ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ подготовительный класс

  • docx
  • 26.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа 0 класс.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48  г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

 

 

 

        Принято                                                                                                                                                    Утверждаю

 

педсоветом                                                                                                                                                 Директор______________Р.И. Маетная

Протокол №___от_________20                                                                                                                 Приказ от_________20    г.  №___

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

подготовительный класс

                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для подготовительного класса составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под ред. К. Г. Коровина, Москва,  «Просвещение», 2006г.

Программа адаптирована с учетом психофизических особенностей обучающихся и рассчитана на 3 часа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения в неделю.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие речевого слуха; создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи; формирование фонетически внятной, членораздельной устной речи, доступной пониманию окружающих.

 

ЗАДАЧИ:

-        развивать остаточный и сниженный слух;

-        формировать речевые средства коммуникации;

-        формировать умение воспринимать на слух знакомые по значению слова и фразы, небольшие тексты (из 3-4 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников;

-        формировать произносительные навыки обучающихся;

-        формировать навык соблюдения в речи словесного ударения, правильной интонации, темпа и слитности.

 

Программный речевой материал по РСВ условно разбит на разделы:

-        речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности;

-        речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

-        тексты.

Программный речевой материал по формированию произношения состоит из разделов:

-  речевое дыхание;

-  голос;

-  звуки и их сочетания;

- слово;

- фраза.

Речевой материал, подбираемый сурдопедагогом для восприятия на слух в соответствии с темами рабочей программы, отвечает задаче формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит смысловые единицы: слова, словосочетания, фразы, тексты, наиболее употребительные в школьных и бытовых условиях, а также способствующие формированию коммуникативной функции речи на первоначальном этапе обучения.

При организации индивидуальных занятий учитывается степень снижения слуха и структура дефекта. В зависимости от слуховых возможностей, уровня речевого развития и структуры нарушения учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, изменить объем предлагаемого речевого материала.

Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности  с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком обучающимся по значению. Работа над словом предусматривает как точное его воспроизведение по образцу, так и приближенное, с использованием допустимых звуковых замен.

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

 

·         Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для подготовительного класса школы слабослышащих.  М.: Просвещение, 1993 г.;

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

 

  • Программа и примерный речевой материал по РСВ для подготовительного класса школы слабослышащих и позднооглохших детей. Составитель Маргевич В.И., 2000 г.;
  • Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2004 г.;
  • Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001 г.;
  • Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990 г.;
  • Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963 г.;
  • Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. СПб.: КАРО, 2005 г;
  • Сурдопедагогика /Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004 г.
  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Обучающиеся к концу подготовительного класса должны уметь:

  • воспринимать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры (учащиеся III степени тугоухости) и с индивидуальными слуховыми аппаратами (учащиеся I, II степени тугоухости), а так же без аппаратуры  речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) разговорно-обиходного характера и относящийся к  учебной деятельности обучающихся;
  • воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 0,5-0,7м(обучающиеся со II степенью тугоухости), 0,2-0,3м (обучающиеся с III степенью тугоухости); б) с аппаратами на расстоянии не менее 1м (обучающиеся со II степенью тугоухости), 0.5 (обучающиеся с III степенью тугоухости);
  • воспринимать на слух с помощью стационарной аппаратуры тексты (из  3-4 простых предложений), содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии – тексты описательного характера.

 

 

 

 

№ п\п

Содержательные линии по РСВ

Коррекционно-развивающие задачи

I

Материал обиходно-разговорного характера, фразы, организующие учебную деятельность:

·         восприятие вопросов, просьб, поручений, связанных с организацией работы на занятии;

·         восприятие фраз, выраженных различными словосочетаниями;

 

Учить соотносить воспринятый речевой материал с действием, предметом, картинкой..

 

Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

 

Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.

 

 

Формировать коммуникативную функцию речи.

 

 

II

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин:

  • восприятие поручений;
  • восприятие слов. Словосочетаний. фраз;

 

III

Связные тексты:

·         восприятие целиком

  • восприятие предложений;
  • восприятие вопросов и заданий;

 

 

 

 

 

 

№ п\п

Содержательные линии по ФП

Коррекционно-развивающие задачи

I

Работа над звуками и их сочетаниями:

  • постановка звуков;
  • автоматизация звуков;
  • дифференциация гласных звуков;
  • дифференциация согласных звуков.

 

 

 

 

 

 

Развивать, уточнять и совершенствовать основные движения органов речи.

 

Развивать тактильно-вибрационные ощущения.

 

Учить правильно воспроизводить звуки речи.

 

Учить приближенному произнесению слов, включающих ещё не усвоенные звуки, используя допустимые звуковые замены.

 

II

Работа над интонацией:

  • слитность и речевое дыхание;
  • темп;
  • пауза;
  • голос;
  • интонация повествовательного предложения;
  • интонация вопросительного предложения.

 

 

Развивать речевое дыхание.

 

Учить различать и воспроизводить ритмы.

 

Обучать слитному произношению слов.

 

 

Формировать умение изменять силу, высоту и громкость  голоса.

 

Учить воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию.

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по РСВ

I четверть

Содержание работы

Сроки

Содержание работы по ФП

1.

I. Обследование слуха (определение слуховых возможностей обучающихся на основе реакции на неречевые звуки: барабан, свисток, колокольчик).

II. Речевой материал обиходно – разговорной речи; поручения, связанные с организацией учебной деятельности; вопросы автобиографического характера.

 

I неделя

 

Проверка состояния устной речи.

Обследование звукопроизношения.

Формирование правильного произношения звука а

Работа над речевым дыханием: 2-4 слога.

Работа над голосом: громко-тихо.

Ударение в двусложных словах.

2.

I. Определение слуховых возможностей обучающихся с помощью речи (шепот, голос разговорной громкости, крик).

II 1) Речевой материал обиходно – разговорной речи: поручения к началу/окончанию занятия.

    2) Тема: «Класс» (слова, поручения).

II неделя

 

Формирование правильного произношения звука о

Работа над речевым дыханием.

Работа над голосом: громко-тихо.

Правило орфоэпии: безударное о.

3.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о классе).

II. 1) Тема: «Учебные вещи» (словарь, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

III неделя

 

Формирование правильного произношения звука у

Работа над речевым дыханием.

Правило орфоэпии: безударное о.

4.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня – время года, месяц; поручения по организации учебной деятельности).

II. 1) Тема: «Игрушки» (словарь, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

IV неделя

 

Формирование правильного произношения звука у

Работа над речевым дыханием.

Вопросительная интонация.

Правило орфоэпии: безударное о.

5.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, просьбы, связанные с организацией учебной деятельности).

II 1) Тема: «Посуда» (словарь, фразы, поручения).

    2) Речевой материал по математике.

V неделя

 

Формирование правильного произношения звука э

Работа над речевым дыханием.

Вопросительная интонация.

Работа над диалогом: «Знакомство»

6.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года; о классе; поручения).

II 1) Тема: «Продукты» (словарь, фразы, поручения).

    2) Речевой материал по математике (верх – низ).

VI неделя

 

Формирование правильного произношения звука и

Работа над речевым дыханием и темпом.

Вопросительная интонация.

 

7.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (автобиографические вопросы; поручения, связанные с организацией учебной деятельности).

II. 1) Тема: «Дикие и домашние животные» (словарь, предложения, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

VII неделя

 

Формирование правильного произношения звука п

Ударение в трехсложных словах.

Вопросительная интонация.

Правило орфоэпии: звонкая согласная на конце слов.

 

8.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу/окончанию занятия; времена года).

II. 1) Тема: «Фрукты» (словарь, предложения, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

VIII неделя

 

Формирование правильного произношения звука т

Ударение в трехсложных словах.

Вопросительная интонация.

Правило орфоэпии: звонкая согласная на конце слов.

 

9.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (приветствие, прощание; дежурство в классе).

II. 1) Тема: «Овощи» (словарь, предложения, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

II. Текст «Класс».

IX неделя

 

Формирование правильного произношения звука к

Ударение в трехсложных словах.

Вопросительная интонация.

Правило орфоэпии: безударная о

 

 

II четверть

 

1.

I.Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы автобиографического характера; о классе: ФИО учителей, воспитателя, обучающихся).

Диалог по теме «Класс».

II 1) Тема: «Осень» (словарь, предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по математике.

 

I неделя

 

Формирование правильного произношения звука к

Вопросительная интонация.

Правило орфоэпии: безударная о

Выразительное чтение текста: «На уроке».

 

2.

 

I.Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с организацией учебной деятельности; вопросы о семье).

Диалог по теме «Класс».

II. 1) Тема: «Школа» (словарь, предложения, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

 

II неделя

 

Формирование правильного произношения звука м

Работа над речевым дыханием и темпом.

Правило орфоэпии: безударная о

Повествовательная интонация.

 

3.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о школе, классе; поручения).

II. 1) Тема: «Режим дня школьника» (предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по математике.

III неделя

 

Формирование правильного произношения звука м

Работа над речевым дыханием и темпом.

Правило орфоэпии: безударная о

Работа над диалогом.

4.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня: время года, месяц, день недели).

Диалог по теме «Игрушки».

II. 1) Тема: «Семья» (словарь, предложения, вопросы).

     2) Речевой материал по математике.

IV неделя

 

Формирование правильного произношения звука н

Работа над ударением.

Дифференциация звуков: м-н

Выразительное чтение текста.

 

5.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (этикет; вопросы об учащихся класса, о дежурстве).

II. 1) Тема: «Мебель» (словарь, поручения).

    2) Речевой материал по математике.

III. Текст «В умывальной».

V неделя

 

Формирование правильного произношения звука л

Правило орфоэпии: безударное о

Вопросительная интонация.

Работа над диалогом.

 

6.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с организацией учебной деятельности; вопросы о классе).

II. 1) Тема: «Одежда. Обувь» (словарь, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

VI неделя

 

Формирование правильного произношения звука л

Правило орфоэпии: безударное о

Дифференциация звуков л-н

Работа над диалогом.

 

7.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года, месяцах, днях недели; поручения).

II. 1) Тема: «Зима» (словарь, предложения, вопросы). Тема: «На ёлке». (словарь, словосочетания, предложения).

     2) Речевой материал по математике.

III. Текст «Школа».

VII неделя

 

Формирование правильного произношения звука ф

Работа над  речевым дыханием.

Правило орфоэпии: звонкая согласная в словах с предлогами.

 

 

 

 

III четверть

 

1.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня; поручения, связанные с организацией учебной деятельности).

II. 1) Тема: «Зимние каникулы» (предложения, вопросы).

     2) Речевой материал по РР (выполнение поручений с отчетом с глаголами: дай, положи, возьми, читай, рисуй, пиши).

     3) Речевой материал по математике.

 

I неделя

 

Формирование правильного произношения звука в

Работа над  ударением.

Вопросительная интонация.

Выразительное чтение текста.

 

 

2.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения; автобиографические вопросы; о школе).

II. 1) Тема: «Зимние забавы» (словарь, предложения, вопросы).

     2) Речевой материал по РР: слова, обозначающие действие (читает, пишет, ловит, сидит, стоит, бежит, идет).

     3) Речевой материал по математике.

II неделя

 

Формирование правильного произношения звука в

Работа над  ударением.

Повествовательная интонация.

Дифференциация звуков: в-ф

 

 

3.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о классе; о временах года).

II. 1) Тема: «Забота о птицах» (словарь, поручения).

     2) Речевой материал по РР (глаголы: ест, пьет, режет).

     3) Речевой материал по математике (примеры).

III неделя

 

Формирование правильного произношения звука й

Работа над  темпом.

Вопросительная  интонация.

Работа над диалогом.

 

 

4.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о погоде, временах года, месяцах, днях недели; поручения, связанные с организацией учебной деятельности).

II. 1) Диалог по теме «Фрукты».

     2) Речевой материал по РР (кто? что?).

     3) Речевой материал по математике (сравнение чисел).

IV неделя

 

Формирование правильного произношения йотированного звука я

Работа над  ударением.

Вопросительная  интонация.

Работа над диалогом.

 

 

6.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о школе и городе, где мы учимся; поручения по организации учебной деятельности).

II. 1) Тема: «Улица» (словарь, предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по РР (кто? что делает?).

    3) Речевой материал по математике.

VI неделя

 

Формирование правильного произношения йотированного звука ё

Работа над  ударением.

Вопросительная  интонация.

Правило орфоэпии: звонкая согласная на конце слова.

 

 

7.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года, погоде; дни недели; о классе; поручения).

II. 1) Тема: «Части тела человека» (словарь, поручения).

    2) Речевой материал по РР: диалог на тему «Овощи».

    3) Речевой материал по математике.

VII неделя

 

 

Формирование правильного произношения йотированного звука ю

Работа над  ударением.

Вопросительная  интонация.

Работа над диалогом.

 

 

8.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о классе, дежурстве; времена года, дни недели; поручения по организации учебной деятельности).

II. 1) Тема: «Праздник» (словарь, предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по РР (диалог «Знакомство с куклой»).

    3) Речевой материал по математике.

VIII неделя

 

Формирование правильного произношения йотированного звука е

Словесное ударение.

Вопросительная  интонация.

Выразительное чтение текста.

 

 

9.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (времена года; дни недели; вопросы к началу/окончанию занятия; поручения).

II. 1) Тема: «Весна» (словарь, предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по математике.

III. Текст «Восьмое марта».

 

IX неделя

 

Формирование правильного произношения  звука с

Словесное ударение.

Вопросительная  интонация.

Правило орфоэпии: двойные согласные.

 

 

IV четверть

 

1.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (дни недели, число; поручения).

II. 1) Тема: «Весенние каникулы» (предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по математике.

III. Текст «Весна».

 

I неделя

 

Формирование правильного произношения  звука ш

Слитность и речевое дыхание.

Вопросительная  интонация.

Правило орфоэпии: безударная гласная о

 

 

2.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня; о дежурстве, о классе).

II. 1) Тема: «Работа весной» (словарь, предложения, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

III. Текст «Семья».

II неделя

 

Формирование правильного произношения  звука ш

Слитность и речевое дыхание.

Дифференциация звуков с-ш

Правило орфоэпии: безударная гласная о

 

 

3.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о погоде; времена года; поручения).

II. 1) Тема: «Профессии» (словарь, предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по РР (выполнение поручений с отчетом).

   3) Речевой материал по математике.

III неделя

 

Формирование правильного произношения  звука х

Слитность и речевое дыхание.

Правило орфоэпии: безударная гласная о.

Выразительное чтение текста.

 

 

4.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с началом/окончанием занятия; автобиографические вопросы).

II. 1) Тема: «Зоопарк» (словарь, поручения, вопросы).

    2) Речевой материал по математике.

 

 

IV неделя

 

Формирование правильного произношения  звука з

Слитность и речевое дыхание.

Правило орфоэпии: безударная гласная о.

Работа над диалогом.

 

 

5.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о днях недели; поручения).

II. 1) Тема: «Транспорт» (словарь, поручения).

     2) Речевой материал по математике.

III. Текст «В парке».

V неделя

 

Формирование правильного произношения  звука з

Слитность и речевое дыхание.

Правило орфоэпии: безударная гласная о.

Дифференциация звуков с-з

 

 

6.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (времена года, месяцы; поручения к окончанию занятия, связанные с учебной деятельностью).

II. 1) Тема: «Можно - нельзя» (словарь, предложения).

     2) Речевой материал по математике.

III. Текст «Дежурные».

VI неделя

 

Формирование правильного произношения  звука ж

Интонация вопросительного предложения.

Дифференциация ш-ж

Выразительное чтение текста.

 

 

7.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с учебной деятельностью; вопросы о классе, городе).

II. 1) Тема: «Растения леса» (словарь, предложения).

     2) Речевой материал по РР.

     3) Речевой материал по математике.

VII неделя

 

Формирование правильного произношения  звука р

Правило орфоэпии: безударная гласная о.

Выразительное чтение текста.

 

 

8.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года; признаки лета, летние месяцы; поручения, связанные с организацией учебной деятельности).

II. 1) Тема: «Лето» (словарь, предложения, вопросы).

     2) Речевой материал по РР.

     3) Речевой материал по математике (геометрические фигуры).

 

VIII неделя

 

Формирование правильного произношения  звука б

Словесное ударение.

Дифференциация звуков б-п

Выразительное чтение текста.

 

 

9.

I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения к началу/окончанию урока; вопросы о семье, классе, школе).

II. 1) Тема: «Летние каникулы» (предложения, вопросы).

    2) Речевой материал по математике.

III. Текст «Летом».

IX неделя

 

Формирование правильного произношения  звука д

Слитность и речевое дыхание.

Дифференциация звуков д-т

Работа над диалогом.