Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних «Смысл жизни»
Оценка 4.6

Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних «Смысл жизни»

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа +2
09.06.2024
Программа по профилактике  суицидального поведения среди несовершеннолетних  «Смысл жизни»
Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних «Смысл жизни» предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди детей и подростков. Данная программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
программа Смысл жизни.docx

Ингольская средняя общеобразовательная школа

филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

Ивановской средней общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по профилактике

суицидального поведения среди несовершеннолетних

«Смысл жизни»

 

 

Руководитель практики:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

Раздел 1. Актуальность

Аннотация

Сегодня мы наблюдаем пугающую картину, когда в условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних «Смысл жизни» предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди детей и подростков.  Направлена на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска (анкетирование, диагностика), психологическое консультирование (родители или законные представители, педагоги, дети), развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.

Данная программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. Вовремя замеченные отклонения в поведении и правильно организованная социально - педагогическая помощь сыграют важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к суициду.

Программа «Смысл жизни» объединила  ребят, которым  не безразлично состояние своего здоровья; тех, кому интересны совместные отношения и межличностные отношения; тех, кто стремится к здоровому образу жизни.   Предложенные мероприятия помогают ребенку организовать свое свободное время через занятия спортом и  совместную творческую деятельность, получить информацию о здоровом образе жизни и последующем становлении ребенка, как личности.   

Цель: создание единого комплексного подхода в организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Задачи:

-        способствовать формированию благоприятного психологического климата в классных коллективах;

-        включить детей в общественно полезную деятельность, развивать   коммуникативную культуру;

-        организовать внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;

-        сформировать принципы здорового образа жизни;

-        оказать социально – психологическую помощь детям и их семьям при решении сложных проблем в жизни;

-        организовывать межведомственное социально-психологическое сопровождение семей с опекаемыми детьми;

-        создавать систему методического обеспечения.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов, профилактическая работа со всеми категориями обучающихся, особый акцент на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Методическое обеспечение:

Используемая литература

1.      Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи. Автор-составитель – Польская Н.А. Методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019

2.      Липницкий К.И., Михайлова М.П, Щевелёва Н.В. Обзор имеющихся данных, подходов, методик, проблем подросткового суицида и определение подходов к их решению / Под ред.Ю.В. Картушина. – АСОУ, 2014

3.      Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Габер И.В., Зарецкий В.В., Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. — М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018

Интернет источники:

1.      https://shkola6megion-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Metodicheske-rekomendatsii-Suitsidalnoe-povedenie-podrostkov-diagnostika-profilaktika-korrektsiya.pdf

2.      https://kurl.ru/eeVKz

3.      https://gospitalnaya.ru/blog/profilaktika-suiczida-detej-i-podrostkov

Нормативно-правовое обеспечение Программы.

-         Конституция Российской Федерации.

-         Конвенция о правах ребенка.

-         Семейный кодекс РФ.

-         Закон РФ «Об образовании».

-         Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

-        Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»

-         Устав Ингольской СОШ филиала МБОУ Ивановской СОШ.

-         Локальный акт «Положение о Совете профилактике».

Описание используемых методик:

Программа реализуется в рамках плана работы социального педагога с привлечением иных педагогических работников (психолог, классные руководители, заместитель по УВР, методист), а также сотрудников отдела опеки и попечительства, Центра семьи, КДН  и ЗП г. Шарыпово, фельдшерско-аккушерского пункта поселка Инголь.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающего и дифференцированного обучения, ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения, организация проектной деятельности.

Методы: вербальные (беседа, объяснение, дискуссия, рассказ); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (анкетирование, тестирование, проблемные ситуации, тренинги).

Формы: дискуссии, беседы; тесты, мониторинг; просмотр и обсуждение профилактических социальных роликов; индивидуальные консультации; соревнования, праздники, акции; визитирование семей, встречи, проекты.

Раздел 2. Содержание и организация работы. Результативность практики.

Программа рассчитана на 1 учебный год, по необходимости можно адаптировать для ежегодного использования, внося дополнения и исправления. Мероприятия проводятся в соответствии со сроками программы, как  самостоятельно социальным педагогом школы, так и совместно с коллегами, сотрудниками специальных служб Шарыповского района. В мероприятиях принимают участие: обучающиеся 1-11 классов (в соответствии с возрастными и психологическими особенностями), родители  (законные представители), педагоги и специалисты школы, сотрудники специальных служб Шарыповского района.

Для реализации программы не требуется дополнительных финансовых затрат, ни дополнительной оплаты труда специалистам школы, ни на дополнительное оборудование, при проведении мероприятий используется уже существующее оборудование школы.

Ответственным по реализации мероприятий в соответствии с тематическим планированием программы является социальный педагог школы, который ведет соответствующую документацию, выступает на педагогических советах с аналитической справкой по результатам совместной деятельности педагогов школы, организует встречи межведомственного взаимодействия, осуществляет консультирование и визитирование семей.

Социальный педагог организовывает, а в некоторых случаях и проводит социально-психологическое тестирование, по которого принимает решение по дальнейшей работе. Постоянная профилактическая работа способствует положительным результатам: по итогам анкетирования несовершеннолетних (13-17 лет) по Шкале безнадежности Бека – всего участвовало - 23 обучающихся (100%), у 72, 7 % безнадежность не выявлена, у 22, 7 % - безнадежность легкая; по итогам диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона – всего участвовало - 23 обучающихся (100%), у них же низкий уровень одиночества. В иных случаях, незамедлительно намечается индивидуальная и групповая работа по устранению факторов риска.

Ожидаемый результат:

Дети будут иметь представления о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, о видах юридической ответственности граждан;

-        усвоят совокупность конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

-        будет обеспечена 100-процентная занятость несовершеннолетних детей в учебный и каникулярный период;

-        будут преодолены тенденции роста подростковой преступности и безнадзорности, среди несовершеннолетних;

-        дети будут ориентированы на здоровый образ жизни: заниматься  спортивными упражнениями, добиваясь лучших результатов, применять способы закаливания, отказываться от вредных привычек;

-        будет организована социально-психологическая помощь детям и их семьям при решении сложных проблем в жизни;

-        будет организовано межведомственное социально-психологическое сопровождение семей., как специалистами школы, так и иных специальных служб в рамках межведомственного взаимодействия.

Раздел 3. Практические разработки, иллюстрирующие содержание практики

Тематическое планирование

программы по профилактике девиантного поведения, правонарушений несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни

«Мой выбор»

п/п

Содержание работы

Исполнитель

Сроки

1

Изучение положения в семьях, социального состава первого класса и новичков, уточнение списка детей, распределение их по категориям.

Социальный педагог

Классный руководитель

Сентябрь, октябрь

 

2

Изучение здоровья детей, прибывших в школу, по медицинским картам.

Составление листка здоровья по результатам медосмотра.

Социальный педагог

Сентябрь, октябрь

 

3

Проведение рейдов в семьи обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (осень, весна с сотрудниками отдела опеки и попечительства, центра семьи, КДН).

Классный руководитель, социальный педагог

 

В течении года

4

Диагностика стиля семейного воспитания, выявление трудностей.

Социальный педагог

Классный руководитель

1 раз в месяц

 

 

5

Размещение на сайт школы   информации мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений.

Социальный педагог

 

В начале учебного года, по мере необходимости

6

Обновление информационных стендов в школе по профилактике правонарушений, пропаганде здорового образа жизни.

Социальный педагог

 

В течении года

7

Анкетирование «Мое отношение к школе».

(при отрицательных результат проводится коррекционная работа)

Психолог

Социальный педагог

Сентябрь

8

Рассмотрение вопросов защиты прав и интересов детей.

Социальный педагог

 

В течение года

 

9

Рейд «Внешний вид ученика»

Заместитель по УВР

Социальный педагог

1 раз в четверть

10

Индивидуальное консультирование с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации:

- «Что такое поручения»

- «Дисциплина и порядок наши верные друзья»

- «Пребывание школьника на улице в вечернее время»

- «Чужое брать – позор»

- «Драка и нецензурное выражение – наказуемое деяние»

- «Как не стать жертвой преступления»

- «Опасная ситуация и выход из неё»

Социальный педагог

Психолог

 

 

 

 

Ноябрь

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

Март

 

Апрель

 

Май

11

Индивидуальное консультирование с родителями:

- «Права и обязанности обучающихся и родителей»

- «Правила внутришкольного распорядка, требования к внешнему виду обучающихся, обязанности родителей несовершеннолетних»

- «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали»,

- «Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке»,

- «Пути решения конфликтных ситуаций».

Социальный педагог

Психолог

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

 

Март

 

 

Апрель

 

Май

12

Работа с классными руководителями по решению возникающих трудностей в обучении и воспитании детей, осуществление контроля за занятостью и посещением школы.

Социальный педагог

 

В течение года

 

13

Контроль посещения школы, состояние здоровья, защита прав детей

Социальный педагог

Классный руководитель

В течение года

14

Вовлечение детей и членов их семей в акции разной направленности: акция «Дарим поздравления», приуроченная к международному дню пожилых людей; день самоуправления в школе; акция, посвященные дню памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Акция «Помним», посвященная дню неизвестного солдата; Акция «Мы рядом», посвященная международному дню инвалидов; единые уроки прав человека; акция  памяти «Блокадный хлеб»; Акция к международному женскому дню «Самым любимым»; акция «Мы едины», посвященная дню воссоединения Крыма с Россией; акции «Бессмертный полк», «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Вахта памяти», «Сад памяти»,  посвященные Великой Победе; Всероссийская акция «Свеча памяти», посвященная дню памяти и скорби.

Классный руководитель

В течение года (в соответствии с планом мероприятий)

15

Организация встреч родителей (законных представителей) с сотрудниками отдела опеки и попечительства, Цетра семьи, КДН:

-индивидуальные встречи;

-посещение родителями мероприятий, проводимых сотрудниками служб в их организациях (Дни открытых дверей);

- организация и проведение Больших родительских собраний с приглашением сотрудников служб, также организация родителей включения в онлайн-собрания, вебинары.

Социальный педагог

 

По мере необходимости

16

Поддержание телефонной связи с родителями (законными представителями).

Классный руководитель

Постоянно

 

 

 

17

Организации и проведении

социально-психологического

тестирования обучающихся: по Шкале безнадежности Бека; диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; опросник  Г. Айзенко «Самооценка психических состояний личности»; опросник «Наедине с собой»

(при отрицательных результат проводится коррекционная работа)

Психолог

Социальный педагог

В начале учебного года

18

Тренинг «Родители начинают с себя»

Психолог

Ноябрь

19

Просмотр и обсуждение социальных роликов профилактической направленности:

- социальный ролик антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «У нас жизнь только одна»;

- социально-профилактический ролик «Каждый имеет право»;

- об ответственности за экстремизм;

- что такое несанкционированный митинг?;

- о правилах поведения в социальных сетях.

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

Февраль

 

Май

20

Социальные проекты:

- « Современная молодежь – какая она?»

- « Молодежный  досуг»

- «Конституция РФ – закон и реальность»

Социальный педагог

Классный руководитель

 

Ноябрь

 

Февраль

Июнь  (в рамках работы ТОС)

21

Включение обучающихся в школьные кружки, спортивные секции, курсы внеурочной деятельности.

Осуществление контроля и принятие мер в случае незанятости несовершеннолетних во внеурочное время

Классный руководитель

Постоянно

 

 

 

22

Пропаганда здорового образа жизни: - ежедневные зарядки для самых маленьких школьников «Движение – это жизнь!»;

- проведение Дня Здоровья (1-4 классы  организация пикника на школьном стадионе «В здоровом теле – здоровый дух»; 5-11 классы с выходом на природу «Туристский квест»;

- распространение через родительские чаты памяток «Вейпы опасны для здоровья», «Как предостеречь ребенка?»;

- распространение буклетов «VAPE: правда и ложь»;

- классные часы «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Умей сказать: «нет», «Вред табачного дыма»;

- спортивные соревнования «Здорово быть здоровым!»;

- беседа со старшеклассниками «НезависиМЫ»;

- лекция медицинского работника «Если хочешь быть здоров…»

Классный руководитель

Участники профгруппы медицинской и педагогической направленности

 

В течении года

 

 

 

Первая неделя сентября

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

Январь-февраль

 

 

 

 

 

Март

Апрель

23

Анализ работы за год.

Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

Планирование работы на следующий учебный год

Социальный педагог

Май, июнь

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ингольская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

Ингольская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

Раздел 1. Актуальность Аннотация

Раздел 1. Актуальность Аннотация

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды

Социальный педагог организовывает, а в некоторых случаях и проводит социально-психологическое тестирование, по которого принимает решение по дальнейшей работе

Социальный педагог организовывает, а в некоторых случаях и проводит социально-психологическое тестирование, по которого принимает решение по дальнейшей работе

Размещение на сайт школы информации мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений

Размещение на сайт школы информации мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений

Социальный педагог В течение года 13Контроль посещения школы, состояние здоровья, защита прав детейСоциальный педагог

Социальный педагог В течение года 13Контроль посещения школы, состояние здоровья, защита прав детейСоциальный педагог

Социальный педагог По мере необходимости 16Поддержание телефонной связи с родителями (законными представителями)

Социальный педагог По мере необходимости 16Поддержание телефонной связи с родителями (законными представителями)

Включение обучающихся в школьные кружки, спортивные секции, курсы внеурочной деятельности

Включение обучающихся в школьные кружки, спортивные секции, курсы внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024