ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Принято Утверждаю
педсоветом Директор______________Р.И. Маетная
Протокол №___от_________20 Приказ от_________20 г. №___
ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
подготовительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для подготовительного класса составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под ред. К. Г. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006г.
Программа адаптирована с учетом психофизических особенностей обучающихся и рассчитана на 3 часа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения в неделю.
ЦЕЛЬ: формирование и развитие речевого слуха; создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи; формирование фонетически внятной, членораздельной устной речи, доступной пониманию окружающих.
ЗАДАЧИ:
- развивать остаточный и сниженный слух;
- формировать речевые средства коммуникации;
- формировать умение воспринимать на слух знакомые по значению слова и фразы, небольшие тексты (из 3-4 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников;
- формировать произносительные навыки обучающихся;
- формировать навык соблюдения в речи словесного ударения, правильной интонации, темпа и слитности.
Программный речевой материал по РСВ условно разбит на разделы:
- речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
Программный речевой материал по формированию произношения состоит из разделов:
- речевое дыхание;
- голос;
- звуки и их сочетания;
- слово;
- фраза.
Речевой материал, подбираемый сурдопедагогом для восприятия на слух в соответствии с темами рабочей программы, отвечает задаче формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит смысловые единицы: слова, словосочетания, фразы, тексты, наиболее употребительные в школьных и бытовых условиях, а также способствующие формированию коммуникативной функции речи на первоначальном этапе обучения.
При организации индивидуальных занятий учитывается степень снижения слуха и структура дефекта. В зависимости от слуховых возможностей, уровня речевого развития и структуры нарушения учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, изменить объем предлагаемого речевого материала.
Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком обучающимся по значению. Работа над словом предусматривает как точное его воспроизведение по образцу, так и приближенное, с использованием допустимых звуковых замен.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
· Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для подготовительного класса школы слабослышащих. М.: Просвещение, 1993 г.;
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Обучающиеся к концу подготовительного класса должны уметь:
№ п\п |
Содержательные линии по РСВ |
Коррекционно-развивающие задачи |
I |
Материал обиходно-разговорного характера, фразы, организующие учебную деятельность: · восприятие вопросов, просьб, поручений, связанных с организацией работы на занятии; · восприятие фраз, выраженных различными словосочетаниями;
|
Учить соотносить воспринятый речевой материал с действием, предметом, картинкой..
Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.
Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.
Формировать коммуникативную функцию речи.
|
II |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин:
|
|
III |
Связные тексты: · восприятие целиком
|
№ п\п |
Содержательные линии по ФП |
Коррекционно-развивающие задачи |
I |
Работа над звуками и их сочетаниями:
|
Развивать, уточнять и совершенствовать основные движения органов речи.
Развивать тактильно-вибрационные ощущения.
Учить правильно воспроизводить звуки речи.
Учить приближенному произнесению слов, включающих ещё не усвоенные звуки, используя допустимые звуковые замены.
|
II |
Работа над интонацией:
|
Развивать речевое дыхание.
Учить различать и воспроизводить ритмы.
Обучать слитному произношению слов.
Формировать умение изменять силу, высоту и громкость голоса.
Учить воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию.
|
Календарно – тематическое планирование по РСВ
I четверть |
|||
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Содержание работы по ФП |
1. |
I. Обследование слуха (определение слуховых возможностей обучающихся на основе реакции на неречевые звуки: барабан, свисток, колокольчик). II. Речевой материал обиходно – разговорной речи; поручения, связанные с организацией учебной деятельности; вопросы автобиографического характера. |
I неделя
|
Проверка состояния устной речи. Обследование звукопроизношения. Формирование правильного произношения звука а Работа над речевым дыханием: 2-4 слога. Работа над голосом: громко-тихо. Ударение в двусложных словах. |
2. |
I. Определение слуховых возможностей обучающихся с помощью речи (шепот, голос разговорной громкости, крик). II 1) Речевой материал обиходно – разговорной речи: поручения к началу/окончанию занятия. 2) Тема: «Класс» (слова, поручения). |
II неделя
|
Формирование правильного произношения звука о Работа над речевым дыханием. Работа над голосом: громко-тихо. Правило орфоэпии: безударное о. |
3. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о классе). II. 1) Тема: «Учебные вещи» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по математике. |
III неделя
|
Формирование правильного произношения звука у Работа над речевым дыханием. Правило орфоэпии: безударное о. |
4. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня – время года, месяц; поручения по организации учебной деятельности). II. 1) Тема: «Игрушки» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по математике. |
IV неделя
|
Формирование правильного произношения звука у Работа над речевым дыханием. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: безударное о. |
5. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, просьбы, связанные с организацией учебной деятельности). II 1) Тема: «Посуда» (словарь, фразы, поручения). 2) Речевой материал по математике. |
V неделя
|
Формирование правильного произношения звука э Работа над речевым дыханием. Вопросительная интонация. Работа над диалогом: «Знакомство» |
6. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года; о классе; поручения). II 1) Тема: «Продукты» (словарь, фразы, поручения). 2) Речевой материал по математике (верх – низ). |
VI неделя
|
Формирование правильного произношения звука и Работа над речевым дыханием и темпом. Вопросительная интонация.
|
7. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (автобиографические вопросы; поручения, связанные с организацией учебной деятельности). II. 1) Тема: «Дикие и домашние животные» (словарь, предложения, поручения). 2) Речевой материал по математике. |
VII неделя
|
Формирование правильного произношения звука п Ударение в трехсложных словах. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: звонкая согласная на конце слов.
|
8. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу/окончанию занятия; времена года). II. 1) Тема: «Фрукты» (словарь, предложения, поручения). 2) Речевой материал по математике. |
VIII неделя
|
Формирование правильного произношения звука т Ударение в трехсложных словах. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: звонкая согласная на конце слов.
|
9. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (приветствие, прощание; дежурство в классе). II. 1) Тема: «Овощи» (словарь, предложения, поручения). 2) Речевой материал по математике. II. Текст «Класс». |
IX неделя
|
Формирование правильного произношения звука к Ударение в трехсложных словах. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: безударная о
|
II четверть |
|||
1. |
I.Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы автобиографического характера; о классе: ФИО учителей, воспитателя, обучающихся). Диалог по теме «Класс». II 1) Тема: «Осень» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по математике. |
I неделя
|
Формирование правильного произношения звука к Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: безударная о Выразительное чтение текста: «На уроке».
|
2.
|
I.Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с организацией учебной деятельности; вопросы о семье). Диалог по теме «Класс». II. 1) Тема: «Школа» (словарь, предложения, поручения). 2) Речевой материал по математике.
|
II неделя
|
Формирование правильного произношения звука м Работа над речевым дыханием и темпом. Правило орфоэпии: безударная о Повествовательная интонация.
|
3. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о школе, классе; поручения). II. 1) Тема: «Режим дня школьника» (предложения, вопросы). 2) Речевой материал по математике. |
III неделя
|
Формирование правильного произношения звука м Работа над речевым дыханием и темпом. Правило орфоэпии: безударная о Работа над диалогом. |
4. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня: время года, месяц, день недели). Диалог по теме «Игрушки». II. 1) Тема: «Семья» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по математике. |
IV неделя
|
Формирование правильного произношения звука н Работа над ударением. Дифференциация звуков: м-н Выразительное чтение текста.
|
5. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (этикет; вопросы об учащихся класса, о дежурстве). II. 1) Тема: «Мебель» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «В умывальной». |
V неделя
|
Формирование правильного произношения звука л Правило орфоэпии: безударное о Вопросительная интонация. Работа над диалогом.
|
6. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с организацией учебной деятельности; вопросы о классе). II. 1) Тема: «Одежда. Обувь» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по математике. |
VI неделя
|
Формирование правильного произношения звука л Правило орфоэпии: безударное о Дифференциация звуков л-н Работа над диалогом.
|
7. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года, месяцах, днях недели; поручения). II. 1) Тема: «Зима» (словарь, предложения, вопросы). Тема: «На ёлке». (словарь, словосочетания, предложения). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «Школа». |
VII неделя
|
Формирование правильного произношения звука ф Работа над речевым дыханием. Правило орфоэпии: звонкая согласная в словах с предлогами.
|
III четверть |
|||
1. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня; поручения, связанные с организацией учебной деятельности). II. 1) Тема: «Зимние каникулы» (предложения, вопросы). 2) Речевой материал по РР (выполнение поручений с отчетом с глаголами: дай, положи, возьми, читай, рисуй, пиши). 3) Речевой материал по математике. |
I неделя
|
Формирование правильного произношения звука в Работа над ударением. Вопросительная интонация. Выразительное чтение текста.
|
2. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения; автобиографические вопросы; о школе). II. 1) Тема: «Зимние забавы» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по РР: слова, обозначающие действие (читает, пишет, ловит, сидит, стоит, бежит, идет). 3) Речевой материал по математике. |
II неделя
|
Формирование правильного произношения звука в Работа над ударением. Повествовательная интонация. Дифференциация звуков: в-ф
|
3. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о классе; о временах года). II. 1) Тема: «Забота о птицах» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по РР (глаголы: ест, пьет, режет). 3) Речевой материал по математике (примеры). |
III неделя
|
Формирование правильного произношения звука й Работа над темпом. Вопросительная интонация. Работа над диалогом.
|
4. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о погоде, временах года, месяцах, днях недели; поручения, связанные с организацией учебной деятельности). II. 1) Диалог по теме «Фрукты». 2) Речевой материал по РР (кто? что?). 3) Речевой материал по математике (сравнение чисел). |
IV неделя
|
Формирование правильного произношения йотированного звука я Работа над ударением. Вопросительная интонация. Работа над диалогом.
|
6. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о школе и городе, где мы учимся; поручения по организации учебной деятельности). II. 1) Тема: «Улица» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по РР (кто? что делает?). 3) Речевой материал по математике. |
VI неделя
|
Формирование правильного произношения йотированного звука ё Работа над ударением. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: звонкая согласная на конце слова.
|
7. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года, погоде; дни недели; о классе; поручения). II. 1) Тема: «Части тела человека» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по РР: диалог на тему «Овощи». 3) Речевой материал по математике. |
VII неделя
|
Формирование правильного произношения йотированного звука ю Работа над ударением. Вопросительная интонация. Работа над диалогом.
|
8. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о классе, дежурстве; времена года, дни недели; поручения по организации учебной деятельности). II. 1) Тема: «Праздник» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по РР (диалог «Знакомство с куклой»). 3) Речевой материал по математике. |
VIII неделя
|
Формирование правильного произношения йотированного звука е Словесное ударение. Вопросительная интонация. Выразительное чтение текста.
|
9. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (времена года; дни недели; вопросы к началу/окончанию занятия; поручения). II. 1) Тема: «Весна» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «Восьмое марта».
|
IX неделя
|
Формирование правильного произношения звука с Словесное ударение. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: двойные согласные.
|
IV четверть |
|||
1. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (дни недели, число; поручения). II. 1) Тема: «Весенние каникулы» (предложения, вопросы). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «Весна». |
I неделя
|
Формирование правильного произношения звука ш Слитность и речевое дыхание. Вопросительная интонация. Правило орфоэпии: безударная гласная о
|
2. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы к началу дня; о дежурстве, о классе). II. 1) Тема: «Работа весной» (словарь, предложения, поручения). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «Семья». |
II неделя
|
Формирование правильного произношения звука ш Слитность и речевое дыхание. Дифференциация звуков с-ш Правило орфоэпии: безударная гласная о
|
3. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о погоде; времена года; поручения). II. 1) Тема: «Профессии» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по РР (выполнение поручений с отчетом). 3) Речевой материал по математике. |
III неделя
|
Формирование правильного произношения звука х Слитность и речевое дыхание. Правило орфоэпии: безударная гласная о. Выразительное чтение текста.
|
4. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с началом/окончанием занятия; автобиографические вопросы). II. 1) Тема: «Зоопарк» (словарь, поручения, вопросы). 2) Речевой материал по математике.
|
IV неделя
|
Формирование правильного произношения звука з Слитность и речевое дыхание. Правило орфоэпии: безударная гласная о. Работа над диалогом.
|
5. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о днях недели; поручения). II. 1) Тема: «Транспорт» (словарь, поручения). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «В парке». |
V неделя
|
Формирование правильного произношения звука з Слитность и речевое дыхание. Правило орфоэпии: безударная гласная о. Дифференциация звуков с-з
|
6. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (времена года, месяцы; поручения к окончанию занятия, связанные с учебной деятельностью). II. 1) Тема: «Можно - нельзя» (словарь, предложения). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «Дежурные». |
VI неделя
|
Формирование правильного произношения звука ж Интонация вопросительного предложения. Дифференциация ш-ж Выразительное чтение текста.
|
7. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения, связанные с учебной деятельностью; вопросы о классе, городе). II. 1) Тема: «Растения леса» (словарь, предложения). 2) Речевой материал по РР. 3) Речевой материал по математике. |
VII неделя
|
Формирование правильного произношения звука р Правило орфоэпии: безударная гласная о. Выразительное чтение текста.
|
8. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (вопросы о временах года; признаки лета, летние месяцы; поручения, связанные с организацией учебной деятельности). II. 1) Тема: «Лето» (словарь, предложения, вопросы). 2) Речевой материал по РР. 3) Речевой материал по математике (геометрические фигуры).
|
VIII неделя
|
Формирование правильного произношения звука б Словесное ударение. Дифференциация звуков б-п Выразительное чтение текста.
|
9. |
I. Речевой материал обиходно – разговорной речи (поручения к началу/окончанию урока; вопросы о семье, классе, школе). II. 1) Тема: «Летние каникулы» (предложения, вопросы). 2) Речевой материал по математике. III. Текст «Летом». |
IX неделя
|
Формирование правильного произношения звука д Слитность и речевое дыхание. Дифференциация звуков д-т Работа над диалогом.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.