Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 35
________Н.И. Боцакова
«01» сентября 2016г.
Программа социализации и духовно-нравственного воспитания
«Я расту»
для учащихся 5-9 класса
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 11-16 лет
Разработчик: Митина М.В.
г. Комсомольск-на-Амуре
2016г.
Содержание:
1. |
Паспорт программы |
|
2. |
Пояснительная записка |
|
3. |
Цель и задачи программы |
|
4. |
Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования |
|
5. |
Основные направления |
|
6. |
Содержание программы |
|
7. |
Совместная деятельность школы, семьи и общественности |
|
7.1 |
Ученическое самоуправление |
|
7.2 |
Работа с родителями |
|
7.3 |
Работа с социальными партнерами |
|
8. |
Критерии, показатели эффективности |
|
9. |
Планируемые результаты программы |
|
|
|
|
1. Паспорт программы:
Наименование ОУ |
МОУ СОШ № 35 г. Комсомольска-на-Амуре |
Название программы |
«Я расту» для учащихся 5-9 класса |
Сроки реализации |
2016-2021 гг. |
Цель программы |
Социально-педагогическая поддержка становления и развития грамотной личности, высоконравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях нашего народа, принимающий активное участие в судьбе школы, классного коллектива, города, края и страны. |
Задачи программы |
В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности; • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом; • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В области формирования социальной культуры: • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования; • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп; • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям; • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии Хабаровского края и России; • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России. |
Законодательная база |
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, - Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае», - в соответствии с законом РФ «Об образовании»и конвенцией о правах ребенка, - в соответствии с общешкольной воспитательной программой социализации и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ СОШ № 35 «Лаборатория успеха». |
2. Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране все чаще отмечается отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность, отсутствие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточно уважение к самобытной культуре своего народа, что в результате приводит к отрицательному влиянию на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом к низкой общей культуре подрастающего поколения.
Этим обусловлена актуальность разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, которая предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа обеспечивает:
Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.
Программа «Я расту» разработана на основе следующих документов:
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования,
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России,
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае»,
- в соответствии с законом РФ «Об образовании» и конвенцией о правах ребенка,
- в соответствии с общешкольной воспитательной программой социализации и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ СОШ № 35 «Лаборатория успеха».
Программа, согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания обучающихся, логически продолжает основные направления программ для начальной школы:
Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков 11-15 лет.
После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.
Основными идеями программы являются:
1.Идея развития:
- развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
- развитие личности учащихся;
- развитие педагогической системы школы в целом.
2. Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству;
- творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.
3. Идея сотрудничества:
- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
- совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
3. Цель и задачи программы
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития грамотной личности, высоконравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях нашего народа, принимающий активное участие в судьбе школы, классного коллектива, города, края и страны.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии Хабаровского края и России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов Дальнего Востока, России.
4. Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.
Критерием систематизации и разделения ценностей по определенным группам являются источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Система базовых национальных ценностей:
• Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, экологическая культура, природоохрана;
• Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.
Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.
Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения.
Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
5. Основные направления
Кластер «Я - гражданин»
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов; правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
Кластер «Я – человек»
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
Задачи:
Кластер «Я и труд»
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
Задачи:
• вырабатывать у обучающихся мотивацию к учебному труду, развивать познавательную активность через осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности человека;
• способствовать развитию у обучающихся стремления к познанию, трудолюбия, целеустремленности, добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда;
• помогать школьникам осознавать свои познавательно-деловые интересы, способности и использовать их для приобретения практического опыта, достижения важных для себя результатов.
Кластер «Мой жизненный выбор»
Ценности: самоопределение, самовоспитание, самоуважение, познание, социальная роль, жизненный выбор, профессия.
Задачи:
Кластер «Я и природа»
Ценности: экологическая безопасность; экологическая грамотность; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Задачи:
Кластер «Я и здоровье»
Ценности: жизнь во всех её проявлениях, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни.
Задачи:
· знакомить учащихся с нормами здорового и безопасного образа жизни в целях сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья;
· учить оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
· создать условия для осознанного самостоятельного выбора подростками стиля поведения, привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
· развивать у школьников упорство, волю, настойчивость, выносливость, убежденность в выборе здорового образа жизни;
· сформировать осознанное отношение к выбору индивидуального рациона здорового питания и овладение современными оздоровительными технологиям, в том числе на основе навыков личной гигиены;
· учить самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожаю безопасности здоровья;
· способствовать формированию готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний.
Кластер «Я и культура»
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, стиль поведения, культура внешности, культура общения, бытовая культура, культура речи, правила поведения в обществе, этикет и речевой этикет.
Задачи:
· способствовать усвоению подростками эстетических ценностей – через отделение красивого от безобразного в культуре, общественном и личном опыте;
· создать условия для развития у школьников чувства прекрасного и эстетического вкуса, желания и готовности к восприятию и оценке красоты в искусстве, природе, обыденной действительности;
· создать условия для развития творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической культуры, их стремления к художественному творчеству, к деятельности, приносящей радость и добро людям;
·
создать
условия для формирования культуры общения, поведения, эстетического участия в
мероприятиях.
6. Содержание программы
Содержание кластера «Я - гражданин»:
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
· проблемно-ценностное общение · социальное творчество · туристско-краеведческая деятельность · трудовая деятельность · общественно – полезная · социально-коммуникативная |
· тематические классные часы; · встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; · посещение музеев, встреч с ветеранами войны и труда; · конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике; · участие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике; · мероприятия месячника оборонно-массовой и патриотической работы; · благотворительные акции; · конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на патриотическую тематику; · реализация социальных проектов. |
· День Российского флага; · Митинг, посвящённый окончанию Второй мировой войны · День народного единства; · День толерантности; · Месячник гражданско-патриотического воспитания; · Уроки мужества; · День космонавтики; · Акция «Поздравляю» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда); · День защитника Отечества; · Социальный проект «Виват! Победа!»;
|
Содержание кластера «Я – человек»:
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
|
|
|
Содержание кластера «Я и труд»:
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
|
· интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции; · творческие объединения по интересам в классе и в школе; · творческие конкурсы; · интеллектуальные викторины; · предметные вечера; · литературные гостиные; · читательские конференции; · экскурсии в музеи, посещение выставок; · часы общения и беседы; · встречи с интересными людьми |
· организация дежурства по классу и школе; · организация субботников по уборке территории школы; · выставки декоративно-прикладного творчества; · Брейн-ринг; · Интеллектуальный марафон; · предметные недели; · конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; · Фестиваль профессий; · социальный проект «Все профессии важны». |
Содержание кластера «Мой жизненный выбор»:
На ступени 5-7 классов программные мероприятия направлены на воспитание любви к труду, уважения к людям труда; расширение и углубление представления о различных профессиях, формирование основ профессиональной направленности и профессионального самопознания, развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, проявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений.
На ступени 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки Программа ориентирована на содействие в осуществлении оптимального выбора для учащихся, то есть построение индивидуальной образовательной траектории, выбор учащимися дальнейшего индивидуального учебного маршрута, формирование УУД, способствующих развитию качеств «самости» (самостоятельность, самообучение, саморазвитие, самоопределение). Взаимодействие с ВУЗами и СУЗами. Диагностики и самодиагностики, профтестирование.
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
· проектная и учебно-исследовательская деятельность · проблемно-ценностное общение · социальное творчество · игровая деятельность · познавательная · социально-коммуникативная · профессиональная проба |
5-7 классы: беседы, классные часы, викторины, конкурсы, устные журналы, экскурсии, встречи с интересными людьми, кружки, фестивали, реализация социальных проектов. 8-9 классы: индивидуальные, групповые, фронтальные; беседы, экскурсии, деловые игры, конференции, тренинги, профильные школы на базе СПО и ВУЗов города |
· Фестиваль профессий; · социальный проект «Все профессии важны»: · Цикл классных часов: -«Познай себя и других», -«Мой нравственный выбор», -«Учись учиться», -«Самовоспитание», -«Выбор профессии»,
|
Содержание кластера «Я и природа»:
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
· проблемно-ценностное общение · социальное творчество · туристско-краеведческая деятельность · трудовая деятельность · игровая деятельность · познавательная · общественно полезная · социально-коммуникативная · проектная и учебно-исследовательская |
· беседы, часы общения; · просмотры обсуждение кинофильмов, видеофрагментов; · экскурсии; · туристические походы, походы, поездки; · конкурсы, викторины, фестивали; · экологические творческие проекты; · агитационные выступления; · ориентированные акции, добрые дела, социальные проекты |
· тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; · участие в экологических акциях; · организация экскурсий в музей; · экологические субботники; · организация и проведение походов выходного дня; · участие в экологических конкурсах; · День Земли, · День тигра; · День водных ресурсов; · День охраны природных заповедников; · Фестиваль проектов и агитбригад «Лосось – рыба мира», · песенный экологический фестиваль; · конкурс плакатов «Сохраним Природу»; · фотовыставка «Мир вокруг нас»; · участие в районных, конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии; · акции «Чистая река», «Чистый город», · экологический отряд «Зеленый патруль». |
Содержание кластера «Я и здоровье»:
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
· проблемно-ценностное общение · социальное творчество · игровая деятельность · познавательная · спортивно-оздоровительная деятельность · социально-коммуникативная · проектная и учебно-исследовательская · общественно полезная |
· классные часы, беседы; · спартакиада; · Малые олимпийские игры; · профилактические программы; · акции; · социальные проекты; · спортивные секции; · добровольное тестирование на раннее выявление употребления ПАВ |
· проведение ежегодного месячника «За здоровый образ жизни»; · День Здоровья; · участие в районном конкурсе «Безопасное колесо», «Школа безопасности», Внимание! Дорога!»; · акция «Мы выбираем жизнь!»; · спортивные мероприятия; · беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика заболеваний»; · участие в районных массовых спортивных мероприятиях; · Фестиваль социальных проектов «Жизнь прекрасна, когда безопасна» |
Содержание кластера «Я и культура»:
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Ключевые дела |
· проблемно-ценностное общение · познавательная · эстетическая · художественное творчество · социально-коммуникативная |
· беседы, часы общения; · встречи с интересными людьми; · просмотры обсуждение кинофильмов, видеофрагментов; · экскурсии (включая заочные); · посещение музеев; · конкурсы, викторины, фестивали; · презентации, выставки, творческие проекты; · театрализации, агитационные выступления; · концерты, тематические программы, праздники |
· выполнение творческих заданий по разным предметам; · подготовка концертов к праздникам «День матери», «День учителя», «День Победы», «Мы поздравляем милых дам»; · школьные мероприятия эстетической направленности; · День вежливости; · Фестиваль «Коренные народы ДВ», · Неделя культуры ДВ, · участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества; · участие в муниципальных конкурсах рисунков и плакатов; · совместные мероприятия с библиотекой |
7.Совместная деятельность школы, семьи и общественности
Для организации образовательного процесса, направленного на воспитание и социализацию школьников на ступени основного общего образования, Программа предполагает развитие взаимодействия и социального партнёрства школы с другими социальными субъектами и общественностью, а так же участие учащихся класса в управлении образовательным и воспитательным процессами.
7.1. Ученическое самоуправление
Цель самоуправления– привлечение учащихся к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом, приобретение учащимися умения решать управленческие задачи.
Цели работы Классного совета:
1. Обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями;
2. Приобретение детьми знаний, умений и навыков самоуправления; демократического стиля взаимоотношений между учащимися, родителями, учителями.
Задачи работы совета:
1. Формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности;
2. Оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.
Принципы работы совета:
Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:
7.2. Работа с родителями
№ |
Направление взаимодействия |
Формы работы |
1 |
· Повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) |
Родительский лекторий, семинары, тренинг для родителей, педагогический практикум, консультации психолога |
2 |
· Знакомство родителей с результатами учебной и творческой деятельности, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
Посещение уроков и внеурочных мероприятий, родительские собрания, школьные конференции, индивидуальные встречи, творческие отчеты учащихся, детские презентации, мастерские, посещение детских выставок |
3 |
Участие родителей в управлении классом и школой |
Работа родительского комитета, творческих групп родителей, участие в работе Профилактического совета, Общешкольного родительского комитета, Попечительского совета школы. |
4 |
Проведение совместных мероприятий по направлениям программы воспитания и социализации обучающихся |
Коллективно-творческие дела, проекты, исследовательские работы, часы общения, праздники, походы, поездки, игры, Дни творчества, спортивные праздники |
5 |
Индивидуальная работа с родителями (законными представителями) детей, требующих повышенного педагогического внимания, а также работа с проблемными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении |
Индивидуальные беседы, консультации психолога, педагога по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, инспектора ПДН, специалиста по работе с семьёй отдела социальной защиты населения, специалистов отдела опеки и попечительства, посещение на дому |
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
7.3. Работа с социальными партнерами
Формы взаимодействия:
Социальные партнеры:
· Кванториум;
· Краевой дом молодежи, Центр молодежных инициатив,
· Краеведческий музей,
· Музей изобразительного искусства,
· ЦВР «Юность»,
· Библиотеки им. Горького и им. Островского;
· Театр драмы, ТЮЗ,
· ГДТДиМ, ДДТ,
· Комсомольский заповедник,
· Холдоми,
· АмГПГУ, КнАГТИУ, СПО города,
·
Городская
служба психологов.
8. Критерии, показатели эффективности
Мониторинг эффективности реализации программы «Я расту»
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы воспитания и социализации выступают:
Основные принципы организации мониторинга:
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации
Цель мониторингового исследования – изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально организованной деятельности.
Этапы исследования:
1.Контрольный этап (диагностический срез)
2.Формирующий этап (реализация Программы воспитания и социализации)
3.Интерпретационный этап (после апробирования Программы воспитания и социализации)
Методы мониторинга:
В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Критерии оценки эффективности реализации
Ожидаемые результаты |
Критерии отслеживания результата |
Методики |
Охват внеурочной деятельностью |
1. Занятость учащихся во внеурочное время |
сводная таблица |
Состояние преступности |
1.Отсутствие правонарушений и отсева учащихся; |
количество учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД |
Уровень воспитанности |
1.Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям; 2. Демонстрация знаний этикета и делового общения; 3. Овладение социальными навыками |
сводная таблица по классам |
Сформированность познавательного потенциала |
1. Освоение учащимися образовательной программы 2. Развитость мышления 3. Познавательная активность учащихся 4. Сформированность учебной деятельности |
1. Школьный тест умственного развития 2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 4. Педагогическое наблюдение |
Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника |
1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета поведения |
1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Педагогическое наблюдение. |
Сформированность нравственного потенциала |
1. Нравственная направленность личности 2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" 2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" 3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" 4. Метод ранжирования |
Сформированность физического потенциала |
1. Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств личности |
1. Состояние здоровья выпускника школы 2. Развитость физических качеств личности 3. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика 4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств 5. Отсутствие вредных привычек |
Сформированность эстетического потенциала |
1. Развитость чувства прекрасного 2. Сформированность других эстетических чувств |
|
Результативность работы ДО |
1. Эффективность деятельности органов, объединений. 2. Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми. |
Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся» Сводная таблица |
Результативность в городских, краевых, всероссийских конкурсах, мероприятиях |
Имидж школы |
Сводная таблица |
Оценка микроклимата в школе |
1. Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса 2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку. 3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях. 4. Нравственные ценности. 5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. |
Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика С.М. Петровой «Пословицы» Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности». Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора». Анкета «Что такое счастье?» Игра «Фантастический выбор» Анкета «Моя семья». Методика Е.Н. Степановой «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Методика А.А. Андреева. «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Анкета для старшеклассников. |
Сформированность общешкольного коллектива |
1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. Развитость самоуправления 3. Сформированность совместной деятельности школы, семьи и общества |
1. Анкетирование; 2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой; 3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова; 4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова; 5. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева; 6. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева; 7. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова. 8. Методика "Наши отношения" |
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью |
1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) |
1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3. Анкета "Ты и твоя школа" 4. Социометрия 5. Сводная ведомость трудоустройства выпускников |
Интеграция учебной и внеучебной деятельности. |
1. Рост познавательной активности учащихся. 2. Наличие высокой мотивации в учебе. 3. Расширение кругозора учащихся. 4. Самореализация в разных видах творчества. 5. Самоопределение после окончания школы. |
Анализ результативности участия во внеклассной работе. Анкета «Зеркало». Анкета «Патриот». Анкета «Что вам интересно?» Анкета «Анализ интересов и направленности подростков». Анкета «Интересы и досуг». Анкета «Профориентация подростков. Анкета «Познавательные потребности подростка». Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост» |
9. Планируемые результаты программы
Модель выпускника основной школы.
Выпускник основной школы — это человек:
· любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
· осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
· активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
· умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
· социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
· уважающий других людей;
· умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
· осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
· ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Планируемы результаты кластера «Я-гражданин»:
· ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
· знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, Приморского края, основных прав и обязанностей граждан России;
· системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
· представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
· понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
· уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
· знание национальных героев и важнейших событий истории России;
· знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
· позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина.
Планируемые результаты кластера «Я-человек»:
Планируемые результаты кластера «Я и труд»:
· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· ценностное и творческое отношение к учебному труду;
· знания о различных профессиях;
· навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
· опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Планируемые результаты кластера «Мой жизненный выбор»:
· сформированность у школьника представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей.
· готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
· знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
· сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов.
Планируемые результаты кластера «Я и природа»:
· осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
· начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
· умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
· знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
· знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии;
· знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
· знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
· умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
· умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
· умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
· отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях
· проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
· формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
· овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
· опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Планируемые результаты кластера «Я и здоровье»:
· ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,
· знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
· знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни;
· умение выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
· знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
· формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
· резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
· умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
· понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
· умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
· проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
· формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
· овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с здоровым образом жизни и здоровьем людей.
Планируемые результаты кластера «Я и культура»:
· ценностное отношение к прекрасному;
· понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
· способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
· опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
· представление об искусстве народов России;
· опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
· интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности
· опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
· опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;
· следование общепринятым нормам и правилам поведения в семье, коллективе, обществе (этикет и речевой этикет).
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.