Программа по раннему профориентированию в ЛДП "Светлый"
Оценка 4.6

Программа по раннему профориентированию в ЛДП "Светлый"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
другое
6 кл
28.04.2023
Программа по раннему профориентированию в ЛДП "Светлый"
Программа по раннему профориентированию "Все профессии важны" реализуется в лагере дневного прибывания "Светлый" на базе МАУДО "МЦДОД"
ЛДП прогр профориент.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

 

«Согласовано»

педагогическим советом

МАУДО «МЦДОД»

Протокол № ___ от ______  г.

«УТВЕРЖДАЮ»

 Директор МАУДОД «МЦДОД»

­­­__________­­­­­­____­­­­Тарануха О.Б.

     

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 социально-гуманитарной  направленности

«Все профессии важны»

                       для реализации в ЛДП «Светлый»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст учащихся: 6,5 - 10 лет

Срок реализации:1 смена

Автор-составитель:

Ермизина Г.И.

педагог дополнительного образования

 

                                                             

 

 

 

 

Оренбург, 2023 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I

Комплекс основных характеристик

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность программы

3

1.1.2

Актуальность, новизна

3

1.1.3

Отличительные особенности программы

4

1.1.4

Адресат программы

5

1.1.5

Объем и срок освоения программы

5

1.1.6

Формы обучения

5

1.1.7

Режим занятий.

6

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

7

1.3.1

Учебный план

8

1.3.2

Содержание учебного плана

8

1.4

Планируемые результаты

14

II

Комплекс организационно-педагогических условий

16

2.1

Календарный учебный график

16

2.2

Условия реализации программы

18

2.3

Формы аттестации

19

2.4

Оценочные материалы

20

2.5

Методические материалы

20

2.6

Список литературы

25

 

Приложения

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Комплекс основных характеристик

1.1.  Пояснительная записка

1.1.1 Направленность программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа                                  «Все профессии важны» предлагается к использованию в  условиях лагеря дневного пребывания «Светлый» на базе МАУДО «МЦДОД». Направленность программы – социально-гуманитарная.

Программа направлена на формирование начальных представлений о разных видах профессий в рамках ранней профориентации учащихся начальной школы в летний период.

Программа «Все профессии важны» разработана с учетом требований нормативно-правовых документов:

  .    Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 в последней действующей в 2019 году редакции от 02 декабря 2019 года, с изменениями и дополнениями вступившими в силу;

        .   Концепция развития доп.образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.№ 1726-р)

·                   Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.20г. №28 об утверждение санитарных правил СП2.4 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

·                   Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831);

·                   Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020г №533 "О внесении изменений в порядке организации и осуществления образовательной деятельности по доп.общеобразовательным программам".

·                   Приказ Минпросвещения РФ от 03.09.19г № 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем доп.образования детей".

·                   Закон Оренбургской области "Об образовании в Оренбургской области" от 06.09.2013 г №1698/506-v-03 с изменениями и дополнениями.

·                   Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»;

 

 

 

По цели обучения Программа является профориентированной.

По сроку реализации Программа является краткосрочной (1 смена).

По уровню реализации Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Уровень освоения – ознакомительная

Программа «Все профессии важны»  разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг детям 7-10 лет и предназначена для реализации в летний период в лагере дневного пребывания "Светлый" города Оренбурга  МАУДО "МЦДОД".

1.1.2 Актуальность программы

 

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. С раннего детства в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и других, основываясь на наблюдениях за взрослыми. Уже на этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Младший школьник нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.

 Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Благоприятными условиями для формирования ранней профориентации младших школьников является практическая деятельность.

Учитывая актуальность проблемы, была введена краткосрочная программа по ранней профориентации «Все профессии важны»  на базе ЛДП «Светлый».   

1.1.3 Отличительные особенности программы

Отличительная особенность данной программы заключаются в приобщении   детей начальной школы  к ранней профориентации через игровую и практическую деятельность, экскурсии.

Программа объединяет в себе: оздоровление детей, организацию их досуга, закрепление на практике теоретических сведений  о разных профессиях с учетом потребностей и склонностей подрастающего поколения.

Занятия по данной программе являются эффективными формами реализации воспитательной компоненты: гражданско-патриотического, здоровье сберегающего, нравственного и духовного направлений воспитания. Основополагающей в программе является педагогическая идея воспитания уважения и любви к природному и социокультурному наследию Оренбуржья.

 

 

1.1.4 Адресат программы

Программа рассчитана на детей 6,5 - 10 лет, отдыхающих в ЛДП «Светлый».

 

       1.1.5 Объём и сроки освоения программы

Объем и срок освоения программы: 1 смена, 21 час, по одному часу в день, 5 раз в неделю и 5 часов на проектную деятельность.  

1.1.6 Формы обучения

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Все профессии важны» осуществляется в очной форме. Основной формой организации деятельности является комбинированное занятие. При такой форме организации большее количество времени занимает практическая часть ( практические задания, игры)

 

 

 

 

 

 

1.1.7 Режим занятий

В процессе обучения используется очная форма проведения занятий. В рамках реализации деятельностного подхода организация творческой деятельности детей предполагает самостоятельную работу учащихся с учетом их интересов и склонностей к профессиональной деятельности.

Формы обучения:  учебное занятие, комбинированное занятие, занятие-игра, практическое занятие.

Занятия учебных групп проводятся 5 раз в неделю, продолжительность занятий – 1академический  час.

1.2. Цель и задачи

Цель :  ознакомление детей с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи :

Воспитывающие:

- способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда

- способствовать формированию нравственных  таких качеств у детей, как  доброта, взаимовыручка, внимательность, справедливость

Обучающие:

 - способствовать выявлению   у детей наклонностей, необходимых для реализации себя в выбранной в будущем профессии

 - формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии

- расширять  кругозор и осведомленность  младших школьников  о профессиях , их особенностях, назначением и важностью каждой из них.

 

Развивающие: 

- развивать познавательный  интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей младших школьников

 

 

 

 

 

 

1.3.    Содержание программы

1.3.1 Учебный план

 

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу.

1

 

 

Беседа

  1.1

«Труд в почете любой, мир профессий большой»  

1

0,10

0,50

2

«Путешествие в мир профессий»  

4

 

 

 

2.1

«Таинственное слово-профессия»

1

0,10

0,50

Беседа

загадки

  2.2

«Профессии, которые нас оберегают»

1

0,10

0,50

Беседа

  2.3

«Путешествие по музею»

 

1

0,10

0,50

Беседа

 2.4

« Профессия повар»

1

0,10

0,50

Беседа

  3.

«Играем в профессии»

9

 

 

 

3.1

Игровая программа «Курс молодого полицейского»

 

1

0,10

0,50

Беседа

3.2

Игровая  программа

 «Жить без улыбки - просто ошибка»

 

1

0,10

1,50

Беседа

3.3

Познавательная игра

«Мода- связь времен»

 

1

0,10

0,50

Беседа

3.4

«Деловая игра «Стань блогером»

1

0,10

0,50

Беседа

3.5

Игра - импровизация  по сказке

 «Кошкин дом»

 

1

0,10

0,50

Беседа

3.6

Игра по станциям  «Защитники земли Русской»

 

1

0,10

0,50

Беседа

3.7

Квест -игра «Золото сарматов»

 

1

0,10

0,50

Беседа

3.8

Игра по станциям «Вперед спасатели!»

 

1

0,10

0,50

Беседа

3.9

Игра по станциям «Есть такая профессия Родину защищать!»

 

1

0,10

0,50

Беседа

4.

Мастер-классы

7

 

 

 

4.1

Мастер-класс

«Делаем  мультфильм»

 

1

0,10

0,50

Беседа

4.2

Мастер-класс

Делаем  плакат

«Моя Родина-Россия»

 

1

0,10

0,50

Беседа

4.3

Мастер-класс

 «Первая помощь при ранах и царапинах»

 

1

0,10

0,50

Беседа

4.4

Мастер-класс

«Придумываем фруктово-ягодное мороженое»

 

1

0,10

0,50

Беседа

4.5

Мастер-класс

 «Эксперименты с красками»

 

1

0,10

1,50

Беседа

4.6

Мастер-класс

 « Детская гимнастика Ушу»

 

1

0,10

0,50

Беседа

4.7

Мастер-класс

 «Мы аниматоры»

1

0,10

0,50

Беседа

5.

Проектная деятельность

6

 

 

 

5.1

Мини-проект «Есть такая профессия Родину защищать!»

4

0,10

0,50

Защита

5.2

Мини-проект «Польза и вред мороженого»

2

0,10

0,50

Защита

6.

Итого:

27

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.2 Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу

Тема1. «Труд в почете любой, мир профессий большой»

Теория: Знакомство с обучающимися. Презентация программы обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии. Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь?

Практика: Тестирование детей ( «Тест «Знаешь ли ты профессии?» )

Форма контроля: опрос учащихся для закрепления пройденной темы. Контроль итогов тестирования.

Раздел 2. «Путешествие в мир профессий»  

Тема1. «Таинственное слово-профессия»

Теория: Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны». Понятие «Что такое профессия?»

Практика: Игра «Собери профессии по буквам»

Форма контроля: опрос учащихся для закрепления названий профессий через  загадки.

 

Тема2. «Профессии, которые нас оберегают».

Теория: Виды профессий: Охранник.  Полицейский.  Пожарный. Спасатель. Военный. Адвокат. Следователь. Разведчик. Лётчик. Водолаз. Качества личности в этих профессиях.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

 Практика:  Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания»

 Форма контроля: опрос учащихся для закрепления названий профессий

Тема3. «Путешествие по музею»

Теория: Беседа «Кто знакомит нас с историей, культурой обычаями?», стих «Кто такой экскурсовод?
Он экскурсии ведет
По музеям, городам.
Мир волшебный дарит нам…»

Проблемные вопросы: Зачем людям нужны экскурсии?
В какие места ты мечтал бы совершить экскурсии?
Что для экскурсовода важнее всего? (Знание предмета? Хорошая дикция?
Привлекательная внешность? Громкий голос? Умение рассказывать с вдохновением?)

Зачем людям нужны экскурсии?
В какие места ты мечтал бы совершить экскурсии?
Практика:
 Разыгрывание ситуации в парах:
Один участник экскурсовод должен убедить своего товарища, который не любит осматривать достопримечательности, в пользе экскурсии.

Форма контроля: опрос учащихся

Раздел 3. «Играем в профессии»

Тема1. Игровая программа «Курс молодого полицейского»

Теория: Понятие профессия полицейский.

 Практика: Составить словесный портрет полицейского, игровые детективные задания, составить фоторобот

Форма контроля: опрос учащихся

 

Тема2. Игровая  программа «Жить без улыбки – просто ошибка»

 Теория: Цирковые  профессии

Практика: Игры: «Клоун», «Заклинатели змеев», «Жонглеры», «Фокусник», Оркестр  «Кто, на чем горазд ».

Форма контроля: опрос учащихся

 

Тема3. Познавательная игра «Мода- связь времен»

Теория: Викторина «Мода и модельеры». Загадки про одежду. Понятие мода и модельер. Игра «Стильный ликбез».

Практика: Игра – «Лото» « Исторические стили в одежде», «Собери стильное платье»

Форма контроля: игра по терминологии о моде

 

Тема4. «Деловая игра «Стань блогером»

Теория: Блогер - это профессия будущего. Азбука Блогера.

Практика: Игра в парах «Составь свой  Блог»

Форма контроля: опрос учащихся

 

Тема5. Игра – импровизация  по сказке «Кошкин дом»

Теория: Беседа «Кто такие актеры?». Чтение стихотворения Самуила Маршака «Кошкин дом».

Практика: Упражнения- разминки по актерскому мастерству. Распределение ролей. Самостоятельное творчество по сказке «Кошкин дом»

Форма контроля: Творческие задания

 

Тема6. Игра по станциям  «Защитники земли Русской»

Теория: Игра - разминка  о великих русских полководцах  «Смекалистые и находчивые».

Практика: Игра «Меткие стрелки». « Переправа через болото». « Переход через минное поле». «Собери пословицу».

Форма контроля: игровые задания

 

Тема7. Квест –игра «Золото сарматов»

Теория: Беседа «Кто такие археологи?». Древние воины-кочевники и их золотые коллекции.

Сарматы – это воинственные кочевники. Коллекция сокровищ «сарматских вождей» в «Золотой кладовой» Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Виртуальная экскурсия в губернаторский историко-краеведческий музей.

Практика: Игра «Собери названия к экспонатам». Игра «По следу сарматов».

Форма контроля: игровые задания

 

Тема8. Игра по станциям «Вперед спасатели!»

Теория: Экспресс-опрос «Какие способы добывания огня вам известны». Задание  «Что важнее?». Викторина по пожарному делу.

Практика: Эстафета «Пожарные на учении»:

Форма контроля: игровые задания

 

Тема9. Игра по станциям «Есть такая профессия Родину защищать!»

Теория: викторина «Герои России в ВОВ»

Практика: Игры-эстафеты - «Донесение», «Переправа». Игра»Шифровка».

Форма контроля: игровые задания

 

Раздел 4. Мастер-классы

Тема1. Мастер-класс «Делаем  мультфильм»

Теория: Приемы техники «Передвижной анимации»

Практика: практические упражнения

Форма контроля: беседа с детьми

 

Тема2. Мастер-класс «Делаем  плакат «Моя Родина-Россия»

Теория: Приемы выполнения в технике коллаж

Практика: практические упражнения

Форма контроля: беседа с детьми

 

Тема3. Мастер-класс «Первая помощь при ранах и царапинах»

Теория: Правила обработки раны и царапин

Практика: практические задания

Форма контроля: беседа с детьми

 

Тема4. Мастер-класс «Придумываем фруктово-ягодное мороженое»

Теория: Рецепты и названия разных видов мороженого. Алгоритм приготовления мороженого.

Практика: практические здания

Форма контроля: беседа с детьми

 

Тема5. Мастер-класс «Эксперименты с красками»

Теория: Последовательность  выполнения опыта «Вулкан» и  «Лед и соль»

Практика: практические задания

Форма контроля: беседа с детьми

 

Тема6. Мастер-класс« Детская гимнастика Ушу»

Теория: Виды упражнений и техника их выполнения

Практика: практические задания

Форма контроля: беседа с детьми

 

Тема7. Мастер-класс «Мы аниматоры»

Теория:  Кто такие аниматоры. Знание содержания организационных  и музыкальных  игр: «Моль», «Глава-рамено», «Обсерватория», «У оленя дом большой» и др.

Практика: практическое проведение игр в подгруппе

Форма контроля: беседа с детьми

 

Раздел5. Проектная деятельность.

Тема1. Мини-проект «Есть такая профессия Родину защищать!»

Теория:  выполнение содержания всех этапов проекта

Практика: защита

 

Тема2.       Мини-проект «Польза и вред мороженого»

Теория:  выполнение содержания всех этапов проекта

Практика:защита

 

 

 

1.4. Планируемые результаты

 Личностные результаты:

У учащихся  будут сформированы:

·                     положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

·                     осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

·                     умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У учащихся  могут быть сформированы:

·                     стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать  затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

·                     стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·                   Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.     

·                   Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·                   Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

·                   Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·                   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

·                   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

·                   Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·                   Слушать и понимать речь других.

·                   Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

·                   Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·                   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

   

 

            Предметные результаты:

Знает:

·                     Основные сферы профессиональной деятельности человека;

·                     Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

·                     Предприятия и учреждения населенного пункта, района;

·                     Основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

·                     Оперировать основными понятиями и категориями;

·                     Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

·                     Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;

·                     Выполнять учебные проекты.

 

 

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

* наличие учебного кабинета со столами, стульями по росту детей, магнитной доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов (в соответствии с ГОСТ): компьютер, принтер, музыкальный центр.

* наглядный и дидактический материал:

Иллюстрации с изображением людей разных профессий в деятельности, а так же предметов их деятельности.

* наличие компьютера с возможностью выхода в Интернет;

  Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

2.2.2. Информационное обеспечение. Включает аудио-, видео-, фото, интернет источники по программе, презентации по темам занятий, видеофильмы, тесты, загадки, пазлы, кроссворды и викторины, учебные карточки с заданиями.

          2.2.3.Кадровые условия реализации программы

Кадровое обеспечение: начальник лагеря, два воспитателя, руководитель творческого объединения, руководитель спортивного объединения, технический персонал.

Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

§   начальник лагеря

§   воспитатели

Кураторы отрядов:

§   воспитатели отрядов (из числа педагогов центра);

Руководители творческих мастерских

§   из числа воспитателей

2. Методические условия предусматривают:

§   наличие необходимой документации, программы, плана;

§   проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

§   коллективные творческие дела;

§   творческие мастерские;

§   индивидуальная работа;

§   тренинги;

 

 

2.3. Формы аттестации

Изучение эффективности реализации Программы осуществляется в процессе мониторинга. Он включает изучение степени достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Методическим условием при выборе формы аттестации для учащихся является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации должна учитывать возраст учащихся, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

 В зависимости от видов деятельности, педагогом выбираются формы аттестации:

- устный контроль;

- наблюдение;

- игра;

- творческие самостоятельные работы;

- практические задания;

Формы отслеживания образовательных результатов помогают реализовать следующие методы:

- Методы устного контроля

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (рассказ) или вопросно-ответная форма (беседа);

- Методы практического контроля

Выполнение практических работ является эффективным способом проверки знаний, умений и навыков. Имеется в виду, прежде всего создание какого-либо продукта (игрушек, сувениров из ткани, фетра, пряжи и др.).

- Метод наблюдения

Данный метод используется при текущем контроле знаний.

Наблюдение - древняя неизменная, простая и одновременно сложная, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающих событий жизни детей (педагогов).

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот, что важно:

-  наблюдают отношения – не действия;

-  этот метод позволяет педагогу составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

- Просмотр выставочных работ:

учащийся вместе с педагогом готовит выставку своих работ, а потом представляет их, рассказывая, что он нарисовал.

При выборе форм аттестации педагог должен остановиться на той, которая была бы интересной и увлекательной для учащихся.  Здесь подойдут самые различные формы: игра, конкурс мастерства, викторина и т.п.

 

 

 

2.4    Оценочные материалы

 

 

№п/п

Критерии   оценки

Показатели уровня развития

Методики диагностики

1.

Личностный

результат

Ценностное отношение к себе, сверстнику, взрослому, к народной культуре, к результатам своего труда.

2. Устойчивая мотивация к изучению новых видов прикладного творчества  многонационального Оренбуржья;

3. Дифференцированное оценивание своих способностей в декоративно-прикладном творчестве.

4.Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.

Диагностика

Коммуникативных

способностей

Ю.В.Филипповой.

(Приложение 1)

2.

Метапредметный

результат

 

интерес детей к профессиям, роду занятий

мотивы их выбора.

Методика «Кем быть?»

 

 

 

выявить наиболее популярные занятия у обучающихся

Методика «Мое любимое дело»

 

 

 

 

 

            2.5.   Методические материалы

 

Учебное занятие можно проводить как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов .

Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от задач, поставленных при изучении темы. Выбор метода определяется также с учетом возможностей обучающихся, специфики изучения данного образовательного предмета, направления деятельности, возможностей материально-технической базы.

При реализации программы используются различные методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1. Словесные (устное изложение, беседа, анализ текста).

2. Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, работа по образцу).

3. Практические (тренинг, лабораторные работы, вокально-тренировочные упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно - иллюстративные (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные (в этом случае дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично - поисковые (дети участвуют в коллективном поиске).

4. Исследовательские (дети овладевают методами научного познания, самостоятельной работы).

Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся:

 1. Информационно - рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение. (Педагог ставит перед детьми проблему и сам ее решает, при этом показывая ход своих мыслей и рассуждений.)

4. Частично - поисковый / эвристический.

5. Исследовательский.

При проектировании учебного занятия педагогу необходимо придерживаться одной из существующих классификаций методов обучения.

Главное место в работе с дошкольниками отводится игре, т.к игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности. Элементы игры присутствуют и при объяснении нового материала, и при закреплении.

Формы организации образовательного процесса

 

В процессе обучения используются следующие формы организации образовательного процесса:

Групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений;

Индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, педагог может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого воспитанника;

Фронтальная форма обучения позволяет педагогу одновременно контролировать выполнение задания всеми воспитанниками, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.

Участие в творческих конкурсах, выставках.

Формы организации учебного занятия

Занятия  по ранней профориентации учащихся проводятся, используя  в разные формы:

·                     беседы;

·                     игровые занятия;

·                     экскурсии;

·                     викторины;

·                     конкурсы;

·                     встречи с людьми интересных профессий;

·                     поисковая, исследовательская деятельность

·                     дискуссии

·                     конкурсы

 

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

·                     Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

·                     Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

·                     В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

·                     Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.

 

 

Педагогические технологии

технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Одно из главных условий успеха в работе с обучающимися - это индивидуальный подход. Учитываются возможности и способности каждого ребенка. Также важен и принцип обучения и воспитания в коллективе, поэтому на занятиях используется сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Непременным условием является самоутверждение обучающегося в достижении им конечного результата деятельности, самостоятельное решение и усвоение учебного материала.

Алгоритм учебного занятия

I. Вводная часть.

- создание атмосферы эмоционального  восприятия предмета или явления, предложенного для изображения;

-введение в тему;

- игровая мотивация;

Физкультминутка.

II.Основная часть.

-создание проблемно-поисковой ситуации;

- «открытие» нового способа действия;

-самостоятельная работа детей;

- индивидуальная работа с детьми.

III. Заключительная часть.

-рефлексия(Какие чувства ты испытывал во время работы? Что понравилось? Что было трудным? Что больше всего запомнилось?).

- Что ты сделал, чтобы получилась работа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Список литературы

 

 

1. Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС [Электронный ресурс]: Planeta-kniga.ru. – URL: http://www.planeta-kniga.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole-po-fgos.html.

2. Антоненко А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» // Начальная школа. – 1996. – № 4. – С. 48-59.

3. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.

4. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. // Начальная школа. – 2002. –№ 12. – С. 40–43.

5. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Л.А. Йовайша. – М.: Педагогика, 1983. – 129 с.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию /Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Анкета для родителей

«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

 Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

1.      Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2.      Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.

3.      Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.

4.      Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5.      У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6.      Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.

7.      Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

8.      Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9.      Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.

10.  Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.

11.  Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).

12.  Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.

13.  Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.

14.  Я знаю, какие учебные предметы больше всего  нравятся моему ребенку, а какие нет.

15.  Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.

16.  Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» - 3,5,6,9,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах 12-16 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

0-3 баллов -  у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

 

 

Методика «Кем быть?»

     Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

            Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:

*       классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),

*       классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),

*       сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),  влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в  адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…»

(тестирование).

Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

Подобные дописываемые тезисы помогут выявить  определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»  

Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть  (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать  о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.

При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание,  насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты» профессии.

 

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.  Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

1.        Твои любимые занятия.

2.        Что ты любишь делать больше всего?

3.        Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни  подходящие тебе действия:

а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать  с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.; е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать.

з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ____________________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» «Согласовано» педагогическим советом

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» «Согласовано» педагогическим советом

СОДЕРЖАНИЕ I Комплекс основных характеристик 1

СОДЕРЖАНИЕ I Комплекс основных характеристик 1

I . Комплекс основных характеристик 1

I . Комплекс основных характеристик 1

По цели обучения Программа является профориентированной

По цели обучения Программа является профориентированной

Учитывая актуальность проблемы, была введена краткосрочная программа по ранней профориентации «Все профессии важны» на базе

Учитывая актуальность проблемы, была введена краткосрочная программа по ранней профориентации «Все профессии важны» на базе

Режим занятий В процессе обучения используется очная форма проведения занятий

Режим занятий В процессе обучения используется очная форма проведения занятий

Содержание программы 1.3.1

Содержание программы 1.3.1

Игра по станциям «Есть такая профессия

Игра по станциям «Есть такая профессия

Содержание программы Раздел 1

Содержание программы Раздел 1

Зачем людям нужны экскурсии?

Зачем людям нужны экскурсии?

Теория: Игра - разминка о великих русских полководцах «Смекалистые и находчивые»

Теория: Игра - разминка о великих русских полководцах «Смекалистые и находчивые»

Тема3. Мастер-класс «Первая помощь при ранах и царапинах»

Тема3. Мастер-класс «Первая помощь при ранах и царапинах»

Планируемые результаты Личностные результаты:

Планируемые результаты Личностные результаты:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью…

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью…

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Формы аттестации Изучение эффективности реализации

Формы аттестации Изучение эффективности реализации

Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости

Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости

Методические материалы Учебное занятие можно проводить как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов

Методические материалы Учебное занятие можно проводить как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов

В процессе обучения используются следующие формы организации образовательного процесса:

В процессе обучения используются следующие формы организации образовательного процесса:

Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся

Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся

Список литературы 1. Внеурочная деятельность в начальной школе по

Список литературы 1. Внеурочная деятельность в начальной школе по

Приложение Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Приложение Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания

Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания

СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам), сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то…

СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам), сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то…

Что ты любишь делать больше всего? 2

Что ты любишь делать больше всего? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2023