Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
города Таганрога Ростовской области
«Утверждаю» |
Директор МОБУ лицея № 33 |
Приказ от 30.08.2019г. № 670 |
_________________ Т.Г. Еретенко |
(подпись руководителя) (ФИО) |
МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по русскому языку,
основное общее образование, 8а класс.
Количество часов: 105.
Учитель: Романова Оксана Владимировна.
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской (М., Дрофа, 2012) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Учебный год: 2019-2020
1. Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку, 8а класс, основное общее образование. Учитель: Романова Оксана Владимировна |
|
«___»________________2019г. _____________Н.Н. Олейникова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку, 8а класс, основное общее образование. Учитель: Романова Оксана Владимировна |
|
«___»______________2019г. _____________И.Б. Фатун |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (Приказ № 1677 от 29 декабря 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ № 506 от 07 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ № 535 от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ № 581 от 20 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- Образовательная программа МОБУ лицея № 33 на 2019-2020 учебный год.
Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам. Рабочие программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений по программе М.М.Разумовской и П.А. Леканта. М.: «Планета», 2012.
Нормативная продолжительность изучения содержания программы соответствует учебному плану основного общего образования - 3 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 105 часов, в том числе на контрольные работы отводится 8 часов и работы по развитию речи 16 часов.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание учебного предмета направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- совершенствование знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи учебного предмета в 8 классе по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МОБУ лицея № 33. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку и авторской программой учебного курса под редакцией М.М.Разумовской.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями
общения.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (самостоятельные и проверочные работы, работы по развитию речи).
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя:
- учебник (Русский язык 8 класс. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов. М.: Дрофа, 2012 г.);
- методическое пособие для учителя (Русский язык 8 кл.: Методические рекомендации для учителя под ред. М.М.Разумовской.М.: Дрофа, 2012г.).
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Личностные результаты изучения русского языка:
- осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения – русским;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и
-развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе);
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения русского языка в основной школе.
Обучающийся научится:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
- владеть техникой чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Раздел II «Содержание учебного предмета»
Функции русского языка в современном мире. (1 час)
Повторение пройденного в 5 – 7 классах. (14 часов)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (10 часов)
Словосочетание. Повторение пройденного о словосочетании в 7 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения. (18 часов)
Главные члены предложения
Повторение пройденного
материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о
сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения
с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим,
выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного
материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение
(ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению
(времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения. (16 часов)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным
членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая
роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени
и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения. (9 часов)
Повторение изученного об
однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами
(соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и
неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные
знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных
членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность
постановки знаков препинания.
Рассуждение на основе литературного произведения.
Обращение, вводные слова и междометия. (10 часов)
Распространенное обращение.
Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные
предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные
знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные
и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов
и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными
словами и вводными предложениями, междометиями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения. (17 часов)
Понятие
об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих
членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая
роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и
их синтаксические синонимы. Характеристика человека как вид текста;
строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь. (4 часа)
Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки
препинания при цитировании.
Синтаксические
синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь
косвенной. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности
строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (6 часов)
Раздел III «Тематическое планирование»
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы (с __ по __ ) |
Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
Введение |
1 |
Русский язык в семье славянских языков |
1 |
04.09 |
|
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах |
14 |
Речь. Разновидности речи. Стили речи |
2 |
05.09- 05.09 |
|
Правописание прилагательных, причастий и наречий. |
5 |
11.09 – 19.09 |
СР |
||
Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Основные виды компрессии. |
5 |
19.09 – 02.10 |
Изложение |
||
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Анализ допущенных ошибок. |
2 |
03.10 – 03.10 |
КР |
||
Синтаксис и пунктуация |
10 |
Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний |
6 |
16.10 – 24.10 |
|
|
|
Предложение и его типы. Интонация простого предложения. Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение». |
4 |
30.10 – 06.11 |
КР |
Двусоставные предложения |
18 |
Типы предложений. Двусоставное предложение. Главные члены предложения, их функция. Тире между подлежащим и сказуемым. |
6 |
07.11 -27.11 |
СР |
Второстепенные члены предложения, их функции. Порядок слов в предложении |
7 |
28.11 – 12.12 |
|
||
Репортаж. Его тематика, задачи речи. Репортаж – описание. |
3 |
12.12 – 19.12 |
|
||
Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения». Анализ контрольной работы. |
2 |
19.12 – 25.12 |
КР |
||
Односоставное предложение |
16 |
Виды односоставных предложений. |
10 |
26.12 – 23.01 |
КР |
Назывные предложения. Неполные предложения. |
5 |
29.01 – 06.02 |
Тест |
||
Статья в газету. Понятие о жанре. |
1 |
06.02 |
|
||
Предложения с однородными членами. |
9 |
Понятие об однородности членов предложения. Средства связи между однородными членами предложения. |
5 |
12.02 – 27.02 |
|
|
|
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». |
4 |
27.02 – 05.03 |
КР |
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. |
10 |
Предложения с обращениями. |
3 |
11.03 – 12.03 |
|
Понятие вводности как речевой категории. Вводные слова, предложения и знаки препинания при них. Предложения с вставными конструкциями. |
4 |
18.03 - 25.03 |
|
||
Предложения с междометиями и словами да, нет. |
3 |
26.03- 02.04 |
КР |
||
Предложения с обособленными членами. |
17 |
Понятие об обособленных второстепенных членах предложения. |
5 |
02.04 – 22.04 |
|
Сочинение на лингвистическую тему. |
2 |
23.04 - 23.04 |
Сочинение |
||
Обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения. |
3 |
29.04 - 30.04 |
Тест |
||
Обобщение изученного об обособленных членах предложения. |
3 |
22.04- 27.04 |
КР |
||
Портретный очерк. Типы речи, композиция, языковые особенности. Контрольное изложение с элементами сочинения в жанре портретного очерка. |
4 |
06.05 – 13.05 |
Изложение
|
||
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. |
4 |
Прямая речь и ее оформление. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. |
4 |
14.05 – 21.05 |
|
Обобщение и систематизация изученного в 8 классе. |
6 |
Словосочетание и предложение. Предложения с однородными членами. |
2 |
21.05 - 27.05 |
Тест |
Итоговая контрольная работа. Анализ допущенных ошибок. |
2 |
28.05-28.05 |
КР |
||
Жанры публицистики. |
1 |
29.05 |
|
||
Обобщение и систематизация изученного в 8 классе.
|
1 |
30.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.