – Югре и в Югорске.

Ø Пути и формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ø Психофизиологические особенности дошкольников и их поведение на дорогах.

Ø Воспитание дошкольников дисциплинированными пешеходами.

 

        


 

Планирование работы с педагогическим коллективом

по профилактике дорожно – транспортного травматизма.

Планируемые темы

Сроки

1. Консультация «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге».

2. Составление плана мероприятий на месячник «Внимание - дети!»

Август

 

Август

1. «Анализ детского дорожного травматизма в городе Югорске и в целом по  России».

2. Круглый стол: «Давайте научим ребёнка правильно вести себя на дороге».

Сентябрь

 

Сентябрь

1. Оформление зелёного уголка по ПДД «Пусть горит зелёный свет!»

2. «Авария на дороге» - тренинговая  социальная игра с сюжетно-ролевыми действиями.

Октябрь

 

Октябрь

1. Семинар. Тема: «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Ребёнок на улицах Югорска».

2. Обзор методической, детской литературы по ПДД.

Ноябрь

 

Ноябрь

1. Семинар. Тема: «Формирование у детей навыков безопасного поведения.

2. Обзор игр, досугов, занятий для детей дошкольного возраста.

Декабрь

 

Декабрь

1. Составление плана по неделе БДД.

2. Консультация: «Материальное обеспечение групп наглядными пособиями по ПДД».

Январь

Январь

 

1. Анкетирование педагогов по теме: «Правила движения, как таблица умножения!»

Февраль

1. Составление плана проведения декады по БДД.

2. Семинар. Тема: «Обязанности пассажиров».

Март

Март

1. Рассматривание проблемных игровых ситуаций «Безопасный путь в школу».

2. Организация родительского клуба «Весёлая семейка».

Апрель

 

Апрель

1.  Организация и проведение акции «Стоп водитель – пешеход». Приобретение и изготовление светоотражающих элементов.

2. Подготовка к проведению соревнований «Юные велосипедисты».

Май

 

Май

 


 

Компоненты развивающей среды.

Центр  дорожного движения для детей, в котором представлены:

Ø наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями плакаты);

Ø настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами  -  «ходилки», лото, домино и т.д.);

Ø настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки  -  светофор, фигурки людей);

Ø атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка,  флажки для перехода улицы, игрушки транспортные, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

Ø детская художественная литература по тематике дорожного движения;

Ø конструкторы (строительный, металлический);

Ø пособия и игры по обучению детей ПДД;

Ø безопасные маршруты движения детей «Дом – детский сад» (старший дошкольный возраст);

Ø альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Информационный стенд  для родителей, где систематически выставляются материалы по обучению детей правилам поведения на улице.

Консультации, рекомендации, листовки, памятки, материалы для чтения детям: рассказы, стихи, пословицы, загадки и т.д.


 

Дополнительные материалы:

Ø использование ИКТ (диапозитивы,  интерактивная доска);

Ø медиатека мультфильмов, видеоигры по теме;

Ø подборка рекламных роликов для детей и для родителей

Ø раздаточный материал по теме.

Действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике.

Также необходимым условием работы  является тесный контакт с социальными партнерами.

Ø Школьный отряд ЮИД (Лицей им.Г.Ф.Атякшева)

Ø Отдел ГИБДД УВД по городу Югорску.

Ø Дошкольные учреждения города.

Ø Детская городская библиотека.


 

БЛОК 2

Работа с детьми младшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ:

Ø формирование целостного представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребенка, с последующим выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения ситуаций и объектов;

Ø формирование представлений о расположении BD15017_объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах.

Ø обучение познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр по правилам дорожного движения и ориентировке в пространстве: реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности; в знаках (светофор, знак «пешеходный переход» т.п.), в образных игрушках; условном, символическом – в воображаемой игровой ситуации;

Ø знакомство с некоторыми видами транспорта;

Ø формирование представлений о труде взрослых (водитель автомобиля водит машину);

Ø обогащение словаря за счет расширения понимания речи (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, грузовой автомобиль, автобус).


 

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ:

Ø уточнение знаний о назначении светофора;

Ø закрепление, уточнение, расширение ранее сформированных представлений о поведении на улице, о правилах перехода дороги: уточнение представлений о возможных реакциях собственного тела (быстро, медленно и т.п.);

Ø расширение, уточнение и формирование новых представлений о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов и их заместителях в игровых упражнениях и играх по правилам дорожного движения;

Ø формирование представлений о сенсорных эталонах на основе уточнения цветовых сигналов светофора, величины, цвета и формы знаков дорожного движения: «Дети», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «»Велосипедная дорожка», «Пешеходный переход», «Больница», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

Ø ознакомление с классификацией видов городского транспорта, формирование навыков культуры в транспорте;

Ø обучение познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр по правилам дорожного движения и ориентировке в пространстве: реальном – на основе предметно-игровой  деятельности; отраженном в знаках (светофор, дорожные знаки, жезл регулировщика);

Ø формирование представлений о труде взрослых: водитель троллейбуса (автобуса) водит троллейбус (автобус), регулировщик регулирует движение автомобилей на улице; снегоуборочная машина убирает снег на проезжей части дороги; дворники убираю снег на тротуаре и т.п.

 

Работа с детьми старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Ø формирование представлений об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, по велосипедной дорожке, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т.п.);

Ø расширение и уточнение знаний о себе и окружающем мире, необходимых для соблюдения правил дорожного движения: представления о возможных реакциях человека на движущийся автомобиль, на сигнал светофора, на сигнал регулировщика;

Ø уточнение ранее полученных представлений о цветовых сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), величины, цвета и формы знаков дорожного движения, цвета жезла регулировщика и формирование новых представлений о знаках: «Опасный переход», «Скользкая дорога», «Дорожные работы», «Прочие опасности», «Въезд запрещен», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Место стоянки», «Подземный пешеходный переход», «Автозаправочная станция», «Пункт питания»;

Ø обогащение представления детей о возможных ситуациях на улице и обучение игровым и речевым действиям в рамках образа (пешехода, водителя, автомобиля, регулировщика движения ит.п.) в театрализованных, сюжетно-дидактических играх по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, картин;

Ø формирование представлений о труде взрослых: водитель такси (легкового автомобиля, автобуса, снегоуборочной машины, пожарной  машины и т. п.);

Ø расширение объема словаря и обогащение речи детей в процессе называния объектов уличного движения, и объяснения слов (пешеход, светофор, правила дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина «скорой помощи» и т.п.).


 

БЛОК 3

Работа с родителями

 Первичной и постоянной средой для ребенка является семья. Поэтому тот социальный опыт, который дети получаю в семье, становится основной для формирования представлений о правилах дорожного движения.              Естественное усвоение ребенком социального опыта поведения на улице и выполнения правил дорожного движения происходит в процессе подражания близким, личностно значимых для малыша. Семья являясь составляющей жизни ребенка, удовлетворяет его потребности в эмоциональной и физической защищенности детей на улице, доверии и первичной информации о том, как надо выполнять правила дорожного движения.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде.

Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они прежде  всего отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать – это быть хорошим примером для подражания. В такой работе педагогам надо опираться на родителей, как на равноправных участников образовательного процесса становления личности ребенка.

Кроме того, активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (строительство автогородков, автоплощадок, изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.

После анализа опроса родителей следует приступать к планированию совместной деятельности ДОУ и семьи по данной проблеме:

 

 

МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

С целью отслеживания результативности программы и выявления уровня сформированности знаний и представлений детей  о правилах дорожного движения разработан диагностический инструментарий (индивидуальная карта развития ребенка), состоящая из ряда вопросов  и заданий для беседы с детьми по всем разделам данной Программы и оценочных критериев.

Карта индивидуального развития ребенка – дошкольника

 

ФИО ребенка: __________________________________________________________________

 

Дата рождения: __________________________________________________________________

 

Образовательное учреждение:_______________________________________

 

Дата поступления в ДОУ: __________________________________________

 

1. Раннее развитие:_________________________________________________

 

Индивидуальные особенности (тип темперамента):______________

1.2. Перенесенные заболевания:_______________________________________

 

2. Физическое развитие

2.1. Группа здоровья, диагноз:________________________________________

 

2.2. Наблюдения специалистов, рекомендации:________________________

 

2.3. Социальный статус семьи:______________________________________

 

Воспитатели:______________________________________________________

 

Уровни показатели (баллы):

1 – начальная стадия; 2 – в развитии; 3 – при умеренной поддержке; 4 – самостоятельно; 5 – устойчиво

 

Условные обозначения: Н– начало года, К– конец года

 

 

 

 

 

 

Этапы наблюдения

Критерии развития

I

младший

II

средний

III старший

IV подготовит

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

БЕЗОПАСНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок должен знать правила дорожного движения:

 

 

 

 

 

 

 

 

переходить улицу только на зеленый сигнал светофора

 

 

 

 

 

 

 

 

не играть на дороге или около проезжей части;

 

 

 

 

 

 

 

 

переходить улицу только по пешеходному переходу;

 

 

 

 

 

 

 

 

при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;

 

 

 

 

 

 

 

 

знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок должен уметь:

 

 

 

 

 

 

 

 

с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;

 

 

 

 

 

 

 

 

различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;

 

 

 

 

 

 

 

 

называть дорожные знаки рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;

 

 

 

 

 

 

 

 

отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок должен иметь представление:

 

 

 

 

 

 

 

 

о работе милиционера – регулировщика;

 

 

 

 

 

 

 

 

о работе водителя;

 

 

 

 

 

 

 

 

о том, как водители заботятся об автомобиле;

 

 

 

 

 

 

 

 

об автозаправочной станции, станции техобслуживания

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Прогноз возможных негативных последствий: неукомплектованность кадрами; невостребованность какого-либо из направлений работы  или необходимость появления новых направлений в связи с изменением потребностей объекта педагогической деятельности; переполненность групп; нехватка оборудования; отсутствие финансирования.

 Способы коррекции, компенсации негативных последствий: с целью закрепления на местах педагогических кадров создаются   благоприятные условия для творческого труда педагогов и воспитанников; разрабатывается система морального и материального поощрения; планирование резерва времени для возможности пересмотра; спланированных форм, методов, приемов работы с детьми, педагогами и родителями; обстоятельное объяснение родителям и педагогам не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы мероприятий работы с детьми; изыскание возможности финансирования идей проекта в полном объеме.

Предполагаемый результат:

Для ДОУ:

В процессе реализации проекта  разработана система методических материалов: картотека подвижных игр;  сценарии развлечений и  праздников;  сформирован и подобран наглядно - дидактический материал; сформирована экспозиция мини-музея; развитие музейной культуры и визуальной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам участия в работе «Школы экскурсовода»; сформирована  мини-библиотека методической, художественной  литературы, фото и видео материалов  по развитию культуры и быта русского народа, а также репродукции о русской избе, куклах и декоративно-прикладном народном творчестве.

Дети

Образовательный:

Ø Расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

Ø Сформирован навык спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города, самостоятельность, ответственности в действиях на дороге, умение предвидеть опасные ситуации и избегать их;

Воспитательный:

Ø Сформирована культура поведения у детей и родителей в процессе работы над проектом;

Ø Привиты начальные навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

Ø Сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам;

Ø Развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД.

Родители:

Ø осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

 

Оценка эффективности работы с  детьми осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по реализации образовательной области «Познание».

Оценка эффективности работы с воспитателями и родителями осуществляется с помощью анкетирования и анализа пополнения  предметно-развивающей среды мини-музея новыми экспонатами Практическая значимость работы по данному проекту состоит в возможности использования на практике представленных и апробированных материалов.


 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Дети

Ø Иметь представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий  в непосредственной близости от опасных участков дороги и т.п.).

Ø Иметь знания о себе и окружающем мире, необходимых реакциях человека на движущийся автомобиль, на сигнал светофора.

Ø Уметь классифицировать  дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Ø Знать разные виды транспорта, уметь их классифицировать.

Ø Иметь знания о  культуре поведения в транспорте.

Ø Уметь применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.

Педагоги

Ø Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.

Ø Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.

Ø Гуманизация связи семьи с педагогами ДОУ, с сотрудниками ГИБДД.

Ø Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Ø Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, M. А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014г.

2.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014г.

3.

Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Саулина Т. Ф. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014г.

4.

Развитие игровой деятельности. Губанова Н. Ф.

5.

Формирование основ безопасности у дошкольников. Белая К. Ю. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014г.

6.

Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Бордачева И. Ю.

7.

Дорожные знаки. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–7 лет. Бордачева И. Ю. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2015г.

8.

Г.П.Шалаева «Дорожные знаки» издательство «СЛОВО» 2008г.

9.

Л.Б.Баряева «Азбука дорожного движения» Москва 2010г.

10.

Методическое пособие «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

11.

Н.И.Клочанов «Дорога, ребенок, безопасность» издательство «Эксмо» 2009г.

12.

1.                 А.В.Горская «Правила – наши помощники»

2.                 Е.А.Романова «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»

13.

3.                 М.С.Коган «Правила дорожные знать каждому положено»

14.

О.А.Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» издательство «СЛОВО» 2009г.

15.

А.Гостюшин «Шаг за шагом» творческий центр Москва 2006г.

 


 

Приложение 1

ПЛАН

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «МЕСЯЧНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ».

 

 п/п

Мероприятия

1.

Литературная викторина «Правила движения достойны уважения».

Цель: закрепить с детьми знания произведений, в которых  герои попадают в необычные дорожные ситуации; учить применять знания на практике.

2.

Экскурсия «Улицы  города Югорска»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на дороге; дать понятия «перекрёсток».

3.

Тематическое занятие «Путешествие на карнавал в страну дорожных знаков»

Цель: закрепление дорожных знаков.

4.

Рассматривание с детьми плакатов на тему «Как вести себя на дороге»

Цель: научить правильно ориентироваться в дорожной ситуации; закрепить знания детей о дорожных знаках.

5.

Познавательная игра «А знаешь ли ты?»

Цель: закрепление правил дорожного движения.

6.

Конкурс детских рисунков «Мой безопасный маршрут»

Цель: совместно с родителями составить и нарисовать свой безопасный маршрут от дома до детского сада; учить связно рассказывать о нём.

7.

Встреча за круглым столом: «Как знакомить детей с ПДД».

Цель: совместно с инспектором ГИБДД расширять кругозор родителей по данной теме.

8.

Познавательно-развлекательная программа «Безопасные колёса и колёсики».

Цель: доставить радость детям от знакомства с правилами по ПДД.

9.

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения «Вопросы инспектора МИГАЛОЧКИНА»

Цель: закрепление знаний по ПДД и развитие внимания и ловкости.

10.

Театрализованное шествие с отрядом ЮИД «Стоп – водитель-пешеход».

 

 

 

Приложение 2.

 

СТРУКТУРА ПРОЕКТА «ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ»

Обоснование выбора темы проекта:

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни (скорость и интенсивность движения транспортных средств на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем).

Нашим воспитанникам предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.

Поэтому очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.

Цели проекта:

1.      Обучение детей правилам поведения на улицах и автомобильных дорогах.

2.      Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выйти из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

3.      Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Участники проекта:

1.     Дети среднего и старшего дошкольного возраста.

2.     Сотрудники ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, педагог-психолог, воспитатель ИЗО.

3.     Родители воспитанников.

4.     Сотрудники ГИБДД.

Подготовительный этап:

1.      Создание «Центра безопасности дорожного движения» в ДОУ, «Островков безопасности» в группах.

2.      Разработка проекта «Посвящение в пешеходы» и утверждение на педагогическом Совете ДОУ.

Основной этап:

Работа в Центрах: организация и проведение запланированных мероприятий.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы: выпускной экзамен по правилам безопасного поведения на дороге с вручением детям подготовительной группы «Удостоверения юного пешехода».

Запланированная проектная деятельность соответствует основным требованиям к использованию проекта:

-                в основе проекта лежит проблема: поведение ребенка дошкольного возраста на улицах города;

-                в процессе работы у детей формируются соответствующие привычки и навыки безопасного поведения на дорогах;

-                в ходе проектной деятельности обязательно сотрудничество взрослых и детей.

 

Приложение 3.

ИГРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

«ЗНАКОМСТВО С УЛИЦЕЙ

Цель: уточнить представления детей об улице, о дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях. Дать элементарные знания о поведении на улице.

Ход :

 Перед выходом на прогулку воспитатель говорит детям: «Сегодня мы с вами будем гулять на улице. Она широкая, красивая. На улице много машин.»

Пройдя немного по улице, педагог останавливает детей и проводит с ними беседу.

-                Посмотрите, какая наша улица широкая, красивая. На ней много домов. По дороге едет много машин. Машины разные. Какие машины вы видите?

-                Какие машины называются грузовыми?

-                Где едут машины?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы идем с вами по тротуару. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?

-                Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и рассказать, что они видят на улице. Вопрос активизирует внимание детей, побуждает выделять отдельные объекты (дома, деревья и т.д.), называть их.

 

 

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

 

Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения (пешеходным переходом). Закрепить знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора. Воспитывать интерес к занятию, умение правильно отвечать на вопросы.

Предварительная работа: разговор с детьми о светофоре, о пешеходах. Экскурсия по улице к светофору, рассматривание картины, иллюстрации. Просмотр диафильма «Разноцветные друзья»

Ход занятия. Воспитатель: «Дети, сегодня к нам пришел гость. Вы узнаете его? Кто это? Но Петрушка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Петрушка, что с тобой случилось?»

Петрушка: «Попав в большой и шумный город, я растерялся, я пропал… Не зная знаков светофора чуть под машину не попал! Ребята, вы мне помогите и, если можно, расскажите, дорогу как переходить?»

Воспитатель: «Садись, Петрушка. Наши дети знакомы уже с самым главным правилом дорожного движения. Они тебе расскажут и покажут, как вести на улице большого города»

Воспитатель вносит светофор.

«Что это? Сколько у него глаз? Какого они цвета? Где находится у светофора красный глаз? Зеленый? Желтый? Для чего нужен светофор? Петрушке захотелось проверить, как дети знают сигналы светофора. У вас на столах есть кубики, на которых такие же глазки, как у светофора. Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, о каком сигнале светофора я говорю.

1. Какой сигнал светофора говорит: «Стой, опасно, путь закрыт»?

2. Какой сигнал светофора говорит: «Пешеходам путь открыт»?

3. Какой из сигналов светофора говорит: «Внимание, Приготовиться»?

Дети, хотите иметь свой светофор: из этих кубиков каждый может построить свой светофор.

Воспитатель сопровождает работу чтением четверостишья:

«Глядит на вас в упор трехглазый светофор. Зеленый, желтый, красный глаз, он каждому дает приказ».

По окончании работы предлагает отдохнуть, поиграть: «Когда я подниму кубик с красным глазком – вы будете хлопать в ладоши, с зеленым глазком – вы будете топать ногами, с желтым глазком – вы будете молчать»

Затем воспитатель вносит макет улицы, на которой стоит детский сад, предлагает его рассмотреть, поясняя при этом: «На дороге нарисованы полосы белые – это пешеходная дорожка, а еще ее называют зеброй. Только здесь можно переходить улицу пешеходам на зеленый сигнал светофора. Давайте скажем еще раз Петрушке, как называется место, где пешеходы переходят улицу? Дети, Петрушка к нам пришел не один. Он принес нам своих младших братишек. Давайте, мы для них сделаем пешеходные дорожки и научим правильно переходить улицу»

На дороге нужно аккуратно наклеить белые полоски, на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы получился пешеходный переход. Поставьте Петрушек на тротуар у пешеходного перехода и смотрите на светофор, какой загорится свет (обыгрываются ситуации с Петрушками)

 

 

ЭКСКУРСИИ «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ СВЕТОФОРА»

 

Цель: закрепить знания детей о работе светофора, о правилах перехода улицы. Познакомить с назначением желтого сигнала светофора.

Предварительная работа: перед выходом на улицу, воспитатель предлагает детям послушать стихотворение-загадку:

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный, горит и день, и ночь зеленый, желтый, красный

Ход экскурсии: воспитатель спрашивает детей о желании посмотреть на работу светофора. Подойдя к месту наблюдения, педагог проводит с детьми беседу:
«Загорелся красный свет. Как вы думаете, можно сейчас переходить улицу? А на какой сигнал светофора разрешается идти? Загорелся зеленый свет. Посмотрите, люди спокойно переходят улицу. Кто вспомнить, как надо переходить улицу при двустороннем и одностороннем движении? (ответы детей)

Сейчас сигнал в светофоре изменился. Кто заметил, какой огонек зажегся после зеленого? Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательным.

Желтый свет – предупрежденье, жди сигнала для движенья!

Давайте посмотрим, как меняются огни светофора и как при этом ведут себя пешеходы и транспорт. Руководя наблюдением детей, воспитатель помогает им уяснить взаимосвязь между сигнализацией светофора и действиями пешеходов и водителей.

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «УГАДАЙКА!»

 

Цель: закрепить с детьми правила уличного движения, которые известны детям. Учить самостоятельно выбирать тему рисунка. Закрепить умение рисовать карандашом, тщательно заштриховывая нарисованное. Воспитывать интерес к транспорту и желание соблюдать правила дорожного движения.

Материал: милицейская фуражка, погоны, карандаши, бумага.

Ход занятия: воспитатель в фуражке милиционера начинает занятие: «Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я? Да, ребята, я милиционер. А у кого у вас папа – милиционер? Что делает милиционер? Посмотрите, ребята, у меня есть милицейский жезл. Значит, я – постовой милиционер.

Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул,

Вы видали? Вы видали? Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда и не едут никуда!

Не волнуется народ, через улицу идет.

А стоит на мостовой, как волшебник, постовой.

Все машины одному подчиняются ему.

-                Чем занимаетесь, ребята? Собрались рисовать? Хорошо! Раз уж я к вам пришел, то хочу предложить нарисовать вам отгадки на мои загадки. Согласны? Тогда слушайте внимательно, отгадывайте обязательно!

Вот так чудо-чудеса! Подо мной два колеса. Я ногами их кручу, я качу, качу, качу.

Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса?

Дом по улице идет, на работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

По асфальту идет дом, ребятишек много в нем. А над крышей вожжи, он ходить без них не может.

- Подумайте, кто какую загадку будет рисовать. Как нарисуете? Не забывайте, ребята, что весь транспорт должен быть в полном порядке – чистый, хорошо выкрашенный. Я сам прослежу за этим, ведь я – постовой милиционер, люблю порядок. И еще одно условие, когда будем рассматривать рисунки, вы вспомните какое-нибудь одно из правил уличного движения и назовете его ребятам.

Самостоятельная работа детей.

После рисования все работы рассматривают, вспоминают правила, устраивают выставку транспорта.

 


 

 

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «К КОМУ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ТЫ ПОТЕРЯЛСЯ НА ДОРОГЕ».

 

Цель: ребенок должен усвоить, что если потерялся на дороге, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Воспитателю: вначале надо рассказать о том, кто для детей является «своим», кто – «чужим», какие опасности подстерегают при контактах на улице с незнакомыми взрослыми.

Обсуждение.

Задайте следующие вопросы: терялся ли кто-либо из ребят, что он при этом чувствовал, как выходил из положения, к кому надо обращаться, если потерялся в транспорте, магазине.

В связи с данной темой уместно обсудить безопасное поведение при контактах с чужими людьми. Напомните детям, что внешняя привлекательность прохожего не всегда совпадает с его добрыми намерениями. Внимательно рассмотрите вместе с детьми персонажи, нарисованные художником, или фотографии: милиционера, человека в форме. Почему лучше обращаться к человеку в форме, продавцу, а не к случайному прохожему (продавец, милиционер находятся на своем рабочем месте)? В крайнем случае следует остановить свой выбор на женщине с ребенком.

Воспользуйтесь случаем.

Данное задание дает возможность узнать, разрешают ли детям родители одним гулять, ходить в магазин, ездить на транспорте, а если нет, нарушают ли они эти запреты. Постарайтесь не в форме назидания, а как результат общего обсуждения направлять беседу в нужное русло и прийти к выводу о реальных опасностях, которые подстерегают ребенка одного на улице. Как можно выйти из сложной ситуации

 


 

Приложение 4.

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ПРАВИЛАМДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

«Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

Ознакомить родителей  с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

Предварительная подготовка к собранию:

Родители за неделю до проведения собрания заполняют анкету. Изготовление памяток для родителей «Как обучить ребенка правилам дорожного движения».

Подготовка мультимедийной презентации, подготовка реквизитов к деловым играм.

 

План проведения собрания.

Актуальность выбранной темы.

Результаты анкетирования.

Лекция педагогов.

Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

Памятки для родителей.

Рефлексия.

Задание для родителей.

 

Ход собрания:

Актуальность выбранной темы.

Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.  Ежегодно на дорогах  гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких.

 Результаты анкетирования.

Перед собранием родителям была предложена анкета для заполнения.

Она состояла из 5 вопросов:

 

1

Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения

 

2

 С какого возраста вы стали знакомить его с ними?

 

3

Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

 

4

Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?

 

5

Бывает иногда так, что ваш ребенок «преподает» вам урок безопасного поведения на дороге?

 

Результаты анкетирования :

 Лекция педагогов

 

Хотите ли вы, не хотите ли…

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

 

Наша задача сделать все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует  своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.  А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

  Сегодня на собрании мы должны довести до вас мысль о том, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно   научить ребёнка безопасному поведению на дороге.

Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

Помните!  Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

•   наблюдать за дорогой;
•   правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
•   видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
 

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину  издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая  едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Правильно оценивать дорожную обстановку

Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому,  что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Правило №1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Правило №2

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Правило №3

И у светофора можно встретить опасность!

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

Правило№4

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Правило №5

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Правило №6

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано с детским садом, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и  у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах,  значит,  в ваш дом не придёт беда.

Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах»

Работа в группах.

Сейчас мы проверим, как родители усвоили услышанное и смогут научить ребёнка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах. Часто нас поджидают ловушки, при  которых необходимо своевременно принять правильное решение.

Ловушка № 1.

КОГДА РЕБЕНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС, ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ .

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Научите ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации

Ловушка № 2.

РЕБЕНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ, ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: "Машина медленно идет, успею перебежать", - думает ребенок... и попадает под автомобиль. Показывайте своему ребенку подобные ситуации, объясняйте ему на улице, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность!

Ловушка № 3.

ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Где опаснее всего переходить улицу: в зоне остановки или на перекрестке? Задайте этот вопрос ребенку. Обычно дети говорят: "На перекрестке опаснее". Это не так. В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, чем на перекрестке.

 Ловушка № 4.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ, ВИДЕТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТИ

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Дети попадают под машину в типичных дорожных "ловушках". Нельзя переходить дорогу, не убедившись в безопасности. Подожди, когда будет полный обзор.

Ловушка № 5.

ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Впервые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

Памятка для родителей.

Мы хотим, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.

 Рефлексия.

Деловая игра.

Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

Задание для родителей.

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из детского сада домой.

Я уверена, если мы будем вести такую активную работу по данному направлению, дети будут наглядно запоминать правила поведения на дороге. Тогда мы избежим множество опасных ситуаций и сохраним жизни наших детей.


 

Памятки

для родителей

 

«Обучение детей

наблюдательности на улице»

 

Ø  Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.

Ø  Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.

Ø  При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Ø  Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

Ø  При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

Ø  Учите ребенка всматриваться в даль, пропускать приближающийся транспорт.

Ø  Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

Ø  Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

Ø  Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

 

                 Помните, что ребенок обучается                             движению по улице прежде всего

на Вашем примере,

 приобретая собственный опыт!

 

 

Рекомендации родителям младших дошкольников

 

 

Уважаемые мамы и папы!

Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы Ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

 

·                   Ваш ребенок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

·                   Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

·                   Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.

 

Мамы и папы!

Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от вашей культуры

поведения на улице, в общественном транспорте зависит жизнь и здоровье

Вашего ребенка!

 

 

Уважаемые мамы и папы!

 

Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остались для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка, продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.)

Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.

·                Ходить по тротуару следует с правой стороны.

·                Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.

·                Переходить дорогу полагается только шагом.

·                Необходимо подчиняться сигналу светофора.

·                В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого

 (и поручень), чтобы не упасть.

·                Нельзя высовываться из окна автобуса,

высовывать в окно руки.

·                          Входить в транспорт и выходить из него

      можно,   только когда он стоит.

 Играть можно только во дворе.

 

 

Наша жизнь в детском саду


 

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

Оглавление Паспорт программы 2

Оглавление Паспорт программы 2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы

Воспитательные задачи: - формирование культуры участника дорожного движения; - воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения; - формирование у детей сознательного…

Воспитательные задачи: - формирование культуры участника дорожного движения; - воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения; - формирование у детей сознательного…

Общие цели и задачи программы

Общие цели и задачи программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с…

Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой дорога и автомобиль

Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой дорога и автомобиль

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге

Воспитательные задачи: Ø формирование культуры участника дорожного движения; Ø воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения; Ø формирование у детей сознательного…

Воспитательные задачи: Ø формирование культуры участника дорожного движения; Ø воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения; Ø формирование у детей сознательного…

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа «Школа маленького пешехода» предназначена для детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа «Школа маленького пешехода» предназначена для детей старшего дошкольного возраста

В воспитании: Ø методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); Ø методы организации деятельности и формирования опыта общественного…

В воспитании: Ø методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); Ø методы организации деятельности и формирования опыта общественного…

БЛОК 1 Работа с педагогами

БЛОК 1 Работа с педагогами

Планирование работы с педагогическим коллективом по профилактике дорожно – транспортного травматизма

Планирование работы с педагогическим коллективом по профилактике дорожно – транспортного травматизма

Рассматривание проблемных игровых ситуаций «Безопасный путь в школу»

Рассматривание проблемных игровых ситуаций «Безопасный путь в школу»

Компоненты развивающей среды.

Компоненты развивающей среды.

Дополнительные материалы : Ø использование

Дополнительные материалы : Ø использование

БЛОК 2 Работа с детьми младшего дошкольного возраста

БЛОК 2 Работа с детьми младшего дошкольного возраста

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

Ø светофор, правила дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина «скорой помощи» и т.п.).

Ø светофор, правила дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина «скорой помощи» и т.п.).

БЛОК 3 Работа с родителями

БЛОК 3 Работа с родителями

МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Этапы наблюдения Критерии развития

Этапы наблюдения Критерии развития

Прогноз возможных негативных последствий: неукомплектованность кадрами; невостребованность какого-либо из направлений работы или необходимость появления новых направлений в связи с изменением потребностей объекта педагогической деятельности; переполненность…

Прогноз возможных негативных последствий: неукомплектованность кадрами; невостребованность какого-либо из направлений работы или необходимость появления новых направлений в связи с изменением потребностей объекта педагогической деятельности; переполненность…

Сформирован навык спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города, самостоятельность, ответственности в действиях на дороге, умение предвидеть опасные ситуации и избегать их;

Сформирован навык спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города, самостоятельность, ответственности в действиях на дороге, умение предвидеть опасные ситуации и избегать их;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1

Приложение 1 ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ

Приложение 1 ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ

Приложение 2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА «ПОСВЯЩЕНИЕ

Приложение 2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА «ПОСВЯЩЕНИЕ

Приложение 3. ИГРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО

Приложение 3. ИГРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО

Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, о каком сигнале светофора я говорю

Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, о каком сигнале светофора я говорю

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «УГАДАЙКА!»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «УГАДАЙКА!»

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «К КОМУ МОЖНО

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «К КОМУ МОЖНО

Приложение 4. РОДИТЕЛЬСКОЕ

Приложение 4. РОДИТЕЛЬСКОЕ

Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов

Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов

Уважаемые родители! Помните, если

Уважаемые родители! Помните, если

Необходимо учить детей не только соблюдать

Необходимо учить детей не только соблюдать

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может…

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может…

Не сочтите за труд помочь детям

Не сочтите за труд помочь детям

Ловушка № 5. ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ

Ловушка № 5. ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из детского сада домой

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из детского сада домой

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2023