Программа по родной литературе
Оценка 4.6

Программа по родной литературе

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
Взрослым
01.02.2023
Программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе 35.01.23.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС  С(П)ОО)  среднего (полного) общего образования .

 

 

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «Здвинский межрайонный аграрный лицей».

 

Разработчик: Бекарева Лариса Геннадьевна , преподаватель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.    СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.    Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

4.    условия реализации программы учебной дисциплины

 

5.    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины «Родная литература» является частью образовательной программы среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Родная литература» входит в общеобразовательный цикл  на базе  основного общего образования  с получением среднего общего образования (ППКРС) с учетом требований ФГОС  .

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Формирование общего представления об историко-литературном процессе. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений отношении языковых единиц и текстов, разных функционально-смысловых типов и жанров; поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

1. развитие эстетического сознания через освоение наследия русских мастеров слова;

2. формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое и духовное многообразие окружающего мира;

3. формирование умения аргументировать собственное мнение.

Метапредметных:

1. развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений;

2. развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,

3.выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Предметных:

1. овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы.

2. формирование коммуникативной грамотности;

3. формирование практических умений и навыков по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров.

В результате изучения учебной дисциплины «Родная литература» обучающийся должен: Уметь:

- чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

- соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение).

Знать/понимать:

-  взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

- необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- восприятие родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры.

1.4. Планируемые результаты

В результате изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской родной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении сибирской литературы в русской литературе;

о произведениях новейшей родной  литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в  отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

1.5. Количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов, самостоятельная работа 36 часов.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Содержание рабочей программы основной общеобразовательной учебной дисциплины ОУД .12 «Родная литература»

Введение:  Литературная столица Сибири  - Новосибирск

Сибирская фольклористика: проблематика, жанры.

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель

Формирование  рукописной литературы  в Сибири  в   ХVII – ХVIII  веках Сибирская летопись. Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания. Характеристика летописания (в летописи излагается русская сибирская) история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири).  Летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской.  Летопись создавалась многими авторами, в ней отразились идеология верхов феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния. Летопись - произведение эпическое и лирическое одновременно.

Литература в начале XIX века.

Литература сибирская и ее направления Сибирь – место ссылки. «Сибирские строки» декабристов. Роль декабристов в развитии культуры Сибири. Н..Белоголовый «Воспоминания сибиряка». В. Михеев «Учитель». Из лирики сибирских поэтов. Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале». Стихи декабристов периода ссылки. Вильгельм Кюхельбекер и Александр Бестужев. Творчество Александра Одоевского. Стихотворение «Утро». Представления о жизни и творчестве декабристов в Сибири, о быте и нравах сибиряков в XIX веке, о сибирской интеллигенции и её вкладе в российскую культуру. Отражение образа жизни ссыльных дворян в поэзии.

Ершов Петр Павлович: биография, личная жизнь, творчество, память Народно-смеховые традиции в драматическом анекдоте «Суворов и станционный смотритель»

«Сибирский казак» П. П. Ершова: литературная традиция и оригинальный характер Своеобразие романтического цикла «Осенние вечера»

Ф.М. Достоевский. «Записки из мёртвого дома»: реалистическое изображение мира каторжан, христианские идеи автора. Ф.М. Достоевский. Анализ произведения Записки из Мёртвого дома Достоевского

Воссоздание сибирской журналистики. Публицистика Н.М. Ядринцева.

Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века Серебряный век русской поэзии в Сибири: Петр Людовикович  Драверт. Жизнь. Творчество. Личность. «Байкальские сонеты», «Из якутских мотивов», «Самоедскую девушку с круглым лицом», «Четыре», «Бродяга»,«Моей собаке». Сибирь как родная и отдельная страна. Научная точность наблюдения забайкальскими пейзажами, способность отделять главные признаки от второстепенных, выбирать наиболее точные слова и образы для выражения какого-либо явления, профессиональный «взгляд геолога», проникающий за пределы видимого и дающий возможность более глубокого понимания истины. Комплексное мироощущение, охватывающее все стороны бытия. Ориентация на опыт космического переживания загадок бытия. Выбор твѐрдой стихотворной формы сонета для преодоления хаотичности мира, утратившего высокие ценностные ориентиры. Теория литературы. Лирика. Лирический герой. Сонет., Георгий Вяткин. Д. Алтаузена, И. Уткина,  И. Рождественского.

“Король” писателей - Антон Сорокин.

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Гражданская война  в Сибири.

Страницы биографии А.И. Солженицын  А.И. Солженицын  «Архипелаг ГУЛАГ». Особенности жанра и художественной образности. Главы истории Сиблага.

Виктор Петрович Астафьев. Жизнь. Творчество. Личность.

«Звездопад». «Прости меня».Тема первой любви во время войны. Обвинение войне, лишающей человека возможности любить, разъединяющей два чистых сердца. Память о любви, тоска по ней способ нас делать жизнь «легче среди серых будней». Основная мысль повести: нельзя, чтобы перед слепой силой войны обрывалась любовь.Теория литературы. Повесть. Пьеса.

Александр Валентинович Вампилов. Жизнь. Творчество. Личность. Судьба. «Старший сын». Нравственная проблематика пьесы. Особенности драматической интриги в драме. Сложности человеческой судьбы в изображении драматурга. Мастерски выписанная интрига пьесы: обман семьи Сарафановых двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой. Размышления драматурга о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. Извечная тема дома как символа мироздания. Приемы создания комических положений и характеров. Комедийные приемы развития сюжета: подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, 9 самозванство, искренняя вера в розыгрыш, психологически точно и верно воспроизводящие атмосферу неустроенного быта, распадающихся семейных связей. «Утиная охота». Нравственная проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Трагедия одиночества, ведущая к разрушению и гибели человеческой души. Психологическая раздвоенность в характере героя: высокий духовный взлет и слабость натуры героя: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь. Черты трагикомедии. Приемы психологической драмы. «Утроение» финала. Смысл открытого финала пьесы. Теория литературы. Пьеса. Комедия. Психологическая драма. Трагикомедия.

Новосибирская           писательская          организация

Н.Я. Самохин. Жизнь и творчество Рассказы. Искренняя симпатия автора к людям  честным, нетерпимым к пошлости и хамству.

М.Н. Щукин. Жизнь и творчество Роман «Имя для сына».

Исследование социального явления  злоупотребления властью в произведениях  М.Н. Щукина

Михеев Михаил Петрович Жизнь и творчество Михеев - основоположник детективного жанра в литературе Новосибирска. фантастические повести и рассказы .Вирус В-13», «Милые роботы».

Михаил Яковлевич Черненок. Жизнь и творчество

Михаил Черненок - сибирский "Сименон". Легенды Новосибирской области

Детектив как жанр произведений Михаила Черненка

Творчество новосибирских поэтов.

Здвинские  поэты и писатели

Николай Иванович Тельпухов. Станислав Федорович  Старостин,

Владимир Алексеевич Суханов

Поэты села Здвинск

 

 

2.2.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

 

- теория

60

- практические занятия

12

Самостоятельная работа студента (всего)

36

Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета

 

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины

 Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  самостоятельная работа

ЛР , ОК

Объем часов

Уровень освоения

Введение

1

Литературная столица Сибири  - Новосибирск.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

 

1

1

Сибирская фольклористика: проблематика, жанры.

2

Обрядовый фольклор Сибири.

1

1

3

Бытовой  фольклор Сибири.

1

1

4

Практическое занятие №1

Музыкальный фольклор Сибири.

1

1

5

Контрольная работа №1по теме: Сибирская фольклористика: проблематика, жанры.

1

1,2

 

Самостоятельная работа обучающихся №1 Подготовка презентаций, реферативная работа.

Тема : Бытовой фольклор Сибири.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

 

 

 

Формирование  рукописной литературы  в Сибири  в   ХVII – ХVIII  веках

6

Возникновение литературы Сибири, XVII век

ЛР 8 Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности».

 

1

1

7

Практическое занятие №2

Дьякон Савва Есипов - первый сибирский писатель.

1

1

8

Значение изучения Есиповской летописи

1

1

9

Контрольная работа №2 по теме: Формирование  рукописной литературы  в Сибири  в   ХVII – ХVIII  веках

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся №2 Подготовка презентаций, реферативная работа. Тема : Дьякон Савва Есипов– первый сибирский писатель. 

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ЛР 8 Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности».

6

 

Литература Сибири  в начале XIX века.

10

Литература сибирская и ее направления.

 

 

 

 

ЛР 8 Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности».

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

1

1,2

11

Два взгляда на Сибирь в краевой литературе 19 века.

1

2,3

12

Сибирь – место ссылки. «Сибирские строки» декабристов.

1

1,2

13

Романтизм в Сибири: традиции и особенности

1

1,2

14

Ершов Петр Павлович: биография, личная жизнь, творчество, память.

1

1,2

15

«Сибирский казак» П. П. Ершова: литературная традиция и оригинальный характер.

1

1,2

16

Народно-смеховые традиции в драматическом анекдоте П. П. Ершова «Суворов и станционный смотритель».

1

1

17

Своеобразие романтического цикла «Осенние вечера».

1

1,2

18

Ф.М. Достоевский. «Записки из мёртвого дома»: реалистическое изображение мира каторжан, христианские идеи автора.

1

2,3

19

Практическое занятие №3

Ф.М. Достоевский. Анализ произведения «Записки из мёртвого дома» Достоевского.

1

1,2

20

Творческий путь В. Г. Короленко.

1

1,2

21

Сибирские рассказы. Тема пробуждения народа В. Г. Короленко.

1

1,2

22

Творчество сибирских поэтов Д.П. Давыдова и И.В. Федорова-Омулевского   .                                                                                                              

1

1,2

23

Воссоздание сибирской журналистики. Публицистика Н.М. Ядринцева.

1

1

24

Контрольная работа №3  по теме: Литература Сибири в начале XIX века.

1

1,2

 

Самостоятельная работа обучающихся№3 Подготовка презентаций, реферативная работа.

Темы : Ершов Петр Павлович: биография, личная жизнь, творчество .

Ф.М. Достоевский. Анализ произведения «Записки из Мёртвого дома»

Публицистика Н.М. Ядринцева.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ЛР 8 Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности».

 

6

 

Литература Сибири  20 века

25

Серебряный век русской поэзии в Сибири: Пётр  Драверт, Георгий Вяткин.

ЛР 16 Принимать основы экологической культуры, соответствовать современному уровню экологического мышления, применять  опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

1

1,2

26

Творчество поэтов Сибири.

1

1

27

Практическое занятие №4

Король” писателей  - Антон Сорокин.

1

1,2

28

Антон Сорокин- страницы биографии.

1

1,2

29

Энтузиазм строительства социализма в лирике  Д. Алтаузена, И. Уткина,  И. Рождественского.

1

1,2

30

Лирика Рождественского.

1

1

31

Героическая летопись военных лет в Сибири в стихах поэтов-сибиряков.

1

1,2

32

Поэт-исследователь Л. Мартынов. Плотная метафоричность его творчества.

1

1,2

33

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Гражданская война  в Сибири.

1

1,2

34

Страницы биографии А.И. Солженицын 

1

1

35

 Солженицын  «Архипелаг ГУЛАГ». Особенности жанра и художественной образности. Главы истории Сиблага.

1

1,2

36

Контрольная работа за 3 семестр

1

1,2

37

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны

1

1,2

38

Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности .

1

1

39

«Страницы биографии В.М. Шукшина.

1

1,2

40

Практическое занятие №5

 «Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина»

1

1,2

41

Образ «чудика» в рассказах. Самобытность языка.

1

1,2

42

Очерк жизни и творчества А.В. Вампилова.

1

1

43

Нравственная проблематика пьес Вампилова

1

1,2

44

Практическое занятие №6

Нравственные искания героев в пьесах А. Вампилова

1

1,2

45

Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма.

1

1,2

46

В.П.  Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба»

1

1

47

Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»

1

1,2

48

Практическое занятие №7

Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

1

1,2

49

В.Г. Распутин. Повесть « Прощание с  Матёрой» – интерпретация мифа о конце света.

1

1,2

50

Практическое занятие №8

Актуальные и вечные проблемы в повести

В.Г. Распутина  «Прощание с Матёрой»

1

1

51

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести

1

1,2

52

Контрольная работа №4 по теме:  Литература Сибири 20 века

1

1,2

 

Самостоятельная работа обучающихся №4

Подготовка презентаций, реферативная работа.

Темы : Серебряный век русской поэзии в Сибири Король” писателей - Антон Сорокин. Нравственная проблематика пьес Вампилова.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

6

 

Новосибирская           писательская          организация

53

Н.Я. Самохин. Жизнь и творчество

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

 

1

1

54

Рассказы Самохина.

1

1,2

55

Искренняя симпатия автора к людям  честным, нетерпимым к пошлости и хамству.

1

1,2

56

М.Н. Щукин. Жизнь и творчество

1

1,2

57

М.Н. Щукин Роман «Имя для сына».  

1

1

58

Практическое занятие №9

Исследование социального явления  злоупотребления властью в произведениях  М.Н. Щукина

1

1,2

59

Михеев Михаил Петрович Жизнь и творчество

1

1,2

60

Михеев - основоположник детективного жанра в литературе Новосибирска.

1

1

61

фантастические повести и рассказы .Вирус В-13», «Милые роботы».

1

1,2

62

Михаил Яковлевич Черненок. Жизнь и творчество

1

1,2

63

Практическое занятие №10

Михаил Черненок - сибирский "Сименон". Легенды Новосибирской области

1

2,3

64

Детектив как жанр произведений Михаила Черненка

1

1

65

Практическое занятие №11

Творчество новосибирских поэтов.

1

1

66

Контрольная работа №5 по теме: Новосибирская           писательская          организация

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся №5 Подготовка презентаций, реферативная работа.

Темы  Творчество новосибирских поэтов.

М.Н. Щукин Роман «Имя для сына».  

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

 

 

6

 

                                       

 

   Здвинские  поэты и писатели

67

Николай Иванович Тельпухов. Жизнь и твочество.

ЛР 17 Проявлять  ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

 

 

1

1

68

Станислав Федорович  Старостин. Жизнь и твочество.

1

1,2

69

Владимир Алексеевич Суханов. Жизнь и твочество.

1

1,2

70

Практическое занятие №12

Поэты села Здвинск

1

1,2

71

Контрольная работа №6 по теме: Здвинские  поэты и писатели

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся №6

Подготовка презентаций, реферативная работа.

Темы : Творчество Тельпухова Н.И.

Творчество Старостина .

 

6

 

 

72

Дифференцированный зачет

 

1

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

        

 

3.Характеристика основных видов учебной деятельности ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Сибирская фольклористика: проблематика, жанры.

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; самооценивание и взаимооценивание

Формирование  рукописной литературы  в Сибири  в   ХVII – ХVIII  веках

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Литература в начале XIX века.

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Литература 20 века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения

Новосибирская           писательская          организация

Аудирование; групповая аналитическая работа с текста- ми литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Здвинские  поэты и писатели

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.     Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете для дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с ФГОСС(П)ОО.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

 

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

Личностные:

·         развивать эстетическое сознание через освоение наследия русских мастеров слова;

·         формировать целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое и духовное многообразие окружающего мира;

·         сформировать умения аргументировать собственное мнение

Метапредметные:

·         развивать логическое мышление, самостоятельность и осмысленность выводов и умозаключений;

·         уметь организовать свою деятельность, определять её цели и задачи,

·         выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

·         овладевать навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы.

·         сформировать коммуникативную грамотность;

·         сформировать практические умения и навыки по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров.

·         чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

·         видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

·         соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

 

 

Анализ и оценка результатов самостоятельной работы

·         анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

Наблюдение за действиями обучающихся

·         соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения;

Анализ и оценка действий обучающихся

·         выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

Наблюдение

·         вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение).

Сравнение с эталоном

Знания:

Подготовка сообщений

·         взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

Оценка устных ответов

 

·         осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

Оценка творческих работ

·         испытывать необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Практическая работа

·         воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Тестовое задание

·         осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры.

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговые контрольные и тестовые задания к элективному курсу «Сибирская литература» 

I уровень

1. Фольклор - это

а) устное народное поэтическое творчество,

б) устное поэтическое, изобразительное и музыкальное творчество народа,

в) устное творчество людей дописьменной эпохи.

2. Сибирский фольклор - это

а) фольклор русских переселенцев,

б) фольклор  коренных народов Сибири,

в) свой ответ.

3. Первым сибирским писателем называют

а) Василия Корнильева,

б) Савву Есипова,

в) Семёна  Ремезова.

4. Первым памятником официального сибирского летописания

считается

а) «История Сибирская» или «Ремезовская летопись»,

б) «Есиповская летопись»,

в) «Кунгурский летописец».

5. Самый популярный жанр сибирской литературы в начале  

ХVIII века

а) житие,

б) летопись,

в) сказание.

6. "Иртыш, превращающийся в Ипокрену" (1789-1791годы) -

а) единственный в  Сибири журнал этого периода,

б) единственный провинциальный журнал в России в эти

годы.

7. Перечислите известные вам произведения П.П. Ершова.

8. Кому из сибирских поэтов принадлежат строки:

          1) Славное море – священный Байкал!

           Славный корабль – омулёвая бочка.

           Эй, баргузин, пошевеливай вал,

            Молодцу плыть недалечко.

            2) Вот полночною порой

            Свет разлился над горой,-

            Будто полдни наступают;

            Стали бегать и кричать

            И пшено с вином клевать…

          3) Люби свою страну не той пустой любовью,

            Что с звуками речей уносится, как дым,

            Ты жертвуй для неё и плотию и кровью,

            Делися с ней трудом и разумом своим.

а) П.П. Ершов,

б) И.В. Фёдоров – Омулевский,

в) Д.П. Давыдов.

9. Улица Ядринцевская в Новосибирске названа в честь Н.М.

Ядринцева. Кто он такой?

а) видный общественный деятель,

б) поэт,

в) публицист.

10. Соотнесите авторов и следующие произведения сибирской

тематики: рассказ «Сон Макара», цикл очерков «Карандашом

с натуры», книгу «Сибирь как колония»:

а) Н.М. Ядринцев,

б) Н.Г. Гарин – Михайловский,

в) В.Г. Короленко.

11. Закончите строчку Л.  Мартынова, вспомнив имя сибир-

ского писателя начала ХХ века, называвшего себя «королём

писателей».

        Вы знаете, что в Омске жил король,

        Король писателей - …………………..,

        И пламенно играл он эту роль,

        И были помыслы его высоки…

12.Кому принадлежат роман « Два мира» и повесть « Щепка»?

а) В.Шишкову,

б) В. Зазубрину,

в) Вс. Иванову.

13. Перечислите известные  вам фамилии сибирских поэтов-

фронтовиков.

14. Кто автор книги о коренном сибиряке охотнике-следопыте

Дерсу Узала?

а) А.Л. Коптелов,

б) В.К. Арсеньев,

в) М.И. Ошаров.

15. Напишите названия известных вам сибирских журналов

XIX-XX веков.

16. Какой сибирской поэтессе последней  четверти ХХ века

 посвящены  строки  Е. Стюарт:

    Я разглядеть секрета не  могу:

    Внимательно стихи её читаю

    И в них не всё порою понимаю,

    Но я себя её волненьем жгу?..

О ней же А. Горшенин говорит: «В её поэзии есть нечто колдовское, русалочье». А та же Е. Стюарт в одном из интервью признавалась: «Голос её завораживает, как флейта, гипнотизирует, как у Беллы Ахмадулиной, хотя природа таланта другая».

II уровень

17. Прокомментируйте с современной точки зрения фрагмент книги  Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония»:

 « В настоящее время много говорят о  вывозе  сибирских богатств, о сбыте их  вне  её пределов путём  улучшения  путей сообщения, но не  мешает подумать и о том, к чему  послужит этот вывоз при нерациональных и хищнических  способах  эксплуатации – к чему, как не к  окончательному расхищению, истреблению и истощению последних  запасов и произведений  природы. Истощение это замечается на  каждом шагу: это видно в выгорании лесов, в истреблении зверя, в вывозе сырья и  в  истощении почвы.»

18. Отграничьте романтические произведения от реалистических:

а) В.Г. Короленко «Сон Макара»

б) П.П. Ершов «Сузге»

в) И.Т. Калашников «Дочь купца Жолобова»

г) В.Г. Распутин «Пожар»

д) М.Н. Щукин «Имя для сына»

19. Определите, каким размером написано:

     Василий Фёдоров

И давней битвы рваный след

Спокойно обведя рукою,

Он скажет:

В дни народных бед

Сибирь стояла под Москвою.

     Борис Богатков

Впереди -  города пустые,

Нераспаханные поля.

Тяжко знать, что моя Россия –

От того леска не моя…

   Леонид Мартынов

Лети же в то рыло, тяжёлый снаряд,

Отсюда, из дальнего тыла,

Сибирь в тот снаряд смертоносный заряд

Рукою могучей вложила.

20. Расставьте в хронологической последовательности появление жанров сибирской литературы: донос, летопись, рассказ, повесть.

21. Объясните причины появления самобытного сибирского жанра доносов.

22. В книге «Сибирь как колония», приуроченной к 300-летию присоединения Сибири к России, Н.М. Ядринцев рассуждает об «областном типе» русской народности на Востоке ( в современной интерпретации – сибирском менталитете).

Какие черты характера, по- вашему, его отличают?

Благодаря чему  сформировались характерные черты сибирского  менталитета?

23.Попытайтесь объяснить причину огромной популярности в начале 70-х песни сибиряка Г. Карпунина «Синильга», проанализировав поэтический текст:

         Росу голубую склевала синица.

         Над Южным болотом дымится рассвет.

         Мы снова уходим и снова Синильга

         Берёзовой веточкой машет вослед.

        Куда ж мы уходим, и что же нас гонит?

        Какая по свету ведёт нас судьба?

        Мы встретимся завтра в пустынном вагоне,

        И ты улыбнёшься: привет, старина!

        А помнишь, как вместе с тобою мы жили

        И слали проклятья бродячей судьбе?

        Мы станем иными, мы  станем чужими,

        Изменим друг другу и сами себе.

        Ребята, ребята, мы будем бессильны

        Вернуть удивительный этот рассвет,

        Ведь только однажды, однажды Синильга

        Берёзовой веточкой машет вослед.

24.В фильме «Москва слезам не верит» в частной беседе были перечислены 3 самых талантливых поэта, с точки зрения говорившего: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский. Предложите свой список из 3 современных сибирских поэтов.

25. Восстановите названия известных произведений сибирских писателей: В.М. Шукшин «Я пришёл дать вам …», В.П. Астафьев «… детектив», М.Н. Щукин «Встречь…»

26. В разные периоды культурными центрами Сибири становились Тобольск, Иркутск, Омск…  Приведите доказательства того, что современный Новосибирск имеет право претендовать на звание культурной столицы Сибири.      

Ключ к итоговым контрольным и тестовым заданиям

по сибирской литературе

1. б

2. в

3. б

4. б

5. б

6. б

7. свободный ответ

8. 1)в 2)а 3)б

9. а, в

10. а – "Сибирь как колония", б – "Карандашом с натуры", в – "Сон Макара"

11. Антон Сорокин

12. б

13. свободный ответ

14. б

15. свободный ответ

16. Нина Грехова

17. свободный ответ

18. б, в – а, г, д

19. ямб, анапест, амфибрахий

20. летопись, повесть, донос, рассказ

21. свободный ответ

22. свободный ответ

23. свободный ответ

24. свободный ответ

25. "Я пришёл дать вам волю", "Печальный детектив", "Встречь солнцу"

26. свободный ответ

Вопросы для входного  контроля  к  факультативному курсу

« Сибирская литература »

1. Сибирская литература. Есть ли она вообще и что это такое?

2. Известны ли вам особенности сибирского фольклора? Какие?

3. Какие черты сибирского менталитета вы считаете главными, основными?

4. Выберите фамилии писателей-классиков  XIX века, которые писали о Сибири, назовите произведения: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н.  Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко.

5. Какого сибирского автора XIX века, написавшего популярную сказку, современники называли « жар-птицей из холодных краёв»?

6. Перечислите имена поэтов-декабристов, сосланных в Сибирь.

7. В честь кого получила название улица Ядринцевская?

8. Что вы знаете о литературной деятельности основателя Новониколаевска  Н.Г. Гарина-Михайловского?

9. Назовите имена писателей ХХ века, связавших свою творческую судьбу с Сибирью.

10. С творчеством кого из сибирских поэтов  ХХ века вы знакомы?

Ответы на большинство вопросов свободные.   

5. – П.П. Ершов.

7. – общественный деятель, писатель-публицист Н.М. Ядринцев.  


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

П рограмма учебной дисциплины разработана на основе

П рограмма учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины «Родная литература» обучающийся должен:

В результате изучения учебной дисциплины «Родная литература» обучающийся должен:

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов…

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов…

Количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов, самостоятельная работа 36…

Количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов, самостоятельная работа 36…

Байкальские сонеты», «Из якутских мотивов», «Самоедскую девушку с круглым лицом», «Четыре», «Бродяга»,«Моей собаке»

Байкальские сонеты», «Из якутских мотивов», «Самоедскую девушку с круглым лицом», «Четыре», «Бродяга»,«Моей собаке»

Исследование социального явления злоупотребления властью в произведениях

Исследование социального явления злоупотребления властью в произведениях

Сибири в ХVII – ХVIII веках 6Возникновение литературы

Сибири в ХVII – ХVIII веках 6Возникновение литературы

В. Г. Короленко. 1 1,2 22Творчество сибирских поэтов

В. Г. Короленко. 1 1,2 22Творчество сибирских поэтов

Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности

Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности

Антон Сорокин. Нравственная проблематика пьес

Антон Сорокин. Нравственная проблематика пьес

Антон Сорокин. Нравственная проблематика пьес

Антон Сорокин. Нравственная проблематика пьес

Литература 20 века Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с…

Литература 20 века Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с…

Метапредметные: · развивать логическое мышление, самостоятельность и осмысленность выводов и умозаключений; · уметь организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, · выбирать средства реализации…

Метапредметные: · развивать логическое мышление, самостоятельность и осмысленность выводов и умозаключений; · уметь организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, · выбирать средства реализации…

Оценка творческих работ · испытывать необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Оценка творческих работ · испытывать необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Итоговые контрольные и тестовые задания к элективному курсу «Сибирская литература»

Итоговые контрольные и тестовые задания к элективному курсу «Сибирская литература»

В.Г. Короленко. 11. Закончите строчку

В.Г. Короленко. 11. Закончите строчку

Отсюда, из дальнего тыла, Сибирь в тот снаряд смертоносный заряд

Отсюда, из дальнего тыла, Сибирь в тот снаряд смертоносный заряд

Я пришёл дать вам волю", "Печальный детектив", "Встречь солнцу" 26

Я пришёл дать вам волю", "Печальный детектив", "Встречь солнцу" 26
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023